Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема нарративности во фрагментарной прозе : на материале литературы XX века Тарнаруцкая, Елизавета Вадимовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарнаруцкая, Елизавета Вадимовна. Проблема нарративности во фрагментарной прозе : на материале литературы XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Тарнаруцкая Елизавета Вадимовна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т].- Самара, 2012.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1377

Введение к работе

В диссертации анализируется специфическая художественная форма - фрагментарная проза, сочетающая некоторые черты нелинейного письма и пространственной формы. В литературе ХХ в. стратегия фрагментарности, нарушения причинно-следственных и временных связей радикализуется: текст часто намеренно строится как система разрывов, языковых сложностей, и все художественные средства направлены на то, чтобы затруднить и затемнить фабулу. Синонимами такой фрагментарной прозы становятся термины «нелинейная проза», «гипертекст» и «пространственная форма».

Фрагментарная проза в широком смысле, несмотря на ослабление синтагматических, то есть логически-последовательных связей, остается фрагментарной лишь отчасти, поскольку линейность гипотетически восстановима при помощи расстановки частей текста, изображающих события во временной или причинной последовательности; кроме того, средством связности текста может быть сцепление по принципу ассоциации. Фрагментарная проза в узком смысле (именно в этом значении термин употребляется в диссертации) отказывает читателю в возможности мысленно восстановить линейную последовательность изображаемых событий. Актуализация парадигматических связей здесь означает авторскую работу по созданию акаузальных принципов объединения текста. Изломанной оказывается не только дискурсивная ткань, но и глубинные смысловые, импликативные связи произведения.

Фрагментарная форма отражает представление о мире как о пространстве разрывов и фрагментов. Человеческой ограниченной логике отказывается в возможности обнаруживать тайные связи между частями, видеть целое и обобщать. Однако даже наиболее сильная радикализация повествовательных разрывов не рассеивает повествовательную историю. Она продолжает существовать и функционировать и в стилистически затрудненных текстах. Поэтому главной проблемой фрагментарной прозы является проблема существования и функционирования нарративной истории.

Таким образом, новизна исследования определяется, тем, что фрагментарность впервые рассматривается в контексте сложных взаимоотношений художественной формы и нарративной истории. Впервые ставится вопрос о повествовательной способности фрагментарной прозы. Это вписывается в тенденции современной гуманитаристики, которая говорит о «нарративном повороте» как о новой эпистемологической парадигме. В данном случае речь идет о нарративной истории в определении Ж.Женетта, который рассматривал историю как совокупность событий, являющихся объектом данного дискурса. Сама возможность существования истории во фрагментарном дискурсе представляется проблемной, так как фрагментарный дискурс призван артикулировать парадигматические связи и рассеивать синтагматические, за создание которых отвечает история. Тем не менее, история в дискурсивных текстах продолжает выстраиваться и приобретает специфические, несводимые к традиционным линейным формам черты.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, прояснением терминологической путаницы, неполноты определения и описания фрагментарной прозы, которые свойственны всем работам, посвящённые этой теме; с другой стороны, особенностями литературы ХХ – ХХI веков, которая открыто экспериментирует с поэтикой фрагментарности.

Таким образом, объектом данного диссертационного исследования является фрагментарная проза, а его предметом нарративная способность фрагментарной прозы.

Из постановки проблемы вытекает цель работы: исследовать формы и смыслы функционирования нарративной истории во фрагментарной прозе. Цель определяет ряд задач, которые решаются в диссертации:

    1. Определить и описать генезис и основные смысловые признаки фрагментарной прозы; разделить понятия «фрагментарная проза» и «монтаж».

    Рассмотреть фрагментарную прозу в контексте проблемы целостности произведения; уяснить специфику содержательного характера фрагментарной формы.

    Рассмотреть основные признаки нарративной истории на материале фрагментарной прозы и проследить взаимодействие фрагментарной формы и авантюрности.

    Рассмотреть формы функционирования смысла фрагментарной формы в контексте фикционального характера истории.

    На материале фрагментарной прозы ХХ века продемонстрировать взаимодействие фрагментарной формы и истории.

    В качестве материала исследования были использованы литературные произведения ХХ века: романы К.Вагинова, В.Каверина, В.Набокова, П.Улитина, Л.Гиршовича. Для анализа специфики авантюрности во фрагментарной прозе привлекалась повесть О. Мандельштама «Египетская марка». Намеренно были выбраны тексты, выполненные в разных стилистических техниках и ориентирующиеся на разные традиции, чтобы продемонстрировать широту диапозона фрагментарной формы. Неслучайно также анализируются произведения авторов ХХ века: хотя фрагментарная проза — явление вневременное, именно в ХХ веке идеи дискретности реализуются и смыслооформляются в полной степени.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Фрагментарная проза рассматривается в диссертации как специфическая художественная форма, впитавшая в себя характеристики фрагмента как жанра и отдельные черты дневниковой прозы. Соответственно, чрезвычайно важными для такого рода литературы остаются идеи незавершенности, плюралистичности и исповедальности. В широком смысле любая радикализация разрывов линейного повествования уже является признаком фрагментарности. Главным признаком фрагментарной прозы в узком смысле является необъяснимость фабульным или ассоциативным сцеплением мотивов выбора автором тех или иных повествовательных фрагментов.

    2. Механизмами, формирующими фрагментарность, являются приемы, разрушающие стройную композицию, затрудняющие движение истории. Фрагментарность способна создаваться за счет стилистических фигур, языковых игр, композиционных перестановок, сложной системы персонажей и других способов.

    3. Главной содержательной составляющей фрагментарной прозы является стремление к аутентичности изображения, предельной достоверности повествования. Истинная картина мира представляется автору лишенной линейной логики. Фрагментарность связывается с присущим человеческому мышлению способом воспринимать мир лишь частично и изнутри.

    4. Фрагментарность находится в сложных отношениях с нарративной историей. История пробивается через попытки фрагментарной формы ее нивелировать и затруднить понимание. Однако история остается неизменным атрибутом прозы, который гарантирует целостность произведения. Фрагментарная проза демонстрирует, что причинная и темпоральная связь не являются обязательными для истории, так как эти категории во фрагментарной прозе последовательно разрушаются, но история при этом не подвергается разрушению.

    5. Существование и функционирование истории обеспечивается субъектным-деятельностным компонентом, который остается неизменным при исчезновении других компонентов истории – причинности и темпоральности. Субъектно-деятельностный критерий предстает как манифестация права на динамику, свободу и ясность в запутанном, фрагментарном мире. Ярче всего соотношение субъекта и предиката (субъектно-деятельностный критерий истории) проявляется в авантюрной литературе. Авантюрная история продолжает присутствовать и в нелинейных фрагментарных текстах и предстает как означающее человеческой свободы.

    6. В соотношении с признанием и осознанием историей своего искусственного, выдуманного характера субъектно-деятельностный компонент истории не исчезает, но становится модусом ответственности субъекта за собственную свободу и поступок. В истории одновременно присутствуют два разнонаправленных смысловых вектора — вектор готовых, придуманных формул и вектор свободного права личности на поступок.

    7. Условность, выдуманность, нереференциональность истории предполагает отказ от чрезмерной серьезности и переводит историю на иной ценностный уровень – в пространство развлечения и игры. История снимает с литературы ответственность за продуцирование фундирующих, эссенциалистских смыслов и становится одним из средств удаления и снятия проблем.

    Методологической основой диссертации стали исследования В.Шмида, П.Рикера, Ж.Женетта, Дж.Принса, С.Четмена, В.И.Тюпы, Н.Д.Тамарченко, посвященные проблемам повествования. Важную помощь оказали работы русской формальной школы — в первую очередь, В.Б.Шкловского и Ю.Н.Тынянова. Были использованы также идеи Донецкой филологической школы, в частности, теория художественной целостности М.М.Гиршмана. На прояснение проблемы фикциональности нарративной истории оказали большое влияние работы по философии истории - Х.Уайта, А.Данто, Ф.Анкерсмта и А.Макинтайра. Глава, посвященная авантюрности, оформлялась с непосредственной оглядкой на работы М.М.Бахтина. Отдельно следует назвать работы С.Н.Зенкина, И.В.Саморуковой, Н.Т.Рымаря, которые повлияли на оформление концепции нарративной истории.

    Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении содержательного аспекта нарративных проблем. Выявлены смысловые и категориальные признаки истории. Дано развернутое определение фрагментарной прозы, и на примере разнохарактерных текстов продемонстрирован диапазон приемов фрагментарной формы. Полученные выводы могут быть использованы как при дальнейшей научной разработке проблем повествовательной формы, так и в учебном процессе в рамках общих теоретико- и историко-литературных, а также специальных курсов, чем определяется практическая ценность диссертации.

    Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета, на Летней школе по русской литературе на Карельском перешейке (2009, 2011) и в Санкт-Петербурге (2010), на конференции «Молодая филология» в Таллинне (Эстония, 2011), на конференции «Литература одного дома» в Государственном музее «ХХ век» в Санкт-Петербурге (2010), на конференции «Мортальный код в знаковых системах культуры» в г. Тверь (2012), а также на конференциях и научных семинарах, проходивших в вузах г.Самара («Литература и театр», 2010; «Коды русской классики», 2011; форумы «Межкультурный диалог и межкультурная коммуникация» 2009-2011).

    Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 207 наименований на русском и английском языках. Общий объем работы 192 страниц.

    Похожие диссертации на Проблема нарративности во фрагментарной прозе : на материале литературы XX века