Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Чистякова Юлия Александровна

Социальные презумпции как регулятор общественных отношений
<
Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений Социальные презумпции как регулятор общественных отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чистякова Юлия Александровна. Социальные презумпции как регулятор общественных отношений : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Н. Новгород, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/690

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философская характеристика социальных презумпций

1.1. Понятие и сущность социальных презумпций 11 -29

1.2. Нормативная и функциональная сущность социальных презумпций

1.2.1. Социальные презумпции в системе общественных регуляторов 30-47

1.2.2. Функции социальных презумпций 47-59

1.3. Классификация социальных презумпций 61-74

Глава 2. Правовые презумпции в системе нормативного регулирования

2.1. Понятие и сущность правовых презумпций 75-94

2.2. Классификация правовых презумпций 95-111

2.3. Социальные презумпции, закрепленные в нормах права 112-128

Заключение 129-133

Библиографический список

Введение к работе

В XX конце - XXI начале века в нашей стране произошли глобальные изменения, затронувшие все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Перемены в экономической сфере не могли не повлечь за собой переосмысление мировоззренческих взглядов на все остальные вопросы жизнедеятельности. Произошла утрата старых ценностей, игравших огромную роль в течение длительного периода времени и начался поиск новых. Однако искусственное создание и навязывание основ построения мировоззрения невозможно, хотя в последнее время речи о необходимости определения так называемой «национальной идеи» все громче и чаще звучат на государственном и местном уровне. Но "привить" желаемые идеи, мысли и взгляды довольно затруднительно даже отдельному человеку, не говоря о целой нации. Одновременно не утихают разговоры об утрате нашим народом издавна присущей ему высокой духовности, нравственности, национального самосознания.

На фоне сложившейся ситуации вполне логично возникает вопрос о том, что же могло бы ее исправить, поддержать, а в чем-то и восстановить. Что могло бы стать основой, которая сплотит общество, повысит моральный уровень и поможет преодолеть временные трудности. Поиск этой базы начался с девяностых годов XX века. В начале Россия пережила пик интереса к различным

I I

магам, колдунам, целителям и т.п.. Казалось, что они в состоянии поддержать человека в трудной ситуации, помочь ему справиться с трудностями, однако это ощущение оказалось обманчивым, более того, оно принесло больше вреда, чем пользы, так как из-за многочисленных обманов произошла утрата веры в устное и печатное слово и даже частичная утрата веры в самого человека. Одновременно наблюдалась попытка возврата к старым ценностям, прежде всего путем обращения к религии. Россияне начали посещать храмы, соблюдать религиозные обряды и традиции. Тем не менее, большинство делает это не из внутреннего убеждения, а скорее отдавая дань моде, в какой-то степени необходимость

подчинения религиозным правилам возместила части населения потребность подчинения чему-либо вообще. Конечно, религиозные нормы оказывают некоторое влияние на поведение человека, даже если он относит себя к атеистам, но говорить об определяющем значении религии в нашей стране было бы преувеличением. Одновременно наблюдается стремление к противоположному направлению - западным, прежде всего американским, ценностям, где деньги, выгода стоят на вершине ценностей и сквозь эту призму строится поведение людей и отношения в обществе. Однако большая часть наших граждан не в состоянии принять эти стандарты, так как они ощущают нехватку чего-то важного, необходимого для нормальной, комфортной в духовном плане жизни. Помимо этого обозначилась тенденция к формализации, "узакониванию" отношений, даже на бытовом уровне, нормы права стали предметом пристального внимания политиков, предпринимателей, средств массовой информации и рядовых граждан. Но писаное, позитивное право является скорее внешним регулятором, оно затрагивает видимые, а не глубинные отношения.

Как мы видим, в последние десятилетия появилось достаточно много различных направлений, с помощью которых делаются попытки создания новых приоритетов, способных нормализовать социальную атмосферу и упорядочить межличностные отношения. Каждое из них несет свои положительные и отрицательные стороны, и в каждом можно найти разумные и полезные моменты. Но по отдельности они не в состоянии выполнить миссию повышения уровня духовности в обществе, сплочения нации на основе глубинных, внутренних убеждений. Автор длительное время размышлял над вопросом о том, что могло бы стать такой основой, способной оказать помощь в достижении вышеобозначенных целей. На наш взгляд, это должно быть что-то, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности, закрепленное в большинстве норм и правил, регулирующих поведение человека. Вместе с тем, необходима связь этого явления с сознанием человека, с опытом и идеями прошлых поколений, с общими представлениями о мире, традициями и обычаями,

существующими в обществе. Такой основой, по нашему мнению, вполне может быть система социальных презумпций - предположений, проверенных многовековым общенародным опытом, затрагивающих основы бытия человека, отраженных в большинстве социальных норм и перешедших в разряд утверждений, полное опровержение которых нарушит представления человека о мире, самом себе и отношениях людей в обществе.

Исследованию презумпций в нашей стране уделяется не так много внимания. Детальной разработке и осмыслению подверглись лишь правовые презумпции - презумпции, прямо или косвенно закрепленные в нормах права. Но их изучение проводилось учеными-юристами, которые рассматривают данные презумпции с формально-юридической точки зрения, исключительно в правовом поле, в контексте функционирования презумпций как одного из способов фиксации юридической мысли. Правовые презумпции исследуются как данность, акцент делается на рассмотрения их влияния на правоотношения, то есть с утилитарной точки зрения. В иных научных сферах презумпции пока не стали самостоятельным объектом исследования. Однако данный феномен общественной жизни заслуживает не менее пристального внимания, чем другие, близкие к нему явления, такие, например, как постулаты, гипотезы, аксиомы и другие. На наш взгляд, назрела необходимость проведения комплексного социально-философского анализа этого явления, как с исторической, так и с перспективной стороны, поэтому в нашей работы мы рассматриваем презумпции, точнее, специфическую категорию презумпций - социальные презумпции - в качестве самостоятельного феномена социальной жизни.

Хотелось бы обратить внимание, что термина «социальные презумпции» до сих пор не существовало, он впервые вводится в настоящей работе. При его разработке автор основывался на интегрированных познаниях о социальных нормах, особенностях их зарождения и существования, в том числе о нормах права и реально существующем элементе - правовых презумпциях. Тщательный всесторонний анализ этих образований позволил прийти к мысли о том, что, во первых, все социальные нормы неразрывно связаны между собой и с мировоззрением человека, во-вторых, связь эта выражается в наличии специфического явления, которое в силу своего закрепления в большинстве социальных норм оказывает огромное влияние на сознание человека. По нашему мнению, этим явлением выступают именно социальные презумпции, что видно и из их определения, предложенного автором.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин, среди которых:

- наличие в современном российском обществе реальной проблемы поиска регуляторов, способных стабилизировать социальную и духовную ситуацию;

- существованием явления - социальных презумпций - которое в состоянии справиться с вышеуказанной задачей;

- необходимостью детального исследования данного явления с целью понимания механизма его воздействия на человека и общество для дальнейшего использования при изучении иных социальных явлений.

В современной научной литературе проблемы, связанные с необходимостью регулирования общественных отношений и поиском новых эффективных способов регулирования, являются многоуровневым предметом исследования в различных аспектах: философском, правовом, историческом, психологическом, педагогическом, социологическом и др..

Однако данная проблема в основном рассматривается с точки зрения анализа существующей ситуации и изучения влияния социальных норм различных групп на поведение людей в обществе. Попытки поиска новых возможностей и ресурсов для регулирования общественного поведения сосредоточены в основном не в научной, а в публицистической литературе, которая не отвечает требованиям классического научного исследования того или иного вопроса. Тем не менее, публицистические материалы наравне с

результатами статистических исследований послужили почвой для разработки отдельных вопросов.

В своей работе диссертант опирался на исследования, проведенные различными авторами в области рассмотрения сущности и значения социальных норм, их влияния на общественные отношения. Среди них труды Г.А. Аванесова, Л.А. Андреева, С.А. Даштамирова, М.И. Бобневой, О.М. Панфилова, Е.М. Пенькова и др., диссертационные работы Е.Н. Иеропольской, Н.И. Сидоренко и др.. Базисом для продолжения изучения отдельных групп социальных норм послужили исследования Т.А. Антоненко, Л.В. Афанасьевой, B.C. Нерсесянца, СВ. Сытина и др.. Определенный интерес представляют и взгляды зарубежных ученых по данной проблеме, таких, например, как Дж. Гиббс, Р. Моррис, М. Шмёкель и др. Особое внимание было уделено изучению идей о путях взаимодействия отдельных групп социальных норм, изложенных в вышеуказанных работах и в сочинениях таких современных немецких философов, как А. Баруцци, В. Хуббер, А. Шмидт и др.

Говоря о проблемах истинности социальных норм, в качестве основных теоретических положений по вопросам истины мы рассматривали тезисы, изложенные в работах X. Г. Гадамера, Н.П. Копцевой, Г.П. Корнева, Б.И. Липского, М.С. Строговича и др.

В качестве примера социальных презумпций автор проводит анализ социальных презумпций, закрепленных в нормах права. Изложение данного вопроса потребовало обращения к фундаментальным источникам в области философии права, среди которых труды Г. Гегеля, И. Канта, Локка, Монтескье и др., а также работ российских ученых: С.С. Алексеева, П. Новгородцева и др. Были также рассмотрены и современные взгляды и течения в области философии права, отраженные в трудах Л.В. Денисовой, А.Ф. Закомлистова, К. Зеельмана, Д.А. Керимова, А.А. Лицука, Н.Ф. Медушевской и др.. Наиболее значимыми работами для рассмотрения основных положений, касающихся правовых презумпций, их понятия, сущности и особенностей функционирования являются

монографии В.К. Бабаева и В.И. Каминской. Также были использованы труды Г. Ф. Дормидонтова, Д.И. Мейера, СО. Муромцева, и др. Современный взгляд на правовые презумпции находит отражение в статьях О.В. Жажиной, Н.С. Малеина, Ю.А. Серикова, А.Ф. Федотова, Н.Н. Цуканова и др. Если говорить о диссертационных исследованиях, то проблемы, связанные с правовыми презумпциями, нашли свое отражение в кандидатских диссертациях О.А. Кузнецова «Презумпции в российском гражданском праве» (2002 г.), К.К. Панько «Фикции в уголовном праве: в сфере законотворчества и правоприменении» (1998). Для рассмотрения правовых презумпций, закрепленных в современном немецком праве, были использованы материалы работ В. Брема, X. Брокса, Х.-М. Павловски и других.

Одной из действующих социальных презумпций по мнению автора является презумпция признания жизни человека высшей ценностью. Для рассмотрения данной социальной презумпции диссертант счел необходимым провести комплексное исследование социально-философских взглядов в отношении человеческой жизни, материалом для которого послужили труды Н.Н. Авдеевой, B.C. Барулина, В.Б. Кучевского, З.И. Рябикиной, Н.В. Хамитова и др..

При написании диссертационной работы автор широко использовал нормативно-правовой материал: российский, международный и зарубежный.

Объектом исследования данной диссертационной работы являются социальные презумпции как самостоятельный социальный феномен, зарождающийся и функционирующий в рамках общества; как один из возможных эффективных регуляторов общественных отношений. В качестве предмета исследования выступает социально-философский и практический анализ общей системы регулирования общественных отношений с выделением социальных презумпций как социального явления, способного сплотить общество и повысить уровень духовности и самосознания у граждан.

При написании работы автор в качестве основной цели преследовал обоснование необходимости признания существования социальных презумпций

как социального феномена, влияющего на жизнь общества. В соответствии с целью исследования поставлены следующие его задачи:

- выявление кардинально новых эффективных способов регулирования общественных отношений, одним из которых могут стать социальные презумпции;

- рассмотрение понятия и сущности социальных презумпций, их основных свойств, изучение процесса зарождения и существования социальных презумпций;

- анализ взаимодействия социальных презумпций с иными явлениями социальной жизни;

- исследование социальных презумпций как феномена, функционирующего в различных областях жизнедеятельности;

- проведение социально-философского анализа правовых презумпций с обоснованием разграничения правовых и социальных презумпций;

- изучение действующих социальных презумпций для подтверждения существования этого явления социальной жизни.

Для предоставления наиболее полной экспозиции философских и правоведческих идей по обозначенной проблеме в диссертации используется методология междисциплинарного исследования, которая базируется на принципах соотношения и взаимосвязи различных междисциплинарных аспектов, их взаимодействия и комплексности. Методологическую основу диссертации составляют следующие методы:

- методы индукции и дедукции, позволяющий провести изучение зарождения и развития социальных презумпций, выявить характерные для них черты;

- метод сравнительного анализа, выявляющий особенности различных подходов по проблемам, связанным с социальными нормами, и вопросам регулирования общественных отношений;

- метод социального детерминизма, объясняющий причинную обусловленность процесса накопления и передачи знаний и опыта в обществе;

- системный метод, помогающий рассмотреть социальные презумпции в совокупности с иными средствами и способами регулирования общественных отношений;

- метод синтеза, используемый для исследования интеграционных процессов в среде социальных норм.

Эмпирический материал, используемый в диссертации, получен из научных, литературных, художественных, справочных, периодических изданий, а также в процессе обсуждения данной проблемы с коллегами путем обмена мнениями по исследуемому вопросу.

Цели и задачи исследования, сформулированные выше, определяют основные теоретические позиции, которые могут рассматриваться как новаторские. Уже сам подход к проблеме и выявление нового социального явления - социальных презумпций - свидетельствует о новизне.

Новизна конкретных исследовательских результатов состоит в следующем:

- произведено социально-философское исследование регуляторов общественных отношений, при этом найден кардинально новый регулятор, которым являются социальные презумпции;

- выявлено и обосновано существование социальных презумпций, разработан понятийный аппарат, связанный с этим явлением. Социальные презумпции рассмотрены в историческом и современном контексте с учетом экономической, политической, социальной и духовной ситуации в России и мире. Проанализированы основные свойства и характерные черты данного явления, вычленена структура социальных презумпций;

- исследованы пути взаимодействия социальных презумпций с иными социальными явлениями, их интеграция в действующие социальные нормы, пути взаимодействия норм, содержащих социальные презумпции с иными социальными нормами и общественными явлениями; социальные презумпции рассматриваются как универсальный феномен, действие которого не может быть ограничено рамками какой-либо одной сферы жизнедеятельности;

проведен комплексный анализ правовых презумпций в социально-философском контексте, произведено разграничение правовых и социальных презумпций;

с учетом теоретических положений, выработанных в области существования и действия социальных презумпций, проведен анализ наиболее типичных примеров социальных презумпций - презумпции признания жизни человека высшей ценностью, действующей как в нашей, так и в других странах мира и презумпции доверия участников правоотношений, характерной для подавляющего большинства европейских стран (на примере Германии);

обозначены иные презумпции, закрепленные в различных группах социальных норм, которые потенциально могут перерасти в социальные презумпции.

Понятие и сущность социальных презумпций

На каждом этапе развития человечества можно выделить определенный пласт явлений, которые объективно существуют, развиваются, влияют на отдельных индивидов и общество в целом, однако не становятся самостоятельным объектом научного исследования. В ряде случаев подобные явления частично изучаются отдельными отраслями науки, но в полном объеме не представлены ни в одной из них. Автору представляется, что к данной группе явлений относятся и социальные презумпции.

Этот феномен косвенно затрагивается в рамках общей и социальной философии, психологии, социологии, отдельные аспекты освящены правовыми науками. Общая философия предоставляет методы исследования, определяет основные понятия, без которых невозможно научное познание. Социальная философия, социология и психология уделяют внимание формам управления обществом, уже существующим социальным нормам как средствам осуществления такого управления, обозначают фактически действующие социальные презумпции (впрочем, не называя их и не обозначая как самостоятельное явление). Правовые науки перечисляют действующие правовые презумпции, дают толкование и объясняют конкретные случаи их применения. Каждая из вышеперечисленных наук отражает лишь отдельную грань и делает акцент в основном на функциональном аспекте данного явления, то есть исследует с точки зрения полезности, возможностей использования, не вникая при этом в его сущность и природу. Такой подход существенным образом сужает возможности исследования социальных презумпций, что не только обедняет объем научного познания в целом, но и представляет затруднения в анализе функционирования уже сложившихся презумпций, их взаимодействия с иными явлениями. Вместе с тем, социальные презумпции объективно существуют, происходит постоянное формирование, развитие и отмирание, такие презумпции неизбежно влияют на мироощущение человека, на способ мышления и, в конечном итоге, представляют собой частичку общей картины мира, что служит основанием необходимости и актуальности исследования данного феномена.

Данная часть работы посвящена исследованию сущности социальных презумпций, путей их формирования, развития и отмирания; определению места социальных презумпций в системе социальных норм и отношений; рассмотрению порядка их взаимодействия с иными явлениями; изучению функций социальных презумпций; влиянию социальных презумпций на индивида и общество. Исследование проводится в рамках социальной философии, так как социальные презумпции - явление, которое может функционировать только в социуме, неразрывно связано с ним и не может быть рассмотрено вне рамок человеческого бытия; при этом используется терминология и методология, выработанная данной отраслью науки. Помещение исследование в поле социальной философии позволяет наиболее полно осветить данное явление, охватив все его грани.

Прежде всего, обратимся к этимологии слова "презумпция", которое происходит от латинского "praesumptio" - предположение, основанное на вероятности. Производные от этого латинского слова есть практически во всех языках, хотя их смысл не всегда совпадает. В английском языке первое значение "presumption" - "самонадеянность", также означает "предположение", "основание для предположения" и употребляется как правовой термин (пример: "presumption of innocence" - "презумпция невиновности"). Французское "presomtion" -"предположение, основанное на вероятности, во французском юридическом подъязыке существуют такие правовые термины, как неопровержимая презумпция (presomption definitive, irrefragable) и опровержимая презумпция (presomption juris tantum). В немецком языке слово "Prasumtion" - "презумпция" является прежде всего философским понятием, но употребляется и в качестве правового термина.

В русском языке слово "презумпция" - это заимствование, относится к разряду слов иностранного происхождения, хотя прочно вошло в литературный и разговорный русский язык. В "Современном словаре иностранных слов" "презумпция" определяется как "предположение, основанное на вероятности", в юридическом смысле - "признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное" [136, С. 486]. В словаре С.И.Ожегова "презумпция" обозначена как "предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное", приводя в качестве иллюстрации презумпцию невиновности [98, С. 516].

В настоящее время понятие "презумпция" широко используется в различных областях человеческой деятельности, свои презумпции встречаются практически в каждой сфере познания. В основе презумпции лежит предположение о чем-либо, это ядро, базис для ее формирования. Итак, вначале человек спрашивает себя о чем-то, толчком к таким размышлениям могут послужить либо события внешнего мира, либо мыслительная деятельность самого человека. На данном этапе главным становится вопрос, то есть сомнение, неуверенность. Всякое предположение связано с вероятностью чего-то иного. Сомнения - это неотъемлемое свойство каждого индивида, они побуждают к размышлениям, поиску, попытке доказать истинность или ложность того или иного суждения. Если изначальный вопрос действительно важен, затрагивает сущностные положения, то он возникает не спонтанно, у отдельного человека, а в том или ином виде занимает умы большинства членов общества, целых поколений, не утрачивает своей значимости на протяжении столетий. Тем не менее пока это всего лишь предположение, потенциальная возможность, вероятность, которые могут быть либо подтверждены, либо опровергнуты, отринуты и забыты как несостоятельные. На протяжении определенного периода времени происходит накопление опытных знаний, проверка степени важности вопроса - основы предположения -, суммарное количество положительных и отрицательных ответов на данный вопрос.

Социальные презумпции в системе общественных регуляторов

Социальные презумпции будучи вполне самостоятельным феноменом тем не менее не могут существовать вне иных социальных явлений, они должны быть включены в общую систему координат. Как мы отмечали ранее, функционирование социальных презумпций происходит через интеграцию их в совокупность действующих в обществе социальных норм. Для того, чтобы понять механизм реализации социальных презумпций в рамках социальных норм, необходимо вначале исследовать сами социальные нормы, а затем проследить пути проникновения и формы существования в них социальных презумпций.

В настоящее время под социальными нормами понимается совокупность действующих в обществе норм морали, религии, права и идеологии, некоторые авторы выделяют также нормы нравственности, этики, эстетики, [см. 22, 106, 186, 194] Несмотря на все различия данные нормы рассматриваются именно в их совокупности, единстве объекта воздействия - человека и общества; исследуя каждую из групп норм, мы находим элементы взаимовлияния и взаимопроникновения.

Среди социальных норм первыми сформировались нормы морали, которые в том или ином виде присутствовали с момента появления человеческого общества. Мораль определяет базовые понятия категорий Добра и Зла, дает общие направления отношений людей к этим категориям; при этом мораль рассчитана на человека вообще, обращена к каждому. С одной стороны, касаясь вневременных ценностей, мораль внеисторична и вечна. С другой, ее нормы несомненно напрямую связаны с тем обществом, в котором эти нормы действуют. Мишель Малерб писал: "... мораль - лишь свод правил, систематизированных или нет, которые соответствуют нравам общества" [86, С. 413]. И все-таки мораль - это одна из тех сфер, где широко распространены идеалы, здесь намечаются высшие цели, образцы идеального поведения. Вместе с тем, такие постулаты зачастую трудновыполнимы и рассматриваются как нечто правильное, но непрактичное. О.М. Панфилов отмечает: "Для нас моральные идеалы, ценности вообще в основном остаются абстракциями; большинство из нас разделяет утвердившееся мнение, что "идеалы, именно потому, что они идеалы, не могут быть реализованы" [104, С. 60]. Такая ситуация складывается еще и потому, что санкции за нарушение норм морали не выходят за рамки этой группы социальных норм, то есть индивид, нарушивший подобную норму, лишь подвергается осуждению остальными членами общества, что порой не имеет достаточного влияния на нарушителя (особенно если он заявляет, что не придерживается общепринятой морали). Нормы морали отличаются также тем, что они обычно не выражены в письменной форме, наличествуют в виде "неписаных" правил, не имеющих четкой формулировки.

Религиозные нормы, пожалуй, древнейшие из систематизированных социальных норм. Подобно нормам морали, религия сопровождала человечество практически с момента его зарождения. Согласно одному из определений религия - это прежде всего факт социальной жизни, представляет собой систему символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти представления и мотивации выглядели как естественно реальные [95]. Можно сказать, что религиозные нормы представляют собой одновременно и систему базовых идей бытия человека и свод правил поведения, которых он должен придерживаться; эти нормы зафиксированы в письменном виде, иногда сопровождаются официальным толкованием авторитетных представителей религии. Источники всех ныне действующих мировых религий были созданы на заре цивилизации, тем не менее, они настолько всеобъемлющи и конкретны, что необходимости в их дополнении новыми пока не возникает. Среди приверженцев определенной религии содержащиеся в ней нормы оказывают преобладающее воздействие на поведение членов общества. Человек, нарушивший религиозную норму, не только подвергается всеобщему осуждению, он должен понести определенное наказание и даже может быть исключен из этого общества. Санкции религиозных норм действенны своей неотвратимостью, при этом практически все религии содержат процедурные правила наложения и исполнения наказаний.

Религиозные и моральные нормы тесно связаны между собой. Прежде всего, у них один объект воздействия - формирование у человека и общества образов Добра и Зла, определение путей и форм взаимодействия человека с этими образами. Зачастую нормы морали вообще рассматриваются как принадлежность религии. С точки зрения религии моральные ценности имеют в своей основе ценности религиозные; монотеистические религии утверждают абсолютизм морального закона, рассматривая его не как естественный феномен развития общества, но как неотъемлемую часть Божественного закона. Действительно, в обществе, где присутствует религия, мораль не может быть внерелигиозна, в этом случае социальные нормы морали и религии переплетаются, объединяются, что усиливает их суммарное влияние. Нормы религии и морали выполняют схожие функции: они связывают отдельных индивидов, создавая общество, то есть общность, отличающуюся схожими интересами, представлениями; используя данные нормы люди разрешают межличностные конфликты; сочетание морали и религии создает базу для развития особой культуры. Таким образом, моральные и религиозные нормы невозможно полностью разграничить в общей системе социальных норм, они естественным образом образуют единый пласт в сознании членов общества.

Понятие и сущность правовых презумпций

Прежде всего, необходимо определить понятие правовых презумпций, это позволит более четко обозначить данное явление и отграничить от иных, сходных с ним по различным признакам. Для начала проанализируем существующие определения правовых презумпций.

Презумпции были известны еще римскому праву, которое использовало данные правовые конструкции как в процессе доказывания, так и при установлении каких-либо фактов. Г. Донатути выделяет следующие характерные черты правовых презумпций в римском праве [184, S. 421-424]:

1. презумпции - это правовые нормы,

2. которые предписывают признать истинными в суждении

3. в качестве доказанного факта факт, существование которого сомнительно,

4. пока не доказано обратное;

5. предполагаемый факт может быть внешним событием или фактом внутреннего порядка.

Презумпции в римском праве встречаются как в принципах права, в ответах юристов, так и в тексте закона, где получают эффективность правовой нормы. Несмотря на то, что презумпции достаточно широко использовались на практике (например, для определения статуса имущества воина, находящегося в плену, и для обозначения положения его жены и детей), изучению презумпций с теоретической точки зрения большого внимания в то время не уделялось.

На современном этапе существуют различные дефиниции правовых презумпций. Большой юридический словарь определяет правовую презумпцию как "предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное" [24, С. 535]. М.С. Строгович считает, что правовая презумпция представляет собой "общее правило, обязывающее суд признать определенный факт установленным или неустановленным, если по делу установлен другой факт (или акт), с которым это правило связывает заранее определенные следствия" [144, С. 168]. В.И. Каминская отмечает, что "правовой презумпцией является такое положение, выраженное прямо или косвенно в правовой норме, которым какой-либо порядок явлений в области отношений, возникающих из человеческого поведения, признается обычным, постоянным, нормальным и не требующим в силу этого специальных доказательств" [57, С. 3].

Определение, содержащееся в Большом юридическом словаре, на наш взгляд не затрагивает особенностей правовых презумпций, а лишь очерчивает общее понятие презумпции. Точки зрения М.С. Строговича и В.И. Каминской объединяет внимание к тесной связи правовой презумпции с нормой права, в то же время не совсем ясно, на чем базируется сама правовая презумпция, что может затруднить ее использование в правоприменительной практике (т.к. не выявлена сущность этого явления).

Я.Л. Штутин в свою очередь утверждает, что правовая презумпция - это логический прием, позволяющий суду в предусмотренных законом случаях или когда это естественно вытекает из смысла закона, признать истинным существование (несуществование) искомого факта, не требуя доказательства от стороны, ссылающейся на него, а также положить его в основание судебного решения, если этот юридический факт по предположению, основанному на общественной практике, является прямым следствием или причиной доказательственного факта (фактов) и не опровергнут в ходе судебного разбирательства" [173, С. 86]. Как видно из данного определения, Я.Л. Штутин относит правовую презумпцию к логическим приёмам и признает связь предположения, на котором основывается правовая презумпция, с "общественной практикой", то есть с теми социальными нормами, которые действуют в обществе. Также он отмечает взаимосвязь правовой презумпции не только с конкретной правовой нормой, но и со смыслом закона.

Ю.К. Осипов дает такое определение презумпции: "всякое предположение есть умозаключение, делаемое на основании каких-то одних известных фактов о вероятном существовании других" [38, С. 212]. Здесь в качестве главного признака правовой презумпции рассматривается её вероятный характер и необходима связь фактов для подтверждения или опровержения презумпции.

В.А. Витушко считает, что презумпция - это нормативные предписания и юридические факты, порождающие или утверждающие наличие субъективного права, если в процессе осуществления права не установлено других обстоятельств, отвергающих действие презумпции [38, С. 213]. В данном определении основное значение презумпции сводится к связи самой презумпции, играющей роль юридического факта, и возникающих при наличии этого факта последствий.

Несомненный интерес представляет исследование правовых презумпций, проведенное В.К. Бабаевым, так как он помимо детального анализа правовых презумпций затрагивает также и вопросы, касающиеся презумпций в целом, включая способы их формирования. В.К. Бабаев дает следующее определение презумпции: "презумпцию можно определить как предположение о наличии или отсутствии предметов (явлений), основанное на связи между ними и предметами (явлениями) наличными, подтвержденное предшествующей жизненной практикой" [15, С. 12]. рассматривая логическую природу презумпций, он выделяет такие их признаки, как:

- презумпции являются обобщениями индуктивного характера;

- они отражают "обычный характер" предметов или явлений материального мира;

- презумпции представляют собой обобщения вероятные;

- презумпции как обобщения возможны лишь в силу наличия всеобщей причинно-следственной связи между предметами и явлениями [15, С. 12]. В.К. Бабаев отмечает, что при формировании презумпции в основном используется индуктивный метод, то есть построение суждения ведется от конкретного к абстрактному. С этим нельзя не согласиться, так как презумпция базируется на разрозненных фактах и жизненных ситуациях, которые однако обладают свойством повторяемости. Он также отмечает двоякую связь презумпций с человеческой практикой, поскольку презумпции, с одной стороны, основываются на ней, а с другой, существующие презумпции находят применение в различных обстоятельствах. Эти положения в полной мере можно отнести и к социальным презумпциям.

Что касается правовых презумпций, В.К. Бабаев совершенно логично относит их к разновидности общих презумпций и определяет как закрепленное в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических фактов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом" [15, С. 14]. Данное определение правовой презумпции учитывает её связь с общечеловеческим опытом и одновременно отграничивает от иных презумпций, поскольку точкой приложения предположения становятся исключительно юридические факты, то есть обстоятельства, с которыми право