Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственный долг, права и обязанности человека как социальные регуляторы общественных отношений: социально-философский анализ Веригин, Андрей Борисович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веригин, Андрей Борисович. Нравственный долг, права и обязанности человека как социальные регуляторы общественных отношений: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Веригин Андрей Борисович; [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России].- Краснодар, 2012.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/451

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном гуманитарном дискурсе нет такой науки, которая в той или иной степени не отдала бы дань изучению проблемам морали, нравственности, прав и свобод человека, их соотношения и диалектики. Данная тема давно стала предметом многочисленных дискуссий. Постепенно научное содержание споров было вытеснено публицистичностью, откровенной бюрократической формалистикой и околонаучной фразеологией. Особенно ярко это проявилось в постперестроечный период в связи с поиском наиболее эффективной системы социальной регуляции. Теоретическое содержание проблемы нравственности, прав и свобод человека было элиминировано, предметом дискуссий стала борьба за эти права и «возрождение» нравственности, не связанные с научным поиском.

Действительно, политизация проблемы морали, нравственности, прав человека деперсонифицирует ее, а системообразующий принцип универсальности прав, согласующийся с процессами глобализации, оказывается некомплементарным принципу индивидуальной свободы, более того, иногда приходит в противоречие с процессом этнического ренессанса, провоцирует культурную депривацию.

В этой связи актуальность проблемы диалектики нравственного долга, прав и обязанностей человека состоит в необходимости возврата личности в эту проблему, а также в антропологизации прав человека. Это, в частности, означает, что она должна рассматриваться как социокультурная проблема, поскольку именно здесь возможно соотнесение ценностного контекста нравственного долга, прав и обязанностей человека с общечеловеческими ценностями.

Трансформация России, переход к рыночным отношениям сопровождался и сопровождается процессами реконструкции социально-экономических отношений, изменением социальных связей и ростом безработицы, изменением уровня и качества жизни, социального статуса ряда социальных групп, их социокультурной дезадаптацией, что обостряет социальные проблемы в обществе.

Несмотря на определенную разработанность нравственных проблем и ценностей, невыясненными остаются многие причины и следствия снижения эффективности действия нравственных и правовых регуляторов.
Изучение их динамики, нравственных ценностных ориентаций людей и мотивов их деятельности приобретает все большее значение. Анализ такого рода изменений первостепенно значим не только в теоретическом плане, но и для корректировки социальной политики.

В условиях обновления общества социально-философский анализ нравственного долга, прав и обязанностей как социальных регуляторов общественных отношений является весьма актуальной проблемой, обусловленной тем, что трансформационные процессы потребовали переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и морали, которое отвечало бы объективно назревшим и объективно происходящим изменениям на основе ценностного единства нравственности и права. Это требует новых методологических подходов к исследуемой теме, в связи с чем возникает необходимость социально-философского исследования диалектического единства нравственности и права, а также воплощенных в них таких общечеловеческих ценностей, как свобода, справедливость и равенство.

Масштабы и темпы фундаментальных преобразований в России требуют осмысления процессов формирования нового содержания нормативно-ценностных регуляторов поведения человека; глубокого социально-философского анализа взаимовлияния нравственного прочтения должного поведения и поведенческих практик, определения ценностной модели взаимосвязи нравственности и права в транзитивном обществе.
Актуальность исследуемой темы усиливается еще и тем, что потребность в трактовке нравственного долга, прав и обязанностей как нормативно-ценностных регуляторов общественных отношений определяется не столько проводимыми демократическими реформами в России, сколько смыслополагающими, смысложизненными проблемами человеческого бытия.

Сейчас история поставила перед нами серьезную по трудности и масштабам, важную и ответственную по результатам и перспективам задачу – так сконструировать сферу должного (и прежде всего правовую систему), чтобы содержащиеся в ней ценности были востребованы обществом, чтобы нравственность и право взаимно дополняли, получали обоснование друг в друге. Разумеется, реализовать это на практике в настоящее время не просто, так как в современном российском обществе существуют и конкурируют
различные ценностные системы. Но обретение демократического облика современным российским обществом невозможно без решения этой задачи.

Наряду с обозначенными компонентами актуальности данной темы, целесообразно отметить и собственно научную актуальность, которая определяется поставленной задачей – рассмотрение морали, нравственности и права как двух равноправных социальных регуляторов и исследование взаимоотношения их друг с другом.

Степень научной разработанности темы. Нравственность с давнего времени является одной из актуальнейших областей исследования социально-гуманитарных дисциплин. В разное время к проблемам этики обращались такие мыслители, как Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Спиноза, И. Кант, К. Маркс и др.

Сущность морали и ее предмета анализируется в работах зарубежных и отечественных ученых: Ж. Ошавски, К. Нешева, Э. Гидденса, О. Дробницкого, Ю. Согомонова, В.И. Бакштановского, В.М. Соколова. Необходимость исследования нравственных и материальных основ духовной жизни подчеркивают М.М. Тоненкова, В.В. Фетискин, А.Я. Канапацкий, Г.В. Осипов. Социальную этику постмодерна исследовали К.Н. Костюк, Ю. Согомонов, В.И. Бакштановский. Изучению исторического пути развития нравственности, общих моральных принципов посвятили свои работы А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян, Л.Н. Столович, А.И. Титаренко, В.Н. Кропоткин, В.А. Кондратов, Е.А. Чичина. Анализ взаимодействии моральных и правовых норм содержится в работах О.В. Степанова, С.С. Алексеева, Е.А. Лукашевой, В.В.Мамонова, Т.А. Алексеевой, Н.Ю. Хаманевой, А.Н. Аринина, О.И. Цыбулевской.

Актуальные нравственные проблемы социально-экономического и социокультурного состояния современного общества рассматриваются в работах В.А. Чуланова, Н.И. Лапина, М.С. Ельчанинова, В.Я. Ельмеева, Н.М. Плискевич, Е.М. Авраамова. В исследовании В.И. Жукова раскрываются нравственные основы образовательной системы в условиях глобализации, делается акцент на политических, социокультурных проблемах университетского образования в России, на правовых и нравственных нормах функционирования развития образования. Нравственные аспекты социальной ориентации и ценностей молодежи исследовались З.Т. Голенковой, О.В. Степановым, А.В. Трухановым, Г.А. Чередниченко, Л.Е. Петровой, Е.Ю. Литвиненко, Б.А. Ручкиным, В.А. Родионовым, А.В. Пыжиковым, К.В. Рубчевским, Е.П. Поликановой, В.Т. Лисовским, М.Ю. Поповым.

Проблемы обновления и усвоения социально-политических ценностей в современном российском обществе нашли свое отражение у О.В. Бондаренко, И.М. Чудиновой, Н.Н. Седовой, Н. Римашевской, Н.М. Плискевич, Н.В. Нарыкова. Исследования принципов взаимосвязи нравственности, гуманизма, общественной идеологии проводятся в работах Ю.Г. Волкова, И.И. Камынина, P.M. Нугаева, М.А. Нугаева.

Модели этического поведения в различных сферах жизни общества,
сущность этики социальной ответственности обстоятельно рассматриваются в работах А.В. Оболонского, В.А. Канке, Н.Н. Зарубиной, Д.Ж. Валеева, В. Андронова, А.К. Семенова, Е.Л. Маслова, М.Ю. Рудь.

В целом вопросы соционормативного регулирования, понятия и виды социальных норм достаточно широко представлены в работах В.С. Нерсесянца, Г.В. Мальцева, Г.И. Муромцева, А.Б. Венгерова, Б.М. Пенькова, И.М. Бачилашвили, Л.С. Явича, Е.А. Лукашевой, В.К. Бабаева, М.И. Бобневой, Ю.А. Тихомирова, С.В. Полениной, Я.В. Гайворонской, Н.И. Матузова и др. В работах данных исследователей в определенной мере заложены элементы методологической основы социокультурного подхода в разработке правовых категорий.

Проблема прав и обязанностей человека в социальной философии практически не разработана. Однако имеется ряд исследований, которые так или иначе с ней связаны. Их можно условно разделить на несколько групп.

Исследования, которые послужили основой концептуального оформления проблемы прав человека. При этом выделяется философская традиция, связанная с именами Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, а в России – с идеями Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Т.Н. Грановского, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева. В русле этой традиции обсуждаются вопросы сущности свободы, естественной природы права, диалектики взаимоотношений человека, гражданина и государства, власти и морали, идеального государственного устройства.

Современная философия, за исключением постмодернизма, достаточно равнодушна к проблеме прав человека. Что касается работ таких представителей постмодернизма, как T. Хеллер, Д. Уэлбер, Ж. Деррида, Ю. Хабермас и др., то их претензии на социально-философскую интерпретацию проблемы остались нереализованными в силу ряда причин.

Еще одну группу исследований, связанных с темой данной диссертации, составляют работы из области философии права. Сюда можно отнести труды Б.А. Кистяковского, В.С. Нерсесянца, Л.С. Мамута, Т.В. Кашанина, Г.В. Мальцева, А.Б. Венгерова, Н.М. Марченко, О. Хёффе и др. В них в основном решаются аксиологические проблемы взаимодействия морали, нравственности и права. При этом точки зрения авторов весьма различны: от отождествления права и справедливости до полного неприятия ценностных аспектов в праве, которые якобы редуцируют его к моральным основам. Именно вопросами соотношения права и морали интересны эти работы, поскольку права человека, как полагает диссертант, суть не юридический, а аксиологический феномен.

Следующую группу работ составляют исторические исследования. Они очень разнообразны, но, к сожалению, непосредственно проблему соотношения нравственности, прав и обязанностей человека не затрагивают. Хотя именно в них содержится тот исторический, культурологический, философско-социологический материал, на котором можно строить исследование заявленной темы. Прежде всего, это документы российской истории, среди которых можно назвать «Наказ» Екатерины II, а также исторические исследования В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина. Необходимо выделить в отдельную группу труды русских философов и историков, имеющие несомненное культурологическое содержание. Это сочинения И.А. Ильина, К.Д. Кавелина, В.К. Кантора, П. Краснова, В.В. Леонтовича, В.А. Маклакова, П.И. Новгородцева, И.М. Степанова, С.М. Степняка-Кравчинского, Л.А. Тихомирова, Г.П. Федотова, Б.Н. Чичерина, Н.Я. Эйдельмана и др. Противоречивость оценок культурологического осмысления истории Отечества в этих работах очевидна. Главным в них является то, что все они представляют собой глубокие, серьезные, неравнодушные исследования, разноплановость которых позволяет составить достаточно полную картину реальной ситуации с решением проблем нравственного долга, прав и свобод человека в истории России.

Анализ источников показывает, что, несмотря на то, что отечественными учеными проведены добротные и интересные исследования отдельных видов и способов социальной регуляции – политической, правовой, моральной, религиозной, психологической, научной, проблема нравственно-правовой регуляции в предложенной постановке до сих пор специально не исследовалась. И это, по-видимому, объясняется сложным характером предмета исследования, объединяющего две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы нравственно-правовой регуляции – нравственный долг и права и обязанности человека, рассматриваемые в социально-философском контексте.

Поэтому главные трудности решения избранной проблемы диссертационного исследования связаны, прежде всего, с определением границ и возможностей именно социально-философского анализа, специфика которого, с одной стороны, определяется объектом – системой социальных регуляторов общественных отношений, а с другой – корректным использованием методологических средств самого социально-философского знания.

Целью диссертационной работы является определение эффективной модели взаимодействия нравственного долга, прав и обязанностей человека как социальных регуляторов системы общественных отношений.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие исследовательские задачи:

исследовать существующие междисциплинарные теоретико-методологические подходы к анализу взаимосвязи нравственного долга, прав и обязанностей человека как социальных регуляторов;

выявить вектор трансформации нравственности как механизма регуляции поведения в условиях транзитивного общества;

концептуализировать понятие нравственного долга в социально-философском дискурсе;

определить механизм нравственно-правовой регуляции общественных отношений;

проанализировать соотношение и взаимодействие права и нравственности в нормативном регулировании общественных отношений.

Объектом исследования определена система социальных регуляторов общественных отношений.

Предметом исследования являются характер и возможности взаимодействия таких социальных регуляторов, как нравственный долг, права и обязанности человека.

Теоретико-методологическая основа диссертационной работы. Теоретико-методологическими основаниями диссертации послужили работы социальных философов, посвященные проблемам морали, нравственности, особенностям функционирования системы права, а также труды отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции, психологии, педагогики, деонтологии, социологии и других наук. На их основе был сформирован и применен в работе методологический конструкт социально-философского исследования модели взаимодействия нравственного долга, прав и обязанностей человека как социальных регуляторов общественных отношений. Методологическую базу исследования составили также современные методы познания, апробированные социокультурной практикой. В работе используются и общенаучные методы синтеза, исторического и логического анализа.

Полученные в ходе исследования результаты характеризуются наличием следующих элементов научной новизны:

1. Определено приоритетное направление трансформации нравственности в условиях транзитивного общества и ее основные причины, обоснована дисфункциональность нормативно-регулирующей роли системы социальных регуляторов.

2. Обоснована зависимость характера и эффективности нравственно-правовой регулятивной системы от определенного доминирующего на данный момент в обществе социально-полезного типа личности, в социальных практиках реализующего диалектическое единство нравственного долга, прав и обязанностей.

3. Определен механизм нравственно-правовой регуляции и его основные модусы – «права» и «обязанности».

4. Концептуализировано понятие нравственного долга в социально-философском дискурсе, определены основные методологические подходы к анализу диалектического единства нравственного долга, прав и обязанностей человека.

5. Проанализировано соотношение и взаимодействие права и нравственности в нормативно-правовой регулятивной системе.

Данные элементы новизны нашли отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. В условиях транзитивного общества, характеризующегося значительной социальной поляризацией населения, возникает тенденция глубокого ценностного раскола, который проявляется в формировании альтернативных ценностных ориентаций, что обусловлено дифференциацией населения по социально-территориальным, социально-классовым, социально-этническим, социально-демографическим группам и общностям. Все это, в свою очередь, приводит к трансформации нравственности в обществе, проявляющейся в дисфункции ее нормативно-регулирующей роли.

2. Любая нравственно-правовая регулятивная система, всякая правовая система ориентированы на определенный тип или образ человека, в котором заложены нравственные качества. Нормы права рассчитаны, прежде всего, на социально полезный тип личности. Наряду с обоснованием права вообще как особого нормативного порядка, важнейшей проблемой является обоснование идеи диалектического взаимодействия нравственного долга, прав и обязанностей человека, т. е. ответ на вопросы: почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав человека, почему этих прав не может быть без наличия соответствующих обязанностей и почему правовой порядок невозможен без формирования и воспитания нравственного долга?

3. Понятия «права» и «обязанности» имеют столь огромное значение для раскрытия механизма нравственно-правовой регуляции, что могут быть названы модусами этого механизма. Как известно, модус (от лат. modus – мера, способ, образ, вид) – это единичное проявление субстанции, поэтому права и обязанности являются не чем иным, как непосредственным проявлением идеи (смысла) права. Правовой модус «правомочия» имеет место лишь там, где имеется ему противовес в модусе «обязанности». Это говорит о взаимообусловленности прав и обязанностей, хотя эта взаимообусловленность и предполагает нормативный, регулятивный приоритет модуса «право – обязанность».

4. Механизм нравственно-правовой регуляции общественных отношений – это комплекс нормативно-регулятивных систем взаимодействия нравственного долга, прав и обязанностей человека, обусловленный всей совокупностью конкретно-исторических условий, в котором сущностными элементами являются идеи, ценности, нормы, институты, обязательно стандартизированные и составляющие основу моделей поведения, и который, в конечном счете, упорядочивает общественные отношения.

5. Реализация прав и свобод человека, являющихся необходимыми условиями и факторами нормальной деятельности индивидуума, социума и универсума, возможна только при ответственном и качественном выполнении ими самими и учреждаемыми ими институтами вытекающих из этих прав обязанностей. Это, в свою очередь, возможно только при условии принятия исполнения человеком своих обязанностей как нравственного долга.

Научно-практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования. Представленные в диссертации теоретические обобщения и выводы позволяют существенно дополнить уже имеющиеся научные знания об особенностях взаимодействия права и морали, нравственности в нормативно-регулятивной системе, о характере и эффективности действия нравственно-правовой регуляции общественных отношений. Материалы диссертации, ее основные идеи и положения могут использоваться для дальнейшего исследования и развития социальной философии, философии права, теории правового государства и гражданского общества, а также для углубления социально-философского анализа современного процесса формирования нравственных и правовых отношений в Российской Федерации, исследования закономерностей и перспектив развития в современном обществе. Результаты исследования представляют определенный интерес для преподавателей философии, политологии, социологии, права и истории, в частности при подготовке учебных пособий, рекомендаций, отдельных лекций и спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в том числе на V Международной научной читательской конференции «Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества» (Краснодар, 2010 г.), межвузовской конференции «Проблемы и противоречия становления гражданского общества и правовой государственности в современной России» (Ставрополь, 2009 г.), межвузовской конференции «Проблемы социального, экономического, политического и правового развития российского общества» (Новороссийск, 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и молодых ученых (Майкоп, 2011 г.).

Основные научные результаты исследования нашли отражение в восьми публикациях автора общим объемом 9,3 п.л., в том числе в монографии и одном издании, включенном в перечень ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Нравственный долг, права и обязанности человека как социальные регуляторы общественных отношений: социально-философский анализ