Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Согласие как проблема социальной философии Алиев Муху Гимбатович

Согласие как проблема социальной философии
<
Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии Согласие как проблема социальной философии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алиев Муху Гимбатович. Согласие как проблема социальной философии : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2000 353 c. РГБ ОД, 71:01-9/70-X

Содержание к диссертации

Введение стр.2-35

Р а з д е л 1 ПРОБЛЕМА ВСЕОБЩНОСТИ СОГЛАСИЯ /СОГЛАСОВАННОСТИ/.

Глава 1. Согласованность-несогласованность в Универсуме стр.36-50

Глава 2. Общее состояние категориального статусирования согласия

. Глава 3. Философская природа понятия "Согласие".

Раздели САМОСОГЛАСИЕ И САМОНЕСОГЛАСИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Глава 1. Согласие и несогласие в естественном существовании человека. стр.91-109

Глава 2. Согласие-разногласие между телом и душой, чувством и разумом. стр.109-128

Р а з д е л III СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОГЛАСИЯ.

Глава 1. Согласие-несогласие в диалектике биологического и социального. стр.129-145

Глава 2. Взаимоотношения мужского и женского начал с точки зрения согласия-несогласия. стр.146-166

Глава 3. Согласие-несогласие в механизме взаимодействия индивидуального и общественного, стр.166-191

Глава 4. Материальное и духовное в контексте согласия-несогласия. стр.191-211

Глава 5. Этническое и всечеловеческое:согласие и разногласие. стр.211-236

Р а з д е л IY ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОГЛАСИЯ В СОЦИУМЕ.

Глава 1. Общее воззрение на институции согласия. стр.237-249

Глава 2. Семья как всеобщая согласительная институция. стр.249-273

Глава 3. Государство как полифункциональный институт согласия. стр.273-294

Глава 4. Гражданское общество в согласительном измерении. стр.294-326

Заключение стр.327-341

Литература стр.342-353 

Введение к работе

Актуальность темы: Будучи наиболее абстрактной мировоззренческой картиной мира, философия вносит в неё качественные изменения с каждым крупным поворотом истории. Более того, каждая историческая эпоха рождает специфическую философию как своё самосознание. Диалектически снимая прежние знания, представления и идеи, она в процессе их восприятия известным образом наполняет их новым содержанием, или высвечивает в изменившемся историческом духе.

Современная эпоха, характерная ускоренным развертыванием процессов объединения человечества во всемирном масштабе, вторгается в теорию и историю философии с требованиями решительного поворота от традиционных тем и проблем к инновационным вопросам, порождаемым глобальными проблемами. Естественным отражением этих требований явился конгресс по теме:"Человечество на переломном этапе: философские перспективы"(Москва, 1993). На конгрессе дискуссии велись не с позиций противостояния различных идеологий, а в рамках научного диалога между представителями различных школ и направлений.

Современная философия уже не ограничивается прояснением новой духовной ситуации, сложившейся в мире накануне XXI века,она все более тяготеет к предложению обществу разумных вариантов новых жизненных смыслов и ценностей. Объясняя историю, культуру и цивилизацию на разных этапах истории, извлекая из них уроки на настоящее и будущее, новая философия все более освобождается от идеологических догм, все активнее выступает в виде своеобразного проекта их будущих трансформаций. В этом процессе модернизируются содержательные, пара-дигмальные идеи философии. "Она воплощает именно новый тип теории, раскрывающей условия, при которых только и становится возможной саморефлексия человеческой истории, а значит, и она сама... Размышляя о своем возникновении и своем возможном применении, теория определяет себя как необходимый катализирующий момент той самой общественной жизни, которую она анализирует" .

Новые мировоззренческие подходы к современным реалиям обуславливают и значительные переориентации в логико-методологических основаниях и когнитивной природе социально-философского знания.

Социальная философия все чаще исследует конкретные, но сложные по своему смыслу, содержанию, структуре и функциям социальные явления. Зачастую социальная философия, социология, политология, психология изучают один и тот же объект, но каждая из них изучает под углом зрения своей когнитивной природы, языка и методологического арсенала. Предметная дифференциация философского знания и его приближение к языку и смыслу науки происходит прямо пропорционально усложнению общественной жизни, её дифференциации, модернизации и плюрализации.

В этом процессе социальная философия преодолевает свою предметную "автономность", размываются её предметные границы. Современный северо-американский философ Р.Рорти в указанном смысле вспоминает Джона Дьюи, который считал, что следует отказаться от понимания философии как мудрости в пользу мысли, что философия "вырастает из конфликта между унаследованными инстинктами и несовместимыми с ними

Р.Рорти, философия скорее должна выступать в качестве "агента прими 4 рения". Касаясь "союза" философии и науки в исследованиях современных процессов, К.Ясперс высказал сходную мысль, но несколько иначе: "В том случае, если эмпирические науки и философия будут служить

опорой друг другу, перед мыслящим человеком откроется сфера возмож 5 ностей и тем самым свобода" .

Разумеется, в философии не только сохраняется, но и обретает ещё большее значение классическая тенденция,дифференцирующая философию от науки, искусства и других способов духовного освоения человеком мира. Она идет от Гегеля к Марксу и от Маркса к Хайдеггеру. Эта тенденция выражается, в частности Хайдеггером в работе "Основные понятия метафизики". "В конечном счёте истолкование философии как ми

В отечественной философской литературе после долгих лет господства марксистской концепции обнаруживается плюрализация подходов к пониманию сути философской мысли. Не дал каких-либо позитивных результатов теоретический спор в "Философских науках", где А.Л.Никифоров метафизически отвергал мысль о "научности" философии, а его оппоненты, напротив, доказывали, что философия была, есть и будет наукой, и всякое умаление её научности означает принижение её роли в жизни человека и общества .

Так обстояло дело в 80-х-начале 90-х годов. В последние годы, особенно, на Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993 г.) и в последующие годы "крайности сходились" и на этой основе стал вырабатываться плюралистический подход к пониманию смысла и предназначения философии в современном мире. Согласно такому подходу и в новых условиях философия естественно продолжает изучать категориальные структуры, обеспечивающие рубрикацию и систематизацию человеческого опыта. "Но она исследует их в специфическом виде, как предельно об 8 щие понятия". Общие понятия в свою очередь "фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер,поскольку любые объекты единстве его сущности и существования", с одной стороны, очеловечивает общеуниверсальные философские категории, конкретизируя их атрибутивные характеристики применительно к социальным качествам человека, а с другой, вырабатывает, обосновывает и определяет специфический для своей предметной области тип категорий, посредством которых выражаются определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. В своем сцеплении и взаимодействии эти два класса категорий определяют видение и способ осмысления человеком мира, выступают как мировоззренческие универсалии, составляющие основания данной культу 11 ры" . В связи с этим современная философия требует решительного обновления и обогащения методологического арсенала социальной философии. Встает задача осознанного и последовательного поворота от доктринерского теоретизирования по поводу тех или иных общезначимых понятий и принципов, сформулированных много столетий назад, к анализу современных проблем социально-исторического опыта. Подобная перестройка невозможна без преодоления укоренившихся старых представлений и стереотипов мышления . Она предполагает поворот со-_сознании идея об "универсализации западной либеральной демократии" .

Вместе с тем американский профессор Ф.Фукуяма обнаруживает в истории не ослабление, а усиление насилия и агрессии. Преодоление межформа-ционного противостояния не приводит к предполагаемому миру на планете. Если кризис социализма одновременно означает расширение "общего рынка" в международных отношениях и снижение вероятности серьезного 13 межгосударственного конфликта", то "и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежат истории, другая - постистории. Конфликт между государствами, принадлежащими постистории, и государствами, принадлежащими упомянутым частям мира, будет по-прежнему возможен. Сохранится высокий и даже всевозрастающий уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире" .

В современном человеческом обществе нарастает и противоположная тенденция-тенденция к объединению, не только благодаря универсализации рыночной экономики и либеральной демократии, но и возрастанию планетарного самосознания самого жителя земли. Современный цивилизованный человек преодолевает локально-национальную ограниченность и существует как "всемерно-исторический индивид", поскольку живет за счет продуктов материального и духовного производства, науки, культуры, информации всего мира.

Тенденция к мировому объединению человечества все более обозначается в социально-историческом цивилизационном процессе,охватывая все более широкие круги населения разных частей мира. В этих условиях философия не может занимать позицию "стороннего наблюдателя". Марксова формула "изменения мира" философией обретает новый смысл: вместо насильственного изменения способствовать его естественному обновлению на основе реализации прогрессивных внутренних потенциалов. "Для мирового объединения нужна мировая философия, разрабатывающая принципы этого объединения, решающая - по мере своих возможнос 15 тей и специфически-глобальные мировые проблемы" .

В системе культурно-мировоззренческих универсалий всё большее место начинает занимать наряду с ненасилием согласие. Феномен "согласие" в его взаимодействии со своей противоположностью-несогласием, более того - конфликтом, как его высшей ступенью, включение их в категориальную систему как общей философии, так и социальной философии напрашивается вступлением человеческой истории в переломный этап, связанный с социально-экономическими и духовными преобразованиями, переоценкой старых ценностей и сотворением новых ценностей. Мировоззренческая ставка социальной философии на власть, борьбу и войну, как движущих сил истории, сменяется установкой на сознательное перемирие враждовавших прежде социальных сил, поиск искусства взаимной лояльности и мирного сотрудничества.

Согласие (и несогласие) выступает таким мировоззренческим и нравственным универсалием, который прежде явно не осозновался в таком качестве, хотя он неявно функционировал во всём социальном опыте человека и общества, в их деятельности, взаимодействии и поведе Интервью с академиком И.Т.Фроловым. //Вопросы философии. 1994. N 6. с.8. ний. В новых исторических условиях переходного периода он все более обретает статус достаточно осмысливаемой предельно общей культурной формы, на совершенствование и активное использование которой направлено мыслящее сознание. Именно такого рода рефлексия над согласием, как атрибутом человеческой культуры вообще, культуры человека конца XX века в особенности, составляет предназначение настоящего исследования. При этом согласие нами понимается не в узкоутилитарном смыс 16 ле, как коренное свойство малой группы людей , а как такое общее свойство универсума, которое является объективным атрибутом всех сфер природы, социума и человека, проявляющемся в единстве и противоположности с конфликтом, противостоянием и столкновением противодействующих сил.

Скудность теоретических знаний о сущности, содержании, объеме, смысле и функциональном предназначении согласия-несогласия в природе, социуме и сознании делает необходимым собирать и по возможности систематизировать сведения о нем во всяком теоретическом знании. Дефицит этих сведений актуализирует также поиск всевозможных представлений о согласии и его альтернативах в публицистике, искусстве и даже в религиозной литературе. Как отмечал B.C. Горский, когда в профессиональной философии обнаруживается дефицит соответствующих знаний, а реальная потребность в них наличествует, "самостоятельное значение могут приобрести те идеи философского ха 17 рактера, которые содержатся в нефилософском знании..." . Исследование согласия в таком аспекте - средство, используемое для теоретической рефлексии над согласием и его альтернативами, ко См.: Социология сегодня.Пер.с английского. М., 1965, с. 304. Горский B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев. 1981.с.85. торая призвана построить контуры общей теории согласия как ценностно-регулятивного механизма целеполагающе организуемых интегративных процессов в микро-и макрообществах. Ещё Гегель отмечал, что философия занимается идеями, а не одними лишь понятиями. Но это, конечно, не означает игнорирования понятий, как общих принципов."Философия, -утверждал он, - не занимается тем, что обычно называют только понятиями, более того, она показывает их односторонность и неистинность,

а также и то, что лишь понятие ... обладает действительностью и об 18 ладает ею таким образом, что само сообщает её себе" .

В гегелевском контексте идея есть "понятие и его осуществле-19 ние" . Применительно к настоящему исследованию это значит,что согласие должно рассматриваться как свойство не только теории, но и практики, идея практического осуществления. Пока согласие не поднимается на уровень идеи, оно не выходит за рамки абстактно-теоретических, хотя и необходимых, рассудочных определений. Идея согласия - это не только понятие согласия, но и мысль, причем не всякая мысль, а лишь такая, которая характеризуется социально-культурной значимостью, критичностью и действенностью."Философские идеи, - подчеркивает Н.В.Мот-рошилова, - те из мыслей философов, которые можно считать наиболее существенными, великими, уже оказавшими мощное воздействие на человеческий дух, на философию и всю культуру и продолжающими сегодня это влияние оказывать" .

В своем дальнейшем развитии идея согласия охватила множество других сфер социума, и как будет видно из следующих глав настоящей работы, "согласие", как и его диалектический партнер -конфликт, стало вездесущим понятием и идеей. Вместе с тем, обнаруживалось, что идея согласия, как и идея конфликта, неоднозначна по своей функциональной роли. Идея согласия ориентирована на цивилизованное разрешение противоречий, является надежным, испытанным средством преодоления социально опасных конфликтов.В тесном взаимодействии, включающем их единство и отрицание, они характеризуют живой всемирный, исторический и духовный процессы. Иначе говоря, согласие и противостояние постоянно содержат друг друга, то поддерживая равновесие объектов и систем, то, меняясь местами по своей значимости, вступают в неравновесие. Равновесие их то восстанавливается более или менее полно, то обретает новые формы, но никогда не возникает ситуация,чтобы в процессах мира безраздельно господствовало или согласие или несогласие,противостояние.

Такая методологическая ориентация на исследование согласия через сопрягание с противостоянием (конфликтом) должна выступать против утвердившихся в конфликтологической литературе мнений как о "чистом" конфликте, так и о "чистом" постконфликтном согласии.

Требуется множество исследований, чтобы понимание согласия (согласованности) в мире как уникального свойства бытия трансформировалось из теоретической гипотезы в более или менее достоверное знание.

Если обратиться к истории философского познания мира, то можно обнаружить констатацию философами разных эпох множества эмпирических фактов и тенденций проявления согласия-несогласия, согласованности-несогласованности в природе, социуме, истории, культуре, родовой и индивидуальной жизни человека, его духовности и поведении.Выявление, систематизация и осмысление их крайне необходимо, ибо философия есть совокупность мнений философов разных эпох и школ о бытии, об отношении человека своего времени к миру и самому себе, своему "Я" и предназначению. Однако разрозненные идеи, мысли, суждения о нем, содержащиеся в трудах философов античности, средневековья и Нового времени, в частности Антифонта, Сюн-Цзы, Цицерона, Платона, Аристотеля, Гераклита, Фараби, Ибн Сины, Шеллинга, Роттердамского, Гегеля, Фрейда, Кювье, Юнга, Шопенгауэра, Бердяева, Кропоткина, Чичерина, Степина, Гусейнова, Панарина, Моисеева, Дмитриева, Лапина, Келле, Горского, Шмальгаузена,Свидерского,Бонхеффера,Лоренца,Ардри и многих других остались без выявления, систематизации и заинтересованного философского объяснения. В этом причина того, что до сих пор согласие не статуировано в общефилософском и социально-философском познании. Кажется, что философия отвергает согласие как объект своего рассмотрения. Но это не так. В системе философского знания в разные периоды истории складывались, бытовали и в настоящее время бытуют специальные теории, изучающие феномен согласия под тем или иным углом зрения. В философской онтологии согласие осмысливается в контексте всеобщих начал универсума. Еще Аристотель отмечал, что согласованность характеризует определенную ступень упорядоченности, соотносительности, соизмеримости и организованности. В своей "Метафизике" он на основе идей согласованности в Универсуме вывел понятие природной целесообразности как мировоззренческой основы телеологии. "Мы должны исследовать,- утверждал Аристотель, - каким образом природа целого имеет внутри себя слабое и лучшее, имеет ли их в себе, как нечто отдельное и само по себе существующее, или как порядок, или она имеет их в себе существующее, или как порядок, или она имеет их в себе двояким образом... Все координировано известным образом, но не все координировано одинаково. Каждая система характеризуется взаимодействием единого и многообразного. К единому относится тождественное, сходное и равное, к множеству разное, несходное и не 24 равное .

Аристотелевская трактовка координации-упорядоченности, соответственности как согласованности стала ключом для философского и социально-исторического понимания телеологической концепции в философии. Это подтвердилось всем ходом последующего развития философской телеологии. Позже значительную роль в ее разработке сыграл немецкий философ Гегель. Рассматривая целесообразность в смысле "относительной приспособленности видов к внешней среде", Гегель распространил это положение на взаимоотношение бытия и мышления.На этой основе он вывел принцип тождества бытия и мышления, т.е. их совпадения и согласованности.

Идея согласия занимает значительное место в трудах социальных философов, разрабатывающих натуралистическую и антинатуралистическую концепции антропосоциогенеза, раскрывающих сложную взаимосвязь природного и социального в человеке, связь между его телом и душой трудах группы философов и социологов, изучающих межличностные отно шения в малых группах. Р.Парк, Е.Гарджес, Л.Вирт, Г.Лебон, Э.Дюрк- гейм, А.Миид, Ф.Гейтер - таков круг исследовате лей, которые на протяжении XX века издали множество монографий и научных докладов, посвященных анализу согласия в межличностном общении. Многие труды их на русский язык еще не переведены, пока недоступны и автору настоящей работы. Они названы в работе североамериканского социолога Т.Ньюкома "Исследование согласия", в которой обобщаются достижения и еще нерешенные проблемы изучения согласия, -когеренции как "внутренней согласованности" научного знания. Её философские основы изложены в книгах североамериканского философа Б.Бланшарда "Природа мышления", изданной в США. английского философа

Ф.Брэдли "Арреагепсе and Reality" (Оксфорд. 1930). немецкого физи 36 ка-философа Н.Бора "Атомная физика и человеческое познание" . В этих

и в других монографиях, статьях, докладах основателей и разработчиков теории когеренции отмечается, что каждая научная система, выражающая конкретный исторический результат в развитии познания, представляет собой определенное единство идей, принципов и понятий. Они должны удовлетворять требованиям связности, координированности или, что одно и то же, "внутренней согласованности".

В советской, российской философии теории когеренции и конвен-циализма не получили сколько-нибудь значительного развития, они были даже отвергнуты из-за их "идеалистической" природы. Тем не менее появлялись отдельные работы, в которых они оценивались с более или менее положительной стороны. В частности отметим статью Г.А.Курсанова "К оценке теории когеренции", претендующую на мировоззренческую характеристику теории когеренции."Как и другие теории истины, разрабатываемые в современной идеалистической гносеологии, теория когеренции непосредственно связана с определенными сторонами реального познавательного процесса...Её сущность заключается в том, что истинными признаются положения, входящие в единую систему знания, элементы которой находятся во взаимной связи...Три пункта - логическая непротиворечивость, соответствие научных идей в развитии познания и единство знания - и выражают в общей форме рациональный смысл положения о внутренней согласованности" .

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание.

Перев. с англ., М.,изд."Иностранная литература". 1961.

Курсанов Г. К оценке теории когеренции.// Вопросы философии.1967.N 8. с.95,99. Идея согласия проникает и в социально-философскую литературу современного периода, в которой разрабатываются национальные и глобальные проблемы нынешнего этапа всемирной истории. Речь идет прежде всего о выработке теоретических моделей развития взаимодействия народов и государств, заинтересованных в выживании человечества, которому грозят экологический, политический, сырьевой, продовольственный, энергетический и другие виды кризиса. Реформаторские процессы охватили не только Восточную Европу, Россию, но и другие ближние страны "старой демократии". К ключевым проблемам жизни современности относится поиск разумного согласия между различными социальными моделями индустриального общества, путях развития постиндустриальной эпохи.

В литературе активно исследуются социально-философские и политико-философские проблемы сочетания различных форм хозяйствования, взаимодействия индивидуализма и коллективизма, общества и личности, общества и государства, социально-экономических, этнических, религиозных общностей. Как отмечает Т.Майер в работе "Либерализм и социализм", "определенная минимальная форма синтеза социалистических и либеральных представлений о взаимоотношениях индивида, государства и общества и социальных основах индивидуальной свободы, - эта форма синтеза стала своего рода базовым консенсусом /согласием/ западных демократий. Этот консенсус образует рамки, в которых либерально-неоконсервативные и социалистические течения и партии борются сегодня за влияние на общественное мнение и за овладение политической 38 властью для реализации своих собственных представлений и интересов". В исследованиях по политике,технологии и практике согласия преобладает конфликтологический аспект согласия, его связь с социальными ЗІГ См: Современный мир и борьба идей. Вып. 2 М., 1990, с.150. 18 конфликтами. В этом плане оно рассматривается как приоритетное 39 средство разрешения конфликтов и преодоления противоречий . В отечественной социально-философской литературе ставится и множество других проблем согласия для исследования и практического 40 решения. В двухтомном труде А.С.Ахиезера и сборниках философов инс 41 титута философии РАН и др. дается широкая экспозиция тенденций к согласию и конфликтности в истории и современности России как "большом обществе" и "сложном обществе". Активно исследуются философами проблемы Запад-Восток, Север-Юг, диалога и согласия цивилизаций, модернизации, глобализации и трансформации, взаимодействия природы и Элдер Н., Томас А., Артер П. Условия достижения консенсуса.// Политология вчера и сегодня. М., 1990, вып.2, с. 154-163; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М. 1990., с.158.; Тернер Дж. Диалектическая и функциональная теория конфликта:стратегия синтеза//. Структура социологической теории. М.,1985, с.183-218; Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. М., 1992; Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В. Политическая этика: дух соперничества и сотрудничества.// Философские науки, 1993, N 12; Общественное согласие: этнополитические факторы.//Этнополитичес-кий вестник. 1994. N I.e. 26-42; Абдулатипов Р.Национальные отношения и политика общественного согласия.//Этнополитический вестник. 1995. N 2. с.15-36; Тишков В.Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию//. Этнополитический вестник. 1995. N 2 с.36-51; Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов.М., 1990.;Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М., 1999.; Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности. М., 1998.; Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999. А.С.Ахиезер. Россия: критика исторического опыта. М.,1995. Конфликты и согласие в современной России.М.,1996; "Реформа торские идеи в социальном развитии России".М.,1998;А.А. Кара-Мурза. Между империей и "смутой". М.,1996. с.51-66,142-173.; А.С.Панарин. Философия политики. М., 1994, с.46-55.; Капустин В.Г. Россия и Запад на пути к миру миров. М., 1993.; Сб.Интеллектуальная хроника десяти летия: 1985-1995. М., 1996 под редакцией А.А. Гусейнова, В.М.Межуе- ва, В.И.Толстых.; Сб.: "Свободное слово". Интеллектуальная хроника: 1995-1997. М., 1997, под редакцией В.И.Толстых. А.А. Кара-Мурза.Как возможна Россия? М.,1999;А.С.Панарин.Российская альтернатива. М., 2000. В.Н.Шевченко. Люмпенизация населения как угроза национальной безопасности России.//Выступление на международном симпозиуме "Куда идет Россия?" 15-18 декабря 1994 г. Москва, Аспект-пресс, 1995, с.353-358. Его же: Официальный марксизм потерпел неудачу в России: Что дальше?//Социс, N 2, 1994, с.63-66. И.А.Гобозов. Смысл существо вания России.//Вестник МГУ, сер.12.Социально-политические исследова ния, 1994, N 1, с. 44-47.С.Гончарук. Коллективизм как основа российс кой жизни.//Обозреватель. М., 1995, с. 9-12. Его же:Земля и моралью/Ди алог. М., 1996, с.49-52. 19 общества, ибо "время национальных, этнических государств прошло; бу 42 дущее - цивилизационные консенсусы и компромиссы", "нужно найти новые способы социализации человека, воспитания его в духе уважения к достижениям самых различных национальных культур, в духе толерант 43 ности" . В специфических условиях Евразийского развития России как многонационального государства возрастает значение "синтеза для объединения "славянско-тюркского элемента, который является несущей 44 конструкцией нашей цивилизации" . К числу редчайших социально-философских работ собственно теоретического характера, в которых разрабатываются проблемы философии согласия, относится книга северо-американского философа Дж.Роулса СМ.: Информационно-аналитический сборник "Россия и мир: по литические реалии и перспективы". М.,1995, N 4, с.8; Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.; Келле В.Ж. Национализм и бу дущее России//. Альтернативы.М., 1996.N 1. с.70-88; Лекторский В.А. 0 толерантности, плюрализме и критицизме.//Сб.философии.Наука. Циви лизация. М., 1999.с.284-292; Толстых В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации.// Там же. с.270-284; Келле В.Ж. Цивилиза ционные императивы инновационной политики: Россия и мировой опыт.// Сб. Философия. Наука. Цивилизация. М.,1999. с.309-322; Яковец Ю.В. История цивилизаций.М., 1997; Иноземцев Вл. Расколотая цивилизация. М., 1999. Олейников Ю.В.Экономическая детерминация мировоззренческих трансформаций.// Ландшафт и этнос.М., 1999, с.45-60; Олейников Ю.В., А.А. Оносов. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М.,1999. Белл Даниел. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999; Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990; Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998; Плетников Ю. Фор- мационная и цивилизационная триады //. Свободная мысль. 1998. N 3; Плетников Ю. Формационныи и цивилизационный подходы к историческому процессу//. Диалог. 1997, N 3; Плетников Ю. Левые силы:единство об щедемократических и социалистических задач//. Диалог. 1996. N 1.Хан тингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России.// Общественные науки и современность. М.,1995. N 3.; Стёпин B.C. Теоретическое знание. М.,2000. Ядов В.А. Россия как трансформи рующееся общество. (Резюме многолетней дискуссии социологов.)//06- щество и экономика. 1999., N 10-11. Лапин Н.И. Проблемы социокуль турной реформации в России: тенденции и препятствия.// Вопросы философии. 1996. N 5.; Сб. Цивилизация. Культура. Личность. Под ре дакцией В. Ж. Келле. М. 1999.; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.,1997. Степин B.C. Эпохи перемен и сценарии будущего. М.,1996.с.99. Информационно-аналитический сборник "Россия и мир:политические реалии и перспективы". М.,1995, N 4 (выступление А.С.Панарина). с.15.Его же:Реванш истории:российская стратегическая инициатива в XX! в. М., 1998, с.129-138.; Шевченко В.Н. К современным спорам вокруг евразийской идеи.// Социальная теория и современность. М., 1995. с. 32-47. 20 45 "Теория справедливости" и развёрнутая критическая рецензия на неё 46 47 Ю.Хабермаса , а также рекомендательная статья Т.А.Алексеевой. Основная идея теории справедливости, как полагает Дж.Роулс,состоит в том, что путем сознательного применения разума к своим действиям, свободные и рациональные люди, заинтересованные в защите собственных интересов, могут договориться в исходной позиции равенства и определить фундаментальные основы своего сотрудничества. На основе этих принципов заключаются и все последующие соглашения; они определяют тип их будущего сотрудничества и формы правления. Считая, что его теория справедливости рассчитана на случай, когда "каждый индивид действует по справедливости и вносит свой вклад в поддержку справедливых институтов", философ характеризует "теорию 48 справедливости", как теорию "полного согласия" . Американский философ имел основания для выдвиженияния идеи "полного", хотя и относительного, согласия в современном западном, преимущественно в северо-американском обществе. Как отмечает Т.А. Алексеева, с 60-х годов XX века в США "началась эпоха борьбы за гражданские права, равенство рас, полов, равную плату за труд, равный доступ к образованию и профессиям, эпоха массовых молодежных, негритянских активных движений, идеологии бунтовства, "большого отказа", 49 контркультур" . Оригинальный анализ концепции Роулса-Хабермаса с точки зрения социальных трансформаций России нашла отражение и в мо 50 нографии В.Г.Федотовой . Роулс Дж. Теория справедливости.//Вопросы философии.1994. N 10, с.38-52. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Дж.Роулса.// Вопросы философии. 1994. N 10.с.53-67. Алексеева Т.А., Дж. Роулс и его теория справедливости.//Вопросы философии. 1994. N 10. С. 26-37. Роулс Дж.Указ.работа, с.42-43. Алексеева Т.А. Дж.Роулс и его теория справедливости.// Воп К ОСЫ философии. 1994. N 10, С.27. едотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. М., 1997. 21 -В России одной из первых попыток постановки отдельных теоретических проблем согласия является статья В.И.Бакштановс кого и Ю.В.Согомонова "Политическая этика: дух соперничества и 51 сотрудничества" в журнале "Философские науки". Здесь последний раздел под названием "консенсология" определяет отдельные вопросы теории согласия,в частности ставится вопрос об изучении "роли компромисса в достижении согласия", о задачах "институтов согласия", "технологии взаимодополнения и взаимноограничения либеральных и демократических ценностей", процедурах организации "круглого стола" и т.д. Однако, согласие статуируется только как "принцип политической этики" и "праксиологическая идея". Начав рассмотрение проблем консенсо-логии в философском ракурсе, авторы придали ей преимущественно политико-этический характер. В таком специально-технологическом срезе рассматривается проблема "консенсус-конфликт" во всей конфликтологической литературе.

Цели и задачи исследования обусловлены современными тенденциями и потребностями теории и практики всемирно-исторического процесса. Философский анализ согласия позволяет вникнуть в наиболее глубокие, внутренние, от чувственного восприятия скрытые сущностные свойства, связи и отношения согласия в его взаимодействии с другими всеобщими свойствами в природе, обществе и духе. Здесь важно отметить одну из редко вспоминаемых идей Гегеля о том, что "философия не должна выходить за пределы своего времени; она находится в нем, познает настоящее. Вечно истинное не есть ни прошлое, ни будущее. Это в себе и для себя истинное... - проявление духа настоящего, отличающееся от других образов, есть высшее выражение понятия, каким оно культура всякого социального локала. "содержит в себе многообразие возможных смыслов, одни из которых, реализуясь и актуализируясь в ценностно-нормативных системах, становятся доминантными, сдвигают на периферию другую, альтернативную ей аксиологическую ориентацию. Любая культура, как западная, так и восточная,содержит в

себе и ориентацию на гармонию в отношениях между человеком и приро 53 дой... Это же касается и отношений между людьми" .

В этой связи чрезвычайно актуализировалась задача осуществления исследований согласия на разных когнитивных уровнях. В первую очередь, на общефилософском, который связан с осмыслением согласия по его родовой сущности, возможно максимально широкому объему и глубокому содержанию. Важно исследовать согласие, ставя вопрос о нем как одном из важных универсальных свойств сущего.В частности, напрашивается необходимость уяснения того, в какой степени согласие и несогласие характеризуют универсум и его всеобщие свойства, природные явления, социум, историю, человека, его родовую и видовую сущность, как и взаимодействие биологического и социального в жизнедеятельности индивида, народа и общества в целом.

Во-вторых,на социально-философском уровне,когда осуществляется теоретический анализ общественного согласия, взятого во всемирно-историческом измерении или же согласия как социального феномена, характеризующегося своими особыми свойствами. феномен, если только при этом ставится задача воспроизведения, ре 54 конструкции его на основе общих принципов, принятых в философии" .

Примерно такую же мысль высказал К.Х.Момджян: "Любое явление окружающей нас действительности - физическое, биологическое, социальное - может стать объектом философской рефлексии, поскольку законы его строения,функционирования и развития представляет собой в конечном счёте "частный случай" всеобщих свойств, состояний и связей

55 целостного мира".

Согласие по своей природе относится к классу сложных объектов познания, к которому применимы как общенаучные,так и собственно философские методы, идеи и принципы. Для адекватного действительности понимания согласия недостаточны специализированные методы познания, необходимо еще возвысится на уровень философской рефлексии. В этой связи продуктивную мысль высказал В.М.Межуев относительно одной из идей Э.Канта о различиях исторической науки и философии. Определяя истории), мог бы еще попытаться сделать.стоя на другой точке зрения".

Комментируя это положение Канта, В.М.Межуев резонно указывает на право философии возвыситься над исторической эмпирикой и строить свои суждения об истории в виде исследований историков об истории. Данное положение.вероятно,верно и по отношению к философии вообще, в частности и к социальной философии,политологии,социологии или психологии в их интерпретации объекта нашего расмотрения - согласия. "Дело философа мыслить о самой мысли в ее отношении к действитель 57 ности" , - резюмирует В.М.Межуев.

При характеристике философского анализа согласия важно было исходить ещё из того положения, что для него согласие представляет интерес преимущественно, когда оно изучается во взаимодействии с противоположностью. В отечественной социально-философской, политологической и в социологической литературе таковым признается "конфликт". С 1991 года в Москве началось издание периодического журнала под названием "Консенсусы и конфликты", в 1992 году вышла монография, в которой разрабатываются проблемы "этнополитологии консенсу 58 са-конфликта" . Наша точка зрения состоит не в отрицании связи согласия с конфликтом, а в другом. Согласие взаимодействует с множеством "партнеров", "оппозиций", "альтернатив",одним из которых является конфликт. Но тем не менее "диалектическая противоположность" согласия находится в более широкой системе взаимодействий. на согласие, интегрируя как свои онтологические, гносеологические, логические воззрения на него, так и политологические, социологические, этические и психологические знания и идеи о нем. Но и этого, пожалуй, недостаточно, ибо многие свойства согласия по своему объясняют искусство, религия и обыденное сознание, как и здравый рассудок. Невозможно пренебрегать и их достижениями и заблуждениями в восприятии согласия, рассматриваемого в широком контексте истории, информации и культуры.

Самым главным в работе является исследование вопросов о сущности, содержании и многообразии форм согласия вообще и общественного согласия в особенности, о соотношении согласия и несогласия, согласия и разногласия, согласия и противогласия, самосогласия и самонесогласия. Компетенцией социальной философии является также круг проблем, связанных с исследованием содержания и формообразований межцивилизационного согласия, как и согласия общества с окружающей природой, эволюции его состояний, в том числе и состояний его культуры, этики, психологии, общего и народного духа.

Философский анализ природного и общественного согласия представляет ценность сам по себе, ибо вне философской рефлексии согласие, тем более в универсуме, может быть теоретически постигнуто лишь с какой-то конкретной, единичной стороны, признака, связи или свойства. Философия способна создать системный образ согласия, взятого во взаимодействии со всеми сущностными свойствами и законами социума. В целом цель настоящей работы заключается в разработке общей научно-философской концепции согласия в мире, постановке и раскрытии ряда актуальных проблем философской теории согласия как культурно-исторического универсалия.

-Цель исследования и очевидная неразработанность многих фило-софско-теоретических проблем согласия и, наконец,авторское видение проблемы определяют совокупность исследовательских задач, в решении которых реализуется выдвинутая цель.Наиболее важными являются следующие:

определение общеметодологических и мировоззренческих проблем социально-философской рефлексии над согласием в природе и обществе; раскрытие согласия (согласованности) как одного из всеобщих свойств тел и их систем в Универсуме, его специфического места в фундаментальных началах мироздания, определение теоретического статуса согласия в системе категорий и понятий философии; раскрытие уникальности человека в мировоздании, с одной стороны, как носителя одновременно бесконечно различных свойств согласия, разногласия и противогласия (конфликта), а, с другой стороны, как природного агента в обществе, придающего его бытию внутренне-двойственный, самопротиворечивый характер; рассмотрение в динамике процесса социализации согласия, приобретаемого человеком из естественной природы и облекаемого в специфические социальные, историко-культурные формы; исследование особенностей согласных и несогласных взаимосвязей биологического и социального, маскулинного и феминного, индивидуального и группового, материального и духовного, этнического и общечеловеческого в процессах социализации согласия, формирования и развития общества; рассмотрение содержания процессов и способов институциализа-ции согласия на основе применения обществом разума, сознательного самоограничения таких форм согласия, которые представляют социальную и биологическую опасность; специальное рассмотрение институций семьи, гражданского общества и государства, как взаимосвязанных социальных образований, которые с противоположных позиций оказывают наибольшее воздействие на трансформацию человеческих сообществ из конфликтных в "согласо-ванниные";

Методология исследования определяется дисциплинарной спецификой социальной философии, особенностями объекта исследования и выбором автора. Социальная философия, хотя отнесена к системе "философских наук",она, как и другие философские дисциплины, "научна" по-особенному. Их научность иного рода, чем научность естественных, технических, экономических, психологических отраслей теоретического знания. Если существует лишь одна физика, одна математика и одна химия, то философская мысль существует лишь в многообразии своих проявлений. В социальной философии это проявляется в форме диалога и конкуренции натуралистической, социологической, конфессиональной, форма-ционной, цивилизационной,контрактно-договорной и иных теоретических концепций понимания социума, общества и истории. Кроме того, социально-философская мысль, хотя и коренится на "фактах действительности", использует эти факты как носящие во многом символический, метафорический или идеализированный характер.

В силу специфики философских исследований в настоящей работе предпочтение отдается проблемным и методу плюрализма, методам восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, образования философских понятий, поиска философской истины, генетическому методу, методам теоретических идеализации и моделирования, системного и синергетического анализа. Исследование согласия как мировоззренческого, культурного универсалия потребовало применения комбинированного метода общефилософского и социально-философского ос 28 -мысления действительности, а так же соединенного метода схождений и различий.

В методологическом арсенале настоящего исследования значительное место занимает совокупность принципов общего и философского познания ( реальность, целостность, взаимосвязанность, определенность, системность и др.) Характер исследования потребовал применения еще историко-философских, культурологических, социологических и политологических методов в той мере, в какой они могут редуцироваться в социально-философскую рефлексию над согласием.

Методология теоретического анализа согласия требует также углубленного изучения его в единстве и взаимодействии общего, особенного и единичного. Речь идет не о построении некоей универсальной "модели", проявляющейся специфически в различных сферах бытия, а о качественном мноообразии согласий, не абсолютизируя ни общего, ни особенного в них. Восхождение знания как от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к конкретному происходит по множеству линий, различными методами и способами. Поэтому философское понимание согласия не может сводиться к подведению "гражданского согласия", "национального согласия", "межличностного согласия" и других конкретных жизненных ориентации под то или иное понятие "согласие". В равной же мере, невозможно механически дедуцировать видовое многообразие согласий из общего понятия. В том и другом случае теоретическое объяснение согласия не должно строиться на односторонней абсолютизации какого-либо одного момента познавательного процесса.

Методологически верное осмысление согласия на уровнях понятия, идеи, ориентации, волевого действия требует, наконец, квалифицированного сопрягания согласия с однопорядковыми, но имеющими иную сущность, содержание и качество, универсалиями бытия. Согласие в чем-то -близко к гармонии, симметрии, соответствию, равновесию, совпадению, тождеству, соотнесенности,целесообразности,но одновременно отличается от них, занимает качественно определенное место в системе универсальных свойств бытия. Вместе с тем оно служит формой проявления, дополнением, предпосылкой, а, возможно, результатом и следствием взаимодействия указанных универсалий. Поэтому в одних случаях согласие оказывается в тени других начал и свойств универсума, а в других случаях, выходя на передний край, заслоняет их своей действенностью и определенностью.

Научная новизна работы состоит в совокупности теоретических положений и выводов, полученных в результате исследования согласия как предмета социально-философской рефлексии. Если учесть, что как в общей философии, так и в социальной философии до сих пор проблема согласия в концептуальном плане ещё не ставилась, то настоящая работа может быть признана одной из попыток разработки актуальных проблем теории согласия, соответствующих первоначальному этапу их постановки. В более дифференцированной форме научная новизна работы проявляется в том, что в ней:пределяются общеметодологические подходы к исследованию согласия при обосновании научной актуальности темы; осуществляется социально-философский анализ ряда актуальных проблем теории согласия; согласие рассматривается как многозначное, многокачественное, полифункциональное явление бытия во всех его сферах, пространственных и временных формах; согласие понимается как один из всеобщих способов свойств тел, их систем, изменений и процессов взаимодействия в Универсуме. -30-На этой основе определяется теоретический статус согласия в системе философских категорий и понятий; раскрывается уникальность человека как объекта и субъекта согласия и несогласия, его внутреняя самопротиворечивость по отношению к себе, к себе подобным, окружающей социальной и природной среде; в естественной природе, социуме, человеческой жизни, психике и познании, деятельности и общении индивидов согласие всегда проявляется во множестве изменяющихся форм и состояний. Наиболее общими из них являются однополюсные-самосогласие, взаимосогласие, единогласие и разнополюсные - несогласие, разногласие, противогласие, доводимое до открытого противостояния в конфликтной стадии, приводящего к борьбе с использованием средств насилия; в жизни разумных существ согласие различается ещё по инстинктивному, формально-словесному, рациональному, волево-деятельному и целостно-мировоззренческому видам; поскольку согласие включает не только однополюсные, но и разнополюсные, даже антагонистически-полюсные (противогласие, противостояние вплоть до конфликта) формы, его понимание и изучение должно соответствовать его действительной сущности, содержанию и значению.

В этом смысле согласие представляет собой своеобразную архитектуру человеческого общения, поведения и познания. Изучение чувственного и логического уровней познания, соответствия и несоответствия их форм в категориях согласованности и несогласованности, согласия и разногласия позволяет правильнее понимать диалектический путь познания;

Согласие не только одно из всеобщих свойств или способов взаимодействия в материальном и духовном бытии, знания о котором, объединенные на рационально-теоретическом уровне, концептуально выступают принципом познания внутреннего и внешнего взаимодействия тел и их связей в мёртвой, живой и разумной природе.Согласие также выполняет роль средства соединения противоположностей, рационального преодоления противоречий и разрешения конфликтов. И, наконец, согласие в нашем исследовании понимается как духовная ценность человека и общества, критерий культуры, приоритет общей и политической этики и социально значимая ценностно-праксиологическая идея. В этом смысле предстоит определить культуру, искусство, дипломатию, мораль и психологию согласия в человеческом обществе, создать его целостную теорию, формировать массовое уважение к приоритету идеи согласия в обществе как основного принципа функционирования "согласованной демократии" и правового государства.

Практическое значение исследования обусловлено возрастанием роли согласия и его альтернатив в жизни человека и общества. Каждый человеческий индивид причастен к ним, т.к. без них им невозможно понимать себя, свои сущностные свойства, отношения человека к миру и себе, тайну человеческого "Я".Особенно то, что по своей естественной природе, по законам которого человек живёт, он существо внутренне противоречивое и раздвоенное, с противоположными инстинктами согласия и несогласия,миролюбия и агрессивности. Понимание того, что эти инстинкты ему необходимы, позволяет человеку разумно сочетать их в своей жизнедеятельности, поведении, общении и познании, не впадая ни в ту, ни в другую сторону. Лишь в согласном, разногласном и про-тивогласном по Канту "антогонистическом общении" он получает свободу и самостоятельность развивать заложенные в его природе силы и способности, производить и потреблять средства к существованию в единстве конкуренции и сотрудничества.

В обществе, которое Т.Гоббсом понимается как "согласие большинства", не только согласие, но и насилие (агрессия) социализируется, обретает корпоративные и институциональные формы. Нарастает не только согласие, согласованность в трудовой, производственной, политической и иной деятельности, общении и поведении, но и тенденция к насилию и агрессивности. Человеческое сообщество создаёт всё более деятельные социальные институты ( семью, государство, общественные объединения, политические партии, религиозные организации, научно-технические и иные общества, региональные и международные учреждения), чтобы противостоять, с одной стороны, подавлению свободы, индивидуальности и самостоятельности человека путём административного насаждения формального и фальшивого согласия, а, с другой , росту агрессивности, конфликтности, выражающих тенденцию противогласия и противодействия различных социальных, экономических, политических, национальных, конфессиональных субъектов применению насильственных методов. По мере формирования "согласных", "согласованных" обществ и демократий возрастает уважение к политическому и этническому плюрализму, "разногласию" и либерализованным формам несогласия, т.е. к другим мировоззрениям, образам жизни, культурным традициям и этическим нормам. Они, однако, в полной мере не достигают желаемой цели, ибо рост социального разума, цивилизирование и глобализация человечества, другие интегративные процессы в мире не означают, что международные конфликты вообще исчезнут. Наоборот, как отмечалось выше, сохранится высокий и даже всё возрастающий уровень противостояния населения на этнической и националистической почве. "Из этого следует, что на повестке дня остаются и терроризм и национально-освободи 59 тельные войны" Философский анализ согласия имеет методологическое значение и для разных отраслей естественно-научного и гуманитарного познания, в частности для социологии, политологии, культурологии, имеющих дело с конкретными сторонами, свойствами и отношениями согласия в межнациональных и других общественных отношениях.

Философское понимание согласия в широком и узком смыслах, в контексте всемирно-исторического и национального процессов важно для разработки и реализации парламентами, правительствами, политическими партиями, общественными организациями концепций и программ достижения мира и согласия внутри национальных государств и в международных делах.

Иначе говоря, практическая политика государственных и негосударственных органов не может не включать идей национального согласия, для реализации которых нужна надежная теоретическая база в виде философской консенсологии. "Ей предстоит установить те основания консенсуса, которые открывает цивилизация в стадии информационного 60 общества" .

И, наконец, поскольку современные социальные движения по преимуществу носят массовый характер, выступают как массовые движения, в которых сложно сочетаются созидательные и разрушительные структуры, профессиональное понимание философской интерпретации общего, особенно общественного, гражданского согласия является одной из предпосылок грамотной разработки и реализации соглашений и договоров, направленных на цивилизованное урегулирование международных отношений.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в монографии "Социализация сегодня"(Москва.,ИФ РАН 1998.,120 с), статьях

Практическое применение исследования. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке, обсуждении и принятии соглашений, договоров, контрактов, конвенций государственными органами, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами, обучении и воспитании образовательными учреждениями учащихся и студентов, дипломатических работников, разрешении противоречий и конфликтов, выработке технологии согласия и ненасилия. 

Похожие диссертации на Согласие как проблема социальной философии