Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенная личность в системе общественных отношений : социально-философский анализ Сизова, Наталья Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сизова, Наталья Николаевна. Совершенная личность в системе общественных отношений : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Сизова Наталья Николаевна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2011.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/60

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения как общих проблем познания личности и общества, так и особенностей каждого типа личности в системе актуальных общественных отношений, в связи с чем социальная философия развертывается как философская методология, востребующая соответствующие исследовательские подходы и методы, актуалыше методологические традищш и т.д. Также возникает необходимость разделять специфику общественных отношений по различным основаниям, согласно которым общество в соответствии с метафизической и диалектической методологией философского познания предполагает свой собственный стиль жизни, который задается характером самовоспроизведения своей идентичности, типом культуры и т.д.

В соответствии с метафизической философской методологией, принципом дуализма и принципом антропоцентризма, индивидуализма и свободы воли понятия личности, общества и т.д. исследуются как материальные и идеальные ценности, занимающие определенное место в шкале ценностей. Данные ценности приобретают широкое значение и актуализируется ценностный исследовательский подход, следствием которого выступает определенное развитие принципа антропоцентризма.

Сегодня же на смену антропоцентрическому мировоззрению приходит ашропокосмическое мировоззрение, которое актуализирует диалектический вариант сущностного исследовательского подхода и востребует диалектическую философскую методологию. В данном типе мировоззрения находится русская идея с ее особенностями: русским космизмом, установкой на борьбу с зіггроиийньїм хаосом в окружающей природной и социальной среде, а также обменом с Природой. Иоанн Дамаскин называл Природу иконой Бога1. Мироощущение представителей русской цивилизации близко к смыслу такого представления. Космологическая судьба Вселенной не может оставаться вне

1 Антипенко Л. Г. Русская цивилизация. [Электронный ресурс] // Русская застава

: офиц. сайт. URL: // . (дата обращения: 25.01.2011).

зависимости от экономической и духовной деятельности людей на планете. От космологического мировоззрения во многом зависит выбор социального уклада жизни человечества. Проблема антропосферы на сегодняшний день состоит в том, чтобы законы развития человеческой цивилизации согласовывать с законами жизни и развития биосферы, при этом выясняется, что проблема оптимизации отношения «биосфера - человечество» не может быть решена без снятия острых противоречий в системе «общество - личность». Актуальный подход к исследованию личности заключается в переходе к ее изучению именно в рамках диалектической методологии научного познания.

Существенны следующие положения актуальности темы данного исследования.

Во-первых, с древних времен и по настоящее время русскими философами для познания мира была востребована диалектическая исследовательская методология, в основе которой находится принцип единства мира, всеобщей связи явлений и теория познания как теория отражения. Всеобщая связь предстает как связь оформлений совершенства, составляющих полноту космической (русской) модели Лад. Реализация оформлений совершенства: стройности, организации, упорядоченности, гармонии мыслится как борьба с нестроениями, как созидание в жизнедеятельности общества и природы. Данные оформления совершенства являются результатом антиэнтропийных процессов, т. е. совершенствованием общественных отношений в рамках жизнедеятельности общества. При этом личность может быть только совершенной, так как находится в процессе постоянного совершенствования. Именно деятельность совершенной личности направлена на борьбу с энтропийным хаосом, на эквивалентный обмен с Природой, на созидание и духовное преображение. Созидание же в любой сфере общественной жизни обнаруживает действие законов развития природы, общества и мышления, т. е. законов диалектики.

Во-вторых, важным доводом в пользу данного исследования может служить и недостаточная степень разработанности проблемы личности с учетом актуальных в обществе методологических традиций.

Данными основаниями определяется выбор темы исследования и характер

исследовательских задач.

Основная концепция диссертационной работы состоит в том, чтобы показать, что в настоящее время проблемы личности в российском обществе могут успешно разрешаться в соответствии с диалектической методологией, включающей в себя сложившуюся в российском обществе космическую модель мира.

Степень разработанности темы. Изучением таких явлений как личность и общественные отношения, выявлением их специфических особенностей, исследованием различных типов личности, системы общественных отношений в различных типах общества занимались многие исследователи.

Методологический базис исследования понятия «личность» представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие личности раскрывается в работах западных исследователей Цицерона, С. Боэция, Фомы Аквинского, Т. Гоббса, И. Канта, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса и др., а также в работах византийских и отечественных философов Иоанна Дамаскина, Григория Нисского Ф. И. Карпова, Симеона Полоцкого, В. Н. Лосского, Феофана Прокоповича, А. Н. Радищева, А. Ф. Лосева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Н. М. Чуринова и других.

Понятие свободной личности раскрывается в работах Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Г. Фихте, Г. Спенсера, Ф.фон Хайека, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других.

Понятие совершенного человека и совершенной личности исследовали Платон, Аристотель, Климент Александрийский, Прокл, Иоанн Дамаскин, Илларион Киевский, Иоаші Грешный, Ф. И. Карпов, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, Ю. Крижанич, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. И. Новиков, Н. Н. Алексеев, Н. Ф. Федоров, Н. М. Чуринов и других.

Анализ личности в системе общественных отношений представлен в трудах западных философов: Т. Гоббса, Г. Гегеля, П. Бергера, Алан Макфарлейна, Л. фон Мизеса, К. Шмитга, Э. Фромма, 3. Баумана, Г. Маркузе; греческих и

отечественных исследователей: Платона, Аристотеля, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина, С. Л. Франка, П. Е. Астафьева, Н. М. Карамзина, К. Е. Чхеидзе, А. Л. Анисина, Г. С. Батищева, Е. В. Семенова, Ю. К. Плетникова, Е. А. Лукашевой, Н. М. Чуринова и других.

Представление о влиянии объективных условий на жизнедеятельность общества раскрывается в трудах западноевропейских философов: Г. Гегеля, К. Маркса; отечественных философов: Пафнутия Боровского, Юрия Крижанича, И. С. Аксакова, В. П. Воронцова, А. С. Папарина, В. О. Ключевского,

A. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, Г. С. Батищева, В. Н. Сагатовского,

B. С. Степина, А. М. Ковалева, В. П. Филатова, Л. Г. Антипенко,
Н. М. Чуринова и других.

Вопросы управлением обществом исследовали западные теоретики: Дж. Ролз, Г. Рормозер, Дж. Сэндел и другие; отечественные философы: Прокопий Кесарийский, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Феофан Прокопович, А. Н. Радищев, И. А. Ильин, И. С. Пересветов, И. В. Киреевский, Л. П. Карсавин и другие.

Подвижническая деятельность как деятельность совершенной личности раскрывается в трудах отечественных исследователей: Серапиона Владимирского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого,

C. С. Аверинцева, В. В. Скопина, А. В. Вершкова, Н. М. Чуринова и других.

И, тем не менее, понятие «совершенная личность» изучено не достаточно полно и требует дополнительного методологического анализа.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является личность, предметом исследования выступает понятие «совершенная личность».

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ понятия «совершенная личность», а также социально-философский анализ деятельностных форм совершенной личности в системе общественных отношений.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

  1. проанализировать исследования в развитии понятия «личность», проводившиеся отдельными теоретиками, философами и различить основные теоретические подходы его изучения;

  2. изучить основные стандарты жизнедеятельности совершенной личности;

  3. исследовать совершешгую личность в соответствующей системе общественных отношений;

  1. провести анализ развития совершенной личности в системе актуальных общественных отношений;

  2. показать, как развертываются общественные отношения в условиях коллективистского способа производства общественной жизни;

  3. исследовать деятелыюстные формы совершенной личности в условиях прогресса и регресса общественных отношений.

Методология исследования. Методологической основой

диссертационного исследования является диалектический метод и соответствующие принципы научного познания.

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе следующих общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального, деятельностного; методов анализа, синтеза, логического и исторического.

Интерпретируются социальные отношения, властные отношения, нормы поведеїшя, стиль и образ жизни - все, что составляет социальное бытие общества. Критический анализ существующих общественных отношений является отправной точкой в стремлении их совершенствовать в зависимости от содержания исторической эпохи, актуализировать возможности желаемых общественных отношении, а также средства воспроизводства существующих отношений.

Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих положениях;

- обосновано, что в рамках западного философского теоретического творчества понятие личности восходит к понятию «персона», которое согласно

принципу дуализма и принципу антропоцентризма подразумевает либо идеальную сущность, либо понятие, предназначенное для описания действительности; понятие «персона» есть теоретическая репрезентация действительности, изобретение человеческое и существенно в плане метафизической системы теоретизирования;

- показано, что в рамках отечественного философского
теоретизирования понятие личности восходит к понятию «ипостась», которое
согласно принципу отражения и принципу всеобщей связи явлений раскрывает
понятие «личность» как существование сущности прообраза; понятие
«личность» выступает как образ действительности, который существенен в
плане диалектики сущности и явления, когда существование мыслится как
следствие опосредствования сущности и существенно в плане диалектической
системы теоретизирования;

показано, что в зависимости от характера актуальных общественных отношений, со становлением метафизической и диалектической методологии формировалась или свободная личность или личность совершенная.

установлено, что понятие «совершенная личность» выступает как отображение тех общественных отношений, при которых общество может самоутверждаться в качествах личности развивающейся по направлениям от менее совершенной к более совершенной личности или от более совершенной личности к менее совершенной личности;

показано, что совершенная личность развертывается в условиях актуальных стандартов естественности, рациональности и социальности, согласно которым совершенствование личности способствует совершенствованию общества и общественных отношений, а совершенствование социума - совершенствованию личности в зависимости от содержания исторической эпохи;

показано, что социальность общества, в соответствии с диалектическим философским теоретизированием предполагает необходимость воспроизведения общества, скрепляемого и единого мерой

совершенства общественных отношений;

установлено, что совершенство общественных отношений детерминируется практикой реализации принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, при которой гармоничное взаимодействие между обществом и природой, а также совершенствование межличностных отношений и т.д. являются существенными составляющими процесса совершенствованігя общественных отношений;

установлено, что совершенная личность представлена «лучшими людьми» и получает свою законченность в других личностях, вкладывая свое совершенство в процесс совершенствования общественных отношений;

показано, что совершенство общественных отношений детерминирует необходимость социального авангарда, способного возглавить общество на пути социального прогресса;

показано, что коллективистский способ производства общественной жизни, позволяющий обществу адаптироваться к наличным критическим условиям, формируется в критических объективных условиях и субъективных факторах;

установлено, что для коллективистского способа производства общественной жизни большое значение приобретает принцип следования объективным законам развили природы. Жизнедеятельность коллективистского типа общества под влиянием специфики объективных условий и субъективных факторов направлена на приспособление к данным условиям, на позитивное разрешение встающих перед обществом задач;

установлено, что процесс деятельности совершенной личности в условиях коллективистского способа производства общественной жизни направлен на борьбу с нестроениями, на созидание, т.е. на реализацию стройности, организации, упорядоченности, гармонии как оформлений совершенства в жизнедеятельности общества и природы;

доказано, что общество становится более жизнеспособным и устойчивым по отношению к негативным факторам жизни общества, усложняющим процесс его самоутверждения в условиях совершенствования

общественных отношений и усовершенствования личности;

- показано, что подвижническая деятельность, являясь антиэшропийным процессом, предстает как отрицательный вклад в социальную энтропию, ограждает жизнь общества от регрессивных моментов в развитии общества, способствует социальному прогрессу в обществе.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в процессе познания личности как совершенной личности востребуется основное значение понятия «совершенная личность»: в диалектической традиции понятие «совершенная личность» - это образ действительности, развивающийся по линии совершенствования общественных отношений. Полученные теоретико-методологические результаты социально-философского анализа понятия «совершенная личность» раскрывают основу для дальнейшего изучения специфики социального прогресса российского общества.

Практическая значимость результатов состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных и библиографических трудов в области социальной философии, при составлении учебных пособий, чтения таких учебных тем социальной философии как «общество», «цивилизация», «культура», «личность», «личность и общество», «личность человека», «развитие общества», а так же в курсах лекций до социальной философии, политологии и социальной психологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., в том числе в статьях в аккредитованных ВАК журналах.

Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора: на Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования (Красноярск, 2006); на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе» (Пенза, 2006); на IV Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание» (Пенза,

2010); на III Международной научно-практической конференции. «Инновационные тсхпологии в образовании» (Пенза, 2010); на VII Международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2010); на V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010); на XVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. (Новосибирск, 2010) и др.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государствегаюго аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Структура диссертации. Структура работы определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Совершенная личность в системе общественных отношений : социально-философский анализ