Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление идеи социального преобразования : античность и христианство Федоров, Игорь Алексеевич (1953-)

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федоров, Игорь Алексеевич (1953-). Становление идеи социального преобразования : античность и христианство : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11, 09.00.03 / Федоров Игорь Алексеевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007.- 486 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/16

Введение к работе

Актуальность темы исследования На протяжении двух с половиной тысячелетий европейской истории феномен социального преобразования является неотъемлемым компонентом общественного бытия, привлекая к себе особое внимание и вызывая противоречивость суждений и неоднозначность оценок. Со времен античности проблема социального преобразования неизменно присутствует в общественном сознании, составляя его открытый нерв и постоянное напряжение Особенно актуальным является в связи с этим исследование становления идеи социального преобразования в античности и христианской традиции, теоретический опыт которых имеет архетипическое значение для европейского общественного сознания и философской мысли

Идею социального преобразования можно представить как alter ego цивилизованного общества, которое таким образом получает внутреннее измерение и перспективу или (первоначально) ретроспективу, что является необходимым условием осознания общественного бытия В идее социального преобразования выражается порыв цивилизованного общества к самодетерминации и происходит идентификация себя как такового (как цивилизованного, то есть самоопределяющегося или претендующего на самоопределение) Общественная жизнь проявляет этим идеальный характер своей природы, которая выступает здесь в образе некоего исключительного (истинного) человеческого бытия и отличается тенденцией к доминированию над социальной практикой Наконец, с началом преобразовательных процессов и возникновением соответствующего сознания связано завершение «доисториче-

ского» периода и начало истории, лейтмотивом и содержанием которой становится идеология и практика преобразования жизни

Действительность европейской общественной мысли изначально проникнута идеей социального преобразования, заключая в себе такие разноплановые ее проявления, как платоновский образ «совершенного полиса» и концепция «общественного договора» Ж -Ж Руссо, проповедь Иисуса из Назарета и марксова теория «коммунистической ассоциации», лютеровская ре-формационная программа и доктрина «открытого общества» Перечисленные примеры не составляют исключение, будучи наиболее заметными и значимыми эпизодами преобразовательного сознания и философствования. Отмеченное пристрастие не может быть случайным Какими бы тернистыми ни были пути социального преобразования, вполне вероятно, что стремление и способность людей к изменению своего совместного бытия - это единственное, что выделяет человеческое сообщество среди других.

Тенденция систематического переустройства общественного бытия актуализирует необходимость философского исследования идеи социального преобразования во всех теоретических отношениях Такое исследование представляется одним из принципиальных условий постижения и достижения современного общественного идеала - предсказуемого и устойчивого социального развития Последнее является особенно актуальным для современного российского общества, которое переживает период обновления и самоидентификации в новых исторических условиях

Степень разработанности проблемы Идея социального преобразования как предмет философской рефлексии среди прочих могла бы претендовать на своеобразную «пальму первенства», будучи изначально одним из главных побудительных мотивов в развитии философского познания Однако, вопреки ожиданию, она менее всего обнаруживает себя в данном качест-

ве и далеко не сразу выступает в своем адекватном, абстрактно-философском значении, предпочитая фигуральный или конкретно-практический характер выражения Именно «внешняя» привязанность преобразовательной рефлексии не позволяли преодолеть дистанцию между формой и содержанием и осознанно обратиться к философским аспектам проблемы

Идея социального преобразования в частности не обделена исследовательским интересом Однако указанные исследования ограничены, как правило, персональными или конкретно-историческими проявлениями преобразовательной рефлексии Преобладающим остается также обозрение отдельных эпизодов, элементов или ракурсов идеи социального преобразования, содержащееся е контексте различных исследований, посвященных иной философской или исторической проблематике В связи с этим рассмотрение заявленной темы в рамках соответствующих разделов, глав и параграфов данной работы с необходимостью опиралось на труды отечественных и зарубежных авторов К их числу относятся исследования С С Аверинцева, И Д Амусина, Ю В Андреева, В Ф Асмуса, Ф Бецольда, Р Бультмана, К Бурдаха, Т В Васильевой, М Вебера, Ж -П Вернана, П Виллари, В И Ге-рье, В А Гуторова, А И Доватура, И Н. Дьяконова, М.М. Елизаровой, Э Жебара, С А Жебелева, Л.Я Жмудь, А И. Зайцева, Ф Ф Зелинского, А И. Козаржевского, Ф.Х Кессиди, В В Лазарева, Г М. Лившица, Е Лихачевой, А Ф Лосева, С Я Лурье, СВ. Лёзова, Г Г. Майорова, Е М Мелитииского, Б М Мецгера, В.С Нерсесянца, Р. Пельмана, Н.В. Пигулевской, А Б. Рапо-вича, И Д Рожанского, И С Свенцицкой, П. Сингалевича, М.М Смирипа, И. Собатье, Э Ю Соловьева, К Б Старковой, И Р Тантлевского, А А Тахо-Годи, В.Н Топорова, М К Трофимовой, С Н. Трубецкого, С.Л Утченко, А. Фермана, С.Л. Франка, Э Д Фролова, К Хюбнера, А Н Чанышева, Т.С Чен-ти, А Швейцера, Е.М. Штаерман и др

Многообразие преобразовательной рефлексии, а также ее внешняя принадлежность к различным эпохам, направлениям и стилям философствования, создают впечатление неоднородности и теоретической несовместимости идейного материала, препятствуя его систематизации и обобщению содержания Опыт последнего не столь очевиден, хотя и отмечен рядом специальных исследований, представляющих проблему сквозь призму особенного понимания, например, в контексте понятий «общественного идеала» (ПИ Новгородцев) или «утопического создания» (К Манхейм)' Это относится и к формуле идеологической экспозиции вопроса, представленной, начиная с Ф Энгельса и К Каутского, различными историями «коммунистических», «социалистических» или других (преобразовательных) учений Исследование особенного (содержания) демонстрирует известную продуктивность подхода, но не отменяет необходимость привести отдельные эпизоды и направления идеологии социального преобразования к некоему общему, то есть философскому «знаменателю»

Приходится констатировать в целом, что до настоящего времени в философской литературе отсутствуют научные работы, посвященные исследованию непосредственно идеи социального преобразования в ее адекватном понятийном определении и философском подтексте Подтверждением тому может служить «фигура умолчания», которая сопровождает историю вопроса Термин философия социального преобразования, насколько известно, до сих пор не употреблялся, что, разумеется, не лишает его права на существование, но, свидетельствует о насущных проблемах в данной области познания Именно отсутствие должного внимания к философской составляющей идеи социального преобразования препятствует объективному пониманию

1 См Новгородцев П И Об общественном идеале М, 1991, Манхейм К Идеология и утопия //
К Манхейм Диагноз нашего времени М, С. 7-276

2 См Каутский К Предшественники новейшего социализма Т 1-2 М, 1924-1925

вопроса Проблема же заключается в том, чтобы от рассмотрения и споров о характере и параметрах того или иного конкретно-теоретического или конкретно-практического преобразовательного начинания перейти к выяснению природы, содержания и методологии социального преобразования как такового, безотносительно какой-либо формальной, персональной, исторической или конкретно-идеологической его ипостаси

Источниковедческая база исследования Обращение к идее социального преобразования в контексте античного и христианского мировоззрений предполагает привлечение широкого круга первоисточников Перечень последних включает в себя произведения Гомера, Гесиода и Солона, исторические опыты Геродота, Полибия, Саллюстия, Плутарха, Тацита, Иосифа Флавия, сочинения Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия, Диогена Лаэртского, а также ветхозаветные и новозаветные писания, включая апокрифические, труды Августина, Тертуллиана и ранних христианских писателей, литературную традицию, восходящую к подвижничеству Франциска Ассизского, проповеди Джироламо Савонаролы, произведения Эразма Роттердамского, Мартина Лютера и других античных и христианских мыслителей и реформаторов Необходимо подчеркнуть, что настоящая работа естественно исходит из тех результатов, которые достигнуты усилиями многих поколений историков, лингвистов и переводчиков, без которых никакое подобное исследование не могло бы состояться.

Предмет, цель и задачи исследования Предметом исследования является идея социального преобразования в условиях становления и первоначальной интерпретации (модификации) общественной мыслью античности и христианства В качестве указанных условий рассматриваются мировоззренческие, идейно-теоретические основоположения и представления, присущие соответствующим типам сознания Таким образом, цель исследования состо-

ит в определении и логической реконструкции философско-мировоззрен-ческих оснований, параметров и содержания идеи социального преобразования в процессе возникновения, формирования и последующей модификации в античном и христианском общественном сознании

Реализация поставленной цели может быть достигнута решением следующих теоретических задач:

выяснение мифологических, рационалистических и идейно-практических предпосылок и логики возникновения идеи социального преобразования в условиях первоначального цивилизованного социума (полиса),

определение основных структурных компонентов идеи социального преобразования и соотношения между ними на этапе становления,

конкретизация содержательной взаимосвязи между процессами возникновения идеологии социального преобразования и становлением античного философского мышления;

анализ формирования теоретически развернутых преобразовательных концепций Платона и Аристотеля, реконструкция их содержания и параметров в контексте философских систем данных мыслителей,

рассмотрение социально-преобразовательных идей Цицерона и Сал-люстия в контексте древнеримской общественной мысли,

исследование мировоззренческих и теоретических ограничений античной преобразовательной рефлексии,

определение идейных и практических предпосылок и условий возникновения первохристианского движения, реконструкция и анализ перво-христианской парадигмы социального преобразования,

выявление соотношения тенденций архаизма и новации в контексте функционирования христианского преобразовательного сознания,

анализ изменений в христианской преобразовательной рефлексии в

связи идейно-мировоззренческими исканиями и обращениями Франциска Ассизского и Джироламо Савонаролы, рассмотрение и реконструкция ре-формационной программы Мартина Лютера

Методологическая основа исследования Основная методологическая проблема данного исследования заключается в том, что изучение отдельных моментов или эпизодов преобразовательной рефлексии невозможно помимо обобщающего их понимания, которое, в свою очередь, не может быть достигнуто иначе, как посредством рассмотрения указанной рефлексии в частности, то есть становится возможным лишь в результате проведенного исследования. В связи с этим сложность последнего обусловлена необходимостью приведения к общему философскому «знаменателю» разнородных по форме и содержанию, историческому, социальному и культурному происхождению, образу и стилю мышления версий идеи социального преобразования, каждая из которых нуждается в особом, адекватном подходе и способе интерпретации В качестве универсального методологического средства используется системный анализ, сочетающий в себе историко-генетический, структурный и функциональный методы в различной пропорции и комбинации В анализе разноречивых и противоречащих друг другу проявлений преобразовательного сознания были использованы также компаративистские приемы рассмотрения теоретического материала

В совокупности методологических средств необходимо специально отметить избранный в диссертации понятийный аппарат исследования, прежде всего категорию социального преобразования как такового и понятие парадигма идеи социального преобразования, позволяющие идентифицировать и систематизировать отдельные эпизоды, проявления и направления преобразовательной рефлексии в континууме философской и общественной мысли античности и христианства

Социальное преобразование вообще определяется в данном приближении как процесс осознанного или неосознанного (стихийного, спонтанного) изменения людьми содержания и форм общественного бытия Применительно к теме исследования под социальным преобразованием понимается совокупность или система осознанных различным образом мер и действий (акций), имеющих целью изменение общественной жизни в соответствии с определенным умозрительным представлением о ней Собственно изменение общественного бытия подразумевает трансформацию в том или ином виде общественных отношений (к примеру, отношений собственности), социальной структуры и общественных институтов, включая политические В свою очередь, понятие парадигма употребляется в исследовании в зависимости от контекста в двояком смысле во-первых, в буквальном значении примера или образца чего-либо; во-вторых, преимущественно как типической для того или иного общественно-философского сознания модели постановки проблемы и ее возможного решения в действительности3 Таким образом, идея социального преобразования в абстрактном понимании - это комплекс взаимосвязанных представлений о необходимости и возможности изменения общественной жизни определенными наличными средствами в определенном идеальном отношении или направлении

Тем самым устанавливаются также формальные параметры данного исследования Отбору в качестве объектов рассмотрения подлежат те проявления идеи социального преобразования, которые имеют парадигматическое значение, то есть наиболее систематически (по содержанию и изложению) и принципиально (типологически) представляют становление и модификацию преобразовательной рефлексии в данной (античной или христианской) традиции. Таковыми для классической античности являются прежде всего кон-

3 См Кун Т Структура научных революций М , 1975 С 11

цепции Платона и Аристотеля, которые выражают спектрально две, идеологически восходящие к опыту раннего реформаторства (Ликург и Солон), тенденции преобразовательного сознания и утверждают его концептуальный диапазон, придерживаясь тем не менее общей (полисной) идейно-мировоззренческой основы. При этом на периферии рассмотрения остается предшествующая пифагорейская рефлексия и современная Платону и Аристотелю софистическая философия, несомненно продуктивные элементы которой получают применение и развитие в древнеримской общественно-преобразовательной мысли Характерными на данном этапе полагаются проекты Марка Туллия Цицерона и Гая Саллюстия Криспа, формирование которых не связано непосредственно с созданием оригинальных философских систем, но вбирает в себя как типическую традицию, идущую от Платона и Аристотеля, так и софистические положения, а также отдельные формулы стоической философии, идеи Полибия и другие, рассмотрение которых в исследовании не предусмотрено

Аналогичный выбор в отношении христианства определен следующими ключевыми момен гами Во-первых, утверждением первохристианской парадигмы идеи социального преобразования, которая обнаруживает общее с античной мифологическое начало, не будучи, однако, непосредственно связана с античной традицией данной рефлексии Во-вторых, обращением Франциска Ассизского, которое «возвращает» движение к истокам, но осуществляет это в новом духовно-мировоззренческом контексте, открывая возможность взаимодействия с античной традицией. Представленный в связи с этим преобразовательный проект Джироламо Савонаролы характерен еще и тем, что отчасти предвосхищает грядущую реформацию. В-третьих, реформационной программой Мартина Лютера, которая в своем утверждении первохристи-анского начала фактически преодолевает его

В названия разделов исследования с достаточной степенью условности (особенно в понятии «идеальное государство») вынесены знаковые формулы позитивного общественного сознания, каждую из которых можно представить в качестве своеобразного идеального вектора эпохи (традиции)

Научная новизна исследования Диссертационная работа представляет собой первое непосредственное и систематическое исследование идеи социального преобразования в структурах философской мысли и общественного сознания античности и христианства Новизной работы является рассмотрение в едином методологическом плане разнообразных по форме и неоднородных по содержанию и происхождению версий идеи социального преобразования в античной и христианской традициях и приведение данных преобразовательных рефлексий к общетеоретическим основаниям Инновационный характер исследования заключается в попытке определить философский концепт идеи социального преобразования, безотносительно ее персональных, исторических или идеологических особенностей, установить его принципиальные параметры, структуру и динамику изменения Следует отметить и постановку вопроса о философии социального преобразования как необходимом условии научно-теоретического подхода к проявлениям преобразовательной рефлексии и проблеме социального преобразования

Основные положения, выносимые па защиту

1 Генезис идеи социального преобразования определяется рядом факторов и последовательно раскрывается прежде всего в инверсии мифопоэти-ческого сознания, отчасти в рациональной критике социальной действительности (Гесиод), а также в идейно-практическом опыте античного реформаторства, породившего в общественном сознании исходные парадигмы социального преобразования и традицию идейно-преобразовательного сознания вообще Исследование постулирует взаимосвязь становления идеи преобра-

зования и кризиса первоначального цивилизованного социума (полиса), природа которого акцентирует необходимость самодетерминации и самоизменения общества путем осознанного и целенаправленного воздействия людей на содержание и формы своего бытия

2. Логика происхождения идеи социального преобразования определяется в содержательном плане процессом формирования ее основных структурных элементов, а именно, принципиальной критики существующего общественного порядка, сознания необходимости и возможности его изменения силами человека (сообщества людей), признания разумности человека и открытия на этой основе апелляции к человеческому разуму, определенного идеала общественной жизни, противостоящего действительности и обладающего значением социальной перспективы, и представления о средствах и способах практического осуществления трансформации

  1. Содержание феномена античной мудрости (sophm) обусловлено возникновением реформаторского движения и характеризует отношение процессов возникновения идеи социального преобразования и становления античной фшгософии, которое непосредственно сопряжено с фактором преобразовательного сознания, обладающего в связи с этим своеобразным приоритетом в предметной мотивации начала философствования, о чем косвенно свидетельствуют и заимствования первичной философской терминологии из сферы социально-политической жизни

  1. Анализ преобразовательных концепций Платона и Аристотеля позволяет конкретизировать их логику и определить характерные параметры античной преобразовательной рефлексии ретроспективность общественного идеала, установку на неизменность совершенного социального порядка, ор-ганистическое восприятие полисной жизни и предопределенность индивидуального назначения человека, а также соответствующие представления о

средствах трансформации бытия, выраженных персонифицированной фигурой власти и выборочным воспитанием молодого поколения Независимо от персональных подходов, становлением типичной стратегии преобразования объективно утверждается общественное начало человеческого бытия, а общественное сознание выступает в адекватной форме В контексте сообщения между концептом социального преобразования и логикой становления философского познания идея преобразования жизни выступала одним из директивных условий развития философии, прежде всего человека и общества, приобретая необходимые содержательность, конструктивность и теоретическую перспективу Она представляла собой фактор концептуализации действительности, предопределяя возникновение исторического подхода (идеи истории)

  1. На примере преобразовательных проектов Марка Туллия Цицерона и Гая Саллюстия Криспа конкретизированы особенности древнеримских версий реформаторской идеологии, содержание которых отмечено воздействием идеи «естественного права (разума)» и формул разграничения государства и общества и самостоятельности «гражданской общины» и «народа», но по-прежнему определяется логикой возрождения «добрых нравов». В связи с этим указана ограниченность античного преобразовательного сознания, связанная с пониманием природы человека

  2. Реконструкция становления христианской преобразовательной рефлексии методологически обеспечена разграничением ранне- и иереохристи-анской проповеди, которая интерпретируется исследованием как проявление новой парадигмы преобразовательного сознания. Образуемое таким образом «смысловое поле» позволяет идентифицировать и систематизировать разрозненные положения данной рефлексии, характеризуемой сочетанием архаической формы выражения и принципиально нового содержания Концептуа-

лизация первохристианской проповеди и ее духовно-мировоззренческих оснований демонстрирует имманентное начало новой парадигмы преобразовательного сознания, проявляющееся прежде всего в методологии преобразовательного движения Общий смысл концепции определяется представлением об акции индивидуального покаяния, как универсальном средстве переустройства общественного жизни, логика которого является тождественной деятельному самоизменению человека (внешнему и внутреннему) в его общественных отношениях с другими людьми Этой всеобщей мерой актуализируется образ «Царства Божьего», который приобретает в первохристианской рефлексии конкретные социально-экономические очертания

  1. Концептуализация идейно-мировоззренческих параметров идеала обновления бытия в обращении Франциска Ассизского конкретизирует логику возобновления христианской преобразовательной рефлексии, предусмотренного идеей «Вечного Евангелия» или Завета Св Духа (Иоахим Флорский) и содержащего новые принципы «договора» между человеком и миром, который выражается, в частности, в переосмыслении античной традиции и предваряет наступление европейского Возрождения В контексте данной тенденции представлена концепция «Нового Иерусалима» (Джироламо Савонарола), не чуждая, в особенности, элементам античной идеологии и предвосхищающая отдельные положения Реформации.

  2. Структура и логика реформационной стратегии Мартина Лютера являются мерой отношения его теологии к предшествующей идеологической (христианской) традиции Специфика преобразовательной рефлексии заключается прежде всего в лютеровской трактовке идеи предестинации (предопределения) и отрицании «свободы воли», которое парадоксальным образом освобождает сознание человека от предрассудков и ограничений для начала новой общественной жизни. Заявленное Лютером «возвращение» к истокам

традиции фактически преодолевает се, санкционируя отказ от ряда фундаментальных положений. Изменение христианской парадигмы идеи социального преобразования предлагает иное понимание статуса и значения института светской власти в процессе трансформации общества и организации «христианской жизни» Приоритет сугубо внутреннего отношения с Богом делегирует человеку духовную и практическую инициативу, в том числе в вопросах институционального переустройства бытия Эта интенция распространяется Лютером на все общественные институты, включая церковь, ю-сударство, образование и другие

Научно-практическая значимость Значение диссертационной работы определяется актуальностью темы и необходимостью философского обеспечения научного подхода к пониманию и осуществлению преобразовательных процессов Анализ и обобщение предшествующего опыта позволяет выявить архетипические черты и структуры соответствующего образа мысли и действия и может иметь конкретно-практическое значение в связи с определением содержания, логики и методологии социальных трансформаций Исследование отвечает насущной потребности социального самосознания в условиях происходящих и предполагаемых общественных изменений Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах и спецкурсах по социально-философским, историко-философским, философско-историче-ским, политологическим и культурологическим дисциплинам

Апробация работы. Результаты исследования опубликованы в трех научных монографиях и ряде статей, а также представлены на международных и всероссийских конференциях, в том числе: Первом Российском философском конгрессе «Человек - Философия - Гуманизм » (СПб , 1997), симпозиуме, посвященном 125-летию со дня рождения Альберта Щвейцера «Благоговение перед жизнью - императив XXI столетия» (СПб , 2000), Междуна-

родной научно-практической конференции «Социальная коммуникация монолог, диалог, полилог» (СПб , 2004) и других Общий объем публикаций по теме исследования составляет свыше 63 печ листов

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии, социологии и политологии Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии 11 декабря 2006 г.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения и двух разделов, включающих в себя четыре и три главы, а также заключения и библиографии

Похожие диссертации на Становление идеи социального преобразования : античность и христианство