Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Хабриев Ибрагим Ахметович

Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ
<
Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хабриев Ибрагим Ахметович. Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11, 09.00.08 / Хабриев Ибрагим Ахметович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/389

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-методологические аспекты экологических потребностей 3

1.1 Природа и особенности человеческих потребностей 11

1.2 Классификация человеческих потребностей в контексте культуры 32

1.3 Потребности современного общества и пределы биосферы 51

Глава 2. Пути формирования экологических потребностей современного общества 72

2.1 Экологизация сознания современного общества как средство оптимизации взаимодействия человека с природой 72

2.2 Философские проблемы совершенствования системы экологического образования и воспитания 92

2.3 Возможные пути преодоления человеком биосферных ограничений 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 133

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью значительной корректировки философско-методологических исследований системы современных человеческих потребностей в сторону их экологизации в условиях нарастающего экологического кризиса.

В современном обществе сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений между человеком и природой. Согласно первому подходу, эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек. Данный подход рассматривает человека, его научно-технические достижения как смыслообразующее ядро всех процессов, происходящих в обществе и природе. Согласно второму подходу, человек как гетеротрофный биологический вид, при всей его технической оснащенности, в значительной мере зависим от природы и в своих взаимоотношениях с биосферой должен считаться с ее объективными законами саморегуляции, соблюдать допустимые пределы антропогенного воздействия на нее. Представители второго подхода, которых можно считать экоцентристами, исходят из представления об объективном существовании единой социоприродной системы, в которой все живые организмы взаимодействуют между собой. Именно, опираясь на принципы экоцентризма, современное общество сможет вступить в новую экологосбалансированную парадигму своего развития, направленную на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Экологосбалансированная парадигма общественного развития подразумевает формирование экологически ответственного человека — homo ecologus, на основе экологизации сознания, образования и воспитания, культуры, науки, государственных институтов, средств массовой информации, и что принципиально для нашей темы, системы человеческих потребностей.

По мнению О. Тоффлера, парадокс развития современной цивилизации заключается в формировании общественных потребностей, в которых нет никаких потребностей. Все больше современных общественных потребностей превращаются в «сверхпотребности», которые разрушают не только самого человека, способствуя его моральной деградации, но и разрушительно воздействуют на биосферу.

Необходимость формирования новых экологических потребностей как побудительной силы общественной активности, направленной на сбережение, сохранение и поддержание природы, сегодня осознается лишь незначительной частью населения Земли. При этом большинство современных людей продолжают верить в свое могущество и возможность господства над природными процессами. Особая опасность сложившейся ситуации заключается в том, что человек продолжает безмерно и расточительно использовать ограниченные ресурсы биосферы, в то время как он практически не использует уникальные творческие способности своего разума для обеспечения экологического самосохранения. Человек превращается в единственное существо на планете, который способствует своему самоуничтожению, а не самосохранению. Переход человечества к экологическим потребностям -это определенный объективный социокультурный «императив», идущий от биосферы, которая уже давно стала разрушаться под воздействием экологически непродуманной деятельности людей.

Формирование новых экологических потребностей позволит человеку стать более свободным от присущих ему недостатков, будет способствовать его духовному развитию, даст возможность для перехода на сохраняющее биосферу развитие и, как следствие, приведет к восстановлению биосферной целостности.

Степень разработанности проблемы.

Тема данного исследования потребовала ознакомления с широким кругом вопросов, затрагивающих проблемы нарушения экологического равновесия и специфики формирования экологических потребностей современного общества, а также системный анализ теоретических и практических разработок моделей биосферосовместимого общественного развития.

Философско-методологическим вопросам дальнейшего развития системы «общество-природа» и возможности становления новой экологизированной цивилизации посвящены труды В.А. Анучина, В.И. Вернадского, Э.В. Гирусова, В.Г. Горшкова, И.П. Герасимова, В.И. Данилова-Данильяна, Ф.Д. Демидова, И.К. Лисеева, К.С. Лосева, В.А. Лось, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, Е.В: Никаноровой, Е.Н. Пасхина, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула, А.В. Яблокова.

С позиции системно-синергетического подхода проблемы развития общества в условиях нарастающего экологического кризиса исследуют: Ю.М. Арский, О.Н. Астафьева, Х.А. Барлыбаев, Д. Белл, А. Гидденс, К.Х. Делокаров, СП. Капица, М. Кастельс, Г.И. Мороз, Е.Е. Перчук, О. Тоффлер, И.А. Сосунова.

Развитие экологической культуры современного общества нашло отражение в трудах Н.В. Брызгаловой, Е.В. Никаноровой, Е.А. Ганыниной, Э.В. Гирусова, Н.М. Мамедова, О.Н. Яницкого. Весомый вклад в развитие философско-мировоззренческой концепции экологического образования внесли: Э.В. Гирусов, Д.Н. Кавтарадзе, Н.С.Касимов, Ю.Г.Марков, Н.М. Мамедов, Д.Ж.Маркович, А.В. Яблоков.

В целом философскими проблемами формирования системы человеческих потребностей занимались такие древнегреческие философы, как Эпикур, Сократ, Аристотель, классики философии:

Г.Гегель, К. Маркс, Э. Фромм, Ф. Энгельс, К.Юнг, а также современные социальные философы и социологи: Б.А. Воронович, И.А. Гобозов, Ю.А. Замошкин, А.Н. Леонтьев, О.А. Митрошенков, К. Обуховский, В.Н. Шевченко.

Вместе с тем, анализ философской литературы по избранной теме позволяет сделать вывод, что проблема формирования экологических потребностей современного общества изучена фрагментарно и требует дальнейшего философско-методологического осмысления и практического применения в условиях необходимости биосферосовместимого развития общества и природы.

Объект диссертационного исследования — взаимоотношения человека и природы в глобализирующемся мире.

Предмет диссертационного исследования — экологические потребности общества как ядро новой парадигмы биосферосовместимой цивилизации.

Цель диссертационной работы — обосновать необходимость формирования новых экологических потребностей, отвечающих императивам современности.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: концептуализировать категорию «потребность» в условиях экологического кризиса; дать классификацию потребностей и показать место экологических потребностей среди других потребностей; проанализировать проблему биосферных пределов в соотнесении с особенностями развития потребностей современного общества; показать направления экологизации сознания современного общества как средство оптимизации взаимодействия человека с природой; выявить возможности совершенствования системы экологического образования, воспитания и культуры; обосновать необходимость интегрированной стратегии экологизации современного общества. Теоретико-методологической основой исследования являются философский принцип целостности, взаимосвязь и единство мира, всеобщность причинно-следственных связей, применительно к системе «общество-природа». Концептуально значимыми основами исследования послужили социально-философский, социально-экологический, ноосферный, диалектический, системный, информационный подходы, а также теоретико-методологические положения экологии, фактологический материал, отражающий состояние окружающей природной среды в мире и России.

При анализе проблемы становления экологических потребностей приоритет отдан работам в области социальной философии и экологии, исследованиям по государственному управлению природопользованием и политики оптимизации охраны окружающей среды. В работе использован большой объем статистического материала о реальном состоянии биосферы и влиянии антропогенного воздействия на изменение ее структуры.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна.

Выявлены философские причины нарастания глобального экологического кризиса и показана их связь с увеличением избыточных потребностей современного общества.

Раскрыто философско-методологическое содержание категории «экологические потребности».

Показана концептуальная значимость формирования экологических потребностей для перехода от биосфероразрушающей к биосферосовместимой цивилизации.

Подчеркнуто, что многочисленные природные аномалии связаны с превышением современным обществом допустимых пределов воздействия на биосферу в связи с избыточным ростом в развитых странах потребительской сферы.

Концептуализированы основные факторы, влияющие на формирование экологических потребностей современного общества.

Обоснована необходимость перехода общества со временем на автотрофные принципы пользования ресурсов для преодоления кризисных процессов социоприродного развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

Современная эволюция социоприродных систем в значительной степени определяется нарастающими темпами антропогенного воздействия на биосферу, связанными с увеличением масштабов потребностей общества.

Одной из основных социально-философских проблем современности в системе человеческих потребностей является их экспоненциальный рост, что ведет к разрушению не только природы, но и самого человека. Необходим переход на биосферосовместимое развитие, основанный на новой системе экологических потребностей.

Современные природные аномалии и непредсказуемые экологические бедствия губительны для большей части населения Земли. При сохранении господствующей в обществе потребительской модели поведения они будут возрастать и приведут к гибели всего* человечества., Для того чтобы остановить этот процесс, экологические проблемы должны быть поняты и осознаны во всем их масштабе как отдельным индивидом, так и обществом в целом. Вследствие чего формирование экологических потребностей должно происходить как на индивидуальном, так и на общественном, государственном, региональном и глобальном уровнях.

В этой связи актуализируется необходимость более глубокой и масштабной экологизации философии, культуры, образования, воспитания, науки, искусства, государственной деятельности. Этот процесс должен происходить интегрированно и непрерывно, постоянно совершенствуясь и развиваясь. Процесс экологизации должен стать объективным, необратимым, системным и доминирующим процессом дальнейшего общественного развития.

Концепция автотрофности человечества, впервые предложенная В.И. Вернадским, в наше время приобрела еще большую актуальность. В условиях ухудшения экологической ситуации на планете встает вопрос о необходимости практического применения идей автотрофности. Переход на автотрофное развитие может стать важным компонентом процесса экологизации современного общества и во многом уменьшит антропогенную нагрузку на биосферу.

Теоретическое значение исследования определяется его направленностью на целостное и системное осмысление современных экологических проблем. Основные положения исследования могут быть использованы в дальнейшей теоретической разработке системы экологических потребностей и практической реализации концепции автотрофного развития человечества. Результаты проведенного исследования могут быть полезными для разработки учебных программ по социальной философии,, философии науки и техники," социальной экологии, а также в экономических дисциплинах.

Практическая значимость работы. Комплексный философско-методологический подход к исследованию современных глобальных экологических проблем во взаимосвязи с нарастающими общественными потребностями может стать базовым компонентом для решения экологических и экономических задач экологизации современного производства и человеческой деятельности в целом. Результаты диссертационного исследования могут применяться при формировании государственных программ в области экологии и природоохранного законодательства.

Апробация научного исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в научных докладах на международных и междисциплинарных конференциях: (IX и X Международная междисциплинарная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения», РАГС, ИНИОН, СЗАГС, 2008, 2009; Международная научно-практическая конференция «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития», РАГС, 2009), а также нашли отражения в 7 публикациях автора общим объемом 2,1 п.л., список которых прилагается.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Природа и особенности человеческих потребностей

На современном этапе развития, которое характеризуется усиливающимися процессами глобализации, человечество находится в опасном и сложном положении: продолжается уничтожение природы, расширяются масштабы потребительства, обостряется противоречие между человеком и техникой, усугубляется неравенство между различными социальными классами. Сущность глобализации как процесса объективного, необратимого и противоречивого, раскрывает сущность современного человека и его меняющиеся потребности.

Человек - уникальное существо, которое, появившись лишь около сорока тысяч лет назад, сумело в значительной степени преобразовать окружающий его мир, создать уникальные условия для своего проживания, пропитания и жизнедеятельности, развивало и продолжает развивать процесс познания.

За столь исторически короткое пребывание на планете Земля человеческое общество преодолело и продолжает преодолевать множество трудностей, но большинство из них порождалось и порождается самими людьми, а не окружающим миром. «Внутренняя противоречивость развития, особенно ярко проявляется в наши дни в общественных коллизиях, разрешение которых связано с пониманием взаимодействия деструктивных и конструктивных действий людей, определяющих судьбу цивилизации. Философский аспект этой проблемы предполагает выявление сущности и роли разрушительных и созидательных сил в развитии любого объекта. Это особенно актуально в связи с необходимостью конкретизации механизма количественных и качественных изменений, борьбы противоположностей и диалектического отрицания при рассмотрении переворотов, революционных и эволюционных процессов в жизни общества»1. Таким образом, быстрые темпы развития человеческого общества постоянно расширяют спектр человеческих потребностей и интересов, зачастую превышающих общественные возможности и способности.

Современное общество, ограничившись лишь улучшением условий своей жизнедеятельности, повышением своего благосостояния, погоней за достижениями технического прогресса, зачастую забывает о своем природном происхождении, вступает в противоборство с окружающей средой, не уделяет должного внимания нарастающим экологическим проблемам. «Экологическая проблема, выделенная как самостоятельная в числе глобальных проблем современности и относящаяся, казалось бы, к такому внешнему по отношению к обществу фактору как состояние природной среды, тем не менее, является главной, всеобщей и системообразующей проблемой во всей совокупности остальных глобальных проблем ... Поскольку экологическая проблема отражает внешний для общества фактор - состояние окружающей природной среды, она несет в себе потенциал объективности гораздо больший, чем все остальные чисто социальные проблемы. В то же время это такое внешнее, которое переходит во внутреннее для общества, позволяя гораздо объективнее посмотреть на все социальные проблемы. Действительно, все виды человеческой деятельности должны быть теперь соотнесены с реальными возможностями биосферы и лимитированы в этих рамках как количественно, так и качественно» . Человечеству необходимо помнить о существовании экологического императива, то есть о той необходимой зависимости общества от природы, «разорвать» которую просто невозможно. Необходимость признания объективности существования единой целостной системы всех живых организмов, которые взаимодействуют не только между собой, но и с окружающей их средой обитания становится первоочередной задачей человечества. Это означает, что современный человек должен осознавать тот факт, что он не может жить без биосферы ровно также как и без общества.

Идею гармонизации человека и биосферы активно развивал В.И. Вернадский, в своих трудах он подчеркивал тот факт, что «человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой»1. Полное разрушение гармонии между природной средой и человеком может привести к исчезновению человеческого рода. Биосфера - естественная природная среда, которая создает все необходимые условия для жизнедеятельности человека, питает его всеми необходимыми для жизни природными элементами, без которых жизнь невозможна.

Потребности современного общества и пределы биосферы

В философском обсуждении проблем взаимодействия биосферных процессов и человеческих потребностей сталкиваются различные взгляды по поводу последствий разрушения природной среды и путей предотвращения экологической катастрофы. Социальная форма движения материи отличается от природного бытия и обретает новые масштабы и свойства пространства и времени. Значительная часть современных общественных потребностей задает общественному производству такие темпы развития, которые обуславливают основную тяжесть нагрузки на окружающую среду и способствуют еще большему разрушению гармонии человека с природой.

Возможность использования природных ресурсов в трудовой деятельности в своих интересах позволила человеку на определенное время вывести свои потребности за рамки природной необходимости и рассматривать их как самодовлеющую величину. Но нарастающий экологический кризис современности является доказательством того, что абсолютное превосходство человека над природой это миф, который связан с чисто потребительским отношением людей к биосфере.

Необходимо понимать тот факт, что «человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом»1. Осознание того, что только равновесное жизнепригодное состояние биосферы, которое нужно всемерно поддерживать, способно обеспечить нормальное функционирование жизнедеятельности людей, является одним из главных факторов становления экологических потребностей в современном обществе. Термин «биосфера» был достаточно известен в научных кругах начала ХХ-го века. Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк впервые употребил его в 1803 году в своем труде по гидрогеологии Франции для обозначения совокупности организмов, обитающих на Земле. Впоследствии австрийский геолог и общественный деятель Эдуард Зюсс в своей работе о строении Альп расширил понятие «биосфера», как не только органического мира Земли, но и окружающей его абиотической среды1. Наиболее фундаментальную и системную теорию биосферы разработал Владимир Иванович Вернадский. Основные труды ученого", посвященные концепции биосферы и формированию ноосферы, написаны им в последние годы жизни и опубликованы только после его кончины.

В работах Вернадского нет специального определения биосферы, так как понимание данного термина углублялось на протяжении всей жизни ученого. Ход его рассуждений позволяет считать, что биосфера — это целостная система живого и косного вещества планеты; наружная оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и поддержания жизнепригодных свойств". Вернадский утверждал, что «каждый живой организм в биосфере — природный объект - есть живое природное тело. Живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих... Человек как всякое живое природное (или естественное) тело неразрывно связан с ... биосферой, ... строение которой определяется ее своеобразной организованностью и которая занимает в ней как обособленная часть целого закономерно выражаемое место... Живое вещество, так же как и биосфера, обладает своей особой организованностью и может быть рассматриваемо как закономерно выражаемая функция биосферы»1. В своих трудах Вернадский постоянно делал акцент на организованности и системности биосферы, но при этом выделял ее химическую разнородность.

По мнению ученого, биосфера состоит из «живого вещества и вещества косного, которые на протяжении всего геологического времени разделены по своему генезису и по своему строению ... Между косным и живым веществом есть, однако, непрерывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может быть выражена как непрерывный биогенный поток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы, и обратно... Живое вещество охватывает всю биосферу, ее создает и изменяет, но по весу и объему оно составляет небольшую ее часть. Косное, неживое вещество резко преобладает...» .

Экологизация сознания современного общества как средство оптимизации взаимодействия человека с природой

Чрезмерная интенсификация антропогенного воздействия на биосферу усиливает непредвиденные последствия преобразующей деятельности общества и затрудняет прогнозирование ее конечных последствий для окружающей среды. Особенность развития современной цивилизации заключается в усложнении взаимоотношений между обществом и природой, многократном возрастании, более чем в десять раз, нагрузки на биосферу и, как следствие, возникновении целого ряда негативных явлений и процессов, характеризуемых как экологический кризис.

Непосредственное природное бытие человека, которое характеризуется обострением экологической ситуации в местах проживания людей и их жизнедеятельности, отражает реальную возрастающую угрозу для общества. Вопрос заключается в том, сможет ли процесс экологизации стать приоритетным для современного общественного сознания и кто должен содействовать этому?

Для того чтобы проанализировать факторы, влияющие на формирование современного общественного сознания и предложить механизмы его изменения, необходимо определить желаемый, результат данного изменения, то есть что именно подразумевается под экологизацией общественного сознания.

Экологическое сознание может быть представлено как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их совмещения соответственно законам системной целостности биосферы. Автор работы разделяет мнение Э.В. Гирусова о том, что «экологическим сознанием является не любое отражение людьми своего отношения к природе, а лишь такое, которое направлено на обеспечение ее жизнепригодных свойств, на сохранение и совершенствование ее как среды жизни» .

Противоречивость развития современного общественного сознания заключается в том, что человечество употребляет свой разум преимущественно для формирования глобальной системы разрушения, а не созидания. До сих пор преобладает мнение о том, что человеческое общество способно полностью преобразовать природу, при этом забывая о необходимости развития адаптивной функции. Важно понимать, что общественный прогресс и ускоряющееся развитие науки и техники не должны отменять необходимость приспособления общества к окружающей среде. Коренное преобразование биосферы противоречит самой ее сущности как явления комплексного, системного и самодостаточного. Окружающая среда сама по себе не нуждается ни в каком преобразовании, в этом нуждается человек, который всячески пытается изменить и «покорить» природу. Ведущее место в социальной деятельности должно занимать не любое преобразование природы, а только рациональное, которое не превышает допустимые пределы изменения биосферы.

Последствия губительного антропогенного воздействия на природу все больше проявляются в различных регионах планеты, вызывая землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и т.д. Экологический кризис в первую очередь отразился на тех ресурсах, которые всегда считались самовоспроизводящимися и потому неисчерпаемыми. Именно такие ресурсы обнаружили свою исчерпаемость раньше других. Экологические проблемы в большинстве случаев осознаются только теми людьми, кто непосредственно с ними столкнулся. Сознание людей, которые пережили природные катаклизмы, характеризуется состоянием экологического стресса, то есть определенным массовым длительным чувством тревоги, ощущения экологической опасности и ответственности за судьбу всего живого . В районе экологических бедствий заметно снижается производительность труда, ухудшается здоровье людей, возрастает социальная и политическая напряженность, враждебность и конфликтность, происходит деформация системы человеческих потребностей, возрастают социальные патологии.

Причины современных природных катаклизмов нужно, прежде всего, искать в экологически непродуманной деятельности людей и в недооценке экологических опасностей. Неразумное антропогенное воздействие на природу влияет на состояние многих экосистем и тем самым — на состояние биосферы в целом, на биосферные условия существования человека2.

Похожие диссертации на Становление экологических потребностей : философско-методологический анализ