Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность и система социальных ограничений Михайлов Владимир Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлов Владимир Владимирович. Сущность и система социальных ограничений : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Михайлов Владимир Владимирович; [Место защиты: Рос. гос. торгово-эконом. ун-т].- Москва, 2007.- 366 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-9/182

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие в современном обществе процессы делают актуальными проблемы взаимодействия личности и общества, индивидуальных и общественных интересов, прав и свобод человека и гражданина, меры его ответственности, зрелости, способности реализовать свои права и свободы без ущерба для других людей и социума в целом Возникают естественные вопросы о пределах этих прав и свобод, о возможности их практической, а не декларативной реализации, как впрочем, и об их реальном наличии и адекватности внутреішим запросам личности С другой стороны, глобализация вносит существенные изменения в наличное социальное пространство, размывая одни и создавая другие границы и пределы Формирование "пространства потоков" (М Кастельс) ставит под сомнение наличные со-циалыпле структуры, размывая и деструктурируя их

Закономерно возникает вопрос о социальных ограничениях С одной стороны, это что-то знакомое, интуитивно ясное, само собой разумеющееся, то, с чем все мы сталкиваемся на каждом шагу своей социальной жизни, не задавая себе вопроса что же это такое на самом деле, каково их содержание, структура, функции, результаты? Зачем вообще эти ограничения нужны, откуда и почему они появились, кто и кого ими ограничивает7 Казалось бы, исследуй эту проблему сколько хочешь, бери культуру, или ее фрагменты - право, мораль, язык, определяющие, что можно, а что нельзя говорить и делать, а значит и задающие какие-то социальные границы, ограничения, но почему-то таких исследо-ватгий не заметно Точнее, они есть, но все как бы о чем-то другом, не о социальных ограничениях С Г Кара-Мурза писал " В мышлении интеллигенции произошел тяжелый методологический провал, связагтый со сдвигом от реалистичного сознания к аутистическому Категория ограничений была почти полностью устранена из рассмотрения"1 "Никаких размышлений о структуре несвободы, о ее фундаментальных и вторичных элементах не было"2 Но непонимание несвободы се серьезно усиливает, ибо незаметность ограничивающих факторов препятствует их преодолению и ликвидации проблему, которой нет, не нужно решать Возникает эффект незаметности несвободы, увеличивающий ее власть

Написано очеш» много иселедоваїшй о тоталитаризме, о преследовании там инакомыслящих, подавлении свобод, лишении прав, беззакониях Вроде бы ясно, если где-то тоталитаризм - значит свободы, социальной, по крайней мере, там нет, значит много социальных ограничений А если либерализм, «свободный рынок», то значит, социальных ограничений мало, или их может быть, совсем нет? Почему же тогда Н Луман считает, что там, где применяется насилие, власть исчезает? Может быть в тоталитарных, репрессивных режимах нет власти, которая может кого-то ограничивать и подавлять? Или может быть дело здесь в другом, и надо просто поменять ракурс видения проблемы и вести

1 Кара-Мурза С Г Потерянный разум - М , 2005 - С 224

2 Кара-Мурза С Г Манипуляция сознанием - М , 2000 - С 407

речь не о «демократии», «либерализме», «тоталитаризме», а разбирать содержание, структуру и функции социальных ограничений (и свобод) в каждом конкретном случае, сравнивая их^ Однако, об этом сторонники тех или иных социальных проектов, идеологий, программ, концепций и реформ предпочитают умалчивать Возможно, стоит несколько изменить постановку вопроса и спрашивать не о том, что тот или иной проект даст, а что он у нас возьмет, что мы потеряем в результате его реализации, в чем он нас ограничит"? Об этом обычно ничего не говорят, и не случайно ясное знание содержания и структуры социальных ограничений, претерпевающих изменения в результате реализации любого социального проекта дает возможность объективного понимания и оценки его целей и сути, лишает возможностей манипуляции сознанием, позволяет сделать осознанный выбор и занять четкую позицию, что создателям социальных ограничений обычно не нужно

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение социальных ограничений выводит нас к рефлексивному осмыслению и новому видению и пониманию таких извечно значимых проблем как социальная свобода и необходимость, мораль и право, взаимодействие личности и общества, общества и государства, человек и его способности, права и интересы и многих других Исследование данного вопроса сохраняет, и будет сохранять актуальность, пока существует человек, культура и общество, а, следовательно, и какие-то социальные пределы, ограничения и нормы Как справедливо отмечала В Г Федотова, "главный враг демократии, раковая опухоль западных обществ - ли-бертаризм, требование неограниченной свободы, которое разрушает общественную солидарность и нормы"3

Без понимания данной проблемы невозможно выстроить грамотную социально-экономическую и культурную политику, разумную линию индивидуального поведеїшя, оптимально реализовать в обществе свой врожденный и приобретенный потенциал, осмыслить и обрести феномен свободы Все это составляет вневременной базис актуальности означенной темы "Ограшгчения -запреты есть катеюрия белее фундаментальная, нежели категория цели Недаром самый важный вклад науки в развитие цивилизации заключается в том, что наука нашла метод отыскивать и формулировать именно запреты, ограничения"4

В более узком ракурсе сегодняшнего дня тема актуальна по причине наблюдаемой нами трансформации систем социальных ограничений как в России, в ходе перехода от советского к несове гскому типу общества, так и во всем мире в результате процессов глобализации, переселения народов, политического оформления американоценгричного однополярного мира Политические, правовые, экономические, информационные, демографические границы постоянно меняются и без понимания системы социальных ограничений адекватно воспринять, понять и реагировать на эти процессы вряд ли возможно

3 Федотова В Г Хорошее общество - М , 2005 - С 41

4 Кара-Мурза С Г Потеряішьш разум - М , 2005 - С 225

Можно даже сказать, что мир непонятен без осмысления наличествующих в нем ограничений Непонятное и непонятое в свою очередь становится непредсказуемым, хаотичным, опасным, неведение ограничений ограничивает свободу

Однако, исследований социальных ограничений в качестве самостоятельного предмета философской рефлексии нет

Представляется, что это следствие замены исследования социальных ограничений осмыслением и изучением более широких по отношению к этому понятию родовых категорий, таких как социальный детерминизм, социальный строй, социальная формация, социальная необходимость При этом социальные ограничения не рассматривались в качестве самостоятельного объекта исследования, так как их наличие могло представляться автоматическим следствием детерминистского подхода к исследованиям

С другой стороны, исследование какого-либо вопроса неизбежно подразумевает возможность его переосмысления В случае социальных ограничений это может восприниматься как угроза анархии и хаоса, в результате разрушения социштьных границ и норм Поэтому, мы оказываемся перед выбором или продолжать жить в имеющейся сгруктуре социальных ограничений без ясного понимания сущности категории "ограничения", а значит, испытьшая от них оправданные или неоправданные неудобства, или попытаться как-то разобраться в данной проблеме

Не разработанность вопроса о социальных ограничениях, как научной и философской проблемы требует дать определение понятию и существенно затрудняет исследование многих социальных явлений, делая их результаты вынужденно неполными Имеет место противоречие между актуальностью заявленной темы, наличием значительного массива косвенно отражающих ее исследований и отсутствием целостной социалт.но-философской коїщепции социальных ограничений

Степень разработанности проблемы определяется с одной стороны тем, что эксплицитно, явно она не выступала в качестве темы специального исследования, но имплтщитно и фрагментарно она находила свое выражение в разных аспектах в трудах очень многих мыслителей и ученых прошлого и настоящего

Найти исследования по социальным ограничениям в каталогах ведущих научных библиотек РФ - РГБ, ИНИОН РАН и других автору не удалось Такого словосочетания как «социальные ограничения» в систематических каталогах этих библиотек нет Сходную ситуацию мы имеем и в предметных указателях к собраниям сочинений Аристотеля, Н Кузанского, Гегеля, 1 Гоббса, И Канта, К Маркса и Ф Энгельса, Платона, В С Соловьева, Шеллинга и других философов Особенно странным это выглядит в случае К Маркса и Ф Энгельса, которые уделяли немало внимания попыткам раскрыть сущность социальных ограничений в различных исторических типах организации общества При этом иные названия "данной" темы закономерно скрывают и иное ее раскрытие и понимание В то нее время, исследования различных категорий детер-

министской парадигмы в той или иной мере затрагивают сущность и проявления социальньк ограничений Даже простое рассмотрение социальных норм в качестве одной из форм социальных ограничений не является всего лишь словесной игрой, но открывает новые ракурсы и смыслы в видении проблемы, показывая нормальное - ограниченным

Получается, что с одной стороны, например вся законодательная деятельность, представляет собой изменение структуры социальных ограничений, а с другой стороны такой проблемы в сочинениях крупнейших социальных философов как бы нет

Принципиальную ограниченность социального бытия отмечал Лао-цзы и его школа, где идеалом выступал максимально приближенный к природе, живущий в гармонии с Дао человек, который, однако, был ограничен этикой данного учения Поддержанием социального порядка и созданием для него систем социальных ограничений были озабочены в рамках описания идеальных и оптимальных социальных устройств конфуцианцы и легисты (Шан Ян) Подобные системы социальных ограничений выстраивали многие авторы утопий и социальных проектов Платон, Аристотель, Данте, II Макиавелли, Т Мор, Т Кампанелла, Т Гоббс, Б Мандевиль, К Маркс, Ф Энгельс, О Шпенглер, К Поппер, Д Ролз и другие В тесной взаимосвязи с социальным проектированием и утопизмом находилась и находится традиция критики различных социальных несправедливостей и проблем, выступающих де-факто в роли социальных ограничений, которые следует преодолеть Социальную критику, помимо уже перечисленных авторов, можно найти в трудах Цицерона, Э Роттердамского, Б Спинозы, Ш Монтескье, социалистов-утопистов, Ф Ницше, М Вебера, ВИ Ленина, Т Веблена, Г Зиммеля, В Зомбарта, КII Леонтьева, НА Бердяева, С Л Франка, Г Дебора, Г Маркузе, М Фуко и многих других авторов

Таким образом, имеется множество научных публикаций, посвященных как социальному проектированию в целом, так и его критике и критике наличной социальной реальности, но о категории и системе социальных ограничений там, как правило, не говорится, что затрудняет их правильное понимание Обычной является следующая установка раскритиковать "чужую" социальную систему без определения ее именно как системы социальных ограничений и представить свою как гарантию процветания и свободы без указания на неизбежное существование в ней собственных социальных ограничений Однако, любая социальная критика, так или иначе, направлена против каких-то социальных ограничении, поэтому на основе ее анализа и синтеза выявляются содержание и структура тех ограничений, против которых она направлена

Проблема социальных ограничений затрагивается во многих работах как отечественных, так и зарубежных исследователей Какие-то ее аспекты, так или иначе, рассматриваются и исследуются во всех пятистах с лишним работах представленных в списке литературы по диссертации Но далеко не всегда ясно осознается сама проблема, а тем более ее системный характер Например, Ю М Шейнин писал «Свобода в человеческом обществе не может носить аб-

солютный характер Она всегда ограничена - в ущерб одним и на благо другим Ограничение свободы имеет двоякую природу - социальную и естественнои-сторическую Что касается социальных ограничений, то в антагонистическом обществе они отнюдь не совпадают с «категорическим императивом» Канта»5 «Тенденция развития коммунистического общества состоит в том, чтобы вплотную приблизить социальные ограничения свободы человека к естествен-ноисторическим ограничениям»6 На этом рассуждения автора о социальных ограничениях заканчиваются Как видно счовосочетание «социальные ограничения» у Ю М Шейнина есть, а определения его как понятия нет Данное словосочетание аналогичным образом иногда употребляют и другие авторы, что делает актуальным более основательный его разбор и изучение, тем более что подобное определение отсутствует и в словарях

Среди исследований современных российских авторов, косвенно затрагивающих проблему социальных ограничений, можно выделить немало работ, в которых разобраны, в частности, такие непосредственно связанные с социальными ограничениями вопросы как ограничивающая горизонтальную и вертикальную мобильность и другие социально-экономические права и свободы граждан социальная монопочия (М Б Беков), лишающий людей возможности стабильного и безопасного бытия социачьный хаос (Л Е Бляхер), социальная деградация (А А Кара-Мурза), ограничивающая потенциалы социального развития, необоснованное и несправедливое, инспирированное бюрократией социаіьное неравенство (Э Н Грибакина), социальная мобильность (И В Василенко, С А Макеев), как инструмент снятия и изменения социальных ограничений, социачъный контроль (Я И Гилинский, О Карпухин, Е М Кузнецова, Э Макаревич, А В Новиков), как орудие наложения и поддержания наличной системы социальных ограничений, социальные нормы (НИ Сидоренко), являющиеся частью системы социальных ограничений, социачъная детерминация (С Г Баринова), как способ производства ограниченной общественной жизни, самоорганизация социачьных систем (В В Тузов), из которой можно выводить самоорганизацию систем социальных ограничений, бюрократизм (В П Макаренко), как ограничительно негативный для общества феномен, глобализация (А В Бузгалин, В А Лисичкин, Л А Шелепин, А С Панарин), как процесс трансформации социальных ограничений в планетарном масштабе, идеология (А А Зиновьев, С П Золотарев, В Г Тахтамышев), как еще одна часть системы социальных ограничений, маштучяция сознанием (Ю А Ермаков, С Г Кара-Мурза) - способ наложения социальных ограничений и создания социально-ограниченной личности, противостоящая социальным ограничениям свобода (А А Агамов), самозванство (Г Л Гульчинский), как своеобразная практика преодоления личностью социальных ограничений, создающая и регулирующая социальные ограничения вчастъ (Ю П Аверин, П А Сапронов, Е М Харитонов), почитика (Ю К Бегунов, И А Гобозов, Э А Поздняков), как ча-

5 Шейнин Ю М Интегральный интеллект - М , 1970 - С 64-65

6 Там же - С 66

стное проявление власти, биополитика (А Г Зуб), как теория и практика ограничительного манипулирования человеком, через его биологические потребности, тоталитаризм (К С Гаджиев, А А Зиновьев, Р X Кочесоков), как жесткая система социальных ограничений, либерализм (С П Золотарев), как отличная от тоталитаризма теория и система социальных ограничений, наапие (А И Кугай), как способ навязывания социальных ограничений, информационная война (В А Лисичкин, Л А Шелепин) - насилие в информационной области, традиция и современность (А Г Дугин, В Г Федотова), как разные по содержанию и целям социально-ограничительные системы, психофизический потенциал чеіовека (ИМ Быховская, ОД Гаранина, О Л Краева, ВИ Столяров), регулируемый наличной системой социальных ограничений и другие Однако проблема социальных ограничений в целом в них не ставится, что свидетельствует о наличии существенного, но восполнимого, с учетом уже проделанных исследований, пробела в социально-философском знании

Проблема социальных ограничений затрагивалась и в советской литературе Были исследованы такие ее проявления и сопряженные вопросы как тоталитаризм (С А Гомаюнов, С Н Зимовец) и фашизм (А А Галкин), организация общества (А А Богданов), социальная мобильность (Т М Алпеева, С А Макеев), социальный контроль (А А Рябов), стандартизация (Г В Копчакоп), принуждение (В П Федоров), деидеологизация (Л Н Москвігіев), личные и общественные интересы (В В Заплетин) социальные нормы (Л А Андреев, С А Даштамиров, Е М Пеньков)

В ряде исследований изучались различные фрагменты системы социальных ограничений Прямо рассматривались проблемы правовых ограничений (имплицитно данный вопрос ставится практически в любой правоведческой работе, ибо любая норма является ограничением) в работах А В Малько, А А Подмарева, С А Денисова, В А Коннова В диссертационных исследованиях данных авторов было введено и обосновано понимание права как инструмента ограничения прав и свобод граждан (В А Концов, А А Подмарев), бюрократии (С А Денисов) В диссертации А В Малько разработана концепция правовых, стимулов и ограничений, как способов реализации основанного на двоичном коде социального управления В этих работах отмечается, что в советской правоведческой литературе вопрос о правовых ограничениях, об ограничительной функции права прямо не поднимался Перечисленные работы не являются единственными, в которых изучены правовые ограничения, их особенностью являются вынесение темы ограничения в заглавие, что делает ее ключевой

Проблема экономических ограничений исследовалась в диссертационных работах Д Ю Васильева, Н И Ильина Первый автор обнаруживает сам факт наличия экономических ограничений, а второй на основе изучения теневой экономики разрабатывает механизм ее ограничения, в том числе и экономическими методами Также экономические ограничения изучались, описывались и критиковались в публикациях Ж Аттали, Д Белла, Ж Бодрийяра, С Н Булгакова, А В Бузгалина, Т Веблена, С Ю Глазьева, А Г Дугина, А А Зи-

новьева, Г Зиммеля, А К Крыленко, В А Кутырева, Л Ларуша, К Маркса, Г Маркузс, Д Неведимова, А С Панарина, А П Паршева, Д Сороса, Ф Хайека, Ю Эволы, Ф Энгельса, Р Эпперсона и других авторов

Языковые ограничения, существующие в семантике русского языка, рассматривались в диссертации О А Михайловой Проблема языковых ограничений поднималась также в работах Н Т Абрамовой, А М Анисова, Ж Батая, Н П Безлепкина, Ж Бодрийяра, С Н Булгакова, Л Витгенштейна, Г -Г Гада-мера, В Гумбольдта, Ж Делсза и Ф Гваттари, Ж Деррида, И А Ильина, И Г Корсунцева, А И Кутая, Н А Купиной, А Ф Лосева, Г Маркузе, Ф Ницше, В А Смирнова, Р А Уилсона, П А Флоренского, М Фуко, А С Хомякова

Исходя из разработанной автором модели системы социальных ограничений, можно выделить и другие их отдельные формы, исследованию которых (имплицитно и под другими названиями) посвящена обширная литература В частности это идеологические, этические, эстетические, политико-управленческие, информационно-образовательные, технико-технологические, структурно-демографические ограничения Ситуация с их исследованием аналогична ситуации с экономическими и языковыми ограничениями наличие большого массива литературы, где они рассматриваются изолированно от других элементов данной системы и в иных ракурсах, с иных идейных позиций, чем в данной работе

Ограничения, существующие на пути становления гражданского общества в России, показывает Л Я Орлова, откуда можно сделать вывод о наличии социальных ограничений, мешающих формированию гражданского общества

Вопрос ограничения средств и методов ведения войны, наводящий на мысль о том, чго сама по себе война является формой социального ограничения, которую следует ограничить, поднимает Ф Кальсховен

Парадигмальные ограничения в социальных науках, развивая идеи Т Куна, выявляет Г В Каныгин, подводя нас к мысли о взаимосвязи социальных и гносеологических ограничений

Все эти работы наглядно свидетельствуют об актуальности постановки самой проблемы социальных ограничений С другой стороны их тематика и содержание показывают как отсутствие цечостной концепции социальных ограничении, так и необходимость ее создания, без чего невозможно научное обобщение и систематизация практики социального ограничения, реализуемой в любом обществе Отсутствует в данных работах и определение категории социшьиых ограничений Мігогие авторы ограничиваются описанием отдельных фрагментов системы социальных ограничений, что делает актуальной адекваттгуго интерпретацию их публикаций, для которой отсутствуют теоретические модели Это вызывает потребность в обобщающей модели социальных ограничений как инструмеггте выделения информации по данному вопросу из порой хаотических и несистематизированных высказываний того или иного автора Кратко степень разработанности проблемы можно обозначить

так материала по данной проблеме очень много, но он не осознан, не обобщен, не структурирован

Объектом исследования является система социальных ограничений Предметом исследования являются содержание, структура, функции и методы социальных ограничений

Цель исследования: разработка целостной социально-философской исследовательской концепции социальных ограничений, а также использование ее для изучения и описания ряда социальных явлений и сфер

Задачи исследования

1) эксплицировать понятие «социальные ограничения», определить
его связь с системой философских категорий,

2) выявить теоретико-методологические проблемы, возникающие
при исследовании социальных ограничений,

  1. представить возможный вариант классификации социальных ограничений,

  2. раскрыть особенности системы социальных ограничений,

  3. выявить и обосновать структуру и уровни системы социальных ограничений, разработать их модель,

  4. исследовать и раскрыть динамические и циклические изменения в системах социальных ограничений,

  5. выявить функции социальных ограничений, их цели и задачи,

  6. раскрыть основные специфические методы реализации социальных ограничений по уровням авторской модели и общие методы, применимые на разных уровнях системы социальных ограничений,

  7. исследовать соотношение концеша социальных ограничений и концепта тоталитаризма

Методологические и теоретические основы исследования: В основу методологии исследования положены принципы целостности, системности, объективности, мно1 омерности и многослойности исследуемых объектов, плюрализма в рассмотрении и описании исследуемых явлений Автор также исходил из принципа открытости и дополнительности описываемой им реальности социальных ограничений, несводимости ее к замкнутой и недополняемой рациональной модели В работе использовались методы системно-структурного, системно-функционального и системно-динамического анализа и синтеза для решения задач построения авторской модели социальных ограничений, выявления первичных и вторичных функций системы социальных ограничений и динамики ее развития, а также методы сравнительного и лої ического анализа и обобщения литературы и источников, общенаучные методы абстрагирования, аналої ии, моделирования Логика построения работы основана на методе перехода от общего к частно\гу, от абстрактного к конкретному, от идеального к материальному

Научная новизна работы определятся тем, что в ней впервые сформулирована проблема социальных ограничений и разработана целостная социально-философская концепция данного явления, а также

дано определение социальных ограничений как необходимой системы социальных детерминант, определяющих спектр возможностей, становящихся социальной действительностью в процессе общественных отношений и общественной практики Система этих детерминант выражает необходимый и закономерный характер социальных явлений, социального действия и предстает в виде совокупности эксплицитных и имплицитных социокультурных правил и норм, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов и результатов самовыражения людей, которым они сознательно или бессознательно подчинены и за пределы которых не могут или не хотят выходить,

выявлены теоретико-методологические проблемы исследования социальных ограничений, заключающиеся в их категориальной экспликации, необходимости исследовать их с позиции диалектики общефилософского детерминизма и свободы в рамках субъект-объектной парадигмы, мифологизации социальных закономерностей в механистическом детерминизме, необходимости исследовать их с системных позиций,

представлен возможный вариант классификации социальных ограничений, на основе дуальных философских категорий объективные и субъективные ограничения, материальные и идеальные, качественные и количественные, внешние и внутренние, вещные и человеческие,

раскрыты следующие особенности системы социальных ограничений наличие в ней системообразующего фактора, существование системосо-храняющих и системоразрушающих ограничений, специфичность и релятивность социальных ограничений в различных цивилизациях, наличие обязательных и необязательных (произвольных) для общества социальных ограничений, наличие субъектов и объектов социальных ограничений,

разработана и представлена авторская модель системы социальных ограничений включающая в себя концептуальные, идеологические, языковые, этические, эстетические, онтологическо-гносеологические, политико-управленческие, правовые, информационно-образовательные, технико-технологические, экономические, военно-силовые и структурно-демографические социальные ограничения,

представлен ряд цикло-дииамических моделей исторического развития общества, на основе которых возможно изучение динамики и циклов изменения социальных ограничений и создание прогнозов таких изменений,

выявлены и охарактеризованы функции элементов в авторской модели системы социальных ограничений как цели и назначения их существования, которые заключаются в ограничении мышления, восприятия, ощущения, действия и самовыражения человека или группы в социуме по разным уровням представленной в работе системы, а именно на концептуальном, идеологическом, языковом, этическом, эстетическом, познавательном, политико-управленческом, правовом, информационно-образовательном, технико-

технологическом, экономическом, военно-силовом и структурно-демографическом уровнях Кроме того, у каждого уровня системы социальных ограничений имеются и свои особые функции например функциями структурно-демографических ограничений является формирование социально-управленческой элиты и регулирование количественного и качественного состава населения,

вскрыты универсальные и специфические методы социального ограничения человека и общества, применяемые субъектами ограничения к объектам на разных уровнях социальной системы, посредством которых реализуются их социально-ограничительные функции,

определено соотношение тоталитаризма и системы социальных ограничений и специфика проявления социальных ограничений в условиях тоталитаризма

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1 Социальные ограничения являются необходимой системой соци-

альных детерминант, определяющих спектр возможностей, становящихся социальной действительностью в процессе общественных отношений и общественной іграктики Система этих детерминант отражает закономерный, необходимый характер социальных явлений, социального действия и предстает в виде совокупности эксплицитных и имплицитных социокультурных правил и норм, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов и результатов самовыражения людей, которым они сознательно и (или) бессознательно подчинены и за пределы которых не могут или не хотят выходить даже тогда, когда это необходимо для них самих и (или) общества, в котором они живут Из данного определения следует, что в роли социальных ограничений могут вы-ступагь не только идеальные нормы и стереотипы поведения, но и продукты материальной культуры Следовательно, социальные ограничения имеют смешанный, идеально-материальный характер, что отделяет га от идеальных норм Синтетическое, обобщенное рассмотрение норм, стереотипов поведения и материальных артефактов позволяет увидеть их общую ограничительную функцию, которая при ином ракурсе их рассмотрения не очевидна Снятие социальных ограничений осуществляется посредством девиантного (отклоняющегося) поведения, которое может быть позитивным (творчество) и негативным (преступность) Эксплицированное автором понятие социальные ограничения является новым, ибо ранее подобной экспликации не было

2 Теоретико-методологические проблемы исследования социальных ограничений определяются а) сложностью их языковой и категориальной экспликации по причине ограниченности самого языка и тем более системы категорий по сравнению с многообразием жизненных ситуации, мыслей и опгуще-ний человека, б) требованием исследовать их с позиции свободы, а не необходимости и в рамках субъект-объектной парадигмы, т к в противном случае их невозможно будет отделить от иселедоваїега и критически осмыслить, в) наличием родо-видовых отношений с категорией "социальный детерминизм" и необходимостью избежать редукции общефилософского детерминизма к кау-

зализму и механицизму, г) различным пониманием "общества" и "социального", которое в данном случае отождествляется с культурой как неприродной социальной информацией и продуктами ее использования, д) мифологизацией исследования данного явления (в частности Г Маркузе, Д Беллом), е) необходимостью исследовать их с использованием системного подхода, позволяющего увидеть их взаимосвязь, взаимодополнительность и взаимопереходимость Выделение гносеологических проблем, возникающих при исследовании социальных ограничений, обладает новизной, ранее подобные проблемы не рассматривались

  1. Социальные ограничения могут быть систематизированы на разных основаниях Одним из таких оснований могут быть общепринятые философские категории объективное - субъективное, идеальное - материальное, качественное - количественное, внешнее - внутреннее, человеческое - вещное Объективными социальными ограничениями являются те из них, которые являются производными от несоциальных - биологических, природно-космических влияний на общество и выражают приспособление общества к внешней среде Субъективные ограничения связаны со свободной, творческой активностью людей Идеальные ограничения связаны с идеями, ценностями, целями и планами, они задают обществу цетюстно-целевуго и программно-концептуальную детерминацию Материальные социальные ограничения представляют собой творения материальной культуры и техногенные излучения К качественным ограничениям относятся этические, эстетические нормы, ценности, научные парадигмы Количественные ограничения - поддаются измерению и подсчету деньги, законы, люди, вещи, интенсивность каких-то процессов, они теснее связаны с материальным миром Внешними ограничениями для человека являюіся все виды ограничений, с которыми он встречается в обществе, за исключением тех, которые были им приняты и усвоены, превратившись в его собственные установки, ценности, нормы, убеждения Человеческие огра-ничения - это внешние и внутренние, материальные и идеальные, качественные и количественные, субъективные ограничения, которые исходят ог людей, а вещные ограничения - это материальные и идеальные, вггутрешгие и внешние, количественные и качественные, объективные ограничения, источником которых являются вещи По отношению к человеческим, вещные ограничения вторичны и проявляются, прежде всего, в неоправданной вещной зависимости Представлешгая автором классификация социальных ограничений является новой

  2. Особенности системы социальга.гх ограничений заключаются в а) наличии у нее системообразующего фактора - воли общества к самосохранению и самоутверждению и способности отражать социальный строй, б) разделении социальных оіраничений на позитивные (системосохраняющие) и негативные (системоразрушающие) Позитивные ограничения укрепляют общество и способствуют прогрессивному развитию человека, а негативные ведуг их к деградации, в) релятивном характере социальных ограничений в различных цивилизациях, несводимости и противоречивости этих систем, г) наличии обя-

зательных и необязательных для сохранения социальной системы ограничений, д) Существовании субъектов социальных ограничений - элиты и большинства и объектов - не элиты и меньшинства В раскрытых автором особенностях системы социальных ограничений содержится новизна

  1. Социальные ограничения представляют собой целостную систему Верхний (первичный) ее уровень состоит из концептуальных, идеологических, языковых, этических, эстетических и онтологическо-гносеологических ограничений Концептуальные ограничения содержат в себе главные ценностно-целевые установки и константы той или иной цивилизации, которые затем реализуются в идеологии этой цивилизации, задачей которой является их приспособление к обстоятельствам пространства и времени и особенностям конкретных людей Далее, идеология реализуется в языке, этике, эстетике и онтологии и гносеологии Онтологическо-гносеологические ограничения определяют пределы, способы и формы науки и познавательной активности различных цивилизаций Вторичные, низшие элементы системы социальных ограничений имеют смешанный, идеально-материальный характер Это политико-управленческие, правовые, информационно-образовательные, технико-технологические, экономические, военно-силовые и сгрукгурно-демографические ограничения Все они тесно взаимосвязаны и имеют тенденцию к взаимопереходу Представленная модель системы социальных ограничений является новой

  2. Системы социальных ограничений не являются статичными и подвержены динамическим, циклическим изменениям в ходе исторического развития общества Будучи производными от культуры, социальные ограничения изменяются по мере ее развития, и динамика их изменений может исследоваться на основе моделей исторического развития представленных у Л Н Гумилева, Н Я Данилевского, К Маркса, О Шпенглера Различные циклические модели позволяют выявлять разные аспекты изменения систем социальных ограничений, обусловлешіьіе теми или иными факторами антропологическими (В А Мошков), космическими (X Аргуэльес) и другими На основе сравнения и синтеза различных цикло-динамических моделей возможно прогнозирование основных тенденций изменения социальных ограничений Исследование и прогнозирование динамики социальных ограничений на основе ряда цикло-динамических моделей является новым

  3. Функции социальных ограничений отражают совокупность задач общественной практики, решение которых обеспечиваются системой социальных ограничений Главной функцией социальных ограничений является формирование социальной реальности, за пределы которой объект ограничения -человек не должен выходить Для реализации этой цели требуется ограничивать сознание, диапазон восприятия и способностей, а также материальное бытие человека Другой общей функцией социальных ограничении является формирование и регулирование потребностей человека Более частные функции соответствуют различным уровням системы социальных ограничений в автор-

ской модели Характеристики функций элементов системы социальных ограничений являются новыми

8 Существуют определенные методы практической реализации со-

циальных ограничений, посредством которых ограничения накладываются на тех, кто является их объектом человека или группу людей Эти методы можно подразделить на универсальные, то есть применимые на разных уровнях и в разных сферах социального ограничения (например, метод социального контроля) и специфические, более пригодные для применения в отдельных сферах разработанной автором модели социальных ограничений Раскрытие многочисленных методов социального ограничения, осуществленное в работе, обладает новизной

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов для осмысления и анализа существующих в обществе ограничений - различных норм, запретов, правил, стереотипов поведения и, главное, их совершенствования и снятия в интересах прогрессивного развития и самореализации человека, улучшения социальной системы Авторская модель социальных ограничений может быть использована при проведении конкретных социологических исследований и для осмысления, структурирования и обобщения уже имеющихся эмпирических социологических материалов Авторская модель позволяет лучше увидеть взаимосвязи ограничений, существующих в различных сферах общества в экономике, политике, праве, образовании и может быть полезна не только для философов, но и для юристов, экономистов, политологов, других специалистов, а также для всех интересующихся социальной проблематикой Материалы диссертации могут быть использованы в сфере государственного управления, а также частным бизнесом и общественными организациями, в частное га для прогнозирования различных социальных изменений, использоваться в образовательной системе для разработки соответствующего спецкурса для студентов и создания общих лекционных курсов по социальной философии (для таких ее разделов и тем как философия культуры, философия права, взаимодействие личности и общества, свобода и ответственность личности, законы общества), культурологии, политологии, социологии, правоведению, экономике, социальной антропологии, этике и др Разработанная модель социальных ограничений использовалась автором для систематизации и анализа творческого наследия С Н Булгакова и А С Хомякова

Апробация работы проходила в следующих формах Материалы диссертации излагались и обсуждались на семинарах слушателей кафедры философии и семинаре докторантов ИПГЖ МГУ им М В Ломоносова, кафедре философии РГУФК, кафедре философии и психологии РГ ГЭУ и были доработаны с учетом сделанных замечаний

В ходе повышения квалификации на кафедре философии ИППК МГУ им М В Ломоносова автором была успешно защищена аттестационная работа на тему "Философский анализ сущности и проблем исследования социальных ограничений", содержащая некоторые диссертационные материалы

Результаты исследований по теме диссертации в течение 1997-2006гг представлялись в докладах и сообщениях на ряде международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских конференций и конгрессов, а также в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемых журналах согласно списку ВАК Они были представлены на Всероссийской научной конференции "Социальная антропология на пороге XXI века", Москва, 1997г , Международной научно-практической конференции "XXI век духовно-нравственное и социальное здоровье человека", Химки, 2001г, Региональной научно-практической конференции "Современность как предмет исследования социальных наук", Малаховка, 2001г , III Российском философском конгрессе, Ростов/Дон, 2002г , Международной научной конференции "Методы современной коммуникации проблемы, теории и социальные практики", Москва, 2002г, III Международной научной конференции "Россия тенденции и перспективы развития", Москва, 2002г, Всероссийской научно-теоретической конференции "Россия история, наука, культура", Москва, 2003 , Международной теоретико-методологической конференции "Интеллигенция в обществе риска", Москва, 2003г , Международной научной конференции "А С Хомяков - мыслитель, поэт, публицист", Москва, 2004г, IV Российском философском конгрессе, Москва, 2005г

По теме диссертации опубликовано 30 работ общим обьемом 41 п л в том числе 2 монографии

Материалы диссертации использовались автором для обучения студентов и чтении лекционных курсов по философии и социальной философии в МГИУ и МГПУ, этике в МГПУ, и курсов общей социологии и политологии в СПИЭБе

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (11 параграфов), заключения и списка литературы

Похожие диссертации на Сущность и система социальных ограничений