Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Онищенко Екатерина Васильевна

Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского
<
Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Онищенко Екатерина Васильевна. Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2006 185 с. РГБ ОД, 61:07-9/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Антропология как основа социально-философских воззрений Ф. М. Достоевского.

1. Критика науки и рационалистической морали Ф. М. Достоевского 21

2. Вера как сущность суверенности личности 66

Глава 2. Социально-философские размышления Ф. М. Достоевского о бытии России.

1. Предостережение Ф. М. Достоевского о грозящей опасности тоталитаризма 89...

2. Всечеловечность «русской идеи» Ф. М. Достоевского 137

Заключение 165

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Какое значение имеет для современного общества творчество великого русского мыслителя - Ф.М. Достоевского? Какие ответы на вопросы современной жизни мы находим у Достоевского? Эти вопросы и поиск ответов на них вновь и вновь волнуют наше общество. Им посвящаются научно-теоретические конференции, «круглые столы», дискуссии на страницах журналов и газет.

Не подлежит сомнению то, что Ф.М. Достоевский - великий мыслитель России. Зарубежный исследователь творчества Ф.М. Достоевского А.З. Штейнберг писал: «Достоевский - национальный философ России... Россия и Достоевский, Достоевский и Россия - как вопрос и ответ, как ответ и вопрос. Только с Россией соизмерим Достоевский, только с Достоевским соизмерима она. Понять Достоевского - это то же, что понять Россию; понять ее - это тоже, что пережить ее в творческом умозрении Достоевского»1.

Обращаясь к философским воззрениям Достоевского, мы начинаем размышлять над вопросами мироздания и постижения бытия, определяя свое место в окружающем мире, понимаем обязательность ответственного участия во вселенских процессах каждой личности, совершаем выбор, который определяет наше духовное развитие.

Актуальными, на наш взгляд, являются выводы писателя о путях соборного спасения человечества. Сегодня одной из популярных в социальной философии является идея единого планетарного сознания, возникновение которой вызвано появлением ряда глобальных проблем, требующих от человека планетарного самосознания. Доминанта такого сознания - приоритет общечеловеческих ценностей над более частными. Одну из возможных теоретических реализаций подобного подхода представляет концепция почвенничества Достоевского, в которой мыслитель гармонично сочетает национальные особенности народов и общечеловеческие ценности.

1 Л.З. Штейнберг. Система свободы Достоевского. Париж, 1980. С.9.

Необходимо отметить важность идеи человеческого величия, утвержденной Ф. М. Достоевским в своей философии.

Идею человеческого величия Достоевский связывает с христианством: «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть»1.

Одной из центральных проблем величия человека в философии Достоевского является проблема свободы. Свободу, в отличие от множества современников, он видит не в своеволии, напротив, своеволие-то и оборачивается, по Достоевскому, величайшим рабством, рабством своей души и своей плоти. Подлинная свобода - в свободе от рабства плоти, свобода - в постижении Божьего замысла о себе и в следовании ему, свобода - в высочайшем развитии личности своей, которая на вершине этого развития хочет лишь одного - свободно и безраздельно отдать себя всем и каждому, возлюбить всех и каждого «как себя» (см.: «Братья Карамазовы»: «Из бесед и поучений старца Зосимы»; «Сон смешного человека»2).

Свобода есть смирение перед Господом, но это не подчинение своей воли воле Господней, наоборот - совпадение воли человеческой с волей Господней. При постановке проблемы свободы писатель всегда задается вопросом: чья свобода, для чего и от чего? И единственной свободой, возможной для человека, оказывается свобода в Боге. Потому что все системы, пытающиеся устроить человека без Бога, «исходя из безграничной свободы, заканчивают безграничным рабством» («Бесы»). Следует особо подчеркнуть убежденность Достоевского в том, что никакая наука не способна устроить человечество; по его мнению, нравственность не может быть воздвигнута ни на каких «математических» основаниях, что, «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов»3. Поэтому-то, по мысли

1 Полное собрание сочинєішй в 30-ти тт. Л., 1972-1990. Т. 25, с. 228.

:Укп.соч.:Т.26,с.104-119.

3 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972- 1990. Т. 21, с. 133.

Достоевского, и социализм не может дать человеку свободу, ибо устойчивое основание свободы человек может найти лишь в Боге.

«Интерес» своеволия («Записки из подполья») оборачивается в конечном итоге - «правом тигров и крокодилов» («Идиот»). Все это Достоевский вмещает в емкую карамазовскую формулу: «Если Бога нет, то все позволено».

Ф. М. Достоевский не отрицал правды свободы, но, как отмечает С. Н. Булгаков: «он хочет эту относительную правду поставить в связь и подчинить высшей религиозной правде, согреть и оживить холодные и мертвые стены религиозным огнем. В этом смысле и следует понимать слова его, написанные в последнем выпуске «Дневника писателя»: «не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветлым единением во имя Христово» . Вот что, по Ф. М. Достоевскому, есть «наш русский социализм»2.

Свое отношение к социализму Ф. М. Достоевский выражает следующей записью в книжке 1863 - 1864 гг.: «Социалисты хотят переродить человека, освободить его, представить его без Бога и семейства. Они заключают, что, изменив насильственно экономический быт его, цели достигнут. Но человек изменится не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной. Раньше не оставит Бога, как уверившись математически, а семейства прежде, чем мать не захочет быть матерью, а человек не захочет обратить любовь в клубничку. Можно ли достигнуть этого оружием? И как сметь сказать заранее, прежде опыта, что в этом спасение? И это рискуя всем человечеством. Западная дребедень»3.

Следующая больная тема для Достоевского - тенденция в современном ему мире к «разделению и обособлению». Преодоление «разделения и обособления», «объединение идей» и объединение людей - любимая его идея. Суть «русской идеи» для него - во «всеединстве», в объединении разрозненных идей всех наций и народностей, путь русской интеллигенции - в объединении

' С.Н. Булгаков. Венец терновый (памяти Ф.М. Достоевского). СПб, типография «ОгтоУноруг», с.11 - 12.

2 Там же. С.11-12.

3 Полное собрание сочинений а 30-ти тт. Л., 1972-1990. Т. 20, с. 171 -172.

славянофилов и западников на родной почве (но это не должно быть объединение в безличности, нет, каждый должен остаться со своим ликом, каждый важен!). Именно поэтому Достоевский с таким трепетом и вниманием относился к А.С. Пушкину, значение которого и заключалось в способности «всемирной отзывчивости», «всеохватности» ; величайшее достижение народного чувства - в сознании того, что «все за всех виноваты», в способности соединиться в «общей вине», не отделить себя от преступившего, сознавая его вину, но и сознавая свою к этой вине причастность. Самое ужасное отъединение, которое только возможно, по мнению Достоевского, - это отделить себя от общей вины, замкнуться в своей «правоте». Эта идея, проходящая через все «великое пятикнижие», наиболее отчетливое воплощение получила в «Преступлении и наказании» (Раскольников) и в «Братьях Карамазовых» (Иван Карамазов и Смердяков). На «падшей» земле невозможно объединение в невиновности, это всегда будет объединение против кого-то, на кого и переложат вину. Объединиться со всеми можно лишь в признании общей вины, ответственности и боли. И это будет радость. Применяя воззрения Достоевского к современным проблемам, можно сказать, что объединение в «невиновности» - это некий абстрактный коллектив, а единение в виновности -это собор, включающий в себя всех, кроме тех, кто сам отвернется от него. В отличие от коллектива, который отторгает от себя «виновных» членов, собор (как и Бог) радуется каждому вернувшемуся «блудному сыну» более, чем всем остальным.

Подобные взгляды объясняют неприятие Достоевским теории «среды», его убеждение в том, что человек, наделенный свободной волей, не зависит от «среды», а, наоборот, среда зависит от него. В статье «Среда» Достоевский пишет: «Делая человека ответственным, христианство признает тем самым и свободу его. Делая же человека зависящим от каждой ошибки в устройстве общественном, учение о среде доводит человека до совершенной безличности,

1 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972- 1990. Т. 24, с. 129-174.

до совершенного освобождения его от всякого нравственного личного долга, от всякой самостоятельности, доводит до мерзейшего рабства, какое только можно вообразить»1.

Таким образом, свобода, по Достоевскому, обязательно предполагает ответственность. Именно освобождая человека от ответственности, все системы, основывающиеся на своеволии, заканчивают полным рабством. Когда русский народ называет преступников «несчастными», считает Достоевский, тут-то и сказывается сознание того, что «были бы мы лучше, и ты бы, может, того не сделал». Мысль об общей вине в своем пределе выражена в поучении старца Зосимы, утверждающем, что и всю вину за всех человек может взять на себя, «ибо мог светить злодеям даже как единый безгрешный и не светил». Ту же мысль, что «среда» зависит «вполне» от человека, от «его беспрерывного

покаяния и самосовершенствования» выразил Достоевский словами того же старца Зосимы: «Были бы братья - будет и братство».

С точки зрения Ф. М. Достоевского, «высшая идея на земле одна». Это идея бессмертия, вечной жизни. В знаменитом отрывке «Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей...» Достоевский продумывает и выстраивает систему доказательств бессмертия и будущей жизни, исходя из ее «необходимости»: «...после появления Христа как идеала человека во плоти стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие ... Это-то и есть рай Христов. Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели. Но если это цель окончательная человечества (достигнув которой ему не надо будет развиваться,

1 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972- 1990. Т. 21, с. 16. " Полное собрание сочинений е 30-ти тт. Л., 1972-1990.Т.21,с. 18.

то есть достигать, бороться, прозревать при всех падениях своих идеал и вечно стремиться к нему, - стало быть, не надо будет жить) - то, следственно, человек, достигая, оканчивает свое земное существование. Итак, человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное. Но достигать такой великой цели, по моему рассуждению, совершенно бессмысленно, если при достижении цели все угасает и исчезает, то есть если не будет жизни у человека и по достижении цели. Следственно, есть будущая райская жизнь»1. В другом месте, в ответе на критику по поводу «исповеди самоубийцы», Достоевский показывает, что самоубийство есть логически неизбежное следствие из отрицания «веры в свою душу и ее бессмертие», и формулирует «нравоучение»: «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно» .

В творчестве Ф.М. Достоевского мы находим ответ и на вопрос о взаимоотношениях Европы и России: Ф.М. Достоевский считал, что Россия -страна прежде всего философствующая, готовая всегда отложить все свои насущные проблемы ради того, чтобы спросить еще и еще: «чем живешь? Как веруешь?» («Братья Карамазовы», особенно глава «Братья знакомятся»). Потому, утверждает Достоевский, Европа не может понять и никогда не поймет Россию, никогда не поверит в ее бескорыстие (ибо и цели у них совсем разные), а поверивши, «еще больше испугается», потому что тогда Россия станет для нее еще непонятнее. Из этого факта выводит Достоевский и все осложнения в области международной политики, и вечную злобу, и вечное недоверие Европы к России. Цели же России в конкретной политике он всегда определяет как цели «метаполитические» и «метаисторические». Здесь же корень так называемого «антисемитизма» Достоевского. Он выступает против еврейской

! Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972-1990. Т. 20, с. 172-173. 2Укачсоч.Т.20,с,49.

идеи «национальной исключительности» как идеи, враждебной русской идее соборности и всеединства.

Взгляд Достоевского на политические проблемы (внутренние и внешние) - это взгляд всегда «метаполитика», философа от политики. Поэтому, например, в смысл международных событий ему всегда удавалось проникнуть глубже других обозревателей. Достоевский всегда видел глобальные исторические процессы, отзвуками и проявлениями которых являются текущие политические события.

Одно из важнейших политических понятий Достоевского - понятие «почвы» - национальных оснований для исторической и политической жизни государства. Народная жизнь, развивающиеся в народной среде понятия, представления и устремления являются выразителями почвы, ибо непосредственно из нее «произрастают». Политика партий и правительств может быть органична или неорганична, реальна или фантастична, в зависимости от того, насколько она укоренена в почве, насколько она соответствует вековечным национальным устремлениям, в конечном итоге -метаисторическим целям той или иной нации. Благодаря такому взгляду писателю часто удавалось задолго предвидеть даже конкретные политические события и задолго предсказывать шаги героев политического действа.

В ходе исследования мы убедились в том, что Достоевский, являясь «национальным философом России», с одной стороны, переводил все конкретные политические проблемы в метаисторический и метафизический план, а с другой - все метафизические проблемы разрешал как проблемы конкретные и текущие. Его бесы, его антихрист имели вполне современные, русские лица, но в то же время раскрывали свое тайное лицо - лицо одержимых, бесноватых («Бесы»). В отклике русских на страдания болгар Достоевский обнаруживает тысячелетнюю идею славянского всеединства и рисует грандиозную картину прильнувших к России, как к матери, славянских народов. Но он понимает, что еще «целое столетие» после освобождения славяне будут «заискивать перед европейскими государствами, клеветать на

Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее». Он видит весь тяжелый и хлопотный путь, который придется пройти России во имя объединения славян, и благословляет на него Россию не ради сиюминутных политических выгод, которых не будет, но «для того, чтоб жить высшею жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания». Так рисует Достоевский политические цели России в русско-турецкой войне и обосновывает их общим положением: «Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно и окончательно, обессилеют и умрут» .

Во всяком случае, те выгоды, которые Достоевский ищет для России, не являются политическими. Наоборот - он представляет Россию матерью и попечительницей всех славянских народов; в конце концов, не Россия для славян, а они - для России, потому что она - носительница той великой идеи, которая спасет не только славян, но и весь мир.

Другая великая идея, по Достоевскому - православие. Оно составляет главное предназначение русского народа, который хранит в себе Христа с тем, чтобы, когда придет время, «явить этот образ миру, потерявшему пути свои». «Не в православии ли одном, - пишет он, - сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? И, может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои». «Не в православии ли одном и правда и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества» . Эта русская православная идея приобретает тем большее значение, что две великие западные религиозные идеи находятся, по

1 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972 - 1990. Т. 26, с. 77 - 82.

2 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972 - 1990. Т. 21, с. 59.

Достоевскому, в начале своего конца. Католическая идея в упадке, во Франции она заменяется социализмом. Протестантская же идея падет вместе с ней, как идея, хотя и великая, но лишь отрицательная. Началом крушения двух великих западных идей объясняет Достоевский многие происходящие в Европе политические события и движения. Он прямо пишет о «всемирно-католическом» заговоре и считает, что политика Бисмарка нацелена главным образом на его преодоление.

В ходе нашего исследования мы установили, что идея русского православия как национальной характеристики («не православный не может быть русским») явилась основанием для центральной политической идеи писателя - идеи русской национальной способности к всеединству, к всеобъединению идей, к собиранию всего, сделанного другими нациями, в целое. Эта способность в русском человеке и русской нации уникальна, считал Достоевский, и с ней связаны такие черты русской натуры, которые склонному к отъединению и уединению западному человеку представляются обезличенностью. Это способность к восприятию критики и к самокритике, способность отнестись с пониманием и уважением к чужим взглядам, переродившаяся у оторвавшейся от народа интеллигенции в прямой стыд за свое неумеренное восхищение перед всем чужим. Благодаря способности к «всеобъединению» русский человек, по мнению Достоевского, остался единственным европейцем в Европе, тогда как все европейцы стали лишь немцами, англичанами, французами и т.д.

Если еврейская национальная идея, по Достоевскому, - идея национальной исключительности, то есть отъединительная идея по самой сути своей, то русская национальная идея - идея целого, в котором бесконечно важна каждая его часть, ибо без каждой целое не состоится.

Идея целого обеспечила за Достоевским роль «центра» в борьбе партий. Считал ли он себя западником (в начале 60-х) или славянофилом (в конце 70-х), он всегда призывал к соединению на общей «почве», к совместному труду на «родной ниве», к воссоединению с народом, к принятию народных идеалов.

Мы думаем, что для Достоевского были неприемлемы взаимные обвинения западников и славянофилов, за которые он неоднократно порицал и ту и другую стороны. Для него было очевидно, что и та и другая партия выросли на общей, национальной почве, что в основе тех и других взглядов лежит русская идея.

Для определения политической позиции в 19 веке существенным был взгляд на реформы Петра. Достоевский считал, что Петр чутко уловил идею времени, стремление русского народа к обновлению. Но только в этой идее, по мнению Достоевского, Петр и был народен. Воплощение этой идеи было антинародно, поскольку преобразовывалась главным образом форма, тогда как русский народ более склонен обращать внимание на содержание дела. Это внешнее преобразование и было, согласно Достоевскому, причиной того, что народ реформу не принял, и вследствие этого, русское общество раскололось, «земство разошлось с служилыми сословиями»1.

Особые надежды возлагались писателем на вновь возникший в современной ему России «союз царя с народом», который не раз был явлен в царствование Александра II и с особой силой сказался в эпоху русско-турецкой войны. Этот союз может быть основой, согласно мнению Достоевского, не виданных и не чаянных Европой «политических» свобод, основанных не на «разделении» и законе, не на взаимном отстаивании прав, а на взаимном их даровании.

Говоря об искажении понятий, все более водворяющемся в современном ему обществе, Ф. М. Достоевский утверждал, что лучше здоровые идеалы при дурной действительности, чем наоборот. Искажение действительности, когда знают и помнят, что это искажение, грех и неправда, гораздо менее опасно, чем даже внешнее благополучие при извращении понятий о том, что хорошо и что плохо. «Можно быть даже и подлецом, - писал Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях», - но чутья о чести не потерять, а тут ведь очень много честных людей, но зато чутье чести совершенно потеряли и

'Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972- 1990. Т. 20, с. 15.

потому подличают, не ведая, что творят, из добродетели. Первое, разумеется, порочнее, но последнее, как хотите, презрительнее. Такой катехизис о добродетелях составляет худой симптом в жизни нации»1. Таково, по Достоевскому, положение на Западе, таково оно, отчасти, и в русской интеллигентской среде, «народ же наш не считает факта нормой и чужд самооправдания».

Выступая против «теории среды», провозглашавшей безответственность человека за совершенные им преступления, писатель опровергает ее и с политической («гражданской»), и с философской точек зрения. В ответ на соображение своего воображаемого оппонента о том, что сознание и своей вины в преступлении заставляет присяжных оправдывать подсудимого, Достоевский замечает; «Именно тут-то и надо сказать правду и зло назвать злом; но зато половину тяготы приговора взять на себя». И чуть выше: «"Больно, дескать, очень приговорить человека". Ну и что ж, и уйдите с болью. Правда выше вашей боли» . «Народ наш, - заключает Достоевский, - знает только, что и сам он виновен вместе с каждым преступником. Но, обвиняя себя, он тем-то и доказывает, что не верит в «среду»; верит, напротив, что среда зависит вполне от него, от его беспрерывного покаяния и самосовершенствования»3.

«Дневник писателя» за январь 1881 г. представляет из себя своего рода политическое завещание Достоевского. Все сказанное в нем актуально и сейчас. Выход из экономического кризиса Достоевский видит лишь в «оздоровлении корней», а потому призывает забыть «хоть на одну двадцатую часть» о текущем и «направить наше внимание на нечто совсем другое, в некую глубь, в которую, по правде, доселе никогда и не заглядывали, потому что глубь искали на поверхности» . Первое, с чего предлагает начать Достоевский, - духовное оздоровление народа. Главная, мощная сердцевина души народной, утверждает Достоевский, здорова, но болезнь все же жестока и называется она:

1 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972 - 1990. Т. 5, с. 84 - 85.

2 Там же. T.21. С. 15-16.

3 Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л., 1972 - 1990. Т. 21, с. 18.

4 Там же. Т.27.С. 24.

«Жажда правды, но неутоленная»5. Народ ищет правды и потому беззащитен перед сколько-нибудь умелыми, по выражению Ф. М. Достоевского, «пропагаторами». От них надо защитить народ. Но для того, чтобы найти к нему путь, русской интеллигенции надо понять и принять главную «идею» народную - идею всенародной и вселенской Церкви. «Я говорю, - пишет Достоевский, - про неустанную жажду в народе русском великого всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово» . Но поскольку истиной этой владеет народ, а интеллигенция оторвана от корней, от «почвы», и потому стремления ее неизбежно фантастичны, то в области политической необходимо, чтобы интеллигенция отошла скромно в сторону и послушала, что скажут мужики, «серые зипуны». И, лишь услышав и осмыслив произнесенное народом слово, говорила бы сама, но говорила, именно помогая высказать это слово, а не искажая и не «перебивая» его. «И все мы, в первый раз, может быть, услышим правду», - заключает Достоевский.

Степень научной разработанности темы диссертации. Анализируя научные работы, посвященные философии Достоевского, необходимо отметить их многообразие. Анализ опубликованных за последние годы исследований творчества Ф. М, Достоевского мог бы составить предмет специального исследования ,

5Тамже.Т.27.С16. 'Там же. T.27.C.19.

См.: Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., Луч, 1993; Бессонов Б.Н. Русская идея, мифы и реальность, М., 1993; Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., ЗАО «Сворог и К», 1997; СИ. Булгаков. Венец терновый (памяти Ф.М. Достоевского). СПб, типография «Отто Уноруг», 1907; митрополит Антоний, Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения. Канада, издание Северо-Американской и Канадской епархии, 1965; Волгин И.Л. Родиться в России, М„ !991; Гришин Д.Н, Русским народ в изображении Достоевского по «Дневнику писателя». Мельбурн, 1973; Маслим М.А. Русская идея, М: Республика, 1992; Мережковский Д.С. Пророк русской революции (к юбилею Достоевского). М., 1990; Пономарева Ґ.Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной. М., Академкнига, 2001; Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. М., СПб, издательство Сретенского монастыря, 2002; Социально-этическая утопия Достоевского // Идеи социализма в русской классической литературе. Под ред. И,И, Пруцкова. Л„ Наука, 1969; Достоевский. Материалы и исследования. РАН. Институт русской литературы. СПб, Наука, 1992. Т.10; П.И. Пруцков. Русская литература 19 в. и революционная Россия. М., Просвещение, 1979; К. Мочульский. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, YMCA - PRESS, 1947; Иванова А.А. Философские открытия Ф.М. Достоевского. М., 1995; Карякин 10. Антикоммунизм, Достоевский и достоевщина// Проблемы мира и социализма. 1963, №5; Кудрявцев Ю.Г, Три круга Достоевского: событийный, социальный, философский. М., 1979;СараскинаЛ.И. «Бесы»-роман-предупреждение. М., Советский писатель, 1990; Твардовская В.Л. Достоевский в общественной жизни России. М., 1990; Фридлендер Г.М. У истоков почвенничества//Ф.М. Достоевский и журнал «Светоч»//АН СССР. Сер. лит. и яз., 1971. Т.30. Вып.5.

Прежде всего, исследователи акцентировали внимание на следующих проблемах: религиозное мировоззрение Достоевского, его отношение к вере и безверию, к революции и социализму, его размышления о загадках человеческой души и др.

Особо важное значение идеи Ф. М. Достоевского приобретают в канун XX века. Они получат свое отражение в своих трудах В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, С. Булгакова, С. Франка, Л. Шестова, И. Ильина, Г. Флоровского и других религиозных философов. В связи с революционными событиями 1917 года в России интерес к творчеству Достоевского возрос в XX веке и за границей. К зарубежным исследователям творчества художника, дающим ему высокую оценку как писателю философствующему, принадлежат П. Воге, Р. Джексон, И. Садайоси, К. Итокава, А. Ковач, Р. Лаут, Р. Пис, Д. Штейнберг, Э. Эгеберг и многие другие. Выше названные исследователи ставят Достоевского в один ряд с влиятельными за рубежом философами религиозно-экзистенциального направления.

Советские философия и литературоведение рассматривали творчество Достоевского в контексте господствующей идеологии. Марксистско-ленинская методология определяла почвенничество как особую форму народничества. Эту точку зрения отстаивали П. Сакулин, А. Гроссман, Н. Рубинштейн, В. Лейкина, Г. Фриндлендер. Как реакционного идеолога «третьего пути» представил Достоевского, в частности, В. Кирпотин.

Религиозные убеждения мыслителя как правило не рассматривались, так как основное внимание уделялось ранним, революционным взглядам писателя. К анализу взглядов мыслителя на взаимосвязь проблем личности и общества многие советские исследователи относились критически, трактуя непримиримую позицию автора по отношению к злу как издевательство над раздавленным несправедливостью социальной среды человеком. К таким исследованиям относятся, например, работы Ф. И. Евнина и других авторов.

Особую роль в советских исследованиях заняла «полифоническая» концепция творчества Достоевского, принадлежащая М. Бахтину. Концепция

М. Бахтина, на наш взгляд, в наибольшей мере подчеркнула глубинный философский уровень произведении писателя.

В последние десятилетия появилось много работ, которые с разных сторон характеризуют творчество Ф.М. Достоевского. Православную позицию писателя при рассмотрении вопросов человеческого бытия разделяли и разделяют такие исследователи, как А.Л. Андреев, В.Г. Безносов, Д. Брегова, Т.Н. Бунина, В. Ветловская, Ю. А. Давыдов, И.А. Есаулов, Ю.Д. Железнов, Н. Зернов, А.А. Иванова, Т. Касаткина, В. Котельников, Н.В. Куликовская, М.К. Мамардашвили, P.M. Нижегородцев, В.Н. Сагатовский, B.C. Сизов, Ю. Симонов, А.И. Солженицын, Б. Тарасов, С.С. Хоружий и другие.

Огромный вклад в исследование творчества Ф. М. Достоевского внесли ученые, рассмотревшие в своих концепциях его взгляды с самых разных точек зрения: психологической (В.А. Бачинин, А.В. Богданов, Н. Кашина и другие), морально-нравственной (Б. Бурсов, И. Волгин, М. Гус, А.С. Долинин, В.В. Дудкин, Ф.И. Евнин и другие), философской (В.Н. Белопольский, P.M. Габитова, В. Ерофеев, Ю. Карякин, В.Я. Кирпотин, К. Мочульский, Г.Н. Поспелов, Д.И. Раскин и другие), гносеологической (СВ. Белов, P.M. Гуральник и другие), социальной (И.А. Волгин, А.Н. Латынина, А.С. Панарин, Л. Сараскина, А.А. Сташота и другие).

В начале XXI века внимание исследователей к творчеству Ф. М. Достоевского по-прежнему очень высоко. Об этом свидетельствуют публикации многочисленных сборников, научные конференции, симпозиумы посвященные изучению наследия русского мыслителя .

В качестве объекта нашего исследования выступает философское мировоззрение Ф.М. Достоевского, отраженное в его художественном и публицистическом наследии.

Достоевский и мировая культура. - СПб: Серебряный век, 1992-2002; Достоевский в конце XX века. М.: класс и ка-плюс, 19%; Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1997; Достоевский и мировая культура. СПб: Серебряный век, 1998; XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. М.: Грааль, 2002 и другие.

Предметом исследования являются социально-философские идеи Ф.М. Достоевского, их антропологическая основа, взгляды Ф.М. Достоевского на судьбу России.

Целью исследования является социально-философское осмысление основных положений мировоззрения Ф.М. Достоевского в контексте прошлого, настоящего и будущего России. Это предполагает рассмотрение ряда таких конкретных вопросов, как:

сущность и источники мировоззрения мыслителя, а также факторы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения Ф.М. Достоевского;

социально-философские взгляды Ф.М. Достоевского, нашедшие отражение в его художественных произведениях, а также в публицистических и политических статьях;

- трактовка Ф. М. Достоевским «русской идеи».
Методологические и теоретические основы исследования.

В качестве методологической основы диссертационной работы, автором используется общефилософский и социально-философский анализ. Важное значение уделено диалектическому методу познания, включающему принципы целостности, системности, конкретности, историзма; применяется также принцип дополнительности, позволяющий рассмотреть различные, часто, на первый взгляд, противоположные стороны мировоззрения писателя в качестве взаимодополняющих, а не противоречащих друг другу. Использовались также методы комплексного, сравнительного, проблемного анализа и другие.

Теоретической основой исследования стали социально-философские концепции, общетеоретические воззрения на проблемы взаимоотношений человека и общества отечественных и зарубежных философов и представителей других гуманитарных наук. Выводы религиозных мыслителей прошлого и настоящего: Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Евлампиева, И. Есаулова, И. Ильина, В. Зеньковского, Н. Лосского, П. Новгородцева, В. Розанова, В. Соловьева, Г. Флоровского, С. Франка, А. Хомякова, С. Хоружего и других - помогли в исследовании особенностей христианского миропонимания Достоевского.

Теоретические положения представителей социально-философской мысли прошлого и настоящего века: Ю. Железнова, С. Жижека, А. Ивановой, Р. Лаута, В. Сагатовского, П. Сорокина, Д. Штейнберга и других послужили основой рассмотрения основных положений социально-философского мировоззрения Достоевского.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации исследован вопрос о гуманизме социально-философских идей Ф. М. Достоевского в русле единой гуманистической традиции русской философии конца XIX - начала XX в.в.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что: 1) основой социально-философских воззрений Ф. М. Достоевского является антропологический принцип; человек с присущей ему уникальной природой, основные черты которой, с одной стороны, устремленность к свободе, с другой - осознание своей греховности. Концепция антропологии Ф.М Достоевского, по мнению диссертанта, стала источником антропологической традиции в отечественной философии XX века.

2) Идеи «почвенничества» разрабатываются Ф. М. Достоевским как
противопоставление органической и механической форм бытия.

3) нравственность в трактовке Ф.М. Достоевского выступает как воплощение
евангельской братской любви.

4) становление личности рассматривается мыслителем в неразрывной связи
с обществом, в единстве их устремленности к свободе и справедливости;

5) общественный прогресс понимается мыслителем как нравственное
совершенствование человека, а не как изменение социально-политических
учреждений;

6) социальный идеал Ф.М. Достоевского - государство, выстроенное на
основах Церкви; его социальный идеал обращен к Граду Божьему, несущему
Благую весть о спасении человечества;

7) мыслитель рассматривал идею иерархии как идеальный принцип социальной
структуры.

8) Что касается судьбы России, то Ф.М. Достоевский указывал на две опасности, ей угрожающие: потеря национального достоинства и самобытности ради выгод на международном рынке и националистический шовинизм.

В этой связи Ф.М. Достоевский подчеркивает, что подлинное Всеединство достигается тогда, когда чужое становится «своим».

Поэтому «русская идея», считает диссертант, выступает в трактовке Ф.М. Достоевского как идеал братского единения России с другими народами и нациями; мыслитель решительно отказывается от любых форм насилия, от всех проявлений национального и сословно-классового эгоизма. Общечеловеческие гуманистические идеалы - вот ориентиры поступательного развития России и человечества в целом.

Основные положения, которые диссертант выносит на защиту:

Основой мировоззрения Достоевского является человек, уникальность природы которого заключается, с одной стороны, в устремленности к свободе, с другой - в осознании своей греховности и смирении перед Богом.

По мнению Ф. М. Достоевского противоречия заложены изначально в душе самого человека и отнюдь не обусловлены особенностями социального устройства; именно поэтому одна из центральных идей в творчестве Достоевского - идея обращения человека к смирению и труду над самим собой.

Достоевский выступает против всякого рода социальных программ, исходящих из безусловной веры в сверхразумность и сверхблагость человека и человечества. Без веры, без надежды на Божественную поддержку, жизнь не может быть полноценной - доказывает мыслитель.

Достоевский - один из первых мыслителей, предостерегших человечество от грозящей ему опасности тоталитаризма.

одна из главных идей Ф.М. Достоевского - идея религиозно-нравственного самобытного идеала, идеала всеединства, примирения человечества, носителем которого является русский народ - «богоносец», призванный нравственно спасти и объединить человечество.

Теоретическая и практическая значимость работы. Положения

диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении антропологии как мирового социо-культурного феномена в целом и как явления русской философии и культуры. Выводы диссертационного исследования, базирующиеся па изучении великого гуманистического наследия Ф. М. Достоевского могут оказаться полезными и при анализе кризисной духовной ситуации, переживаемой сегодня Россией.

Полученные результаты применимы также при составлении курсов лекций, специальных семинаров, при разработке учебно-методических пособий по истории отечественной культуры и философии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,
четырех параграфов, заключения, списка литературы.

Критика науки и рационалистической морали Ф. М. Достоевского

Основой и вдохновляющим источником мировоззрения Достоевского является проблема бытия Божия и связанная с ней проблема Истины.

Изучая мысли, высказывания писателя о Христе, поражает его глубоко личное, полное благоговейной любви, отношение к Христу. Христос олицетворял для Достоевского не только совершенные Красоту, Нравственность, Добро, Любовь, но и верховную Совесть. Достоевский был глубоко верующий человек. В течение всей своей жизни, когда возникали трудные, неразрешимые ситуации, Достоевский мысленно обращался к Христу. В. Соловьев в своей «Второй речи» сказал о Достоевском: «Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества. Такого человека мы сегодня поминаем!»1.

Для того, чтобы глубже понять религиозное мировоззрение Достоевского писателя, обратимся к его детству. По признанию самого Достоевского, к особенностям воспитания в их семье относились домашние чтения детей. Была в семье «святыня», «драгоценная память» - книга, по которой Федор и другие дети учились читать, - это «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Круг семейного чтения включал и русскую литературу: стихи и прозу Державина, Карамзина, Жуковского и Пушкина. В середине тридцатых годов Достоевские выписывали журнал «Библиотека для Чтения», в котором печатались произведения современной литературы - ее будущие шедевры. Позже, определяя программу детского чтения, Достоевский особо выделял литературу, носящую религиозный характер: «Над всем, конечно, Евангелие, Новый Завет в переводе. Если же может читать и в оригинале (то есть на церковнославянском), то всего бы лучше Евангелие и Деяния Апостольские -sine gua поп».

«Я происходил из семейства благочестивого, - вспоминал Достоевский в 1873 году. - С тех пор как себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным. У других, может быть, не было такого рода воспоминаний, как у меня»2. К отцу относился с сыновней почтительностью, пожалуй, и любил его особой страдательной любовью, но память о нем хранила немало и тягостных впечатлений.

О матери он всегда отзывался благоговейно: «Это была женщина в высшей степени добрая, религиозная...».

В истории осознания Достоевским высокой ценности русского Православия немалое значение имело общение его с Н. Н. Страховым и Ап. Григорьевым, с А. Н. Майковым, с К. П. Победоносцевым и, наконец, с философом Вл. Соловьевым. В Великом Посту 1878 г. Достоевский слушал серию лекций Вл. Соловьева, составивших содержание его книги «Чтения о Богочеловечестве».

Русский философ Н. Лосский, рассматривая различные периоды религиозной жизни Достоевского, отмечает, что «...осознание высоких достоинств русского Православия и выражение их в художественной и публицистической деятельности Достоевского было связано с его любовью к русскому народу и к России. Отсюда может явиться предположение, что Православие было для него не самоценностью, не целью само по себе, а только средством, которое он считал необходимым для политической жизни России, как внутренней, так и внешней, поскольку в сознании народа верховная власть была религиозна освящена и Россия могла выступать во внешней политике как защитница других православных народов»1.

Православие в той форме, в которой оно существует у русского народа -главная черта характера народа, возвышающая его, по мнению Достоевского. Она выработана самим народом в соответствии с его идеалом правды, укладом жизни и обычая. В «Дневнике писателя» за 1876 год Федор Михайлович отмечал: «Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных сил, без которых не живут нации. В русском христианстве даже и мистицизма нет вовсе, в нем одно человеколюбие, один Христов образ, - по крайней мере, это главное...» . Но Достоевский не подменял Бога народом. Возможно, только в мгновенья сомнений, подобно своему герою - Шатову, который сказал: «Бог есть синтетическая личность всего народа». В письме Майкову в 1870 г. писатель утверждал: «Кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога».

Философия Достоевского раскрывается прежде всего в отношении человека к Богу. Бог и человек неразделимы в понимании Достоевского. Писатель всю жизнь изучал загадку души человека, и эта загадка заключалась прежде всего в боговдохновенности в человеке.

Вера как сущность суверенности личности

История русской культуры изначально была связана с православием, развивавшимся не только богословами, но и философами, писателями, которые постоянно думали о Боге и реализации его заветов. Одним из мыслителей, стремившихся к воплощению в мир истины Христа, был Ф. М. Достоевский, основу духовной жизни которого составляют религиозные искания. На протяжении всей жизни он оставался религиозной натурой, всю жизнь «мучился мыслью о Боге», и его творчество выросло в лоне православного сознания.

Православные взгляды писателя складываются в определенную концепцию, опирающуюся на учение святых отцов церкви и давшую свою оценку волнующим проблемам. Концепция православия Ф. М. Достоевского решается в связи с образом старца Зосимы, который являет идеал духовного типа русского человека, борющегося со злом. Такой тип не мог быть целиком взят из жизни или придуман, но должен был связать земное и небесное. Для этого Ф. М. Достоевский постоянно обращался к примерам святых и благочестивых старцев. Идеал необходим людям, по мнению Ф. М. Достоевского, потому что в этом случае земная жизнь будет наполнена стремлением к вечному, божественному. Возможность найти идеал в жизни невелика, поэтому Мышкин (первая попытка Ф. М. Достоевского) терпит неудачу. Мышкин осуществляет связь между земным и небесным, что характерно лишь для инока, но нельзя быть иноком в миру. Мир не может подняться на столь высокий уровень, поэтому безумие Мышкина есть отражение несостоятельности мира.

Каким же должен быть идеальный тип? Для Ф. М. Достоевского это отрешенный человек, которому не нужны ни мир, ни мирское, но необходимо устройство своей души. Отсюда принятие креста, добровольно осуществленное. Такой идеал воплощается в образе старца Зосимы (о прототипах которого ведется дискуссия, начатая еше при жизни Ф. М. Достоевского К. Н. Леонтьевым и продолженная В, Розановым). Прототипами образа старца Зосимы стали святитель Тихон Задонский и преподобный Амвросий ОптинскиЙ. Фигура первого привлекала Ф. М. Достоевского в пору зарождения замысла «Жития великого грешника». Посещение Оптиной пустыни и знакомство с преподобным Амвросием обогатили творческое сознание писателя и помогли ему наделить Зосиму многими чертами, перешедшими из реальности на страницы «Братьев Карамазовых». В описании монастыря читатели романа узнают действительный облик Оптиной пустыни; в поучениях старца Зосимы присутствует святоотеческая мудрость.

Старца Зосиму Ф. М. Достоевский ставит в один ряд не только сТихоном Задонским и Амвросием Оптинским, но и с Паисием Величковским - основателем и устроителем русского старчества. Исследователи указывают на влияние трудов преподобного Исаака Сирина, отразившихся в речах Зосимы. Обоснованные гипотезы высказаны о личности Зосимы Тобольского (Р. Плетневым), Серафима Саровского (Н. В. Криволаповым), епископа Игнатия Брянчанинова (Г. Украинским). Ценность всех этих предположений в том, что они с разных сторон раскрывают личность Зосимы и показывают влияние святоотеческой традиции на творчество Ф. М. Достоевского в целом. В. Безносов приходит к следующему выводу: «Православный опыт в разных его ипостасях - церковной, иноческой, старческой, отшельнической, странников - путешественников по святым местам, юродивых - формировал творческую натуру писателя в самом начале его творческого пути, наряду с источниками "светскими" - художественными, философскими. В конце творческого пути особенно близким Ф. М. Достоевскому был опыт православного старчества, который великий писатель пытался художественно воплотить в своем творчестве, духовно определиться на него».

Сам Ф. М. Достоевский утверждал: «Считаю, что против действительности не погрешил: не только как идеал (Зосима) справедливо, но и как действительность справедливо»1. Писателя волновал этот образ - он реализовал его мечту о единении во Христе через любовь и добровольном служении ближнему.

Основные идеи, высказанные старцем, подробно раскрывают концепцию православия Ф. М. Достоевского и дают возможность правильно оценить все творчество его в связи со святоотеческой традицией:

1) Христос как Богочеловек есть идеал, цель и венец мира. Это русский, православный Христос;

2) образ Божий заключен в каждом человеке, но подобия Божьего каждый добивается путем праведности;

3) основа всего мира — любовь;

4) свободная вера - вера без чуда — истинная вера сердца;

5) понимание свободы, опирающееся на принцип полнейшего удовлетворения земных потребностей человека, есть своеволие, ведущее к несвободе и кровавым трагедиям. Истинное понимание свободы заложено в идее отречения от такого принципа. В этом важнейшее значение иноческой жизни.

Предостережение Ф. М. Достоевского о грозящей опасности тоталитаризма

Для Достоевского отношения личности и общества это то поле, на котором осуществляется смысл человеческого бытия и духовности, решаются судьбы культуры.

Прежде чем обратиться к содержанию идеи «русского» или «христианского» социализма Достоевского, которая является, по его убеждению, единственно приемлемой социальной моделью России и всего человечества, обратимся к ее истокам, к которым принадлежат: история Древней Руси, мировоззренческий кризис XIX века и взгляды самого Достоевского.

Языческое прошлое России иллюстрирует, насколько был силен для русского народа культ матери-земли и культ рода. Любовь к «живой» русской земле была настолько сильна, что в XII веке в народе зародилась легенда о переселении Богородицы именно в русскую землю и ее покровительстве. Апокрифы об Андрее Первозванном, прошедшем из устья Днепра в Новгород и «связавшем» Россию и Скифию, доказывают тягу народа к единению. Пути этого единения были совершенно отличными от западных крестовых походов, это было желание не завоевать, а органично «втянуть» в себя мир. Русский человек больше вел оседлый образ жизни, но отличался широтой души, любовью не только к тому клочку земли, к которому был привязан, а ко всему миру Божьему. Это доказывает особое отношение русского народа к странникам, его традиционное гостеприимство.

Русский характер во многом определила и география страны, и ее климат, способствовавшие, по мнению Н. Зернова, «не очень большому интересу к житейским благам» . Ученый отмечает также особенности религиозной жизни русского народа: православие было принято сравнительно свободно, а незнание латинского языка и латинской культуры, в отличие от Европы, привело к тому, что «русский священник читал те же книги, что и обычный мирянин и между ними не было такой пропасти»1.

Особое отношение на Руси было и к князьям, авторитет которого приравнивался отцовскому. Сами же князья, в большинстве случаев, отличались религиозностью и патриотизмом. Примером могут служить «Поучения» Владимира Мономаха, в которых он попытался изобразить идеальный тип правителя-христианина, особо подчеркивая необходимость его нравственной чистоты. Он отрицал и законность смертной казни в христианской стране, власть в которой должна быть по-христиански гуманной.

«В Московской Руси, - отмечает Зернов, - верили не в людскую справедливость, а в Божественное покровительство; верили, что человеческому обществу должно строиться по образцу христианской семьи»2.

Зная все эти традиции русского народа, Достоевский, вслед за Н. Федоровым, не мог представить себе лучшей социальной системы, чем народная община во главе с православным самодержцем. Исходя из «семейного» типа правления и веры в Бога-Искупителя, писатель так яростно выступал против смертной казни, защищая от этого наказания даже людей, посягавших на жизнь царя3.

Достоевский отрицательно относился и к юридическому судопроизводству, потому что вплоть до XVII века в России отсутствовали правовые нормы, их успешно заменяли заповеди.

Соборное единение России против монголо-татарского нашествия и успешное освобождение от их ига, деятельность Сергия Радонежского и других русских святых вселили в Достоевского веру в огромный духовный потенциал

России, в силу ее соборности и православия. В земной жизни писатель допускает возможность спасения от хаоса и несправедливости.

Есаулов, обращаясь к анализу романа «Братья Карамазовы», отмечает, что «Дмитрий Карамазов с юридической точки зрения невиновен так же, как Иван, но оба признают свою вину, так как для русской духовности построение «правового пространства», отчужденного от благодатной основы, является типичной утопией.

Мир Достоевского, - считает философ, - имеет своей опорой установку на милость и благодать, а не на закон и правосудие. Даже «атеист» Иван во время своего «бунта» заявляет: «Я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше» .

Следовательно, опираясь на знание исторических традиций Руси, Достоевский считал для нее неприемлемым опыт западного правового государства. Для мыслителя вообще очень важным был вопрос Востока и Запада, поэтому писатель активно включился в полемику между западниками и славянофилами, в процессе которой зародилось новое философское направление - почвенничество.

В. С. Сизов по этому поводу отмечает: «Писатель считал, что западничество и славянофильство суть разные пути осмысления движения к одной цели - всечеловеческой основе «братского воссоединения людей» . На наш взгляд, с этим нельзя не согласиться: оба этих направления характеризуются глубочайшим патриотизмом и верой в лучшее будущее человечества.

Похожие диссертации на Сущность социально-философских идей Ф. М. Достоевского