Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформации образа героя в сознании российского общества : социально-философский анализ Смирнов, Сергей Юрьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов, Сергей Юрьевич. Трансформации образа героя в сознании российского общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Смирнов Сергей Юрьевич; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/110

Введение к работе

Герой всегда занимал важное место в российской общественной жизни. Само нахождение российской цивилизации, созданной нашими предками на не всегда благоприятной в политико-географическом и природно-климатическом плане территории, которая тем не менее была пределом устремлений разных захватчиков и привлекала во все времена множество желающих получить все богатства этой земли, требовало от россиян отваги, ратного упорства, взаимовыручки. Не меньшее мужество необходимо было для заселения огромных российских просторов, ежедневного трудового подвига. Тесно связан с героизмом и образ подвижника, решившегося во имя упрочения духовности на монашеское служение. Все это вызвало к жизни необходимость в людях, готовых к подвигу, героях, чей нравственный пример служения своей стране мог быть примером для всех россиян.

История сохранила множество имен героев, однако в последние годы возникает феномен трансформаций героических образов, их значительной переоценки, когда под видом «открытия новых фактов» происходит девальвация подвига, что ведет к принижению, осмеянию и забвению людей, отстоявших и приумноживших богатство и славу государства российского. Данную ситуацию можно охарактеризовать как явление дегероизации, которое активно осуществляется в российском общественном сознании. Между тем, английский философ Т. Карлейль отмечал: «Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений»1. Опираясь на данный критерий и исходя из отношения к герою в современном российском обществе можно сделать вывод о наличии серьезных проблем с репрезентацией образа героя в социально-духовном пространстве отечественного социума.

Актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, тотальным распространением образцов массовой культуры в российском обществе, которые усредняют, упрощают социальные требования к личности, навязывают в качестве руководства к социальной деятельности индивидуалистические лозунги типа: «не геройствуй», «не высовывайся», «тебе, что больше всех надо» и других, дискредитирующих саму необходимость героического поведения.

Во-вторых, активной мифологизацией в качестве образов героев новых героических типажей и профессий, декларирующих ценности потребительства и гедонизма, никак не связанных с выполнением, часто с риском для жизни и здоровья, общественного долга и социальных обязательств.

В-третьих, попытками замены образа героя, культивируемого всем развитием российской цивилизации, на духовно пустой образ сверхчеловека или

1 Карлейль Т. Герои и героическое в истории. - М., 2006. С. 121.

супермена, являющийся широко распространенным культурным стереотипом цивилизации Запада, активно продвигаемым ныне в качестве образца для подражания и для отечественной молодежи.

В-четвертых, навязчивыми действиями средств массовой коммуникации, направленными на замалчивание или кардинальное переосмысление деятельности личностей героев их подвигов и свершений, а также их роли в истории России.

В-пятых, попытками пересмотра социального статуса и общественной оценки ряда лиц, которые навсегда запятнали себя предательством, изменой, жестокостью и трусостью, которые должны восприниматься в новых условиях как «непризнанные герои», «борцы с режимом», «благородные разбойники» и т.д.

Исследование изменений в образе героя имеет существенные трудности, связанные с многоликостью этого явления, определенной сокрытостью его проявлений, полярностью имеющихся в его отношении оценок, трудно фиксируемой спецификой воздействия на социум. Голландский философ И. Хейзинга отмечал, что ныне «понятие героического претерпело такую ошеломительную трансформацию, которая лишает его глубинного смысла... Культ героического сам по себе есть показатель кризиса. Он означает, что понятия служения, миссии, долга больше не имеют достаточно силы, чтобы стимулировать энергию общества. Ее нужно усиливать, как голос через громкоговоритель. Энтузиазм людей необходимо раздувать, а может быть, и "надувать"» .

Сегодня как никогда важен призыв чешского героя-антифашиста, погибшего в нацистском застенке - Ю. Фучика: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безымянных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»2.

Таким образом, проблема научного изучения образа героя, его сущностных и содержательных особенностей, вопросов его создания, реконструирования и дальнейших видоизменений в контексте влияния на сознание российского общества приобретает в настоящее время особое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы влияния на общественное сознание различных информационных факторов в наши дни предстает как одна из активно изучаемых проблем, однако к анализу героического образа, внимание исследователей обращается не столь уж часто. Тем не

1 Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня: Диагноз духовного недуга нашей эпохи // Homo
ludens (Человек играющий). -М., 2004. С. 462-463.

2 Фучик Ю. Репортаж с петлей на шее. -М., 1977. С. 7-8.

менее, в различных социально-гуманитарных науках складываются собственные позиции в отношении познания данного феномена.

Так, филология уделяет внимание проявлениям образа героя в художественной литературе. Так, Д.А. Голубев рассматривает проблему «героизма» как особого лингвокультурного концепта (лексемы), который своим смыслом обобщает выдающиеся по своему общественному значению свершения человека, требующие от него напряжения духовных и физических сил, проявления мужества, храбрости и самоотверженности1. Л.А. Гусева видит в образе героя одно из возможных воплощений авторского сознания в лирическом произведении2.

Политологические исследования (Н.Г. Щербинина) направлены на изучение возможностей влияния героической мифологии на формирование жизненных сценариев индивида и в то же время и на создание собственных иллюзорных представлений об идеальном спутнике жизни, об идеальном доме, идеальном руководителе государства и общественном устройстве .

Культурологические изыскания (Н.Б. Мында) имеют своей целью рассмотрение ментальных оснований различных культур (в частности - античной), предопределивших феномен героизации как естественной интенции человече-

скои культуры .

Между тем, именно философии принадлежит уникальная роль в исследовании образа героя. Имеют свои существенные особенности философские подходы к пониманию образа героя как объекта общественных отношений. Одни философы (Г.А. Кривощекова) осмысливают роль и место героизма в современной культуре в переломные для ее существования эпохи, когда в условиях хаоса и социальной аномии герой, используя внутренние, скрытые творческие силы выступает духовным ориентиром для общества, оставляя заметный след в культуре и память о себе в истории5, другие мыслители (Е.В. Иванова) показывают культурного героя как медиатора (посредника) мифологического смысло-образования, через деятельность которого создаются особые социальные образования - мифологемы, посредством которых в жизнь социума вносятся универсальные бытийственные смыслы , еще одна группа ученых (И.М. Суравнева) уделяет внимание проблеме функционирования явления героизма, сопоставления объективного и субъективного в героическом, а также

1 См.: Голубев Д.А. Лингвокультурный концепт «героизм» в русской и английской язы
ковых картинах мира: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. -Ярославль, 2008.

2 См.: Гусева Л.А. Лирический герой Н. Глазкова: языковые средства создания образа:
Автореф. дис. ...канд. филол. наук. -Ярославль, 2007.

См.: Щербинина Н.Г. Героический миф в конструировании политической реальности в России: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. -М., 2008.

4 См.: Мында Н.Б. Героизация творцов в античной культуре: Автореф. дис. ...канд. культурологии. -М., 2010.

См.: Кривощекова Г.А. Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -Тюмень, 2003.

6 См.: Иванова Е.В. Мифологическое смыслообразование: Образ культурного героя: Автореф. ...д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 2005.

динамики синхронного и диахронного развития героических проявлений1, некоторые авторы (А.В. Трофимова) указывают на особенную значимость в русском культурном пространстве феномена подвига, который выступает как проявление героизма, готовности личности к подвигу, ее заряженное на совершение мужественного поступка2.

Представление об уровне собственно социально-философского анализа образа героя в российском общественном сознании можно составить на базе рассмотрения имеющейся литературы, в которой имеется сущностный анализ феномена героя, выделены его содержательные элементы, рассмотрены особенности его создания и распространения, различные аспекты влияния на общественное и индивидуальное сознание, а также определены некоторые направления противодействия деструктивному влиянию разрушения образа героя.

Результаты анализа научных работ по теме диссертационного исследования позволяют выделить наиболее и наименее изученные стороны, условно разделить имеющуюся литературу на следующие группы.

Первую группу составляют работы К.Х. Каландарова, В.Ф. Петренко, О.В. Митиной, П.А. Рачкова, В.И. Толстых, А.К. Уледова и др., посвященные особенностям бытия сознания общества3.

Особое место занимают здесь работы Б.А. Грушина, Г. Лебона, Г. Маркузе, С. Московичи, X. Ортеги-и-Гассета и др., в которых изучается феномен массового сознания4.

Идеология, которая выступает ядром сознания общества, активно содействующим созданию, распространению и навязыванию определенных идей концепций, чувств и настроений рассматриваются книгах Р. Барта, А. Грамши, С. Жижека, М.К. Мамардашвили, К. Мангейма, К. Маркса5.

Общественное мнение как специфический способ проявления состояния сознания социальной общности, в котором отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям и явлениям действительности изучались

См.: Суравнева ИМ. Героизм как социальный феномен: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Тверь, 2006.

2 См.: Трофимова А.В. Подвиг как явление русской культуры Автореф. дис. ...канд. фи
лос. наук. - Нижний Новгород, 2008.

3 См.: Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных
процессов. - М, 1998; Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики
общественного сознания. - М, 1997; Рачков П.А. Общественное сознание. - М, 2002; Тол
стых В.И.
Общественное сознание и его формы. -М., 1986; Уледов А.К. Структура общест
венного сознания. - М, 1968.

4 См.: Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -
М, 1987; Лебон Г. Психология толп. - М, 1998; Московичи С. Век толп. Исторический трак
тат по психологии масс. - М., 1996; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М., 2005; Маркузе
Г.
Одномерный человек. -М., 1994.

5 См.: Грамши А. Тюремные тетради. - М, 1991. 4.1; Жижек С. Возвышенный объект
идеологии. - М, 1999; Мамардашвили М.К. Превращенные формы // Как я понимаю фило
софию. - М., 1990; Мангейм К. Идеология и утопия. - М., 1976. Ч. 1; Маркс К., Энгельс Ф.
Немецкая идеология // Соч. в 50 т. - М, 1955. Т. 3

Э. Бернейсом, П. Бурдье, Д.П. Гавра, М.К. Горшковым, У. Липпманом, Э. Ноэль-Нойман, Дж. Цаллером и др.1

Во второй группе, представленной О. Аронсоном, В.П. Зинченко, СВ. Клягиным, Дж. Кэмпбеллом, В.В. Мантатовым, И.Т. Фроловым разного рода образы рассматриваются как особые знаково-символические конструкции, воздействующие на сознание общества2.

В третьей группе выделяются труды Дж. Бруно, С.Н. Булгакова, Т. Карлейля, Й. Хейзинги, Э. Юнгера и др., в которых исследуется феномен героя, героической личности .

Содержательные особенности героизма и героического поведения рассматривали Д.А. Волкогонов, В.Д. Плахов, П.А. Сапронов, И.М. Суравнева, В.В. Федоров и др.4 Некоторые черты героя применительно к войне и военному делу освещали в своих работах Р. Кайуа, Н. Коупленд, Г. Михайлов, А. Моррис, Е.С. Сенявская и др.5

Особое место здесь занимают работы военных ученых Б.И. Каверина, П.В. Петрия, С.А. Тюшкевича, П.И. Чижика и др., в которых дан анализ духовно-смыслового пространства российского общества и российской армии, в котором реализуется образ героя6.

1 См.: Бернейс Э. Пропаганда. -М., 2010; Бурдье П. Общественное мнение не существу
ет // Социология политики. -М., 1993; Гавра Д.П. Общественное мнение как социологиче
ская категория и как социальный институт. - СПб., 1995; Горшков М.К Общественное мне
ние: история и современность. - М, 1998; Липпман У. Общественное мнение. - М, 2004;
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М, 1996; Цаллер
Дж.
Происхождение и природа общественного мнения. - М., 2004.

2 См.: Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). -М., 2007;
Зинченко В.П. Образ и деятельность. - М.; Воронеж, 1997; Клягин СВ. Динамика образов
науки в социально-гуманитарных исследованиях. -М., 1997; Кэмпбелл Дж. Мифический об
раз. - М, 2004; Мантатов В.В. Образ, знак, условность. - М., 1980; МногомерныиП образ
человека. Комплексное междисциплинарное исследование человека // Под ред. И.Т. Фроло
ва.-М., 2001.

3 См.: Бруно Дж. О героическом энтузиазме. - К., 1996; Булгаков С.Н. Героизм и под
вижничество. - М, 1992; Карлейль Т. Герои и героическое в истории: Публичные беседы. -
М, 2006; Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня: Диагноз духовного недуга нашей эпохи //
Homo ludens. - М, 2004; Юнгер Э. Тотальная мобилизация. - М., 2002.

4 См.: Волкогонов Д.А. Феномен героизма: (О героях и героическом). - М, 1985; Пла
хов В.Д.
Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы. - СПб., 2008;
Сапронов П.А. Феномен героизма. - СПб., 2005; Суравнева ИМ., Федоров В.В. Феномен ге
роизма. -М, 2008.

5 См.: Кайуа Р. Война и сакральное // Миф и человек. Человек и сакральное. - М., 2003;
Коупленд Н. Психология и солдат. - М., 1991; Михайлов Г. Психология мужества. - СПб,
1999; Моррис А. Благородство поражения. Трагический герой в японской истории. - М.,
2001; Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. - М., 1999.

6 См.: Каверин Б.И. Истина и правда современного осмысления победы советского на
рода в Великой Отечественной войне // Философия освобождения. - М., 2005; Петрий П.В.
О патриотизме и его созидающей силе // Безопасность Евразии. — 2004. - № 4; Тюшкевич СА.
В прошлом ищут не пепел - огонь. - М., 2005; Чижик П.И. Военная мощь государства и на
циональная безопасность. - М., 2004.

Некоторые характеристики образа врага, выступающего в качестве антипода героя (антигероя) анализировали Г. Зиммель, Г.И. Козырев, Л. Гудков, А.Н. Савельев, А.В. Шипилов и др.1

К четвертой группе можно причислить ученых Ж. Липовецки, Т.И. Заславскую, Ш. Султанова, О.А. Теряеву и др., в трудах которых рассматриваются возможные трансформации, происходящие с образом героя в российском обществе2.

В пятой группе отмечаются работы Э.А. Галумова, М. Марка, К. Пирсона, А.Ю. Панасюка, А.А. Трунова, Е.И. Черниковой и др., которые раскрывают некоторые направления противодействия технологиям дегероизации3.

Подводя итоги анализу научной разработанности изучаемой темы, следует отметить то обстоятельство, что за исследовательскими рамками рассмотренной научной литературы остается проблемная ситуация, связанная с трансформациями, происходящими в настоящее время с образом героя и их влиянием на социальные процессы в России. В связи с этим возникает необходимость проанализировать значительные деформации образа героя в общественном сознании современного российского общества, что в качестве самостоятельной исследовательской задачи еще не ставилось.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является образ героя в современном российском обществе. Предметом - выступают трансформации образа героя, характер их проявления, последствия воздействия на сознание российского общества, направления противодействия негативному влиянию дегероизации на социальную реальность.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций проблемы деформации в создании, распространении, сохранении и влиянии образа героя на социальную ткань бытия в современном российском обществе.

1 См.: Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. - 1994. - № 2; Козырев
Г.И.
«Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социс. - 2008. -
№ 1; Образ врага // Сост. Л. Гудков. - М, 2005; Савельев А.Н. Образ врага. - М, 2010; Ши
пилов А.В.
«Свои», «чужие» и другие. -М., 2008.

2 См.: Lipovetsky G. Le crepuscule du devoir: L'ethique indolore des nouveaux temps demo-
cratiques. - P., 1992; Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный меха
низм трансформации. М, 2004; Султанов Ш. Героическое, герой и время «оно» // Завтра. -
2005. - № 37; Теряева О.А. Дегероизация современности. Межвузовская ассоциация Покров.
/sbomik_ 2006-
2007/txt/terjeva_O.php

3 См.: Галумов Э.А. Имидж против имиджа. - М, 2005; Марк М., Пирсон К. Герой и
бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. - СПб., 2005; ПанасюкА.Ю. Формирование
имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М, 2007; Трунов А.А., Черникова Е.И.
Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт фило-
софско-культурологического исследования). - СПб., 2007.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

- уточнение основных признаков сознания российского общества как
пространства репрезентации образа героя;

установление сущности образа героя в сознании российского общества;

определение некоторых форм трансформации образа героя в сознании российского общества;

раскрытие технологических особенностей реализации дегероизации;

- представление некоторых направлений противодействия реализации
технологий дегероизации с целью предотвращения или смягчения негативных
последствий для сознания российского общества.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей зарубежной и отечественной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного, массового и индивидуального сознания, в частности, проблемы мировоззрения, идеологии, массовой культуры, их роли в жизни общества и человека. В работе также широко представлены итоги осмысления научно-методических материалов различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой коммуникации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, семиотический подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. При постановке и решении основной проблемы диссертации в силу ее междисциплинарного статуса были использованы некоторые методологические принципы, характерные для эстетико-философского, сравнительно-исторического, контекстуального, текстологического методов исследования (постструктуралистские, постмодернистские, семиотические методологии). Более конкретными методами выступали классификация и систематизация, методы теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическая база исследования включает результаты научно-методических обобщений различных социальных институтов по проблеме; социологические данные, полученные и использованные другими авторами по теме диссертации; контент-анализ материалов периодической печати, а также обобщение информационной практики профессиональной деятельности различных государственных органов и общественных организаций, в целях обеспечения устойчивого развития государства, общества и личности, в области противодействия негативного влияния на общественное мнение, подвергающегося значительным трансформациям образа героя.

Похожие диссертации на Трансформации образа героя в сознании российского общества : социально-философский анализ