Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Сорокин Андрей Георгиевич

Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа
<
Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сорокин Андрей Георгиевич. Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-9/188

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I Правосознание: сущность, содержание и принципы формирования 19

Раздел II Методологические основания анализа правосознания как социального явления 65

Раздел III Основные тенденции изменения правосознания в современном российском обществе 111

Заключение 149

Список использованной литературы

Введение к работе

В условиях современности состояние правосознания российского общества является нестабильным, а уровень правовой грамотности населения - крайне низким. Более того, правосознание развито недостаточно не только в Российской Федерации, но и в некоторых странах СНГ, бывших республиках СССР, а также за границей. Зачастую в таких условиях пытаются ответить на вопрос: что необходимо сделать для снижения проявлений правового нигилизма и последствий (а также предпосылок) массового несоблюдения законов? Представляется, что для этого нужно осуществлять комплексные мероприятия, связанные с правовым просвещением. Однако, одного правового воспитания все же недостаточно. Нужно также учитывать многие факторы, влияющие на правосознание, которые в конечном итоге определяют его динамику. Необходимо знать определенные закономерности его развития, глубинные основания. Причем используя при этом как традиционные концепции философско-правовой мысли, так и новейшие теоретические разработки в области социальной философии. В рамках философского знания можно выработать методологию, которая помогла бы решить многие проблемы, связанные с социально-философским анализом правового сознания.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, по причине отсутствия у современного общества характеристик единообразия, ввиду динамичного развития первого, его качественного непрерывного изменения, что требует дифференцированного подхода, учета многих факторов, влияющих на состояние правосознания.

Во-вторых, из-за сложности и ввиду наличия множества подходов к

> изучаемой проблеме, что приводит к необходимости упорядочения научного

материала. Методология исследования интересующей нас области в

настоящее время не носит характер строгой парадигмы, которой

4 придерживались бы все без исключения члены научного сообщества. С одной стороны, это говорит о широте научной деятельности, при разумном использовании результатов которой можно добиваться новых достижений теории и социально-философском анализе правосознания. С другой стороны, при отсутствии компромисса, разногласия в данной области не могут приносить пользу современной науке. Поэтому в настоящее время актуальным является осуществление синтеза положительных и наиболее результативных концепций права и правосознания в научной мысли.

В-третьих, изучение проблемы правосознания в рамках социально-философского анализа затрагивает много других вопросов, так или иначе имеющих отношение к интересующей нас проблеме. Исследование правосознания на должном уровне не может осуществляться без знания других наук, где также в качестве объекта исследования выступает правосознание. Взаимное обогащение дисциплин знаниями о нем особенно актуально при проведении социально-философского анализа.

В-четвертых, рост преступности, повсеместное игнорирование законодательства, недоверие к органам власти; и в то же время -коррумпированность чиновников, политический радикализм и др. представляют собой серьезную угрозу нормальному правосознанию, выступают в качестве факторов, способных его деформировать и стать причиной отрицательных социальных явлений в области права.

В-пятых, построение в России правового государства сложно осуществить без учета правосознания российского общества. В связи с этим необходимо всестороннее и глубокое исследование данной сферы.

В-шестых, изучение правосознания необходимо для повышения
уровня правовой активности граждан Российской Федерации. Длительный
период тоталитаризма и связанный с ним период непризнания прав и свобод
человека и гражданина наложили свой отпечаток на отражение правовой

действительности в сознании индивидов, которое в значительной степени и во многих случаях деформировано.

В-седьмых, низкий уровень концептуальной проработанности теории правосознания связан с преобладанием позитивистского подхода к данной проблеме. На современном этапе необходимо использовать максимальное количество методологических инструментов в процессе раскрытия сущности правосознания, в том числе и естественноправовые. Это диктуется многообразием правовой сферы в ее связи с особенностями отражения правовой действительности индивидом. Но при этом необходимо отыскание новой идеологической основы, при помощи которой механизм по повышению уровня правосознания населения России, предложенный в настоящем исследовании, функционировал бы наиболее результативно.

В-восьмых, необходимо повсеместное правовое просвещение в Российской Федерации. В этих целях должна проводиться научная деятельность по разработке и реализации программ (с дифференцированным подходом) по правовому воспитанию и образованию. Для этого необходимо иметь представление о состоянии правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом. Важность данного положения обусловлена также тем, что правосознание выступает в качестве фактора, определяющего содержание правотворчества и правоприменения.1

Таким образом, социально-философский анализ содержания, сущности, структуры и динамики, приобретает в настоящее особую остроту и актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. Правосознание
является объектом исследования довольно длительный период времени. Оно
было актуально в европейской общественной мысли в первой половине XIX
в., в трудах немецких философов: И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, И.Г. Фихте, К.
Маркса, которые разработали целую идеологию, ставшую, спустя некоторое
время, основой многих наук и массового сознания. Фшюсофско-правовая и
\ юридическая теория России занимает особое место в развитии современного

1 См.: ВенгеровА. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 483.

правопонимания и правосознания. Это касается, главным образом, второй половины XIX - начала XX вв.

И все-таки, следует сказать, что правосознание как предмет социально-философского анализа пока еще недостаточно изучено. Особенно это можно утверждать относительно применимости внутренних основ данной категории (правосознания) к современным условиям, когда научная мысль синтезируется из наиболее продуктивных концепций, подходящих к реалиям настоящего и направлена на преобразование (в прогрессивном ключе) будущего.

Одним из минусов современной системы знаний о правовых категориях можно считать чрезмерную формализацию. Здесь вполне можно согласиться с В.П. Малаховым, утверждающим, что отечественная правовая наука с одной стороны испытала на себе влияние западного позитивистского стиля теоретического мышления о праве, а с другой - давление марксистских идеологических установок1. Современная научная мысль, рассматривая правосознание, должна избегать разного рода предпосылок и догм. Марксистская теория может быть полезной в какой-либо одной области, однако делать из данной концепции некий универсальный принцип для всего — занятие бессмысленное. Не форма, а объективное содержание, по марксизму, определяет специфику правосознания. Общественная практика и социально-экономическое развитие общества напрямую влияют, согласно концепции марксизма, на природу, содержание и сущность правосознания. Что касается формы и объективного содержания - они не имеют никакого отношения к специфике правосознания. Именно поэтому возникает необходимость разработки новых подходов к рассмотрению данной проблемы.

Анализ правосознания с позиции естественноправовой концепции, с
і учетом нормативистского и историко-материалистического толкования все

1 Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания: Автореф. дисс... д-ра юрид. наук. - М., 2001.

\

7 же проводится. Попытки выйти за пределы научных догм, (когда любые научные теории считались истинными, если они подтверждали государственную идеологию), предпринимались ранее и предпринимаются в настоящее время. Этим занимаются такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, О.Э. Лейст, B.C. Нерсесянц, Э.А. Поздняков, Ю. В. Тихонравов1 и др. Хотя, следует сказать, что новшества затронули лишь категорию права, но не правосознания. С момента прекращения существования Советского Союза проблема правосознания оказалась на задворках современной науки. И лишь в последнее время делаются попытки проведения полноценного социально-философского анализа интересующей нас проблемы2.

Следует заметить, что научные труды фундаментального характера, исследующие правосознание в целом, имеются и в немалом количестве. В различной степени в данных научных изысканиях проводится и социально-философский анализ правосознания.

1 См., например: Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. - М.,
1999; Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1996 - Т. 2; Керимов Д.А.
Основы философии права. - М., 1994; Кудрявцев В.Н., Керимов Д.А. Право и
государство (опыт философско-правового анализа). - М, 1993; Лейст О.Э. Три
концепции права // Советское государство и право. - 1991. - № 12; Нерсесянц
B.C. Философия права. — М., 1997; его же - Юриспруденция. Введение в курс
общей теории права и государства. - М., 1998; Поздняков Э.А. Философия
государства и права. - М., 1996; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. -
М., 1997.

2 См., например: Уваркина Е.В. Правосознание как объект социально-
философского анализа: Автореф. Дисс... канд. филос. наук. — М., 2004.

В составе первой группы1 следует назвать труды, где раскрываются общие проблемы теории государства и права. Правосознание в данных источниках рассматривается с различных идеологических позиций. Если в наименовании источника на первом месте право, а не государство, автор, как правило, придерживается естественноправовой концепции. Там, где первым является государство, исследователи обычно выступают сторонниками традиционного взгляда на право, существовавшего в период советской власти. В данных трудах раскрываются функции правосознания, его место и роль в системе социума.

В данных работах рассматриваются методологические предпосылки исследования различных сфер социальной действительности, так или иначе пересекающихся с проблемой правосознания. Но все же, в большинстве работ наблюдается узко-юридический подход к правосознанию; эти труды, как правило, лишены общих и предельных оснований, в том числе и онтологических, которыми оперируют философские науки.

Источники второй группы характеризуют правосознание в связи с процессом правового воспитания . Это также многочисленные работы в

1 Основы государства и права / Под общ. ред. С.А. Комарова. - СПб., 2003;
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2002; Общая
теория государства и права. Академический курс в 3-х т. / Отв. ред. М.Н.
Марченко. — М., 2002; Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.
Лукашева. — М., 2002; Теория права и государства (конспект лекций) / Под ред.
В.П. Казакова, Г.В. Загрядского. - М., 2001; Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2000; Теория
государства и права / Под ред. А.И. Косарева. - М., 2000; Спиридонов Л.И.
Теория государства и права. - М., 1999; Теория государства и права. Курс
лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998; Петров А.В. Теория государства
и права: тезисы лекций. - Н.-Новгород, 1998; Теория государства и права / Под
ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1998; Теория государства и
права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 1997; Общая
теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1996. Хропанюк В.Н. Теория
государства и права. - М., 1995. Теория права и государства / Под ред. Г.Н.
Манова. М., 1995; Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. Бабаева
В.К. - Н.-Новгород, 1993; Теория государства и права / Под ред. А.И.
Королева, Л.С. Явича. - Л., 1987; Теория государства и права / Под ред. A.M.
Васильева-М., 1983;

2 Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. - М., 1999; Лукашева Е.А. Право,
мораль, личность. — М., 1986; Криминологические проблемы правосознания и

9 Интернете, посвященные правосознанию в данном контексте1. Формирование правовой культуры общества - одна из первостепенных задач авторов приведенных материалов. Что касается сайтов Интернета — их практически невозможно классифицировать по причине многочисленности. В основном эти документы носят характер научно-популярный, хотя, иногда и встречаются источники, рассчитанные на специалистов.

Воздействие на правосознание посредством осуществления мер правового воспитания должно носить комплексный характер. Данный

общественного мнения. - М., 1986; Никитин А.Ф. Что такое правовая культура?
-М., 1988; Покровский И.Ф. Формирование правосознания. - М., 1972.
1 Правовое воспитание: цели, содержание и особенности в деятельности
органов внутренних дел. ; Курс
«Теория и методика правового воспитания» (из опыта преподавания).
; Фирсов Г.А. Эколого-
правовое воспитание школьников в цикле естественнонаучных предметов.
; Правовое воспитание: проблемы, пути
решения, ;
ГОУ МСКОШИ: Система воспитательной работы. Правовое воспитание.
; Основы правового воспитания.
; Правительство Чеченской

Республики. Правовое воспитание детей.

; Основы правового
воспитания: Учебное пособие. ; Савченко Л. Правовое воспитание - один из видов профилактики
правонарушений. 10000875; Освоение и
гуманизация прав ребенка в гуманистическом образовании.
19_ll.htm; Легуша С М.
Сущность, функции и механизм правового воспитания курсантов высших
учебных заведений МВД Украины, ; Колотева В. Правовое воспитание как средство формирования правовой
культуры. ; Гавилов Д.А.
Правоприменительное толкование: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. -
Саратов, 2000. ;

Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних.

1/editions/prison/l 0/09.htm; Законность:

содержание и современное состояние, ; Образование и общество. - № 5' 2000. Новые подходы к правовому воспитанию личности. ; Алексеев С.С.. Правовое воспитание и правовое обучение. ; Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Правоведение». Правовое сознание и правовое воспитание, ; Знание закона -требование времени, и др.

10 процесс реализуется посредством различных специализированных общественных институтов.

Психологические аспекты правосознания раскрываются в третьей группе1 работ, посвященных данной тематике. Такие источники интересны тем, что в них рассматривается внутренний мир индивида, его правосознание. Именно это характеризует социально-философский анализ, когда определенная проблема исследуется на уровне отдельной личности, сознания, психолого-онтологических структур. Причем в данных работах проблема правосознания не замыкается на индивиде. Правосознание социальных групп и общества в целом также отражаются у авторов трудов данной группы.

Что касается работ следующей, четвертой группы, то в них проблема правосознания рассматривается в рамках социологии права2. Исследования с данных позиций социологии права стали проводиться в последнее время.

Следует признать, что и у авторов этой группы выход за пределы узкого подхода в рассмотрении правосознания довольно редок. С общефилософских позиций, проблема правосознания, как предмета социально-философского анализа, в приведенных работах практически не раскрывается. В них, в основном, рассматриваются определенные состояния правосознания, как представляющие наибольший интерес для социологии права. Хотя, безусловно, эмпирический элемент, имеющий место в рамках

1 Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998; Основы общей и
юридической психологии. - М., 1996; Васильев В.Л. Юридическая психология.
- М., 1991; Ефремова rJC. Правовая психология и преступное поведение. -
Красноярск, 1988; Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. -
М., 1982; Ратинов А.Р., Яковлев A.M. Преступность и социальная патология. -
М., 1971.

2 Гречин А.С. Социология правового сознания. - М., 2001; Курганов СИ.,
Кравченко А.И.
Социология для юристов. — М., 1999; Ксенофонтов В.Н.
Основы социологии права. - М., 1997; Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П.
Современная социология права. - М., 1995; Леванский В.А. Моделирование в
социально-правовых исследованиях. - М., 1986; Карбонье Ж. Юридическая
социология. - М, 1986; Кульчар К. Основы социологии права. - М, 1981;
Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования; Щегорцев В.А.
Социология правосознания. — М., 1981.

социологии права, при исследовании правосознания помогает выявить динамику и причины изменения последнего. Это также можно отнести к определенным тенденциям и противоречиям в развитии правосознания социума.

К пятой группе относятся работы, в которых правовое сознание рассматривается непосредственно с позиций социальной философии. Причем эта тема в ряде работ не выходит за пределы проблемы общественного сознания. В них она является одним из элементов1. В других исследованиях правосознание выступает предметом изучения в пределах курса социальной философии . И, наконец, рассматривается в общем контексте в рамках философско-правовой науки .

Следует отметить, что ни в одной из приведенных работ не было проведено социально-философского анализа правосознания, хотя в дореволюционный период так называемыми классиками права были разработаны методологические основы исследования данной области. Это труды известных ученых-правоведов: И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого,4 Б.А. Кистяковского и др.

При изучении трудов вышеназванных авторов, можно прийти к выводу, что различные аспекты правосознания раскрыты всесторонне. И все-таки попытки проведения глубокого социально-философского анализа данными учеными не предпринимались. Хотя у И.А. Ильина5 правосознание

1 Фарбер НЕ. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1993;
Общественное сознание и его формы. - М, 1986.

2 Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2004; Социальная философия /
Под ред. И. А. Гобозова. - М., 2003.

3 Алексеев С.С. Философия права. М., 1998; Керимов Д.А. Основы философии
права. - М., 1992; Малахов В.П. Философия права. - М, 2001; Система
гуманитарного и социально-экономического знания / Под ред. С.А.
Хмелевской. - М., 2001; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997.

4 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993; Новгородцев П.И. О
задачах современной философии права / Соч. - М., 1995; Ильин И.А. О
правосознании // Ильин НА. Собрание сочинений: В 10-ти т. - М, 1993. - Т. 1.
Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности: В 2-х т. - СПб., 1907-1908; Русская философия права:
философия веры и нравственности (антология). - СПб., 1997.

5 Ильин НА. О сущности правосознания. - М., 1993.

12 было исследовано довольно глубоко, особенно это касается применимости выводов ученого к той социальной действительности, в условиях которой ему пришлось разрабатывать особую теорию правосознания. Ряд положений теории правосознания И.А. Ильина может быть использован современной наукой. В настоящей работе предложено использовать в качестве методологического инструментария исследования правосознания некоторые выводы этого теоретика права.

Что касается исследования правосознания в качестве предмета социально-философского анализа в условиях современности, то до недавнего времени научных изысканий подобного характера не проводилось. 22 июня 2004 года, на базе Ml ТУ «Станкин» была защищена диссертация, в которой был осуществлен анализ правосознания с позиции социальной философии1.

Таким образом, следует заметить, что всесторонний анализ правосознания только начинает проводиться и поэтому требует новых исследований в области права. Особенно следует учитывать, что правосознание в Российской Федерации существенно отличается от отношения людей к праву в других странах. Комплексный анализ различных сторон правосознания предполагает необходимость учета национально-психологических особенностей россиян, менталитета, который формировался на протяжении многих десятилетий и был присущ населению на конкретной территории.

Объектом диссертационного исследования является социально-философский анализ правосознания социума.

Предметом исследования является сущность и содержание правосознания, как отдельного индивида, так и современного российского общества в целом.

Цель исследования состоит в рассмотрении с позиций социальной философии сущностных основ и содержания правосознания, изучении его

1 Уваркина Е.В. Правосознание как объект социально-философского анализа: Дисс... канд. филос. наук. - М., 2004.

13 категориальной основы в рамках классической философии права, определении характера взаимодействия между элементами его структуры; исследования в качестве формы общественного сознания, а также в раскрытии способов оздоровления правосознания современного российского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих конкретных задач:

1. Выявить сущность правосознания, определить ее связь с
социальными факторами и особенностями развития общества, посредством
чего будут раскрыты теоретико-методологические основы социально-
философского анализа сущности правосознания; при реализации данной
задачи автором настоящей работы проводился анализ классических трудов,
посвященных правосознанию, и использовались выводы научных
исследований крупнейшего философа и теоретика права И.А. Ильина.

2. Посредством социально-философского анализа выявить структуру
правосознания как формы общественного сознания современного
российского общества.

3. Определить динамику правосознания, тенденции его развития,
исследовав социальные условия и причины изменения правосознания в
современном российском обществе.

4.Выработать ряд практических рекомендаций по реализации мер, направленных на борьбу с проявлениями правового нигилизма, способствующих повышению уровня правового сознания населения Российской Федерации.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляют диссертации, авторефераты, монографии, научные статьи и ресурсы Интернета, в которых отражены результаты исследования правосознания авторами дореволюционного, советского и постсоветского времени.

Изучая глубинные основания рассматриваемого предмета на уровне методологии, в рамках настоящего исследования выявляется «недетерминированное» правосознание. Необходимость введения данной категории обусловлена тем, что правосознание на территории исторической России иное, чем в других странах, национально-психологические особенности современного российского общества охарактеризованы историческими особенностями развития государства. Менталитет и ментальность россиян носят самобытный характер. Недетерминированное правосознание вводится для уяснения связей между структурными элементами правосознания в России, его соотношения с концепцией естественного и положительного права. Главной причиной необходимости введения данной категории является потребность оздоровления правосознания социума и реализации программ по правовому воспитанию. Следует отметить, что попытки выявления категории правосознания в «чистом виде», в несколько ином концептуальном ключе, ранее предпринимались В.П. Малаховым1.

Методологические основы настоящего исследования - методы и принципы философского и общенаучного характера.

Философские принципы как основные: всеобщей связи, диалектического развития, единства практического и теоретического, единства исторического и логического. В данном диссертационном исследовании используются и реализуются принципы философского анализа: организационно-системный, функционально-деятельностный, структурно-содержательный, сущностный, аксиологический, онтологический, феноменологический подходы. Различные аспекты правосознания рассматриваются с позиций историзма, социального детерминизма, исходя из концепций положительного и естественного права. В рамках настоящей работы также учитывался принцип многомерности истины, принцип

1 См.: Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания: Автореф. дисс... д-ра юрид. наук. -М., 2001. С. 7.

15 познаваемости объективной реальности и взаимодействия объекта познания с особенностями внутреннего мира индивида, характером его мировосприятия и способами научных изысканий.

Эмпирическую базу настоящей работы составили: результаты социологических исследований, которые были получены и использованы другими авторами по изучаемой проблеме; результаты контент-анализа публикаций в периодической печати, где рассматривается правосознание, в том числе сайтов Интернета, опросов, анкетирования и т. д.

Научная новизна исследования заключается в социально-философском анализе правосознания современного российского общества как актуальной проблемы социальной действительности, до последнего времени изученной недостаточно.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Результаты социально-философского анализа правосознания.
Обществу каждого отдельного государства присуще собственное понимание
права и осознание правовых категорий.

  1. Формирование категории правосознания зависит от преобладания того или иного подхода и (или) концепции в рассмотрении правосознания и, наконец, от особенностей государственной власти.

  2. В России имеются специфические черты правосознания, которое носит самобытный характер и связано с менталитетом, мировоззрением, стереотипами и национально-психологическими особенностями социума. Выводы, вытекающие из результатов исследования содержания и структуры правосознания средствами социально-философского анализа. Правовая психология и правовая идеология в Российской Федерации, так же, как и правосознание в целом, имеют свои особенности. Два фактора: соборность и коллективизм определяют состояние правосознания изнутри.

  3. Итоги исследования, определяющие типологию правосознания, когда выделяются виды и уровни правосознания, его формы и признаки, Классификация правосознания в своей применимости к современному

российскому обществу поможет осуществлению более конкретных мер, направленных на укрепление правосознания современного российского общества. Результаты изучения динамики правосознания, его зависимости от исторического фактора. В связи с этим можно выявить определенные закономерности, противоречия и прогнозы в эволюции правосознания, их связь с реализацией определенных программ правового воспитания.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрыта степень ее разработанности в литературных источниках, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет социально-философского анализа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первом разделе - «Правосознание: сущность, содержание и принципы формирования» раскрываются содержание и структура правосознания, дается характеристика правовой психологии и правовой идеологии современного российского общества на основе исторического развития государства; анализируется функциональная структура правосознания; рассматривается классификация правосознания.

Во втором разделе - «Методологические основания анализа правосознания как социального явления» рассматриваются категории правосознания в истории философии. При этом используются результаты исследования данной сферы И.А. Ильиным, П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским и др.; исследуются основные подходы и концепции в рассмотрении правосознания; дается определение недетерминированного правосознания, выявляются особенности правосознания на территории исторической России; раскрывается зависимость концептуального оформления правосознания от особенностей государственной власти.

В третьем разделе - «Основные тенденции изменения правосознания в современном российском обществе» выявляется зависимость динамики

17 правосознания в России от исторического фактора; рассматриваются особенности правового воспитания как необходимого условия оздоровления правосознания; раскрываются основные тенденции, противоречия и прогнозы развития правосознания в современном российском обществе.

В заключении подводятся общие итоги исследования, делаются выводы и обобщения теоретического характера, на основании чего предложены практические рекомендации.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении теоретических знаний о сущности, содержании и структуре правосознания современного российского общества, а также в возможности прогнозирования развития правосознания в плане динамики, что является важным также и в практическом отношении. Полученные в ходе исследования результаты, могут быть использованы для пополнения современной теории правосознания в методологическом отношении.

Практическая значимость исследования связана с предложением конкретных путей улучшения правосознания, разработкой программ дифференцированного правового воспитания в их применимости к условиям жизни современного социума. Многочисленные проблемы в жизни современного российского общества, в первую очередь, связаны с умением, либо неумением пользоваться своими правами и свободами, что напрямую зависит от состояния правовой культуры. Повышать уровень правосознания необходимо, имея в виду исторический опыт того или иного народа (в данном случае, россиян), включая менталитет, религию и мировоззренческие особенности. Именно в этом заключается практическая ценность приемов оздоровления правосознания современного российского общества, предложенных в настоящей работе. Таким образом, результаты работы могут быть использованы на практике при дальнейших исследованиях данной проблемы, а также в процессе реализации мер по повышению уровня правосознания социума Российской Федерации.

>

18 Апробация работы осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования в высших и средних специальных учебных заведениях Златоуста, в публикациях на страницах научных изданий, а также в процессе выступлений на виртуальных конференциях Интернета.

Правосознание: сущность, содержание и принципы формирования

В условиях динамичного развития и демократизации современного российского общества необходимы усилия для того, чтобы правосознание россиян не имело тенденции к деформации, а напротив, имело тенденцию к прогрессу. Нужно сделать все возможное для повышения уровня правосознания и искоренения последствий правового нигилизма в современном российском обществе. Для того чтобы это удалось реализовать, необходимо иметь максимально широкое представление об изучаемой проблеме. Знания одних только результатов современных исследований в данной области, а также концепций права и правосознания советского периода, будет недостаточно. Необходимо использовать весь комплекс теоретических изысканий проблемы, включая труды теоретиков права дооктябрьского периода.

Во многих случаях, когда ярко выражены факторы дестабилизации правовой реальности и дают знать о себе: рост преступности, моральная нестабильность в обществе, низкий уровень социального развития, а также нежелание граждан быть активными в правовом отношении, знать и защищать свои права и добросовестно исполнять обязанности, возникает необходимость обращения аналитического инструментария социальной философии к исследованию духовной природы человека, содержащейся в правовом сознании.

Сущность правосознания — это то, на чем «строится» его структура, она также обусловливает определенные закономерности расположения отдельных ее элементов и их взаимодействия1. Сущность определяет правовую идеологию и правовую психологию, внутренне наполняет их, задавая «генетический» характер функционирования, придает им статус полной детерминации (зависимости).

Отталкиваясь от рассмотрения категориальной основы правосознания, представляется возможным выявить его сущностную сторону. Нужно рассмотреть внутренние основания правосознания, его функциональные составляющие, которые воздействуют на социум изнутри самого социума. Необходимость проведения исследования с данных оснований обусловлена тем, что многочисленные определения правосознания зачастую противоречат друг другу. К примеру, понимание данной категории в дореволюционный период существенно отличалось от определения, распространенного в настоящее время.

Имея в виду многочисленные исследования (социологами, теоретиками права, юристами-профессионалами и др.), следует отметить, что, как правило, рассматривается структура, содержание и виды правосознания, но не сущность. Последняя обычно предполагается в самом определении данной категории: глубинные основания, которые исследуются философией права1. При анализе различных аспектов правосознания во внимание, зачастую, не берется то, что данный феномен в своей основе может быть иным, отличаться от собственной структуры. Если право может быть единым по структуре и сущности, то с правосознанием все обстоит иначе. Здесь можно согласиться с А. Ф. Колотовым, который утверждает, что «...правосознание единым назвать нельзя, ибо отражение в сознании представлений о справедливом и несправедливом, правах и обязанностях у различных классов и социальных групп различно...». Поэтому, при рассмотрении правосознания в методологическом аспекте, его понимание, по мере получения новых результатов, может быть затруднено. Структура правосознания при этом как бы «не стыкуется» с сущностью. Однако более глубокие исследования сущности и структуры правосознания доказывают тождество данных оснований. Итогом исследования такого рода может стать синтез различных доктрин научной мысли в плане определения правосознания.

Говоря о рассмотрении сущности правосознания, следует иметь в виду, что это процесс по изучению данного явления в глубинных категориях собственного бытия. Имея в виду правосознание, философ И. А. Ильин (1883-1954) писал, что оно имеется у индивида даже тогда, когда «...еще отсутствует положительное право, когда нет еще ни «закона», ни «обычая», когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правом», верном поведении...»1. Процесс осознания права может протекать на подсознательном уровне, даже в случае, если субъект не включен в систему правоотношений. Социологические исследования могут не подтвердить некоторых положений, но в целом данный ракурс изучения правосознания может быть назван рациональным, прежде всего в виду того, что результаты работы, примененные на практике, могут стать стимулом развития правосознания граждан.

Методологические основания анализа правосознания как социального явления

Правосознание привлекает внимание многих ученых, интересующихся правовой сферой в области социальной философии. Одним из исследователей правосознания посредством социально-философского анализа, является И.А. Ильин1, на труды которого мы уже неоднократно указывали в процессе диссертационного исследования. В настоящей работе мы и в дальнейшем будем уделять наибольшее внимание именно его концепции. Труды И.А. Ильина отличает доступность и возможность применять результаты на практике в условиях современности. Ведь те проблемы, которые имеют место сегодня, связаны с факторами, оказывающими пагубное влияние на правосознание. Знание этих факторов в их взаимодействии поможет повысить уровень правосознания современного российского общества, а также, на теоретическом уровне, раскрыть методологические основания анализа правосознания как социального явления.

Среди первоисточников, благодаря которым возможно изучение правосознания, помимо традиционных (бумажных источников), следует также учитывать ресурсы Интернета, откуда можно получать интересную в научном плане информацию.

Необходимо отметить, что Интернет пока еще не может заменить традиционной базы материалов, способных всесторонне раскрыть рассматриваемую в настоящей работе проблему. Сайтов на русском языке о правосознании пока что немного. Так, поисковая система aport2, после введения слова «правосознание», выдает 1895 сайтов самого различного характера. Сочетание «правовое сознание» содержат 1989 сайтов данной поисковой системы. Поисковая система yandex по запросу «правосознание» выдает 1893 сайта; по «правовому сознанию» - 2221 сайт. В ряде других поисковых систем - примерно те же цифры. Научные исследования правосознания в Интернете проводятся, но их количество небольшое1. Во всемирной сети много сайтов научно-популярного, а также учебного характера. Здесь можно найти труды философов-теоретиков права - И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева. Небольшую долю ресурсов Интернета, связанных с правосознанием, занимают вопросы правового воспитания. И, наконец, самая значительная часть ресурсов всемирной сети -это разнообразные публикации, посвященные правосознанию.

Следует заметить, что Интернет наполняется информацией постоянно. Отражение проблемы правосознания в данной сфере достаточно динамичное. Вообще, создание ресурсов Интернета требует значительных материальных вложений. В связи с этим, авторы сайтов, раскрывающих те или иные аспекты правосознания, зачастую выражают собственную позицию. Причем точка зрения отдельных ученых может существенно отличаться от общепринятой парадигмы, касающейся исследования правосознания.

Сайты о правосознании на английском языке представляют в настоящее время наибольший интерес. Ведь информация из зарубежных источников может обладать элементами новизны.

Всемирный поисковик Интернета «msn» на запрос «feeling for law and order» выдает 707017 документов и 1222834 документа по запросу «sense of justice».

Имея некоторое представление о правосознании, представленном ресурсами Интернета, необходимо подойти к этой проблеме с разных позиций. Представляется необходимым начать с философского осмысления определений правосознания в различных аспектах.

В категориальном отношении правосознание возникает одновременно с правом и государством. Правосознание как непосредственный источник права выражается посредством нормативно-правовых актов, влияя на процесс законотворчества1. Однако смысл, вкладываемый в данную категорию в определенные исторические периоды учеными, отличался от ее современного понимания. И вообще, исторический процесс - это поэтапное развитие и накопление человечеством знаний, умений, различного рода навыков. Естественно, что наука в каждый конкретный момент находится на определенном уровне, ступени развития.

На ранних этапах истории понимание явлений людьми было во многих отношениях неадекватным тому, какое имеет место в современный период. Причина этому - не только тот фактор, о котором шла речь выше (смысловой аспект).

Различные ментальные подходы, мифология, социальные условия также играют в этом отношении определенную роль, влияют на трансформацию категории правосознания. Индивид обращает внимание (акт интенции) на внешние явления для того, чтобы их как-то определить, исходя из внутреннего мира, мира идей, который, подобно компасу, дает правильное направление в том, как именно будет названа та или иная вещь. Это своего рода интуиция, мгновенное озарение, дающее человеку уверенность в том, что именно это необходимо назвать именно так.

Основные тенденции изменения правосознания в современном российском обществе

В настоящем разделе будут рассмотрены: различные аспекты правового воспитания; основные тенденции, противоречия и прогнозы развития правосознания на современном этапе.

Прежде всего, обратимся к рассмотрению проблемы правосознания с позиции исторического фактора. Здесь мы лишь дополним то, что сказано во втором разделе настоящей работы - в данном случае применительно к процессу правового воспитания.

Правосознание, как на территории России, так и в других странах, существовало задолго до принятия конституций и поднятия вопросов о правах человека. Но уже в системе, где имеется общественное сознание и определенные правовые предписания, неизбежно возникает сознание правовое как переживание индивидом норм, которые определенные его действия одобряют, а другие запрещают под страхом наказания.

Историческая специфика правосознания, наряду с ее неотъемлемой экономической составляющей, прежде всего, проявляется в том, какие именно ценностно-смысловые категории существуют в определенной исторической эпохе, как право понимается в данном обществе. Немалое значение в этом отношении имеет мировоззрение, взгляд на историю социума, как в целом, так и его отдельных групп. С другой стороны, это стереотипы осознания правовой проблематики.1 Основную роль в этом плане играют категории, которые выражали правовые понятия в определенные периоды истории.

Ввиду того, что исторический опыт играет значительную роль в развитии правосознания, нужно обратить внимание на те черты российского общества, которые сформировались под влиянием этого опыта. Эти черты менталитет, установки, связанные с коллективизмом и сплоченностью как органические составляющие национального характера русского народа.

Правовое воспитание будет иметь положительные результаты при условии, если данные особенности будут учтены в процессе реализации право-образовательных методик на территории исторической России. Причем данные особенности вполне можно назвать национально-психологическими.

В структуре национально-психологических особенностей, помимо базовых элементов, перечисленных выше, существуют определенные идеи, имеющие отношение к праву. Применительно к российскому обществу это (в случаях приоритета государства над идеальным правом) идея «репрессивного» права, «обвинительного» права, массового осведомительства и «опасного состояния».1 Множество из этих идей до сих пор имеют место в правосознании российского общества по причине длительного периода тоталитаризма.

Динамика правосознания может также претерпевать изменения в зависимости от содержания информационного потока истории. К примеру, деятельность в прошлом таких философов, как Ф. Ницше, Ф. Якоби, М. Штирнер, П. Прудон и М. Хайдеггер, до сих пор влияют на правовое сознание индивидов, некритически относящихся к сочинениям данных авторов, несмотря на то, что в целом вклад в науку последних, безусловно, велик.

Рассмотрим вопросы, связанные с правовым воспитанием в плане динамики правосознания.

Правовое воспитание - это деятельность по формированию правосознания, которое бы отвечало интересам общества и государства.

Правовое воспитание связано с концептуальным аппаратом правосознания. На первом этапе формировать концептуальный аппарат будут органы государственной власти, которые заинтересованы в определенном содержании правосознания населения страны. На втором этапе функции по формированию концептуального аппарата переходят к гражданскому обществу, которое в условиях правового государства способно функционировать самостоятельно, независимо от власти.

Целенаправленность правового воспитания и его непротиворечивость обеспечиваются единством структуры концептуального аппарата и содержания правового воспитания. В настоящее время в России отсутствует целостная концепция правового воспитания. Так, Е.В. Уваркина отмечает: «...В правовоспитательной деятельности... в настоящее время возникла своеобразная ситуация: с одной стороны, признается необходимость и эффективность правового воздействия на формирование личности, а с другой — отсутствует теория, научно обосновывающая пути реализации имеющихся возможностей...»1.

В связи с этим, в условиях современности, особую актуальность приобретает создание программ по правовому воспитанию в соответствии с единой концепцией правосознания.

В.П. Малахов отмечает отсутствие в науке поиска средств целенаправленного формирования правосознания, добавляя при этом, что «...в этом и не было необходимости, потому что в научный оборот были введены такие понятия, которые позволяют без особого труда трансформировать правовую теорию в программу и матрицу правового воспитания...»2.

Похожие диссертации на Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа