Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Ершова Надежда Михайловна

Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером
<
Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ершова Надежда Михайловна. Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и гендером : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Екатеринбург, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-9/416

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-методологические основания исследования женская самоидентификация как процесс, система и область пересечения полай тендера 15

1.1. Пол, тендер, самоидентификация: ракурсы проблемы 15

1. 2. Основные системные элементы женской самоидентификации 32

Глава 2. Этапы женской самоидентификации: открытие реальности пола и поиск тендерной определенности 62

2. 1. Я - девочка: реальность тендера и потенциальность пола 62

2.2. Я - девушка: шокирующая актуальность пола и многозначность тендера 81

2. 3. Я - (зрелая) женщина: варианты взаимодействия между полом и тендером 100

2. 4. Я - пожилая женщина: возможности развития отношений между полом и тендером 128

Заключение 142

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность диссертационного исследования определяется принципиально новым способом существования женщины в современном обществе. Изменение места и роли женщины в обществе сопряжено с фрагментарностью и противоречивостью ее существования, когда множественность сфер ее деятельности дестабилизируют ее некогда устойчивую идентичность. Отсутствие единого социального значения, с которым женщина могла идентифицироваться, порождает поиск новых смыслов, выполняющих условие стабильности и изменчивости одновременно.

Самоидентификация современной женщины осуществляется через взаимодействие патриархатных принципов, опирающихся на длительную социальную и культурную традицию, и принципов эгалитаризма, являющихся результатом женской борьбы за равноправие. Эмансипация женщины, происходящая в короткий по историческим меркам промежуток времени, до сих пор не может устранить ценности патриархата ни в обществе и культуре, ни в женском самосознании. Не отказываясь от своих традиционных ролей и считая их неотчуждаемыми, современная женщина активно осваивает маскулинно маркированную социокультурную территорию. Как следствие женщина вынуждена жить между противоречащими друг другу установками и требованиями патриархат-ной и новой - эгалитарной - социальности. Обладая своеобразным мировосприятием и стилем жизни, женщина проходит специфический путь самоидентификации, требующей особого изучения.

Социально-философский смысл самоидентификации современной женщины раскрывается в необходимости взаимосвязи разнообразных, порой исключающих друг друга, сфер деятельности, в рамках которых женщина самоопределяется. Такие сферы женской активности, как материнство и профессиональная деятельность, являются главными антагонистическими силами, разрывающими целостность женской идентичности. Поэтому в современном обществе более, чем в любом другом женская самоидентификация не может быть завершена об-

4 разованием стабильной идентичности, но должна постоянно воспроизводиться и трансформироваться, обеспечивая тем самым индивидуальное тождество женщины.

Остроту вопросу о самоидентификации современной женщины придает воз росшая дифференциация видов деятельности, источников знания о себе и своей социальной роли и изменившийся принцип социализации. Результат социализации женщины в современном обществе определяется степенью ее личностного развития, преодолевающего принцип кулътминимума и утверждающего принцип кулыпоптимума, формирующегося через признание творческого потенциала и пространства свободного выбора каждого индивида. Умножение источников знаний, в том числе и о том, что такое «настоящая женщина» и как ею стать, приводит к фрагментированности представлений женщины о самой себе, к множественной, часто противоречивой, информации о том, насколько успешно она идентифицируется с социально значимыми значениями.

Проблема женской самоидентификации усложняется многократным ускорением социальной динамики. Это находит отражение в углублении процесса индивидуализации, который, с одной стороны, через «поиск собственной жизни» высвобождает женщину из традиционных форм и ролевых распределений, а с другой - истончившиеся социальные связи создают у женщины потребность в увеличении и многообразии контактов. Многочисленность контактов делает их менее прочными и более поверхностными, что обеспечивает динамизм и открытость реализации возможностей женщины. В этом случае женская самоидентификация начинает зависеть от множества социальных контактов, каждый из которых может ее дестабилизировать или изменить.

Социально-философский анализ бытия современной женщины осуществляется через отказ от натуралистического понятийного и терминологического аппарата. Разработанный в недрах феминистской теории тендерный подход полностью отвечает антиэссенциалистской направленности социально-философского знания. Поскольку тендер понимается как социальная и культурная конструкция половой определенности человека, варьирующейся от общест-

5 ва к обществу, то понятие «пол» с его натуралистской нагруженностью и коннотацией «сущностного предназначения» либо игнорируется, либо намеренно отбрасывается, замещаясь «гендером». Между тем пол играет огромную роль в жизни не только женщины, но и каждого человека, определяя темп и событийную насыщенность социальной деятельности индивида, его быстроту реакции и степень адаптивности к социальным трансформациям.

Самоидентификация современной женщины осуществляется между полом и гендером в сложном переплетении психо-биологического и социально конституированного. Важно понять, что всеохватность и всепроницаемость социальности не исключает психо-биологического в жизни человека: и женщины, и мужчины. Поэтому данное исследование можно рассматривать как попытку легитимации пола в социально-философском знании на примере самоидентификации женщины.

Степень научной разработанности темы. Предлагаемый социально-философский анализ самоидентификации современной женщины опирается на комплекс исследований, в которых проработаны отдельные аспекты темы.

Первый блок исследований относится к феминистским теориям женской субъективности второй и третьей волны феминизма. Неоднородность позиций и подходов внутри этого направления выявляет сложность и многоаспектность женской субъективности, хотя именно ее проблематизация является общей задачей всех феминистских концепций. Женская субъективность становится центральной проблемой феминизма после работы С. де Бовуар «Второй пол», от концепции женского как другого по отношению к мужскому типу в культуре и отходят разнообразные феминистские направления. В общем виде все направления феминизма относительно женской субъективности можно свести к двум методологическим подходам: 1) эссенциалистский (женская субъективность центрирована и поддается анализу при помощи единого дискурса), в рамках которого работают такие авторы, как К. Гиллиган, Дж. Гэллоп, А. Дворкин, К. Миллет, Дж. Митчелл, К. Пэйтман, А. Рич, С. Файерстоун, Б. Фридан, Н. Чодо-роу, К.П. Эстес, и 2) антиэссенциалистский (женская субъективность децентри-

рована и не может рассматриваться с единой позиции), представителями которого являются Д. Батлер, Р. Брайдотти, Э. Брукс, Л. Иригарэ, Л. Николсон, Ю. Кристева, Э. Сиксу, Д. Хэрэуэй. Теоретической основой второго подхода стали работы таких авторов, как Р. Барт, Л. Альтюссер, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ф. Ницше, М. Фуко, утверждавшие опосредованность социальной реальности языком и фаллологоцентричность европейской культуры, вследствие чего женщина и ее опыт в обществе и культуре репрессированы.

Отечественные разработки проблемы женской субъективности инициированы произошедшими в обществе переменами - сменой политического, экономического и социального строя. Начиная с девяностых годов XX века интерес исследователей (российских и ближнего зарубежья) сосредотачивается на женской идентичности как советского периода (С.Г. Айвазова, М.Е. Баскакова, Е.В. Ведерникова, О.А. Воронина, Ю.В. Градскова, Е.А. Здравомыслова, Н.И. Козлова, М.М. Малышева, Н.Л. Пушкарева, М.В. Рабжаева, М.Т. Степанянц, А.А. Темкина и др.), так и постсоветской поры (И.Я. Аристархова, Е.А. Баллаева, Г.А. Брандт, Е.И. Гапова, Т.М. Герасимова, Ю.В. Градскова, Ю.Е. Гусева, СВ. Жеребкин, И.А. Жеребкина, Е.М. Жидкова, Т.Ю. Журженко, Е.А Здравомыслова, О.М. Здравомыслова, СВ. Катаева, Т.А. Клименкова, В.В. Макаров, А.А. Темкина, Е.Г. Трубина, О.В. Туркина, СА. Ушакин, А.Е. Чирикова, О. Чумак, О.В. Шабурова, Т.Б. Щепанская и др.).

Особый блок занимают социологические, политологические и психологические исследования российских ученых, использующих зарубежные методики на основе тендерного подхода для сбора эмпирических данных о состоянии различных сфер российского общества в последнее десятилетие и специфику самоопределения мужчин и женщин как разных социальных групп в новых политических, экономических и социальных условиях. Наиболее известными являются исследования И.Г. Абрамовой, Н.Н. Авдеевой, Е.С Баразговой, Е.П. Белинской, В.И. Брутмана, Л.Г. Бузуновой, Г.А. Вайзера, Н.А. Винокуровой, Т.М. Герасимовой, СИ. Голода, Е.М. Жидковой, Н.Г. Жидковой, В.В. Знакова, В.Е. Каган, О.И. Карпухина, И.С Клециной, О.В. Козловской, И.С Кона, СИ.

7 Кудимова, А.В. Меренкова, СЮ. Мещеряковой, Е. Ф. Молевича, B.C. Мухиной, Е. Омельченко, Н.В. Осетровой, Л.В. Поповой, М.С. Радионовой, И. В. Романова, Л.Л. Рыбцовой, СВ. Скутневой, И.Н. Тартаковской, Г.В. Турецкой, О.А. Хасбулатова, Т.Б. Щепанской, Л.И. Щербич, Ж. Черновой, А.Е. Чирикова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Многие отечественные исследователи сравнивают полученные данные с результатами зарубежных коллег и во многих областях (сфера занятости, ценности молодежной среды, сфера образования, условия самоопределения мужчин и женщин и др.) отмечают их сходство, позволяющее говорить о тенденциях, пронизывающих разные социальные порядки.

Еще один аспект исследования связан с дихотомией пол / тендер как аналитическими категориями. Понимание специфики данной дихотомии и прояснению сущности каждого понятия посвящены работы таких зарубежных авторов, как Дж. Батлер, белл хуке, С. Бем, Г. Гарфинкель, И. Гофман, Д. Зиммерманн, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, М. Мид, Э. Оукли, Г. Рубин, Дж. Скотт, Б. Смит, Г. Спивак, Р. Столлер, К. Уэст, С Фаррел, а также и отечественных исследователей: Г. А. Брандт, О.А. Ворониной, В.А. Геодакяна, Е.А. Здравомысловой, О.В. Зиневич, Е.Ю. Мещеркиной, Л.Н. Пушкарева, М.В. Рабжаевой, И.Н. Тартаковской, А.А. Темкиной, СА. Ушакина, О.В. Шабуровой и др.

Специфика современного общества, особенности функционирования которого являются определяющими для персональной идентичности любого человека, рассматривается в работах таких зарубежных авторов, как У. Бек, Д. Белл, П. Бергер, Т. Лукман, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Кастельс, Н. Лу-ман, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, и отечественных исследователей: СА. Азарен-ко, СА. Ахиезера, Ю.Г. Ершова, В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, О.А. Матвеи-чева, СА. Никитина и др.

Социально-философское рассмотрение проблемы персональной идентичности, восходящей к Д. Локку и Д. Юму, исследуется зарубежными (X. Арендт, Э. Левинас, Дж. Г. Мид, П. Рикер, М. Хайдеггер, В. Хесле, Э. Эриксон и др.) и отечественными авторами (И.А. Акчуриным, Л.Г. Иониным, B.C. Малаховым, А.Г. Никитиной, Е.Г. Трубиной, Г.Л. Тульчинским и др.).

Феминистские и тендерные исследования разработали выдающиеся теории женского опыта как подавления и репрессированности женской субъективности, выделили механизмы функционирования общественных структур, марги-нализирующих сферы деятельности женщины. Разные теоретические направления внутри феминизма признают значимость либо одной, редко двух, областей женской активности, либо маркируют весь женский опыт как негативный и требующий радикальной трансформации. Поэтому открытым остается вопрос о признании позитивности и социальной ценности всей совокупности реального жизненного опыта женщины, определяющего ее самоидентификацию в современном обществе. Для разрешения этого вопроса необходимо объединение разных, порой исключающих друг друга, подходов и теоретических позиций, что становится возможным только в условиях комплексной социально-философской работы.

Постановка проблемы, объект и предмет исследования. Специфика современных обществ состоит в их мозаичности, раскрывающейся в сосуществовании различных форм социальности. Если какое-то общество обозначается как постиндустриальное, то имеется в виду его доминирующее направление развития, не исключающее и другие социальные формы - традиционную и индустриальную. В этом выявляется трудность исследования самих обществ и их социальных сегментов. В частности, при обозначении «современная женщина» возникает вопрос, о какой женщине идет речь.

Обозначая способы осознания современной женщиной себя в процессе своего индивидуального бытия как объект социально-философского анализа, необходимо учитывать, с одной стороны, уже отмеченный мозаичный характер общества, а с другой, гетерогенность самих женщин как социальной группы. Поэтому главным отправным пунктом будет положение о том, что каждой форме социальности соответствует определенный социальный тип, в том числе и определенный тип женственности. Следовательно, современная женщина, о которой идет речь в исследовании, - это тип женственности, характерный для постиндустриального общества. Различия между женщинами в рамках указан-

9 ного типа могут быть показаны только через процессность личностного бытия женщины, точками отсчета которого, с одной стороны, является сама женщина, а с другой - предлагаемые обществом нормы и ценности женственности.

Предметом исследования является взаимодействие между полом и тендером в самоидентификации женщины постиндустриального общества.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе трансформации самоидентификации современной женщины на протяжении ее жизненного пути через взаимодействие между полом и тендером.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить методологические принципы исследования процесса самоидентификации;

найти систему элементов, через которую осуществляется самоидентификация женщины;

раскрыть различные аспекты понимания пола и тендера и соотношение между ними;

- рассмотреть самоидентификацию женщины как жизненный процесс,
имеющий возрастные стадии, и специфику элементов на каждой стадии;

- показать условия единства между полом и тендером и возможности опре
деления пола как категории социально-философского анализа.
Теоретическая и методологическая основа исследования. С учетом цели и

задач исследования в диссертационной работе применяется несколько методологических подходов.

Основным методом исследования становится метод социального конструирования (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э. Гидденс, И. Гофман). Невозможность рассмотрения самоидентификации современной женщины через единое социальное значение приводит к необходимости ее осмысления различными способами, когда основной подход базируется на совокупности других мыслительных традиций. В первую очередь, выделение типа женственности постин-

10 дустриального общества отсылает к типологическому подходу, позволяющему сосредоточить внимание на узловых качествах самоидентификации.

Вынесение в название диссертационной работы термина «гендер» уже априорно предполагает использование гендерного подхода. Действительно, в современном социально-гуманитарном знании осмысление женского существования редко когда обходится без обращения к категории тендера. Поэтому социально-философский анализ самоидентификации женщины через тендерный подход является одной из основных линий исследования и опирается на работы не только зарубежных авторов (Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Дж. Скотт, Г. Рубин, И. Гофман, К. Уэст, Д. Зиммерманн), но и российских теоретиков (Г. А. Брандт, О.А. Ворониной, Е.А. Здравомысловой, Л.Н. Пушкарева, А.А. Темкиной, С. А. Ушакина, О.В. Шабуровой и др.).

Однако сколь бы инструментальным не оказывалось использование тендера как категории социально-философского анализа женской самоидентификации, нельзя только на нем построить все исследование в силу двух причин. Во-первых, существует целый спектр работ, авторы которых осмысливают женское бытие только через категорию пола (Л. Иригарэ, Р. Брайдотти, К. Гилли-ган, А. Дворкин, Э. Сиксу). Во-вторых, при применении гендерного подхода часто происходит нивелирование пола и его замена тендером. Поэтому в исследование привлечены работы, не просто акцентирующие внимание на значимость пола в женской идентичности, но и опирающиеся на эссенциалистский подход, хотя и в его нетрадиционном варианте (К.П. Эстес). Нетрадиционность эссенциалистского подхода состоит в том, что сущность женщины рассматривается не как нечто заданное (природой, Богом, обществом) и реализующееся помимо воли и желания женщины, но как то, что, имея общее архетипное основание, обладает индивидуальной вариативностью.

Конструирование процессуальное самоидентификации путем выделения четырех основных этапов жизненного пути женщины базируется на эпигенетическом подходе Э. Эриксона и экзистенциализме С. де Бовуар. Большое значение в теоретическом построении возрастных этапов сыграли работы по изуче-

нию индивидуальности человека таких российских авторов, как С.А. Азаренко, А.В. Грибакин, П.С. Гуревич, В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов, И.С. Кон, Л.А. Мяс-никова, В. И. Плотников.

Каждый этап женской самоидентификации помимо указанных общетеоретических источников обладает своим спектром работ, охватывающего различные области социально-гуманитарного знания (философская антропология, культурная антропология, психология личности, социальная психология, социологические дисциплины). Так для описания особенностей детского возраста привлекаются исследования В.В. Абраменковой, Н.Н. Авдеевой, СБ. Борисова, В.Е. Каган, А.Г. Кислова, Ж. Лакана, М. Мид, Д.И. Фельдштеин, Дж. Франкла, А. Фрейд, Л. И. Элькониновой и др. Для рассмотрения специфики периода девичества используются работы СБ. Борисова, СИ. Кудимова, Е. С. Шиль-штейн, М.В. Шлениной, Г.Е. Соловьева, С П. Парамоновой, Н. В. Осетровой, О. И. Карпухина и др. Анализ самоидентификации женщины в зрелом возрасте базируется не только на уже указанной феминистской и тендерно специализированной литературе, но и за ее пределами (Л.Г. Бузунова, Е.А. Баллаева, С.А. Гаврилица, Ю.В. Градскова, Е. Лагунова, Л.Г. Лунякова, СЮ. Мещерякова, Л. Л. Рыбцова, Т.Б. Щепанская и др.). Наибольшую проблему для теоретического описания представляла самоидентификация пожилой женщины вследствие ее наименьшей изученности (Л.И. Анцыферова, Л.В. Бороздина, Т.М. Герасимова, Е.М. Жидкова, О.Н. Молчанова, Я. Стюарт-Гамильтон).

Выделение системных элементов женской самоидентификации отсылает к системному подходу, но в его неклассическом варианте, когда рассмотрение целого происходит через элементы и способы их соединения, но не устанавливается четкой иерархии элементов и отсутствует исследование устойчивости системы при взаимодействии с внешней средой. Фактически системный подход приобретает новый смысл: речь идет о сохранении самоидентификации, обретаемой в процессе изменения, трансформации элементов. Ключевыми в анализе элементов самоидентификации являются работы таких авторов, как X.

12 Арендт, У. Бек, П. Бурдье, М. Бубер, Л. Иригарэ, Ж. Липовецкий, Ж.-П. Сартр, М. Фуко.

Объединение перечисленных теоретических разработок и методологических подходов определяет специфику и новизну диссертационного исследования.

Научная новизна исследования.

1. Впервые женская самоидентификация рассмотрена как процесс транс
формации системы исходных элементов, разворачивающихся во взаимо-

действии пола и тендера.

  1. Впервые выявлены особенности самоидентификации женщины на различных возрастных этапах ее жизненного пути через специфику соединения и функционирования исходных системных элементов.

  2. Показана ранее не исследованная особенность самоидентификации пожилой женщины;

  3. Пол включен в категориальный арсенал социальной философии наряду с тендером и обнаружена специфика не только пола-функции, но и пола-сущности.

Тезисы, выносимые на защиту.

  1. Женская самоидентификация есть жизненный процесс (детство, юность, зрелость, пожилой возраст) и система, состоящая из элементов (телесности, сексуальности, партнерства, материнства и профессиональной деятельности) и способов их объединения. Принципом выделения возрастных этапов и системных элементов выступает взаимодействие между полом и тендером, которое подвержено постоянной трансформации вследствие изменчивости («текучести») пола и зависимости тендера от социального контекста.

  2. Функционирование системных элементов на каждом этапе жизненного пути женщины обусловлено как способом их соединения, так и отношениями между полом и тендером. В детстве потенциальность пола обеспечивает доминирование тендерных стереотипов в самоидентификации де-

# вочки, поэтому системные элементы функционируют через обучение и

13 игру. В юности актуализация пола соединяется с максимализацией тендерного нормирования, что приводит к проверке или экспериментированию с возможностями функционирования системных элементов. Зрелость является периодом, когда пол и тендер могут составлять как гармоничное единство, так и противоречивое взаимодействие. В зависимости от варианта соединения пола и тендера происходит раскрытие системных элементов женской самоидентификации.

  1. Пожилой возраст нуждается в теоретической реабилитации через признание его самоценности в процессе жизненного пути женщины. Самоидентификация пожилой женщины подготавливается взаимодействием пола и тендера в зрелости, но актуализируется в специфических условиях пожилого возраста, что обеспечивает либо позитивное, либо негативное восприятие происходящих перемен и условий дальнейшей самоидентификации.

  2. Пол рассматривается не как анатомо-физиологическая константа или биологический субстрат, но как сложное образование, на одном уровне которого находится телесно-эмоциональное бытие женщины, а на другом

архетип как общие для многих поколений женщин формы поведения и мышления. В социальной философии пол может использоваться для обозначения тех сфер жизнедеятельности человека, которые не поддаются описанию с позиции социальной детерминации. Телесно-эмоциональное бытие женщины обозначено как пол-функция, а архетипное образование

как пол-сущность. На всех этапах жизни женщины взаимодействие происходит между полом-функцией и тендером, тогда как пол-сущность про-является только при гармоничном единстве пола-функции и тендера, а при противоречиях между ними пол-сущность выступает как предчувствуемый идеал, которого женщина, желая, не может достичь.

Научно-практическая значимость работы. Социально-философский анализ женской самоидентификации, охватывающий весь жизненный путь женщины в его ключевых моментах, является теоретически значимым не только для «жен-

14 ских исследований», но и для социально-гуманитарного знания в целом. Использование в анализе концептуальных разработок и практических данных из таких областей социально-гуманитарного знания, как социальная философия, философская антропология, культурная антропология, психология личности, социальная психология, возрастная психология, психология семейных отношений, социология сферы занятости, социология семьи, демографическая социология позволяет допустить результаты исследования в эти сферы, как на уровне теории, так и на уровне методологии. Помимо этого, теоретический материал и выводы диссертационной работы могут применяться в процессе преподавания таких дисциплин, как социальная философия, философская антропология, культурная антропология, этика, а также в спецкурсах по женским и тендерным исследованиям. Кроме этого, данная работа может оказать практическую помощь педагогам и родителям, стоящих перед проблемой полового и тендерного воспитания девочек.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и культурологии Уральского государственного университета путей сообщения и на заседаниях Экспертного совета того же вуза. Также по теме диссертации сделаны доклады в рамках конференций «Мировоззрение как социокультурный феномен» (Екатеринбург, 2002). «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта» (Екатеринбург, 2003), «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» (Екатеринбург, 2003), «Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал» (Екатеринбург, 2004), «Молодые ученые - молодому веку» (Екатеринбург, 2004) и др. По проблеме самоопределения женщины проводились семинарские занятия на разных факультетах Уральского государственного университета путей сообщения. Основные принципы диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях автора.

Пол, тендер, самоидентификация: ракурсы проблемы

Понятие «самоидентификация», отражая специфику развития философской мысли XX века по проблеме субъекта, является сложносоставным, а потому вбирает в себя ряд смыслов. Приставка «само» указывает, во-первых, на существование индивида, исходя из его собственной основы, и, во-вторых, на активное преобразование индивидом внешнего воздействия. Основа «идентификация» происходит от лат. idem - «тот же самый» и facere - «делать» (делать что-либо тем же самым) и отсылает к понятию «идентичность». «Что касается персональной идентичности, то здесь основными смыслами являются следующие: 1.Тождество Я (сознания, разума). Сознавание бытия того же самого единства сознания в разное время и в разных местах. 2. Идентификация постоянного или продолжающегося единства деятельности (персональное, индивидуальности, характера) через изменение деятельности или поведения. Среди прочего это предполагает: а) существование памяти; б) способность идентифицировать себя (свою самость); в) способность никогда не утрачивать знание чего-то, что случилось или происходит с тобой (Эго, Я); В свою очередь идентифицировать означает: 1) признавать или устанавливать, что это за вещь или что это та же самая вещь; 2) признавать или заявлять, что вещь есть та же самая (по крайней мере, в одном отношении) в данный момент времени, какой она была в предыдущий момент»1. Резюмируя вышесказанное, получается, что самоидентификация индивида есть установление и признание его тождества с самим собой через активное изменение внешнего влияния.

Центром активности индивида, производящего самоидентификацию, является Я. Я, представляющее отношение индивида (его сознания) к самому себе, одновременно выступает и как абстрактная языковая форма, и как концентрация всей полноты индивидуального существования. Говоря «Я», индивид вкладывает в это местоимение совокупность знаний о себе как единичном и отличном от других человеческих индивидов. Эти знания опосредованы временем и формируются не только ретроспективно, но и перспективно. Важно подчеркнуть, что Я индивида определяется и его прошлым опытом, и устремленностью в будущее.

Двойная детерминация Я свидетельствует о его изменчивом бытие: Я не есть константа, но постоянное изменение при условии сохранения себя как «того же самого». Это условие оказывается выполнимым в ситуации непрерывности самоидентификации, на что указывает Э. Левинас: «Я - это не то бытие, что всегда остается одним и тем же; я - это бытие, существование которого заключается в самоидентификации, в обретении своей идентичности при любых обстоятельствах. Я - это по существу своему самоидентичность, исконный результат процесса самоидентификации»2. Таким образом, Я существует только в процессе самоидентификации.

Э. Левинас выделяет три основные черты самоидентификации: 1) процессу-альность; 2) открытость миру; 3) язык.

Процессуальность самоидентификации индивида осуществляется во временной длительности и может рассматриваться на протяжении всей его жизни. При всей индивидуальности процесса самоидентификации человек неизбежно проходит через возрастные этапы: детство, юность, зрелость и пожилой возраст. Каждый из этапов имеет свои особенности самоидентификации, которые, несмотря на индивидуальные вариации, в своем сущностном содержании объективны и закономерны.

Кроме процессуальное самоидентификация есть принципиальная открытость миру: самоидентифицирующийся человек обитает в мире, под воздействием которого он изменяет свое Я, а изменившееся Я, в свою очередь, оказывает влияние на мир. «Позиция «я» по отношению к миру как к иному заключается в том, что «я» живет и идентифицирует себя, обитая в мире как «у себя». ... «У себя» означает не некое вместилище, а место (курсив мой - Н.Е.)...» . Значит, открытость миру определяет место производящего самоидентификацию индивида, т.е. самоидентификация всегда осуществляется из конкретного места, от характеристик которого она и зависит. Временной и пространственный характер самоидентификации устанавливает один из главных принципов ее функционирования: индивид совершает самоидентификацию всегда из позиции «здесь» и «сейчас». Любое изменение составляющих позиции индивида (изменение времени и/или места) неизбежно влечет за собой трансформацию его самоидентификации.

Окружающий индивида мир состоит из людей, являющихся такими же Я, но по отношению к нему это Я Другого. Именно перед лицом Другого индивид самоидентифицируется, т.е. устанавливает свое Я, отделяющее его от Другого. Говоря «Я», человек очерчивает границу своего бытия, не позволяющую Другому отчуждать его. Специфика отношения между Я и Другим заключена в языке. «В самом деле, язык осуществляет связь такого рода, что составляющие ее элементы не соприкасаются друг с другом и что Другой, несмотря на эту связь, остается трансцендентным по отношению к Самотождественному»4, и наоборот. Поэтому язык выступает такой характеристикой самоидентификации, которая, во-первых, фиксирует отделенность Я индивида от Я Других, и, во-вторых, обеспечивает связь между Я индивида и Я Другого. Таким образом, язык пронизывает весь процесс самоидентификации.

Однако помимо трех перечисленных характеристик самоидентификации необходимо указать и четвертую, от которой зависят и временные границы возрастных этапов, и место индивида в мире, и условия языкового функционирования. Эта характеристика непосредственно указывает на социальную детерминированность всех остальных черт самоидентификации, т.к. структура социума задает параметры временной, пространственной и языковой составляющим самоидентификации индивида. Этим неотъемлемым компонентом самоидентификации является пол индивида. Действительно, возрастные этапы (детство, юность, зрелость и пожилой возраст) значительно варьируются в своих границах в зависимости от пола, а место мужчины в обществе отличается от места женщины доминированием сферы публичного. Поэтому, рассматривая самоидентификацию индивида, важно определять, какого пола этот индивид. В предлагаемом исследовании речь пойдет о самоидентификации женщины.

В современных социально-гуманитарных науках проблема пола так и остается закрепленной за феминистскими исследованиями, которые развили и углубили понимание пола его социальной нагруженностью. Тот факт, что биологическая классификация по признаку пола (sex) может не совпадать с социальной классификацией (gender), впервые был отмечен феминистскими исследовательницами. Одной из первых обратила на это внимание социоантрополог Гейл Рубин, противопоставив биологический пол (секс) полу в значении вида (ген-деру) с целью обратить внимание на социально-культурную конструкцию сексуальности. Это различие между сексом и тендером, принятое по аналогии с отношением природы и культуры, должно было разрушить парадоксальный канон XIX в.: естественное равенство всех людей и естественное неравенство между полами. Так сформировались тендерные исследования, пронизывающие и вбирающие в себя все социально-гуманитарное знание и выводящие на первый план социальные характеристики пола - тендер.

Основные системные элементы женской самоидентификации

Данный параграф посвящен описанию системных элементов женской самоидентификации - телесности, сексуальности, партнерства, материнства, профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что описание системных элементов будет происходить с позиции их полного развертывания, которое возможно только на этапе зрелости. Подобный подход основан на убеждении Ж. Пиаже, указывающего, что теория развития строится не с детства как основания, подобно пирамиде, а из своей вершины, которой выступает зрелость. Поэтому описание системных элементов в период зрелости служит отправной точкой в понимании возрастных трансформаций женской самоидентификации.

Телесность. Как уже говорилось в первом параграфе, телесность женщины есть выражение ее пола-функции. Но при этом нельзя воспринимать женскую телесность как нечто естественное и спонтанно развивающееся, отрицая ее социальную и культурную детерминацию. С архаических времен женщина во всем своем индивидуальном многообразии приравнивалась только к одной своей ипостаси - телу: оно становилось областью тотальной экспансии общества и культуры. Таким образом, телесность женщины тендерно детерминирована.

У современной женщины существует три способа тендерно детерминированного отношения к своей телесности — отчуждение от тела, нормирование тела и двойственность тела.

Основным способом отношения женщины к своей телесности, значительно определяющим женскую телесную самоидентификацию, является отчуждение от тела. Лонни Барбеч указывает две причины, по которым тело становится чужим женщине: «во-первых, в процессе социализации вас (женщин - Н.Е.) учили, что оно должно быть всегда скромно прикрыто одеждой, а во-вторых, средства массовой информации постоянно внушают вам, как вы должны выглядеть». Однако обозначенные причины сформулированы несколько поверхностно, что не может служить объяснением столь широко распространенному и имеющему столь глубокие последствия в женской самоидентификации как отчуждение тела. Необходимо выявить корни подобного отношения.

Конечно, процесс социализации играет здесь важную роль. Скрывание тела под одеждой коррелирует с требованием аккуратности и чистоты, что не может выполняться без прививания ребенку отвращения к естественным проявлениям его тела. Результаты телесного функционирования наделяются негативной оценочной категорией, и постепенно все, что исходит из / от тела (фекалии, слюна, пот, запах и т. д.) становится для человека олицетворением «грязи», от которой необходимо постоянно отстраняться. В этом случае само тело предстает как объект, требующий неустанного внимания для сохранения своей чистоты. Для женщины подобное требование возрастает в связи со специфически женскими телесными проявлениями. По мере взросления девушка сталкивается со все большими функциями своего тела, реакции на которые у нее амбивалентны. С одной стороны, девушка может испытывать гордость за приобщение к миру взрослых женщин и чувство первооткрывателя, приподнявшего завесу тайны - тайны женского тела, но с другой стороны она сразу окунается в область, культурно и социально табуируемую. Девушка начинает учиться тому, что должны уметь скрывать все женщины - любые телесные проявления, связанные с функционированием своего пола. Тело, полученное женщиной «в наследство», считается неприемлемым без определенных, символически окрашенных, предосторожностей и исправлений.

Существенное влияние на отчуждение женщины от своего тела оказывает и культурная изоляция, сопровождающая женское телесное бытие с архаических времен и углубленная христианской идеологией ненависти к плоти. В первую очередь, культурное табу по отношению к женской телесности выявляется на вербальном уровне. «Нам важен факт табуированности лексики, относящейся к женским телесным проявлениям. Вместе с нею табуируется и сама женская телесность: культура препятствует ее вербализации, так что женский телесный опыт остается невидимым с точки зрения повседневности» . Говорить о своем телесном опыте женщине можно только иносказательно, часто метафорично. Кроме этого, женщины не могут вербализовать свой опыт публично, и даже общаясь между собой, действуют избирательно: о переживаниях, связанных с собственной телесностью, женщина начнет говорить только с той, у которой, как она полагает, имеется подобный опыт. Следовательно, девочки, скорее всего, будут исключены из любых разговоров о специфике женского тела; в присутствии девушки может быть затронута только тема ежемесячного недомогания и способы его предотвращения или ослабления; женщины, не имеющие опыта беременности и родов, вряд ли войдут в число собеседников молодых матерей. В таком случае женщина / девушка /девочка всегда оказывается один на один с происходящими в ее теле переменами: не зная всего спектра потенциальных (а порой и актуальных) трансформаций женского тела, она может испытывать страх и беспокойство перед ним. Женщина часто ощущает неосознанную тревогу по поводу того, что происходит в ее теле и, что самое печальное, она редко может выразить эту тревогу, т. к. не знает средств выражения своих переживаний. Тревожность и невыразимость характеризуют момент непонимания, который означает зону чужого. Если женщина не понимает своего тела, оно становится для нее чужим.

Я - девочка: реальность тендера и потенциальность пола

Для каждого человеческого существа период детства является наиболее важным и значимым в жизненном процессе, т.к. в это время формируется не только личность, но и вся последующая жизнь индивида. Именно в детстве закладывается основа самоидентификации, которая может носить как положительный, так и отрицательный характер. Самоидентификация индивида зависит от успешности первичной социализации, в ходе которой ребенок приобретает идентификационные навыки. Существует идентификационная схема, которую ребенку необходимо пройти в процессе первичной социализации. Эта схема описана в работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности».

При первичной социализации идентификация возникает в процессе интер-нализации ребенком окружающего его мира и заключается не просто в проживании рядом с Другими, но в непосредственном участии в бытии Другого. Другие - это значимые другие, в первую очередь, родители или те, кто воспитывают ребенка. «Ребенок идентифицирует себя со значимыми другими тем или иным эмоциональным способом Благодаря этой идентификации со значимыми другими ребенок оказывается в состоянии идентифицировать себя, приобретая субъективно понятную и благовидную идентичность. Другими словами, Я - это рефлективная сущность, отражающая установки, принятые по отношению к ней прежде всего со стороны значимых других; индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими» . Следовательно, идентичность индивида предопределяется тем социальным миром, в котором он рождается и воспитывается. Важным моментом здесь становится тот факт, что у ребенка нет выбора «значимых других». Поэтому, идентификация с ними происходит квазиавтоматически. Последствием подобной квазиавтоматической идентификации становится ее прочная укорененность в сознании индивида и способе его жизни и взаимодействия с Другими. Механизмы последующих идентификаций могут модифицировать первоначальную, но полностью ее упразднить бывает невозможно.

Однако идентификация с конкретными Другими должна смениться идентификацией со всеобщностью Других, т. е. с обществом. Это следующий идентификационный этап в рамках первичной социализации. Реализация данного шага становится возможной только после того, как у ребенка сформируется понятие «обобщенного другого». «Лишь благодаря этой обобщенной идентификации его собственная самоидентификация приобретает стабильность и непрерывность. Теперь у него есть идентичность не только по отношению к тому или иному значимому другому, но и идентичность вообще, которая субъективно воспринимается как одна и та же, независимо от того, с какими другими — значимыми или нет - он сталкивается. Эта новая целостная идентичность объединяет в себе самые различные интернализованные роли и установки,...»71. Именно на этой фазе происходит интернализация не только институционализированных программ для повседневной жизни, но и их легитимация. Ребенок узнает, почему мир устроен так, а не иначе, и почему надо следовать установленным правилам. Все программы делятся в соответствии с возрастом и полом, т. е. критерием является биологическая дифференциация. Но биологический фактор не становится единственным мерилом содержательной стороны программ. Совокупность биологических фактов и социально-историческое многообразие определяют те знания, которые необходимо усвоить ребенку. Таким образом, формальность предложенной П. Бергером и Т. Лукманом идентификационной схемы предполагает содержательное наполнение, зависимое, в первую очередь, от пола ребенка.

Первой самоидентификацией ребенка является идентификационная тавтология: «Я - это Я». Эта идентификация формируется в ходе выделения ребенком самого себя из окружающего мира. Но это не пустая и абстрактная идентификация - она уже содержательно наполнена ощущениями и переживаниями ребенка самого себя через отношения с другими людьми. От того, как войдет он в этот мир - будет ли желанен для матери и близких людей, присутствует ли в их отношениях нечто Третье - зависит и его развитие как человеческого существа, и его восприятие самого себя. «Когда ребенок приходит в мир, а между ним и встретившими его взрослыми нет Третьего, как, например, в случаях, когда роженица не желает становиться матерью, человеческое детство не начинается.

Без этого Третьего человек остается вещью» . Как следствие присутствие или отсутствие Третьего в момент рождения ребенка будет распространяться и на все последующие отношения между ним и взрослыми, в первую очередь между ним и матерью.

Первичные отношения между ребенком и матерью выстраиваются в рамках ухода и заботы со стороны последней. Важным в этом плане является формирование и степень эмоциональной привязанности ребенка к матери. «Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализа-ции» . Таким образом, мать становится главным «транслятором» информации ребенку не только об окружающем мире, но и о нем самом.