Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Заморкин Антон Алексеевич

Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности
<
Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заморкин Антон Алексеевич. Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Заморкин Антон Алексеевич;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет"].- Ставрополь, 2014.- 222 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа виртуальных коммуникаций 18

1.1. Социокультурная коммуникация в контексте гуманитарного знания...18

1.2. Виртуальные коммуникации: концептуализация понятия 59

1.3. Возрастание роли виртуальных коммуникаций в современном мире ...93

Глава 2. Тенденции развития виртуальных коммуникаций в современном мире 122

2.1. Типологический анализ виртуальных коммуникаций 122

2.2. Контент виртуальных коммуникаций современного общества .154

2.3. Антропологический аспект виртуальных коммуникаций 168

Заключение 198

Библиография 203

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется глобальной тенденцией расширения форм и способов социокультурной коммуникации в современном мире. Информационная революция, одним из достижений которой стало появление Интернета, повлияла на все коммуникативные процессы, привела к появлению глобального коммуникационного пространства, в которое вовлекаются все больше и больше жителей Земли. Научно-техническая революция, в частности, развитие информационных технологий сделали доступным выход в Интернет не только со стационарного компьютера, но и планшета, коммуникатора или даже мобильного телефона. Всеобще доступными становятся не только постоянная связь, но и возможность оперативного получения необходимой информации. Интернет, являясь инновационным медиапространством современных массовых коммуникаций, оказывает огромное влияние на социокультурные практики, как отдельных индивидов, так и всего общества. Складывается противоречие между стремительным расширением новых коммуникативных технологий, с одной стороны, и адекватной исследовательской рефлексией этого явления – с другой.

Интенсивное развитие глобальной компьютерной сети привело к появлению новой социокультурной ситуации, в которой виртуальные практики становятся неотъемлемой составляющей всех сфер жизни общества. Это втягивает людей в новые каналы коммуникации, ведет к изменению характера и направленности социальных взаимодействий, что актуализирует изучение социально-коммуникативных практик, сложившихся в виртуальном пространстве в современном российском обществе.

Значимость изучения проблем виртуальных коммуникаций связана с неоднозначностью их социокультурного влияния. Наряду с тем, что виртуальные коммуникации ускоряют и глобализируют культурный обмен, их влияние на формирование и трансляцию индивидуальных, групповых и социетальных ценностей трудно поддается изучению и контролю. В последние годы виртуальное пространство часто используется для организации агрессивного информационного воздействия, объяснить результативность которого можно только поняв механизмы действия виртуальных коммуникативных технологий.

Справедлива констатация наличия острой социокультурной проблемы, заключающейся в противоречии между инновационным коммуникативным потенциалом виртуального пространства и его рисками. Анализ самой сущности и содержания виртуальных коммуникаций должен стать отправной точкой для дальнейших исследований этого социокультурного феномена. Концептуализация виртуальных коммуникаций с позиции социальной философии позволит получить объективную информацию об их социокультурной сущности и направленности, объяснить факторы их привлекательности для современного человека, потенциал и риски влияния на социальных субъектов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: во-первых, несоответствием стремительных темпов расширения сферы виртуальной коммуникации степени научного анализа этого явления; во-вторых, дифференциацией самих виртуальных коммуникаций; в-третьих, необходимостью проведения социально-философского анализа виртуальных коммуникаций как важного феномена современности.

Степень научной разработанности проблемы. Научная разработанность темы может быть представлена несколькими крупными блоками научной литературы.

Первая группа включает в себя работы, анализирующие сам феномен коммуникации и социальной коммуникации: С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др. отождествляют понятия «коммуникация» и «общение», акцентируя тем самым социальную природу этого явления. М.С. Каган, Г.М. Андреева считают, что коммуникация в отличие от общения является однонаправленным информационным процессом передачи тех или иных сообщений.

Идее универсальности и необходимости коммуникативных процессов в обществе посвящены работы М. Бахтина, О. Больнова, М. Бубера, С. Франка, А. Шюца, К. Ясперса, и др. Важность коммуникации для развития индивида раскрыта в коммуникативной теории личности Э. Мунье.

Работы таких отечественных ученых, как М.М. Назаров, Л.Н. Федотова, Г.Г. Почепцов, Б.А. Грушин, В.П. Конецкая, Б.Б. Флисов посвящены исследованию сущности коммуникации как общественного феномена.

В эту же группу следует включить работы, рассматривающие понятие «информация», широко используемое в теории коммуникации: В. П. Терин, В. В.Василькова, В. П. Конецкая, В.Н. Березин.

Ю. Лотман в своих работах анализирует особенности социальной коммуникации как процесса общения между различными социальными субъектами. К. Ясперс, рассматривая социальную коммуникацию, обращает внимание именно на культурный аспект такого социального взаимодействия.

Вторую группу составляют работы, посвященные вопросам социокультурных и социокоммуникативных преобразований в обществе: А. Моля, И. Масуды, Н. Лумана, Д. Белла, Г. Маклюэна, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера. Сюда следует отнести и социологические интерпретации теорий информационного общества, к которым относятся работы П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса, А. Этциони.

Третью группу составляют работы, посвященные анализу феномена масс-медиа в современном мире, изучению воздействия массовых коммуникаций на общественную жизнедеятельность: Ж. Бодрийяра, Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Р. Мертона, Г. Маклюэна.

Вопросами использования потенциала новых информационных и коммуникационных технологий, в свою очередь, занимались Е.Л. Вартанова, Ю.Б. Зубарева, Я.Н. Засурский и В.Л. Иноземцев. Также к исследователям данной проблемы можно отнести и И.Н. Курносова, Б.В. Кристального, И. С.Мелюхина. Отдельного внимания заслуживают и работы таких исследователей, как В.Б. Симоненко, М.Ю. Тихонова, Ю.А. Шафрина и Э.П. Семенюка.

Заметный вклад в теорию и методологию исследований перспектив виртуальных коммуникаций и интернет-технологий внесли труды таких известных западных социологов и философов как У. Галстон, Д. Барлоу, В. Геринг, Р. Уочбройт, Х. Нюссбаум, Т. Хилд, Э. Усланер. Не меньшее влияние на изучение данной проблемы оказали и наши соотечественники - Е.Л. Вартанова, В.Л. Иноземцев, Ю.Б. Зубарев, И.Н. Курносов, Б.В. Кристальный, Э.П. Семенюк, И.С. Мелюхин, В.Б. Симоненко, а также М.Ю. Тихонова, Г.Л. Смолян, Ю.А. Шафрин и А.Д. Урсул.

Непосредственно анализу виртуальности и виртуальной реальности посвящены работы зарубежных мыслителей: О. и-Гассета, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Н. Лумана, Ж.-Ф. Лиотара, М. Маклюэна, У. Бека, К. Кели, Дж. П. Барлоу, С. Сассена, Т. Лири, М. Хайма, Ф. Хэмита, М. Кастельса, А. Турена, М. Уотерса, Р. Робертсона. Изучению социологических моделей современности, в основу построения которых легло понятие виртуальности, нашли свое отражение в работах А. Бюля, М. Паэтау, А. Крокера и М. Вэйнстейна.

К проблеме виртуальности в отечественной науке обращались Д. Иванов, Е.В. Ковалевская, Л. Микешина, В.М. Розин, Н.А. Носов, Г. Семенова, Б.С. Сивиринов, И.Г. Корсунцев, Р.Г. Яновский и др.

Работы, посвященные непосредственно виртуальным коммуникациям, практически отсутствуют. Сюда можно отнести концепцию социальной сети Д. Барнеса, исследования виртуальных сообществ Г. Рейнголда и некоторые другие. Однако необходимо отметить, что при всем многообразии работ, посвященных социальной и виртуальной коммуникациям, выбранная тема диссертационного исследования является малоизученной в социально-философском аспекте и требует дальнейшей разработки.

Объектом исследования являются коммуникативные практики современного общества.

Предметом диссертационного исследования выступают виртуальные коммуникации как конституирующий социокультурное пространство современности феномен.

Цель исследования: проведение комплексного социально-философского анализа потенциальных возможностей и угроз виртуальных коммуникаций в контексте развития индивида и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- уяснить основные подходы к осмыслению социокультурной коммуникации в современной гуманитаристике;

- выявить особенности виртуальных коммуникаций как инновационной технологии социокультурной коммуникации в современном мире;

- определить доминирующие факторы возрастания роли виртуальных коммуникаций в глобализирующемся обществе;

- типологизировать основные виртуальные коммуникации современного общества;

- провести анализ виртуального контента в аспекте его влияния на современное общество.

- определить основные направления воздействия виртуальных коммуникаций на жизнедеятельность современного человека.

Гипотеза исследования: неограниченность, полифункциональность виртуальных коммуникаций и универсальный виртуальный контент обладают позитивным потенциалом воздействия на личность и общество, расширяя и ускоряя возможности социокультурных взаимодействий. Риски виртуальных коммуникаций заключаются в проникновении определенных регрессивных тенденций из виртуальной реальности в социальную, а также в негативном влиянии на социокультурные модели поведения коммуникантов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляет социокультурный подход к пониманию сущности коммуникативных процессов в обществе, который позволил определить виртуальную коммуникацию в качестве социокультурного феномена современного общества.

Для обоснования значимости виртуальных коммуникаций в современном мире использовались теория «мозаичной культуры» А. Моля, теория «симулякра» Ж. Бодрийяра и коммуникативная теория личности Э. Мунье. При проведении анализа социальных последствий распространения современных виртуальных коммуникаций использовалась теория социального капитала Р. Патнэма.

С целью эмпирического подтверждения авторских теоретических выводов в июле-августе 2012 года был проведен опрос 819 активных пользователей виртуальных коммуникаций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. Осуществлен компаративистский анализ теорий коммуникации в современном социально-гуманитарном познании и установлено, что, несмотря на наличие множества специализированных концепций, описывающих социокультурную коммуникацию, существует необходимость и в дальнейшей разработке социально-философского подхода, способствующего определению универсальных характеристик этого феномена.

  2. Исследована специфика прогрессирующих в современном мире виртуальных коммуникаций и аргументирована высокая значимость их социально-философской концептуализации, реализация которой связана с методологическим затруднением, обусловливающимся дифференциацией областей знания и выражающимся в необходимости сочетания специализированного эмпирического базиса и общефилософских подходов.

  3. Рассмотрены особенности социокультурного развития в эпоху всеобщей глобализации, обусловливающуюся прогрессирующим ростом коммуникаций и технологий, и выявлены глобальные, социетальные и социально-психологические факторы, трансформирующие роли виртуальных коммуникаций в современном мире, уже не только опосредующих процессы общественного развития, но и определяющих их направленность.

  4. Аргументировано, что ведущим типом современных виртуальных коммуникаций является виртуальное сообщество, описаны виды виртуальных сообществ по интересам коммуникантов (территориальные, социально-демографические и досуговые).

  5. Проведена конкретизация современного виртуального контента, выявлены интерпретационность и диалогичность как его важнейшие особенности и обоснована необходимость проведения контроля за этим контентом со стороны общества.

  6. Определено, что позитивный потенциал виртуальных коммуникаций связан с повышением мобильности общества, расширением возможностей общения и самоидентификации индивидов; риски виртуальных коммуникаций заключаются в примитивизации социокультурных взаимодействий, провоцировании девиантных форм поведения личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Всякая социокультурная коммуникация возникает в результате обмена информацией между социальными субъектами с помощью определенной знаково-символической системы, созданной в процессе развития человеческого сообщества, транслирующейся от поколения к поколению и постоянно модифицирующейся. Однако с общим количественным ростом коммуникаций в современном глобализирующемся обществе происходит парадоксальное явление: культур-трансляционные процессы ослабевают, инновации начинают превалировать над традициями, что не может не вести к снижению общественной значимости социокультурной коммуникации, а, следовательно, и к качественному регрессу социальных коммуникаций, фиксируемому в концепте массовой культуры. В современном социально-гуманитарном знании существует множество специализированных концепций, в определенном аспекте описывающих коммуникационные феномены, однако для того чтобы уяснить их существенные стороны, понять механизмы их развития и объяснить связанные с ними парадоксальные метаморфозы необходима социально-философская концептуализация как коммуникационных процессов вообще, так и социокультурной коммуникации в частности. И определенным шагом в этом направлении будет являться осмысление новейшей частной модификации феномена социокультурной коммуникации – виртуальных коммуникаций.

2. Сугубо технологические вопросы, возникающие при стремительном росте интернет-коммуникаций, а также исключительно лингвистические проблемы изучения языка виртуальных коммуникаций становятся неразрывно взаимосвязанными с социально-философскими проблемами и вопросами. Причина этого кроется в том, что главными участниками этих коммуникаций становятся виртуальные сообщества и организации. В процессе взаимодействия появляется сеть социально-коммуникативных факторов и взаимосвязей между ними. Именно это позволяет исследователям проводить многогранный анализ данного явления с использованием, как общефилософских методов, так и более специфических, среди которых нужно отметить методы теорию графов, математической статистики, теории информации и коммуникации. Причем эффективность применения последних обусловливается их подчиненностью единому теоретико-методологическому подходу, формирование которого возможно только в рамках той или иной социально-философской концепции. Ведь лишь составив представление о сущности виртуальных коммуникаций, которая не выводима из мира технических объектов, а уясняется через осмысление метаморфоз индивидуального и общественного сознания, создающих и виртуальные миры, и саму воплощающую их в подобие реальности (виртуальности) технику, мы сможем прогнозировать ход дальнейшего развития этих коммуникаций и даже управлять ими. В связи с этим проведение эмпирических обобщений, имеющих в перспективе цель создания социально-философской теории виртуальных коммуникаций, представляется высокоактуальным и эвристичным. Однако формирование базы для таких обобщений требует знакомства социального философа с тонкостями современных компьютерных технологий, что является методологическим затруднением, обусловленным резкой дифференциацией знаний в современном обществе, именно поэтому процессы виртуальной коммуникации не подвергаются сегодня соответствующему осмыслению, а значит – выпадают из сферы должного контроля со стороны социума.

3. В современном мире политический, экономический и даже научный успех в первую очередь зависят от образов, а не от реальных поступков и вещей. Необходимо признать, что сформированный образ оказывает большее воздействие на индивида, чем реальность. Таким образом, даже такие классические социальные институты, как государство, рынок, политические партии и пр. перестают быть частью социальной реальности и постепенно становятся частью реальности виртуальной. В течение двух предыдущих веков перечисленные социальные институты существовали практически автономно от конкретных индивидов. Фактически они являлись лишь набором норм, которые регулировали существующие между людьми взаимодействия. В основу данного регулирования был положен набор социальных ролей, к каждой их которых был однозначно привязан статус индивида. Примерами таких ролей могут служить предприниматель, работник, избиратель или депутат, студент или преподаватель. Однако в современном мире социальные роли потеряли былое могущество. В мире, где исполнение ролей и следование нормам переносится в виртуальную плоскость, социальные институты также становятся лишь образом, частью новой «игры образов». Виртуализация реальности, а также постоянный рост сферы влияния ее на реальный мир – вот две тенденции, которые явно указывают на увеличение значения виртуальности в современном мире.

4. Специфические характеристики виртуального пространства коммуникации фактически определяют сущность нового – виртуального – социума, который изменяет жизненный мир человека XXI века. Интернет – глобальная сеть, которая была придумана человечеством для усовершенствования способов передачи информации. Однако сейчас Интернет перестает быть просто средством для обмена данными, а, фактически, становится упрощенной копией объективной реальности. Темпы развития этой новой реальности заметно опережают эволюцию объективного мира. Ведь своей мобильностью и гибкостью виртуальная реальность уступает лишь человеческому сознанию или скорости полета человеческой мысли. Любые мыслимые характеристики могут лечь в основу при формировании данной виртуальной модели действующей реальности, при этом скорость построения ее практически не ограничена. Пожалуй, именно это ее свойство стало самым важным и столь заманчивым для человека. Ведь каждый теперь имеет возможность создать свой собственный мир, конструировать свою реальность, основываясь лишь на своих желаниях и специфике своего восприятия, а не изменять себя, свою личность в попытках подстроиться под особенности окружающей его объективной действительности. Многие пользователи сети, настолько впечатленные своей новой властью, способностью хотя бы на время превратиться из творения в творца, начинают не просто использовать Интернет как удобное средство коммуникации, но и практически живут в созданной ими реальности. Именно этот социально-психологический феномен обусловливает возникновение виртуальных сообществ. Стоит отметить, что по способу формирования обычно выделяют такие сообщества, как целенаправленно сложившиеся и стихийные. Первые представляют собой группу постоянных пользователей-соавторов какого-либо интернет-ресурса. Вторые не имеют четко сформированного круга участников. Они относятся к так называемому интегральному типу виртуальных коммуникаций, объединяя в себе возможности межличностной, групповой и массовой коммуникации.

Существует и другие классификации виртуальных сообществ. Территориальные сообщества объединяют людей, проживающих на определенной территории, приоритетной темой коммуникации которых являются региональные новости и проблемы. Социально-демографические сообщества близки по своему характеру территориальным, но строятся вокруг интересов и проблем различных социальных групп. Досуговые сообщества объединяют людей по интересам. Приоритетными способами осуществления виртуальной коммуникации являются микроблоггинг и социальная сеть.

5. При анализе виртуального контента может создаться ощущение спонтанности, стихийности процесса его формирования, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это далеко не так – во всяком виртуальном сообществе незримо присутствует модератор, направляющий этот процесс в соответствии с ведомыми ему целями. И цели эти далеко не всегда можно интерпретировать как положительные, несущие для всего общества блага. Поскольку в наши дни «информационное оружие» является очень действенным, а реальные войны выигрываются благодаря успехам в войнах информационных, контроль со стороны общества за содержанием, наполняющим «виртуальные миры» и конструирующим их ценности, становится вопросом безопасности. Виртуальные миры вполне ощутимо влияют на объективную социальную реальность, и влияние это остается практически вне контроля организаций, обеспечивающих общественную безопасность, несмотря даже на то, что сегодня в силовых структурах создается множество специализированных компьютерных служб. Объясняется это сложностью проведения такого контроля в виртуальном пространстве, формирующемся усилиями миллионов пользователей, часто обезличенных. Однако их деятельность все же обусловливается и направляется вполне конкретными лицами, регистрирующими сайты и модерирующими их. Поэтому контроль над виртуальным миром возможен, и осуществляться он должен посредством введения мер ответственности «корректоров» виртуального контента за действия, несущие угрозу общественной безопасности. Но не только фильтрацию негативного контента должно осуществлять общество, в идеале оно должно форматировать виртуальный контент с целью использования его возможностей на благо общества. Например, перспективным направлением в этом может являться ненавязчивое внедрение образовательных технологий в виртуальный контент, воспитывающих и образовывающих человека, немалое время погруженного в виртуальные миры. Если уже это длительное погружение, препятствующее осуществлению человеком своих социальных функций, предотвратить или сократить невозможно, то следует попытаться повлиять на него, и посредством самого виртуального пространства вернуть обществу гражданина.

6. Виртуальные коммуникации содержат в себе как позитивный потенциал в контексте развития общества и личности, так и определенные риски. Позитивный потенциал развития общества связан с упрощением процесса информационного обмена, который ускоряет и во многом облегчает реальную жизнь. Для индивида виртуальные коммуникации обеспечивают неограниченный круг общения, выполняя тем самым компенсаторную функцию, способствуя свободе самоидентификации. Риском для общества является трансляция упрощенных форм взаимодействия из виртуальной в социальную реальность. Анонимность и отсутствие контроля в виртуальной реальности провоцируют девиантное поведение индивидов как в виртуальной, так и социальной реальности. Негативные последствия виртуальных взаимодействий — оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить сильные связи между коммуникантами значительно проще, чем в реальном мире. Именно эта легкость для многих пользователей Сети превращает виртуальные коммуникации в наиболее притягательный способ взаимодействия. Процесс формирования сильных связей в виртуальном пространстве требует от человека гораздо меньше не только материальных, но и моральных затрат. А сформированные таким образом связи предполагают меньшие ограничения и ответственность, чем в реальной жизни. Уже сегодня заметная часть пользователей Сети предпочитают не затрачивать излишних усилий, несмотря на тот неоспоримый факт, что виртуальные отношения лишены многих достоинств, присущих реальным. Постепенно такие пользователи в своей жизни практически полностью ограничиваются лишь «виртуалом». Парадоксальный рост архаизации современного общества на фоне совершенствования технологий и коммуникаций вызывается, в том числе, и неконтролируемостью виртуального пространства, в эпоху глобализации становящегося фактором, непосредственно влияющим на жизнедеятельность всего человечества, в связи с чем проведение дальнейших исследований этого пространства и уяснение конкретных шагов по управлению им является насущной задачей как для социальной философии, так и для всех дисциплин социально-гуманитарной области знания.

Теоретическая значимость исследования заключается в осуществленном синтезе теоретико-методологических подходов к изучению социокультурной коммуникации, в возможности приращения социально-философского знания по проблеме изучения виртуальных коммуникаций и инновационных коммуникационных технологий в современном мире.

Основные положения и выводы диссертации могут стать теоретико-методологической основой для проведения дальнейших исследований в области изучения виртуальных коммуникаций, их роли в социокультурном развитии.

Практическая значимость исследования заключается в определении позитивных возможностей и рисков виртуальных коммуникаций в контексте развития личности и общества, необходимых для совершенствования процесса социального управления.

Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателями, специалистами по связям с общественностью, журналистами и др.

Данные диссертационного исследования могут найти применение в образовательной деятельности для разработки материалов курсов социальной философии, социологии, философии культуры и др.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Работа соответствует области исследования научной специальности 09.00.11 – Социальная философия в таких ее пунктах как: 12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей; 19. Философские проблемы социального управления; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общей социологии и политологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» и рекомендована к защите по специальности 09.00.11 – Социальная философия.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научно-методологических конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2011, 2012 гг.); международной научно-практической конференции «20 лет нового пути России: политика, общество, экономика, международное сотрудничество» (Ставрополь, 2011г.); VIII ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 2012 г.).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 8 публикациях, общим объемом 3,03 п.л. в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографии, включающей 189 источников, из них 26 на иностранном языке. Содержание изложено на 222 страницах машинописного текста.

Виртуальные коммуникации: концептуализация понятия

Сегодня благодаря достижениям современного технического процесса Земля оказалась окутанной плотной сетью коммуникаций. Уже слабо контролируемое развитие этих связей вызывает беспокойство из-за инициирования ими нежелательных и деструктивных для общества последствий. Однако вместе с тем следует признать, что государства, этносы и сообщества, являющиеся их частью с большей легкостью находят способы для общения и проще достигают взаимопонимания. Технический прогресс стал толчком для значительных экономических, политических и культурных трансформаций. А развитие общей коммуникационной сети явилось основой для формирования и распространения единой глобальной культуры. Сейчас внутри этой новой глобальной структуры уже формируются представления о разнообразных проявлениях мира, выявляются ключевые для новой культуры сходства и различия. Именно поэтому для формирования взаимопонимания между участниками коммуникации в наше время особенно важной является способность быстро определять культурные особенности других участников, что позволит им получить взаимное признание. Вслед за коммуникациями глобальными, едиными для всей цивилизации становятся и такие элементы, как представления о красоте, организационные принципы и взгляды на права человека.

При этом важно осознавать, что процесс глобализации создает новые формы и элементы культуры, которые не устраняют всего разнообразия жизненных укладов людей, а лишь модифицируют их, становясь их частью. Сегодня трудно представить сферу человеческой деятельности, которой еще не коснулся этот процесс. В политике, искусстве, экономике, науке, туризме, личных взаимоотношениях между индивидами уже отчетливо видны элементы единой глобальной культуры. Ни она этническая общность, народ или социальная группа не осталась вне процесса глобализации. При этом самые важные изменения произошли в таких ключевых сферах деятельности, как: - в системе коммуникации, или области новых информационных систем и технологий; - в сфере развития и трансформации мировой экономической системы; - в процессе этнических взаимоотношений в современном обществе. Новые транспортные средства и формы коммуникации, ставшие плодами технических инноваций, заметно расширили способы межкультурных контактов. Мобильность населения различных стран уже несопоставима с прошлым. Сегодня благодаря развитой авиации человек может попасть в любую точку земного шара менее чем за сутки. Это позволило представителям разных стран с легкостью реализовать непосредственный контакт с культурами, которые ранее считались недостижимыми и загадочными. При этом существующие различия видны уже не только в предметах искусства, но и на бытовом уровне: в одежде, манере выражать свои мысли, особенностях потребления. Люди других культур ощущают это различие и на более пространном уровне, в отношениях к старикам и женщинам в посещаемой стране, восприятии пространства и времени, способах ведения деловых переговоров и т.д.1

Несмотря на это, ключевую роль в развитии межкультурного взаимодействия сыграли не современные транспортные средства, а абсолютно новые средства массовой коммуникации. Именно масс-медиа является главным источником сведений о той или иной культуре. Современное общество – это информационное общество. Оно в первую очередь характеризуется всё возрастающей скоростью обмена информацией и непрерывной тенденцией к объединению события и информации.2

В современном мире масс-медиа представлены такими структурами, как шоу-бизнес, печатные, теле- и радио СМИ, литература и т.д. Некоторые исследователи относят к ним даже избирательную систему и референдумы. Все эти средства объединяет единая цель – они осуществляют распространение массовой информации, тем самым способствуя межкультурной и межгрупповой коммуникациям.

Для масс-медиа характерно широкое использование дискурсивных практик. В социогуманитарной науке под дискурсом принято понимать организацию системы речи, обусловленную социальными нормами, и сформированные принципы, в рамках которых реальность классифицируется и представляется в те или иные промежутки времени. Таким образом, суть этих практик заключается в самопредъявлении точки зрения. Как подчеркивает Дж. Ваттимо: «Реальность для нас является скорее результатом переплетения … многочисленных образов, интерпретаций, реконструкций, которые, конкурируя между собой, и, во всяком случае, без какой-либо «центральной» координации, распространяют масс-медиа». Можно утверждать, что реальность является всего лишь «контентом», результатом многочисленных фабуляций, которые передает масс-медиа. При этом масс-медиа ловко скрывает свою посредническую роль, объединяя в себе реальность и образ этой же реальности. В рамках этой новой реальности и разворачивается дискурс трансцендентной «точки зрения», целью которого становится объективизация собственных представлений. Ее формирование происходит путем выбора интересующих событий и придания им требуемых формы и содержания посредством интерпретации. При этом значение самих событий и явлений реальности нивелируется по сравнению с прогнозированием их, программированием и распространением. Сам же безграничный поток событий, происходящих в мире, сужается до цепочки причин и следствий, так называемой сферы «актуальности». Постепенно формируется сильно связанная сеть моделей значимости. Она инкапсулирует в себе знаки и символы социальной, политической, культурной сфер человеческой действительности. События и явления, существующие только в созданном масс-медиа дискурсивном пространстве, уходят в гиперреальность. Таким образом, в информационном пространстве, сформированном современными масс-медиа все события, образы которых создаются в соответствии с «матрицей», обретают содержание, отражающее восприятие мира с «трансцендентной точки зрения».1

Так в своих работах известный философ и исследователь Ж. Бодрийяр приходит к выводу, что «события теперь больше не имеют значения по сравнению с их предвиденным смыслом, их программированием и распространением». По его мнению, в современном мире реальные факты лишены способности существовать и развиваться самостоятельно, в отрыве от собственных моделей и образов. Все события рассматриваются лишь как взаимосвязанные элементы последовательности причин и следствий. В этой сфере «актуальности» действительное превращается в операционное, становится лишь средством, а не самим объектом. Потребители же сообщения переживают как реальность не какое-либо действительное событие, а воссозданный информацией «эффект реальности». Возникает такой феномен, как «страсть реальности», когда индивид пытается добраться до сути действительных вещей, отбросив «обманчивые слои реальности». Следствием этого становится всё большее проникновение образов и моделей политического, социального в реальность. Сама социальная реальность постепенно превращается в театр, а действия и события, происходящие в ней, разыгрываются в соответствии с некоторым сценарием.

Возрастание роли виртуальных коммуникаций в современном мире

Информатизация общества связана с возникновением и развитием объективно обусловленных информационных технологий. С ростом и усложнением управляемых систем возник информационный барьер, который невозможно было преодолеть без создания программируемых электронных средств для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации. Увеличение количества и усложнение общественных объектов и связей между ними обусловили появление больших массивов информации, что потребовало качественного скачка в обработке первичной информации с целью получения информации нового качества о состоянии субъекта, процесса или явления, то есть информационного продукта.1

Стремительное расширение роли новых информационных технологий, а главное Интернета привело к увеличению «плотности» личностных и межгрупповых коммуникаций. Это дает возможность изменять направление потока этих коммуникаций, создавая возможность трансформации социальной структуры общества.2

За день, в среднем, в интернете достаточно информации чтобы заполнить 168 миллионов DVD дисков. Посылается 294 миллиарда е-мейлов. Пишется 2 миллиона блог-постов. 172 миллиона разных людей авторизируются в Facebook. 4,7 миллиардов минут проводится на Facebook. Обновляются 532 миллиона статусов. 250 миллионов фотографий загружаются на Facebook. 864 000 часов видео добавлено на Youtube. Эти данные показывают весь масштаб ежедневного и регулярного использования виртуальных коммуникаций. 67% всех пользователей сети Интернет используют социальные сервисы. 16% всех пользователей используют Twitter, 15% используют Pinterest, 13% используют Instagram, 6% используют Tumblr. 67% всех пользователей интернета используют Facebook. За последний год число пользователей Twitter в России удвоилось, таким образом укрепляя позицию сервиса микроблоггинга не только в мире, но и в России. Формат данных сервисов позволяет быстро и просто делиться короткими сообщениями и ссылками с другими пользователями, не обременяя авторов необходимостью оформления мысли. Эти цифры огромны, учитывая, что к 2013 году Интернет насчитывает около 2,4 миллиардов пользователей по всему миру. Можно сказать, что социальные сети стали одной из лидирующих платформ коммуникации, которые объединяют и создают коммуникативные потоки, одновременно формируя сильные и слабые связи между коммуникантами, производят культурную диффузию и формируют собственные языковые единицы и мемы, которые успешно резонируют и вне виртуального пространства.1

Стоит отметить, что большую часть пользователей интернета составляют жители Китая, а лидирующий регион по количеству пользователей – Азия. Однако они в большинство своём слабо пересекаются с остальными регионами, в частности из-за языкового барьера. С развитием мобильных технологий и слиянием телефонной и веб платформ особое место в виртуальных коммуникациях стал занимать мобильный Интернет. Сейчас 13% всего интернет-трафика – мобильный Интернет. Таким образом, пользователи могут находиться в режиме он-лайн даже вдали от своих компьютеров, а некоторые даже предпочитают и используют такой способ связи для ведения своих блогов и проектов, в частности про путешествия. С развитием мобильных технологий нам следует ожидать кардинального увеличения процента мобильного Интернета в жизнях пользователей виртуальных коммуникаций. А вкупе с современными средствами распространения информации, такими как социальные сети и микроблоги, не остается сомнений, что такой способ распространения новостей превосходит по эффективности любое СМИ или информагентство. Согласно данным Фонда Общественное Мнение около 38% населения России чаще других доверяют информации размещенной в Интернете, а пользователи соцсетей более склонны верить информации, размещенной в Интернете (57%).1 Интернет уже нельзя рассматривать просто как глобальную компьютерную сеть, сейчас Интернет — это платформа нового виртуального мира, «новое измерение», существующее наряду с реальной социальной жизнью и отражающее ее особенности. В этой среде поведение людей регулируется другими нормами морали и этики, основанными на порой ложных ощущениях анонимности и безнаказанности.2 Интернет не просто сводится к техническим решениям, позволяющим людям общаться друг с другом, но представляет сильное сообщество людей, активно действующих в интернет-среде и поэтому такое сообщество должно изучаться как некое одно целое, включающее компьютерно-опосредованное объединение социальных взаимодействий. Теория социального капитала кажется наиболее эффективной теорией с помощью которой можно проводить анализ социальных последствий развития и экспансии современных информационных технологий. Капитал интерпретируется как «особенности социальной организации, такие, как доверие, социальные нормы, и сети, которые повышают эффективность общества через облегчение координации действий». Определение Ф. Фукуямы также близко к этой дефиниции. Социальный капитал, по мнению Фукуямы, представляет собой «подтвержденные неформальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или большим числом индивидуумов».1 Накопление опыта работы и снижение издержек связанное с распространением Интернета, стало огромным фактором в процессе создания бесчисленных новых, некоммерческих организаций с заданными заранее свойствами, таким образом наращивая социальный капитал общества.

Удешевляя коммуникации, Интернет принципиально упрощает процесс организаций различных масштабов и направлений, децентрализуя таким образом социальное проектирование и его возможности. Очевидными инструментами социального проектирования стали сайты, форумы и социальные сети. Они позволяют проектировать социальные группы и целые сообщества с любыми характеристиками (возрастными, профессиональными, по интересам и т.д).

Казалось бы, что возможность и эффективность активной и совместной деятельности между членами интернет-сообщества зависит от степени доверия внутри этого сообщества, однако нередки случаи когда полностью анонимные сообщества эффективнее и более открыты.2

Контент виртуальных коммуникаций современного общества

В понимании большинства людей, включая и тех, кто применяет возможности, предоставляемые всемирной информационной средой, в своей ежедневной деятельности, интернет до сих пор представляется лишь разупорядоченным нагромождением различных ресурсов, хаосом, «всемирной свалкой». Это мнение основано на постоянном и безграничном расширении информации как родовом признаке этого уникального явления. На первый взгляд, информация в интернете множится хаотично, бесконтрольно, что и формирует поверхностное суждение об интернете как о «всемирной свалке». Тот факт, что любой пользователь может организовать интернет-ресурс и наполнить его информацией по своему усмотрению, лишь утверждает пользователей в устоявшемся мнении об анархии природы интернета. В соответствии с данной идеей на сегодняшний день глобальная сеть уже должна была уничтожить сама себя, не выдержав объемов и дезорганизованности собственного содержания и утопив пользователей потоком информации. Тем не менее, он продолжает существовать и развиваться, привлекая с каждым днем все большее число пользователей.1

На настоящий момент для структурированного описания контента виртуальных коммуникаций выделено несколько систем классификаций. Условно все жанры виртуальной коммуникации можно подразделить на две группы: канонические и неканонические. К первой группе принято понимать жанры, ранее уже получившие свое отражение в традиционной культуре, литературе и лингвистике. Примером может служить рекламный жанр, который перешел в виртуальное пространство из печатных СМИ. К неканоническим жанрам же относят те, что сформировались в рамках виртуальной среды и существование вне этих рамок для которых невозможно. Это форумы, чаты, социальные сети, блоги, игровые порталы и прочее. Все они основаны на использовании определенной программной периферии. У каждого из них легко можно выделить ряд характеристик, относящихся к особенностями и условиями функционирования в виртуальной среде.

Информационно-коммуникационные технологии предопределили формирование новых способов и видов коммуникации, создание нового значительного языкового пласта, новых жанров, ставших типовыми моделями словестно-речевого действия, осуществляемого посредством компьютеров и объединяющей их сети, и, разумеется, новых виртуальных сообществ. Каждый из существующих жанров виртуального контента обладает определенными параметрами, имеющими содержательную, прагматическую, медийную и языковую природу. Можно отметить, что одной из ключевых прагматических характеристик, применяемых при описании жанров, стала коммуникативная цель (функция) соответствующего жанра. Так, в своих трудах, Шипицына Л.Ю. выделяет шесть жанров виртуального контента: - директивные жанры (баннер, веб-страницы объявлений, интернет аукционы и магазины); - информативные жанры (новостные блоги и сайты, онлайн энциклопедии, СМИ, каталоги, поисковые системы, электронные библиотеки, списки рассылки и архивы); - презентационные жанры (сайты-визитки, личные веб-страницы и блоги); - эстетические жанры (художественные сообщества, фанфикшн); - фатические жанры (новостные группы, чаты, форумы, электронные письма); - развлекательные жанры ( кооперативные многопользовательские сетевые игры). К информативным жанрам можно отнести такие сайты как информационный портал «Лента.ру» (http://www.lenta.ru), поисковая система Google (http://www.google.com), всемирно-известная онлайн-энциклопедия Википедия (http://www.wikipedia.org), интернет-библиотека http://www.lib.ru/. Все они представляют собой сайты и сервисы, которые ориентированы на непосредственный поиск информации, новостей и медиа-контента. Зачастую ограниченные одним направлением коммуникации (пользователь получает контент), они являются одним из основополагающих источником контента, поскольку служат основанием для последующего анализа и переработки полученной информации. Так, поисковые системы представляют собой, пожалуй, самый широко используемый способ навигации и получения информации в сети Интернет, в частности из-за технических ограничений виртуальных коммуникаций. Различного вида каталоги, архивы предоставляют возможность сориентироваться в виртуальном пространстве, по конкретным тематикам, а иногда даже и во времени (Архив Вэба, например, это сервис, который постоянно кеширует сеть Интернет, тем самым позволяя взглянуть на сайты «из прошлого»). Различные библиотеки и энциклопедии позволяют получить «статический» контент различного рода, от энциклопедических статей, до художественной литературы, тем самым предоставляя информационный фундамент виртуальных коммуникаций. В общем, информативные жанры становятся основой виртуальных коммуникаций и зачастую служат первоисточниками информации.1

Целью директивных жанров является мотивирование адресата осуществить какое-либо действие. Такими действиями являются, например, предложение пройти по ссылке, купить товар или поучаствовать в интернет аукционе. Эти жанры включают в себя, например, интернет-магазин Amazon (http://www.amazon.com) и интернет аукцион Ebay (http://www.ebay.com).

Удовлетворению потребности в общении и соблюдению этикетных норм служат фатические жанры. В последнее время этот жанр проник в большинство остальных жанров, породив гибридные жанры, но можно так же перечислить и традиционных представителей этого жанра. Отличительной особенностью этих жанров является то, что они зачастую несут в себе «пустое» общение, существующее просто для поддержания беседы. Так, веб-чат является главным представителем фатического жанра. Он функционирует исключительно как инструмент для организации процесса общения, в большинстве своем не лимитирован в темах и характерах дискуссии. Сейчас чат практически вытеснен различными социальными дополнениями к другим жанрам. Порой он просто является одной из функций различных сервисов и служит лишь как один из инструментов взаимодействия между членами групп. Так же в рамках данного жанра стоит отметить форум. Однако, в отличие от чата, обычно форумы являются тематическими или техническими, хотя и в их рамках так же происходит безрезультатное общение.

Антропологический аспект виртуальных коммуникаций

Обширные возможности, которые человеку предоставляет виртуальная коммуникация, обладают как позитивной, так и негативной стороной. Стремительное развитие глобальной сети, рост скорости интернет соединений, распространение 3G и 4G сетей позволяет говорить о переходе человечества в новую эру – эру объективной визуализации. В связи с этим переходом перед человеком возникает новая проблема: Как сохранить собственную идентичность в новой «разорванной» картине мира? Поиск решений приводит к двум, кажущимся на первый взгляд противоречащим друг другу тенденциям в современном обществе. С одной стороны всё ускоряется процесс глобализации, чему во многом способствует размытие пространственных и временных рамок в киберпространстве. С другой стороны, в процессе самоопределения, формирования собственной идентичности в виртуальной среде, индивид стремится к нарочитому сохранению своей культурной идентичности и индивидуализации.1

Очевидно, что новые информационные технологии в современном мире – не просто средства для увеличения объемов хранимой и передаваемой информации. На их основе формируются принципиально новые виды коммуникации. При этом стоит отметить, что по мнению ряда современных исследователей данные виды взаимодействия обладают регрессивным и даже разрушительным характером. Так, А.В. Минаков в своей статье «Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности» указывает на упрощение, используемой в интернет-общении, речи. По мнению исследователя, она подобна письму в древние времена, когда реакция индивида на окружающую его реальность была эмоционально-аффективной, связанной с познанием и оценкой всего происходящего. Ограниченность форм сообщения приводит к использованию дополнительных средств выражения эмоций, формированию целого набора сокращений, специфичных именно для интернет-общения. Таким образом, киберпространство является наиболее благодатной средой для активизации процессов бессознательного, проявления архетипического характера, подавляемого в традиционном общении. Виртуальная реальность позволяет человеку вернуться в волшебный мир, который он покинул в процессе взросления.2 Стоит отметить, что некоторые ученые считают, что использование примитивной речи в ходе виртуальной коммуникации является не признаком деградации, а лишь указывает на начальный этап в формировании личности как части виртуального пространства. Процесс формирования личности в киберпространстве во многом схож с развитием и самоидентификацией человека в объективной реальности. Однако при попадании в виртуальное пространство, в отличие от реального мира, индивид изначально оказывается в противостоянии всем его участникам. При этом человек сам определяет свое имя в рамках интернет-пространства, сам выбирает сообщество, которое ему интересно и частью которого он хочет быть. Так завершаются этапы психофизиологической и личностной самоидентификации, и человек переходит к социальной адаптации в виртуальном мире.1

Из-за опосредованного характера виртуальной коммуникации многие ее формы отличаются анонимностью своих участников и возможностью любого коммуниканта прекратить свое участие в общение в произвольный момент времени. Две эти ключевые характеристики заметно уменьшают психологический страх индивида в процессе взаимодействия с другими участниками сообщества. Человек получает возможность озвучивать свои самые потаенные желания, высказывать самые резкие взгляды и суждения в процессе виртуального общения, которые были бы недопустимы в объективном мире. Таким образом, с одной стороны интернет-общение способствует большей открытости и искренности его участников, а с другой косвенным образом провоцирует девиантное, маргинальное поведение.

Феномен «троллинга» является ярким примером такого поведения. Сам этот термин лежит за пределами научного дискурса, и возник как элемент сленга участников интернет-сообществ. Если же попытаться дать данному понятию близкое к научному определение, то стоит рассматривать троллинг как процесс осознанного размещения участником коммуникации в виртуальном пространстве сообщений провокационного характера, главной задачей которых являются нарушения этических норм взаимодействия и создание конфликтных ситуаций. В большинстве случаев интернет-тролл ь в полной мере использует предоставляемую интернетом возможность для анонимных провокаций. Невозможность жертвы конфликта вступить в визуальный или физический контакт с зачинщиком дает троллю ощущение уверенности и безнаказанности. Однако иногда мотивом подобных интернет-провокаций является приобретение, хоть и негативной, известности. При этом актор лично отказывается от анонимности и участвует в коммуникации под собственной фамилией.

Современные исследователи виртуальных коммуникаций рассматривают троллинг как особую форму социальной агрессии в киберпространстве. По мнению большинства, данная форма поведения препятствует формированию этических норм в рамках виртуального сообщества, что негативно отражается на развитии виртуальной коммуникации в целом. Основной задачей троллинга является создать в рамках виртуального сообщества (форума, портала, треда) предпосылки для негативных действий других вовлеченных в коммуникацию людей. Таким образом провокатор стремиться завоевать ключевую роль в возникшей дискуссии, тем самым удовлетворив собственную потребность в самореализации. 1

Деструктивное воздействие троллинга как социально психологического процесса можно проследить не только в воздействии на виртуальное сообщество, участников которого тролль выбрал своими жертвами, но и на личность самого индивида, провоцирующего конфликты. На сегодняшний день данное явление стало одним из самых эффективных и ненаказуемых механизмом для манипуляции участниками всех видов виртуальной коммуникации. Это средство агрессивного воздействия с целью получения ответной реакции может применяться как в процессе межличностного, так и группового или даже межгруппового взаимодействия в киберпространстве.

Похожие диссертации на Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности