Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный статус альтернативной медицины в современной России Шерер Ирина Николаевна

Социальный статус альтернативной медицины в современной России
<
Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России Социальный статус альтернативной медицины в современной России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шерер Ирина Николаевна. Социальный статус альтернативной медицины в современной России : 14.00.52 Шерер, Ирина Николаевна Социальный статус альтернативной медицины в современной России (На материале Волгоградской области) : Дис. ... канд. социол. наук : 14.00.52 Волгоград, 2004 147 с. РГБ ОД, 61:04-22/535

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Категориальный статус понятия -«альтернативная медицина».

1.1. Понятийный аппарат исследования: народная медицина 12

1.2. Понятийный аппарат исследования - «традиционная медицина» 22

1.3. Соотношение понятий - «научная медицина» и «альтернативная медицина» 33

Глава 2. Альтернативная медицина в системе медицинской науки и практики .

2.1. История развития альтернативной медицины . 42

2.2. Отношение представителей официальной медицины к медицине альтернативной. 54

2.3. Является ли альтернативная медицина составной частью института здравоохранения? 67

Глава 3. Социальные позиции альтернативной медицины в современном российском регионе .

3.1. Распространение альтернативной медицины в Волгоградской области . 76

3.2. Взаимоотношения между потребителями и поставщиками услуг альтернативной медицины. 98

Заключение 119

Список литературы 123

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время все активнее заявляет о себе альтернативная медицина. Широкое распространение ее методов привело к тому, что многие врачи стали применять их наравне с методами научной. Эту ранее запретную тему включили в программы учебных заведений, ей посвящается все больше книг, журнальных статей, исследований, проводятся конгрессы, на которых обсуждается все проблемы, связанные с этим направлением. Сложились и развиваются специальные области альтернативной медицины: фитотерапия, биоэнерготерапия, водолечение и др. Определились сферы взаимодействия и грани применимости методов научной и альтернативной медицины. Активно развиваются дисциплины энергоинформационной медицины, появилось значительное количество измерительной, диагностической и терапевтической техники. Развиваются теория альтернативной медицины и образование в этой области. Началась активная работа по правовому обеспечению, нормированию и сертификации методов альтернативной медицины.

Процесс теоретического осмысления той области медицины, которая еще недавно считалась чем-то запретным, граничащим с шаманством, инициирован рядом внемедицинских факторов. Прежде всего, это возросший потребительский спрос на услуги народных целителей, специалистов в области восточной медицины, знахарей, экстрасенсов и т.п. Объяснение этому возросшему спросу простое - разочарование в методах медицины научной или недоступность ее многократно подорожавших услуг.

Разумеется, применение методов только научной медицины не всегда дает желаемый результат, а в некоторых случаях напрасно теряется драгоценное время, необходимое для назначения более эффективного лечения. С другой стороны, альтернативная медицина, которую некоторые авторы до сих пор именуют ненаучной, привлекает большое число неквалифицированных

людей, а часто - просто шарлатанов, наживающихся на доверчивости и медицинской некомпетентности пациентов.

В обществе отношение к альтернативной медицине характеризуется прямо противоположными позициями. Одни ее категорически отвергают, другие - столь же категорически абсолютизируют. И то, и другое — крайности, которые необходимо избежать. Если критерием оценки способов медицинской помощи считать повышение качества жизни людей, то, очевидно, что для этого необходимо использовать методы, как научной, так и альтернативной медицины. Противопоставлять или отвергать одни методы лечения в угоду другим нельзя. Альтернативная медицина со своими традициями и современная медицина имеют между собой много общего, приобретенного из вековой практики человечества. Однако способы интеграции альтернативной медицины в здравоохранение, формы ее взаимосвязи с научной медициной, методы борьбы со спекуляцией и шарлатанством в ней до сих пор не ясны.

Степень разработанности проблемы. Альтернативная медицина обычно определяется как совокупность методов оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанных на опыте многих поколений людей, утвердившихся в народных традициях и не оцениваемых медицинскими специалистами как научно обоснованные. Исходя из этого понимания, можно сказать, что в отличие от национальных систем здравоохранения во многих развитых странах мира, в России альтернативная медицина как целостное образование не существует. Полиэтничность и поликонфессиональность нашей страны напрямую предопределили поливариантность методов альтернативной медицины как результата культурного опыта поколений. Поэтому и изучать ее как целостное явление в категориальном поле собственно медицинских дисциплин очень трудно, если вообще возможно. Поэтому многочисленные исследования ученых-медиков, посвященные альтернативной медицине, зачастую носят дискретный характер — они, в основном, посвящены обсуждению тех или иных ее методов. Здесь следует

отметить труды Касьяна Н.А., 1985; Лакуста В.Н., 1980; Хараузова Н.А.,
1960; Бротмана М.К., 1973; Грунтовского Г.Х., 1982; Киселевой Т.Л., 2000.;
Корж А.А., 1980; Хвистюк Н.И., 1980; Продан А.И., 1982; Косинсой Н.С.,
* 1961; Осна А.И., 1973; Придаткевича А. В., 1978; Ткаченко С.С., 1973;

Ярового В.К., 1980. В 2000 году директором НИИ традиционных методов в рамках РАМН было предложено разделение методов альтернативной медицины на 3 группы по степени объективизации данных об эффективности и безопасности. Изучение любой группы связано с исследованием характера ее взаимосвязей с другими группами, обществом в целом.

Проблеме использования методов альтернативной медицины в официальной медицинской практике посвящены работы таких авторов: Алексеенко И.П., 1959; Вогралик В.Г., 1961; Гавва Лувсан, 1990; Киссиль Г.Н., 1975; Лакуста В.Н., 1980; Гроссу Г.С., 1983; Подшибякин А.К. 1980 и

Др.

Социальные аспекты существования альтернативной медицины как

субкультуры в системе здравоохранения обсуждаются гораздо реже (Решетников А.В., 2002; Пальцев, 2001; Хрусталев Ю.М., 2000; Новиков СИ., 2003 и др.).

В психологической литературе имеются работы, посвященные анализу установок пациентов на пользование услугами альтернативной медицины, но их очень мало (Гуров Ю.В., 1999; Лихтерман Б.А., 2002; Тхостов А.Ш., 2000; Тищенко П.Д., 2003).

Что касается исследований в области социологии медицины, то проблема
альтернативной медицины широко рассматривалась в англоязычных
исследованиях (J.Verts & G.Verts, 1989; D.Ruks, 1997; F.D.Anderwood &
SXewis, 1993; R.Sallivan & H.Weits, 1988; L.Perron, 1989; T.Reder, 1988 и др.).
*) Особенно много работ посвящено аллопатам и курандерос. В отечественной

социологии медицины специальных исследований этой проблемы пока не проводилось.

Целью исследования является выяснение социального статуса
альтернативной медицины в современной России и перспектив ее интеграции
в систему здравоохранения.
ш Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить

следующие задачи:

  1. Определить понятие «альтернативная медицина», его соотношение с понятиями «традиционная медицина» и «народная медицина».

  2. Проследить историю развития альтернативной медицины в России.

  3. Выяснить отношение представителей официальной медицины к медицине.

  4. Описать роль альтернативной медицины как составной части системы здравоохранения современной России.

  5. Изучить формы распространения альтернативной медицины в конкретном регионе (на материале Волгоградской области).

  6. Рассмотреть региональные особенности взаимодействия потребителей и поставщиков услуг альтернативной медицины.

Объектом исследования является система услуг альтернативной медицины.

Предметом исследования является отношение к альтернативной медицине потребителей медицинских услуг, представителей официальной медицины и органов здравоохранения.

Гипотеза исследования. Альтернативная медицина является социальной
реальностью современного российского общества. Потребность в ее услугах
достаточно велика и обусловлена как медицинскими, так и внемедицинскими
(финансовыми, психологическими и т.п.) факторами. В то же время,
отношение к альтернативной медицине в обществе достаточно
*) противоречиво. Кроме того, в силу своей неструктурированности, она

предоставляет широкие возможности для разного рода спекуляций на псевдомедицинских знаниях. Вопрос об интеграции институциональных форм альтернативной медицины (медицинских и образовательных центров,

клиник, центров подготовки кадров и т.п.) в систему здравоохранения не решен. Правовая база альтернативной медицины нуждается в расширении и развитии.

Все эти вопросы могут быть решены только на основе изучения потребностей в услугах альтернативной медицины и возможностей их предоставления. При этом следует исходить из основного принципа медицинской деятельности - принципа «не навреди». Поэтому главным представляется решение вопроса о комплиментарности методов научной и альтернативной медицины и создании государственной системы подготовки и (или) переподготовки кадров для этой отрасли.

Другой стороной проблемы является формирование установок потребителей медицинских услуг на качественную помощь в сфере альтернативной медицины, повышение компетентности пациентов.

Решение данных проблем возможно методами социологии медицины.

Методологическая основа исследования. В оценке социокультурного статуса альтернативной медицины автор опирался на идеи философов Древнего Востока, русскую классическую философию.

Категориальный анализ базируется на законах формальной логики, общенаучных принципах системного подхода, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.

Рассмотрение социальных проблем проводилось в исследовательском поле социологии медицины, при этом конкретные исследования включали контент-анализ, анкетный опрос и наблюдение.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринят социологический анализ социального статуса альтернативной медицины в России, который позволил обосновать положение о комплиментарности альтернативной и научной медицины в системе отечественного здравоохранения.

Научная новизна исследования актуализируется в положениях, выносимых на защиту:

1. Альтернативная медицина — это совокупность знаний, навыков и
умений, опирающихся на практику и наблюдения, передаваемых из
поколения в поколение в устной или письменной форме, не всегда имеющих
научное обоснование и логическое объяснение, применяемых в
профилактике, диагностике, лечении заболеваний и в медицинской
реабилитации. Альтернативная медицина законодательно закреплена в РФ
как составная часть системы здравоохранения, а занятие ею определено как
медицинская деятельность.

  1. Отсутствие научно обоснованного понятийного аппарата в значительной степени затрудняет создание базы данных по интеграции методов и средств альтернативной медицины в отечественную практическую медицину. Поэтому понятие «альтернативная медицина» целесообразно трактовать как общее по отношению к понятиям «народная медицина» и «традиционная медицина», которые на обыденном уровне употребляются как синонимы, но при теоретическом анализе обнаруживают различия в объеме и содержании.

  2. Представляется перспективным процесс интеграции в официальную медицинскую практику альтернативных методов оздоровления и лечения. С другой стороны, широкое малоквалифицированное применение этих методов дискредитирует саму идею интеграции. Проблема состоит в отсутствии достоверных результатов оценки эффективности и безопасности, а, следовательно, и регистрации многих традиционных средств и методов оздоровления и лечения, отлаженной системы изучения опыта их применения в альтернативной медицине и алгоритма внедрения в практическое здравоохранение. В этом контексте актуальной задачей первого этапа создания системы альтернативной медицинской помощи в России являются вопросы инвентаризации и систематизации ее средств и методов, применяемых на территории Российской Федерации.

  3. Альтернативная медицина является составной частью института здравоохранения, поскольку обладает теми же институциональными

признаками, что и все официальное здравоохранение: а) целями, задачами, предметом деятельности: сохранение жизни и здоровья людей; б) учреждениями и организациями: лечебницы, лечебные центры и пункты; в) квалифицированными кадрами и системой их подготовки; г) формами собственности и способами финансирования: частная практика, платная медицинская помощь, благотворительные взносы; д) концепциями и теориями, которые, однако, в отличие от официальной медицины, не носят строго научного характера. Из этого следует, что интеграция альтернативной медицины в систему охраны здоровья в современной ситуации предпочтительней, чем ее отторжение и, тем самым, разрушение институциональных связей в системе здравоохранения.

  1. В Волгоградской области представлены практически все основные направления альтернативной медицины, имеются подготовленные кадры, хотя не все они имеют высшее медицинское образование. Центры альтернативной медицины работают в соответствии с выданными лицензиями и на основе централизованно разрабатываемых методических рекомендаций и пособий. Однако существует и нелегальный рынок подобных услуг.

  2. По данным конкретного социологического исследования выяснено, что основными причинами обращения за услугами альтернативной медицины являются: а) негативный опыт лечения в официальных ЛПУ, б) рекомендации лечащего врача и в) прошлый положительный опыт лечения методами альтернативной медицины. Типичным потребителем услуг альтернативной медицины является женщина в возрасте от 40 лет и выше, со средним доходом от 3000 руб. на члена семьи в месяц, одинокая или из неполной семьи. Не удалось определить социальные или половозрастные группы, представители которых никогда не пользовались бы услугами альтернативной медицины.

  3. Интеграция научной и альтернативной медицины возможна тогда, когда медицинской деятельностью и в той, и в другой области занимаются

квалифицированные специалисты с высшим медицинским образованием. Это означает, что необходимо расширять постдипломную подготовку специалистов в области альтернативной медицины на базе высшего медицинского образования.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в расширении исследовательского поля социологии медицины путем введения в него нового предмета исследования. Выводы и рекомендации работы могут быть использованы в подготовке медицинских кадров по направлениям альтернативной медицины для работы не только в специальных центрах, но и в любом медицинском учреждении.

Апробация работы. Основные материалы диссертации реализованы при подготовке старших медицинских сестер и старших акушерок в ВМК №2 (2002 - 2004г.), при проведении учебно-практических семинаров с медицинскими работниками. Основные положения работы обсуждались и на конференциях различных уровней (Волгоград, 1995, 2000, 2003; Саратов, 2001; Новосибирск, 2002). По материалам диссертации опубликовано пять научных работ, подготовлено два методических пособия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы (238 источников). Объем диссертации 144страниц. Результаты работы отражены в 6 таблицах и 9схемах.

Понятийный аппарат исследования: народная медицина

Народная медицина - эмпирические сведения и практическая деятельность, направленные на сохранение здоровья людей, продление жизни, предупреждение и лечение болезней средствами, найденными самим народом. [31,34]

К характерным признакам народной медицины принадлежат устная передача из поколения в поколение, массовость. Носителями народных медицинских традиций являлись люди, умудренные опытом жизни. С ранних исторических эпох у различных народов существовали целительные средства, было известно значение для здоровья мест расселения, рациональные пищевые средства, доброкачественные источники водоснабжения. Выбор целебных средств и приемов производился эмпирически. В начале своего развития, в эпоху первобытнообщинного строя - вся медицина была народной.

«Народная медицина» — понятие достаточно широкое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества, от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до наших дней. На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием». [35,56,61].

Л. Морган, Э. Тейлор, В.П. Алексеев и многие другие исследователи первобытной культуры писали, что «народная медицина» - ровесница человека на Земле. Более того, «народная медицина» — явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, - многое утрачено, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной медицины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забвения. [153,155,].

«Народная медицина» возникла при первобытнообщинном строе. Лечебная помощь раньше всего стала оказываться при травмах, отравлениях, родах, уходе за новорожденными. К более позднему периоду относится возникновение некоторых специальных приемов лечения заболеваний с выраженными признаками (лихорадки, поражений кожи и др.).

С древних времен были известны целебные свойства не только ряда средств растительного и животного происхождения, но и минеральных вод, лечебных грязей, климатических факторов, массажа. Охота и употребление в пищу мяса животных привнесли в народную медицину некоторые представления об анатомии. Наивно-материалистические представления первобытного человека об окружающей действительности и ее влиянии на здоровье и болезнь уживались с мифологическими, позднее и с религиозно мистическими.

Народная медицина (целительство) является составной частью традиционной медицины, имеет ярко выраженный региональный или национальный характер, носителем которого является особая группа лиц, обладающих индивидуальными уникальными способностями позитивного воздействия на организм человека с целью диагностики или коррекции здоровья, подтвержденными специальной экспертизой в порядке, определяемом Минздравом России. Народная медицина вобрала в себя как рациональные знания, приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные, возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали в последствии одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины. В то время магические ритуалы и иррациональные приемы первобытного врачевания являлись предметом критической оценки и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народной медициной.

Снадобья готовились предельно просто: употребление льна (слабительное, для перевязок), рыбьего жира (против цинги), бобровая струя, панты (тонизирующие средства), применение меда, который служил основным лекарственным средством у всех народов. Эволюция русской народной медицины тесно связана с развитием русской истории. Лекарственные средства на юге восточнославянской равнины черпались из степной, по преимуществу, низко растущей растительности. Северяне предпочитали обращаться к древовидной и стелющейся флоре (вересковые). «Так применялась полынь в качестве противолихорадочного средства, березовый сок - для лечения гнойных ран, деготь - как сильный дезинфектор, мох - при хирургических перевязках; брусника, морошка, рябина - от цинги. В северной же, лесной зоне, были выработаны народные способы лечения отморожения, первой помощи при утоплении, ожогах во время пожаров. Единицами измерения служили: щепоть, «скорлупа» яйца, ореха, ячменные, маковые зерна, острие ножа». [ 169,172,].

Формулировки наставлений напоминали пословицы: «От мытия частого тело чисто живет». Были лаконичны, иногда рифмованы: «Лук от семи недуг». [172].

Сведения, накопленные народной медициной, получили отражение в трудах крупных врачей древности: Сушруты, Гиппократа, К. Галена, А. Цельса, а позднее - в произведениях Ибн - Сины и др.

В средние века в странах Западной Европы народная медицина продолжала развиваться и являлась основной медицинской помощью для неимущих классов, особенно в сельских местностях.

С появлением письменности ряд положений народной медицины стал записываться и распространяться в виде специальных книг - вертоградов, травников.

В.Ф. Гузеев описал боле 300 таких русских книг, относящихся к 16-17 вв. В народной медицине той или иной страны часто прослеживались влияния других стран. Так «сведения об индийской, тибетской медицине и народной медицине других стран Востока встречаются в древнерусской рукописной литературе, начиная с 11в». [35,26,29].

На Руси, начиная с эпохи раннего феодализма (в Киевской Руси) и позднее, в Московском государстве, отмечалась своеобразная «специализация» народных лекарей. Выделялись «кровопуски», «костоправы», «очные» лекари, лекари, занимавшиеся лечением грыж и др.

Первыми лечебными пунктами в России были русские бани. «Народные лечцы именно в бане оказывали медицинскую помощь: вправляли вывихи, пускали кровь, «накидывали горшки» (суховоздушные банки), лечили кожные болезни, принимали роды». [32,153, ,168].

Назревшая во второй половине 17 в. потребность в медикаментах для армии при царе Алексее Михайловиче успешно удовлетворялась массовым сбором народных зелий «во всех местностях государства через «зелииных знатьцов» - посадских людей, огородников и даже крестьянских детей». [56,60,170].

Со второй половины 18 в. Академией наук, университетами, научными обществами изучалась народная медицина и, прежде всего, лекарственный ботанический словарь с коллекционированием лекарственных растений, употребляемых народом, минералов, органических средств, применявшихся во врачевании и ветеринарии. Выдающуюся роль в популяризации народной медицины сыграли деятели земской медицины со второй половины 19 в. и до советского периода. Интерес общественности, особенно врачей, к народной медицине обусловил появление многочисленных произведений по различным проблемам русской народной медицины.

Понятийный аппарат исследования - «традиционная медицина»

«Традиционная медицина» - это собирательный термин для многих лечебно-оздоровительных систем, возникших на базе эмпирического целительского опыта многих поколений людей, в разных странах мира. Современное определение традиционной медицины, данное ВОЗ, не совпадает по смыслу и трактовке отечественных специалистов и объединяет в единое целое понятия традиционной и той медицины. Согласно формулировке ВОЗ [2], под традиционной медициной следует понимать «общую сумму всех знаний и независимо от того, могут ли они быть рационально объяснены или нет, используемых при диагностике, профилактике и устранении физических, психических и социальных нарушений и опирающихся исключительно на практический опыт наблюдения, передаваемый из поколения в поколение в устной и письменной формах». Традиционная медицина, таким образом, включает в себя основанную на многовековом опыте терапевтическую практику, разработанную за сотни лет до развития и распространения современной научной медицины.

Виды этой практики весьма разнообразны и зависят от социального и культурного наследия различных стран. [8,10]. Поэтому наиболее широким понятием, объединяющим народную, знахарскую и традиционную медицины, а так же гомеопатию (согласно истории ее происхождения), следует признать альтернативную медицину, опирающуюся на тысячелетние фактические материалы и являющуюся основой для развития современной, или официальной медицины.

Значительные успехи официальной медицины и общедоступная система здравоохранения в России вытеснили традиционную (альтернативную) медицину на достаточно длительное время из поля зрения ученых-медиков, врачей и провизоров. Это привело к потере исторических корней российской альтернативной медицины и к временному забвению процесса формирования ее современного понятийного аппарата [104]. Поэтому при анализе корней русской народной медицины и мировых традиционных медицинских систем необходимо, прежде всего, принимать во внимание исторически и территориально обусловленное их взаимное влияние и взаимопроникновение.

Альтернативная медицина как составная часть традиционной культуры носит национальный характер и поэтому отражает национальные особенности быта и верования людей, составляющих ту или иную историческую общность. В историческом плане возникновение традиционных медицинских систем связывают с появлением письменности и профессиональных врачевателей и школ, передающих знания о методах и способах врачевания. Это отличает альтернативную медицину от народной медицины, которую в историческом аспекте следует рассматривать как элемент первобытной традиционно-бытовой культуры, и которая дошла до нас, в том числе в виде, сохраняющем мистическое ядро многовекового эмпиризма знахарской медицины [140]. Отсюда склонность народных целителей к элементам ворожбы и заговоров или магических заклинаний.

По определению В.И. Даля [72], знахарь - это знающий, сведущий в деле лекарь-самоучка. Современный знахарь или целитель использует во врачевании не только опыт своих предков. В современных условиях широких международных контактов взаимопроникновение культур неизбежно приводит к расширению информации о лечебных средствах и методах, применяемых в других странах. Не случайно в арсенале оздоровительных средств народных целителей появились элементы дыхательной гимнастики йогов, китайской цигун, японской акупрессуры шиацу, пульсовой диагностики и др. К медицине Востока обращает свой взор и классическая научная медицина. С последней и, прежде всего, с лекарственными средствами растительного происхождения, многие исследователи сегодня связывают перспективу будущего здравоохранения [37,163]. Вместе с тем, это внесло значительную путаницу в медицинскую терминологию. Если традиционные системы формировались на базе народного эмпирического опыта, то современная классическая медицина впитала в себя не только исторический опыт многих поколений, заимствовав из него наиболее рациональные диагностические и лечебные приемы и средства, но и в значительной степени усовершенствовала и дополнила их на базе достижений смежных наук и совершенствования техники.

Судьбы известных традиционных медицинских систем различны. Одни из них погибли после крушения цивилизаций или распались, вернувшись к форме народной медицины (например, медицина инков), другие изменились незначительно и существуют до сих пор, третьи дали начало научной медицине. Очевидным является факт, что многие из них оказали и продолжают оказывать влияние на состояние и развитие традиционной медицины в России. Многолетние исследования позволили нам сформулировать основные термины и понятия традиционной медицины.

Альтернативная медицина — это совокупность знаний, навыков и умений, в том числе, опирающихся на практику и наблюдения, передаваемых из поколения в поколение в устной или письменной форме и не всегда имеющих научное обоснование и логическое, объяснение, применяемых в процессах профилактики, диагностики, лечения заболеваний и медицинской реабилитации. Альтернативная медицина является частью системы здравоохранения Российской Федерации, а занятие ею - медицинской деятельностью [104]. К видам традиционной медицины в России относятся: рефлексотерапия, мануальная терапия, физиотерапия, натуротерапия, гомеопатия, медицинский массаж, традиционная диагностика (методы, разрешенные к применению в установленном законом порядке), традиционные системы оздоровления (методы, разрешенные к применению в установленном законом порядке), народная медицина (синоним -целительство). «Традиционная медицина» - «понятие более узкое, более конкретное и, исторически, более молодое. В его основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окружающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины». [202] И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (пример - традиционная китайская медицина). Альтернативная медицина представляет собой древнюю область человеческих знаний. Зародившись как естественный способ познания окружающего мира, первоначальные донаучные представления о человеке, его здоровье и болезнях, способах лечения на протяжении веков многократно менялись как по существу, так и по форме. Альтернативная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее последующего распространения и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее.

История развития альтернативной медицины

Возникнув в первобытном обществе в качестве начального этапа развития медицины, народная медицина сохраняется как область традиционно-бытовой культуры в различных этнографических группах, многие средства и методы широко используются современной научной медициной. В литературе широко используется термин «традиционная медицина», часто в том же значении, что и народная медицина. «Однако традиционную медицину более целесообразно рассматривать как явление, возникшее позже народной медицины, в связи с формированием отдельных центров цивилизации и характерных для этих центров религиозно-философских учений» [10, 29, 36.] Традиционная медицина представляет собой древнюю область человеческих знаний. Зародившись как естественный способ познания окружающего мира, первоначальные донаучные представления о человеке, его здоровье и болезнях, способах лечения на протяжении веков многократно менялись как по существу, так и по форме. Процесс выработки, накопления и передачи информации о том, что вредит здоровью человека, и что его сохраняет, о мерах самопомощи и взаимопомощи при болезнях и травмах продолжается миллионы лет. Зарождение разумной медико-гигиенической деятельности, предполагающей превращение взаимопомощи при болезнях и травмах в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности, относится к концу древнекаменного века (около 40000) лет назад - относительно высокая ступень первобытного общества. Случайно открытые средства или приемы устранения боли, остановки кровотечения, облегчения состояния путем вызывания рвоты и т. п. закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину. «В ее арсенал вошли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, природные факторы (вода, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание)». [23,56,61,96,176,184.]

Каждая религия, в какую бы форму она ни была облечена, основана на вере в существование сверхъестественных сил или существ (духов, души, богов и т. п.). «Согласное религиозным представлениям, эти силы стоят над природой, не подчиняются ее законам, но зато сами в любой момент могут вмешаться в естественный ход событий и изменить его по своему произволу». [39,56, ,176.]

Медленно накапливали первобытные люди практические знания и опыт, передавая их от одного поколения к другому. В суровой борьбе отвоевывал первобытный человек свое место под солнцем. Окружающий мир был тогда ему непонятен. Даже самые обычные предметы, события не только изумляли человека, но порождали острое чувство страха. Затмение солнца, удары грома, блеск молнии, болезнь, сон, смерть и т. д. - все казалось необъяснимым явлением, непостижимым чудом. Жизнь наших далеких предков была подвержена тысячам случайностей, избавиться, от которых они были совершенно бессильны.

И вот на этой ступени развития попытка первобытных людей познать природу при недостатке знаний и практического опыта породила фантастические представления о существовании каких-то незримых, но могущественных сил, по своему произволу управляющих всем окружающим. Эти силы человек наделял сознанием, волей, способностью творить добро и зло. Именно здесь и лежат истоки религиозных первоначальных представлений.

Любая случайная вещь или существо (камень, кусок дерева, кость животного, жук, змея, птица) могли быть избраны в качестве предмета, обладающего сверхъестественными свойствами, в качестве обиталища некой всемогущей силы, таинственно скрывающейся в нем. [57,70,105.] Этим священным предметам человек приписывал власть над всем, что его окружало, а также и над самим собой. Желая повернуть дела и события, происходящие в окружающем мире, в свою пользу и избежать грозящих бед и несчастий, люди стали обращаться с молитвами и жертвоприношениями к ими же самими созданным фетишам - священным деревьям, камням и животным, прося их снизойти к желаниям человека. Об этом говорят наскальные рисунки, которые были обнаружены многими путешественниками и исследователями среди племен, еще до сравнительно недавнего времени находившихся на нижней ступени экономического и культурного развития. Подобные взгляды сохранялись, например, еще в начале нашего века среди племени иглоротов, живущих на Филиппинских островах. Они утверждали, что все предметы имеют невидимое существование, так же как и видимое.

Л.Р.Галушкина «Рецепты народной медицины при лечении кашля» рассматривает вопросы фитотерапии кашля как многих простудных заболеваний, и в статье приведены рецепты народной медицины с использованием хорошо известных и доступных в домашних условиях лекарственных растений, пищевых продуктов и меда. Способы приготовления этих прописей просты и подробно объяснены в тексте. Обоснована терапевтическая эффективность описанных народных средств. Предложено использовать их для профилактики и лечения кашля различной этиологии. [61.]

В первобытном обществе родилась и другая форма религиозных представлений - вера в душу. Она появилась, когда человек стал задумываться над вопросами, значительно более сложными, чем обыденные заботы о жилище, одежде и пище. И среди них, прежде всего, встали те, которые касались его самого. Методы лечения альтернативной медицины соответствовали различным представлениям о причинах и сущности болезней и мировоззрения той или иной эпохи. Одни лекари, более сведущие и грамотные, пользовались, помимо этого, рукописными лечебниками и травниками (говоря современным языком — справочниками о болезнях). В них содержались сведения, почерпнутые из русской народной медицины, медицины древней Греции и Рима, а также народов Азии. Другие были в большей степени ремесленниками и опирались лишь на свою практику и опыт учителя. Наконец, у тех и у других был животворный источник народной мудрости, т к. в народе постепенно накапливался опыт лечения некоторых более часто встречающихся заболеваний.

Исторически сложилось так, что народы Индии и Китая раньше других вступили на путь перехода от первобытно — общинного строя с его кочевой жизнью к рабовладельческому строю, для которого характерна оседлость, развитие сельского хозяйства и ремесел. В древней Индии традиционная медицина сохранила наследие древних цивилизаций. Искусство оперативного лечения (хирургия) было самым высоким в древнем мире. «Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба - близнецы Ашвины) верным источником славы» [26,29,13].

Распространение альтернативной медицины в Волгоградской области

Как пишет академик РАМН А.В.Решетников в своей книге «Социология медицины», большинство ученых рассматривают «традиционную» и «профессиональную» медицину как сосуществующие секторы в современном обществе с доминирующими региональными или космополитическими медицинскими системами. По сути дела, это своеобразные «социальные арены», в пределах которых лечение болезни осуществляется разными методами. Различия между этими тремя секторами не всегда четко очерчены. Когда говорят о профессионале, то думают о человеке, владеющем ремеслом и способном зарабатывать на жизнь; по отношению к медицине можно профессиональным считать род занятий, который занял доминирующее положение при разделении труда, и поэтому может взять на себя контроль над определением содержания деятельности в данной области. Альтернативная медицина, без сомнения, является такой областью.

Как мы уже указывали, под ней в широком смысле понимают: - любую систему, кроме биомедицинской модели; - любую систему, которая отличается от официальной системы в обществе.

Альтернативная медицина строго ограничена медицинской практикой, основанной на парадигмах, которые отличаются от парадигм, доминирующих медицинских систем этого же общества. Как правило, это те или иные составляющие этномедицины (например, вправление вывихов), но это определенно не этномедицина.

Такие системы этномедицины, например, как Аюрведа, классическая китайская, Яномамо, бушменская, Навахо нельзя называть традиционными. Однако любая этническая система может быть названа традиционной, если она не является доминирующей практикой общества. Ни наличие профессионалов, ни отсутствие дифференцированных обязанностей целителей не влияют на этот статус. Профессиональные врачи могут быть специалистами в области традиционной медицины, если они лечат, пользуясь ее методами.

Альтернативная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не оцениваемые медицинскими специалистами как научно обоснованные.

Таким образом, альтернативной может называется вся медицинская практика, которая прямо не противоречит парадигме официальной медицинской системы и может осуществляться как профессионалами, так и непрофессионалами. Именно с этих позиций мы и оцениваем ситуацию в альтернативной медицине в Волгоградской области.

Правом на занятие альтернативной медициной обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый управлениями (министерствами) здравоохранения областей и республик в составе РФ. Диплом целителя дает право на целительство на территории, подведомственной органу, выдавшему диплом, и в порядке, устанавливаемом местной администрацией. Лицензии, т. е. право на частную практику, выдаются только целителям, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, выданный медицинской сертификационной комиссией. Использование методов традиционной медицины в ЛПУ государственной или муниципальной системы здравоохранения допускается по решению руководителей этих учреждений.

Однако проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Ответственность за это несут как целитель, так и владелец зала, предоставивший его для незаконного сеанса. Лишают диплома целителя и лицензии решением органа, выдавшего диплом целителя или лицензию, и, как всякое административное решение, это может быть обжаловано в суде. Незаконное занятие целительством влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных УК РФ, - уголовную ответственность (имеются в виду, прежде всего, случаи нанесения вреда здоровью вследствие незаконного целительства).

Популярными называются только те единицы представления и виды медицинской практики, которые, хотя и совместимы с основополагающей парадигмой медицинской системы, в материальном или поведенческом отношении отличаются от официальной медицинской практики. И в этом случае сюда относится как непрофессиональная, так и профессиональная практика.

При таком подходе достаточно выпукло выделяются все виды непрофессионального медицинского поведения, которые в материальном или поведенческом отношении отличаются от народной и официальной практики, т.е. необходимо правильно квалифицировать конкретные виды непрофессионального медицинского поведения, в частности, самолечения, которое тесно связано с официальными профессиональными ценностями и тщательно контролируется официальным медицинским сектором. Например, состав, производство, специфический лечебный эффект, дозировка и продажа большинства патентованных лекарственных средств контролируются персоналом, представляющим официальный медицинский сектор (и получающим от него разрешения).

В заключение нужно сказать, что оказание услуг альтернативной медициной становится крайне необходимым элементом социального подхода в здравоохранении. В то же время бурное развитие коммерческого подхода к оказанию медицинских услуг не только не приводит к повышению их качества, а зачастую напрямую связано с его снижением и активно формирует теневую экономику здравоохранения.

С 1992 года в области началось лицензирование медицинской деятельности. Ассоциация врачей - реабилитологов и альтернативной медицины активно включилась в эту работу. Президент Ассоциации стал членом аккредитационно - лицензионной комиссии и экспертом в разделе «Реабилитация и традиционная медицина». Медицинская деятельность всех частнопрактикующих врачей была досконально изучена и представлена на лицензирование. Эксперты Ассоциации включались в состав комиссий, обследующих и муниципальные медицинские учреждения.

В 1996 г. областной администрацией было издано постановление № 349, упорядочивающее все аспекты лицензирования лиц, занимающихся народной медициной (целительством). В нем определены основные понятия народной медицины (целительства), критерии допуска граждан к этому виду деятельности и порядок их лицензирования, а также права, обязанности и ответственность лиц, занимающихся народной медициной.

По постановлению все лица, желающие заниматься целительством и не имеющие медицинского образования, а также лица, имеющие медицинское образование, но использующие методы энергоинформатики, подлежат психофизиологическому обследованию.

Похожие диссертации на Социальный статус альтернативной медицины в современной России