Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Моисеева Анна Аркадьевна

Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье
<
Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Моисеева Анна Аркадьевна. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 Санкт-Петербург, 2007 186 с., Библиогр.: с. 164-174 РГБ ОД, 61:07-19/757

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Альтруизм как социально значимая форма поведения

1.1. Определение понятия «альтруизм», психологические механизмы альтруистической мотивации 11

1.2. Концепции, объясняющие природу и сущность альтруизма 37

1.3. Типы помогающего поведения 57

1.4. Социализация гуманистической направленности сознания ребенка в семье 65

1.5. Влияние родительских отношений на развитие альтруистической направленности личности 75

Выводы по главе 1 94

Глава 2 Организация и методы исследования.

2.1. Описание методов и методик 96

2.2. Общая характеристика выборки и порядка

проведения исследования 104

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Социально-психологические свойства личности людей с альтруистической направленностью 113

3.2. Сравнение поведенческих предпочтений высоко и низко альтруистичных личностей 127

3.3. Взаимосвязь структуры семьи и порядка рождения с альтруистической направленностью личности 132

3.4. Соотношение стилей семейного воспитания и альтруистической направленности личности 134

3.5. Взаимосвязь альтруистической направленности с поощрениями и наказаниями, применяемыми в семье 141

3.6. Различия в вербальных реакциях и поведении родителей в оценке помогающего поведения детей в высоко и низко альтруистичных подгруппах 146

Выводы 155

Заключение 158

Рекомендации 161

Библиография 164

Приложения 175

Введение к работе

Актуальность нашей работы задается современными тенденциями развития общества. Если еще полтора десятилетия назад мы фактически имели нравственную дихотомию: «черное-белое», то современное общество не предлагает единых нравственных ориентиров. Бурный научно-технический прогресс последних ста лет привел к качественному изменению жизни человека. К этому присоединились социально-политические изменения, которые затронули и нашу страну. Все это вызвало «пересмотр» ценностных ориентиров бытия человека. «Великие Обещания Безграничного Прогресса» индустриального века, как об этом пишет Э. Фромм (109), дали человеку предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для всех. Техника дала иллюзию всезнания, а наука - всемогущества. Основными психологическими предпосылками этой индустриальной системы стал радикальный гедонизм (как стремление к удовлетворению любого желания или потребности), эгоизм и себялюбие.

Мораль, регулирующая деятельность общества, стала размытой. Разные слои общества ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый характер. В современном обществе все большее значение приобретает своеобразная форма обладания, означающая принадлежность к эгоизму; владение материальными и нематериальными благами, не делясь с другими; логика «чем-больше-я-имею-тем-больше-я-значу»; возможность полного удовлетворения своих потребностей. Другим симптомом этого морального отклонения является презрение к природе вообще - как ко всем вещам, так и людям, не задействованным в процессе машинного производства. Все это, вместе с одержимостью работой, идеалом полного безделья в свободное от работы время и появлением возможности удовлетворения потребностей не только у меньшинства, привело к сдвигу представления о человеке, его месте и цели существования.

Потеря чувства уникальности и значительности личности, овеществление и себя, и других отразились в потере веры в человека и собственные силы. «Мы - стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой» - подытоживает Э. Фромм. «Мы в темноте ободряем себя тем, что слышим чей-то свист в ответ на наш собственный» (109, стр. 189).

В этих условиях сложнее формируется нравственная позиция личности. В подобном обществе социальный отбор быстро выносит эгоистичных, властолюбивых, беспринципных деятелей на такие позиции, которые позволяют им господствовать над «толпой». Благодаря своему положению в обществе благополучные эгоисты видны миллионам, и по этим-то единицам человек составляет представление об идеале поведения.

Поэтому исключительно ценным считается та разновидность социальных потребностей человека, которую можно условно обозначить как установка "на других". Она подчас побуждает субъекта действовать вопреки своим личным интересам, продиктованным собственными витальными, материальными и социально престижными потребностями. Ф.Е.Василюк (20) считает, что высший тип ценностного развития личности есть способность пожертвовать любым из своих мотивов. В этом случае, при столкновении с трудностями и опасностями у человека происходит обратное движение - не в себя, а от себя, движение, сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия и безопасности, а на служении высшей ценности. Предельным выражением этого движения является состояние «безусловной готовности к самопожертвованию».

В.Э.Чудновский видит суть смысла жизни в следующем: возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он (смысл) вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система «сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и, вместе с тем, препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений и сиюминутных интересов, направленность конечного развития человека, его финальной точки вне себя, на других людей, что может быть определено как сострадание, милосердие, человечность и альтруизм (115).

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранная нами проблема является одной из самых важных, сложных и вечно актуальных в жизни общества, в котором существует явное противоречие: с одной стороны, общественная культура пронизана требованиями и стремлениями к бескорыстию и сопереживанию, с другой стороны практика современного общества признает, что самое сильное и законное стремление человека - это эгоизм и следование этому стремлению приносит наибольший вклад в общее благо. Современные родители, признавая нужность и ценность альтруизма вообще, тем не менее, стараются обходить воспитательные воздействия, связанные с бескорыстием в общении с собственными детьми. Родители считают, что альтруисту на свете живется сложнее, в практической жизни бытует мнение о том, что такой человек «бессереб-рянник» или «несчастный, так как у него ничего нет».

В то же время в психологических исследованиях преобладает рассмотрение альтруизма как отдельно взятого феномена, наличие или отсутствие которого диагностируется экспериментальными методами. Мы не обнаружили специальных работ, посвященных исследованию формирования альтруизма в семейных условиях. Тем не менее, первой и поэтому самой важной социальной средой, куда попадает ребенок с момента своего рождения, является семья. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В то же время мало изучено влияние межличностных отношений, складывающихся в человеческой среде и в частности в семье, на формирование альтруистической направленности в личности ребенка.

Исследование данной проблемы дает возможность проследить особенности формирования альтруистической направленности личности, которая будет сопровождать ее в течение всей последующей жизни и определенным образом окрашивать все общение человека с другими людьми.

Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, влияющих на формирование альтруистической направленности, позволит наметить пути и способы работы по оптимизации детско-родительских отношений, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Теоретической и методологической основой исследования является концепция динамической функциональной структуры личности К.К.Платонова и теория отношений В.Н.Мясищева.

Целью исследования является теоретическое и эмпирическое изучение содержания альтруистической направленности личности и семейных условий, способствующих ее формированию.

Предмет исследования: альтруистическая направленность личности во взаимосвязи с системой детско-родительских отношений.

Объект исследования - студенты 1-4 курсов дневного отделения гуманитарных факультетов Новгородского Государственного университета имени Ярослава Мудрого. Школьники 9-11 классов общеобразовательных школ города Великий Новгород. Студенты Санкт-Петербургского университета, заочного отделения. Общее число участников 408 человек.

Основная гипотеза исследования.

Содержательное значение альтруизма может быть раскрыто через понятие направленности личности на бескорыстную помощь человеку или группе людей, которая мотивирована заботой о людях и их благе.

Для подтверждения основной гипотезы был сформулирован ряд частных гипотез:

1. Альтруистическая направленность является выражением ценностных ориентации личности и сложившихся отношений с другими людьми.

2. Личность с ярко выраженной альтруистической направленностью отличается толерантностью, благожелательностью, доверчивостью и низким уровнем хитрости и жестокости.

3. Источником формирования альтруистической направленности личности является применяемые в семье стили родительского воспитания, система поощрений и наказаний и вербальные родительские реакции родителей.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть различные теоретические подходы к определению и природе альтруизма.

2. Определить социально-психологическое содержание альтруистической направленности.

3. Исследовать особенности родительского отношения и их взаимосвязь с формированием альтруистической направленности, в зависимости от структуры семьи и стиля родительского взаимоотношения;

4. Проследить взаимосвязь поощрений и наказаний, применяемых в семье с формированием альтруистической направленности личности.

5. Установить значение вербальных родительских реакций в оценке помогающего поведения детей для формирования альтруистической направленности личности.

6. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на увеличение частоты помогающих поступков, которые мотивированы заботой о нуждающихся людях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическое содержание альтруистической направленности личности формируется как результат позитивных взаимоотношений в семье и социализирующего влияния гуманистической составляющей воспитательных воздействий окружающей среды.

2. Альтруистическая направленность личности проявляется в благожелательном, участливом и бескорыстном отношении к людям, выраженном в ценностях полезности, социальной справедливости и стремлении к стабильности.

3. Развитию альтруистической направленности личности способствуют лич-ностно-развивающий и доверительно-уважительный стили родительского воспитания в совокупности с семейной атмосферой доверия и предпочтением нематериального характера поощрений вместо наказаний. Тогда как чрезмерная опека или, наоборот, дистанцирование от ребенка с ориентацией на наказание препятствуют ее формированию.

4. Успешное формирование альтруистической направленности проходит в неразрывной связи с родительской позицией, выраженной в поведении и словесных высказываниях по поводу помогающего поведения детей.

Теоретическая значимость исследования.

Бескорыстное помогающее поведение определяется через подструктуру направленности, отношений и моральных черт личности и, таким образом, раскрывается ее социально-психологическое содержание. Была применена группа методик, которая позволила определить личностные свойства и жизненные принципы человека, склонного к альтруистическому поведению, входящие в подструктуру направленности. Рассмотрена взаимосвязь альтруистической направленности взрослого человека и стилей воспитания в семье в детском возрасте; применяемых к ребенку поощрений и наказаний; а также вербальных родительских реакций на помогающее поведение детей. Определены благоприятные стили родительского взаимоотношения для формирования альтруистической направленности личности.

Практическая значимость работы.

В работе рассмотрены свойства, характерные для людей с альтруистической направленностью личности. Определены наиболее и наименее благоприятные стили родительского отношения. Проведена апробация нового опросника исследования поощрений и наказаний, применяемых в семье. Разработаны рекомендации родителям, желающим воспитать у ребенка альтруистическую направленность личности. Полученные в исследовании данные будут полезны в практической деятельности психологов, для работы с родителями и коррекции детско-родительских отношений, а также могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по социальной психологии, конфликтологии, психологии личности и дисциплин специализации.

Апробация результатов работы.

Основные и промежуточные результаты диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры психологии, научно-практических конференциях и круглых столах НовГУ им. Ярослава Мудрого, на конференциях «Ананьевские чтения - 2004», «Психология XXI века», на симпозиуме «Психология и мораль» и отражены в публикациях, указанных в автореферате.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы (140 наименования, в том числе 14 на иностранном языке) и 12 приложений. Общий объем работы - 186 страниц. В тексте содержится 1 схема, 14 таблиц и 19 рисунков.

Определение понятия «альтруизм», психологические механизмы альтруистической мотивации

Проблема присутствия альтруистических тенденций в поведении человека занимает значимое положение как среди философско-этических, социологических, так и экспериментально-психологических исследований. Данный феномен относится к морально значимому поведению и отличается от многих других, основанных на личной выгоде, что является ценным для существования современного общества.

Совместная деятельность позволила людям на ранних этапах развития противостоять силам природы и организовать посредством общения социальный разум. Это расширило область отношения человека к миру, побуждая его защищать не только себя, но и собрата по племени. Постепенно возникли и другие, чисто человеческие формы поведения, такие как эгоизм и жестокость. Эти полярные по значению проявления человеческой сущности существуют и развиваются в современном обществе по сегодняшний день.

Большой психологический словарь предлагает следующее понятие альтруизма. «Альтруизм (от лат. alter - другой) - нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное "Я" и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму» (15, стр. 28-29).

Как в интерпретации термина, так и в обозначении причин феномена альтруистического поведения не существует однозначности. Представители разных теоретических направлений рассматривают его по-разному: как "любовь и заботу о других" (Э.Фромм), "стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя" (Д.Кемпбелл), "мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами" (Д.Майерс, Х.Хекхаузен), "систему ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом являются интересы другого человека" (Е.Е. Насиновская) и другие.

При очерчивании границ альтруизма разными авторами выбираются разные понятия: мотив, поведение, система ценностей, норма, стремление, склонность. Исследователи, особенно это касается американских психологов, часто рассматривают альтруизм как автономно существующий феномен. (Д.Майерс, Р.Чалдини) Нередко в организации экспериментов возникает ошибка отдельного рассмотрения альтруизма. Поэтому до сих пор не обнаружено постоянных закономерностей, лежащих в основе бескорыстной помощи и имеющих отношение к сфере личности. Упор делается на ситуационные детерминанты. Путаница наблюдается и в обсуждении системы «мотив - поведение». Д.Майерс, например, описывая альтруизм как мотив, далее пускается в объяснение его как непосредственно свершившегося или не свершившегося действия (54).

При обилии существующих трактовок обсуждаемого феномена, можно, тем не менее, выделить одну черту, которая их объединяет. Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, осуществляемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения.

В нашей работе в качестве теоретической основы была выбрана концепция «динамической функциональной структуры личности» К.К.Платонова (К.К.Платонов, 1986) и теория отношений В.Н.Мясищева (60). Суть указанной концепции - в признании динамичности и единства личности, взаимосвязи ее черт, относящихся к главным подструктурам: направленности, опыту, индивидуальным особенностям психических процессов, биологически обусловленной подструктуре. Целостное, четырехуровневое представление о психологическом строении личности (К.К.Платонов) позволяет поместить альтруизм в первую подструктуру, которая объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы личности, вхо дящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков. Необходимо рассматривать человека как неразрывное единство биологического и социального. Междисциплинарный подход позволяет понять, каким образом генотип содержит в себе в свернутом виде, и информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития, адаптированную к специфически социальным условиям жизни. Поэтому необходимо упомянуть о роли воспитательных мер воздействия, применяемых социумом и семьей для формирования уровня, широты, устойчивости, действенности и вида альтруистической направленности.

Мы определяем альтруизм как направленность личности на бескорыстную помощь человеку или группе людей, которая мотивирована заботой о них и их благе.

Необходимо отметить, что во многих определениях в качестве решающего упоминается такой параметр альтруистического поведения как жертвенность. (62, 64, 102) На наш взгляд истоки этого положения нужно искать в существовании мнения, что человек по сути своей зол и эгоистичен. Классическое выражение этот принцип нашел, как отмечает Э.Фромм, в кальви-новской теологии и развивался М.Штирнером и Ф.Ницше (105). Но с другой, стороны культура вся пронизана запретами на эгоизм. Отсюда альтернатива -помощь другим - социально желательна. Это пропагандируется везде: дома, в школе, в кинофильмах, в книгах - всеми способами социального внушения. «Не будь эгоистом!» - эта фраза внушается миллионам детей из поколения в поколение. Под давлением этого лозунга и рождается мнение о жертвенности во время совершения альтруистического поступка. Человек, по мнению общества, должен пересилить собственную эгоистическую натуру и пожертвовать в пользу другого материальные или нематериальные блага.

По нашему мнению, необходимо сконцентрировать внимание в рассмотрении альтруизма не на аспекте жертвенности, а на отсутствии практической пользы или вознаграждения для действующей личности и желании или нежелании получить эту пользу. Поведение, носящее характер яркой жертвенности ради другого человека, имеет место очень редко (имеются в виду героические поступки и жертвование собственной жизнью). В целом, для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во благо другого. Обсуждаемый феномен, характеризуется тем, что личность переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее ее интересам. Поэтому поступок не рефлекси-руется как жертвование чем-либо.

Влияние родительских отношений на развитие альтруистической направленности личности

Детско-родительские отношения (далее ДРО) входят в качестве подсистемы в общие отношения семьи и «могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношениями» (39, стр. И 8). Они представляют собой сложную структуру, включающую достаточно широкий и многообразный набор понятий: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «Мать-ребенок», «отец-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; стили воспитания детей; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и т.д.

Первым научным направлением, поставившим ДРО в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Особую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Таким образом, в первоначальном варианте данной теории привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности. В современных исследованиях, выполненных в русле теории привязанности, происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Е.Мосс (1998), отмечают положи тельную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании П.Криттенден (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

По мнению Е.О.Смирновой, ДРО характеризуются эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя и сильной полярностью в отношениях. Эта полярность выражается, например, в том, что родитель должен одновременно уберечь ребенка от опасности и дать ему опыт самостоятельности во взаимодействии с окружающим миром. То же самое можно сказать про развитие альтруистических тенденций. Родитель, с одной стороны, должен стремиться научить ребенка любить себя и заботиться о саморазвитии, с другой стороны, способствовать формированию значимости другого человека как не меньшей ценности, чем он сам (95). И.А.Логинова отмечает: «Эти полярности могут существовать или в виде амбивалентности, или в виде баланса» (52, стр.53). Поэтому умение родителя адекватно, сбалансировано способствовать развитию обеих тенденций во многом определяет развитие адекватной модели просоциального поведения.

Понятие «детско-родительские отношения» трактуется как наиболее общее, указывающее на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка. В соответствии с выбранной темой исследования нам хотелось бы обратить внимание на следующие параметры детско-родительских отношений, по нашему мнению, играющие роль в формировании альтруистической направленности личности: 1 Характер эмоциональных связей родителей и детей; 2 Социальный контроль; 3 Приписывание ответственности; 4 Стили родительского воспитания. 1 Характер эмоциональных связей родителей и детей Полноценные эмоциональные контакты между родителями и детьми положительно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка и его психическом развитии, но и играют важную роль в детско-родительских отношениях. За основу родительского отношения можно взять эмоциональное отвержение/принятие, так как оно наиболее полно отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку в семье. Так, родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка, более свойствен жесткий контроль за его поведением. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются во всем навязать свою волю. У таких родителей преобладает мнение о том, что их ребенок беспомощное маленькое существо. Они воспринимают ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. В связи с этим родители стараются отгородить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Если мать и отец принимают за основу эмоциональное принятие, они внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают и формируют у ребенка уверенность в себе.

Социально-психологические свойства личности людей с альтруистической направленностью

В теоретической части диссертации мы рассмотрели научные подходы, объясняющие природу феномена альтруизма. Мы понимаем под альтруизмом личностную направленность на бескорыстную помощь человеку или группе людей, которая мотивирована заботой о людях и их благе.

Эмпирических исследований, позволяющих определить черты личности, которые способны диагностировать альтруистическое поведение и прогнозировать его, мало. В связи с этим требовалось выделить личностные свойства, связанные с альтруистической направленностью.

Мы исследовали студентов Новгородского Государственного университета имени Ярослава Мудрого, а также школьников старших классов Великого Новгорода. Тестовые методики СТАЛЬ, 16 PF Кеттелла, ЦО- 36 позволили нам провести корреляционный анализ и выявить те свойства личности, которые взаимосвязаны с альтруизмом. Проведение корреляционного анализа и выделение полярных групп проводится с опорой на шкалу «альтруизм», содержащуюся в методике СТАЛЬ (см. описание в главе 2). Значимые корреляционные зависимости отражены на рисунке. Зависимости обнаруженные на уровне тенденций будут описаны в тексте для подтверждения значимости полученных результатов.

В первую очередь, необходимо отметить устойчивую связь альтруизма с высокой нормативностью поведения (фактор G), установленную как в группе школьников (г= 0,50, р 0,001), так и в группе студентов (г= 0,29, р 0,01), но данное качество у школьников выражено ярче. Это означает, что личность с бескорыстными тенденциями поведения обладает ответственностью, добросовестностью, развитым чувством долга. Интериоризированное стремление помогать другим людям имеет логичное осознание, и соблюдение общепринятых моральных правил и норм.

Согласно полученным результатам (см. рисунок 1,2), альтруистическая направленность личности (далее АНЛ) высокими показателями по фактору I «жесткость - чувствительность» (в группе школьников г= 0,53, р 0,001) (в группе студентов г= 0,38, р 0,001), что говорит об утонченности, склонности к рефлексии и эмпатии, сочувствию и сопереживанию. «Р.Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность» (38). Это объясняется тем, что эмоциональная составляющая в виде понимания и сопереживания другим людям присутствует в альтруистической направленности наравне с когнитивной и поведенческой частью. В обеих выборках отмечена обратная взаимосвязь альтруизма и фактора Е «подчиненность - доминантность» (в группе школьников г= - 0,49, р 0,001) (в группе студентов г= - 0,45, р 0,001), т.е. альтруисты не склонны к лидерству и не стремятся к высокому социальному статусу. В группе школьников альтруистическая направленность сопровождается связью с фактором А «замкнутость - общительность» (г= 0,19, р 0,05). Альтруистичные школьники ориентированы на общительность, готовность к сотрудничеству, внимание к людям и легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов. Можно отметить, что в выборке школьников установлена положительная связь альтруизма с высоким самоконтролем (фактор Q3; г= 0,23, р 0,01) и с фактором Н «робость - смелость» (г= 0,61, р 0,001), что говорит о наличии высокой степени активности социальных контактов альтруистичных школьников. Личность с высокой альтруистичностью отличается умением контролировать свои эмоции и поведение, они уравновешенны и осознанны в своих действиях. Необходимо отметить, что такие люди имеют социально одобряемые характеристики: настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Они не демонстрируют погруженности в себя и оторванности от реальности, что с успехом может позволить им правильно интерпретировать поведение другого человека, прийти на помощь даже без специальной просьбы об этом. АНЛ входит в психологическую структуру личности как единица ее целостной системы. АНЛ взаимосвязана с такими свойствами личности, имеющими специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми как толерантность, благожелательность, стремление к стабильности в отношениях. Школьники, склонные к бескорыстной помощи оптимистичны (г= 0,26, р 0,01) и обладают эмоциональной зрелостью (г= 0,20, р 0,05).

С другой стороны установлено, что школьникам с альтруистической направленностью не свойственна подозрительность (Фактор L г= - 0,46, р 0,001). Они терпимы и покладисты. Эгоцентричность и настороженность по отношению к людям им свойственна в малой степени. В выборке студентов альтруизм отрицательно связан с тревожностью (г= - 0,20, р 0,05). Иначе говоря, беспокойство и озабоченность не свойственны альтруистичным личностям. Это говорит об уверенности альтруистичной личности в себе и своих силах, ее жизнерадостности, но мягкости и уступчивости.

Взаимосвязь альтруистической направленности с поощрениями и наказаниями, применяемыми в семье

Опасливо-враждебный стиль воспитания (в группе школьников г= -0,46, р 0,001) блокирует формирование альтруистической направленности личности. Семейная среда, в которой ребенок испытывает на себе раздражение и неприятный осадок от общения с родителями, не способствует формированию альтруистической направленности. Для группы с данным стилем воспитания в семье более свойственны такие характеристики как подозрительность (фактор L), робость (фактор Н), напряженность (фактор Q4), конформизм (фактор Q2), наличие предрассудков, боязнь отвержения, аморальные установки и эгоизм. В такой семейной среде не формируется чувствительность (фактор I), толерантность, благожелательность, эмоциональная зрелость, они меньше удовлетворены жизнью. Школьники из этой группы не склонны переживать за других людей, прощать обиды, проявлять сострадание и готовность помогать другим. Дети часто испытывают на себе явное отвержение со стороны родителей, что создает ощущение потерянности, одиночества и поиск принятия через конформность. Тревожность родителей за присутствие в личности сына или дочери отрицательных и неприемлемых черт характера, передается и самому ребенку.

Альтруистическая направленность отрицательно связана с авторитарно-принудительным стилем воспитания (г= - 0,34, р 0,001), а также с некоторыми свойствами личности, сопутствующими альтруизму, такими как: чувствительность (Фактор I), эмоциональная зрелость, стремление к стабильности в отношениях с людьми, толерантность. Положительные связи авторитарно-принудительного стиля обнаружены с мазохизмом (г= 0,23, р 0,01), аморальными установками (г= 0,46, р 0,001), эгоизмом (г= 0,43, р 0,001). Данный стиль предполагает подчинение воле родителей и строгое наказание за невыполнение требований. С помощью жестких наказаний родители стремятся повлиять на поведение и не желательные проступки детей, но отрицательные подкрепления могут привести к результатам, прямо противоположным желаемым, становясь причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности и невыполнения моральных норм. К примеру, ребенок может вести себя вежливо, как требуют родители; помогают другим. Но это происходит только дома или в присутствии родителей. В условиях свободного поведения такие действия не проявляются, так как имеют только внешние стимулы.

Личностям, в чьих семьях применялся угрожающе-уничижительный стиль воспитания, не свойственна альтруистическая направленность (в группе школьников г= - 0,34, р 0,001). Они демонстрируют зависимость (г= 0,33, р 0,01), боязнь отвержения (г= 0,33, р 0,001), что говорит о недостатке родительского тепла и поддержки. Проявление аморальных установок (г= 0,25, р 0,05) и эгоизм (г= 0,29, р 0,05) в личностях таких детей демонстрирует углубление в себя и желание сконцентрироваться на собственном Я. У них низкая нормативность поведения (фактор G), слабый самоконтроль (фактор Q3) и отстает эмоциональная зрелость. Кроме того, в этой группе наблюдается отрицательная корреляция с эмоциональной зрелостью, толерантностью. В воспитании детей родители создают ситуации нанесения вреда эмоциональному состоянию ребенка, высмеивают его. У ребенка нарушается доверие к ближайшему окружению, которое переносится на весь спектр отношений с людьми. В таких условиях сложно формируются волевые свойства характера, способность к рефлексии собственного поведения. Ребенок концентрируется на себе и собственных переживаниях, что не дает ему возможности обратиться к потребностям других людей.

Установлено, что равнодушно-дистанционный стиль воспитания не способствует развитию альтруистических тенденций поведения (в группе школьников г= - 0,29, р 0,001) и имеет положительную связь с такими свойствами личности как мечтательность, сдержанность, робость, мазохизм, эгоизм, аморальность суждений, боязнь отвержения. Такой стиль воспитания, при котором родители не подпускают ребенка к себе, не обращают на него внимание, игнорируют при общении способствует отдалению ребенка не только от родителей, но и от остальных людей, замыкая его на внутреннем мире. С такими качествами как чувствительность, нормативность поведения, толерантность, эмоциональная зрелость у этого стиля отрицательные связи. Также можно отметить свойственную этой группе низкую самооценку и низкий самоконтроль. Игнорирование родителями ребенка создает у него чувство неполноценности. Индифферентное отношение родителей, эмоциональная холодность и дистантность формирует поглощенность своими интересами, осторожность и социальную пассивность. Такие свойства личности не позволяют людям проанализировать состояние другого человека, в неожиданных спонтанных ситуациях блокируют проявление инициативы.

Либерально - поддерживающий стиль воспитания не обнаружил прямой связи с альтруизмом. Можно отметить некоторые особенности, сопровождающие данный стиль: у личности наблюдается общительность, чувствительность, высокий самоконтроль. Респонденты этой группы отмечают присутствие у них такого свойства характера как умение ладить с людьми.

Таким образом, можно предположить, что стиль воспитания действительно оказывает большое влияние на формирование личностных характеристик, уверенности в себе, самооценки и самоконтроля, что в свою очередь определяет специфику формирования альтруистической направленности личности. Наиболее оптимальными стилями воспитания, проявляющимися в нравственной сфере через эмпатию, сочувствие, нормативность поведения, эмоциональную зрелость, толерантность являются семейная атмосфера доверия и личностно-развивающии стиль воспитания в детстве.

Похожие диссертации на Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье