Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности Частоколенко Яна Борисовна

Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности
<
Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Частоколенко Яна Борисовна. Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Частоколенко Яна Борисовна; [Место защиты: Томский государственный университет].- Томск, 2004.- 178 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

1. Анализ основных подходов, методологических ориентации и проблем психологии творчества 10

1.1. Основные понятия и соотношения понятий в психологии творчества 10

1.2. Подходы и методологические ориентации в психологии творчества 17

1.3. Основные проблемы психологии творчества и пути их решения

1.3.1. Методологическая проблема 24

1.3.2. Проблема неполноты понятийного аппарата 32

1.3.3. Практические проблемы 37

2. Обоснование и интеграция теоретических подходов для создания концепции тренинга креативности 44

2.1. Авторская концепция творческой коммуникации 45

2.2. Понятие «первичное творчество» в коммуникативном контексте 57

2.3. Авторская модель тренинга креативности с использованием средств первичного творчества 66

3. Выявление динамических особенностей первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности 83

3.1. Общая характеристика эмпирического исследования динамических особенностей первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности 83

3.2. Этапы исследования и полученные результаты 87

3.2.1. Апробация модели тренинга креативности: сбор информации и схема первичной обработки данных 87

3.2.2. Обработка и интерпретация полученных эмпирических данных 33.

3. Анализ полученных результатов в сопоставлении с теорией 109

Заключение 123

Литература 133

Введение к работе

Актуальность выбранной темы исследования основывается на том, что жизнь остро ставит задачу изменения не просто способа хозяйствования, а коренного изменения мировоззрения, «парадигмы» существования человека. В категориальный аппарат психологии уже введены новые базовые категории: ноэзис (Кабрин,1999), духовность (Братусь, 1995; Кабрин,1999; Знаков,1999). Один из путей изменения парадигмы - гармоничное развитие личности, синтезирующее в себе развитие не только интеллекта, но и чувств, опирающееся на духовный опыт. Поэтому представляется логичным и естественным обращение к области психологии творчества опираясь на принципы гуманистической психологии, выдвигающей идеи самоактуализации через творческое развитие личности (Роджерс, 1959; Маслоу;1960), принятие позитивной свободы спонтанного творчества (Фромм, 1947). Эффективным методом создания условий для саморазвития может рассматриваться социально-психологический тренинг (Смит,1973; Емельянов,1985; Хрящева,1989; Петров-ская,1989; Ли,1991; Макшанов,1998; Захаров,1999; Бачков,1999 и др.). Психология творчества и социально-психологический тренинг соединяются в концепциях тренинга креативности (Зарецкий,1991; Макшанов,1999; Хрящева,1999, Гиппиус,2000 и др.). Современное состояние психологии творчества вызывает необходимость рассмотрения творчества на новом теоретическом и методологическом уровне, поскольку считающиеся классикой и современной классикой методологии и подходы явно не достаточны для объяснения наблюдаемых явлений и вновь открываемых фактов.

В представленной работе предпринимается попытка детальной проработки вертикали проблемных полей психологии творчества: в методологии предлагается опора на коммуникативный подход (Кабрин, 1992, 1999) и рассмотрение психологии творчества через внутреннее единство коммуникативного пространства. Принятый подход, в основе которого лежат работы таких авторов как А. Маслоу(1960), Р. Мей(1975), Д. Шапп(1992), Г. Кнеллер(1965), К. Изард(1978, 1991), В.И. Кабрин^ 999,2000), позволяет соблюдать принцип открытости новым формам опыта и предложить концепцию творческой коммуникации. В работе с понятийным полем рассматривается проблема необходимости разведения первичной и вторичной креативности и возврата к первичному восприятию. Автором выводится соотношение базовых понятий: «творчество - креативность», «креативность - интеллект», уточняются и операционализируются понятия «первичная креативность», «первичное восприятие», «естественное творчество» и формулируется понятие «первичное творчество». Проработка теоретических вопросов и дополнение понятийного аппарата психологии творчества создают базу для разработки модели тренинга креативности с использованием средств первичного творчества, что сущест-

венно расширяет и дополняет практический инструментарий психологии творчества.

Целью данной работы является разработка модели тренинга креативности с использованием средств первичного творчества и исследование динамики первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности. Задачи:

  1. Обосновать целесообразность применения коммуникативного подхода в психологии творчества.

  2. Предложить концептуальные положения о творческой коммуникации.

  3. Сформулировать понятие «первичное творчество».

  4. Предложить модель тренинга креативности с использованием средств первичного творчества.

  5. Выявить динамические особенности проявления первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности с использованием средств первичного творчества.

Объект исследования - творческие коммуникации, формирующиеся в процессе тренинга креативности.

Предмет исследования - динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности.

Гипотеза. Спонтанное первичное творчество имеет иную структуру, чем творчество, рассматриваемое в классических схемах творческого акта. Опора на спонтанное первичное творчество открывает новую стратегию развития творческого потенциала и творческих способностей, что является основой для создания нового типа тренинга креативности.

Теоретико-методологическая база исследования. Исследование основывается на методологических принципах гуманистической психологии. В качестве базовой теоретической модели принят коммуникативный подход В.И. Кабрина (1992, 1999). Коммуникативный подход рассматривается, обосновывается и применяется как четвертая методологическая ориентация в психологии творчества. За основу для теоретического построения взяты работы В. И. Кабрина, Д. Шаппа, Р. Мей, Р. Арнхейма, А. Маслоу. Модель тренинга с использованием средств первичного творчества разрабатывалась на основе работ В.И. Кабрина (группы транскоммуникативного опыта); Э. Фромма и А. Маслоу (представления о процессе спонтанного творчества, первичной креативности, позитивной свободе), Н.Ю Хрящевой, СИ. Макшанова (концепция тренинга креативности). Методы А) Теоретический анализ психологии творчества.

Б) Эмпирическое исследование динамических особенностей проявления первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности: 1) Экспериментальная апробация тренинга креативности, центральным звеном которого является моделирование открытых творческих ситуаций. Особенность тренинга: с одной стороны, он проходил в специально организованных условиях, а с другой стороны действия участников были максимально свободными, нерегламентирован-ными. В ходе тренинга проявлялось естественное поведение участников в открытой творческой ситуации. Главная черта - использование средств первичного творчества. Композиция составных элементов представляет один из вариантов транскоммуникативного тренинга в реальной группе; 2) невключенное наблюдение за работой экспериментальных групп в рамках тренинга с использованием средств первичного творчества; 3) анкетирование по специально разработанным анкетам и опросникам.

В) Методы анализа данных: контент-анализ; сравнительный анализ. Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик невключенно-го наблюдения (как формализованного, так и неформализованного) и контент-анализа. Проведен содержательный анализ данных, выявленных на достаточно репрезентативной выборке участников экспериментальной работы. Научная новизна работы состоит: а) в формулировке понятия «первичное творчество», отражающего процесс экстериоризации первичной креативности и включении его в понятийный аппарат психологии творчества, б) в разработке авторской модели тренинга креативности с использованием средств первичного творчества, в) в получении данных о динамических особенностях первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности: выявлено доминирование мобилизационной функции стресса и наличие стресс-транс-амплитуды, создающей динамическое равновесие стресса и транса в ходе тренинга; зафиксировано явление первого инсайта; по прошествии времени при заполнении участниками тренинга опросников, методом содержательного контент-анализа зафиксирована трансформация происходивших на тренинге событий-переживаний в символы этих переживаний.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем: 1) показана необходимость обращения к коммуникативному подходу как к четвертой методологической ориентации в психологии творчества: проанализировано коммуникативное пространство психологии творчества, воспринявшее концепции коммуникации ведущих психологических школ, выявлен и развит коммуникативно-ориентированный подход к изучению творчества. 2) дополнен и расширен понятийный аппарат психологии творчества: спонтанное творчество рассматривается как единый процесс с

двумя сторонами - первичное восприятие (интериоризация первичной креативности) и первичное творчество (экстериоризация первичной креативности). 3) выведены концептуальные положения о творческой коммуникации (четырехуровневая коммуникативная матрица контактов с неизвестностью и элементарная модель творческой коммуникации «человек - неизвестность»), являющиеся теоретическими основаниями для разработки авторской модели тренинга креативности. Практическая значимость Результаты работы дают в руки практического психолога удобный инструментарий для развития креативности, существенно дополняющий существующие методики. Результаты используются автором в работе со студентами факультета психологии и в детской творческой студии, могут широко использоваться в таких областях как педагогика творчества, арт-терапия, включаться в разнообразные типы социально-психологических тренингов, нацеленных на самовыражение и саморазвитие личности.

Выборку в эмпирическом исследовании составили 120 человек - студенты 3 курса факультета психологии ТГУ. Продолжительность исследования - 3 года. Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Структура спонтанного первичного творчества противоположна интеллектуальному творчеству, рассматриваемому в классических схемах творческого акта: начальной точкой первичного творчества являются позитивные эмоции, сопровождаемые первым инсайтом, творческая ситуация развивается от творческого переживания к творческому действию.

  1. Структура первичного творчества определяет самоорганизацию тренинга креативности в целом: стадии, групповую динамику, последовательность и качество возникающих эмоций, содержание процесса творчества, соотношение творческой деятельности и творческого переживания.

  2. Тренинг с опорой на первичное творчество эффективно создает основные условия проявления и развития креативности: спонтанность, принятие позитивной свободы, успешность.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментально-практической работы с 1996 по 2003 г. Велась работа в детской творческой студии, проводились семинары-тренинги для педагогов (ТОИПКРО, Областной центр дополнительного образования Томской области), разработаны тренинги и курс лекционных и практических занятий для студентов 3 и 4 курсов факультета психологии ТГУ.

Основные положения и материалы диссертации были представлены и докладывались на конференциях разного уровня: Международная конференция «Проблемы ноосферы и устойчивого развития», (Санкт-Петербург, 1996); Международный конгресс Юнеско «Человек: эволюция и образование», (Новосибирск, 1996);

Конференция «Актуальные проблемы методической работы в школе и вузе», (Томск, 1997); Международный симпозиум «Психологический универсум образования человека ноэтического», (Томск 1999); Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание личности на рубеже веков: взгляд из Сибири» (Томск, 2001); Всероссийская научно-методическая конференция «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы)». (Томск, 2002)

Основные идеи и научные результаты отражены в 7 публикациях по теме исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 279 источников, 9 приложений, включает 22 таблицы, 9 рисунков (схемы), глоссарий. Общий объем 178 страниц.

Подходы и методологические ориентации в психологии творчества

Наиболее важная проблема этого уровня - прорыв к первичной креативности. Первичная креативность дает возможность оперировать непосредственно на «модельном» уровне творчества. Естественно, что проблема «прорыва» к первичной креативности занимает внимание многих исследователей. Эта проблема разбивается на две «подпроблемы»: 1) возврат к первичному восприятию, который считается необходимым условием проявления первичной креативности. На этом сходятся многие авторы: А. Маслоу, Д. Ниренберг, А. Ме-лик-Пашаев и многие другие. 2) поиск специфической предметности, позволяющей непосредственно воплощаться первичной креативности в предметной сфере. Решение проблемы «первичной предметности» многие исследователи видят в сфере искусства и в частности художественного творчества [2, 17, 36, 64, 102, 107, 115, 120, 134, 137, 190, 234]. На первый взгляд, кажется, что эта проблема относится к практическому уровню, но практическая сторона - лишь следствие неполноты понятийного аппарата психологии творчества. Связка «первичное восприятие - первичная креативность» неполна, что подтверждается попытками исследователей найти еще какой-нибудь термин, охватывающий целостный процесс творчества, в частности П.П. Блонский использует термин «естественное творчество», предлагая идти не от музыки к учащемуся, но от учащегося, с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством, к пению и через пение к музыке. [21] Эти слова столь же справедливы и для художественного творчества. Проблемой понятийного уровня является выведение соотношений понятий первичное восприятие - первичная креативность, уточнение понятия «естественное творчество». В качестве следствия развития понятийного аппарата можно ожидать решение проблемы поиска «специфической первичной предметности». Кратко рассмотрим существующие в психологии представления о первичном восприятии. А. Маслоу считает, что «Необходимым элементом личностной интеграции является пробуждение неосознаваемого и предсознательного, того, что и составляет суть первичного восприятия (можно назвать его поэтическим, метафорическим, мистическим, примитивным, архаичным, детским)» [137. С.81] Схожие идеи звучат у К. Роджерса: «Творчество самоактуализирующейся личности кажется более похожим на наивное и всеобъемлющее творчество неиспорченного ребенка. Это, по-видимому, фундаментальная характеристика человеческой природы, потенциал, данный от рожденья каждому. Большинство людей теряет его в процессе приобщения к культуре, но некоторые оказываются способны либо сохранить этот свежий, наивный и простой способ видения жизни, либо, потеряв его подобно остальным, затем вновь обретают его». [193. С.17]. Р. Арнхейм указывает на «поразительное сходство между элементарной деятельностью чувственного восприятия и более высокой деятельностью логического мышления. ... В настоящее время моно утверждать, что на обоих уровнях - перцептивном и интеллектуальном - действуют одни и те же механизмы... Следовательно, современная психология позволяет нам считать процесс видения творческой деятельностью человеческого разума. На сенсорном уровне восприятие достигает того, что в царстве разума известно под названием «понимание». [11. С.57-59] Те же самые идеи звучат в работе В.П. Зинченко «Продуктивное восприятие»: «...такие понятия как «визуальное мышление», «живописное соображение» отнюдь не являются метафорой...Вклад зрительной системы не ограничивается репродуцированием реальности. Зрительная система выполняет весьма важные продуктивные функции». [86. С. 41] Используя термин «продуктивное восприятие» авторы подразумевают наличие в восприятии «творческой компоненты», ставя знак равенства между продуктивностью и творчеством. Нам кажется, что термин первичное продуктивное восприятие требует уточнения. Определим широкое поле восприятия как ось «известное — неизвестное». «Известное» в данном случае понимается как не требующее при своем восприятии творческой компоненты. Способность воспринимать известное как неизвестное, видеть неожиданные грани исследователи творчества полагают одной из важнейших характеристик творческой личности. Ригидная, зажатая личность проявляет склонность воспринимать неизвестное как известное, блокируя у себя проявления креативности. Дополнительной осью будет «неизвестное как известное -известное как неизвестное». Первичное продуктивное восприятие принадлежит области пространства восприятия, соединяющего «неизвестное» и «известное как неизвестное», (см. Рисунок 1.1.)

Проблема неполноты понятийного аппарата

В литературе по психологии творчества значимое место занимает проблема «прорыва» к первичной креативности как практическая, прикладная. [85, 86, 109, 137, 184]. Для осуществления «прорыва» предлагаются самые разные, иногда диаметрально противоположные методы: от «возврата к первичному восприятию» [137] и «погружения в холотропные состояния сознания» [62] до «репродуктивной игры» в предметных сферах [184]. Варианты соединения возврата к первичному восприятию с измененными состояниями сознания и репродуктивной предметной игры широко представлены в литературе по арт-терапии и визуализации [13, 64, 111, 112, 120, 175, 185] Предлагаемая схема «прорыва» к первичной креативности очень проста: сначала происходит «возврат к первичному восприятию», затем происходят проявления первичной креативности. Настолько же, насколько внешне проста эта схема, настолько же она сложна в реальных воплощениях. Возникает вопрос, а можно ли вообще миновать этап «возвращения» как некоего длительного процесса, сопровождаемого согласно психологической литературе широким комплексом условий, многие из которых достаточно сложны и требуют изначально высокой степени мотивированности? Для поиска ответа на этот вопрос обратимся к коммуникативному контексту творчества.

На уровне «контакт - столкновение» вряд ли вообще возможно «возвращение в первичное восприятие» без трансформации состояния «столкновения». Если присмотреться к пути «возвращения», принятому в литературе, как правило, изначально подразумевается наличие именно «столкновения». Далее, в качестве условий «возвращения» предлагается примерно следующий набор [137]: «отключение защитных механизмов и самоограничений»; «сила и мужество»; «доверчивость вместо борьбы»; «отказ от страхов». На уровне декларации остаются красивые слова о «готовности принять», на деле предлагается кардинальная «ломка» себя. Что такое на практике «отказ от страхов»? Как можно «выключить» «защитные механизмы и самоограничения»? Тут два пути — либо ломка себя либо трансформация ситуации «столкновения» в такую форму, когда страхи уходят сами, нет необходимости проявлять «силу и мужество» и т.п. Из наблюдений за естественным творчеством маленького ребенка следует, что ребенок изначально не имеет страхов, у него нет самоограничений, поэтому и нет причины проявлять «силу и мужество». Ребенок пребывает в «первичном восприятии» ему нет необходимости туда «возвращаться». У ребенка наличествует одновременность первичного восприятия и первичного творчества, выражающегося в том самом «естественном творчестве», о котором писал П.П. Блонский. Нет такого, что «сначала» «первично воспринимаем», а «потом» творим. «Естественность» содержит «одновременность» как имманентное свойство. Есть основания полагать, что при работе с взрослыми вполне можно снять проблему «возврата» к первичному восприятию и необходимость строгой последовательности «сначала «возврат» - потом творчество». Самое важноене имитация работы ребенка, а тот же коммуникативный принцип, в основе которого лежит первичная коммуникабельность миру. Одно из убеждений психологии творчества - представление о наличии строгой последовательности и иерархии процессов, составляющих творчество. Классическая последовательность «фаз» творчества выглядит так: «произвольного логического поиска, интуитивного решения, вербализации интуитивного решения, формализации вер-бализированного решения» [184]. С учетом представлений о точке креативной фрустрации схема несколько меняется: «подготовка - фрустрация - инкубация — инсайт - разработка». [229] Общим для всех вариаций этой схемы является «начальный пункт», которым считается «осознание проблемно-конфликтной ситуации» [81]. Ломка этого иерархического стереотипа началась с представлений о первом инсайте [146, 271], из которых логически следует, что в «прорыве» к первичной креативности вовсе нет строгой иерархии. Непосредственное переживание контакта с неизвестностью лежит перед «осознанием» этого контакта. В случае интеллектуального творчества, вслед за переживанием первого инсайта может пристраиваться вся цепочка «фаз». У детей и взрослых, обращающихся к «неинтеллектуальному» творчеству переживание первого инсайта рождает другое творческое переживание, которое вообще может не выходить на «осознание проблем».

В уточнении понятия «естественное творчество» можно выделить «логику встречи» как признак «естественности», независимо от конкретных форм творчества и его «предметности». Ребенок не будет творить в случае «столкновения». «Столкновение» для детского творчества явление противоестественное.

Если согласиться с авторами [50, 51, 73, 147, 149, 182 и др.], которые полагают что первичную креативность лучше всего изучать на детях, то уровни коммуникативной матрицы - восприятие, вовлеченность, переживание — будут тем естественным коммуникативным контекстом, в котором находится первичное творчество. Проще всего проявляться первичному творчеству в самой эмоциональной сфере транскоммуникаций. [92] Первичное творчество структурирует вокруг себя ряд условий, которые являются базовыми для раскрытия творческого потенциала личности. Оно происходит не через «преодоление конфликтов», а через чарующую «встречу с тайной». Первичное творчество пробуждает первичное восприятие, первичное восприятие разворачивает первичное творчество. Происходит вовлеченность в творческую игру, выводящую на эстетическое переживание. Эстетическое переживание позволяет проявиться природному эстетическому чувству, «инстинкту» восприятия гармонии. Чрезвычайно важный фактор - переживание состояния творческой успешности. Первичное творчество не требует никаких изначальных «умений» и «навыков», и поэтому сразу снимаются страхи и барьеры перед «не знанием», «не умением». Переживание успешности в первичном творчестве открывает «клапан», сдерживающий стремление личности к творческому саморазвитию. Приход к первичному восприятию и первичному творчеству в едином процессе естественного творчества прежде всего знаменует встречу с самим собой. Сложно говорить о «саморазвитии» и «самоактуализации» минуя самый первичный этап — встречу с собой.

Первичное творчество как процесс актуализации первичной креативности проецирующийся на уровни коммуникативной матрицы восприятие - вовлеченность- переживание находится полностью в русле «логики встречи», способной разворачиваться независимо от логики «преодоления». Коммуникативный контекст позволяет видеть, что «столкновение» не является обязательной ступенью, так же как необязательно наличие классических «фаз творчества» для «прорыва» к первичной креативности. Введение понятия «первичное творчество» снимает проблему последовательности «сначала возврат к первичному восприятию — потом творчество».

Вторым по значимости вопросом «прорыва» к первичной креативности в психологии творчества после «возврата к первичному восприятию» является вопрос, какая «предметная деятельность» выводит непосредственно на первичную креативность? Многие авторы обращаются к сфере искусства, в особенно 66 сти художественному творчеству. В свете рассуждений о первичной эстетике это вполне логично, но необходимо отметить, что дело не в «технике», «методике» или «предметности», а в том коммуникативном контексте в котором используется эта «предметность». Знакомство с искусством, начавшееся со «столкновения» вряд ли приведет к первичной креативности. Художественное творчество может быть удобным и целесообразным как инструментарий для первичного творчества в том случае, если оно отвечает законам творчества природы, идет от естественной «первичной эстетики», не связано с каноном изобразительного искусства и требованием «рисовать правильно». Предметность в первичном художественном творчестве происходит исключительно из естественных, природных законов цвето и формообразования, опирается на первичную эстетику. [102, 132, 133, 233, 234] На уровне «предметной игры» личность не подражает природе, не копирует природные формы и цвет, а творит по тем же самым законам. Если сопоставить те виды формо и цветообразо-вания, которые завораживают нас в природных явлениях и объектах с формообразованием детских работ и рисунков взрослых, не умеющих рисовать «правильно», мы видим глубинное сходство. Замечательное название дал С. Гроф своей книге - «Космическая игра». Это название очень точно характеризует явление, которое мы обозначили как «первичное художественное творчество». Космическая игра, в которой личность одновременно и творец и «творческое пространство».

Авторская модель тренинга креативности с использованием средств первичного творчества

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о ярко выраженной вербализации стресса и транса и их взаимодействии в ходе тренинга. Структура взаимодействия следующая: в спонтанных высказываниях по ходу работы доминируют проявления эустресса, имеется проявление негативной ипостаси стресса, практически отсутствует вербализация транса. В спонтанных автопрезентациях доминируют проявления транса, и практически отсутствуют какие либо проявления негативного стресса. Имеется вербализация эустресса. В текстах опросника наблюдается выравнивание проявлений стресса и транса. Ди 102

намика взаимодействия стресса и транса в ходе тренинга представляет маятник с близкой по значению индексов стресс-транс-амплитудой. Стресс в процессе активной деятельности (суммарный индекс 0.42) по принципу маятника на этапе автопрезентации уравновешивается через падение в транс (суммарный индекс 0.50) и нивелирует избыточную энергию стресса, проявившуюся на этапе активной деятельности. Некоторые высказывания и записи (их немного, всего 5) демонстрируют обратный «ход маятника»: переживание транса в процессе активной деятельности вызвало вербализацию стресса на этапе автопрезентации. Наблюдаемый характер вербализации стресса и транса дает общую картину стресс- транс амплитуды, которая чрезвычайно схожа во всех шести студенческих группах (отдельные данные по 6 группам приведены в Приложении 8). Взаимодействие стресса и транса в процессе тренинга развивается по принципу динамического равновесия. Отсутствие значимого индекса стресс-трансформации служит косвенным подтверждением активно-динамического состояния. В текстах опросников, писавшихся через месяц, наблюдается равновесие индексов вербализации стресса и транса. Характерная особенность: в процессе тренинга чрезвычайно мал индекс стресс-транс-формации (0.06), а через месяц после тренинга этот индекс равен 0.20. Количественное изменение индексов (в особенности серьезное увеличение индекса стресс-транс-формации) позволяет утверждать, что с течением времени произошли значимые качественные изменения. Анализ качественных изменений проводился методом качественного контент-анализа и дал следующие результаты. Сравнение спонтанных высказываний и текстов в опросниках выявило их большое внешнее сходство с высказываниями на этапе активной деятельности. Общий характер текстов производит впечатление возврата снова в то самое активно-деятельностное состояние, в котором пребывали студенты на занятиях. В то же время выявлена серьезная разница между словарем спонтанных высказываний и словарем в текстах самоанализа. Словарь самоанализа уравновешен по вербализации стресса и транса, тогда как в спонтанных высказываниях на этапе активной деятельности было сильное доминирование эустресса при практическом отсутствии вербализации транса. Общий характер текстов, создающий впечатление «возврата» в состояние деятельности наряду с выявленным статичным равновесием вербализации стресса и транса и значимым индексом стресс-транс-формации свидетельствует о том, что произошедшие на занятии транскоммуникативные микрособытия зафиксировались, «отпечатались» непосредственно в образах и чувствах, а далее, по прошествии времени трансформировались в символы транскоммуникативного переживания первичного творчества. Характерная иллюстрация — следующие тексты из опросника: «... «водяная печать» у меня теперь ассоциируется с пульсом сердца и пульсом времени»; «в этих работах сконцентрировано не просто «время». Это как собранная Вечность»; «радостно прыгнула в бездонную пропасть с иными законами пространства и времени»; «Восхищена самим процессом - завораживает, затягивает, растворяет»; «такое же чувство возникает, когда смотришь красивые, но совершенно не реальные сны»; «открытие в себе неведомого»; «чувствовала себя погруженной в сказку»; «эмоциональный подъем на уровне «органики»».

Полученные данные позволяют наблюдать динамику количественных изменений вербализации стресса и транса с течением времени и сделать следующее заключение: динамической особенностью первичного творчества, выявленной на вербальном портрете через анализ макро-уровня семантического поля является развивающееся по принципу маятника динамическое равновесие стресса и транса в процессе тренинга и уравновешивание до состояния статического равновесия стресса и транса после тренинга. Наличие значимого индекса стресс-транс-формации и проведенный качественный контент-анализ показали, что с течением времени наблюдается трансформация происходивших на тренинге событий-переживаний в символы этих событий и переживаний.

На микро-уровне семанитческого пространства выявлялась вербализация дифференцированных единиц проявлений первичного творчества. Единицы определялись исходя из данных фронтального контент-анализа, в ходе которого были выделены спонтанно возникшие темы, эмоциональные проявления, оценки и образы. Часть тем звучала во всех группах, часть была уникальной для групп. Для рейдового контент-анализа были выделены следующие дифференцированные единицы, общие для всех групп: «свобода», «естественность», «погруженность в ситуацию», «самовыражение», «спонтанность», «восторг», «детскость», «единение с миром», (см. Приложение 9) Полученные индексы (как отдельно по 6 группам, так и суммарные) свидетельствуют о ярко выраженной вербализации проявлений, которые в психологии творчества традиционно относят к признакам возврата к первичному восприятию. Однако, говоря о том, что мы наблюдаем первичное восприятие, мы тем самым констатируем его проявленную, очевидную сторону, какой является первичное творчество, и по характеру и объему его проявлений мы можем судить о полноте и объеме первичного восприятия. Сам по себе факт вербализации перечисленных выше дифференцированных единиц наблюдения является свидетельством того, что был процесс не только первичного восприятия (интериоризации первичной креативности), но и процесс первичного творчества (экстериоризации первичной креативности), сделавший ее явной, доступной для внешней фиксации.

На микро - уровне семантического поля помимо вербализации дифференцированных единиц, общих для всех групп, происходит вербализация тех проявлений, которые оказались наиболее ярко окрашены эмоционально и оформлены событийно. Можно констатировать, что транскоммуникативные микрособытия, бывшие разными во всех группах, с одной стороны развивались по общей канве (взаимодействие стресса и транса, вербализация общих дифференцированных единиц), а с другой стороны создавали в каждой группе абсолютно свое, уникальное и неповторимое креативное пространство, которое ярко отразилось через спонтанно возникающие и развивающиеся темы: в 1 группе наиболее ярко звучала тема изменения психологического времени: «...чувствую, как будто я и время движемся в какга-то параллельных пространствах. Во мне все замерло, я даже не могу пошевелиться, а время не просто идет, оно мчится, летит и мы с ним все дальше и дальше расходимся.»; «В песочных часах время течет по-настоящему. Туда смотришь и понимаешь что течет песок, а чувствуешь, что уходит время. Грустно.»; «Когда мы делали пульсирующие ритмы на водяной печати, в голове всплыла фраза из какого-то фильма «это надо делать между двумя ударами сердца». Сердце, как часы, которые человеческие секунды считают. Получается как бы пульс времени в человеке». Во 2 группе мотив свободного изменения взглядов на мир, произвольной смены точек зрения: «я — телескоп...»; «я — калейдоскоп...»; «я чувствую себя аквариумной рыбкой, которую ненадолго выпустили в огромное и прекрасное море...»; «...у меня такое чувство, что это не я изменилась, а изменился весь мир вокруг». В 3 группе погруженность в мир, переходы в иное состояние сознания: «...самое яркое чувство перехода в другое состояние. Не могу сказать в чем оно другое, только точно знаю, что другое.»; «ты здорово сказал про «переход в другое состояние». Я балдела от свободы этих переходов. Кстати меня толпа вокруг ничуть не раздражала, она тоже была как бы «элементом перехода». А когда мы стали работать по малым группам, мы вообще все вместе, как нечто целое переходили в разные состояния. Это было так здорово!»; «...я вижу самые разные образы, я свободно перехожу с «бытовых ассоциаций» и сравнений на очень глубокие и личные вещи». В 4 группе ассоциативность, погруженность в сказку: «пробуждают цепи ассоциаций»; «у меня образ большого путешествия в разные миры. В каждом из этих миров странник что-то находит, что-то свое.»; «у меня рождались не столько картинки, сколько идеи и ассоциации»; «ассоциаций действительно много. У меня одна, но очень большая ассоциация объединила их все — восточная философия».

Апробация модели тренинга креативности: сбор информации и схема первичной обработки данных

В нашем исследовании мы наблюдаем самоструктурирование ситуации тренинга. Если в традиционном варианте тренинга весь тренинг от первого до последнего шага идет по заранее подготовленному сценарию, то в нашем варианте общий сценарий присутствует только на первом шаге, далее сам сценарий самоорганизуется. В ходе исследования выявлены стадии спонтанной самоорганизации и особенности групповой динамики, в частности, были выявлены общие для всех групп особенности спонтанной самоорганизации не только внешней (поведенческой), но и внутренней ситуации тренинга: наличие взаимодействия стресса и транса, а также маятниковая динамика их взаимодействия, наличие общих дифференцированных единиц вербализации первичного творчества.

Структура творческого акта в авторской модели противоположна классической: в нашем варианте начальной точкой является не негативные эмоции, а всплеск позитивных эмоций, переживание состояния первого инсайта. Это является определяющим для всего дальнейшего развития творческого процесса.

Иная структура творческого акта определила иное содержание творческого процесса по сравнению с традиционными моделями: в нашей модели содержанием творческого процесса является творческое переживание, получаемое в ходе самоорганизации открытых творческих ситуаций. Творческое переживание является первичным по отношению к реальному действию, об этом убедительно говорят эмпирические данные. Особенностью содержания творческого процесса в авторской модели тренинга является трансформация непосредственных первичных творческих переживаний в образы и чувства.

Можно констатировать, что в работе успешно решены поставленные задачи. Обоснована целесообразность применения коммуникативного подхода в психологии творчества как методологии, позволяющей структурировать теорию через рассмотрение единого коммуникативного пространства психологии творчества, воспринявшего и переработавшего концепции коммуникаций и особенности понимания творчества ведущих психологических школ. Теоретический анализ показал наличие в психологии творчества двух принципиально разных логик, определяющих характер творческой коммуникации — логики преодоления (проблем, конфликтов) и логики встречи (с тайной, с неизвестностью). Применение коммуникативного подхода выявило в определениях творчества коммуникативно - ориентированное направление, ставящее в качестве ключевого слова для определения творчества «взаимодействие», что в свою очередь послужило основанием для определения ядра творчества как взаимодействия с неизвестностью.

Структурирование коммуникативного пространства психологии творчества с помощью выведенных двух логик - «логики встречи» и «логики преодоления» и опора на коммуникативно - ориентированную линию в определении «ядра» творчества послужило основой для концепции творческой коммуникации. Простейшую модель творческой коммуникации мы определили как коммуникацию «человек-неизвестность», при этом «неизвестность» рассматривается как партнер в коммуникации. Ткань коммуникации с неизвестностью сплетается из двух встречных потоков — от человека к неизвестности и от неизвестности к человеку. Мир творческих коммуникаций представлен в виде двух взаимосвязанных пластов: пласта «оформленных коммуникаций» (устойчивого коммуникационного пространства, в рамках которого происходит выход за пределы «стандартной нормы» для этого пространства эмоциональности, впечатлительности, «вовлеченности» в игру с неизвестностью) и пласта «рождающихся коммуникаций», который открывает доступ для перестроек коммуникативного мира личности, обретения ею новых коммуникационных языков выходя за пределы устойчивости «оформленных коммуникаций». Разработана четырех уровневая коммуникативная матрица контактов с неизвестностью, в рамках которой происходит разворачивание пластов творческих коммуникаций. Представленная концепция творческой коммуникации является основой для коммуникативной модели авторского тренинга креативности. Принципиальным отличием от существующих тренингов является опора на «взаимодействие с неизвестностью» в открытой коммуникативной модели, а не на «поиск нового решения».

Препятствием для эффективного включения работы с первичной креативностью в сценарии тренингов креативности является неполнота понятийного аппарата психологии творчества. Анализ соотношения понятий «первичное восприятие», «первичная креативность», «естественное творчество» показал необходимость формулировки нового понятия, отражающего процесс актуализации первичной креативности в процессе естественного творчества. Первичное восприятие потенциально несет в себе переживание встречи с неизвестностью. В случае состоявшейся встречи актуализируется первичная креативность. Первичное творчество определено как процесс актуализации первичной креативности. Первичное восприятие является интерироризацией, первичное творчество экстериоризацией и рассматриваются как стороны единого процесса естественного творчества. На примере обращения к «первичному художественному творчеству» показана идея решения проблемы поиска «специфической предметности», когда предметность рассматривается не как средство для выражения рожденных идей, а как пространство, в котором непосредственно происходит рождение этих идей. Введение понятия первичное творчество существенно дополняет понятийный аппарат психологии творчества и служит основанием для модели тренинга креативности.

Похожие диссертации на Динамика первичного творчества в коммуникативном процессе тренинга креативности