Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Буракова Марина Викторовна

Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически)
<
Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Буракова Марина Викторовна. Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ростов н/Д, 2000 202 c. РГБ ОД, 61:00-19/356-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социально-психологического подхода к исследованию феноменов маскулинности-феминности 11

1.1. Социально-психологические аспекты понимания маскулинности -фемининности в различных методологических подходах 11

1.1.1. Социально-психологические аспекты понимания маскулинности -фемининности в биологизаторском подходе 14

1.1.2. Социально-психологические аспекты понимания маскулинности -фемининности в структурном функционализме 17

1.1.3. Социально-психологические аспекты понимания маскулинности -фемининности в символизме 20

1.1.4. Социально-психологические аспекты понимания маскулинности -фемининности в социальном конструктивизме 23

1.2. Принципы понимания феноменов маскулинности - фемининности в социальной психологии 36

1.3. Анализ эмпирических исследований маскулинности - фемининности в социальной психологии 42

ГЛАВА 2. Проблема интерпретации внешнего облика в контексте тендерной социальной психологии 61

2.1. Представление о внешнем облике как о тендерной репрезентации 61

2.2.Культурно-исторические предпосылки исследования маскулинности -фемининности прически 73

2.3. Социально-психологические функции прически в контексте проблемы маскулинности - фемининности 76

2.4. Проблема интерпретации прически с точки зрения маскулинности -фемининности субъекта общения 81

ГЛАВА 3. Методы социально-психологического исследования интерпретации маскулинности-фемининности внешнего облика 92

3.1. Гипотезы, задачи, методы, объект исследования 92

3.2. Адаптация методики С.Л. Бем на измерение тендерной идентичности личности 98

3.3. Создание семантического дифференциала, измеряющего маскулинность -фемининность внешнего облика 105

3.4. Создание методики на измерение сексизма в интерпретации внешнего облика женщины 108

ГЛАВА 4. Эмпирическое исследование социально- психологических характеристик интерпретации маскулинности - фемининности внешнего облика женщины (на примере прически) 112

4.1. Определение различий в содержании конструктов маскулинности - фемининности североамериканцев и россиян (культурный, тендерный и когортный факторы) 112

4.2. Анализ социально-психологических характеристик тендерного типа прически 124

4.3. Анализ взаимосвязи между гендерным типом прически и ее интерпретацией на основе шкалы сексизма 129

4.4. Анализ взаимосвязи между типом тендерной идентичности субъекта и типом тендерной интерпретационной схемы внешнего облика 135

Заключение 146

Литература 160

Приложения 171-202

Введение к работе

Актуальность исследования определяется ростом интереса различных социальных институтов к практическим функциям тендера: социальной стратификации, легитимации социального неравенства и идеологий социальной власти, регуляции семейно-брачных отношений, формировании идентичнс сти, - и его связи с внешним обликом человека. Современная социальная психология отражает эти интересы постановкой проблемы интерпретации маскулинности - фемининности как способа конструирования социального общения и познания [S.L. Bern, 1993; G. Tfflner, 1997; М. Zuckerman et al., 1992 и др.]. Исследование взаимосвязи "внешний облик - гендерная идентичность - гендерная схема" является выражением актуальных тенденций развития гендерной социальной психологии.

В современных работах, ориентированных на методологию социального конструктивизма, утверждается, что взаимосвязь между внешним обликом и идентичностью субъекта является подвижной, динамической, варьируется под влиянием различных психологических, социально-психологических, социокультурных факторов (И. Жеребкина, 19%; А. Костикова, 1998; Jussi-Pekka Kekki, 1997; Р. ШШетоп, 1992]. Внешний облик выступает как конструируемая интерпретационная версия идентичности субъекта [Г. Giimore, 1994; K.J Zucker. et al., 1993]. Результаты культурно-исторического анализа свидетельствуют о том, что создание внешнего облика женщины (таких его элементов, как прическа, одежда, украшения) является присрггет-ным направлением в истории культуры {П. Лившиц, А. Темкин, 1953; И.С. Сыромят-никова, 1989; СП. Школьников, 1975; СЛ. Яременко, 1997]. Тендерные различия, образ гендерной идентичности консфуируются, прежде всего, посредством прически. Об этом свидетельствуют не только культурологические, но и социально-психологические работы [АА Бодалев, 1982; В А Лабунская, 1998; В.Н. Панферов, 1970; D. Kyle, Н. МаЫег, 1996]. Внешний облик как социально-психологический феномен формируется, изменяется, функционирует в культурно-психологическом пространстве общения в связи с социальным познанием, в контексте которого одно из важнейших мест занимают процессы интерпретации {Г.М. Андреева, 1999; П. Рикер, 1995]. В большинстве исследований феномен интерпретации рассматривается не только как "ключевой момент" социального познания, но и как механизм конструиро-вания социальной реальности, задающий ее множественность и вариабельность

[П. Бергер, Т. Лукман, 1995; Ж. Ришар, 1998; K.J. Gergen, 1996]. По отношению к внешнему облику интергфетация выступает механизмом конструирования образа партнера (В.Н. Панферов, 1970; В.А. Лабунская, 1999]. Поэтому, подход к анализу внешнего облика, предполагающий "абсолютную объективность" и жесткую детерминированность внешнего облика особенностями личности субъекта, утрачивает смысл. Преодоление ограничений в изучении интерпретации внешнего облика, возникших в результате сложившихся традиций, становится возможным в теории и методологии социального конструктивизма [А. Костикова, 1998; П. Бергер, Т. Лукман, 1995; К. Герген, 1999]. Именно в рамках данного подхода перед социальной психологией ставится вопрос о том, какие категории в первую очередь детерминируют интер-претацию внешнего облика

Многие исследователи считают, что базовыми категориями, лежащими в основе социальной реальности, являются тендерные конструкты - конструкты маскулинности и фемининносги (НИ Абубикирова, 1996; Е. Здравомыслова, А Темкина, 1999; И. Тартаковская, 1997; Уэст, Д. Зиммерман, 1997; S.L. Bern, 1974, 1993; J. Spence, R. Helmreich, 1974]. Они детерминируют способы интерпретации социальной реальности, организацию юпространства социального общения, особенности репрезентации идентичности во внешнем облике, исходя из принципа тендерной асимметрии, в основе которого лежит феномен сексизма [И. Чикалова, 1998; A. DeMaris, М Longmore, 1996; J.T. Spence, EX). Hahn, 1996].

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что содержание категорий маскулинности - фемининносги как конструктов обыденного сознания варьируется под влиянием культурного {BE. Каган, 1989; И.С. Кон, 1989; AC. Harris, 19961, исторического [А. Пластов, 1997; ЕЛ. Сакулина, 1998], когортного [J.T. Spence, E.D. Hahn, 1996; J.T. Spence, Ш. Freize, 1997] и тендерного факторов [GP. Jones, C.N. Jacklin, 1988]. В содержании конструктов маскулинности - фемининносги находит отражение феномен сексизма как гендернс-ролевого атгитюда, дискриминирующего женщину (ИР. Чикалова, 1999; НА Нечаева, 1997; В. Campbell, E.G. Schellenberg, C.Y. Senn, 1997]. Выступая характеристиками субъекта общения, маскулинность и фемининность проявляются в различных стратегиях общения и взаимодействия [ЮЛ Менджерицкая, 1999; S.L. Bern, W. Martina, С. Watson, 1976; АЛ. Еа у, 1995; V.S. Helgeson, 1994], в диспозициях субъекта [R.L. Helmreich, J.T. Spence, С.К. Holahan, 1979; G.P. Jones, C.N. Jacklin, 1988], в его направленности [Д.В. Воронцов, 1999; S.L. Bern, 1993]. Маскулин ность - фемининность субъекта объективируются, презентируются в тендерном типе

внешнего облика [Т. Gilmore, 1994; R. Green, К. Williams, М. Goodman, 1985] и типе

гендерной интерпретационной схемы [S.L. Bern, 1984,1993].

Таким образом, маскулинность и фемининность существуют в гфостранстве социального общения в связи с конструктами обыденного сознания, варьирующимися под влиянием социально-психологических факторов. Их изучение возможно при обращении к феноменам, конструирующим пространство социального общения, - к феноменам внешнего облика и социально-психологической шітерпретации.

Поэтому цель настоящего исследования заключается в изучении интерпретации маскулинности - фемининности внешнего облика женщины (на примере прически).

Объектом исследования является социально-психологическая интерпретация маскулинности - фемининности.

Предметом исследования выступает тендерное содержание интерпретационных схем внешнего облика, обусловленное маскулинностью - фемининностъю субъектов общения, представленных в гендерной идентичносга и гендерном типе внешнего облика, опосредованных социокультурным содержанием конструктов маскулинности - фемининности.

Гипотезы исследования.

1. Содержание конструктов маскулинности - фемининности изменяется под влиянием культурного, когортного и гендерного факторов.

2. Тендерный тип внешнего облика (прически) соотносится с типом гендерной идентичности и детерминирует ишерпретацию социально-психологических характеристик воспринимаемого субъекта: статуса, роли, аффилиативности и его связи с оп-ределенной моделью гендерных отношений. 3. Тип гендерной интерпретационной схемы внешнего облика (прически) соотносится с типом гендерной идентичности субъекта и варьируется по структуре и содержанию в соответствии с ним.

Задачи исследования. Теоретические задачи.

1. Рассмотреть методологические подходы к изучению феноменов маскулинности - фемининности и сформулировать принципы их понимания в социальной психологии.

2. Осуществить анализ эмпирических исследований и выделить основные со

циально-психологические характеристики, включенные в социальные конструкты маскулинности - фемининности и коррелирующие с гендерной идентичностью (маскулинностью - фемининностъю) субъекта.

3. Осуществить анализ внешнего облика и его интерпретации как способов конструирования маскулинности - фемининности.

Методические задачи.

1. Адаптировать методику С. Бем "Bern Sex Role Inventory" с целью измерения гендерной идентичности (маскулинности - фемининности) субъекта.

2. Разработать методики, позволяющие изучить гендерные характеристики интерпретации внешнего облика (прически) женщины:

1) семантический дифференциал, измеряющий маскулинность - фемининность внешнего облика;

2) методику для измерения сексизма в интфпретации внешнего облика женщины, позволяющую выделить характеристики гендерной интерпретационной схемы, соотносящиеся с гендерным типом внешнего облика: аффилиативность, статус, гендерную роль, модель гендерных отношений.

3. Подобрать методы статистической обработки данных, позволяющие дать качественное описание структурнскюдержательных особенностей гендерной интерпретационной схемы внешнего облика, соответствующие основным социально- психологическим ігоинципам изучения маскулинности - фемининности.

Эмпирические задачи.

1. Установить различия в содержании конструктов маскулинности - фемининности, обусловленные влиянием культурного, когортного и гендерного факторов.

2. Выделить гендерные типы внешнего облика (прически) женщины.

3. Установить взаимосвязь между тендерными типами внешнего облика (прически) и типами гендерной идентичности субъекта.

4. Проанализировать социально-психологическое содержание каждого гендерного типа внешнего облика (прически) в ахлветствии с феноменом сексизма: статус, роль, аффилиативность, модель гендерных отношений.

5. Выделить типы гендерных интерпретационных схем внешнего облика (прически).

6. Определить структурно-содержательные особенности каждого типа гендерных интерпретационных схем внешнего облика (прически).

7. Установить взаимосвязь между харакі истиками гендерной интерпретационной схемы внешнего облика (прически) и особенностями гендерной идентичности субъекта

Методологическими и теоретическими основами диссертационного исследования послужили: 1) концепция социального конструирования реальности (П. Бергер и Т. Лукман); положение о маскулинности - фемининносга как о конструктах социальной реальности, представленных в обыденном сознании и в гендерной идентичности субъекта общения (П. Бергер, Т. Лукман, S.L. Bern, К. Gergen и др.); 2) положение о влиянии сложившихся у субъекта интерпретационных схем на конструирование социальных, социально-психологических феноменов (КА Абульханова, К. Джерд-жен, В А Лабунская, П. Рикер, АЛ Славская, SJL Bern); 3) представление о структуре и функциях внешнего экспрессивного Я личности в связи с социальными и соци-альнсьпсихологическими особенностями личности (В А Лабунская).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач был использован следующий методический аппарат:

1) метод тестирования (российская версия методики С. Бем на измерение гендерной идентичности);

2) метод субъективного шкалирования (семантический дифференциал, измеряющий маскулинность - фемининность внешнего облика и методика на измерение сексиз-ма в интерпретации внешнего облика женщины);

3) прием кросс-культурного сравнения конструктов маскулинности - фемининносга россиян с конструктами маскулинности - фемининности североамериканцев на основании оригинальных шкал маскулинности - фемининности методики С Л. Бем на измерение гендерной идентичности личности;

4) метод распознавания образов (метод к-ближайших соседей).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась посредством следующих статистических процедур: описательная статистика, корреляционный анализ, ковариационный анализ, методы распознавания образов.

Эмпирическим объектом исследования выступили: 1) с целью адаптации методики на измерение гендерной идентичности личности и исследования различий в содержании конструктов маскулинности - фемининности - 265 человек (124 мужчины и 141 женщина) в возрасте от 18 до 45 лет с высшим образованием или обучающиеся в Вузе; 2) с целью исследования интфпрегации маскулинности - фемининности

внешнего облика - 166 человек, из них 137 студентов (69 женщин и 68 мужчин), обучающихся в Вузах г. Ростова-на-Дону, в возрасте от 18 до 22 лет и 29 женщин-парикмахеров 18-25 лет г. Таганрога.

Положения, выносимые на зашиту.

1. Внешний облик и интерпретационньїе схемы являются способами конструирования и презентации гендерной идентичности (маскулинности - фемининносга) субъекта

2. Различия в содержании социальных конструктов маскулинности - фемининносга обусловлены влиянием культурного, когортного и тендерного факторов.

3. Тендерный тип (маскулинность - фемининность) внешнего облика ссчлветствует типу гендерной идентичности и обуславливает ишерпретацию социально-психологических характеристик воспринимаемого субъекта на основе шкалы сек-сизма

4. Тендерная интфпретаїщонная схема внешнего облика соответствует типу гендерной идентичности и обладает определенными структурно-содержахельньгми характеристиками в зависимости от типа гендерной идентичности субъекта

5. Содержанием гендерных ишерпретационных схем внешнего облика выступают характеристики конструктов маскулинности - фемининносга и сексизма Степень их взаимосоответствия варьируется у субъектов с различными типами гендерной идентичности.

Научная новизна.

Осуществлен анализ теоретико-методологических подходов к п юблеме маскулинности - фемининности, на базе которого впервые обозначены принципы социально-психологического понимания феноменов маскулинности - фемининности, выступившие основанием для классификации социально-психологических характеристик маскулинного, фемининного, андрогинного типов гендерной идентичности.

Впервые в отечественной социальной психологии внешний облик и интерпретация рассмотрены как способы конструирования и презентации гендерной идентичности субъекта с позиций социального конструктивизма

Впервые установлена взаимосвязь между типами гендерных идентичностей и типами гендерных интерпретационных схем субъекта общения и обозначены их структурно-содержательные особенности. Выявлены и описаны тендерные типы внешнего облика

Впервые в отечественной социальной психологии предложен комплекс методов для изучения интерпретации маскулинности - фемининности внешнего облика.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Исследование вносит вклад в развитие концепции социального конструирования реальности, углубляя положение о маскулинности - фемининности как о конструктах социальной реальности, существующих в форме конструктов обыденного сознания и типов гендернои идентичности. В нем предложены социально-психологические принципы анализа маскулинности - фемининности; выделен ряд со-циальнсьпсихологических характеристик субъектов общения с маскулинным, фемининным и андрогинным типами гендернои идентичности; определено социально-психологическое содержание маскулинности - фемининности как конструктов российского обыденного сознания.

Полученные в исследовании данные о структурнскюдержательном соответствии между типом гендернои идентичности субъекта общения и типом используемой им гендернои интергфетационной схемы подтверждают и развивают теоретическое положение о влиянии сложившихся у субъекта интерпретационных схем на конструирование социальных и социально-психологических феноменов. Выявленные особенности гендерных интерпретационных схем позволяют детализировать представления о протекании процесса интерпретации у субъектов общения с различными типами гендернои идентичности и подчеркнуть роль гендерных характеристик среди со-циальнс-психолопиеских характеристик интерпретации.

Исследование расширяет рамки представлений о структуре и функциях внешнего экспрессивного Я личности в связи с социальными и социально-психологическими с собеннс стями личности, включая в круг этих особенностей тип гендернои идентичности субъекта. Выделяются специфические функции внешнего Я, связанные с конструированием гендернои идентичности субъекта вовне, с созданием образа тендерной идентичности в процессе общения, с презентацией социокультурных конструктов маскулинности - фемининности во внешнем облике субъекта; подчеркивается ведущая роль прически как гендернои репрезентации в реализации гендерных функций внешнего Я.

Методы, разработанные для измерения маскулинности - фемининности объекта интфпретации, в дальнейшем могут применяться для исследования феномена сек-сизма и изучения особенностей интерпретационных процессов, обусловленных фак торами маскулинности - фемининности. Для развития диагностики типа гендерной

идентичности в отечественной практической психологии могут использоваться данные о сюциально-психологических характеристиках маскулинного, фемининного и андрогинного субъектов, о типах гендерных интерпретационных схем, а также методика на измерение гендерной идентичности.

Практическое применение результатов данного исследования может давать положительный финансовый эффект, связанный с разработкой учебных программ для подготовки специалистов в области имидж-мейкинга, стилистов и т.п.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на XXVT1 сессии Недели науки РГУ (1999), на конференции "Мир, свс бодный от насилия против женщин" (Ростов-на-Дону, 1999), на Ш-ей Летней школе по гендерным исследованиям и феминистским теориям "Форос-99" (Форос, 1999), на П-ой Международной конференции "Женщина. Образование. Демократия" (Минск, 1999), на заседании кафедры социальной психологии РГУ (1999-2000).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы из 159 наименований, из них 66 - на английском языке, и приложений. Объем диссертации составляет 159 страниц, содержит 57 рисунков и 18 таблиц, из них 47 рисунок и 13 таблиц в приложениях.

Социально-психологические аспекты понимания маскулинности -фемининности в различных методологических подходах

По сей день среди ученых нет согласия в том, каким образом определять маскулинность и фемининность, поскольку им приходится сталкиваться с проблемой конструирования понятий, описывающих феномены, которые не являются "эмпирическими" в полном смысле этого слова. Авторы, занимающиеся проблемой маскулинности - фемининности, используют для описания маскулинности - феми-нинности разные понятия: идентичность [96, 116, 152]; репрезентация [98, 109, 114, 123,150,200]; дискурс [27, 56,109]; роль [21,79,110]; образ [48,173]; идеология [31, 137,171] и т.д. Поэтому, первый шаг на пути определения понятий маскулинности и фемининности нацелен на решение вопроса о том, посредством каких категорий их следует определять. Другая проблема, возникающая при определении маскулинности - фемининности, связана с установлением характера взаимосвязей между понятиями "маскулинность - фемининность" и понятиями "тендер", "пол", "половая отнесенность", тендерная идентичность" [51, 79, 83]. Для социальной психологии очевиден тот факт, что наивный субъект не обладает знанием о сущности маскулинности - фемининности; однако, он имеет представления о том, какими характеристиками должен обладать представитель мужского или женского пола С другой стороны, маскулинность и фемининность не являются характеристиками биологической организации субъекта, но соотносятся с социально-психологическими характеристиками субъекта общения: стратегиями общения, стереотипами, установками, самооценкой и тл. [2, 32,33,37,38,79,96,98]. Третья проблема в определении маскулинности - фемининности состоит в решении вопроса о фундаментальности, автономности, самостоятельности феноменов маскулинности - фемининности. Одни авторы [96, 149] рассматривают маскулинность и фемининность как компоненты тендерной идентичности субъекта. Другие ученые определяют маскулинность и фемининность как институционализированные социальные конструкты, имеющие статус архетипов [90], социальных представлений [44, 55], биологических программ [69, 79] и т.п.. Четвертая проблема возникает при изучении культурной отнесенности маскулинности - фемининности. В данном контексте формулируется вопрос об универсальности или культурной специфичности социально-психологического содержания маскулинности -фемининности [2,7,16,17,34,83,90,98,136]. Пятая проблема, касающаяся дефиниции маскулинности - фемининности, связана с трактовкой динамических особенностей этих феноменов. Ряд авторов [31, 109] заявляют, что основные семантические характеристики маскулинности - фемининности остаются неизменными. Другие исследователи [61,68,83] отмечают изменения в представлениях о маскулинности - фемининности под влиянием различных социокультурных и социально-психологических факторов. Шестая проблема возникает в связи с рассмотрение» маскулинности и фемининносга в контексте различных соииапънсчпюихологических концепции личности. Ролевая теория, например, предлагает рассматривать маскулинность и фемининность в качестве отдельных дискретных гендерных статусов и ролей, предписанных мужчинам и женщинам [142,158]. С точки зрения символизма, маскулинность и фемининность представлены как неделимые, монолитные тендерные репрезентации [53,56]. Социальный конструктивизм обозначает маскулинность и фемининность как постоянно конструируемые феномены [83], как категории познания [9], гендерные идентичности [112] и т.п.

Таким образом, уровень решения названных проблем характеризуется отсутствием общепринятой дефиниции маскулинности - фемининносга. Маскулинность -фемининность в различных методологических направлениях трактуются противоречивым образом. Но в целом, каждое из направлений соотносится с одной из двух основных научнофшософских парадигм человекознания, выделяемых на современном этапе, - эссенциализмом и социальным конструктивизмом. Психологический эссен-циализм, как определяет его К. Джерджен [112], основан на положении о том, что субъект обладает специфическими внутренними психическими процессами или механизмами. Поэтому, по мнению многих современных исследователей [2,17,39,40, 83, 98,146], эссенциализм рассматривает маскулинность - фемининность в большей степени как характеристики биологической организации субъекта.

Эссенциалистский подход к определению маскулинности - фемининности опирается на такие критерии, как: дискретность, универсальность, взаимоисключаемость, биологическая детерминированность.Он включает в себя такие методологические направления, в которых феномены маскулинности и фемининности определяются как биологически детерминированные. В настоящей работе к течениям эссенциалистско-го толка мы относим биологазаторский подход, структурный функционализм и символизм.

Альтернативой зссенциалистского подхода к проблеме маскулинности - фемининности является социальный конструктивизм. Социальный конструктивизм рассматривает половые биологические различия как менее важные по сравнению с тендерными характеристиками общения и взаимодействия [9, 31,83,98,112]. Как отмечают Е А Здравомыслова и АА Темкина, "социально-конструкгавистская парадигма задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, "создания гендера" в повседневности, в публичной (экономике, политике, масс-медиа) и приватной сферах, а также способы формирования знания о них. Одновременно этот подход оставляет пространство для концетуализации социальных изменений тендерных отношений, являющихся результатом щюблематизации конкретного опыта" [28, с.184]. Особенностью социаль-но-конструкгивистского подхода является оісуісшие окончательного и однозначного определения понятий "гендер", "маскулинность" и "фемининность". Так, например, АЛ Абубикирова [2] считает, что само определение маскулинности - фемининности есть действие, процесс, влекущий за собой серьезные последствия.

Представление о внешнем облике как о тендерной репрезентации

Проблема внешнего облика не является новой для психологической науки. На философском уровне анализа внешний облик изучается в связи с категориями тела, телесности [8, 39, 93]. В отечественной социальной психологии внешний облик рассматривается в связи с такими понятиями, как внешность и невербальное поведение [12,42,57,58]. Внешний облик описывается посредством выделения в нем структурных элементов и обозначения их функций в связи с вопросом о соотношении внешнего облика (внешности/невербального поведения) и личности. Исходя из того, какие компоненты включаются в структуру внешности/невербального поведения, существуют различные подходы к определению внешнего облика.

Так, например, в работе BJM. Богуславского [10] внешний облик анализируется в связи с понятием внешности. Автор включает в структуру внешности устойчивые и среднединамические невербальные компоненты, то есть, особенности строения тела и социальные способы его оформления: косметику, одежду, прическу, украшения.

В американской социальной психологии внепюий облик определяется как физическая характеристика субъекта [129, 141, 144, 157]. В этой традиции проблема внешнего облика изучается в рамках исследований аффилиативности [94], инверсной гендерной идентичности [158] и т.п.. В обоих названных подходах в понятие внешнего облика не включаются динамические элементы невербального поведения. Внешний облик рассматривается скорее как родовая характеристика субъекта, нежели, чем его индивидуальная характеристика, соотносимая с психологическими и социально-психологическими особенностями его идентичности. В результате такой трактовки внепшего облика утрачивается целостная картина взаимосвязи различных способов самовыражения и самопредьявления; становится проблематичным понимание взаимозависимости между психологическими и социальнсьпсихологическими особенностями субъекта и способами оформления и конструирования внепшего облика По мнению авторов [4, 42, 93], редукционизм, приводящий к вычленению проблемы внешнего облика из дуалистической проблемы "внешний облик - личность", "внешнее Я - внутреннее Я", не позволяет рассматривать феномен внешнего облика в связи с такими с сюбенносгями, как динамичнос вариабельность, социокультурная сконструированность и индивидуальная ингергфетация социокультурного эталона. Наиболее адекватным подходом к изучению внепшего облика является такой подход, с точки зрения которого внешний облик рассматривается как подвижная система, включенная в пространство социального общения, его социокультурных и личностных детерминант, соотносимая с особенностями идентичности субъекта в рамках проблемы "внешнее Я - внутреннее Я".

Эмпирические попытки построения модели "особенности личности - способы оформления внешнего облика" предпринимались с незапамятных времен. Они дошли до нас в форме таких наук, как френология, хиромантия, физиогномика, конституциональная типология и т.п. [4]. Проблема взаимосвязи внешнего облика и идентичности субъекта обсуждалась еще в древней философии в рамках вопроса о связи души и тела. В настоящее время многие исследователи [41,42,93,98,110,143] обращаются к данной проблеме на различных уровнях научного анализа.

На философском уровне анализа проблема взаимосвязи внепшего облика и идентичности субъекта подробно освещена в работе СЛ. Яременко [93]. Исследуя феномен внешности в культуре, автор обращается к взглядам различных философов на соотношение внешнего и внутреннего в человеке. СИ. Яременко указывает, что в классической философии Л. Фейербахом было заявлено о неразрывности телесного и духовного в человеке. В русской философии эта идея развивалась в работах М Бахтина, который пытался преодолеть дуализм "Я и другой" и представить тело (внешний облик) как "я-для-другого". М. Бахтин предлагал выделять внешнее и внут ренне тело. Он определял внутренне тело "как момент самосознания, совокупность внутренних, органических ощущений, желаний, потребностей"; внешнее тело - как "тело другого человека, тело для другого" [93, с. 19]. Ценность внешней личности субъекта, и прежде всего, внешнего тела носит заемный характер, конструируется субъектом, но не переживается непосредственно. Внутренне тело выступает как "я-для-себя". Внешнее тело есть "я-для-другого" [93].

Подводя итог различным точкам зрения на проблему взаимосвязи внешнего облика и особенностей идентичности субъекта, С.Н. Яременко пишет, что внешний облик имеет исключительное значение не только для социального окружения, но и для самого индивида. Утрата каких-то черт своего внешнего облика может восприниматься индивидом как утрата своей самости, идентичности. Она считает, что "тело человека и есть сам человек", оно "...не есть некая оторванная от него сущность, не часть целого, а тип целого..."; "тело является как бы экраном, на который проеідаруются как индивидуальные особенности человека, так и особенности инкарнированного в него социума" [93, с.24].

На уровне (юциально-психологического анализа проблема взаимосвязи внешнего облика и идентичности субъекта впервые задана в работах АА Бодалева [11] и В.Н. Панферова [57]. Идея внешнего облика как "я-для-другого", предложенная М. Бахтиным, находит отражение в научной школе социальной перцепции. Внешний облик определяется в пространстве социального общения, в ситуации необходимости представлять себя другому, конструировать себя для другого. Рассматривая внешний облик в контексте его соотношения с личностью субъекта общения, АА Бодалев писал о том, что "прюнаки-сигналы, из которых слагается внешний облик, имеют для других людей осведомительное значение и выполняют регулятивную функцию. Будучи отраженными, они актуализируют систему знаний, которая связана с определенным сигналом" [11, с.28]. В Л. Панферов отмечал, что в процессе понимания "мы смотрим на внешний облик друг друга и отдельные ее компоненты как на систему знаков, которые для нас выступают в роли признаков психологических качеств личности" [57, с.73].

В настоящее время понимание внешнего облика как конструкта "Я-для-другого" развивается в работах В А Лабунской [42]. Внешний облик рассматривается в связи с проблемой экспрессивности личности, используется понятие внешнего экспрессивного Я личности (далее - внешнего Я). В основе определения внешнего Я ле жат представления о природе и функциях невербального поведения. Невербальное поведение определяется как "совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуаль-нснконституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешнего облика: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности" [42, с.129]. Структура невербального поведения в теоретической концепции В А Лабунской понимается как динамическая, вариабельная, конструируемая совокупность трех взаимосвязанных подсистем: устойчивых, среднеустойчивых и динамических компонентов. Связь невербального поведения с психологическими и сс-циальнсьпсихологическими характеристиками субъекта заключается в выражении субъектом своего Я для другого при помощи экспрессивных средств. Основные функции невербального поведения состоят в создании образа партнера; формировании отношений; маскировании Я; социальной стратификации; индикации статусно-ролевых отношений [42]. То есть, функции невербального поведения конструируют пространство социального общения на всех уровнях взаимоотношений субъекта с социальной реальностью, обеспечивают возможность быстрого реагирования и адаптации к потребностям социальной ситуации.

Гипотезы, задачи, методы, объект исследования

Исходя из теоретико-методологического анализа, тоциально-психологических принципов понимания и данных эмпирических исследований феноменов маскулинности - фемининности, цель исследования заключается в изучении интфпретации маскулинности - фемининности внешнего облика женщины (на примере прически).

Объектом исследования является социально-психологическая интерпретация маскулинности - фемининности.

Предметом исследования является тендерное содержание интерпретационньгх схем внешнего облика, обусловленных маскулинностью - фемининностью субъектов общения, представленных в виде их гендерной идентичности и гендерного типа внешнего облика (прически), опосредованных социокультурным содержанием конструктов масжулинности - фемининности.

Гипотезы исследования. 1. Содержание конструктов маскулинности - фемининности различается под влиянием культурного, когортного и тендерного факторов.

2. Тендерный тип внешнего облика (прически) женщины соотносится с типом гендерной идентичности и детерминирует интергфетацию социально-психологических характеристик воспринимаемого субъекта: статуса, роли, аффилиа-тивности и его связи с определенной моделью гендерных отношений.

3. Тип гендерной иніергіретационной схемы внешнего облика (прически) соотносится с типом гендерной идентичности субъекта и варьируется по структуре и содержанию в соответствии с ним.

Методические задачи. 1. Адаптировать методику С. Бем Бет Sex Role Inventory" с целью измерения гендерной идентичности (маскулинности - фемининности) субъекта

2. Разработать методики, позволяющие изучить тендерные хагжгеристики ин-тергфетации внешнего облика (прически) жешциньї:

1) семантический дифферегаїиал, изменяющий маскулинность - фемининность внешнего облика;

2) методику на измерение сексизма в интерпретации внешнего облика женщины, позволяющую выделить характеристики гендерной ивтерпі тационной схемы, соотносящиеся с гендерным типом внешнего облика: аффилиативность, статус, тендерную роль.

3. Подобрать методы статистической обработки данных, позволяющие дать качественное описание структурнскюдержательных особенностей гендерной интерпретационной схемы внешнего облика, соответствующие основным социально психологическим принципам изучения маскулинности - фемининности.

Эмпирические задачи, 1. Установить различия в содержании конструктов маскулинности - фемининности, детерминируемые влиянием культурного, когортного и гендерного факторов. 2. Выделить тендерные типы внешнего облика (прически) женщины. 3. Установить взаимосвязь между тендерными типами внешнего облика (прически) и типами гендерной идентичности субъекта

4. Пгюанализировать социально-психологическое содержание каждого гендерного типа внешнего облика (прически) в ссютветствии с феноменом сексизма: статус, роль, аффилиативность, модель гендерных отношений.

5. Выделить типы гендерных интерпретационньгх схем внешнего облика (прически). 6. Определить структурнскадержательные особенности каждого типа гендерных интерпретационньгх схем внешнего облика (прически).

7. Установить взаимосвязь между характеристиками тендерной интерпретационной схемы внешнего облика (прически) и особенностями тендерной идентичности субъекта.

Методы эмпирического исследования: 1) методика на измерение тендерной идентичности (маскулинности - фемининносги) личности (российская версия методики Bern Sex Role Inventory Сандры Бем [96]) (см. приложение 1.1);

2) методика на измерение маскулинности - фемининности внешнего облика (прически), тендерный тип внешнего облика и структурные особенности тендерной интерпретационной схемы внешнего облика (прически) женщины (см. приложение 1.2);

3) методика на измерение сексизма в иніерцреіации внешнего облика (прически) женщины, диагаостирующая социально-психологические характеристики, включенные в содержание гендерных интерпретационных схем внешнего облика (прически) женщины (см. приложение 1.3).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась посредством следующих статистических процедур: описательная статистика, корреляционный анализ, ковариационный анализ, методы распознавания образов.

Эмпирическим объектом исследования выступили: 1) с целью адаптации методики на измерение тендерной идентичности личности и исследования различий в содержании конструктов маскулинности - фемининности - 265 человек (124 мужчины и 141 женщина) в возрасте от 18 до 45 лет с высшим образованием или обучающиеся в Вузе; 2) с целью исследования интерпретации маскулинности - фемининности внешнего облика -166 человек (137 студентов, из них 69 женщин и 68 мужчин, обучающиеся в ВУЗах г. Ростова-на-Дону в возрасте от 18 до 22 лет, и 29 женщин-парикмахеров 18-25 лет г. Таганрога.

Определение различий в содержании конструктов маскулинности - фемининности североамериканцев и россиян (культурный, тендерный и когортный факторы)

С целью проверки гипотезы о влиянии культурного, когортного и тендерного факторов на содержание конструктов маскулинности - фемининности было проведено исследование, в котором сравнивались конструкты маскулинности - фемининности североамериканцев и россиян. Конструкты маскулинности - фемининности североамериканцев были взяты из методики С. Бем на измерение тендерной идентичности личности (Bern Sex Role Inventory) [97]. С ними сравнивались конструкты маскулинности - фемининности россиян, полученные в результате адаптации указанной методики. В этом эмпирическом исследовании приняли участие 265 человек, из них 124 мужчины и 141 женщина в возрасте от 18 до 45 лет. Изучение влияния когортного фактора на содержание конструктов маскулинности - фемининности анализировалось на материале 3 когортных групп: 18-25 лет (131 человек), 26-35 лет (58 человек), 36-45 лет (76 человек). Участникам эксперимента был предложен список характеристик личности, используемый для адаптации МИГИ (см. приложение 1.4). Давалась следующая инструкция: "Перед Вами список характеристик личности. Ваша задача - определить, в какой степени каждая их них характеризует большинство женщин в России / большинство мужчин в России в соответствии с 7-бальной шкалой." Впоследствии, собранные данные были подвергнуты процедуре подсчета показателей описательной статистики и методу k-ближайших соседей (более подробно см. пп.3.1,3.2). В результате статистической обработки были выделены характеристики, входящие в конструкты маскулинности - фемининности, свойственные для различных когортных и гендерных групп.

Анализ влияния культурного фактора на содержание конструктов маскулинности и фемининности осуществлялся на основании сопоставления шкал маскулинности и фемининности оригинальной методики и шкал маскулинности и фемининности, полученных в ходе ее адаптации. Анализ влияния когортного фактора на содержание конструктов маскулинности и фемининности изучался на основании сопоставления конструктов маскулинности и фемининности, характерных для каждой из трех когортных групп: 18-25 лет, 26-35 лет, 36-45 лет. Анализ влияния тендерного фактора на содержание конструктов маскулинности и фемининности осуществлялся на основании сопоставления конструктов маскулинности и фемининности полотипичных женщин и полотигахчных мужчин.

Влияние культурного фактора на различия в конструктах маскулинности -фемининности у североамериканцев и россиян

В результате применения процедур статистической обработки были выделены конструкты маскулинности и фемининности, характерные для российской выборки (см. таблицы 2 и 3). Из таблиц 2 и 3 видно, что конструкты маскулинности и фемининности россиян и североамериканцев различаются по включению характеристик, описывающих направленность и интенсивность преобразующей активности субъекта общения. Так, конструкт маскулинности россиян не включает характеристики ассер-тивности (интенсивность преобразующей активности маскулинного субъекта) {отстаивспаций собственное мнение, решительный, соревнующийся) характеристики направленности на достижение {готовый иметь успех, честолюбивый) и характерис-стики позитивного отношения к хбе(самостоятельный, сильный духом). Таким образом, российские конструкты маскулинности и фемининности отличаются от американских тем, что в них в меньшей степени проявляется эффект тендерной поляризации. Многие маскулинные и фемининные с точки зрения североамериканцев характеристики отнесены к категории андрогинных. В основном, это касается тех характеристик, которые описывают направленность на достижение и позитивное отношение к другому и к миру. Причем, российский конструкт фемининности в большей степени, чем конструкт маскулинности, андрогинизирован по сравнению с американским конструктом фемининности. Это наглядно демонстрируется при помощи графических методов распознавания образов (см. рис.1 в п.3.2). Фемининные характеристики расположены близко к оси, почти "прилеплены" к ней. Российский конструкт маскулинности характеризуется меньшей асгергавностью, меньшей направленностью на достижение, менее позитивным отношением к себе по сравнению с американским конструктом маскулинности. Рс хяшский конструкт фемининности характеризуется меньшей степенью подчиненности по сравнению с американским. А также, в нем не представлены характеристики позитивного отношения к партнеру, которые с точки зрения россиян являются андрогинньгми.

Влияние гендерного фактора на содержание российских конструктов маскулинности и фемининности Содержание российских конструктов маскулинности и фемининности у мужчин и женщин, отражено в таблице 4. Конструкты маскулинности у мужчин и женщин сходны включением хагйктеристик направленности на достижение (обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, аналгопически мыслящий)-, характеристик ассергивности (напористый, агрессивный, готовый идти на риск); характеристик физической формы (спортивный, сильный физически), характеристик негативного отношения к партнеру (скрытный, индивидуалист). Различия в конструктах маскулинности мужчин и женщин следующие. Конструкт маскулинности у мужчин, в отличии от конструкта маскулинности у женщин, более содержательный. В него дополнительно входят характеристики позитивного отношения к себе (самостоятельный, сильный духом); характеристика ассергивности (решительный), которые также являются маскулинными с точки зрения американцев, и характеристика надежный (андрогинная с точки зрения американцев).

Похожие диссертации на Интерпретация маскулинности-фермининности внешнего облика женщины (На примере прически)