Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Склярова Дарья Викторовна

Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп
<
Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Склярова Дарья Викторовна. Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Склярова Дарья Викторовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Таганрог, 2008. - 211 с. РГБ ОД, 61:08-19/21

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема этнической идентичности в социально-психологической науке ..14

1.1. Этнос и его этнопсихологические особенности: постановка проблемы исследования .14

1.1.1. Современные исследования этнопсихологической специфики различных этносов России... 14

1.1.2. Анализ основных этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков .18"

1.1.3.Этнопсихологические особенности кабардинского, балкарского и русского этносов 23

1.2. Понятие этническошидентичности в зарубежных-и отечественных исследованиях 33

1.3. Особенностиэтническойидентичности и ее структура

1.3.1. Основные направления исследования этноидентичности.

1.3.2. Структура этнической идентичности-и особенности ее содержания ..

1.3.3: Определение направления эмпирического изучения когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности, готовности к межэтническому взаимодействию 61

1.4. Выводы 71

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русскойэтногрупп 74

2.1. Организация иіметодическое обеспечение исследования 74

2.2. Анализ особенностей содержания когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп. 92

2.2.1. Анализ представлений студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о своей национальной принадлежности, о личностных особенностях своей и других этнических групп 92

2.2.2. Анализ особенностей эмоционального отношения студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к своей и другим этногруппам 108

2.3. Анализ уровня эмпатии и представлений студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о выраженности эмпатии у представителей своей и других этногрупп 115

2.4. Анализ особенностей проявления себя представителем определенного этноса и уровня готовности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию 119

2.5. Сравнительный анализ особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп 124

Заключение 161

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Разработка проблемы этнической идентичности является чрезвычайно важной для российского общества, использующего в качестве основного критерия социальной дифференциации и интеграции национальную принадлежность [Дробижева Л.М., 1996; Лебедева Н.М., 1999; Коростылев А.Д., 2002; Солдатова Г.У., 2001]. За последние двадцать лет сформировалось новое поколение россиян, выросшее в иных, чем другие поколения социально-экономических условиях. Общее культурное пространство, мультикультурный мир задают качественно иные формы поведения и взаимодействия, способствуют появлению специфических характеристик этнической идентичности.

Диалог культур актуализирует процессы идентификации, самоопределения, формирования этнической идентичности, особенно у студенческой молодежи, принимающей в нем активное участие. Проблема формирования этноидентичности у студенческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионов России, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда. Одним из таких регионов является Северный Кавказ, включающий ряд республик, среди которых особое положение занимает Кабардино-Балкария. На её территории проживают народы, говорящие на языках различных лингвистических семей, здесь соприкасаются два мира: мусульманский и славяно-христианский. В зависимости от того, как будут решаться этносоциальные проблемы в таких республиках, они могут стать «либо мостом между этими мирами, либо ареной их жесточайшей схватки» [Александрова В.Л., 2003]. В связи с этим, возрастает значимость исследований особенностей этнической идентичности коренных народов и русских, проживающих на территории Кабардино-Балкарии, направленных на анализ тех характеристик, которые их объединяют, и тех, которые выполняют функцию дифференцирующих признаков [Стефа- ненко Т.Г., 1999].

При наличии большого числа публикаций, посвященных изучению особенностей этнической идентичности народов, проживающих на территории России [Арутюнян Ю.А., 1984; Дробижева Л.М., 1994, 1996; Солдатова Г.Н., 1998, 2001; Хотинец В.Ю., 2000 и др.], ещё недостаточно проводится сравнительных исследований, направленных на выявление особенностей различных компонентов этнической идентичности, способствующих либо интеграции взаимодействия между этногруппами, либо усилению их дифференциации, вплоть до разъединения и возникновения трений и сбоев в межэтническом общении. Мало изученной остается проблема формирования этноидентичности русского населения в условиях нового, суверенного статуса республик, например, Кабардино-Балкарии. Не менее важной, но недостаточно разработанной в социальной психологии остается и проблема формирования этнической идентичности у студенческой молодёжи, проживающей в мультикультурной, полиэтнической среде.

Следует отметить, что в большинстве исследований этноидентичность рассматривается как состоящая из двух компонентов: когнитивного и аффективного (эмоционально-оценочного) [Turner J.C., Tajfel H., 1984; Кауненко И.И., 2000; Солдатова Г.У., 1998; Стефаненко Т.Г., 1999 и др.]. Дискуссионным остается вопрос о включении в структуру этноидентичности поведенческого компонента, фиксирующего систему отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. В качестве аргумента в пользу включения поведенческого компонента в структуру этнической идентичности традиционно указывается на необходимость постоянного подтверждения этнопринадлежности во внутриэтническом и межэтническом взаимодействии. Опираясь на эту точку зрения, нам представляется чрезвычайно важным в процессе изучения особенностей этнической идентичности обращаться к определению степени выраженности готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию, к исследованию включенности этнофора (носителя основных этнических черт) в социальную жизнь и культурную практику своего этноса в условиях полиэтнического региона.

Несмотря на то, что когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности, представленные в авто- и гетеростереотипах, изучаются в большинстве работ, выполненных в области этнопсихологии, до сих пор на периферии внимания исследователей остается изучение этнопредставлений о проявлении эмпатии, о «приемлемых» и «неприемлемых» для представителей того или иного народа черт личности. Кроме этого, в процессе изучения аффективного компонента этнической идентичности недостаточно уделяется внимания определению степени выраженности позитивного отношения к своей и другой этногруппе в сочетании с такими социальными переживаниями, как, например, «чувство гордости», сопровождающее этническое самоопределение.

Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа особенностей этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

Объектом исследования является этническая идентичность в полиэтническом регионе (на примере Кабардино-Балкарской республики).

Предмет исследования: этнопредставления о личностных особенностях своей и других этногрупп, выраженности эмпатии, уровень готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию и особенности эмоционального отношения студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к своей и другим этногруппам.

Гипотезы исследования:

  1. Соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности в структуре авто- и гетеростереотипов, уровней позитивности-негативности эмоционального отношения к своей и другим этногруппам и готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию изменяется в зависимости от этнической идентичности.

  2. Особенности проявления себя членом своей этногруппы; переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу; оценки уровня эмпатии отличаются у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп.

  3. Этноидентичность студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских, представленная взаимосвязью этнопредставлений и эмоциональных отношений к своему и другим этносам, обуславливает уровень готовности к межэтническому взаимодействию.

  4. Общие для этногрупп студенческой молодежи (кабардинцы, балкарцы и русские) особенности этноидентичности могут выполнять как функцию интеграции взаимодействия между этническими группами, так и функцию дифференциации.

Задачи исследования:

Теоретические задачи:

  1. Осуществить социально-психологический анализ проблемы этнической идентичности, на основе которого рассмотреть структурные компоненты этнической идентичности и ее содержание.

  2. Определить направления эмпирического изучения когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности, готовности к межэтническому взаимодействию.

Методические задачи:

  1. Сформировать адекватный задачам методический инструментарий эмпирического исследования особенностей этноидентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп Кабардино-Балкарской республики.

  2. Выделить на основе параметров этнической дифференциации критерии формирования кабардинской, балкарской и русской групп в общей выборке респондентов.

Эмпирические задачи:

  1. Изучить представления студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о своей национальной принадлежности, о личностных особенностях своей и других этнических групп.

  2. Осуществить анализ особенностей эмоционального отношения к представителям своей и других этногрупп студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских.

  3. Выявить уровень эмпатии и изучить представления о выраженности эмпатии у представителей своей и других этногрупп.

  4. Определить уровень готовности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию.

  5. Осуществить сравнительный анализ особенностей проявления этноидентичности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских.

  6. Определить взаимосвязи между этнопредставлениями, эмоциональными отношениями к своему и чужим этносам и уровня готовности студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских к межэтническому взаимодействию.

  7. Выявить общие для всех этногрупп особенности этнической идентичности, интегрирующие (способствующие межэтническому взаимодействию) и дифференцирующие (разделяющие этногруппы).

Методологическую и теоретическую основу работы составили: принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Стефаненко, Э. Эриксон); положения теории социальной идентичности и социальной категоризации (Г. Тэджел, Дж. Тернер); положения этнокультурной парадигмы о сущности человека и особенностях его развития (Б.Ф. Поршнев, Г.Г. Шпет, В.Ю. Хотинец и др.); подходы к изучению межэтнического взаимодействия (В.С. Агеев, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова).

Методы и методики исследования. Использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ психологических, этносоциологических, этнопсихологических, социально-психологических источников по проблеме; методы опроса, тестирования, контент-анализ; анализ матричных структур Moscovici; анализ характерологических свойств личности В.Г. Парфенова; методы статистической обработки данных.

Методический инструментарий включает методики, направленные на изучение: представлений о своей национальной принадлежности (авторская анкета-фильтр «Представления субъектов различных этногрупп о своей национальной принадлежности», тест «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Партланд)); представлений о личностных особенностях своей и других этногрупп (авторская анкета «Представления о личностных особенностях своей и других этногрупп»); эмоциональных отношений к своей и другим этногруппам (авторская анкета «Переживание чувства, связанного со своей национальной принадлежностью», «Диагностический тест отношения» (Г.У. Солдатова-Кцоева)); представлений о выраженности эмпатии («Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан и Н. Эпштейн), опросник «Эмпатия» А. Меграбиана (адаптирован автором); авторское полустандартизированное интервью «Этнопредставления об эмпатии»); готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию (авторская анкета «Особенности проявления себя членом своей этногруппы», «Шкала социальной дистанции» (в модификации О.Л. Романовой)).

Использовались стандартные методики математической статистики: процедуры стандартизации шкал; Т-критерий Вилкоксона, t – критерий Стьюдента; корреляционный анализ Спирмена (R), Пирсона (n). Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPSS 14.0.

Характеристика выборки. Отбор респондентов осуществлялся на основе опроса, в котором приняло участие 273 человека. Учитывался ряд параметров: этническая самоидентификация; родной язык; родственные отношения с представителями определенных этногрупп; национальные обычаи и традиции, поддерживаемые семьёй респондента; место проживания в настоящее время и в периоды формирования эмоционально-оценочного отношения к этнической группе (9-14 лет); возраст; социально-профессиональный статус. В этические группы были распределены респонденты, которые: 1) относили себя к одной из изучаемых этногрупп; 2) указывали на свое кровное родство с обоими родителями; 3) родной язык которых совпадает с этнонимом и языком своих родителей; 4) в настоящее время и в возрасте 9-14 лет проживали на территории КБР; 5) являются студентами ВУЗов; 6) возраст которых составляет 18-22 года. В результате были выделены три группы: кабардинская - 101 человек, балкарская, - 86 и русская - 54 человека. Объем эмпирической выборки составил 241 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. В зависимости от этнической идентичности в структуре авто- и гетеростереотипов исследуемых этногрупп изменяется соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности: автостереотипы более позитивны у кабардинцев и балкарцев, гетеростереотипы – у русских; «своим» приписываются черты, наиболее «приемлемые» для большинства членов этногруппы; у разных этногрупп гетеростереотипы представлены разными категориями характерологических свойств; кабардинцы более положительно оценивают балкарцев, балкарцы – русских, русские – балкарцев.

2. В зависимости от этнической идентичности изменяется соотношение уровней эмоционального отношения к своей и другим группам и выраженность готовности к внутри- и межэтническому взаимодействию: кабардинцы в равной степени готовы к взаимодействию с балкарцами и русскими, но более позитивно относятся к балкарцам, чем к русским; балкарцы более позитивно оценивают русских и в большей степени готовы к взаимодействию с русскими, чем с кабардинцами; русские более позитивно относятся к балкарцам, чем к кабардинцам, и проявляют более высокий уровень готовности к взаимодействию с балкарцами, чем с кабардинцами.

3. Особенности проявления себя членом своей этногруппы, переживания чувств, связанных с принадлежностью к своему этносу, оценки выраженности эмпатии у представителей студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп отличаются: кабардинцы и балкарцы больше в сравнении с русскими соблюдают обычаи и традиции; национальная принадлежность более эмоционально-ценностно значима для кабардинцев и балкарцев в сравнении с русскими; оценки уровня эмпатии своего и других этносов отличаются; оценки уровня эмпатии других этносов различий не имеют.

4. Взаимосвязь этнопредставлений и эмоциональных отношений студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской групп к своему и другим этносам обуславливает готовность исследуемых этногрупп к межэтническому взаимодействию: эмоционально-оценочные компоненты автостереотипа связаны с эмоционально-оценочными компонентами гетеростереотипов, что определяет поведенческие предпочтения в межэтническом взаимодействии.

5. Этноидентичность студенческой молодежи, принадлежащей к кабардинской, балкарской и русской этногруппам, проявляется: 1) в общих для всех особенностях, способствующих дифференциации, возникновению сбоев и трений в межэтническом общении: в ингрупповом фаворитизме; в тенденции завышать оценки о своем этносе и увеличивать различия между своим и чужим этносами; 2) в общих для всех особенностях, способствующих интеграции и межэтническому общению кабардинской, балкарской и русской этногрупп: в низкой представленности этнокатегорий в самопредъявлениях; в аутгрупповом фаворитизме, в выраженной тенденции завышать оценки других этнических групп; в позитивности гетеростереотипов; в проявлении высокого уровня готовности к межэтническому взаимодействию.

Научная новизна. Впервые на основе сравнительного исследования выявлены особенности этнической идентичности и определены различия в этнопредставлениях студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп о личностных чертах, выраженности эмпатии, готовности к внутриэтническому и межэтническому взаимодействию. Впервые показано, что определенное соотношение «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности, входящих в авто- и гетеростереотипы, в сочетании с уровнем выраженности позитивного отношения к своему и другим этносам, обуславливает уровень выраженности готовности к межэтническому взаимодействию. Впервые выявлены общие особенности этнической идентичности, способствующие интеграции и дифференциации межэтнического взаимодействия студенческой молодежи, принадлежащей к кабардинской, балкарской и русской этногруппам.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в становление отечественной кросскультурной психологии, расширяет представления о формировании этнической идентичности в мультикультурных, полиэтнических регионах, уточняет результаты исследований межгрупповых отношений. Данные об особенностях этнической идентичности корректируют существующие представления о взаимодействии кабардинского, балкарского и русского этносов, способствуют пониманию процессов интеграции и дифференциации титульных и русского этносов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы для разработки программ повышения эффективности межкультурного взаимодействия в поликультурных регионах; с целью совершенствования процесса организации межкультурного образования: составление просветительских, развивающих и коррекционных программ, направленных на развитие этнокультурной толерантности. Полученные результаты могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, бизнесе, управлении; могут служить основой для построения социально-психологических прогнозов развития межэтнических отношений; использоваться в процессе создания концепций национальной политики в Северо-Кавказском регионе; для разработки проектов, направленных на предотвращение дискриминации и регулирования этнических конфликтов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением адекватного задачам методического инструментария, тщательностью формирования выборки, применением современных математических процедур обработки данных.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлены на Международной интернет-конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2003), докладывались на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава аспирантов и сотрудников ТРТУ (Таганрог, 2004, 2006), XIII годичном собрании Южного отделения РАО и XXV психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2006). Теоретические материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете информационной безопасности Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге (ТТИ ЮФУ) при чтении курса «Социальная психология» при подготовке студентов по специальности 030301 – «Психология»; а также для проведения факультативных и психокоррекционных занятий в Центре психологической безопасности личности (ЦПБЛ) кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ с целью повышения коммуникативной компетентности и развития этнокультурной толерантности студенческой молодежи.

Основное содержание диссертации отражено в 6 публикациях автора, общим объемом 1,2 усл. п. л., в том числе 4 работы в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикаций материалов кандидатских диссертаций.

Структура и объем работы отражают логику, содержание и результаты проведенного исследования. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы, рекомендации и дальнейшие перспективы исследования проблемы; списка литературы, состоящего из 145 источников, из них – 9 на английском языке; 6 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 167 страниц. Работа содержит 22 таблицы, 44 рисунка.

Анализ основных этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков

В жизни современного- человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его этнопсихологических особенностей играют первостепенно важную роль, оказывают серьезное влияние на отношения между людьми - от межличностных до межгосударственных. Исходя из этого, необходимо исследование этнической специфики различных этносов, изучение-психологического аспекта этнического фактора.

Существует большое количество работ, относящихся к этой теме. Так, общие проблемы теории этноса раскрыты в трудах М. Арипова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, М.Н. Губогло; В .И. Козлова, В. Ступишина, Г. Юсупова, С. Чешко, СП. Арутюнова, С. Е. Рыбакова, П.М. Кожина и др.

Обширна-библиография работ, посвященных научному анализу процесса национально-культурного развития русских и их этнопсихологических особенностей [Арутюнова С.А., Арутюнян Ю.В., Бромлея Ю.В., Гумилёва Л.Н., Джунусова М.С., Межуева В.М., Чистова К.В. и др.] Отмечаются исследования традиционной культуры русских [34; 133]. Различным этносоциальным аспектам культурной жизни русских в иноэтнической среде, их миграционному поведению, национальному самосознанию специально посвящают свои научные исследования В.Ф. Вавилин, И.А. Гришаев, Л.М. Дробижева., B.C. Кондратьев, В.К. Маслова, Л.В. Остепенко, С.С. Савоскул, И.А. Субботина, Л.А. Тульцева и другие авторы. В публикациях В.И. Козлова, А.А. Сусоколова рассматриваются особенности социально-демографических процессов у русских. Особый интерес представляют труды русских краеведов, литераторов, этнографов, таких как Н.В. Авдеев, СТ. Аксаков, СЯ. Елпатьевский, Н.В. Ремезова, Г.И. Успенский, М.И.Чванов.

Рассматривались вопросы этнопсихологического своеобразия национальных ценностей отдельных народов: казахов [Аклаев А.Р.], коми [Вызова В М.], этнической группы акан [Очере Ф.А.], сибирских народов [Кожанов А.А.]. Исследовались особенности формирования этноидентичности казахов [Романова О.Л], еврейского народам [Ъаклушинский С.А.], этнического сознания армян и азербайджанцев [Арутюнян Ю.А.] народов- Урала [ХотинецВТО:] и. других народов [Батьянова Е.П., Вяткин Б:А., Дугарова Т., Сикевич З.В:, Онежкова И.А.). Вопросы развития отдельных этносов проанализированы в монографиях и статьях Ю.В: Арутюняна (татар, башкир, удмуртов); А.Вишневского (сибирских этносов), Н. Джандильдина (чукотского этноса), а также других этносов, республик РФ [Котова О., Краснухина К., КузеваР;, ИаинаЭ;, Новака Ю., Осипенко П., РогачеваМ., Фадеева Р. и др.]. Примером обстоятельного исследования может быть назван научный проект «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов Российской- Федерации», выполненный в институте этнологии и антропологии РАН под руководством профессора JT.M: Дробижевой, особенно, итоговая-монография. Особыш интерес представляет раздел этой монографии, подготовленный социопсихологом Г.Н. Солдатовой, в котором рассматривается этническая идентичность и этнополитическая? мобилизация на примере четырех российских республик - Осетии, Татарстана, Тувы и Якутии; большой вклад внесли исследования народов Северной и Южной Осетии, Грузии.

Непосредственно анализируются этнические проблемы русских в республиках. В? республиках актуальна проблема функционирования и развития русского языка и языкового взаимовлияния чему посвящены труды Н;В; Бескакова, М;Н; Губогло; М .В .- Дьячкова, В:Ю: Михальченко. Вопросам современной этнополитической ситуации в России уделяют внимание в своих исследованиях A.G. Вартазарова, Б.Б. Задарновский; В.Н. Иванов, МЗІ Иорден, Ю.А. Левада, BIG. Тишков, Р1Х. Симонян. Межнациональные проблемы рус ского населения республики Башкортостан освещены в публикациях Д.М. Азаматова, А.В. Аринина, В.А. Бенина, Н.В. Бикбулатова, Д.М. Гилязитдинова, С.А. Ковязина, Р.Н. Кутушева, М.В. Мурзабулатова, Ф.Б. Садыкова. Исследованием русской культуры в республиках занимался А.Р. Гордонов. Этносоциоло-гические исследования русского населения в КБАССР проводились Г.В. Старовойтовой, И.Х. Тхамоковой. Особенности адаптации русских к новой культурной среде в республиках бывшего СССР изучались Н.М. Лебедевой [Лебедева Н.М., 1993; 1995]. Однако представленность научных трудов, в которых освещаются национально-культурные проблемы русского населения в условиях нового, суверенного статуса республик незначительна.

Скудно изучены этнопсихологические особенности таких народов Северного Кавказа как кабардинцы и балкарцы, являющихся титульными этносами Кабардино-Балкарской республики. В немногочисленных исследованиях этих этносов частично затрагивались вопросы социального становления личности при исследовании этностереотипов поведения [41; 65; 97; 112; 115], этнокультурной специфики представлений [72], этногенеза кабардинцев и балкарцев [49; 50], интеграционных и дезинтеграционных процессов межэтнического взаимодействия [56], языковой картины мира адыгов и адыгских культурных концептов [23], соотношение типов идентичности в современном кабардино-балкарском обществе [14]. Отражены этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционной культуры [16], народных традиций кабардинцев в общественном быту, особенностей общественного быта адыгов и балкарцев [13; 51; 92].

Интересными представляются отдельные работы, направленные на изучение традиционных форм отношений балкарцев с кабардинцами и их отношений с другими народами Кавказа [18; 19; 64]; культуры межнационального общения [41]; особенностей этнических форм поведения и установок, ориентированных на межэтническое общение [28; 55]. Большинство указанных работ имеют уникальную теоретическую ценность, но в то же время, представлены лишь обрывочными эмпирическими исследованиями национальной специфики, в, связи с чем, актуализируют необходимость дальнейшего изучения этнопсихологических особенностей данных этносов.

Как показывает приведенный обзор, к настоящему времени в психологической науке обозначена проблема этноспецифики и возрастания роли этнических факторов самоопределения; что неоднократно отмечается в психологических, социологических, педагогических исследованиях последних лет. Более того, недостаточная изученность этнопсихологических особенностей народов республик СНГ, в частности, кабардинцев, балкарцев и русских Кабардино-Балкарии, определили особый научный интерес к данной проблеме.

Следует отметить, что при исключительном интересе, как с точки зрения науки, так и с точки зрения практики, в исследовании проблемы этнопсихологических особенностей этнических групп остается еще много спорных и нерешенных вопросов. Так, продолжительная, дискуссия по проблеме этноса [10; 33; 43; 66; 83; 93] показала, что понятийный аппарат, таксономия терминов.и определений;.связанных с характеристиками этносов, описанием самих этносов, движущих сил, поддерживающих их существование, процессов; порождающих и разрушающих их, оказались в общественных науках крайне аморфными и неопределенными [58, с.З]. Следствием этого является то, что при изучении этнических признаков, маркеров, особенностей, характеристик, разные исследователи опираются на свое видение этого феномена, свою методологию и методику. Сложность.изучения этносов также состоит в том, что только благодаря четкому фиксированию закономерностей проявления объективных этнопсихологических особенностей различных этнических групп, исследователи могут подвергать их адекватной оценке. При этом первым и важнейшим шагом для того, чтобы-личность смогла, ощущать себя репрезентантом этноса является определение критериев и границ своей и других этнических общностей.

Структура этнической идентичности-и особенности ее содержания

Фундамент эмпирических исследований этнической; идентичности- был заложен в контексте исследований этнонациональных явлений; и процессов. Впоследствии исследования этноидентичности получили развитие в различных направлениях научного анализа.

В-потоке научных публикаций посвященных этнической идентичности можновьщелить направления исследований соотношения этнической; идентичности с этапами развития [Пиаже Ж., 1951; ОкампоК.; БерналМ:;. Романова О-Л:, 1994; ЄтефаненкоЛГ.Г.,, 1998, 1999]; особенностей процесса формированшь этнической идентичности [Кауненко И;И:, 2000; Хотинец В:Ю., 2001; УлымжиеваЕ.А.,2003; С6бкинВ:С); нарушений этнической идентичности [Мухина ВІС. и др:].

Так, к настоящему времени проведено большое количество исследований; в которых уточняются; и конкретизируются возрастные границы .этапов в развитии, этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации; с этнической группой» большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких? внешних различий? (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Ж.Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет длячеловека первостепенное значение. Исследования B.C. Мухиной показали, что развитие этнической идентичности зависит от сложившихся условий межэтнического взаимодействия и характера межэтнических отношений, которые складываются в силу социально-политических, экономических и иных причин. В ситуации социального кризиса этнической общности складываются негативные межэтнические отношения, тревожность, напряжение, проявляются маргинальные черты личности. В1 условиях целенаправленной созидательной деятельности формируются позитивные межэтнические отношения.

Более методологически и эмпирически разработанным являются исследование процесса трансформирования идентичности, которое проводится в тесно связанных между собой аспектах: возрастном [Пиаже Ж., Эриксон Э., Хотинец В.Ю., Rodriguezome Н., Marcia J.E., Waterman А. и др.]; социально-психологическом [Андрееваь Г.М., Качалов Ю:Л., Киселев И.Ю., Ядов- В.А.„ Alexsander С, Breakwell G.W., Tajfel» Н., Turner J.C., Wiley М: и др.] и деятельностном [Агеев B.G., Буякис Т.М., Ермолаева Е.П., Зеер Э.Ф., Сымалюк. Э.Э:, Леонтьев Д.А., Поваренков. Ю.П., Шелобанова» Е.В., Шрейдер Л.Б.]. Теоретический анализ проблемы трансформации социальной (этнической) идентичности-позволил выделить, следующие закономерности этого процесса: идентичность является динамичным- компонентом личности, степень изменчивости которого зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от интенсивности и характера внешних влияний на жизнь человека; по мере взросления индивид начинает управлять идентификационным процессом и сознательно "решать задачу" выбора идентификационных категорий; идентичность строится как на априорно принимаемых и не осознаваемых явлениях, так и на осознанных фактах, решениях, выводах; основными механизмами развития) и формирования идентичности являются подражание, необходимое принятие, осознанное принятие этнохарактеристик, сопровождающееся принятием норм, правил, стереотипов поведения.

Отмечаются исследования направленные на изучение процессов формирования идентичности, при рассмотрении которых используется понятие социализация, применяемое для обозначения субъективного пути присвоения различного рода ценностей и норм [Собкин B.C.].

Выделен ряд исследований, предметом которых явился; процесс мотивации идентификации. Как основной- мотив межгрупповой дискриминации и, следовательно, как основная мотивация идентификации, рассматривается самоуважение. Мотив действует на социальном- и индивидуальном уровне, и приводит в движение социальное поведение, оказывая, при этом, влияние на тенденцию позитивно оценивать собственное членство в группе [Tesser А.]. В ряде исследованиях выявлены и другие виды побуждений [Лебедева Н.М., Abrams D:, Hogg М., McGarty G., Swann W.B., Turner J.C.], в частности мотивации достижения хорошей психологической структуры группы, мотивация отличия, потребность "роста", аффилиациии т.д. [Млиски П., Эллемерс Н., Маслоу А., Мюррей Г.], но мотивация самоуважения признается ведущей в идентификационных процессах.

В ряде исследований социальную (этническую) идентичность продолжают рассматривать как. результат двух- основных процессов: категоризации,и сравнения [Hogg М., Dion.K., Kawakami К., McGarty С, Tajfel Н., Jarymovicz М., Kwiatkowska A., Fiske S.T., Teylor S.E., Turner J.C., КцоеваГ.У. и др.]. Так, в своем исследовании Г.У. Кцоева выделяет перцептивные механизмы процесса стереотипизации на уровне межгрупповых (межэтнических) отношений: этносоциальная категоризация, этническая; идентификация, в которую включена степень отнесенности и все психологические акты отождествления субъекта со своим этносом. Процессы. этнической идентификации взаимообусловлены с процессами этнической дифференциации, которые возникают в условиях межгруппового социального сравнения, определяемого межэтническими отношениями. Это можно выразить в следующей схеме [Рис. 1].

Анализ особенностей содержания когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп.

Использование методики «Шкала социальной дистанции» в модификации ОЛ. Романовой [115, с. 81] предполагало измерение социальной дистанции; связанной: с национальной принадлежностью (желаемою степени близости с представителями какого-либо народа). Респондентам предлагается согласиться или не согласиться с тем, чтобы представители того: или иного этноса жили с ним вводном городе,.были бы соседями, коллегами по работе, друзьями; родственниками, членами его семьи и т.п. При математической обработке шкалы Богардуса определялось процентное соотношение ответов участников исследования по всем критериям (семь в приведенной нами шкале). Обработка, позволяющая дать психологическую интерпретацию полученных данных, предполагает за согласие с каждым утверждением шкалы относительно оцениваемой,группы присуждать определенный балл: 6 за шестое, 5 за пятое, 4 за четвертое, 3 затретье, 2 за второе, 1 за первое и 0 захедьмое. Таким.образом, максимальное количество баллов равняется 21. Затем баллы суммировались и усреднялись по группам респондентов. Чем вышесреднегрупповой показатель, тем выше приемлемость представителей одного этноса ДЛЯІ представителей другого, а чем он-ниже, тем- больше стремление одного этноса обособиться от другого. В результате по показателям уровня, авто- и гетероустановок определялся «уровень, готовности респондентов к внутри и межэтническому взаимодействию. Анализ результатов осуществлялся посредством количественной1 и качественной обработки данных, математических и статистических процедур их анализа.

Исходя из данных анкеты «Особенности проявлениям себя членом своей этногруппы» [Прил. IE] анализу подлежали ответы на вопросы о предпочтительности языка самим респондентом, его родителями, особлюдении обычаев и традиций, роли национальных и религиозных праздников, предпочтительности в качестве друзей и знакомых людей преимущественно своей или разных национальностей. Выявленные характеристики указывали на особенности включенности респондентов в свою этническую группу.

Эмпирическое исследование проводилось в течение 2002 — 2006 годов, среди студентов 1-5 курсов высших учебных заведений г. Нальчика: КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет), СГУ (Современный-Гуманитарный Университет), КБСХА (Кабардино-Балкарская Сельскохозяйственная Академия), в несколько этапов; Всего, в исследовании приняло участие 273человека, в.возрасте от 18 до 22 лет.

Исследование проводилось в шесть этапов. На первом этапе исследования применялась анкета-фильтр «Представления субъектов различных этногрупп о своей национальной принадлежности». Целью являлось определение того, к какой этнической группе относит себя участник исследования. В опросе приняло участие 273 человека. Анализировались представления, участников исследования о своей национальной принадлежности по ряду объективных и субъективных этнодифферетщрующих признаков. Учитывался ряд параметров: этническая самоидентификация, родной язык; родственные отношения с представителями определенных этногрупп, национальные обычаи и традиции, поддерживаемые семьёй респондента, место проживания в настоящее время- и в периоды формирования эмоционально-оценочного отношения к этнической группе, возраст, социально-профессиональный статус.

Показатель этнической самоидентификации учитывался, исходяиз того, что организационная структура этнической группы непосредственным образом создается процессом этнического самоотнесения [103; 124]. Так, указание своего этнонима - национальной принадлежности, рассматривалось как факт объективного причисления себя к определенной группе.

Язык рассматривался как объективный показатель этноидентификации, с помощью которого усваиваются традиции, обычаи, знания, национальные ценности, накапливаемые из поколения в поколение [Гумилев Л.Н., Ушинский К.Д., Зеленская О.А., Алямкина Ж-F. и др.]. Анализировались ответы на вопрос «Ваш родной язык...».

Родственные отношения с представителями определенных этногрупп рассматривались, исходя из того, первым и главным основанием для причисления себя к определенному этносу и для функционирования.этнической идентичности является принадлежность к нему родителей, то есть фактическое родство с членами данного этноса [102]. Более того, конкретное определение человеком своей этнической принадлежности осуществляется путем принятия им этнонима родителей [Левкович В.П., Собкин B.C., Евременко Е.В: и др.). Анализу подлежало соответствие самоопределения респондента национальной принадлежности обоих родителей.

Наличие семьи как первостепенно значимого культурного института [Выготский Л.С., Божович Л.И.] рассматривалось, исходя из того, что «семья и очаг — первая структурная модель мира, с которой встречается человек. Все его психологическое, моральное и духовное развитие зависит от этой формирующей среды» [Тудупова Т.Ц. и др.]. В связи с этим анализу подлежали ответы на вопросы: 1) об использовании родителями респондента в разговорной речи дома, в быту «родного» языка и о соблюдении родителями национальных обычаев и традиций.

Факт проживания в настоящее время и в возрасте 9-14 лет на территории КБР, учитывался нами для того, чтобы проследить место жительства респондентов в наиболее значимые, с точки зрения возрастной периодизации, возрастные периоды (9-14 лет), соответствующие1 формированию эмоционально-оценочного отношения этнопринадлежности. При учете данного фактора мы исходили из определения «нативной среды» [126]. Нативная среда, определяемая как социальный ареал, ограниченный "психологической границей", в пределах которой доминируют культурно-языковые инормативно-ценностные стандарты конкретного этноса, его традиции и обычаи. Данная среда является полем социального взаимодействия, на котором поддерживаются и охраняются этноинтегрирующие признаки, являющиеся для этнофора психологическими универсалиями, основополагающими принципами жизнеустройства его этноса. Мы апеллируем к территориальному фактору как этнодифференцирующему признаку самоопределения, исходя из того, что именно в, контексте территории четко определяются понятия "Мы" - "Они", "свой - чужой", и т.д. [126].

Анализ уровня эмпатии и представлений студенческой молодежи кабардинцев, балкарцев и русских о выраженности эмпатии у представителей своей и других этногрупп

Оценивая представителей своего народа, кабардинцы указывают на такие черты как доброта (25 %), гордость (15%), ум (12%), смелость 12%), скромность (11%), отзывчивость, сплоченность, гостеприимство, честность, трудолюбие, доброжелательность, благородство, уважение, сочувствие, уверенность, справедливость, свободолюбие, общительность и др. При оценке балкарцев, указываются такие качества как упрямство (29%), гордость (21%), доброта (17%), уважение (16%), а также отзьшчивость, сплоченность, вспыльчивость, умение дружить, смелость, ум, храбрость, самолюбие, глупость, гостеприимство, скромность, добросердечность, взаимопомощь и др. У русских кабардинцы выделяют ум (21%), доброту (17%), трудолюбие (12%), а также веселость, трусость, отзьшчивость, отсутствие сплоченности, общительность, внимательность, лень, доброжелательность, простоту, жалость к слабому, бесстыдство, надежность, верность, сочувствие, любовь к алкоголю, изобретательность и т.д.

Среди качеств, которые наиболее нравятся у оцениваемых этносов, кабардинцы выделяют: у самих же кабардинцев такие качества как доброта (29%), гордость (24%), уважение к старшим (23%), отзывчивость (19%), смелость.(19%), а также общительность, честность, скромность, поддержка и взаимовыручка, соблюдение традиций, гостеприимство, верность, доверие, красота, чувство юмора, готовность помочь и др.; у балкарцев - доброту (14%), гордость (14%), отзывчивость (11%), уважение к старшим (11 %), а также гостеприимство, сплоченность, щедрость, умение дружить, любовь к своей нации, почитание обычаев и традиций, взаимопомощь и взаимовыручка, а также скромность, доверие, наивность, умение помочь, благородство и др.; среди положительных качеств русских - доброту (28%), доброжелательность (13%), ум (14%), а также уважение, отзывчивость, общительность, трудолюбие, щедрость и др.

Указываются следующие неприемлемые качества. Так, кабардинцы среди неприемлемых качеств кабардинцев указывают - самолюбие (11%), трусость (10%), злопамятность, гордость, национализм (по 9%), и такие как -излишнее доверие ко- всем, жадность, нечестность, грубость, хвастливость, упрямство, хитрость, не сплоченность, дерзость, злость, властность и др. Среди неприемлемых качеств русских кабардинцы указывают - трусость (16%), пьянство (16%), нечестность (14%), а также самолюбие, навязчивость, слабость, наглость, равнодушие, национализм, не доверие, «плохие обычаи» и «не.знание своих обычаев», развязность, «слишком тихие», не сплоченные и т.д., У балкарцев 17% кабардинцев выделяют упрямство, 11% - обидчивость, 9%, -раздражительность, также - национализм, трусость, дерзость, враждебность, заторможенность, глупость и т.д.

Выявлено мнение респондентов кабардинской группы относительно того, представители каких народов, проживающих на территории КБР, в-наибольшей степени сходятся \ различаются друг с другом. Так, по мнению большинства обследуемых в наибольшей мере схожи друг с другом представители кабардинской и балкарской национальности. Как указывается в ответах, их объединяет общая- религия, общность исторических судеб этих этносов, схожесть, традиций. В наибольшей степени отличаются - представители кабардинского и русского этносов.

Анализ соотношения «приемлемых» и «неприемлемых» качеств личности в структуре автостереотипов кабардинцев установил значительное преобладание позитивных оценок, при почти полном отсутствии негативных [Прил. 2, Рис. 3].

Позитивные автостереотипы отмечаются в 91% ответов респондентові данной группы, преимущественно позитивные - выявлены в.9% ответов.

Выявлено, что- «Своим» приписываются характеристики,, которые признаются значимыми для большинства членов своего этноса - те, которые наиболее нравятся у представителей собственного этноса [Прил. 2, Рис. 4]. Рисунок иллюстрирует симметричность характеристик автостереотипов кабардинцев со значимыми характеристиками, приписываемыми своему этносу: указанные характеристики занимают первые позиции и в самоописании (исходя из анализа самооценок) и описании своего этноса (по результатам анализа автостереотипов).

Анализ соотношения «позитивных» и «негативных» оценок в структуре гетеростереотипов кабардинцев свидетельствует об устойчивой позитивности гетеростереотипов кабардинцев, но отмечаются значительный процент негативных характеристик в представлениях о других, что проиллюстрировано рисунком [Прил. 2, Рис. 5].

Исходя из общего количества ответов кабардинцев, наибольший процент занимают ответы респондентов только с позитивными характеристиками гетеростереотипа, что составляет 72% ответов. Характеристики преимущественно позитивные — в 18% ответов, позитивные и негативные в равной мере — в 8%, преимущественно негативные — только в 2%.

В соответствии с матричной структурой характерологических свойств личности, разработанной В.Г. Парферовым, получены категории «неприемлемых» качеств, содержащихся в гетеростереотипах кабардинцев. Негативные гетеростереотипы кабардинцев в отношении русских содержат преимущественно характеристики «общего» и «социального поведения», (трусость (16%), пьянство (16%), а также «плохие обычаи» и «не знание своих обычаев», навязчивость, слабость, не сплоченность, национализм, развязность, бесстыдство и др.), Меньший процент представленнности в гетеростереотипе кабардинцев о русских составляет категория «отношения к людям» (нечестность (14%), также не доверие). Гетеростереотип кабардинцев о балкарцах включает характеристики также1 составляющие категории «общего» и «социального поведения» (упрямство (29%) и национализм, трусость) и «отношения к людям» (обидчивость (9%) и раздражительность, дерзость, враждебность). Отдельную категорию составляют качества ума (заторможенность, глупость).

Указанные данные свидетельствуют, что русские оцениваются представителями кабардинской группы более негативно в сравнении с балкарцами. Наиболее значимой в оценке других для кабардинцев оказывается категория «общего стиля деятельности».

Итак, в результате анализа характеристик когнитивного компонента этнической идентичности кабардинцев можно заключить:

Все кабардинцы этнически самоидентифицируют себя по ряду этнодифференцирующих признаков. При этом для большинства представителей кабардинской группы отмечается благоприятная формирующая среда этнического самосознания и самоопределения по ряду субъективных этнопризнаков (языку, включая двуязычье, - 86 %, по традициям — 97%).

Этническая идентичность для кабардинцев актуализирована незначительно: этнические категории составляют 13% всех самоопределений, из них категория «национальность» - всего 6%.

Автостереотипы представителей кабардинского этноса характеризуются значительным преобладанием позитивных автостереотипов, при почти полном-отсутствии негативных: позитивные характеристики отмечаются в 91%-ответов, преимущественно позитивные выявлены в 9% ответов. При этом образ «Своих» описывается в «хороших» характеристиках стереотипа «Своим» приписываются характеристики, которые признаются наиболее «приемлемыми» для большинства членов своей этногруппы (доброта, гордость, уважение к старшим, отзывчивость, смелость, гостеприимство, сплоченность).

Похожие диссертации на Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп