Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самоотношение и этническая эдентичность личности (на примере обских угров и русских) Миронов Андрей Валерьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миронов Андрей Валерьевич. Самоотношение и этническая эдентичность личности (на примере обских угров и русских): автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Миронов Андрей Валерьевич;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2013

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная многонациональная Россия представляет собой не простое соединение различных национальных культур, а сложную их взаимосвязь и взаимопроникновение. Межэтнические контакты, культурные и экономические обмены между представителями разных национальностей стали привычной нормой современности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают знания особенностей социальной идентичности представителей различных этнических групп, так как она определяет поведение, уровень притязания личности, характер социальных отношений. На формирование и развитие социальной идентичности и личности в целом большое влияние оказывает этническая среда, в рамках которой проходит ее жизнедеятельность и социализация (Г.М. Андреева, 1999; Б.Г. Ананьев, 2001; В.С. Мухина, 2004).

В последние десятилетия особую значимость приобрели исследования такого компонента социальной идентичности, как этническая идентичность, которая представляет собой когнитивно-эмоциональное осознание своей принадлежности к определенной этнической общности (Г.У. Солдатова, 1998; Т.Г. Стефаненко, 2004; В.Н. Павленко, С.А. Таглин, 2005; Л.М. Дробижева, 2010). Такой интерес к проблематике этнической идентичности связан непосредственно с тем, что именно данный компонент социальной идентичности подвергается кардинальной перестройке в условиях социальных потрясений и интенсификации межэтнических контактов. Всплеск национального самосознания, прежде всего малых и малочисленных этносов России, начавшийся в конце XX века, государственные программы, направленные на сохранение малочисленных народов, их языка, культуры, оказали большое влияние на трансформацию этнической идентичности представителей этих этносов.

В процессе формирования этнической идентичности на разных этапах ее становления происходит оценка самого себя, возникают переживания в связи с осознанием собственных этнопсихологических особенностей, которые опосредуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотнесения своих взглядов, установок и ценностей с требованиями и нормами той этнической общности, к которой личность себя причисляет. Качественные характеристики этнической идентичности отражаются на самосознании и самоотношении личности. Насколько позитивным будет отношение к своей личности, настолько успешнее индивид адаптируется к социальным условиям, максимально полно реализует свой личностный потенциал. Неадекватное самоотношение, напротив, препятствует успешной социальной адаптации, может приводить к различным формам личностной дезадаптации и как следствие, к отклоняющемуся поведению (И.С. Кон, 1984; Ю.Б. Гиппенрейтер, 1988; А.А. Налчаджян, 2004).

Учитывая наличие взаимосвязи между самоотношением и этнической идентичностью, исследовательский интерес представляет изучение их особенностей у представителей малочисленных и крупных этносов, населяющих территорию Российской Федерации. Результаты подобного исследования позволят расширить представления о взаимосвязи системы самоотношения и характера этнической идентичности личности, а также будут способствовать решению прикладных задач, связанных с формированием идентичности представителей разных этнических групп в условиях полиэтничного общества.

Обские угры (ханты и манси), являясь титульным населением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, составляют всего 2,1% его населения. Социализация и адаптация представителей коренных народов Севера в условиях современной динамично развивающейся промышленной территории часто затруднены в силу самобытности их культуры, традиций, уклада жизни и их малочисленности. Исследование качественных характеристик этнической идентичности, самоотношения личности и взаимосвязи их структурных компонентов у обских угров, в сравнении с русскими, как представителями большой этнической общности, актуально для решения социокультурных и межэтнических проблем региона.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с социальной идентичностью, показывает, что вопросы изучения особенностей этнической идентичности и ее связи с системой самоотношения не были предметом специального исследования. Противоречие, вытекающее из отсутствия изучения данных особенностей и необходимости их учета в социальной практике, определило научную проблему, содержание которой заключается в необходимости исследования культурно-специфических особенностей самоотношения и этнической идентичности личности представителей различных этнических групп.

Объект исследования – социальная идентичность личности представителей различных этнических групп.

Предмет исследования – взаимосвязь самоотношения и этнической идентичности личности обских угров и русских.

Цель исследования – выявить взаимосвязь компонентов самоотношения и этнической идентичности в группах обских угров и русских.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что содержательные характеристики этнической идентичности взаимосвязаны с системой самоотношения личности.

Частными гипотезами являются предположения о том, что:

  1. Содержательные характеристики этнической идентичности и самоотношения личности обских угров и русских имеют свои этнопсихологические особенности.

  2. У представителей обских угров и русских существуют как общие, так и этнопсихологические особенности взаимосвязи характеристик самоотношения и этнической идентичности.

  3. Существуют возрастные особенности в содержательных характеристиках этнической идентичности и самоотношении личности и их взаимосвязи в обско-угорской и русской группах.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи:

  1. В ходе анализа научной литературы обобщить теоретические подходы к проблеме исследования социальной идентичности и провести содержательный анализ понятий «этническая идентичность» и «самоотношение».

  2. Изучить этнопсихологические особенности мировоззрения, культурной специфики, образа жизни обско-угорского и русского этносов.

  3. В ходе экспериментального исследования выявить возрастные особенности этнической идентичности и самоотношения у представителей крупного этноса (русских) и малочисленных этносов (обских угров).

  4. Выявить характер взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения личности обских угров и представителей русского этноса.

  5. Сформулировать методические рекомендации для специалистов социальной сферы по вопросам формирования идентичности личности в поликультурном пространстве.

Теоретико-методологической основой исследования являются: системный подход в изучении личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Е.Ю. Коржова, В.Н. Панферов); концепции, раскрывающие понятие и структуру социальной идентичности (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, В.С. Агеев, Г. Брейкуэлл); концепции, раскрывающие структуру этнической идентичности (Дж. Финни, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, З.В. Сикевич); положения и принципы формирования этнической и гражданской идентичности (Ж. Пиаже, Е.Г. Белинская, Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежкова, Ю.А. Поссель, М. Баррет, М.А. Манойлова); концепции формирования мировоззрения (Г.Е. Залесский, Д.А. Медведев, М.Я. Дворецкая); теории развития личности как системы отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев); теоретические и эмпирические разработки по проблеме самосознания и самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, И.И. Чеснокова, В.Л. Ситников, Е.Т. Соколова).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; методы сбора эмпирических данных; методы математико-статистической обработки данных.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом проблемы, соблюдением правил проведения психологического исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, его соответствием цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, использованием методов математической статистики для обработки данных, апробацией результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности проявления этнической идентичности и специфика отношения к своему «Я» у обских угров и русских. Обнаружены общие и этнопсихологические особенности взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения. Установлено, что высокий уровень выраженности этнической идентичности, а также позитивное отношение к своей и другим этническим группам способствует формированию позитивного тона самоотношения личности. Определены возрастные особенности в характере взаимосвязей этнической идентичности и самоотношения в группах обских угров и русских.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие представлений об особенностях этнической идентичности и их взаимосвязи с системой самоотношения личности представителей различных этнических групп. Показаны различия в структуре самоотношения и этнической идентичности обских угров и русских. Раскрыта сущность взаимосвязей содержательных характеристик этнической идентичности и самоотношения. Полученные результаты исследования углубляют понимание роли этнической идентичности в развитии самоотношения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования о взаимосвязи этнической идентичности и самоотношении представителей различных этнических групп могут найти применение в разработке методов и технологий обучения и воспитания в контексте современной полиэтнической и динамичной социокультурной среды. Практические рекомендации, сформулированные по результатам исследования, могут быть использованы психологическими службами в образовании при разработке тренингов и коррекционных занятий, направленных на развитие идентичности личности. Полученные знания могут быть учтены при подготовке и переподготовке широкого круга специалистов, занятых в социальной сфере.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Выявлены общие и этнопсихологические особенности этнической идентичности у обских угров и русских. В данных группах доминирует позитивная этническая идентичность, но для представителей русского этноса характерна более высокая потребность в этнической принадлежности в сочетании с гиперидентичностью, а для обских угров – относительно низкая потребность в принадлежности при амбивалентном переживании этничности.

  2. Самоотношение личности имеет этнопсихологические особенности, которые ярко проявляется в подростковом возрасте. Подростки, представляющие группу обских угров, преимущественно характеризуются негативным отношением к себе.

  3. Имеются этнопсихологические и возрастные особенности взаимосвязей этнической идентичности и самоотношения. Для взрослых представителей русского этноса рост гиперидентичных тенденций приводит к негативному тону самоотношения; для представителей обских угров – к позитивному. У подростков обских угров негативному тону самоотношения способствует этнонигилизм; у русских – ярко выраженный негативизм к представителям других этносов.

  4. Установлена общая закономерность взаимосвязи между проявлениями этнической идентичности и характеристиками самоотношения, проявляющаяся в прямой зависимости между уровнем выраженности этнической идентичности и характеристиками самоотношения (чем выше уровень этнической идентичности, тем позитивнее самоотношение).

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета; на городской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы образования в условиях модернизации» (Ханты-Мансийск, 2007); на региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственные пути этнокультурного развития Югры: языки, история, культура» (Ханты-Мансийск, 2007); на межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь Сибири – науке России» (Красноярск, 2008); на всероссийской конференции «Экономическая психология: теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск, 2008); на международных конференциях: «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2008), «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, 2009), «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 2012); на международном симпозиуме «Коренные народы Ямала в современном мире: Сценарии и концепции развития» (Салехард, 2007); на пятом молодежном психологическом форуме (Казань, 2010),

Данные, полученные в ходе исследования, используются при чтении курсов «Психология», «Социальная психология» и «Этнопсихология» в гуманитарном институте и институте заочного и дополнительного образования Югорского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации составляет 171 страницу без приложений. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 12 рисунками. Библиографический список включает 216 наименований, в том числе 14 на иностранных языках.

Похожие диссертации на Самоотношение и этническая эдентичность личности (на примере обских угров и русских)