Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Гуревич Анна Марковна

Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль)
<
Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуревич Анна Марковна. Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Санкт-Петербург, 2004 303 c. РГБ ОД, 61:05-19/54

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Мотивация эмиграции в ракурсе социальной психологии 12

1.1. Эмиграция: социальные и психологические аспекты 12

1.1.1. Эмиграция как психологическое явление в современной России 12

1.1.2. Психология национального самосознания. 17

1.1.3 Этнические грани личности. Этническая социальная психология личности. 33

1.1.4. Этническая идентичность маргиналов и национальных меньшинств 44

1.2. Самоидентификация российского еврейства 48

1.2.1. Причины и особенности эмиграции российских евреев в Израиль. Исторический экскурс 48

1.2.2. Проблемы ассимиляции, аккультурации и смешанных браков 50

1.3.Мотивации эмиграции 71

1.3.1. Психология мотивации 71

1.3.2. Психология мотивации эмиграции 91

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования особенностей личности и мотивации потенциальных эмигрантов на примере репатриации в Израиль 99

2.1. Методы исследования 99

2.1.1. Тестовые методы 101

2.1.2. Интервью

2.1.3. Анкетирование 111

2.1.4. Методы статистической обработки результатов 116

2.2. Организация и этапы исследования 117

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 122

3.1. Сравнительный анализ мотивов репатриации 122

3.1.1. Сравнительный анализ сознательно указываемых причин репатриации 122

3.1.2. Сравнительный анализ причин репатриации полученных на основании использования методики цветовых метафор 132

3.2. Социально- психологические качества личности связанные с принятием решения об эмиграции 149

3.2.1. Социально-психологический портрет потенциальных эмигрантов 150

3.2.2. Социально-психологические характеристики и особенности мотивации принятия решения об эмиграции 166

3.2.2.1 Обстановка в Израиле и в России и социально-психологические особенности личности потенциальных эмигрантов 166

3.2.2.2 Этническая и религиозная самоидентификация при принятии решения о репатриации. Анализ средних и корреляционный анализ 169

3.2.2.3 Удовлетворенность действительностью и средой общения людей,

в связи с решением о репатриации 179

3.2.2.4. Уровень тревоги и уровень ощущения себя в безопасности 188

3.2.2.5. Самооценка потенциальных репатриантов. Сравнение средних и корреляционный анализ 192

3.2.2.6. Процесс принятия решений в различных группах потенциальных эмигрантов. Сравнение средних и корреляционный анализ 202

3.2.2.7. Результаты исследования установок личности на себя по методике Куна и Макпартлэнда у различных групп обследуемых 204

3.2.2.8. Анализ и интерпретация средних значений, полученных с помощью опросника Кеттелла 206

3.2.2.9. Анализ и интерпретация средних значений, полученных по биографическому опроснику для разных групп обследуемых 214

3.2.2.10. Сравнение групп потенциальных эмигрантов на основании

факторного анализа 217

Выводы 222

Заключение 225

Список литературы 228

Приложения 246

Введение к работе

Актуальность исследования

В наши дни возникает настоятельная потребность исследовать феномен эмиграции и, особенно, мотивации решения об эмиграции с точки зрения социальной психологии. Необходимо выявить психологические факторы, влияющие на процесс принятия решения об эмиграции и на выбор определенной страны, а также понять, насколько решение эмигрировать связано с такими характеристиками личности как социальная зрелость, самоидентификация, уровень социальной тревоги и ощущение себя в безопасности, понять как это решение связанно со степенью удовлетворенности потребностей определенной личности. Кроме этого, необходимо оценить степень влияния на процесс принятия решения об эмиграции геополитической обстановки, политической и экономической ситуации в покидаемой стране и в той стране, которую выбирает потенциальный эмигрант.

Исследование психологии эмиграции представляет собой важную и актуальную, как в теоретическом, так и в практическом отношении, тему, до сих пор мало изученную в отечественной психологии, хотя значение этих исследований трудно переоценить как для России, так и для стран, в которые эти потоки направляются. В России процессы эмиграции начались с середины XVIII в. и не прекращаются до настоящего времени. Актуальность данной темы возросла в последние годы, особенно с середины 70-х гг., начала этнической эмиграции из СССР. В последние годы эта тема с психологической точки зрения разрабатывалась Н.С.Хрусталевой [1996], Н.М.Лебедевой [1989, 1993, 1999, 2001], Г.У.Солдатовой [1988, 1992, 2001], Т.Г.Стефаненко [2000], А.Г.Асмоловым [2001] и др.

Начиная с середины XX в., ученые всего мира стали говорить о так называемом этническом парадоксе современности, суть которого - во все возрастающем интересе к своим корням как отдельных людей, так и народов и наций в целом. Этот интерес возникает на фоне бурного процесса

5 индивидуальной ассимиляции и одновременно стирания черт духовных, национальных и бытовых культур. События последних лет показали, что национальные проблемы, наряду с политическими и экономическими, стали важнейшими для нашего общества. Нерешенные проблемы в сфере межнациональных отношений, накапливавшиеся десятилетиями, в условиях разрушения структур унитарного государства приобрели конфликтный, взрывной характер. Сама жизнь диктует сегодня необходимость серьезного постоянного анализа проблем, проявившихся в сфере межнациональных отношений и прогнозирования тенденций их развития.

На протяжении последних десятилетий психологи, социологи, этнологи значительное внимание уделяют изучению этнической самоидентификации и идентичности. Этническая самоидентификация входит в этническую идентичность, являясь ее ядром. Этническая идентичность -это в первую очередь результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов.

Изучение этнической самоидентификации, этнического самосознания,
начавшееся еще в работах З.Фрейда, Э.Эриксона, было продолжено
К.Левином, С.Московичи и др. В России вопросы национальной психологии
рассматривались В.Соловьевым, Н.Бердяевым,, П.Сорокиным,

Л.Н.Гумилевым, в советский период - С.М.Арутюняном (1966, 1973, 1998), Ю.В.Бромлеем [1973, 1987], Л.М.Дробижевой [1974], В.И.Козловым [1976, 1974], И.С.Коном [1968, 1996, 2003], В.В.Пименовым [1993], Б.Ф.Поршневым [1964, 1973, 1979]. Сегодня эта тему в различных аспектах разрабатывают Л.Г.Почебут [1992, 2002, 2003], Ю.П.Платонов [1992, 1993, 1995, 2003], Т.Г.Стефаненко [2000], О.С.Михалюк [2001], В.Н.Куницына [2001], Н.М.Лебедева [1989, 1993, 1999, 2001] и др.

Наше предположение заключалось в том, что самоидентификация и самоопределение являются одним из важнейших мотивов принятия решения об эмиграции, и особенно принятия решения о репатриации в Израиль. При

принятии решения о репатриации в Израиль человеку, иногда впервые, необходимо осознать свою принадлежность к национальной группе. Истинные мотивы миграции, как и вообще мотивы человеческого поведения, могут быть неосознаваемы самим человеком, вместо них выдвигаются обычно более убедительные и лежащие на поверхности социально одобряемые мотивы. Исследование мотивации принятия решения об эмиграции актуально еще и потому, что сегодняшняя ситуация (отменена графа «национальность» в новом российском паспорте) предоставляет самому человеку выбор своей идентичности и решения о том, кем считать себя; при этом нежелание принимать такое решение — тоже выбор.

Еще один актуальный вопрос - что удерживает людей от эмиграции, что они боятся потерять, с чем опасаются расстаться. Мотивы, основные причины отказа, например, от репатриации также до сих пор практически не исследовались. В качестве одной из наиболее часто указываемых причин репатриации выступает антисемитизм, с одной стороны, как угроза, и источник страха, а, с другой стороны, как механизм, заставляющий еврея почувствовать себя евреем. Необходимо оценить значение антисемитизма в решении репатриировать, его роль и влияние на всю структуру личности, на иерархию ценностей и на отношение к себе.

Актуальным является и рассмотрение проблемы эмиграции в контексте ассимиляции и аккультурации этнических групп. «...Очутясь в столь обширном рассеянии, малыми вкраплениями среди других народов, -должны были евреи выработать своё ясное отношение к этим народам, линию поведения меж них и к ним: искать ли предельного соединения, слияния с этими народами или отталкиваться, отгораживаться от них?» (Солженицын,2003). Требованием времени казалась нам попытка понять психологию, структуру личности людей, отвечающих на вопрос «Кто ты по национальности?» - «Русский еврей». Значит ли это, что эти люди полностью ассимилировались, что они навсегда связывают свою судьбу с Россией.

Таким образом, целью диссертационного исследования является изучение социально-психологических особенностей людей, принимающих решение об эмиграции, выявление и описание различных социально-психологических факторов, определяющих принятие этого решения.

Объект исследования: жители Санкт-Петербурга, имеющие по израильским и российским законам право на репатриацию в Израиль (мужчины и женщины в возрасте от 16 до 70 лет). Кроме разделения по полу и возрасту выделены и подвергнуты сравнению следующие группы: принявшие решение о репатриации в Израиль, откладывающие принятие этого решения и отвергающие это решение. Всего было обследовано 283 человека.

Предмет исследования: социально-психологические особенности личности и мотивации людей, имеющих право на репатриацию в Израиль.

Гипотезы:

  1. Принятие решения о репатриации в Израиль связано с социально-психологическими особенностями личности (самооценка, социальная тревога, эмоциональная устойчивость, умение принимать решения, общительность, умение адаптироваться в социуме, удовлетворенность окружающей действительностью), с этнической идентичностью, сопротивлением ассимиляции и аккультурации и не связано с материальным благополучием.

  2. Основой принятия решения о репатриации являются положительная еврейская самоидентификация и осознание своей национальной принадлежности, при осознании реально существующего антисемитизма и восприятии его как угрозы.

  3. Ситуация социальной нестабильности в современной России является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на принятие решения о репатриации.

8 Задачи исследования:

Изучить социально-психологические особенности личности и мотивации

людей, имеющих право на репатриацию в Израиль.

Вьывить социально-психологические причины, побуждающие людей

принимать решение об эмиграции, и, в частности, о репатриации в

Израиль.

Исследовать степень выраженности и структуру этнической

самоидентификации у людей, имеющих право на репатриацию в Израиль,

а также ее роль при принятии решения об эмиграции.

Сравнить психологические особенности людей, которые уже приняли

решение о репатриации, людей, откладывающих принятие этого решения,

и людей, планирующих остаться в России.

Определить роль антисемитизма и его место в структуре принятия

решения о репатриации.

Рассмотреть направления практической деятельности по предотвращению

«утечки мозгов» из России.

Научная новизна исследования: предлагается один из возможных путей рассмотрения темы мотивации принятия решения об эмиграции: не только решения эмигрировать, но и решения не уезжать из России;

раскрывается структура этнической самоидентификации «русский еврей»; обосновывается важность позитивной еврейской самоидентификации при принятии решения об отъезде в Израиль и важность позитивной самоидентификации «русский еврей» при принятии решения остаться в России;

определяются различия социально-психологических особенностей личности и мотивации людей, принимающих решение об эмиграции, откладывающих принятие этого решения и отвергающих это решение.

9 Теоретическая значимость исследования:

проведен теоретический анализ научных представлений о мотивации эмиграции, о роли социально-психологических особенностей личности при принятии решения о репатриации;

проанализированы работы российских и зарубежных авторов о роли этнической самоидентификации групп меньшинств, проживающих в среде другого большего этноса, в структуре личности и мотивации эмиграции;

определены общие механизмы формирования этнической идентичности, а также их национальная специфика;

уточнены и развиты понятия ассимиляции и аккультурации российского еврейства и их связи с принятием решения о репатриации.

Практическая значимость исследования:

полученные данные могут быть использованы в работе по прогнозированию процессов межэтнического взаимодействия, при практической деятельности по оптимизации кросс-культурного взаимодействия, в Центрах толерантности;

материалы исследования представляют интерес для еврейских организаций Санкт-Петербурга, как с точки зрения изучения современного состояния еврейской общины, так и сточки зрения прогнозирования репатриации и планировании работы с будущими репатриантами;

положения диссертации могут быть учтены при работе, направленной на предотвращение «утечки» демографически активной части общества из России;

полученные данные могут быть использованы в психодиагностической, консультационной и коррекционной работе в различных психологических службах;

полученные данные могут быть использованы для решения
общеметодических вопросов в пределах курсов социальной психологии,
этнопсихологии и этносоциологии;

10 разработанный методический инструментарий (анкета, интервью), обладающий гибкостью в сравнении со стандартными методами диагностики и предназначенный для углубленного изучения проблемы, может быть использован как в практической работе, так и для различны теоретически исследований в с ере тнической и со иальной пси ологии

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, приложения. Общий объем работы 227 стр. В тексте диссертации имеется 68 таблиц, 78 рисунков. Список литературы включает 255 наименований, из них 22 на иностранном языке. Положения, выносимые на защиту:

  1. Социально-психологические характеристики личности (самооценка, социальная тревога, эмоциональная устойчивость, умение принимать решения, общительность, умение адаптироваться в социуме, удовлетворенность жизнью) имеют первостепенное значение при принятии определенного решения о репатриации по отношению к влиянию обстановки в России и в Израиле. Высокая самооценка, самодостаточность и зрелость личности отличают людей, принявших решение не репатриировать. Люди, не принимающие окончательного решения о репатриации, характеризуются тревожностью, неуверенностью в себе, неумением добиваться своего.

  2. В настоящее время основными причинами репатриации в Израиль являются стремление сохранить позитивную еврейскую самоидентификацию и неуверенность в возможности сохранения этой самоидентификации в России. Репатриация выступает как противодействие аккультурации и ассимиляции. Положительная еврейская этническая самоидентификация и вера в возможность сохранить эту самоидентификацию в условиях современной России отличают людей, принявших решение не репатриировать. В формировании социально-психологических и мотивационных

характеристик личности российских евреев базисную роль играет предыдущий социально-жизненный опыт столкновения с антисемитизмом, особенно опыт сокрытия своей национальности.

  1. Положительная этническая самоидентификация «русский еврей» включает в себя характеристики самосознания и самоидентификации (осознание себя евреем в рамках российского полиэтнического общества; отрицательное отношение к ассимиляции и аккультурации через отрицание смешанных браков; любовь, доброту и уважение к еврейскому народу; выбор еврейской национальности для своих детей) и социального контекста существования в России (принятие «образа» России как идентификационнообразующей ценности; принятие еврейских традиций в их светской, семейно-поведенческой ориентации; важность семейных ценностей; вера в то, что можно сохранить свою еврейскую идентичность в условиях современной России).

  2. Важнейшими мотивами при принятие решения о б эмиграции являются: при принятии решения об эмиграции - самоактуализация и ориентация на себя; при откладывании принятия решения о репатриации -экономические мотивы; при принятии решения остаться в России или откладывание принятия решения - духовность и достойность существования.

  3. Мужчины и женщины, принимающие решение о репатриации, имеют принципиально отличные мотивы и социально-психологические характеристики личности (различный уровень самооценки, уверенности в себе, общительности, тревожности, «успешности», зависимости от мнения окружающих).

Эмиграция как психологическое явление в современной России

Эмиграция - это судьбы людей, покидающих родные места, это истории, уходящие в тысячелетия. Одними из первых эмигрантов были Адам и Хава, за ослушание вынужденные покинуть Эденский сад. Следующим великим эмигрантом был Авраам, ведущий свой народ из Ура в неведомую ему страну Кнаан.

Из глубины веков и истории тянется тема беженства, изгнанничества, потери и вновь обретения родной земли. Но если в прошлые века это касалось какого-то одного народа, одной страны, то в последнее время эмиграция стала неотъемлемой частью общественной жизни, одним из самых значительных явлений характеризующих XX век. Эмиграция - закономерное явление, элемент мировых миграционных процессов. В этот процесс втянуты миллионы людей всех континентов.

Эмигрантская карта Европы (на 1996г.), выглядит следующим образом: в Великобритании - 2,6млн иностранцев (из Индии, Пакистана, и т.д.), в Нидерландах - 880тыс. (из Турции, Суринама, Марокко), в Бельгии -900тыс, во Франции - 3,6млн, в Германии - 5,4млн [Фрейнкман-Хрусталева, Новиков, 1996].

В России сегодня ждут решения вопросы, связанные и с русскими переселенцами из бывших республик СССР, и с потоками нелегальных эмигрантов из стран Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии, и с возвращающимися к местам своего исторического проживания репрессированными ранее народами. Проблемы адаптации вновь прибывших и их интеграции в обществе актуальны и требуют своего решения. Оставаясь нерешенными, они создают почву для межнациональных конфликтов и политических кризисов.

С другой стороны происходит постоянная утечка умов из России, потеря активной части населения. Опрос российской аудитории, проведенный специалистами Мэрилендского университета на сайте Voting.ru, показал, что только лишь 2% опрошенных наотрез отказались эмигрировать из России [Фенъко,2000].

Недооценка последствий эмиграции как негативного социального явления привела к тому, что она приобрела лавинообразный характер в конце 80-х, начале 90-х гг. ХХв. Необходимо учитывать, что эмиграция имеет отрицательные психологические последствия для тех, кто остается. Наличие определенной критической массы (из числа уезжающих родственников и знакомых) запускает в действие социально-психологические механизмы заражения, подражания, вследствие чего эмиграция представляется единственным способом решения проблем.

Россия никогда не была страной массовой эмиграции, в истории Российской империи гораздо большую роль играла внутренняя колонизация, переселение на свободные земли внутри страны. Тем не менее нельзя сказать, что история России совсем не знала эмиграции, Россия участвовала в великих межконтинентальных миграциях конца XIX - начала ХХвв. С 1861 по 1915 г. из Российской империи выехало 4,3 млн человек, в том числе почти 2,6млн - в первые 15 лет 20 в. Две трети эмигрантов направлялись в США, а из числа выехавших в ХХв. - около 80%. Правда, большая часть эмигрантов выезжала не из России в ее нынешних границах, а из других частей бывшей империи - Украины, Белоруссии, балтийских губерний.

Далеко не ничтожной была и эмиграция из СССР. Она распадается на три главных потока, называемых обычно «первой» (1917 - 1938гг.; примерно 4млн человек), «второй» (1939 - 1947гг.; около Юмлн) и «третьей» (1948 -1990гг.; около 1млн) волнами эмиграции. Четвертая волна эмиграции (с конца 1980-х гг.) представляет собой особое явление. Эмигранты этой волны покинули и покидают Россию относительно свободно, на основании личного выбора, многие из них сохраняют при этом гражданство, юридические права, имущество, профессионально-деловые отношения. Особенностью четвертой волны является и то, что она располагается, как правило, в локальных границах - Германия, Израиль, США, и имеет в отличие от первых волн этнический состав - евреи, немцы, украинцы, народы Прибалтики, так как с

1989 г, в виде исключения, была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков. С 1993г. был введен в действие закон о свободе въезда-выезда для всех граждан России [Еременко, 1993].

В начале 1990-х г. и в СССР и на Западе существовало мнение, что открытие границ вызовет огромный всплеск эмиграции. По данным Всесоюзного Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего в 1990 г. опрос «Отношение населения СССР к работе за границей», готовность к выезду по трудовым мотивам из бывшего СССР имели 1,5-2млн человек и еще 5—бмлн рассматривали такую возможность. Оценки западные экспертов возможной эмиграции из бывшего СССР доходили до 20млн человек. Вопреки ожиданиям, резкого увеличения эмиграции из России за пределы бывшего СССР не произошло. Начиная с 1990 г. эмиграция держится примерно на одном уровне, колеблясь в пределах от максимума 114тыс. человек в 1993 до минимума 78тыс. в 2000 г. В 1999г. эмиграция заметно возросла - до 108тыс. человек, по всей видимости, вследствие финансового кризиса августа 1998 года. В целом за одиннадцать лет - с 1990 по 2000гг. - из России выехало примерно 1,5млн человек.

По данным Госкомстата за все время с момента всплеска эмиграции, начавшегося в 1987 году, более 50 % уехавших отправились в Германию, свыше 25% - в Израиль, немногим более 10% - в США, около 3% - в Грецию, Канаду и Финляндию и еще 3% - во все остальные страны.

В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции - «утечки умов», приобрел в России такие масштабы, что стал угрожать существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызвав многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. Каждый пятый эмигрант имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (в населении страны - 13,3%). Становятся эмигрантами многие студенты и стажеры, обучающиеся на Западе. Можно говорить о том, что сегодня среди эмигрантов преобладают молодые люди, имеющие высшее образование.

Факторами миграции стали, прежде всего, глубокий социально-экономический кризис в стране, резкое снижение приоритетности науки, инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований, обусловившие невостребованность научного, интеллектуального потенциала. Из науки ушли многие инициативные и талантливые люди, в результате чего доля «балласта» (хотя он неизбежен и необходим) значительно возросла {Платонов, 1995].

В последние годы все большее развитие получает процесс бизнес-эмиграции из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20млрд долларов.

Причины и особенности эмиграции российских евреев в Израиль. Исторический экскурс

В настоящее время в мире насчитывается около 13млн евреев; в Северной Америке проживает около 6млн; в Израиле около 4,5млн; в Западной Европе около 1,5млн [Телушкин,1999]. По переписи 1989 г. в Советском Союзе насчитывалось 1млн 378тыс. евреев (менее 0,5% населения) [Платонов,2003], тогда как в 1979 г. их было 2.1млн [СЭС, 1980]. Число евреев в Российской Империи, а затем в СССР уменьшалось, от 5.5млн в 1887 г. до 2,2млн в 1959г. Более Змлн евреев погибло в годы Великой отечественной войны на территории бывшего Советского Союза. Сегодня более 90% российских евреев евреи-ашкенази. Евреи-сефарды (таты, горские евреи, бухарские и дагестанские евреи) составляют менее 10% . По данным последней переписи, ,2003 г., всего в России причислило себя к евреям около 400тыс. человек, в С-Петербурге - около 50тыс, в Москве -120тыс. человек, хотя Еврейское Агентство в России (ЕАР - Сохнут), учитывая членов семей евреев, приводит цифры около 1млн в России и 150тыс. в С-Петербурге соответственно. Доля евреев падала не только из-за активной эмиграции в Израиль, но так же из-за низкой рождаемости в еврейских семьях и активной ассимиляции. Так, в 1989 г. 91% евреев России называли родным языком русский, хотя в 1926 г. 70% указывали своим родным языком идиш.

До XVIII в. русские князья, а затем цари не позволяли евреям селиться в своих владениях. Только после раздела Польши в конце XVIII в. вместе с новыми территориями в составе Российской империи оказались и польские евреи. Эти приобретенные Екатериной II территории стали местом их легального проживания (вскоре оформленного установлением черты оседлости). Более ранние документы свидетельствуют лишь об отдельных и неудачных попытках проникновения еврейских торговцев на Русь.

Первые еврейские эмигранты покинули Россию в 1881-1884 гг., за эти годы не менее миллиона российских евреев переселилось в основном в Америку (США, Канаду и Аргентину) и небольшая группа - в Палестину.

Репатриация в общем смысле тоже является эмиграцией, подразумевая возвращение на свою историческую Родину, на землю предков. Идея возвращения присутствовала в еврействе с первых дней рассеяния. Библейское государство Израиль было страной уничтоженной в 722г. до н.э. Потеряв Палестину, евреи никогда не переставали надеяться, что когда-нибудь вернуться в нее. В одном отношении, однако, современное понятие репатриации отличается от этой мечты. Прежде большинство евреев связывало надежды на возвращение в Сион с появлением Мессии, который приведет их туда. Современный сионизм переложил эту задачу с плеч Мессии на плечи самих евреев, Щаймонт, 1994].

Закон о возвращении был первым законом нового государства Израиль, провозгласившим свою независимость 14мая 1948года. По «Закону о Возвращении» государства Израиль все евреи, а также те, в чьих жилах течет хотя бы четверть еврейской крови, имеют право на возвращение в землю Израиля. По прибытии они получают израильское гражданство и статус нового репатрианта.

Израиль - это страна, созданная репатриантами и для репатриантов. Одной из глобальных целей всей политики государства Израиль является собрание всех евреев на своей исторической Родине. Основная работа направлена на еврейскую молодежь и подразумевает как раз воспитание, осознание своей идентичности как евреев, части еврейского мира, возрождение еврейских общин, изучение языка и истории. С начала 1990-х гг. до настоящего времени в Израиль репатриировалось примерно 1 млн человек. В 2001г. из СНГ в Израиль уехало 56000 человек. Из Северо-Западного региона России, по данным Еврейского Агентства (Сохнут), в Израиль сейчас уезжают около 100-250семей в месяц.

Если говорить о евреях Петербурга, то в начале XX в. их было не более 20тысяч. По данным Г.Старовойтовой [1987] в 1985г. в Ленинграде проживало около 200тыс. евреев. Сегодня в городе действует большое количество еврейских организаций. Их деятельность направлена в основном на достижение двух противоположных по смыслу целей - создание и поддержание еврейской общины Петербурга, и на подготовку к репатриации.

Методы статистической обработки результатов

На первом этапе обработки результатов исследования были применены такие основные статистики, как средняя величина и стандартное отклонение, а также ранжирование данных. Расчет производился по общепринятым формулам [Сидоренко, 1996]. Корреляционный анализ

Корреляционный анализ можно определить как комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями, как метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков. Факторный анализ

Для решения ряда статистических задач исследования, таких как обнаружение скрытых факторов, лежащих в основе взаимосвязи нескольких переменных, описание психологических явлений, несмотря на их разнородность и изменчивость, объяснение корреляционных связей и т.п., использовался факторный анализ.

Процедуры факторного анализа проводились на основе корреляций, получаемых методом моментов К.Пирсона. При интерпретации получаемых с помощью факторного анализа результатов учитывались и его недостатки: отсутствие однозначного математического решения проблем факторных нагрузок, неопределенность выбора числа факторов, условность определения внутренней природы факторов и т.п. [Куликов,2002].

При анализе результатов для оценки значимости средних величин использовался t-критерий Стьюдента.

Расчет статистических показателей проводился в ВЦ СПбГУ с применением компьютерной программы STATISTICA 5.0 в среде Windows.

Исследование проходило поэтапно и проводилось на протяжении нескольких лет (1998-2004 гг.).

На первом этапе был собран статистический материал о потенциальных эмигрантах, о евреях, проживающих в Петербурге, о количестве людей, посещающих те или иные еврейские организации, были сформулированы рабочие гипотезы, намечены задачи исследования, отобраны методы исследования.

В пилотажном исследовании, которое проходило в октябре 2001 г., приняло участие 50 человек — потенциальных эмигрантов, имеющих по израильским законам право на репатриацию в Израиль1, самоидентифицирующихся как евреи или как представители других национальностей (чаще всего как русские или «русские евреи»), в возрасте от 15 до 63 лет. Часть из них (19 человек) уже приняла решение репатриировать, другая часть (31 человек) либо отвергала эту возможность (4 человека), либо откладывала решение, не исключая его, на неопределенный срок (27 человек). Исследование проводилось в отделении Еврейского Агентства для Израиля (Сохнуте- JAFISPB) в Петербурге и других еврейских организациях.

Тогда же был частично опробован диагностический инструментарий и более короткий вариант анкеты. В результате пробной проверки анкета была значительно расширена, часть открытых вопросов была дополнена местом для ответов в бланке анкеты, увеличилось количество вопросов о социально-психологических особенностях личности потенциальных эмигрантов, о степени их удовлетворенности жизнью в России, о национальном и этническом самоопределении. Вопрос «Ваша национальность?», вызывал наибольшее количество нареканий и, учитывая мнения опрашиваемых, был разделен на вопросы «Ваша национальность по документам?» и «Кем вы себя считаете?», кроме того, был введен вопрос о национальности родителей, бабушек и дедушек. Также был добавлен раздел, посвященный антисемитизму и контактам с представителями других национальностей, так как эти вопросы вызывали бурную эмоциональную реакцию опрашиваемых и в ходе интервью.

В целом апробированные анкеты, программы интервью показали, что созданный инструментарий отвечает необходимым требованиям и может быть использован в основном исследовании.

Следующий, второй этап исследования включал экспериментальную часть работы - сбор данных и проходил с мая 2003 по декабрь 2003 года с последующей статистической обработкой материалов. Как правило, сначала с обследуемыми проводилась беседа о смысле и направленности исследования, затем им предлагалось анонимно (это особо подчеркивалось) заполнить анкету и выполнить тестовые задания. В процессе проведения исследования поддерживалась доброжелательная доверительная обстановка и при необходимости испытуемым давались дополнительные разъяснения. Процедура обследования занимала 1.5часа.

Всего в исследовании приняли участие 283 человек, имеющие по израильским законам право на репатриацию в Израиль, самоидентифицирующихся как евреи или как представители других национальностей (чаще всего как русские или «русские евреи»), в возрасте от 16 до 70 лет. Исследование проводилось в отделении Еврейского Агентства для Израиля (Сохнуте-) в Санкт-Петербурге, на курсах преподавания иврита и в Молодежном клубе, в благотворительном центре ХЭСЕД АВРАЛАМ, на семинарах Международной студенческой организации «Гилель», в Санкт-Петербургском отделении Еврейского распределительного комитета, в Петербургском Институте Иудаики, в институте социальных работников им. Розенталя, в Израильском Культурном центре при посольстве г. Израиль в Санкт-Петербурге, в еврейской общеобразовательной средней школе №224, в Еврейском семейном Центре «Адаин Ло», в еврейском центре «Бейт ХаБаД», среди евреев, не принимающих участие в работе еврейских организаций.

Сравнительный анализ сознательно указываемых причин репатриации

Результатом интервью с обследуемыми явился первичный список причин репатриации, использованный в дальнейшем для составления анкет и выбора понятий для методики цветовых метафор. Названные обследуемыми причины репатриации в Израиль приведены в Приложении IV.

Первым впечатлением после интервью было ощущение отсутствия четкой мотивации, иерархии ценностей у испытуемых. Испытуемые пытались уйти от прямых ответов, шутили, отделывались общими фразами, занимались резонерством, старались обесценить вопросы.

Другой тенденцией было наличие резко негативных ответов, направленных на настоящую действительность, Россию. Ответы сводились к утверждениям типа «Здесь жить нельзя», «Здесь всех убьют», «Здесь все плохо», «Здесь скучно».

Если в критике настоящего и присутствовала информационная нагруженность и попытка обоснования, то в разговорах о будущем она отсутствовала полностью. Возлагались надежды на государство Израиль, на еврейский народ, на улучшение жизни и финансового положения.

Распространенными являлись ответы, направленные на самих испытуемых, как например, «Хочу самореализоваться», «Хочу начать новую жизнь» и т. д.

Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» были сгруппированы и анализировались по группам (Приложение V).

Ответы обследуемых из разных групп были эмоционально насыщенными. При ответе на вопрос «Что вы испытываете, находясь в России?» положительные ответы присутствовали во всех группах обследуемых, при этом их количество было больше в группах обследуемых, откладывающих решение или принявших решение не репатриировать. Хотя сложно сказать, является ли определение «злобный комфорт» положительным. Тема нестабильности, страха присутствует в ответах испытуемых всех групп. Темы неудовлетворенности и материальных трудностей встречается в основном в ответах групп обследуемых решивших, не эмигрировать в ближайшем будущем.

В ответах на вопрос, что бы хотелось обследуемым, находясь в России, снова основными темами являются темы стабильности, безопасности, материального благополучия. Тема возрождения еврейской жизни, общения с евреями, взаимоотношений России и евреев, возможности быть евреем, оставаясь в России, звучит только у обследуемых либо отвергающих решение о репатриации, либо откладывающих его. Это представляется достаточно логичным, поскольку, что эти люди собираются жить в России и это наболевшие, волнующие их проблемы. Необходимо заметить, что тема «денег» указывалась на втором месте после ответа «Быть евреем» и являлась ведущей из возможных «нееврейских» ответов даваемыми обследуемыми.

В ответах на вопрос «Находясь в России, Вы недовольны?» основными темами снова являются нестабильность, низкий уровень доходов. При этом звучало недовольство общественным, экономическим, политическим строем России, и опять-таки что интересно, чаще это присутствует у решивших не репатриировать в ближайшем будущем. У них же звучит тема антисемитизма, тогда как у людей принявших решение о репатриации, этого ответа не было, встречались формулировки о неприятии «моего народа» страной, вообще об отношением к людям.

Задавая вопрос «Как Вы считаете, почему люди вообще уезжают из России?», мы предполагали получить именно в этой части анкеты ответы о нестабильности, страхе, несовершенстве политического, общественного и экономического строя России. В ответах группы обследуемых, принявших решение о репатриации, на первом месте оказалась тема взаимоотношений России и евреев как нации. Во всей этой группе не было ни одного «личного» ответа, ответы носили обобщенный характер и были ответами «откуда», т.е. акцентированными на теме отъезда. В ответах испытуемых двух других групп прозвучала тема антисемитизма, нестабильности, материального благополучия, воссоединения семей, самореализации и ощущения, что «где-то лучше, чем здесь». Материальное положение, как важнейшая причина отъезда из России наиболее часто указывалась в ответах обследуемых, решивших не репатриировать, хотя для себя материальные трудности они оставляют на предпоследнем месте.

На вопрос о том, почему люди уезжают именно в Израиль, среди ответов обследуемых всех групп на первом месте стоят ответы, относящиеся к самоидентификации, взаимоотношениям евреев и России, роли Израиля как Светой земли, земли праотцов, страны евреев, страны равных. Страны, где «дети женятся на евреях», т.е. исключается возможность ассимиляции и аккультурации. Следующей по важности у всех групп выступает тема самореализации, возможности начать жизнь заново. Третьими по значимости являются тема антисемитизма, притеснения и тема воссоединения с семьей, с родственниками. Экономические причины указывались только обследуемыми, не принявшими решения о репатриации.

Сравнивая эти ответы с ответами, полученными в ходе пилотажного исследования в марте-апреле 2001г. (Приложение VI), можно отметить, что опрашиваемые в пилотажном исследовании одинаково оценивали действительность независимо от того, принято ли ими определенное решение или еще нет. И самое главное, появляется не звучащая в ответах 2001г. тема этнической самоидентификации. Тема же материального благополучия, представленная в 2001г., как один из основных мотивов репатриации практически сходит на нет к 2004г. Также в ответах 2003-4гг. появляются и положительные ответы. Можно предположить, что это связано с улучшением экономической и политической ситуации в России и с ухудшением положения в экономике Израиля. Видимо, еще и с тем, что, связав свою жизнь с Россией или отложив это решение, люди все больше обращаются к себе, к пониманию своего мира, к вопросу, «Кто я? Кто мы в этой стране ».

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта (На примере репатриации в Израиль)