Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Федореева, Людмила Васильевна

Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае
<
Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федореева, Людмила Васильевна. Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04. - Хабаровск, 2005. - 216 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретические основания библиотечной деятельности в условиях социального транзита 12

1.1 Генезис библиотеки как социального института: формирование социальных функций библиотеки 12

1.2 Библиотека в условиях информатизации общества: библиотечно-информационный центр 4 0

1.3 Особенности социальной роли библиотек в социальном пространстве постсоветской России... 57

2 Социальное пространство Дальнего Востока России: проблема формирования информационной инфраструктуры 75

2.1 Дальний Восток России как социальная целостность: мифы и реальность 75

2.2 Библиотечное дело в условиях отдаленного региона 104

2.3 Библиотека и формирование информационной инфраструктуры региона. Модель регионального информационно-библиотечного центра 117

Заключение 139

Список использованных источников 143

Приложения 163

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется особым состоянием информационного пространства современной России и ролью, которую играет библиотека как социальный институт в конструировании этого пространства. При описании информационного пространства постсоветской России исследователи исходят из характеристик итогового состояния («информационное общество», «общество знания»). При этом наличное информационное пространство интересует наблюдателя в той степени, в какой в нем присутствуют искомые характеристики. В противном случае это ведет к сворачиванию исследования, констатации «атомизации» общества и отсутствия в нем взаимопонимания. Институциональная роль библиотеки в этих условиях определяется как удовлетворение информационно-образовательных потребностей населения. Таким образом, библиотека рассматривается как одна из служебных подсистем образования. Это резко сужает рамки библиотеки как социального института, деформирует ее институциональные размерности.

Выявить функции библиотеки как социального института в условиях транзитного состояния информационного пространства мы и предполагаем в настоящей работе. Для выявления этих функций и особенностей институциональной организации необходимо рассмотрение состояния информационного пространства постсоветской России без отсылки к некой целевой установке.

Основной особенностью современного информационного пространства, обоснование и анализ которой мы предлагаем

ниже, выступает его гетерогенность. Информационное пространство «слоится» и распадается на несколько информационных пространств («устное», «книжное», «виртуальное»), каждое из которых организовано по своим законам, на собственных основаниях. Эти пространства не существуют обособленно, а, пересекаясь, создают новое качество информации, не сводимое ни к одному из составляющих. Столь же сложной и комплексной оказывается и роль библиотеки как социального института в информационном пространстве социального транзита. Из служебной подсистемы образования библиотека становится основой для осуществления конструирования социального пространства, для социальной инженерии. Но для того чтобы соответствовать этой роли, библиотека сама должна трансформироваться. Она призвана осуществлять информационное конструирование на всех уровнях информационного пространства.

Особенно актуальна подобная задача в условиях Дальнего Востока России, где существующая гетерогенность усиливается за счет особенностей демографической и культурной ситуации в регионе, давления со стороны внешнего окружения.

Процесс функционирования библиотеки как социального института в информационном пространстве Дальневосточного региона и будет рассмотрен в диссертационном исследовании.

Таким образом, цель исследования - выявление закономерностей функционирования библиотеки как социального института в условиях гетерогенного информационного пространства Дальнего Востока России.

Объект исследования - библиотека как социальный институт в региональном информационном пространстве.

Предмет исследования - процесс функционирования библиотеки как социального института в региональном информационном пространстве.

Цель исследования определяется кругом задач, выступающих этапами реализации:

Проанализировать этапы формирования институциональных и функциональных характеристик библиотеки как социального института.

Выявить особенности социальной функции библиотеки в условиях постсоветской России.

Определить характеристики социально-информационного пространства Дальневосточного региона.

Описать социальные условия функционирования библиотечной отрасли на Дальнем Востоке России.

Выявить и проанализировать особенности функционирования библиотеки в качестве информационно-библиотечного центра, конструирующего информационное пространство региона.

Степень разработанности проблемы. Социологическое исследование библиотек и библиотечного дела является достаточно новым направлением в отечественной науке об обществе. Особенно интенсивно представления о социальных функциях библиотеки развивались во второй половине XX в., что связано с нарастанием роли информационного фактора в жизни человечества.

Наибольший вклад в изучение социальных функций библиотек внесли известные библиотековеды М. И. Акилина, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина, И. К. Джерилевская, Н. Е.

Добрынина, Н. В. Жадько, Р. С. Мотульский, Е. Т. Селиверстова, В. В. Скворцов, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, Н. И. Тюлина, И. М. Фрумин, Ж. С. Яцкунас [3, 46, 75, 76, 78, 81, 82, 83, 129, 130, 145, 147, 148, 153, 156, 163, 181, 182].

Однако во всех этих работах библиотека взаимодействует не с обществом, а с читателями, обладающими достаточно обобщенными чертами, мало соотносящимися с реальностью. Когда же речь заходит об обществе и его структуре, используются весьма оторванные от реальной практики концепции «постиндустриального», «информационного» или иного общества.

Для того чтобы «приземлить» высокие теории на конкретную почву конкретного региона, и необходим тщательный анализ информационного пространства, в котором действует библиотека. Здесь нами используются работы социологов, анализирующих современное российское общество, - Л.Г. Ионина, В.В. Радаева, Ю.А. Левада [90, 91, 92, 143, ,114, 115]. Региональный контекст позволяют воссоздать теоретические работы в области регионалистики В.Я. Гельмана, А.С. Кузьмина, И.Ф. Ярулина и Л.Е.Бляхера [178, 179, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33] . Теоретическим основанием нашего исследования выступают классические работы в области институционализма (М. Вебер, Р.Мэртон, Т.Парсонс [47, 6, 139]) и социального конструктивизма (А.Щюц, П. Бергер, Т. Лукман, X. Сакс и др. [б, 24, 58]). Совмещение этих традиций и позволяет нам определить научный контекст собственного исследования.

Эмпирическая база исследования представлена несколькими блоками:

Статистические данные министерства культуры края по структуре и динамике библиотечной отрасли в Хабаровском крае за 2000 - 2004 гг.

Формализованный выборочный опрос работников библиотек города Хабаровска (n = 137, тип выборки -квотная по полу, возрасту, стажу работы).

Сплошной опрос посетителей библиотек города Хабаровска (10 -16 марта 2004 года, п =436).

Серия неформализованных экспертных интервью с библиотечными работниками городов Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Николаевска-на-Амуре, Охотска (всего 20 интервью).

Для сравнения привлекались данные формализованного опроса по сходной тематике, проведенного В.Н. Марковой в г. Белгороде в 2002 году [123].

В качестве методов обработки информации использовались статистические методы (линейное распределение, факторный анализ). При обработке интервью использовались дискурсивные аналитические техники.

Методологическую основу работы составило сочетание
двух фундаментальных социологических традиций:
функционализма и социального конструктивизма.

Функциональное направление в социологии, представленное в работе трудами Р. Мертона и Т. Парсонса, позволило описать функции библиотеки как социального института в различных типах социального пространства, раскрыть логику трансформации функций библиотеки. Конструктивистский подход (А Щюц, X. Сакс [б, 58]) позволил выработать и обосновать способ воздействия библиотеки на информационное пространство региона. Важное место в

работе занимает утверждение М. Мак Люэна о детерминированности социальных характеристик эпохи типом распространения информации.

В ходе исследования были получены результаты, обладающие элементами новизны:

Определено состояние информационного пространства в обществах транзитного типа как результат сосуществования и взаимодействия различных способов организации информации (аудиовизуального, книжного, электронного) , который не может быть сведен ни к одному из вышеперечисленных элементов.

Выявлены характеристики информационно-библиотечного центра (ИБЦ), позволяющие ему служить медиатором между информационными подпространствами, конструируя единое информационное пространство региона.

На защиту выносятся следующие положения:

В истории формирования библиотеки как социального института можно выделить пять периодов, каждый из которых несколько расширял и видоизменял набор функций, присущих ей, и сферы социальной реальности, с которыми она взаимодействует.

В период Нового времени из ведения библиотеки были изъяты функции производства и распространения знания, а сама библиотека превратилась в подсистему иных социальных институтов (наука, образование, воспитание).

В условиях становления информационного общества и «общества знания» библиотека (информационно-библиотечный центр) на новом уровне возвращается к синкретизму библиотек древности, сосредоточивая в себя

производство, хранение и распространение социально значимой информации по электронным сетям.

В условиях современной России сложились элементы информационного общества. Но одновременно сохранились и структуры, базирующиеся на «книжном» типе распространения информации и архаических («устных») формах коммуникации. Их сосуществование не позволяет «достроиться» ни одному из базовых типов организации информационного пространства.

В условиях демографической нестабильности отдаленного - Дальневосточного - региона это качество ведет к атомизации и стремительной архаизации общества. Для того чтобы компенсировать эту ситуацию, необходим медиатор, который бы позволил организовать социальную коммуникацию между агентами различных информационных пространств.

Таким медиатором и способен выступить информационно-библиотечный центр, организованный как органичное объединение «центра пересечения информационных потоков», «книгохранилища» и «клуба по интересам». Структура такого ИБЦ в условиях Дальнего Востока России и представлена в настоящей работе.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении наших представлений о способах организации информационного пространства в обществах, переживающих социальный транзит, в условиях отдаленного, периферийного социума. Работа позволяет выявить новые функции и способы организации библиотеки как социального института, способного воссоздать целостность информационного пространства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что на ее основе разработана «Программа развития библиотеки Тихоокеанского государственного университета на 2006-2008гг.» (Приложение А), механизмы координации деятельности библиотек в масштабах Хабаровского края и Дальневосточного региона.

Результаты исследования могут найти применение в педагогической практике при чтении курсов «социальная политика» и «социология чтения», ряда библиотековедческих курсов.

Апробация. Материалы исследований докладывались на
десяти международных и региональных научно-практических
конференциях: «Современная библиотека в едином

информационном и культурном пространстве региона»
(Хабаровск, 2002 г.), «Развитие библиотечно-информационного
пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное
образование» (Хабаровск, 2004 г.), « Проблемы высшего
образования» (Хабаровск, 2004 г.), « Инновационные
технологии в работе вузовских библиотек »(Владивосток,
2003, 2004 г.), «Современные тенденции развития

библиотечно-информационных технологий вузовских библиотек» (Хабаровск, 2003 г.), «Проблемы функционирования школьной библиотеки в условиях модернизации образования» (Хабаровск,

  1. г.), «Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий вузовских библиотек» (Хабаровск,

  2. г.), «Вузовские библиотеки на современном этапе. Состояние. Проблемы. Перспективы» (Хабаровск, 1998 г.), «Открытая библиотека образовательного учреждения -современные информационные технологии для пользователей» (Благовещенск, 2001г.).

По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 3,7 печ. л.

Структура исследования определяется спецификой темы и логикой изложения материала. Диссертация состоит из 2-х глав по три параграфа в каждой, введения, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего статистические таблицы, диаграммы и схемы.

Генезис библиотеки как социального института: формирование социальных функций библиотеки

Одной из древнейших функций социального организма, возникших практически одновременно с появлением сколько-нибудь сложных социальных форм, стало хранение и передача социально значимой информации. В египетских храмах и лабиринте Миноса, в поселениях этрусков и шумерских городах мы находим свидетельства того, сколь важной представлялась эта функция для их обитателей [155].

В древнейших государствах задолго до появления самого слова «библиотека» сформировалось то, что мы можем назвать библиотекой как социальным институтом. Важнейшими, на наш взгляд, его признаками стали:

Наличие особых мест, предназначенных для хранения и передачи социально значимой информации.

Наличие особой, выделенной группы людей, осуществляющих хранение и передачу информации.

Наличие специальных технологий, связанных с хранением и передачей информации.

Вслед за М. Мак Люэном [120] мы можем выделить три этапа развития «информационной галактики» и соответственно три этапа развития библиотечного дела, библиотеки как социального института: устный, письменный и информационный. Устный этап характеризуется господством мифологического сознания. Для этого типа сознания характерна включенность социального агента в социальную ткань общества. Он не осознает и не определяет себя в качестве автономного и самоценного существа, отдельного от социального организма (племени, государства, полиса). В этом плане он был, в терминологии Р. Мертона, не столько социальным агентом в системе действия, сколько фактором в структуре, полностью этой структурой детерминированным. Хранить информацию в этих условиях означало каждый раз заново переживать событие, важное для всего коллектива. Передавать информацию означало включить в акт переживания адресата сообщения. Наиболее эффективным средством хранения информации в этих условиях ставится ритуал. Как отмечал Р. Барт [16], ритуал воспроизводит внешнюю форму события, позволяющую включить в него актуальное социальное содержание, тем самым каждый раз, заново подтверждая целостность коллектива. В догосударственныи период такими хранителями ритуальной информации выступали сказители, шаманы и т.д. В эпоху возникновения первых государств эта функция институциализируется. Хранителями ритуала становятся жрецы. Практически они же выступают подлинными властителями, оттесняющими на второй план военную аристократию. Этот момент отмечается исследователями и в связи с политическим строем в древнем Шумере и в Ассирии, и в Египте. Показательно, что в древней Индии первым, наиболее важным сословием, было сословие жрецов-Брахманов. Иными словами, тот, кто хранил и передавал информацию, обладал подлинной властью. Технология воспроизведения ритуала и знание о смысле ритуала становились своего рода «библиотечными технологиями», а храмы - первыми библиотеками. Но если применительно к информационной модели М. Мак Люэна трехчастной схемы оказывается достаточно, то применительно к становлению библиотеки как социального института необходима конкретизация схемы. Если в первый период «устной эпохи» роль хранителей информации принимают на себя храмы, то на следующем этапе появляются библиотеки как отдельное от храма социальное образование. Исторически это было связано с переходом власти от жречества к «воюющему сословию». Археологи обнаружили наличие библиотек у многих древних монархов, противопоставлявших свою власть традиционной власти жречества. Таковы книгохранилища Ашурбанапала в Ассирии, Эхнатона в Египте. Показательно, что Птолемеи в Египте, внешне наследуя власти фараонов, но не желая попасть под опеку жрецов, создают знаменитую Александрийскую библиотеку. Ценнейшее собрание античной мудрости создают в Афинах ученики и последователи Аристотеля Стагирита - перипатетики.

Дальний Восток России как социальная целостность: мифы и реальность

Дальний Восток - один из самых больших по территории и самых малозаселенных регионов мира. При этом он окружен странами, лидирующими по плотности населения. Так, семи миллионам дальневосточников «противостоит» более двухсот миллионов жителей сопредельных провинций КНР. Более того, население региона распределено крайне неравномерно. Более пяти миллионов дальневосточников размещаются на узкой полоске вдоль верхнего и среднего течения Амура и в Приморье. Однако и эта узкая полоска заселена отнюдь не плотно (средняя плотность 3 человека на квадратный километр). Казалось бы, что такие условия расселения предполагают стремление к максимально плотному контакту с соседними субъектами РФ. Однако этого не происходит. Несмотря на наличие «Ассоциации социально-экономического взаимодействия...», единого аппарата Полномочного представителя президента, каждый из 12 субъектов Федерации по существу живет отдельно, мало соотносясь с соседями. Существует лишь небольшой набор совместно разделяемых смыслов, который и делает термин «дальневосточник» сколько-нибудь реальным. Такие совместно разделяемые смыслы мы и обозначили термином «социальные мифы». Их рассмотрение и предпринимается ниже.

Социальные мифы прочно вошли в реестр исследовательских объектов науки об обществе. Уже в работах Э. Кассирера отмечается значимость социальной мифологии в практике управления современными обществами и одновременно опасности, с ней связанные [101]. Еще определеннее эта мысль прослеживается в трудах С. Московичи: «В цивилизованном обществе ... массы возрождают иррациональность, которую считали исчезающей, этот рудимент примитивного общества, полного отсталости и культа богов. Вытесненная из экономики наукой и техникой, иррациональность сосредоточивается на власти и становится ее стержнем. Это явление нарастает. [128] Политика - это рациональная форма использования иррациональной сущности масс» [32, с. 61] .

В этих терминах по большей части и велось исследование социально-политических мифов. Социальный миф - есть основа для манипуляции массами, фундамент выработки идеологии. Социальный миф, в отличие от архаического прародителя, не возникает естественно, а конструируется, хотя и с ориентацией на «глубинные запросы масс».

Соответственно он вызывает беспокойство как «оружие на пути к свободе», средство закрепощения человека. Отсюда и традиция демифологизации, идущая от социокритики и воодушевляющая многих современных политологов. Отсюда же позиция современных консерваторов, возлагающих на миф надежды на возрождение национальной идеи и национальной идеологии. Не вдаваясь в дискуссию о природе и смысле политических мифов, определим собственную точку зрения, с которой и описывается явление, обозначенное нами как «социальная мифология Дальнего Востока». Прежде всего, миф - это не верифицируемое знание. Миф является истиной просто потому, что он миф. В этом своем качестве он не нуждается в подтверждении чем-либо, кроме себя самого. Точнее, любая, предъявленная сознанию реалия, интерпретируется в наличных мифологических формах. Миф предстает как структура принципиально контр фактичная. Никакая совокупность фактов, предъявленных индивиду, не компрометирует его. На этом, в частности, основана устойчивость "ложных" смыслов и механизмов смыслоозначения. Например, образ "доброго царя", одна из ключевых мифологем российской социальной жизни, отнюдь не компрометируется фактом наличия данного, "не очень доброго".

Библиотечное дело в условиях отдаленного региона

Хабаровский край, как было отмечено выше, относится к отдаленным от центра, осваиваемым, умеренно дотационным регионам. Площадь Хабаровского края 788,6 тысяч квадратных километров, что составляет 4,5% территории России. Общее население края 1427 тысяч человек (чуть более 1% населения РФ). Средняя плотность населения 1,8 человек на кв. км. Однако эти данные мало отражают реальную демографическую ситуацию в крае. Гораздо важнее для нашего рассмотрения, как это население распределяется по территории края.

Более половины населения края сосредоточено в двух крупнейших городах - Хабаровске (610 тысяч человек) и Комсомольске-на-Амуре (287 тысяч человек). В остальном плотность населения равномерно убывает с юга на север края. Самый северный район края - Охотский - населяют 3,7 тысячи человек. Вместе с тем наиболее доходные производства в крае (золотодобыча, лесозаготовки и т.д.) продолжают оставаться трудозатратными, ориентированными на «входящие» демографические потоки. В условиях, когда отсутствуют подобные потоки из России, их заменяют «восточные» потоки (КНР, КНДР). Это ведет к появлению новых рисков и новых опасностей. Но не только географическое расположение и малая населенность делает регион отдаленным. Здесь важнее другое. Развитие Хабаровского края, как и всего Дальнего Востока, определялось извне, из центра. Регион выступал как, своего рода, маневренная территория, со специфическими постколониальными траекториями развития [73]. Смысл региона определялся за его пределами. Это и вызвало к жизни проточную культуру, описанную в предыдущем параграфе.

Однако сегодня ситуация меняется. Программные выступления лидеров государства наглядно показывают, что у России нет реального видения регионального развития. Все чаще задается вопрос: а нужен ли регион России? В этих условиях единственным условием выживания населения региона выступает выработка регионального самосознания, внутреннего смысла и ориентиров регионального развития. Но для того чтобы эта выработка состоялась необходимо формирование единого информационного пространства региона. Эту проблему и призваны решать библиотеки, информационно-библиотечные центры в условиях отдаленного региона. Какие же сложности возникают при решении этой задачи?

Первая сложность - инфраструктурная. Если для периода советской власти существовала продуманная и долговременная политика в области библиотечного дела, то сегодня таковая отсутствует. Этот факт отметили 68% библиотечных работников в ходе опроса, проведенного автором в 2004 году в библиотеках города Хабаровска. Даже на региональном уровне речь идет о численности библиотек и библиотечных работников, но не об определении их роли в развитии Дальневосточного региона. Каждая отдельная библиотека самостоятельно, «на ощупь» определяет свою задачу. Только в самые последние годы по инициативе самих библиотечных работников проводятся совещания, конференции, где обсуждаются наиболее острые проблемы функционирования библиотечной сети в крае и регионе.

Руководители библиотек стремятся компенсировать отсутствие четкого вертикального руководства укреплением «горизонтальных» связей. В качестве примера можно привести сотрудничество библиотеки ТОГУ и научных библиотек Хабаровского научного центра, ТОГУ и ВГУЭС. Что же представляет собой библиотечная отрасль в крае? Что препятствует ее развитию?

Похожие диссертации на Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации : На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае