Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Бендрикова Альбина Юрьевна

Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития
<
Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бендрикова Альбина Юрьевна. Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Барнаул, 2004 191 c. РГБ ОД, 61:04-22/590

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основы анализа благотворительной деятельности

1.1. Основные теоретические подходы к анализу благотворительной деятельности 13

1.2. Благотворительность в контексте социологического знания 40

Глава 2 Особенности становления благотворительной деятельности в Забайкалье

2.1. Эволюция благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX века 70

2.2. Особенности развития благотворительной деятельности в Забайкалье в конце XX - начале XXI в.

2.3. Основные факторы развития благотворительной деятельности в Забайкалье

Заключение 146

Список литературы 151

Приложения 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В решении многих социальных проблем, существующих в нашем обществе, немаловажное значение приобретает возрождающаяся благотворительная деятельность производственных и коммерческих предприятий, различных специализированных общественных объединений и частных лиц.

Расслоение общества и социальная нестабильность стали; причинами особой востребованности филантропии. Отсутствие в течение достаточно длительного времени правовой и законодательной базы благотворительной деятельности не смогло остановить её возрастающее влияние на российское общество.- Современный человек все более осознает, что многое можно сделать самостоятельно, проявив социальную активность, гражданскую позицию, не дожидаясь действий со стороны государства, осуществляя благотворительную деятельность.

Благотворительная деятельность — это не просто передача денег от сильного слабому. Это целая система экономических и этических отношений. Необходимо создание условий, при которых благотворительная деятельность будет поощряться государством. Для этого нужны механизмы морального и материального поощрения потенциальных благотворителей. То есть, простое уважение сограждан и непростые законы, стимулирующие развитие благотворительности: налоговые льготы, преимущества в получении государственных и муниципальных заказов и т.д.

Точная квалификация благотворительности как вида социально значимой деятельности имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Благотворительность в России имеет определенную специфику, обусловленную характером социальных отношений и, в первую очередь, ролью государства в общественной жизни. Сегодня вследствие системного кризиса в социальной практике происходят

4 крупномасштабные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, неуклонно снижается уровень жизни, идет дискриминация по национальным, религиозным и другим признакам, растет поток вынужденных переселенцев. Государственные структуры не в состоянии справиться с растущим потоком социальных проблем, вести эффективную социальную политику. В этом контексте возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу об обездоленных.

В Забайкалье, как и во всей России в 1990-е годы растет количество общественных организаций. Сфера их деятельности связана с регулированием социальных отношений, субъектами которых становятся различные социальные группы. Особое место среди таких организаций, проявивших свою активность, занимают благотворительные организации, деятельность которых ориентирована не только на! помощь для удовлетворения- немедленных нужд, но и для развития, поддержки инициатив, способных улучшить в целом качество общественной жизни.

Взаимопомощь и благотворительность всегда высоко ценились у большинства народов. Это общечеловеческие ценности. Особую значимость они имели в. малонаселенных окраинах с трудными для выживания человека природно-климатическими и социально-экономическими условиями. Забайкалье всегда представляло такую зону человеческой жизнедеятельности и жизнеобеспечения, что сказалось на невысоком уровне инициации и популяризации благотворительной деятельности. Знание тенденций и закономерностей развития благотворительной деятельности в Забайкалье может позволить решать социальные проблемы через механизмы,. которые наиболее полно учитывают региональную ситуацию.

Интенсивное развитие социальных и экономических процессов в последние десятилетия, поставило целый ряд проблем, требующих серьезного и всестороннего анализа: безработица, бедность, неравенство. Сегодня, когда принципиально меняются экономические основы и

5 социальные ориентации нашего общества, вновь становятся актуальными вопросы о месте благотворительности в системе современных общественных отношений.

В этом контексте исследование тенденций развития благотворительной деятельности в российском регионе представляется своевременным и актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Данное состояние проблемы подтверждает актуальность исследования тенденций развития благотворительной деятельности как особого вида социальной деятельности.

В настоящее время благотворительность все чаще становится объектом внимания исследователей. Среди отечественных и зарубежных научных исследований можно выделить следующие направления:

> благотворительность как социальная деятельность

(О.П.Алексеева, Р.Г.Апресян, Н.Г. Аристова, Н. Беляева, И.Е. Городецкая, А. Соколов, Э.А. Фомин и др.);

благотворительность как социальный феномен (И.В. Антонович, Э.А. Фомин, Е.З. Чикадзе и др.);

благотворительность как социальный институт (Ю. Зеликова, И. Модель, Б. Модель, Л.А. Темникова и др.);

типология исторических этапов эволюции благотворительности (Л.В. Бадя, В. Гаген, А. Горовцев, П. Кропоткин, М. Сущинская, М. Фирсов, Л. Хорева, Я. Щапов, А. Якобий и др.);

конфессиональная благотворительность (Н. Вознесенский, П. Дерябин, Н. Елагин, М. Кляйнеберг, Н. Милютин, В. Молчанов, К. Ровинский и др.);

роль и место благотворительной деятельности в истории и практике социальной работы (СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова и

ДР-)-

мотивация благотворительной деятельности (Р.Г. Апресян, М. Веблен, Г. Силласте, Л. Хорева и др.);

тендерный аспект благотворительной деятельности (Е. Путилова, Г. Смагина, О. Хасбулатова и др.);

функциональные особенности благотворительной деятельности, осуществляемой общественными организациями (В.Гордин, Ю. Зеликова, Э.А. Фомин и др.);

специфика российской благотворительности (К.Безменов, П. Ганзен, А. Кудрявцев, А.Дж. Брэдли, А. Линденмайер, Д. Рэнсел и др.);

Таким образом, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания: историки, психологи, философы и т.д. Данное диссертационное исследование направлено на социологический анализ благотворительной деятельности в условиях региона, который не достаточно полно представлен в отечественной и зарубежной науке.

Объект исследования — благотворительная деятельность в Забайкалье.

Предмет исследования — специфика и тенденции развития благотворительной деятельности в Забайкалье.

Цель исследования — выявить основные направления и тенденции развития благотворительной деятельности в Забайкалье.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Осуществить анализ основных теоретических подходов к благотворительной деятельности.

  2. Выявить основные характеристики благотворительной деятельности в контексте социологической концепции жизненных сил человека.

  3. Дать социологический анализ эволюции благотворительной деятельности в Забайкалье в XIX - начале XXI вв.

  1. Выявить региональные особенности развития благотворительной деятельности в Забайкалье.

  2. Проанализировать основные тенденции развития благотворительной деятельности в Забайкалье.

Гипотезы исследования:

  1. Анализ благотворительной деятельности в контексте социологического знания предполагает выделение основных характеристик благотворительности как одного из видов социальной деятельности и выявление особенностей этой деятельности в условиях региона.

  2. Специфика благотворительности как социальной деятельности на региональном уровне обусловлена влиянием как общих тенденций развития благотворительной деятельности, характерных для российского общества в целом, так и тех, которые проявляются на уровне отдельного региона и обусловлены его спецификой.

  3. На уровне региона характер развития благотворительной деятельности обусловлен рядом факторов: состав населения, нормативно-правовая база, информационное обеспечение, природно-климатические условия и др., преобладающим из которых, является отсутствие законодательства, регулирующего социальную сферу.

  4. Изменение форм благотворительной деятельности определяется динамикой конкретно - исторических условий при воздействии социально-политических и социально-психологических факторов.

  5. В настоящее время для благотворительности в Забайкалье характерна эпизодичность, что обусловлено отсутствием регионального законодательства, регулирующего благотворительную деятельность, и отсутствием органа, координирующего деятельность как общественных, так и государственных организаций в сфере благотворительности в регионе.

  1. Благотворительная деятельность в Забайкалье на современном этапе развивается в направлении создания благотворительных фондов и организаций, влияющих на развитие государственной системы социальной помощи в целом и способствующих повышению социальной эффективности благотворительности в регионе.

  2. Для активизации благотворительной деятельности необходимы инновационные механизмы, среди которых особое место может занять институт партнерства государственных структур с негосударственными организациями в сфере осуществления благотворительности в Забайкалье на современном этапе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории действия, базирующиеся на системном подходе (М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс и др.);

деятельностный подход (Маргарет С. Арчер, Том Р. Берне, М. Крозье, Э. Фридберг, А. Этциони, и др.)

принципы структурно-функционального анализа (Р.Мертон, А.Радклифф-Браун, С.Нейдл, Т.Парсонс и др.); принцип эволюционизма (Г. Спенсер и др.);

социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, раскрывающая сущность общественной активности населения, ее жизненный потенциал (СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов и др.).

Эмпирическая база исследования представлена: статистическими материалами комитета по социальной защите населения администрации Читинской области;

аналитическими материалами о развитии благотворительной деятельности, опубликованными в российских и региональных: периодических изданиях и научных сборниках; документами Управления статистики Читинской области; нормативно-правовыми документами;

9 архивными документами, находящимися на хранении в Государственном архиве Читинской области, и другими историческими источниками;

результатами эмпирического социологического исследования «Традиции и инновации добровольческой благотворительной деятельности в Забайкалье», проведенное диссертантом в 2003 году.

Методы исследования: традиционный анализ научной литературы; сравнительный анализ статистических данных; анализ архивных документов; вторичный анализ результатов социологических эмпирических исследований; метод экспертных оценок; метод статистической компьютерной обработки данных.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Обоснована эвристическая ценность социологической концепции жизненных сил человека для выделения основных характеристик благотворительности как специфического вида социальной деятельности.

  2. Доказано, что на формы и направления благотворительной деятельности в настоящее время наибольшее влияние имеют социальные факторы, обусловленные спецификой региона.

  3. Введено понятие «благоприятная благотворительная среда» как одна из характеристик эффективности благотворительной деятельности.

  4. Впервые осуществлен социологический анализ развития благотворительной деятельности в Забайкалье.

  5. Обосновано, что для активизации благотворительной деятельности в Забайкалье необходимо формирование регионального законодательства, регулирующего социальную сферу и направленного на поддержку благотворительности, и органа, координирующего партнерские отношения государственных и негосударственных организаций в сфере благотворительности в регионе.

6. Предложена теоретическая схема механизма оптимизации отношений

общественных организаций и муниципальных органов власти по

поводу повышения социальной эффективности благотворительности в

регионе.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социологический подход к анализу благотворительной деятельности позволяет выявить как общие, так и: специфические функции благотворительности как особого вида социальной деятельности.

  2. Наиболее адекватный анализ благотворительной деятельности осуществляется в контексте социологической концепции жизненных сил человека, так как одной из основных функций благотворительной деятельности является поддержание и реабилитация индивидуальной и социальной субъектности представителей разных социальных групп.

  3. Для развития благотворительной деятельности, как на уровне всего российского общества, так и на уровне отдельного региона характерна преемственность целей и форм благотворительности, возникших в предшествующие периоды истории российского общества при воздействии социально-политических и социально-психологических факторов.

  4. С целью оптимизации благотворительной і деятельности в регионе необходимо учитывать как общие тенденции развития российского общества, так и факторы, обусловливающие специфику развития конкретного региона.

  5. Механизм оптимизации отношений общественных организаций и муниципальных органов власти в сфере благотворительной деятельности предполагает разработку нового законодательства, регулирующего социальную сферу, и документов, регламентирующих благотворительность, с учетом расширения числа субъектов деятельности.

  6. Социальная эффективность благотворительности зависит от внешних (средовых) и внутренних (индивидуально-личностных) характеристик деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается: а) использованием концептуальных основ теории деятельности и последовательной операционализацией её теоретических конструктов; б) применением адекватных методов сбора и анализа полученной информации; в) внедрением результатов исследования в практику; г) обсуждением полученных результатов на конференциях, семинарах и т.д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что деятельностный подход к изучению благотворительности позволил определить российскую благотворительность как значимую сферу социальной практики. Диссертационная работа вносит вклад в развитие теоретико-методологической базы исследования основных направлений благотворительной деятельности в российском регионе посредством раскрытия основных идей концепции жизненных сил социальных субъектов. Материал диссертационного исследования имеет определенную ценность для расширения проблемного поля теоретической и практической социологии, вносит теоретический вклад в формирование современных концепций теории и практики социальной работы и развитие их: методологического инструментария.

Практическая значимость исследования определяется тем, что эмпирические данные и теоретические положения диссертации могут найти применение в разработке, корректировке и реализации региональной социальной политики в области благотворительной деятельности. Выводы диссертации могут быть учтены при разработке документов, регламентирующих благотворительную деятельность с учетом расширения числа субъектов благотворительности. Результаты исследования могут использоваться в преподавании учебных курсов по теории и истории благотворительной деятельности. Рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при создании, организации работы и оптимизации деятельности благотворительных фондов и организаций.

12 Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на ежегодной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых Алтайского государственного университета «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы» (Барнаул, 2001, 2002, 2003 гг.), межрегиональной конференции «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» (Барнаул, 2001 г.), всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в изменяющейся России: проблемы, поиски, перспективы» (Томск 2003 г.,), международной научной молодежной конференции «Мир. Справедливость. Гуманизм» (Чита, 2000 г.), международной конференции «Социально-психологическая помощь семье» (Чита, 2001 г.), изложены в 8 публикациях общим объемом 1,5 п.л., составили основу спецкурсов «Социальные проблемы современного общества», «Социальное неравенство» для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Основные теоретические подходы к анализу благотворительной деятельности

Благотворительность - это то, что объединяет доминирующую в развитых странах либеральную идею — идею свободного выбора, личной инициативы — и традиционный отечественный идеал социальной солидарности и справедливости, коллективной заботы о слабых. Одним из наиболее эффективных и вместе с тем традиционных для России путей укрепления социальной солидарности во благо развития народа и государства является благотворительность. Широко известно, какое большое значение имели благотворительность и меценатство в жизни дореволюционной России. За почти двухвековой период в стране сформировались мощные традиции благотворительности, существенно повлиявшие на судьбы отечественной жизни.

Как нам представляется, обращаясь к какому-либо объекту логично начать с основных понятий. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности.

Большой энциклопедический словарь под благотворительностью понимает оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность также может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Более широким по содержанию представляется определение, данное в Законе «О благотворительности и благотворительных, организациях» от 7 июля 1995 г., и на него мы будем опираться.

Согласно Закону: Благотворительная деятельность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Следующее понятие — «филантропия». Большой энциклопедический словарь указывает, что это то же самое, что и благотворительность. Тесно связано с благотворительностью понятие «милосердие» - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых), и в данном контексте благотворительность понимается как деятельное проявление милосердия.

Социальные процессы понимаются как процессы, связанные с социальными изменениями и социальным развитием.

Теоретико-методологическое основание анализа благотворительной деятельности предполагает, на наш взгляд, использование категориального аппарата целого ряда наук и прежде всего социологии, философии, истории, социальной работы.

В нашем исследовании благотворительность рассматривается как особый вид социальной деятельности, так как социологический анализ благотворительной деятельности призван выявить ее роль и место в системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ею функций потребностям и целям общественной системы в целом. Интерес к изучению деятельности имеет философскую основу.

К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что действительные предпосылки истории — индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, человеческая история начинается с производства средств к жизни и орудий труда, что деятельность общественного человека, создающего условия своего бытия и развития, есть специфически человеческий образ жизни, отличающий человека от всего живого мира [67, с. 117].

Благотворительность в контексте социологического знания

В своем становлении благотворительность приобрела различные формы - от милостыни к общественному призрению и до организованной государственной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельности.

Э. Фомин, Е. Чикадзе обозначают термином «благотворительность» негосударственную добровольную безвозмездную деятельность в социальной сфере, направленную на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает собственных ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности [182, с. 170].

Данная формулировка является некоторым обобщением той совокупности явлений действительности, которые, как нам кажется, чаще всего воспринимаются как благотворительность большинством людей, соприкасающихся с соответствующим видом человеческой практики.

Категория «социальная деятельность» является центральной в системно-структурно-функциональном анализе социальных явлений и подразумевает возможность абстрагирования от многообразия действий людей и выделения наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальная деятельность может быть определена как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающая социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Одной из целей социальной деятельности является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности (СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова) [62]. Такой деятельностью является социальная работа. Аналогичная цель и у благотворительности, которую мы рассматриваем как вид социальной деятельности.

Взаимосвязи социальной деятельности и общества рассматриваются через систему общественных потребностей и функций по отношению к обществу. Специфика и характер общественных потребностей, связанных с социальной деятельностью, рассматриваются на уровне общесоциологического и социально-философского анализа общества в целом.

С социологической точки зрения, посредством благотворительности решаются две важные социологические функции. Во-первых, функция сохранения и воспроизводства общества (попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжело больных и попавших по не зависящим от них обстоятельствам в беду и т.д.) и, во-вторых, функция развития общества (поддержка социально перспективных инициатив). Во второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и осуществляться с единственной целью поощрения людей в их начинаниях, а не потворствования им в их материальной необеспеченности. Проблема заключается в том, чтобы предоставление максимально необходимой помощи не поощряло людей к тому, чтобы они именно на такую помощь полагались.

Эволюция благотворительности в Забайкалье во второй половине XIX века

Как всякое общественное явление, благотворительность прошла несколько этапов в своем развитии. В историческом процессе благотворительность в России развивалась от подаяния и милостыни до создания крупных организаций и фондов на основании системы законов.

По мере «взросления» общества менялись цели, задачи, мотивы и сферы приложения жертвуемого капитала. Менялась и государственнаяг политика по отношению к благотворительности. С 60-х гг. XIX в. до начала XX в., благотворительность превращается в важное общественное движение. Отмечается расцвет меценатства. К концу XIX в. в России существовало более 14 тысяч благотворительных организаций. Широкое развитие получила частная благотворительность.

После 1917 г. до 90-х гг. XX в. работа по поддержке семьи, детей, инвалидов, ветеранов, одиноких женщин велась государственной системой социального обеспечения населения (собесы). Создавались общественные организации, которые финансировались государством и находились в государственном управлении. Понятие «благотворительная деятельность» было заменено термином «шефские взаимосвязи».

С 1990 по 1995 г. экономика, нравы и быт в российском обществе изменились. Резкое расслоение в обществе привело к тому, что появилось огромное количество нищих, обездоленных, просящих. Выгода одних оказалась ущербом для других.

С 1995 г.. государство приняло Федеральный закон «О благотворительной деятельности...». Затем похожие законы были приняты в субъектах Федерации. Однако в настоящее время системности в благотворительной деятельности нет.

На протяжение XIX — в начале XX в. здравоохранение, призрение детей и пожилых, образование оставались для благотворительной деятельности объектами номер один, к: ним также со временем прибавились наука и культура.

Готовность вкладывать в «зоны бедствия» огромные капиталы, показывает, что сейчас общество,. наконец, осознало свой нравственный долг не только перед «ближними и дальними», но и перед страной, и что без понимания такой ответственности будущего у страны нет. Осознание этого - одна из важнейших социально-психологических характеристик прошедшей эпохи. Важным фактором дальнейшего развития нашего общества должно стать восстановление исторических связей, возрождение традиций меценатства и благотворительности, столь характерных для целых поколений деловых людей России.

Годами накопленный капитал разумно использовался не только в качестве фундамента экономической мощи семьи предпринимателя, но и как посильный вклад в культурное развитие города (края), как средство помощи нуждающимся. Это было само собой разумеющимся актом, да и «требовать благодарности за каждое из своих благодеяний, - отмечал французский драматург П. Декурсель, - значит только торговать ими». Хотя надо отметить, что благотворительность была и одним из путей повышения социального статуса, приобретения наград, получения потомственного почетного гражданства и т.п.

Все же в дореволюционной России совершать благотворительные пожертвования считалось нормой жизни для представителей всех сословий.

Одной из отличительных черт предпринимательской практики купечества, напрямую связанной с православием, были благотворительность и храмосозидание. В этом проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души, желание смягчить, «греховный характер» торгово-промышленной деятельности. Была и другая, светская, причина этих интересов: в сословном государстве при приоритетном положении дворянства благотворительность и; храмосозидание часто являлись для купечества именно той сферой, где оно могло получить общественное признание. Следует также учитывать, что отличительной чертой российского национального менталитета было отсутствие культа богатства.

Тема «греховности» капитала очень характерна для настроений многих российских предпринимателей. Обилие поговорок, сохранившихся в русском языке («Деньгами души не выкупишь», «Богатому черти деньги куют» и т.д.), отражают вполне определенное отношение русского человека к этой стороне жизни. Коммерческий успех, к которому стремились представители «третьего сословия», не затмевал для них моральной цены этого успеха.

Похожие диссертации на Благотворительная деятельность в Забайкалье: специфика, тенденции развития