Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Берендеев Михаил Владимирович

Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития
<
Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Берендеев Михаил Владимирович. Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития : 22.00.04 Берендеев, Михаил Владимирович Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития :на примере Калининградской области : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 Москва, 2007 187 с., Библиогр.: с. 172-187 РГБ ОД, 61:07-22/528

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Региональный и общероссийский факторы идентичности в постсоветской России

1. Идентичность: сущность и место в социологическом анализе 14

2- Социальная идентификация населения современной России в условиях фрагментации социума 29

3- Основные факторы формирования региональной идентичности на постсоветском пространстве 41

Глава 2. Специфическая идентичность населения российского эксклава

1. Эксклавность как основной фактор формирования и воспроизводства идентичности регионального социума 58

2 Особенности методологии исследования идентичности населения эксклава 78

3. «Европейцы», «калининградцы» и «россияне» как маркеры идентичности населения региона 91

Глава 3. Тенденции развития идентичности калининградского регионального социума

1. Особенности политического самосознания населения Калининградской области .115

2. Социокультурные особенности региональной идентичности 138

3. Экономический фактор идентичности регионального социума в системе координат «материковая Россия» - «Прибалтика» - «Евросоюз 153

Заключение 167

Библиографический синеок 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение региональной идентичности в условиях постсоветской России и пространства бывшего СССР в сочетании с процессом глобализации, приобретает всю большую как научную, так и практическую значимость. Актуализация этой проблемы особенно характерна для тех российских регионов, которые непосредственно соприкасаются с ускоренным ростом взаимозависимости обществ, где кризисы «постсоветской идентичности» обуславливаются внутренней региональной динамикой и вызовами интеграционных и глобализационных процессов.

Анализ социальных диспропорций развития совмещенный с изучением факторов глобализации, свидетельствует, что российскому социуму в локальных и глобальных контекстах присущи диверсифицированные идентичности. Понятие региональной идентичности, традиционно логически локализуемое, то есть привязанное к определенному местопребыванию субъекта, когда территория является едва ли не единственным фактором позволяющим ответить на вопрос о том, кем является или что собой представляет тот или иной человек, в постсоветский период дополнилось чётким социальным смыслом. В науке получила распространение точка зрения, что обращение к категории идентичности позволяет воспринимать регионы не собственно как территории, а как социальные конструкции, обусловленные «рынком идентичностей».

Распад СССР и до сих пор проявляемые потенциальные угрозы распада России выводят исследование идентичности на качественно новый уровень.

Первое, Постсоветская трансформация России актуализировала периферийные аспекты социальной идентичности, возвысила их над её центральными элементами, доминирующими прежде, ^га позволяет все более полно исследовать социальную идентичность региональных социумов, по отношению к российскому социуму как целостности. Особенно характерно специфика социальной идентичности стала выражаться в регионах обладающих

4 исключительными факторами, такими как эксклавность, анклавность, удалённость, появлением на приграничных территориях качественно новых форматов политических и социальных отношений.

Второе, Идентичность в российских регионах исследована недостаточно. Особенно это важно для Калининградской области - единственного в России региона, совмещающего в себе большинство уникальных по сравнению с другими российскими регионами факторов развития, оказывающих влияние на социальную идентичность. Как сложный социально-культурный конструкт в силу своего исторического развития регион погружён в множество конфликтующих и конкурирующих между собой пространств исторического, культурного, политического и собственно социального характера, посредством соотнесения с которыми жители региона вырабатывают достаточно противоречивую картину представлений о себе, а восприятие региона в ЕС, России и в эксклаве, как социально-территориальной целостности, значительно разнится.

Третье, Изучение идентичности в эксклавных / анклавных регионах и
процессов самоидентификации в таких территориях является достаточно новым
и концептуально не оформленным направлением, однако чрезвычайно

востребованным в свете объективной нехватки аналитической научной
информации. Калининградская область как эксклав / анклав является

стратегическим узлом экономических, культурных и международных

отношений, отражённых во взаимопроникновений европейской и российской
цивилизации, России и Евросоюза. Он является точкой столкновения
геополитических стремлений международных субъектов и в этом смысле
Калининградская область ключевой зоной российско-европейского

соперничества.

Четвёртое. Исследование идентичности населения калининградского эксклава может дать понятие о формировании специфических её форм в оппонирующих и одновременно коммуницирующих друг с другом пространствах. Калининградская область расположена в зоне

5
идентификационного разлома. На примере этого социума можно также
отчётливо показать, что идентичность есть на самом деле не нечто
единообразное, а многообразные комплексы идентичностей и

самоидентификаций, конкурирующих и конфликтующих между собой, даже в сознании отдельного субъекта.

Пятое. Идентификация социума Калининградского региона является одним из способов определения магистральных линий регионостроительства, при том, что эксклавный регионализм является практически неизученным явлением. Комплексное социологическое исследование идентичности даёт понимание, насколько социум региона соотносится с общероссийским и общеевропейским социальным пространством, каково его место в глобальной Европе и Российской Федерации, каковы перспективы его интеграции в социальное пространство Европы в условиях окружения евроатлантическими и европейскими структурами.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства определяют актуальность исследования идентичности эксклава.

Степень разработанности проблемы. Особенности становления и развития региональной идентичности, как закономерного следствия распаднических процессов на территории бывшего СССР и автономизации этнических, культурных и социальных пространств нашли отражение в работах J1.M. Дробижееой, ОМ Шкаратана, Т.Н. Кувенёвой, НА. Шматко, Р,Ф. Туровского, ММ. Крылова, ОМ, Орачёвой, КЮ. Киселёва, СК Смирновой, ММ. Губолго, В.А. Тишкава, М,Б. Олкотта, А.В Малашенко и др. Укоренение региональной/территориальной морфологии российского общества и регионального самосознания, выраженного в понятиях «местная специфичность» и «малая родина» подробно рассмотрено Л.В.Смириягыным и ММ. Крыловым.

Успешной видится попытка AM. Манакова, Н.М. Межееича показать формирование и развитие региональной идентичности в условиях возникших после распада СССР пограничных межэтнических разломов и трансграничного

сотрудничества в порубежных социумах, в рамках сетевого взаимодействия и конкурентоспособности территорий. В работах ВЛ Колосова изучаются постсоветские изменения в идентичности российских граждан в условиях нового приграничья. Конструктивистская специфика постсоветской и новой европейской региональной идентичности в регионе Балтийского моря, с точки зрения коммуникации и конкуренции социальных пространств отражена в работах АС Макарычева.

Социологическое обследование идентичности населения эксклава представлены в работах А.В. Алимпиевощ в которых была предпринята одна из первых попыток получить конкретный эмпирический материал, позволивший составить представление о структуре и характере социальных идентификаций жителей региона. Эмпирические замеры эксклавного регионализма (эксклавизма) даны в некоторых исследованиях Фонда «Общественное мнение» и «Среднерусского консалтингового центра».

Характерные особенности трансформации российского эксклава в новых политических условиях и поиск его идентичности в системе координат «Россия - Европейский Союз - Балтийский еврорегион», осмысление альтернатив его развития, как «коридора сотрудничества» между Россией и Евросоюзом, нашли своё выражение в работах ГМ. Фёдорова, ЮМ Зверева, С,Д. Козлова, Г,В. Кретипина, А.Ю. Мельвиля и др. Социально-политические аспекты трансформации эксклавности в эпоху глобализации проанализированы в работах АЛ. Клемешева, В работах КВ. Смородинской калининградский эксклав анализируется с точки зрения перспективы трансформации в пилотный регион. Вопрос о соперничестве идептичпостей в эксклавном социуме поставлен в публикациях ДВ, Кривошеева.

Влияние положения региона на идентичность и самоидентификанию его населения, когда калининградский регион является сразу регионом «двух окраин» - России и ЕС, но одновременно геополитически лежащий в центре новой Восточной Европы, разрабатывается в публикациях И. Олдберга. Исторически обусловленная амбивалентность идентичности калининградского

7 сообщества показана в работах А". Тимма, Л Алдунга, X, Тиммермана, Г, Мюнтеля, и ряда других западных исследователей, исследующих тенденции развития эксклава в окружающем его пространстве Европейского Союза и НАТО. Однако, большинство европейских исследований идентичности российского эксклава носят скорее публицистический, нежели научный характер.

В западных и российских социологических исследованиях количество работ непосредственно посвященных региональной идентичности, ее структуры, содержания, совокупности социальных функций и значений, механизмов формирования и влияния на региональные взаимодействия, весьма ограничено. Предметом исследований ученых становились отдельные аспекты, лишь косвенно связанные с проблематикой исследования региональной идентичности. Сегодня ещё нельзя говорить о сложившихся концепциях и подходах в осмыслении феномена региональной идентичности.

Указанные выше обстоятельства определили теоретико-методологический и методический характер данной работы, а также круг рассматриваемых в ней вопросов.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении
идентичности населения Калининградской области в контексте её эксклавного
существования, определении ее основных параметров, выявлении её

специфики, внутренней структуры и тенденций развития.

Объектом исследования является население Калининградской области. Предметом исследования - становление и тенденции развития региональной идентичности, самоопределение населения в условиях существования региона как эксклава Российской Федерации-Задачи диссертационного исследования:

  1. Эмпирически замерить и проанализировать идентичность населения калининградского эксклава;

  2. Выявить особенности идентичности населения эксклава по отношению к жителям регионов материковой Росси$

8 З- Показать сущность и содержание эксклавности, как фактора формирования идентичности регионального социума;

  1. Выявить особенности методологии исследования идентичности эксклавного социума;

  2. Выявить особенности структуры идентичности жителей эксклава;

  3. Сконструировать наиболее распространенные модели идентичности жителей региона и факторы (источники идентичности) определяющие эти модели, на основании эмпирических исследований;

  4. Охарактеризовать политические, экономические и культурные ориентации населения региона в пространстве Европа - Россия;

  5. Описать возможные тенденции изменения региональной идентичности эксклава в условиях окружения Евросоюзом и НАТО

Теоретико-методологической основой исследования стали работы, в которых
изложены принципы конструктивистского, коммуникаїивного, функционального
подходов к анализу региональной вдентичности. Принципиальным для автора было
следование положениям конструктивизма в понимании природы

функционирования и развития социально-территориальных общностей как целостного субъекта, наделенного особыми характеристиками, свойствами и уникальными качествами. Использованы:

Конструктивистский подход С Хантингтона на основании, которого, используя предложенные им также градацию и иерархию источников самоидентификации и степень интенсивности (значимости) идентичности, выявлены наиболее часто повторяющиеся модели идентификации населения и популярные и непопулярные источники (факторы идентичности), которые привлекают калининградцы, в ходе формировании представлений о себе и других. Использование конструктивизма (П. Бергер, Тч Лукман) дала возможность анализировать оппозицию «свой — другой - чужой» как значимые конструкты.

Идеи конструктивистской специфики постсоветской и новой европейской региональной идентичности, что вполне применимо к анализу феномена

9 конкуренции идентичностей в калининградском эксклаве, так и их коммуникации с социальными пространствами приграничных обществ.

В исследовании региональной идентичности, населения калининградского эксклава мы опираемся на её понимание, которое сложилось в современной социологической науке в теориях социальной идентификации X. Тэжфела и Дж. Тернера

Концепция формирования социальной идентичности через наслоение ситуационных образов, обрезаемых посредством той или иной ситуации разработанная И, Гофманом использована в контексте аріументации множественности и контекстуальности идентичности населения эксклава,

Подход к изучению идентичности как индивидуализированной социальной системе, идентификации себя с помощью собственной уникальной социальной истории (Дж. Марат Г, Люббе), Данный подход позволяет установить, как население эксклава используя различные источники идентификации (культурные, экономические, политические, аскриптивные) приходят к одним и тем же маркерам социальной идентичное.

Идеи, развитые в работах С Холла и А. Поймана, где большое развитие получил взгляд на идентичность как на подвижную, множественную, ситуативную и контекстуальную категорию, происходит смещение фокуса исследовательского интереса от теорий идентичности макроуровня к изучению процессов конструирования идентичности на уровне текущей реальности. Этот подход применим к анализу идентичности населения калининградского эксклава как «зависимой» от конкуренции условий и требований, предъявляемых различными идентификационными центрами, под влиянием которых находится регион (Евросоюз, Россия, балтийский еврорегион и т. д).

Подход НА. Шматко и Ю.Л Качанова, в котором предполагается, что при идентификации с территориальной общностью обстоятельства социальной жизни общности приобретают для индивида значимый личностный смысл.

Методологические подходы к исследованию идентичности и использованные в работах Ж.Т. Тощенко, Л.М. Дробижевой, Т.Н.

10 Кувенёвой, Р.Ф. Туровского, ММ. Крылова, М.Н. Губолго, А.С. Макарычева, В.А, Колосова.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Результаты авторских исследований:

1.1, «Кто мы? Калининградцы в поиске идентичности», проведённого методом анкетирования (квотная выборка по половозрастному принципу) в г. Калининграде, а также пяти муниципальных образованиях области (Неманский район, Гурьевский район, Советский городской округ, Черняховский район, Багратионовский район) в декабре 2006 года. Объем выборочной совокупности составил 640 человек.

1.2- «Идентичность эксклава: между Россией и Европой» - экспертный опрос, проведённый в апреле 2007 г. Опрошено 20 экспертов (представители областной администрации, деятели политических партий, представленных в региональном парламенте, чиновники муниципальных администраций, бизнесмены, журналисты региональных СМИ, высокопоставленные работники сферы образования и культуры),

2. Информация ведущей российской и западной периодической печати с июня
2004 по июнь 2007г- (The Washington Times, Le Temps, Le Monde,
International Herald Tribune, Financial Times Deutschland, The Economist,
Deutsche Welle, The Independent, Der Spiegel, Известия, Российская газета,
Независимая газета, Время новостей)
, в которой отражены представления
о российском эксклаве и его населении,

3- Вторичный анализ данных исследования «Прошлое, настоящее и будущее Калининградской области», проведённого Фондом «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России- Интервью по месту жительства 25-26 июня 2005 г. Объём выборочной совокупности - 1500 респондентов.

4. Вторичный анализ данных исследований проводимых лабораторией социологических исследований РГУ им И. Канта с 2001 по 2005 годы по социальной идентичности; миграционным намерениям жителей региона;

обеспокоенности эксклавпым положением областе; будущему статусу
региона; отношению к идее отделения области от России; отношению к
развитию связей с европейскими государствами,
5. Данные за 2005-Обгг. Федеральной службы госстатистики по

Калининградской области (о половозрастной и профессиональной структуре населения эксклава, уровне жизни населения, национальному составу региона, уровне бедности населения в сравнении с другими регионами России в 2005 году, предположительной численности населения Калининградской области на период до 2026 г.).

Научная новизна и положения, выносимые на защиту

  1. Доказывается, что региональная идентичность является специфичной формой социальной идентичности человека. Утверждается, что идентичность человека носит региональный характер, поскольку его личная социальная история слишком сильно привязана к ограниченной территории,

  2. Утверждается, что именно через регион/территорию проживания человека, которая выступает его жизненной средой, изначально формируются модели восприятия действительности и понимание себя в мире и которая оказывает влияние на выбор поведенческих установок индивида, его культуры, цивилизационной принадлежности, этничности и даже политической и экономической культуры.

  3. Доказывается, что этнические, культурные, политические, гражданские и др, идентичности есть разные ипостаси единой идентичности человека, социально-обусловленной или социальной.

  4. Утверждается, что специфика региональной идентичности в Калининградской области обусловлена существованием его в многополюсной системе координат: «материковая» Россия» - «Балтийский сврорегион» - «островная» Россия - Европейский Союз».

  5. Доказывается, что эксклавность является доминирующим фактором формирования региональной идентичности в Калининградской области конкурентных идентичностей, обуславливает воспроизводство

12 противоречивого характера идентичности калининградского региона как социально-территориального образования и самоидентификации его жителей.

  1. В целях понимания процесса коммуникации и конкуренции, с одной стороны, множества разнообразных пространств, в которые погружён регион, с другой стороны объяснения феномена контридентичностей разработан методологический подход к пониманию калининградского эксклава как гипертекста.

  2. На основании эмпирических исследований определены и графически представлены наиболее распространенные модели самоидентификации субъектов эксклавного социума, отражающих основные слои населения; особое место отведено пониманию факторов и источников идентичности субъектов, степени их смысловой нагруженность и актуальности.

  1. Выявлены характеристики преобладающих маркеров («калининградцы», «россияне», «европейцы») социальной идентичности населения и присущность их различным половозрастным группам,

  2. Статусные позиции (вопрос о политическом статусе эксклава) в определении будущего региона до сих пор являются основополагающими при самоидентифнкации жителей Калининградской области,

Ю.Региональная идентичность, учитывая фактор окружения региона

Европейским Союзом и Северо-Атлантическим Альянсом, всё более на

перспективу будет отвечать европоценризму в связи со сменой поколений в

региональном социуме, высокой частотой социальной коммуникации с

приграничными государствами и остальными государствами ЕС и низкой

частотой коммуникативных контактов - с «большой Россией»,

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Ее

результаты могут быть использованы региональным политическим

сообществом, с целью выработки представлений о процессах протекающих в

региональном социуме; разработки специальных программ и проектов,

направленных на формирование и воплощение в жизнь стратегий развития

13 региона; для удовлетворения жизненноважных потребностей населения эксклава, в окружении Евросоюза и НАТО. Результаты исследования могут быть полезны для разработки механизмов коррекции идентичности социума в русле укрепления федеративных отношений, а также встраивания уникального российского региона в общеевропейское пространство. Многие аспекты могут иметь значение для учебной деятельности и быть использованной в качестве теоретического и эмпирического материала в высших учебных заведениях в специальном курсе «Социология регионального развития».

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались на
четырёх научных конференциях, в том числе и международных:
«Международные организации в России и проблемы культурной интеграции»
(РГПУ им, А.И Герцена, С.-Петербург, июнь 2006); «IV славянский научный
собор» (ЧГАКИ, Челябинск, июнь 2006); Международная научная конференция
студентов, аспирантов и молодых учёных - «Ломоносов-2007» (МГУ им, М.В.
Ломоносова, Москва, апрель 2007); Научная конференция студентов и
аспирантов «Наша социология: исследовательские практики и современность»
(РГТУ, Москва, май 2007).Отдельные положения работы, выносимые на защиту,
неоднократно обсуждались на методологических семинарах кафедры
политологии и социологии РГУ им ИКанта; докладывались в рамках
семинарских встреч в калининградском региональном отделении

политической партии «Единая Россия»; в политических печатных СМИ области. Основные положения работы отражены в семи научных публикациях общим объемом 3,2 п.л.

Структура работы. Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру работы и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из введения, трёх глав (девяти параграфов), заключения, библиографического списка, включающего в себя 158 наименований. Часть материалов исследования представлена в графических формах» Общий объём работы составляет 187 страниц.

Идентичность: сущность и место в социологическом анализе

Изучение феномена идентичности в равной мере принадлежит социальной философии, культурологии, этнологии и социологии. Изучая идентичность, каждая научная дисциплина опирается на своё индивидуальное видение этого феномена, предопределяя собственные задачи исследования и формируя алгоритмы для их решения. Научные дисциплины при существенной разнице в методологических подходах познания некоторых идентичностеи, а также отсутствия чёткости в демаркации смысловых границ идентичности, всё более схожи во мнении, что идентичность - есть, прежде всего, социально-обусловленный феномен. Однако, при этом научные дисциплины не всегда обращаются в качестве проникновения в сущностные характеристики к социальному познанию.

Разные трактовки идентичности связаны с тем, что сложность взятого для исследования социального объекта и его места в структуре социума, предполагает и альтернативные возможности в его познании, выявление всей совокупности разнообразных параметров, характеристик и специфических свойств изучаемого феномена. К тому же идентичность многоосновна, она воспринимается не как какая-либо одна конкретная определённость человека, а как множество его соотнесённостей, не как свойство, а как многообразные отношения с объектами своего соотнесения.

Одна из самых слабых сторон изучения феномена идентичности, процессов идентификации, обретения и функционирования различных форм идентичностеи состоит в том, что познание этих феноменов производится относительно какой-либо одной основы, к примеру, больше всего распространённых - культурной и психологической. Это свидетельство того, что более последовательная методология изучения идентичности, находится только в начальном этапе своего становления, особенно применительно к изучению идентичности в условиях трансформации общества, формирования новых форм социальной организации, связей и отношений, социальной деятельности. Кроме того, понятийный аппарат, с которым должен работать исследователь, изучающий идентичность выглядит сегодня достаточно фрагментарно и противоречиво, когда исследователь работает без строгой изначально заданной модели, носящей комплексный системный характер исследования. В этой связи по признанию специалистов «совершено непродуктивным выглядят попытки отнести идентичность исключительно к продуктам конструктивистских усилий и технологий».

Понятие «идентичность» пришло в социологию и широкий общественно-политический дискурс из философии и психоанализа. Широкое распространение термина "идентичность" и, главное, его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Э. Эриксона2, поддерживающегося личностного подхода в исследовании. Приблизительно с середины 70-х термин "идентичность" прочно входит в словарь социально-гуманитарных наук. Подход Э. Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда3, обращен к социокультурному контексту становления сознательного индивида - эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Э-Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Э- Эриксон в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, оставаясь в рамках теоретической психологии. Когда же его последователи попытались обосновать его идеи эмпирически посредством развития эмпирической социологии, оказалось, что приведенные определения идентичности метафоричны и широки; это не позволяло выделить переменные эмпирического исследования. Появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности. Наиболее известным оказался подход Дж, Марсиа, где идентичность определена как «структура EGO» — внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории»4. Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается и структура идентичности. Тем самым был осуществлён существенный переход от психологической экзистенциальной трактовки идентичности к наличным процессам социального пространства.

Эксклавность как основной фактор формирования и воспроизводства идентичности регионального социума

Социальная идентификация социума Калининградского региона является одним из методологических приёмов определения магистральных линий регионостроительства, вне контекста ранее апробированных моделей. Комплексное социологическое исследование идентичности даёт понимание, насколько социум калининградского региона соотносится с общероссийским и общеевролеиским социальным пространством, каково место калининградского социума в глобальной Европе, каковы перспективы интеграции российского регионального социума в социальное пространство Европы

Понятие идентичности, традиционно жёстко локализуемое, то есть привязанное к определенному месту, когда территория является важнейшим фактором, позволяющим ответить на вопрос о том, кем является или что представляет собой тот или иной человек, в постсоветский период дополнилось новым чётким социальным смыслом. Особенно в прибалтийском регионе получила распространение точка зрения о том, что, обращаясь к категории идентичности мы воспринимаем регионы, как внутренние, так и международные, не собственно как территории, а как неустойчивые социокультурные конструкции, обусловленные «рынком идентичп остей».

Постсоветская трансформация России актуализировала региональные аспекты социальной идентичности над центральными (ядровыми) элементами идентичности, доминирующими в советский период, позволяя специализироваться социальной идентичности региональных социумов, по отношению к российскому социуму как целостности- Особенно характерно специфика социальной идентичности стала выражаться в регионах обладающих уникальными факторами развития, такими как эксклавность, анклавность, удалённость, изоляционизм, одновременная включенность в несколько конкурирующих и коммуницирующих пространств, обусловленными распадом СССР и появлением на его бывшей территории новой политической архитектуры.

Калининградская область - единственный в России регион, совмещающий в себе большинство уникальных по сравнению с другими российскими регионами факторов развития, оказывающих влияние на образование социальной идентичности. Как сложный социально-культурный конструкт в силу своего объеетивного исторического развития регион погружён в множество конфликтующих и конкурирующих между собой пространств исторического, культурного, политического и собственно социального характера, посредством соотнесения с которыми жители региона вырабатывают достаточно противоречивую систему представлений о себе. Историческое, этнокультурное и социокультурное своеобразие региона производит уникальную форму социальной идентичности, когда для жителя эксклава находящегося в постоянном пространстве конфликта и взаимодействия культур, определение идентичности стало проблемой поиска собственного места в социальном пространстве региона.

Исследование идентичности регионального калининградского социума даёт понятие о формировании специфических форм идентичности характерных для регионов находящихся на стыке оппонирующих и одновременно коммуницирующих друг с другом культур. На примере калининградского социума можно отчётливо показать, что идентичность есть на самом деле не нечто единообразное, а многообразные «комплексы идентичностей», конкурирующих между собой, даже в сознании отдельного идентифицируемого субъекта.

Калининградская область принципиально выделяется среди всех субъектов Российской Федерации, по принципу своего нестандартного положения, относительно других регионов Федерации закреплённых в геополитической уникальности региона на мировой карте. С 6 сентября 1991 гола, с момента признания независимости Литвы Советским Союзом Калининградская область стала эксклавом СССР, а после его распада - эксклавом современной

Российской Федерации. Необходимо отметить, что Калининградская область это наиболее крупная территория такого класса, площадью почти в 15,1 тыс. квадратных километра. Калининградская область является самым густонаселённым анклавом л мире, по данным всероссийской переписи населения 2002 года - 955 тыс. человек, хотя независимые эксперты считают, что население региона уже в середине 2000 года преодолело численность в миллион человек- Однако главная отличительная особенность Калининградской области в отличие от других анклавных территорий, заключается в её геополитическом положении. Российская территория с 1 марта 2004 года приобрела статус анклава расширившегося Европейского Союза. Это беспрецедентно уникальная ситуация, для российского региона на Балтике. Внутри ЕС существуют изолированные анклавные и полуанклавные страны -Андорра, Сан-Марино, Монако, папское государство Ватикан окружённые территориями того или иного иностранного государства. Швейцария тоже является государством-анклавом в окружении ЕС» Однако нужно учесть, что все эти государства являются самостоятельными субъектами. Калининградская же область является субъектом большого федеративного государства, что говорит о существовании внутри ЕС кусочка российской территории населённого на 80%65 этническим русскими, что говорит о предопределённом иного характера проблем возникающих пред регионом. Кроме того, уникальность калининградской области заключается в том, что после вступления Польши и Литвы в Северо-Атлантический альянс (НАТО), российский регион стал российским эксклавом внутри военно-политического блока - организации для которой единственным вероятным противником в северо-западной части европейского континента является Россия.

Особенности политического самосознания населения Калининградской области

Политический компонент идентичности территорий и регионов в условиях регионализации советского, а затем уже и российского пространства, в сущности, стал сочетанием трудностей внутреннего самовосприятия с внешней политической дискуссией о политическом статусе удалённого региона, находящегося в окружении государств ЕС и НАТО. Фактор эксклавности сам по себе сказывается об ориентации к внешнему окружению. В 90-е годы в прибалтийском регионе получило широкое распространение точка зрения, что «..-благодаря обращению к категории идентичности мы воспринимаем регионы, не столько как территории или административно-управленческие единицы, сколько как социально и интеллектуально конструируемые пространства» 5, В связи с этим географическая сопричастность региона, особенно если он эксклав, тому или иному пространству является в некоторой степени вторичной по отношению к социополитической сопричастности региона к окружению, где ориентации внешнего и внутреннего сходятся в единстве маркируемой зоне эксклавно-анклавного развития.

В анклавах / эксклавах трудно отделить внутреннюю политику от внешней: такие классические аспекты первой, как общественные службы (пожарные команды, полиция, уличное движение и нумерация автомобилей, телефон, почта, транспорт, здравоохранение, образование и др.), затрагивают здесь отношения с третьими странами. Непривычное смешение внешней и внутренней политики по необходимости ведет и к тому, что обычное в условиях других стран распределение компетенции между Центром и регионами оказывается невозможным. Оттого, что «материнская страна» подспудно опасается отделения анклава, политическая практика тоже не становится проше. Это порождает чрезмерную политизацию управления, мелочную опеку или бюрократизм. Юридически анклавы / эксклавы не имеют права проводить собственную международную политику, подписывать особые договора и открывать свои дипломатические представительства и консульства. Далекая «материнская страна» часто не разбирается в повседневных проблемах анклава, но вынуждена разрешать внешнеполитическими средствами вопросы, которыми в обычных условиях занимается мэрия или земля, В результате возникают перманентные конфликты, происходит дублирование работы. Анклав создает не только проблему управляемости, но и безопасности — как в узком, так и в широком смысле слова.

Статус региона является вообще основной линии раскола идентичности жителей янтарного края. Именно постоянное рефлексирование данной проблемы является значимым фактором самого деления на тех, кто мыслит себя в структурах Европы или ЕС причисляя себя к «европейцам», тех кто нацелен на увеличение сотрудничества с ЕС на разных условиях -«калининградцы», и тех представителей калининградского сообщества, которые мыслят себя только преимущественно в структурах России - как «россияне». Динамику мнений отражает Диаграмма Ь

Похожие диссертации на Специфика идентичности населения эксклава в постсоветский период: состояние и тенденции развития