Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Осипкина Анна Александровна

Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества
<
Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Осипкина Анна Александровна. Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 196 c. РГБ ОД, 61:04-22/580

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Базисные философские и социологические концепции, обеспечивающие анализ тендерной проблематики .

1.2. Определение исходных понятий, используемых в работе

1.3. Концепция стереотипов сознания, социальных представлений и их значение в понимании тендерных различий

1.4. Ценностные ориентации и менталитет как основа социокультурного характера

ГЛАВА IIСОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика современных социокультурных процессов в стране

2.2. Эволюция ценностных ориентации россиян в условиях транзитивного общества

2.3. Изменения сфер деятельности женщин: статистический и эмпирический анализ

2.4. Тендерная проблематика в РФ в условиях реализации принципов либерализма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

БИБЛИОГРАФИЯ 185

Введение к работе

Актуальность темы исследования связана с тем, что системный социологический анализ выделяет тендерный аспект эволюции современных социокультурных процессов и социологи прогнозируют рост этой тенденции, а вместе с ней и на ее основе - радикальное изменение традиционных систем ценностей женского населения планеты, которые во все возрастающей степени наполняются социально значимым содержанием. Актуальность этой проблематики определяется также необходимостью теоретического осмысления современных социокультурных процессов в стране и практической потребностью оптимизации процессов социальной адаптации населения к новым социальным отношениям, радикально меняющимся под воздействием либерально-рыночных ценностей, пропагандируемых всеми властными структурами.

Все российские экономические и политические инновации находятся в явном противоречии с существующими в массовом сознании россиян традиционными культурными образцами, социальными представлениями, стереотипами сознания и поведения большинства населения, а необходимая радикальная трансформация ценностных ориентации населения существенно запаздывает по отношению к быстро изменяющейся социальной практике, что существенно осложняет протекание всех социокультурных процессов в стране.

Успехи и неудачи перехода населения к новым либерально-рыночным ценностям и адекватным им социальным отношениям во многом определяются отношением к общему курсу трансформации российского общества, всех социальных групп, в том числе и женщин, которые всегда традиционно являлись наиболее лояльной частью населения. Естественно, женское население России по своим социальным характеристикам (образу жизни, укладам хозяйствования, традиционным системам ценностей, наличию частной собственности и пр.) относится к разным возрастным, этническим и социальным группам. Однако анализ социального настроения и поведения этой группы населения позволяет понять тенденции в процессах современной ресоциализации, выявить реальные удачи и обнаружить негативные стороны в массовых социокультурных процессах.

Осуществление подобного анализа предполагает прежде всего выделение и обстоятельное изучение современных социологических концепций, раскрывающих генезис и сущность самих социокультурных процессов, выявление систем предпочитаемых ценностей, реализуемых в практике разных регионов, а также на основе анализа выявить трансформации систем ценностей российских женщин, в первую очередь -формирование новых жизненных планов и стратегий, ориентированных на активную деятельность самого человека, его способности и потребности, а не на пассивное ожидание реализации курса обновления страны на основе традиционной политики патернализма.

Тендерная проблематика в России стала особым предметом социологического анализа лишь в 90-е гг. XX века в радикально меняющихся социокультурных условиях бытия общества, когда общее положение и социальный статус женщины за последнее десятилетие имеют явно выраженную негативную тенденцию, что было отмечено и в международных документах. Так, Программа развития ООН (ПРООН) за 1999 г. подчеркивала «значительное усиление тендерного неравенства в политической, экономической и социальной сферах» в России в ходе осуществляющихся трансформационных процессов.1

Эти негативные тенденции проявляются в сужении доступа женщин в сферу оплачиваемой занятости, сокращении их доли в законодательных органах власти с 30% до 3%, усилении традиционно-патриархального распределения социальных ролей в семье, общей феминизации бедности, возрождении «домостроевских» взглядов на роль женщины в обществе.

Изучение социокультурных процессов ресоциализации личности на основе тендерной методологии дает возможность создания таких социальных технологий, которые обеспечат сохранение и повышение роли женщин в современных преобразованиях России и помогут сформировать их жизненную стратегию, отходящую от традиционных патерналистских образцов и ориентированную на себя, свои способности и потребности в реализации своего индивидуально-личностного творческого потенциала.

Степень научной разработанности темы исследования. Тендерный подход имеет важное значение, т.к. обеспечивает адекватное понимание социокультурного контекста, в котором формируются в настоящее время социальные роли мужчин и женщин, конструируются их жизненные перспективы, вырабатываются способы и пути адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Теоретико-методологической основой тендерного подхода к исследованию социокультурных изменений в российском обществе послужили: классическая работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», работы отечественного социолога XX века В.М. Хвостова «Психология женщин. О равноправии женщин», «Женщина и человеческое достоинство», труды современных российских социологов А.Г. Здравомыслова, СИ. Голода, З.А. Янковой, B.C. Языковой и др. , а также работы зарубежных классиков феминистской научной мысли - Б. Фридан, М.М. Ферри, Д. Скотт, К. Некемиас, Р. Зигер, Г. Мур, Г. Бок и др., которые в своих работах также исследовали и выявляли традиционное и во многом дискриминационное разделение социополовых ролей в обществе и в семье.

В своем исследовании автор опирался на теоретические подходы к использованию понятия тендер в социологическом дискурсе, содержащемся в трудах Н.М. Римашевской, О.А. Воронковой, З.М. Саралиевой, Е.Б. Мезенцевой, Т.А. Гурио, Е.Ц. Кочниной, СТ. Айвазовой, Л.Л. Рыбцовой, О.А. Хасбулатовой, Т.Ю. Журженко, Л.С. Егоровой.

При исследовании специфики трансформации ценностных ориентации автор опирался на методологические подходы, обоснованные в трудах Н.И.Лапина, В.А.Ядова, А.Г.Здравомыслова, С.Н.Икониковой,

В.Т.Лисовского, которые еще в 60-х гг. заложили основы российского социологического знания и плодотворно работают в настоящее время, сочетая в своих исследованиях достоинства теоретического и эмпирического анализа действительности.

В диссертации использовались труды, посвященные разработке теоретико-методологических оснований анализа феноменов социального настроения и личного самочувствия, стереотипов сознания и поведения, жизненных планов и жизненных стратегий, что анализировалось в работах Ж.Г.Тощенко, Б.Н.Парыгина, Я.М.Коломенского, К.А.Альбухановой-Славской, Ю.М.Резника и др.

Начиная с 60-х гг. отечественные исследователи обратились к анализу социального положения советской женщины, что было отражено в трудах З.А.Янковой, В.СЯзыковой, А.П.Бирюковой, Е.Б.Груздевой, Е.Д.Емельяновой, А.Е.Котляр, С.А.Турчаниновой и др. авторов, которые подробно рассматривали участие женщин в общественном производстве и других социальных сферах, а в трудах А.Г.Харчева, С.И.Голода, Н.Я.Соловьева, М.С.Мацковского, А.И.Антонова, Т.Е.Чумаковой, Е.М. Черняк и др. рассматривались проблемы семьи и материнства, анализировалось совмещение советской женщиной многочисленных социальных ролей.

С середины 80-х гг. анализ социально-экономического и политического положения женщин начали осуществлять на основе тендерного подхода, что предполагает сравнение их жизнедеятельности с аналогичными статусными характеристиками мужчин. Обширный социологический материал в этом познавательном аспекте содержится в трудах Н.М.Римашевской, А.И.Посадской, Г.Г.Силласте, Л.Т.Шинелевой, О.А.Хасбулатовой, на основе их теоретических разработок с середины 90-х гг. в отечественном социально-гуманитарном знании проводятся разного рода тендерные исследования, авторами и руководителями которых являются С.Г.Айвазова, В.Г.Ушакова, Е.Б.Мезенцева Е.А.Здравомыслова, О.В.Рябов и др. и ведутся комплексные исследования социального статуса российских женщин с позиций сложившихся в российской культуре традиционных социополовых различий. Это направление представлено в работах З.М.Саралиевой, Н.Л.Пушкаревой, Н.А.Шведовой, Э.И.Мартыновой, Э.А.Васильченко.

Проблемам трансформации ценностных ориентации, анализу экстернальности и интернальности женщин посвящены работы Л.Л.Рыбцовой, Е.Ф.Малевича, О.М.Здравомысловой.

Объект и предмет исследования: Объектом исследования в работе является процесс эволюции ценностных ориентации россиян и их образа жизни с учетом тендерных различий в условиях развивающихся рыночных отношений и становления либеральных систем ценностей.

Предметом анализа является выявление тендерных тенденций протекания современных социокультурных процессов и выявление их обусловленности социополовыми ролями, на основе чего исследуется уровень адекватности современной государственной социальной политики в ее тендерном аспекте.

Целью исследования является теоретическое обоснование и систематизация существующих подходов к анализу тендерной проблематики и выявление реальной практики гедерных различий в условиях транзитивного российского общества.

Для достижения этой цели решаются следующие исследовательские задачи, объединенные в два раздела:

• рассматриваются базисные философские и социологические

концепции, связанные с тендерной проблематикой и исследуется познавательный потенциал их исходных понятий; • анализируются социокультурные процессы в современной России, эволюция ценностных ориентации россиян и выявляется специфика гендерной проблематики в условиях реализации политических принципов либерализма.

Теоретико-методологической основой диссертации является целый ряд концепций, созданных трудами зарубежных и отечественных авторов, таких как М. Вебер, К. Маркс, М. Мид, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, П.А. Сорокин, Т. Парсонс, А. Шюц, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, В.И. Добреньков, Б.И. Краснов, А.И. Кравченко, А.Я. Флиер.

Методологическими принципами в работе были традиции плюрализма и толерантности, разрабатываемые в современной философии постмодерна. В качестве конкретных методов были использованы комплексный и междисциплинарный подходы, сравнительный, структурно функциональный и системный анализ.

Эмпирическая база исследования включала:

• нормативно-правовые акты органов федеральной, региональной и местной власти по проблемам протекания социокультурных и тендерных процессов в стране;

• материалы официальной статистики Госкомстата РФ;

• вторичный анализ социологических исследований, проводимых в разных регионах РФ по данной проблематике.

Новизна, представленная в диссертации:

- Исследование общесоциологических подходов к анализу понятия тендер позволило раскрыть его связь со всеми социальными отношениями, институтами и общностями и на этой основе выявить специфику гендерной проблематики в современной России;

- Становление новых общественных отношений в РФ предполагает не только изменение экономической и социально-политической сфер жизнедеятельности россиян, но и становление новых приоритетных систем ценностей, ориентированных на активную деятельность и инициативу экономически активного населения страны;

- Делается вывод о высоком уровне социополовой асимметрии россиян и на основе вторичного анализа социологических исследований прослеживается эволюция ценностных ориентации современных женщин, которая зависит от тендерной самоидентификации личности и социокультурных традиций разделения социополовых ролей в истории России;

- Показано, что реализация новой стратегии тендерной политики в РФ способна существенно повысить ресурсный потенциал общества, т.к. в ее основе находятся вопросы интеграции фактического равноправия между полами с общекультурными процессами, характерными для современной России;

Положения, выносимые на защиту:

• Анализ базисных философских, социологических и культурологических концепций показал, что в любой области современного социально-гуманитарного знания присутствует свой тендерный аспект. Другими словами, в настоящее время тендер как объект исследования включен в предметное поле всех направлений, независимо от онтологических, гносеологических и идеологических симпатий/антипатий исследователей и их личностных амбиций.

В рамках современного познавательного подхода тендер понимается как социокультурный аспект социальных отношений между мужчинами и женщинами; который не только характеризует их межличностное общение в семье, но и определяет и конструирует их социальные отношения во всех основных социальных институтах общества. Термин «тендер» (gender) употребляется в современных гуманитарных науках для обозначения пола как социокультурного явления и социологического дискурса в отличие от чисто биологического понимания пола (sex). Тендер, таким образом, понимается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими культурными и социально-демографическими характеристиками (раса, возраст, этнос, страта) организует социальную систему.

Тендер - это фундаментальное измерение социальных отношений, укорененное в культуре. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их тендерным статусом, индивиды конструируют тендерные различия и, одновременно, обуславливаемые ими существующие в обществе системы господства и властвования.

Определение тендерных (мужских и женских) ролей субъективно и носит конкретно-исторический характер. Каждое общество имеет свои обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских социальных ролей.

Тендерные отношения в современной социологии рассматриваются как один из значимых аспектов отношений между мужчиной и женщиной в различных социальных сферах, в сфере управления и политики, в семье.

Особенно широкие возможности тендерные методы исследования имеют в сфере изучения культуры, которая буквально пронизана тендерными отношениями, объединяя воедино ценности маскулинной и феминной цивилизаций.

Тендерный метод позволяет исследователям полнее и глубже понять и оценить культуру как целостную и качественно определенную систему социальной практики общества.

• Вторичный анализ современных социологических исследований убедительно подтверждает, что тенденции трансформации ценностных систем у российских женщин и мужчин, несмотря на внешне одинаковые статусные характеристики (профессия, возраст, семейное положение) существенно отличаются, несмотря на примерно одинаковый социально-экономический контекст, таким образом, социальное настроение, конструирование жизненных перспектив и выработка способов и форм адаптации к новым радикально изменившимся условиям жизнедеятельности у российских женщин и мужчин неодинаковы.

Учет того, что в российской культуре традиционно осуществляется разделение тендерных ролей в семье, позволяет более взвешенно оценить данные о роли трудовых и семейных ценностей в жизненной стратегии женщин и мужчин. Доминирующими ценностями респондентов-женщин, независимо от региона является уровень их экономического, материального благосостояния.

Исследования также показывают, что отход современного государства от принципов протекционистской советской политики в отношении женщин воспринимается респондентами достаточно болезненно и существенно влияет на их социальный настрой. Однако, молодые возраста мужчин и женщин в целом более терпимо относятся к трансформациям социальных институтов и социальных отношений, к расслоению общества по экономическому признаку и у них же отмечен наиболее высокий процент тех, кто надеется на быстрое изменение положения российского общества к лучшему.

• Детерминантами улучшения социального самочувствия респондентов являются прежде всего социально-экономическая ситуация в регионах, стабильность работы предприятий, снижение уровня безработицы и повышение доходов респондентов.

В целом результаты вторичного анализа свидетельствуют о том, что формирование шкалы ценностей современных россиянок происходит на фоне кризиса всей традиционной нормативно-ценностной системы, поэтому, хотя многие ценности советского периода уже отброшены, но в массовом сознании женщин продолжают сохраняться такие социальные представления как всесильное государство, уравнительное распределение, сильная социальная защита, стабильная трудовая деятельность на государственном предприятии. Вместе с тем ценности либерально-рыночного типа внедряются в массовое сознание россиянок очень медленно. Исследования показывают, что значительная часть респодентов-женщин может сказать более-менее определенно, чего они не хотят, но не представляют ясно, что им нужно и какие ценности бытия имеют в настоящее время первостепенное значение. В структуре ценностей, являющихся доминирующими находятся - здоровье, материальное обеспечение, семейное счастье, образование и интересная работа, они универсальны и стоят на первом месте у всех респондентов независимо от профессиональных и половозрастных характеристик.

• исследование общетеоретических подходов к анализу понятия социокультурный процесс позволило раскрыть его связь со всеми социальными отношениями, институтами, общностями и группами, и показать особенности развития тендерных отношений в современной России. Особое значение в современном социально-гуманитарном знании уделяется проблеме обоснования новой стратегии государственной женской политики, способной существенно повысить ресурсный потенциал общества. В базисной основе этой тендерной политики находятся процессы интеграции вопросов фактического равноправия между полами с общими социокультурными процессами, характерными для современной России.

Стратегия тендерной политики предполагает отход от традиционного представления о том, что необходимо «подтягивать» и «подымать» какими-то искусственными мерами статус женщины до статуса мужчины, наоборот, современная эффективная тендерная политика предлагает учитывать социокультурную специфику как женской, так и мужской части населения при решении проблем подлинного равноправия в социальном положении полов.

Научно-практическая значимость работы:

Анализ социокультурных процессов, обусловленных тендерными различиями, обеспечивает приращение знания в области социологии социальных отношений, структур и социальных процессов, это позволяет более глубоко и адекватно понимать существо происходящих в стране тендерных процессов, которые отличаются нетрадиционностью и специфичностью по отношению к существовавшим в течение многих десятилетий другим общественным отношениям.

Апробация работы:

Основные результаты диссертационной работы были доложены автором на ряде международных, республиканских, региональных и ведомственных конференциях:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и молодежная политика в современной России». СПб, Санкт-Петербургский университет, сент. 2002 г.;

2. Социология социальных трансформаций. Международная научно-практическая конференция. Н. Новгород. Университет им. Н.И. Лобачевского - октябрь 2002 г.;

3. Всероссийская научно-техническая конференция «Новые материалы и технологии» - НМТ - 2002. М., МАТИ - РГТУ им. Циолковского;

4. Гагаринские чтения. М., МАТИ - РГТУ им. Циолковского;

5. Научная конференция «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты». Нижний Новгород, Университет им. Н.И. Лобачевского - март 2004 г.

Материалы диссертационного исследования были обсуждены и рекомендованы к защите на заседании кафедры социологии и права «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского в апреле 2004 г.

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Базисные философские и социологические концепции, обеспечивающие анализ тендерной проблематики

Современное философское знание осуществило отказ от дихотомичного разделения всего богатства философии на борьбу между материализмом и идеализмом, отошло от монопольного права на истину, от явной идеологической предвзятости и политической ангажированности.

Современная философия создает целый ряд принципиально новых подходов к миру, связанных с принципами диалогичности и плюралистичности знания, толерантности и взаимодополнения разных подходов к действительности. Она продуктивно разрабатывает проблематику герменевтики, рассматривающей соотношение понимания и интерпретации, понимания и смысла, понимания и переживания, осмысления, постижения, что заставило исследователей пересмотреть свое отношение к получаемым от респондентов ответам на вопросы и тем более их традиционно существующую интерпретацию и анализ. Труды Г.Х. Гадамера оказали большое воздействие на философов, т.к. они стали рассматривать понимание как способ реального существования человека, одновременно действующего, познающего и оценивающего свои действия. Для социологии методологически важным является положение герменевтики о том, что понимание основано на культурной традиции, оно имеет своим базисом опыт жизни, истории, языка и неразрывно связывает акты познания и понимания через интенциональность или смыслообразующее отношение людей к миру, что хорошо раскрыто в феноменологии Э. Гуссерля.

Герменевтический подход к социологическим исследованиям обеспечивает, корректное, нетенденциозное и объективное знание, включающее не только описание, но и правильное истолкование исследуемых социальных феноменов. Автор согласен с тем, что подлинными модусами существования человека являются истолковывающее понимание и понимающее истолкование и что герменевтика является инструментом критики ложного сознания и извращенных форм коммуникации, в первую очередь, идеологии и сциентизма, которые в конце XX века всё ещё притязают на первое место в структуре современного знания.

Большое значение для методологии социологии XX века имеют работы К. Поппера и П. Фейерабенда, в которых подчеркивается, что теоретическое и эмпирическое знание проникают друг в друга и что приращение знания в большей степени зависит от построения новых теоретических гипотез, нежели от накопления эмпирических данных. Тезис Поппера о том, что вероятность истолкования в теоретическом исследований всецело определяется предрасположенностью исследователя к определенным способам интерпретации, имеет принципиальное значение для всей социологии, равно как и его мысль о том, что только в открытом обществе наука может развиваться свободно и без идеологических принуждений, что полностью разделяется всей современной социологией. Работы П.К. Фейерабенда утверждают, что эмпирический опыт всегда теоретически нагружен и что принятие теории исследователем обязательно детерминирует затем восприятие им изучаемых феноменов и единственный выход из этого -принцип последовательного плюрализма как в теории, так и в методологии.

Теоретическая социология, созданная в середине XIX века трудами О. Конта и Г. Спенсера имела и соответствующее ей философское обоснование в виде классического позитивизма, пытавшегося снять ожесточенный спор между сторонниками/противниками какой-то одной линии философствования -материалистами и идеалистами, О. Конт отбрасывает все эти споры введением принципа - «Наука есть сама по себе философия», который был дополнен английскими традициями утилитаризма, и затем на протяжении многих десятилетий социологи-исследователи считали, что социология является настоящей позитивной наукой, опытным знанием, весьма далеким от каких бы то ни было споров о методологии. В первый период развития социологии, когда использовались преимущественно методики сбора количественной информации о социальных процессах и с помощью математики этим эмпирическим и во многом случайностным характеристикам придавался наукообразный вид, можно было довольствоваться позитивистскими основаниями социологии.

Рационалистический подход к миру, составлявший в течение трех веков специфику европейской философской культуры в конце XX в. в значительной мере был потеснен разнообразными направлениями иррационализма и интуитивизма, а проблемы познания мира все больше стали основываться на принципах скептицизма и агностицизма, релятивизма и конвенциализма.

В этой связи становится понятным стремлением философов второй половины XX века отойти от вульгарно-социологических подходов к бытию человека и их стремление анализировать бытие через аргументацию философии жизни, психоанализа и других философских школ.

Основы философии жизни были заложены еще Ф. Ницше, в основу его концепции были положены труды А. Шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование, на основе которых складывается понимание того, что «человек не должен слиться с толпой, а следовать голосу своей совести и быть самим собой». Бытие социума, по мнению Ницше, - это не беспрестанное возникновение нового, а вечный круговорот, в котором находится человек, подчиненный «рабской морали христианства», лживым ценностям культуры и болезненному искусству. Благородному и возвышенному Сверхчеловеку претит культура буржуазного мира и плебс, толпа, мешающая проявлению воли к власти. Философия жизни нашла множество сторонников в разных философских школах и направлениях, в том числе повлияла и на философию психоанализа. Особенно остро критиковал Ницше саму европейскую культуру подойдя к ее анализу с позиций пессимизма и иррационализма. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он природное существо, а культура создана для подавления и порабощения всех жизненных, природных сил человека.

Благодаря культуре, ее запретам, моральным и эстетическим принципам, правовым нормам и законам в обществе создались социальные мифы и возникло множество иллюзорных взглядов - о гуманизме, свободе, справедливости, короче обо всем том, что европейская культура выдает за подлинное бытие человека. Резко критикуя все эти мифы Ницше провозглашает свою новую философию Сверхчеловека. Упадок для человечества начался вместе с развитием культуры, которая, считает Ницше сделала человека больным существом, отрицающим самого себя. Целью современного человечества является создание Сверхчеловека, могучая воля которого есть единственный критерий добра и зла. Для Сверхчеловека нравственность и христианская религия - это цепи, которые надо сбросить, для того чтобы стать по-настоящему свободным, порвавшим со всеми запретами - табу, идущими от общества. Только в этом случае человек осознает трагическую красоту своего бытия, достигает трагического единства жизни и смерти.

Философия психоанализа является одним из наиболее известных направлений в европейской философии XX века. Она оказала самое существенное воздействие не только на другие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические доктрины и разнообразные общественные движения.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, защищает человеческую психику во всем ее многообразии от рационалистического абсолютизма, показывает пороки табуированной европейской культуры, дает достаточно эффективные советы каждому человеку по преодолению невротизма и неврозов, объясняет людям, что такое характер.

Основатель психоанализа З.Фрейд - врач-психиатор. Продолжатели его философских традиций также в своем большинстве были успешно практикующими врачами-психоаналитиками, однако, философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи нуждающимся, т.к. кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов, в философии психоанализа имеется немало позиций, связанных с проблемами философской антропологии и философии культуры.

Характеристика современных социокультурных процессов в стране

Социокультурные процессы имеют большое значение в жизни общества, они влияют на социальные отношения и определяющим образом воздействуют на деятельность всех существующих в обществе социальных институтов.

В рамках концепции П.А. Сорокина.39 всякое общество представляет собой совокупность социокультурных процессов, которые включают в себя не только материальную жизнь и соответствующую ей систему социальных организаций и отношений, но и пять важнейших культурных систем (язык, этика, религия, искусство и наука), анализ которых позволяет определенным образом характеризовать и типизировать общество, в рамках концепции социокультурной динамики. значений, на их основе возникают нормативные образцы социально одобряемого поведения, обязательные для всех членов, т.к. такое поведение способствует сплоченности социума и необходимо для нормального функционирования всех социальных институтов, воспроизводства социальных структур и определенных типов общественных отношений.

Специфические особенности современных социокультурных процессов связаны с глобализацией, модернизационными процессами, осуществляющимися в современном мире, они определяются детерминациями информационного общества и основаны на параметрах концепции устойчивого развития, которая представляется наиболее значимой для современного этапа истории человечества.

Исследователи отмечают, что в современных условиях конкретного российского общества оживают и возрождаются традиционные системы ценностей, которые в течение многих десятилетий находились на периферии массового сознания.

Носителями такого массового сознания являются те части населения, чей образ жизни, уклады хозяйствования и культурные традиции, равно как и стандарты поведения не изменились или изменились несущественно. Именно таким, в своем большинстве, является женское население страны, практически независимое от разного рода политических кампаний, властных структур и даже от новых идеологических мифологем.

Исследования массового сознания россиян позволяет выявить факторы, влияющие на трансформацию ценностей и на общую направленность базовых ценностей, доминирующих в современном массовом сознании. Это -ценности частной жизни, преуспевания и высокого профессионализма в сфере труда.

Для массового сознания современного российского общества, мозаичного по своим культурным традициям, в настоящее время особенно характерны яркие формы проявления традиционных «культурных оппозиций», представляющих разнонаправленные ценности, в этой связи в российских социокультурных процессах практически не наблюдается консолидированных активных коллективных действий населения, за исключением форм протеста, связанных с проблемами выживания и сама стратегия выживания является доминирующей, а так же как и современное девиантное по существу массовое поведение россиян.

Социологи считают, что главное противоречие переходного периода в жизни России, состоит в том, что индивидуальный потенциал личности большинства россиян неадекватен тем формам социальных связей, которые составляют его востребованные социальные роли, равно как и социальный статус большинства существенно ниже тех социокультурных качеств, которыми они обладают. Это особенно четко проследживается у российских женщин, социальный статус которых в массе стал существенно ниже, чем до перестройки. Это создает определенные трудности в процессах формирования жизненных стратегий развития, ориентированных на личную инициативу, производительную и творческую активность и замедляет трансформацию России, ориентируемую на принципы либерализма.41

Социокультурные процессы, как правило, более инертны в сравнении с политическими и даже с экономическими. Однако они обладают огромным кумулятивным эффектом, т.е. накапливают прямые и косвенные последствия всех политических и экономических изменений и способны самым непредсказуемым образом, своего рода бумерангом, возвратиться во всю общественную практику через различные культурные модели поведения людей, их стиль и образ жизни, их симпатии и антипатии, и это оказывает активное обратное воздействие на все сферы жизни.

Такой отрицательный кумулятивный эффект, связанный с современной деформацией социальной сферы, уже оказывает свое дестабилизирующее воздействие на все современное российское общество. На смену коллективному социальному интересу, соборности россиян, существовавшей еще в дореволюционной России, а затем в советское время провозглашенному как принцип социалистического коллективизма, в современной РФ средствами массовой информации настойчиво навязывается принцип индивидуализма и эгоизма. В связи с разрастанием деструктивных процессов в российском обществе постоянно сокращаются объем и интенсивность внутри- и внегрупповых структурных взаимосвязей и отношений, чем существенно снижается функциональное взаимодействие между различными социальными институтами и соответственно изменяются практически все социальные процессы. Это приводит к существенной социальной дезинтеграции в обществе, к утрате или к серьезным затруднениям в социальной самоидентификации подрастающих поколений.

Под влиянием современных внешних социально-экономических факторов происходит процесс разъединения традиционной российской системы социальных коммуникаций на отдельные части. Подобная социальная диссоциация является результатом ослабления или изменения практически всех социальных интеграторов, в первую очередь за счет разобщенности экономических, организационно-политических и духовно-нравственных факторов, которые ранее стабилизировали доперестроечное российское общество. Вместе с тем, современные российские социологи отмечают, что устойчивое мироощущение и гармонизация социальных позиций субъектов, социальных групп и слоев являются наиболее значимым универсальным вектором интегрирующего развития общества.42

Внутренняя несогласованность и дисбаланс личностных, групповых, этнических, тендерных, региональных и общественных потребностей могут приводить не только к дезадаптации людей в обществе, но и к большим социальным потрясениям всего общественного организма. Это в свою очередь вызывает неконтролируемый рост количественной и качественной неопределенности состояния общественной системы, при которой дальнейший процесс ее развития может иметь самые разные, и по преимуществу непредсказуемые последствия.

Разрыв существовавших в течение многих десятилетий горизонтальных внутриклассовых и внутригрупповых связей, как правило, стимулирует определенное развитие вертикальных взаимодействий. Доминантой отношений становятся не столько межклассовые, сколько межгрупповые и другие (этнические, статусные, гендерные) различия и взаимодействия, хотя главное различие — между богатым меньшинством и обнищавшим большинством населения, определяет в современной России и все другие, не менее драматические и дестабилизирующие страну противоречия, такие как власть и народ, центр и регионы, Россия-Запад, личностные потребности человека и общественные ожидания от результатов его деятельности и все это приводит к растущей дезадаптации населения огромной страны. В свою очередь, устойчивые жизнеощущения и гармонизация социальных позиций различных субъектов, классов и слоев общества служат универсальным вектором, обеспечивающим интегрирующее движение социума, а значит, и государственное развитие.

Радикальные социальные трансформации, осуществляемые в современной России, ведут к модифицированию общественного настроения, определяют особенности и характер взаимоотношений личности с окружающей природной и социальной средой, а также в определенной, и весьма существенной мере, детерминируют особенности ее поведения. Вместе с тем, отсутствие общей идеи, объединяющей интересы и потребности всего общества, является значимым фактором, существенно дестабилизирующим общество. В трансформирующемся российском обществе происходят не только изменения политики и экономики, но и существенно меняются сами социальные структуры, возникают новые социальные группы с другими, по сравнению с прежними, ценностными ориентациями и идеалами, причем экономически и политически доминирующие социальные группы, как всегда в истории, свои узкогрупповые интересы представляют как интересы всего общества.43

Социологи отмечают, что российское общество ушло в середине 90-х гг. от равновесного состояния, переступило порог устойчивости и оказалось в хаотической области, а официально принятая и реализуемая на практике доктрина самоустранения государственных структур от социального регулирования процессов социализации подрастающих поколений не позволяет целенаправленно и в интересах стабилизации и сплоченности всего общества направлять и координировать социальное поведение своих граждан.

Формы подобного регулирования приняты во всем современном мире, они весьма разнообразны, однако основными компонентами и содержательными системами механизма общественной интеграции являются общезначимые социальные ценности и нормы. Составляющие системы базовых и инструментальных ценностей всего общества, объединяют и связывают поведение человека с важнейшими социальными институтами, функционирующими в обществе, гармонизируют взаимодействие идеалов, идущие от общества к личности и от личности к обществу с требованиями учета общественных и личных интересов, жизненных планов индивида и всего социума.

Изменения сфер деятельности женщин: статистический и эмпирический анализ

Общетеоретические подходы к анализу понятия социокультурный процесс позволило раскрыть связь тендерных процессов со всеми социальными отношениями, институтами, общностями и группами и показать специфику их ближайшего развития.

Рассмотрим это более подробно по главным сферам социальной практики.

Ряд проблем экономического порядка был уже нами рассмотрен в разделе 2.1. Здесь же мы остановимся на двух вопросах экономики труда -безработице и теневой экономике, в которых особенно четко раскрывается специфика женского труда в условиях транзитивности.

Анализ современного состояния России, в которой идет интенсивный процесс формирования новой социальной структуры и социальной дифференциации в обществе, возникают новые очаги социальной напряженности, определенная достаточно значимая часть населения осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. В стране сложились и крайне неблагоприятные для молодых граждан стартовые условия рыночной системы найма. В России очевидны эти две негативные тенденции: молодежь, впервые приходящая на рынок труда не регистрируется как безработные, поэтому существует скрытая форма безработицы у молодых. Вторая тенденция - безработица среди женщин средних лет с высшим образованием, они составляют самую большую невостребованную группу зарегистрированных безработных.

Складывающийся в России рынок труда функционирует в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки - спрос и предложение, цена рабочей силы и уровень душевого потребления населения не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы. Это изначально деформирует такие важнейшие компоненты рынка труда, как спрос и предложение.

Начавшийся процесс ухудшения условий воспроизводства населения и рабочей силы может очень быстро вступить в противоречие с перспективными требованиями развития российской экономики.

Однако именно молодежная и женская безработица выделяются социологами при рассмотрении проблемы занятости населения в силу их особой остроты и очевидных негативных последствий.

Для современной России характерно, что труд госбюджетников оплачивается в несколько раз ниже, чем в частном секторе, поэтому непристижные и малодоходные должности в госсекторе замещаются преимущественно женщинами, однако при приеме на работу работодатели как в государственных, так и в частных предприятиях предпочитают молодых мужчин, а не женщин молодого возраста, т.к. они в своем большинстве - матери и интересы ребенка ставят выше карьерных.

Специфика трудовой деятельности современных российских женщин особенно заметна, когда рассматривается теневая экономика страны.

Современная Россия представляет собой совершенно уникальный феномен. Наша теневая экономика имеет давнюю историю. Уже в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах он составил 10-11%, в 1993 г. - уже 27% ВВП, а еще через три года - уже 46% (по данным Московского института социально-экономических проблем). Быстрый рост теневой экономики в РФ был обусловлен прежде всего фискальной политикой государства: предприятия старались избежать уплаты налогов, объясняя это чрезмерно высокими ставками. У бизнеса также были веские основания сомневаться в способности государства эффективно использовать налоговые поступления для общественного перераспределения. В результате в России сформировалась совершенно уникальная по международным меркам теневая экономика. Ее основные черты - уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

Теневая экономика в России, по данным МВД, неравномерно представлена в различных отраслях (в строительстве - 8%, в торговле - более 63%). Более трети внешней торговли России осуществлялось до самого последнего времени челноками. Челночный бизнес получил статус официально признанной, легальной экономической субкультуры, сохранившей многие черты теневой экономики (использование наличных расчетов). Специалистами подчеркивается, что основой челночной торговли является женщина, как правило с высшим образованием и средних лет. Именно они удовлетворяют покупательский спрос на повседневные товары, необходимые каждой семье.

Теневая экономика России производит в основном легальную продукцию и предлагает разнообразные сервисные услуги. В работе не рассматриваются проблемы крупного бизнеса, ухода от налогов, т.к. руководителями в этой сфере преимущественно являются мужчины, а женщины - исполнителями разнообразных офисных функций и непосредственными производителями на рабочих местах.

Еще одной чертой современной теневой экономики России является ее скрытая занятость. Согласно исследованиям журнала «Эксперт», 27% трудоспособных россиян (21 млн. человек) имеют официально неучтенную вторую работу.

В условиях «пика» экономического кризиса теневая экономика России имела устойчивую тенденцию к росту (в 1999 г. она возросла на 5,4%, в то время как официальный ВВП - лишь на 1,8%). Ряд специалистов указывают на «естественные пределы» аккумуляции капитала в рамках теневой экономики.

Хотелось бы верить, что при достижении этого предела предприятия переключатся на легальную деятельность, чтобы сохранить норму прибыли. И тогда ВВП страны будет расти за счет роста официального, а не теневого сектора.

Затрагивая тему теневой экономики и столь подробно описывая проблемы экономические не стоит забывать о неразрывно связанных с ними проблемах социальных.

Так как рабочих мест в легальных структурах занятости не хватает, множество женщин России задействованы в теневой экономике. Это - работа «челноков», вторичная занятость, частная практика (преподавание, медицина, строительство). В большинстве современных российских семей работающий мужчина не может прокормить семью и обеспечить семье нормальный уровень жизни. Все это не способствует улучшению и упрощению жизни женщины. Нехватка времени на воспитание даже одного ребенка не способствует сохранению семьи и численности населения. Также избыточная занятость в сфере труда, когда в силу малой зарплаты люди работают в 2-3 местах, у молодой части экономически активного населения это приводит к невозможности формирования новых семей.

Социально-экономические и политические преобразования, осуществляемые в России в течение последнего десятилетия и сопровождающиеся переделом собственности, возникновением новых экономических субъектов, изменением положения всех социальных групп.

Данные процессы протекают на фоне сложной социокультурной ситуации, когда экономические и политические инновации находятся в противоречии с существующими и реализуемыми на практике культурными образцами, системами ценностей, а также с тендерными патернами. Это существенно осложняет социальное самочувствие россиян, а значит влияет и на все состояние общества, препятствуя его сплоченности, без чего невозможен выход из затянувшегося системного кризиса.

Похожие диссертации на Гендерный подход в исследовании социокультурных изменений российского общества