Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Бухаева Раджана Владимировна

Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
<
Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бухаева Раджана Владимировна. Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Иркутск, 2003.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/319-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этнокультурной маргинальности

1.1. Сущность и содержание этнокультурной маргинальности 14

1.2. Маргинальный статус и этническая идентичность 32

1.3. Методологические и эмпирические основы исследования 50

Глава 2. Факторы этнокультурной маргинальности

2.1. Индустриальный город как фактор этнокультурной маргинальности 60

2.2. Инонациональная среда и этнокультурная маргинальность 76

2.3. Варианты идентификации в условиях этнокультурной маргинальности 101

Заключение 132

Библиографический список использованной литературы 140

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования проблемы этнокультурной маргинальности определяется, прежде всего, необходимостью решения сложных социальных проблем, выдвинувшихся на стыке веков перед человечеством. Всеобщая глобализация и модернизация вызвала усиление межкультурного общения, укрепление взаимосвязей между нациями и государствами, значительный рост миграционных потоков в современном мире. Сегодня на передний план общественной жизни выдвинулась проблема бытия человека в различных этнокультурных и политических измерениях. Особенно важна эта проблема для такого полиэтнического государства, как Россия.

Проблема этномаргиналов (людей, внутренне разделяющих культуру и традиции двух различных народов) особенно обострилась в связи с глубокими социальными преобразованиями. Распад Советского Союза повлек за собой процессы утраты ощущения принадлежности к общности «советский народ» и рост национального самосознания малочисленных народов, в том числе и бурят. Взрывной характер постсоветской этничности с достаточной очевидностью показал, что не только экономические факторы, но и этнокультурные, психологические особенности могут определять стиль внутри федеративных отношений. Очень часто именно этнокультурный фактор служит обоснованием политического и экономического обособления и даже попыток выхода автономий из состава РФ.

Все это вызывает исследовательский интерес к следующим вопросам: Что реально происходит со взаимодействующими этносами, уменьшилась или увеличилась культурная дистанция между ними? Как научиться соотносить гражданскую и этническую идентичность, не испытывая при этом социального беспокойства, ущемления национальной гордости? Каков механизм преобразования идентифицирующих установок по культурно-языковому

принципу? Эти и другие вопросы требуют анализа этнокультурной маргинальное во взаимосвязи с национальным самосознанием и этнической идентичностью.

Актуальность темы исследования также обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблемы этнокультурной маргинальное. В отечественной научной литературе очень часто термин маргинальность используется только в негативном контексте, допустим, проводятся исключительно прямые параллели между маргинальностью и бездомностью, девиантным и делинквентным поведением. Но не всегда ситуация маргинальное ведет к фрустрациям и неприспосабливаемости, возможен и вариант успешной социализации в условиях этнокультурной маргинальное. Варианты социализации зависят от характера реагирования человека на сложившуюся ситуацию. Насколько он готов социально-психологически принять новые условия, новую роль. В условиях модернизации и аккультурации формируются два основных типа поведения: одни группы населения относительно безболезненно вживаются в новую культуру, у других происходят проблемы с адаптацией. Поэтому наше исследование направлено на изучение характера социокультурной и социально-психологической адаптации представителей этнических меньшинств в условиях новых экономических и социальных изменений и в условиях урбанизации образа жизни в инонациональной среде.

Изучение данных процессов позволит проследить тенденции этнокультурного развития бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и его межкультурных взаимодействий с русским этносом. Этот вопрос особенно важен в настоящее время, когда речь идет об объединении Округа и Иркутской области.

Степень изученности проблемы. Проблема маргинальное как предмет научного исследования является многоаспектной проблемой. Сложилось несколько основных направлений в изучении маргинальное:

социологический, социально-философский, культурологический, психологический, политологический. В настоящее время как западные, так и российские исследователи не выработали единого общепринятого представления об этом феномене. Социологи, историки, политологи, философы по-разному понимают сущность содержания и значения маргинальных явлений. Проведенный анализ научной литературы показал, что в западных исследованиях, посвященных проблеме маргинальное, условно можно выделить три группы работ:

Первая - это работы преимущественно американских социологов, в которых проблема этнокультурной маргинальное рассматривается на стыке социологической теории личности и концепций, исследующих место и роль в обществе этнорасовых меньшинств.(140Д46,148,154,155,156,161) Особое внимание в данных исследованиях обращается на социально-психологические особенности маргинальной личности, ее поведение и сознание.

Вторую группу составляют исследования, посвященные международной
миграции, положению иностранных рабочих в развитых индустриальных
странах.( 143,145,149,15 0) В этой группе работ анализу подвергаются
исторические и социально-политические проблемы иммиграции в

многонациональных государствах Запада.

Наконец, в третью группу работ входят те, в которых понятие маргинальной личности анализируется в связи с исследованием политических, социальных и культурных проблем слаборазвитых стран.(61,85,89,141,152) Анализируя особенности взаимодействий между различными культурами, авторы данной группы работ акцентируют внимание на таких социальных слоях, как интеллигенция и молодежь и отмечают, что им легче удается приспособиться к ценностям западного мира, к их мышлению и стилю жизни.

Если обратиться к анализу отечественных источников, посвященных данной проблеме, то здесь можно выделить две группы работ.

Первая группа публикаций появилась в советской литературе в 70-е годы. Они в основном носили характер критического исследования маргинальных процессов в западном обществе. К числу таких работ относится коллективная монография «На изломах социальной структуры», а также статьи М.В.Андреенковой, С.Н.Артановского, С.И.Васильцева, А.А.Галкина, Н.Т.Кремлева, В.И.Полякова, В.В.Радаева, Е.Б.Рашковского, В.П.Тугаринова, А.И.Шендрик, Е.Н.Старикова и др.(4,5,62,96,102,112,133)

Вторую группу работ составляют исследования на материалах постсоветского общества. Данные публикации стали появляться с начала 90-х г.г, так как проблема маргинальное (в т.ч. этнокультурной) приобрела особую актуальность в связи с глубокими социально-политическими преобразованиями, произошедшими после распада Советского Союза и обострившими проблемы межнациональных и межкультурных взаимодействий. К этой группе публикаций относятся статьи А.И.Атояна, В.Г.Кукяна, М.Новиковой, Ю.М.Плюснина, И.В.Поповой и др.(9,66,88,94,97)

Несмотря на недостаточную разработанность теоретико-методологических подходов к исследованию этнокультурной маргинальное (ЭМ), в отечественной научной литературе существует ряд серьезных философских, политологических, культурологических исследований, которые могут составить общетеоретический фундамент для разработки данной проблемы. Среди таких исследований назовем работы С.А.Арутюнова, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева Э.С.Маркаряна, Е.Б.Рашковского, Е.Н.Старикова и др.

Поскольку у маргинального человека происходит трансформация этнической доминанты в самосознании, то проблема этнокультурной маргинальное тесно связана с такими понятиями, как «национальное самосознание», «этническая идентичность». В связи с этим обращение к работам общетеоретического плана, касающимся проблем этнического самосознания вполне закономерно. К таким исследованиям следует отнести

труды А.Г.Агаева, С.Н.Артановского, Ю.В.Арутюняна, Г.А.Бакиевой, М.С.Джунусова, В.И.Козлова, В.Ю.Хотинец и др.

Отдельную группу исследований представляют этнопсихологические исследования, развивающиеся в русле этносоциологии. Данное направление разрабатывается Л.М.Дробижевой, В.И.Коротеевой, Л.И.Науменко, С.В.Рыжовой, З.В.Сикевич, Г.У.Солдатовой.

Социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей рассматриваются в трудах Ю.В.Арутюняна, В.А.Бойко, Г.В.Старовойтовой, А.А.Сусоколова. В Бурятии данный аспект исследований характерен для работ Д.Д.Мангатаевой, Е.В.Петровой.

Этнологическим аспектам исследований этносоциальных процессов посвящены работы Л.Н.Гумилева, Н.Г.Скворцова и таких ученых Бурятии, как Л.Л.Абаева, В.В.Беликов, Н.П.Егунов, Д.Д.Нимаев.

Этнокультурные и социокультурные аспекты исследуются С.А.Арутюновым, С.Н.Ереминым, Н.Л.Жуковской, С.Г.Ларченко, С.В.Лурье, В.В.Мархининым, И.В.Удаловой. В Байкальском регионе В.Х. и Т.Г.Харнахоевыми и др.

Проблемами изучения национального самосознания и этнической идентичности у бурят на современном этапе занимаются следующие бурятские ученые И.Э.Елаева, С.Д.Батомункуев, Т.М.Михайлов, З.П.Морохоева, Ю.А.Серебрякова, Т.Д.Скрынникова, И.С.Урбанаева.

Проблемам этносоциальной структуры населения Бурятии посвящены работы А.В.Бильтриковой, А.А.Буркиной, В.И.Затеева, И.И.Осинского, Ю.Б. Рандалова, Б.В.Хараева, Ц.Ц.Чойропова и др.

Настоящее исследование связано с анализом влияния на этнокультурную маргинальность таких внешних факторов как индустриализация и урбанизация. В этом направлении имеются исследования У..А.Винокуровой, Р.Р.Галлямова, В.И.Козлова, А.С.Московского, Г.В.Старовойтовой,

В.А.Юсупова. Бурятских исследователей К.Б.-М.Митупова, И.И.Осинского Г.Л.Санжиева, Е.Е.Тармаханова.

Поскольку с процессуальной точки зрения этнокультурная маргинальность объективируется через распространение двуязычия и межэтнических браков, автор обращался к работам С.А.Арутюнова, В.В.Гриценко, М.Н.Губогло, М.В.Дьячкова, Е.Е.Кутявиной, А.А.Сусоколова. В Бурятии данный аспект разрабатывается Н.С.Бабушкиной, И.Г.Балхановым.

В работе показывается влияние системы образования, а также роли религиозного фактора на процесс формирования этнокультурной маргинальное. Данные аспекты освещены в работах М.Ф.Калашникова, И.А.Крывелева, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова, а также в трудах таких бурятских исследователей, как В.И Андреев, Д.Н.Бурхинов, Г.Р.Галданова, Д.А.Данилов, Н.К.Елаев, Г.Е.Манзанов, Т.М.Михайлов, С.Д.Намсараев.

Несмотря, на возросший интерес исследователей к изучаемой проблеме можно отметить, что на сегодняшний день мало работ, касающихся исследования проблемы межкультурного взаимодействия бурятского и русского народов в условиях происходящей трансформации российского общества.

Особенно недостаточно в этносоциологическом и этнопсихологическом планах исследована этногруппа западных бурят. В частности, мало изучены проблемы их этнической и религиозной идентичности. Почти нет работ, в которых анализируются в сравнительном плане этногруппы «западных» и «восточных» бурят. Настоящее исследование ставит задачей посильно восполнить этот пробел.

Актуальность темы, ее недостаточная разработанность определили цель исследования, его объект, содержание и задачи, решаемые в диссертации.

Объектом исследования является бурятское население Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа.

Предметом исследования выступает этнокультурный аспект маргинальности.

Целью исследования является социологический анализ социально-психологических особенностей этнокультурной маргинальности западных бурят в условиях модернизации в инонациональной среде.

Постановка данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

Определить методологические принципы исследования проблемы этнокультурной маргинальности.

Выяснить зависимость этнокультурной маргинальности от социокультурных, социально-экономических, политических и исторических факторов.

Провести типологический и сравнительный анализ этнокультурной маргинальности в различных территориальных, возрастных и образовательных структурах.

Выявить положительные и отрицательные последствия этнокультурной маргинальности.

Изучить варианты идентификации бурят в условиях этнокультурной маргинальности.

Основные гипотезы исследования:

Этнокультурная маргинальность выступает одним из способов адаптации к меняющимся условиям окружающей среды.

Этнокультурная маргинальность является закономерным следствием межкультурного взаимодействия и социокультурной модернизации бурятского этноса.

Основными факторами этнокультурной маргинальности являются: социализация в условиях инонациональной среды и переезд из села в город.

Этнокультурная маргинальность является одним из типов социально-психологической идентичности.

Методологические и теоретические основы исследования

В качестве методологического обоснования диссертационного исследования использованы фундаментальные общенаучные методы познания в их применении к анализу маргинальных явлений: теоретические методы общенаучного анализа и синтеза, исторический подход, структурно-функциональный анализ, методы конкретного социологического исследования: анкетный опрос, интервью, наблюдение. Методика эмпирического поиска базировалась на современной технологии социологического исследования, использовании математико-статистических процедур.

Исследуя этнокультурную маргинальность бурят в современных условиях, а также иллюстрируя важные тезисы диссертации и подтверждая их достоверность были использованы в основном результаты Всесоюзных переписей населения, начиная с 1897 г. по 1989 гг. и частично результаты микропереписи населения 1994 г., статразработки и аналитические записки Госкомстата РБ, например, "Буряты в зеркале статистики" (1996), материалы похозяйственных книг и архивов ЗАГСа.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам маргинальное. Кроме трудов социологов в работе были использованы работы специалистов смежных областей знаний: историков, этнографов, социальных психологов, философов, так как предмет исследования выходит за строгие рамки любой отдельно взятой дисциплины.

Эмпирической базой нашего исследования послужили материалы социологических исследований, проведенных автором в сентябре и феврале 2002г. в трех районах УО-БАО: Боханском, Осинском и Эхирит-Булагатском.

Для опроса использовалась специально разработанная анкета. Объем выборочной совокупности составил 470 чел. Основным критерием для

выявления этнокультурной маргинальности являлась социализация в условиях инонационального доминирования. Поэтому для исследования методом случайной выборки были определены три вышеуказанных населенных пункта с преобладанием иноэтничного населения, (соотношение прим. 40% к 60% )

На втором этапе был произведен выбор интересующих нас квот для всей выборочной совокупности. В анализе учитывались такие характеристики респондентов, как пол, возраст, образование, место проживания. В целом выборка репрезентативна генеральному массиву по вышеназванным характеристикам. Отклонение объема выборочной совокупности от генеральной составило не более 4-5%.

Преобладание среди респондентов лиц в возрасте 17-3 5 лет было продиктовано тем, что в данной категории населения наиболее ярко проявляются черты маргинальной личности.

Научная новизна исследования

Осуществлен анализ места и роли этнокультурной маргинальности в системе таких понятий: «национальное самосознание», «этническая идентичность» и др.

Показана обусловленность развития этнокультурной маргинальности историческими, социально-экономическими, политическими условиями и культурным взаимодействием народов.

Проведен социально-философский анализ проявлений этнокультурной маргинальности в условиях социокультурной модернизации и межэтнической интеграции.

Проведен типологический анализ этнокультурной маргинальности в различных территориальных, возрастных и образовательных структурах.

Теоретическая ценность и практическая значимость работы Научно-теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что оно впервые методом философско-социологического анализа раскрывает исторические корни и современные особенности такого сложного социокультурного феномена как этнокультурная маргинальность на примере одной из этнических групп региона. Кроме того, обоснованные в работе положения могут служить источником дальнейшего изучения данного явления применительно к региональной тематике.

Практическая значимость заключается в том, что, используя полученные данные можно прогнозировать и разработать сценарий вероятных тенденций этнокультурного развития бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и его межкультурных взаимодействий с русским этносом. Диссертант считает, что полученные эмпирические данные дают конкретный материал для исполнительной власти при разработке программ этносоциального развития бурятского населения Усть-Ордынского бурятского автономного округа, в практике управления этносоциальными и культурно-языковыми процессами. Кроме того, на основе социологических данных фиксируется реальное этнокультурное состояние и особенности процессов этнокультурной интеграции и ассимиляции этногруппы западных бурят. И, наконец, результаты исследования могут быть применены в преподавании ряда тем курсов по этносоциологии, культурологии, психологии.

Положения, выносимые на защиту

Этнокультурная маргинальность рассматривается как сложное социокультурное явление и составляющий элемент этнокультурных процессов.

Процесс формирования этнокультурной маргинальное обусловлен историческими, социально-политическими условиями и межкультурным взаимодействием народов.

Этнокультурная маргинальность зависит от степени этнической идентичности. Уровень идентификации со своей этнической группой снижается в условиях инонациональной среды и урбанизации образа жизни.

Варианты идентификации в условиях этнокультурной маргинальное зависят от личностных свойств человека, его готовности принять новые условия и новую роль.

Неизбежная многовариантность процесса идентификации в модернизирующемся обществе объективирует проблемную и успешную адаптацию. С одной стороны, множественная идентичность, когда человек чувствует свою включенность в значительное число национальных и культурных групп, является очевидным фактором успешной адаптации в условиях инонациональной среды. С другой стороны, она означает частичную или полную утрату традиционной этнокультурной идентичности.

Апробация работы. О результатах исследования были сделаны доклады на следующих конференциях: Международной научно-практической конференции. « Буряты в XX в.».- Усть-Орда - Улан- Удэ, 8-10 июня 2001 г., на международной научно-практической конференции «Чингис-хан и судьбы народов Евразии».- Улан-Удэ, 3-5 октября 2002 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Взаимоотношение общества и природы: история, современность и проблемы безопасности». - Иркутск, 1999 г.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и социальной работы ИРГТУ (октябрь 2002 г.), а также на заседании кафедры философии БГУ (ноябрь 2002г.) По итогам обсуждения диссертация рекомендована к защите

Сущность и содержание этнокультурной маргинальности

Этнокультурная маргинальность является предметом изучения целого ряда гуманитарных наук, так как находится на стыке таких актуальных для современного обществознания тем 2 как культура, этнос, личность. На сегодняшний день как в мировой, так и в отечественной практике анализа маргинальных явлений среди специалистов не сложилось единого общепринятого представления об этом феномене. Нет универсального определения понятия маргинальности. Представители различных гуманитарных наук по-разному понимают сущность, содержание и значение маргинальных явлений в социальной жизни.

Впервые понятие "маргинальность" было введено американскими социологами, которые изучали в 20-е годы XX в. социокультурную ситуацию на Гавайях - территории с особой социальной и культурной пестротой населения. Это понятие использовалось для обозначения проблем социокультурной адаптации мигрантов при изучении психологических последствий пограничного положения личности на границе двух этнических культур. С тех пор понятие маргинальности, маргинальных личностей и групп стало одним из важнейших в американской социологии и культурологии, в которых традиционно придается большое значение утверждению и сохранению принципа гражданского равноправия и человеческого достоинства.

Американские ученые в 30-50 гг. обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Маргиналы, по мнению американских ученых, это личности и группы, находящиеся на краю или попросту за рамками характерных для данного общества основных структур или принятых социокультурных норм и традиций. Маргинальная ситуация возникает на границах разных форм социокультурного опыта, иногда бывает весьма напряженной и по-разному реализовывается на практике. Она может быть источником неврозов, девиантного поведения, различных форм протеста.

В дальнейшем концепция маргинальное развивалась в рамках различных школ, направлений, подходов в американской и западноевропейской социологии. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных контактов, но и как следствие социально-политических процессов.

Интересные штрихи в трактовку изучаемого нами явления внесла французский социолог Арлетт Фарж. По ее мнению, во французском языке существительное маргинал используется для обозначения "тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым". Она отмечает, что как существительное слово появилось в 1972 г. (ранее существовало только прилагательное маргинальный) в связи с событиями во Франции в конце 60-х годов, хотя, как "всевозможные отклонения от нормы" маргиналы были известны истории и раньше. Маргинальность с точки зрения французского ученого является не состоянием автономии, а результатом конфликта с общепринятыми нормами, выражением особых отношений с существующим общественным строем. Она не может возникнуть вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром. Развивая концепцию социальной маргинальное А.Фарж отмечает, что уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного совершенно иного мира, либо постепенное вытеснение или насильственный выброс за пределы законности.(99)

В немецкой социологической литературе характерен подход к маргинальное, как к общественной позиции, характеризуемой высокой социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества".(142) Эта позиция относится в основном к людям, находящимся на низшей ступени иерархической структуры общества. К маргинальным относят различные гетерогенные группы: от цыган и иностранных рабочих до нищих и освобожденных уголовников, как правило, речь идет не о теоретических, а о реальных критериях отнесения. Маргинальность рассматривается как результат процесса, в котором личности или группы отстраняются от участия в различных общественных отношениях, все больше вытесняются на край основного течения жизни социума, и как следствие, теряют возможность контролировать собственные условия жизни.

В настоящее время сущность и содержание маргинальное расматривается в западной и отечественной литературе по трем основным направлениям: культурное, социальной роли и статусно-ролевое.

Концепция социальной маргинальное из трех вышеперечисленных является наиболее разработанной, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В рамках данной концепции маргинал - это человек, который находится на краю социально-классовой структуры общества, на периферии к основным ее элементам. В таком подходе маргинализация - это процесс увеличения числа маргиналов в каком-либо обществе. Как пишет М.Н.Новикова: "Маргинал - человек границы".(88, С.227)

Представители данного подхода различают понятие маргинальной личности в узком и широком смыслах, а именно: маргинальная личность в узком смысле слова - это лицо не участвующее в производственном процессе, не выполняющее общественных функций и существующее на средства, которые добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов. В широком смысле слова, маргинальная личность характеризуется следующими чертами: потерей объективной принадлежности индивида к конкретной общности без последующего вхождения в какую-либо иную общность; потеря индивидом субъективной идентификации с определенной социальной группой. Обычно разрыв начинается с объективных сдвигов, но возможен и такой вариант, когда объективно оставаясь в рамках данного класса, индивид теряет субъективные признаки, психологически деклассируется.(88)

Как показано в работах М.Новиковой, В.Ильина, Е.Старикова значительный рост числа маргиналов происходит в переломные эпохи, когда общество переходит от одной системы общественных отношений к другой и подрываются основы существования больших групп населения. Так В.И.Ильин отмечает, «что в этих условиях масса людей лишается возможности жить и работать по-старому, вынуждена искать новые источники средств существования, переселяется в новые места осваивать новые виды деятельности. Это процессы длительные и болезненные. Одним удается перестроиться быстро, другие - с трудом, а третьи - никогда в силу различных причин не в состоянии влиться в новую социальную общность. Такие процессы имели место в период крушения империй, общественно-политических систем, а также в период формирования новых производственных отношений».(50,СЛ91) Это убедительно показали в своих трудах К.Маркс и Ф.Энгельс, которых Б.Манчини называет основоположниками концепции социальной маргинальности.(144)

Увеличение числа маргиналов в обществе вызывают и войны, и чем крупномасштабнее военные действия, тем значительнее этот процесс. Демобилизация армии остро ставит вопрос об адаптации вчерашних солдат и офицеров к условиям гражданской жизни. К росту числа маргиналов ведут обычно и революции. Проблему маргинального комплекса Октябрьской революции 1917 г. впервые в отечественной литературе поднял Е.Н.Стариков. (112)

Маргинальный статус и этническая идентичность

Известно, что в центре внимания этнокультурной маргинальное находится процесс взаимодействия этнических культур, его влияние на человека. Именно в результате взаимодействия культур происходит кризис традиционной этнокультурной идентичности. Индивиды, оказавшись в условиях иноэтничной среды, уже не могут себя полностью идентифицировать ни с одной из социокультурных групп. Базисными категориями для анализа изучаемого феномена являются такие определения как «этническая идентичность», "культура", "этническая культура", "взаимодействие культур".

Под идентичностью понимается процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно-необходимое значение в данных условиях. Идентификация служит основой процесса подражания, то есть ненасильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.

По мнению Садохина.АП.,(104) можно выделить несколько уровней идентичности. Первый - личностно-психологический- связан с осознанием человеком того, кто есть «я»,оно складывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драматического кружка и.т.п. Этот уровень идентичности связан с представлением о себе как о члене какой-то группы, а также с теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности. Второй уровень -социально-психологический, на котором представления формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлежности, что возможно только во взаимодействии с другими подобными группами, ему также свойственно сравнивать свою группу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в благоприятном свете.(104) Как раз разновидностью социально-психологической идентичности является этническая идентичность. Это осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность человека в самобытности и независимости от других людей, с другой - потребность в принадлежности к группе и защите.

Этническая идентичность может рассматриваться в двух аспектах, во-первых, как социальный процесс (динамика ЭИ), во-вторых, как часть самосознания личности. Остановимся на последнем аспекте поподробнее. В широком междисциплинарном контексте, как отмечают многие исследователи, возможно использование понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность» как синонимов, но с этнопсихологической точки зрения, данные понятия не тождественны, особенно на операциональном уровне. «С одной стороны, этническая иднтичность уже. Это когнитивно-эмоциональное ядро этнического самосознания. С другой - шире, так как содержит в себе слой бессознательного.( 108) Исследователи выделяют следующие элементы, образующие систему оснований, на основе которой происходит процесс этнической самоидентификации:

Память об историческом прошлом, наиболее значимых деятелях своего народа;

Ценность родного языка;

Приверженность обычаям, ритуалам, народным праздникам, фольклору;

Этнические стереотипы и автостереотипы;

Этноконфессиональные ценности;

Приверженность традиционным социально-этническим нормам прежде всего в сфере экономического и демографического поведения;

Предпочтения определенных видов профессиональной деятельности (128) Кроме того Скворцов.Н.Г отмечает символический характер этнической идентичности : «Этническая идентичность есть комплекс символов совокупность которых порождает особого рода ощущение принадлежности к общности, члены которой могут различаться по самым разным параметрам, но при этом чувствовать себя людьми одной национальности 106,С.29-43) Функции символических маркеров выполняют такие элементы этнокультурного бытия, как язык, религия, традиции и.т.п. Однако одних лишь общих традиций для ощущения своего сходства явно недостаточно, тем более что и традиции трансформируются со временем, адаптируясь к меняющейся социальной реальности. Значительно существеннее те границы, которыми этническая группа очерчивает свое специфическое культурное содержание. Впрочем по мысли Ф.Барта, и «культурные черты», которые обозначают эту границу, могут меняться точно также, как и культурные характеристики членов группы или ее организационные формы»(105,С.102) И только факт постоянной противопоставленности между членами группы и «другими» позволяет нам определить свою общность. Таким образом, только разделенность - т.е дифференциация и способствует групповому самовыделению. Иными словами «мы» в этническом смысле только потому и существуем, что есть «они», непохожие на «нас».

На основе анализа теоретического и конкретно-социологического материала Л.М. Дробижева выделяет следующие типы идентичности:

нормальная идентичность, при которой задается и воспринимается положительный образ своего народа, естественный патриотизм и толерантные установки к другим народам;

Этноцентричная идентичность. Такая идентичность предполагает некоторую замкнутость и, возможно, неагрессивный этноизоляционизм; Этнодоминирующая идентичность, при которой этничность становится только первостепенной идентичностью среди других видов идентичности;

Этнический фанатизм, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма;

Амбивалентная идентичность, при которой встречается и невыраженная, как бы сдвоенная или переходная идентичность когда, например, дети из смешанных семей в одной ситуации чувствуют себя представителями одного народа в другой другого;

Этническая индифферентность, то есть люди практически равнодушны к проблемам этничности и межэтнических отношений;

Этноущемленная идентичность, при которой осознается низкий статус своей этнической группы, ее как бы неравноценность другим и принимается тактика избегания демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицания всякой этничности;

Этнонигилизм в форме космополитизма, когда в индивидуальном сознании и поведении декларируется отказ от этнической идентичности, иногда даже квалифицируемой как вредной.

Индустриальный город как фактор этнокультурной маргинальности

Известно, что формирование маргинальных групп в структуре бурятского общества происходило в процессе перехода из традиционного социума в инокультурный городской. В данной главе мы раскрываем фактор урбанизации в контексте исследуемой проблемы. Кроме того, в условиях полиэтничного города личность должна овладеть культурными нормами и моделями социальных взаимоотношений, заложенных в двух системах. Это положение затрагивает вопросы этнической ассимиляции и этнокультурной интеграции.

В советский период нашей истории, особенно во второй половине 20 в. процесс маргинализации стал носить массовый характер в связи с урбанизацией образа жизни. Индустриализация и урбанизация явились теми социальными преобразованиями, в результате которых происходили процессы замены традиционной культуры на современную. В результате массового переселения в города нерусские народы региона оказались на рубеже двух культур или в маргинальном состоянии.

Основной задачей молодого советского государства в области национальной политики руководства явилось приобщение коренных народов к передовым видам интеллектуального и индустриального труда. В период с 1923 по 1937 гг. были достигнуты значительные успехи в создании промышленной базы на территории этнической Бурятии. Поскольку индустриализация на территории республики была проведена в относительно сжатые сроки, она привела к глубокой трансформации традиционной этнической культуры. Как следствие усилился процесс маргинализации, обусловленный вовлечением бурят в новые виды практик.

Урбанизацию коренных народов Прибайкалья в советское время условно можно разделить на два этапа: первый, начавшийся с установления Советской власти и продолжавшийся до 60-х годов; и второй - период интенсивного промышленного освоения, включающий и настоящее время.

На начальных этапах уделялось огромное внимание этническому фактору. Структура населения формировалась с учетом исторически сложившихся типов поселения, особенно в бывших национальных окраинах. Благодаря ленинской национальной политике ранее угнетенным народам были предоставлены широкие возможности ускоренного накопления интеллектуального и социального потенциала. Быстрыми темпами шло формирование национального рабочего класса и интеллигенции, а также социально-профессиональной однотипности, присущей городскому образу жизни.

Перепись населения 1926 г. зафиксировала в городских поселках Сибири более 50 наций и народностей.

Анализ данных таблицы показывает, что в период социалистической реконструкции народного хозяйства городское население Сибири увеличивало свою численность практически за счет всех наций и народностей.

Однако темпы роста горожан различных национальностей были неодинаковы. Если среднегодовые темпы роста хакасов в городах Сибири за 1926-1939гг. составляли 23,3%, ,алтайцев - 25,0%, бурят- 58,8%, то русских -18,6%, белоруссов - 16,7%, украинцев - 29,6%. Как видим, наиболее высокие темпы были характерны для бурят из всех коренных жителей Сибири.

Для темы нашего исследования приведенные данные имеют важное значение, так как выше было отмечено, что миграция в индустриальный город обусловливает этнокультурную маргинализацию новых горожан. Коренное население было поставлено перед необходимостью приспособиться к новому социально-культурному окружению, к иной хозяйственной деятельности, преодолеть в короткое время исторически длительный путь развития в процессе взаимодействия с доминирующим, более многочисленным этносом.

Вокруг кадровых рабочих сплачивались выходцы из крестьянской среды. В чрезвычайно короткий срок, закрепляясь на производстве, они усваивали новые нормы социального поведения, образуя таким образом, группу горожан в первом поколении. Но еще более мощная прослойка горожан-бурят образовалась в результате "коренизации" государственного аппарата и приобщения бурят к интеллектуальному труду. Так, если в 1923 г. в Бурятии инженеров коренной национальности насчитывались единицы, то в 1940 г. их уже было 2064 человека.(77)

Похожие диссертации на Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации : На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа