Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Азиуллина Татьяна Раифовна

Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны)
<
Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азиуллина Татьяна Раифовна. Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Казань, 2004 216 c. РГБ ОД, 61:05-22/167

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Формирование нравственных ценностей молодежи как проблема социологической науки 14

Раздел 2. Место и роль культурного потенциала города в системе факторов формирования нравственных ценностей молодежи 55

Раздел 3 Механизм влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи 84

Раздел 4. Основные направления совершенствования влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи 131

Заключение 174

Список использованных работ 179

Приложение 197

Введение к работе

Период радикальных преобразований, переживаемый российским обществом, характеризуется интенсивными изменениями в социально-экономической и социокультурной сферах.

Ломка привычного образа жизни, разрушение государственной системы воспитания молодежи, исчезновение тотальных общественных организаций, занимавшихся нравственным воспитанием (пионерская организация, комсомол) вызвали большие проблемы в социокультурной жизни страны, связанные с обесцениванием традиционных нравственных ориентиров, массовым бескультурьем молодежи, распространением «массовой» культуры, и, как следствие этого, ожесточенность, рост преступности и насилия.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что духовное обнищание населения и, прежде всего молодежи, происходит при наличии в стране неисчерпаемого культурного потенциала, накопленного предшествующими поколениями.

Чтобы спасти свое будущее общество должно спасти молодежь от безнравственности, воспитывая этическую и моральную устойчивость средствами культуры через согласованное влияние всех социальных институтов. Мера культурности общества может быть определена только при оценке культуры индивида как носителя культурного потенциала, живущего в этом обществе и составляющего нравственный ресурс социума, города, страны в целом.

Отсюда вытекает актуальность данного исследования, исследования рассматривающего проблему нравственного воспитания молодежи в условиях современного города.

Степень разработанности проблемы.

Освещение вопросов нравственного воспитания молодежи мы находим в трудах древних ученых (Аристотель, Конфуций, Платон, Плутарх, Сенека, Сократ, Цицерон и др.)1 Общим в их взглядах на воспитание является признание насилия, физических наказаний воспитуемых и наличие абсолютного авторитета наставника.

В дальнейшем, опираясь на идеи древних, ученые развили идеи нравственного воспитания на принципах гуманизма, обосновав необходимость связи обучения с воспитанием, особо выделяя значимость передачи нравственного опыта от старших поколений молодым. Из российских педагогов наиболее заметный вклад в теорию нравственного воспитания внесли П. П. Блонский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский, и др.2 среди татарских просветителей—Закир Хади, Т. Г. Яхин, Риза Фахретдинов и др.3

Воспитание нравственности возможностями культуры, через эстетическое образование обосновали в своих трудах В. С.Библер, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Б. Д. Неменский, Н. Г. Чернышевский,

К. Д. Ушинский и др. Они считали, что овладение культурным наследием прошлого способствует развитию творческих способностей, учит сопереживанию, эмоциональному восприятию окружающей действительности, формирует потребность строить жизнь по законам красоты. Татарстанские ученые, Л. А. Волович, К. Т. Гизатов, Т. Г. Исламшина, Г. И. Макарова, В. К. Падерин, Л. И. Харисова2 в своих работах показали связь между состоянием культуры, культурным потенциалом социума и его нравственным здоровьем, возрастание роли культуры в постиндустриальном обществе. В настоящее время вопросы нравственного воспитания и зарубежными, и российскими учеными рассматриваются в русле процесса социализации.

Зарубежные социологи и социальные психологи (А.Бандура,

А. Маслоу, Дж. Мид, А. Оллпорт, Г. Роджерс, В. Уолтере и др.) рассматривают личность как продукт социального взаимодействия людей с их разными социальными ролями и статусами.

Нравственное воспитание в процессе социализации обосновали советские и российские ученые . Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева,

И. В. Бестужев-Лада, С. П. Иваненков, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, В. Я. Ядов и др.1

Из татарстанских ученых проблему формирования

нравственности в процессе социализации исследовали Р. Ф. Минкина, Ю. Р. Хайруллина, А. Н. Хузиахметов, А. 3. Хурамшина.2

При всем многообразии имеющихся работ, посвященных нравственному воспитанию молодежи, есть необходимость переосмысления ранее наработанного в связи с происходящими общественными изменениями. Остается актуальным изучение

механизмов формирования нравственных ценностей в условиях быстрых социокультурных изменений.

Нам не встретилось исследований, посвященных особенностям формирования нравственных ценностей молодежи над влиянием элементов культурного потенциала города в условиях модернизации общества.

Недостаточно работ, рассматривающих влияние культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи при условии взаимодействия, взаимозависимости всех институтов общества: семьи, школы, науки, СМИ, религии, армии и т. д.

Все это в совокупности делает актуальным настоящее исследование, определяет его цели и задачи.

Цель исследования—выявить комплекс основных

социальных факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи на основе реализации культурного потенциала и определить пути оптимизации работы общества в этой области.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

—с позиций социологического подхода уточнить понятия

«нравственность», «нравственные ценности»; «культурный потенциал»; —показать место культурного потенциала современного города в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи;

—раскрыть социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей современной городской

молодежи;

—наметить основные направления оптимизации влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей современной молодежи.

Объектом исследования являются нравственные ценности молодежи в условиях современного города.

Предметом—культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования послужили

следующие социально-философские и социологические теории, концепции, подходы:

—системный метод и комплексный подход как направления

методологии научного познания социальных процессов

(Г.М. Андреева, С. А. Беличева, Л.С. Выготский, В. В. Иванов, И. С. Кон, А. П. Косарев, М. А. Крашенинников, Н. М. Мухарямов, Э. А. Тайсина, Ю. Р. Хайруллина, Э.Г Юдин, В.А. Ядов);

—деятельностный подход к формированию нравственных

ценностей (Р.З. Алтынбаев, Е. А. Ануфриев, В. Г. Афанасьев, Л. Г. Буева, А. 3. Гильманов, А. И. Леонтьев, В. С. Швырев и др);

—концепция социальной стратификации, позволяющая охарактеризовать те процессы в современном российском обществе, в условиях которых происходит формирование нравственных

ценностей молодежи (М. Вебер, Г. И. Заславская, В. И. Ильин, Т.Парсонс, Р.В. Рывкина,

П. А. Сорокин и др.);

—социологическая концепция культурного детерминизма, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества (М. Вебер, Т. Парсонс, М. Мид);

—функциональная теория культуры, доказывающая, что одной из главных задач культуры являются закрепление, развитие и передача потомкам духовных потребностей (Б. К. Малиновский, А. Р. Родклиф-Браун).

Информационную базу исследования составили данные вторичного анализа социологических исследований по Российской Федерации и Республике Татарстан; данные статических отчетов Управления образования, культуры, по делам молодежи администрации города Набережные Челны, а также результаты социологических исследований, проведенных автором диссертационной работы в школах, в Училище Искусств, педагогическом институте, на промышленном предприятии города Набережные Челны в период с 2002 по 2004 годы. Выборочная совокупность отражает социально-демографические характеристики молодой части населения города

Набережные Челны. Из 250 тысяч молодых людей, составляющих генеральную совокупность, 25 тысяч—студенты (10%), 83 тысячи— учащиеся (33%), 60 тысяч—работающие в возрасте до 30 лет (24%), 80 тысяч—неработающие молодые люди (32%)—поэтому в выборочной совокупности 1423 человека 10% (142 человека) составили студенты, 33% (470 человек)—учащиеся школ, 24% (342 человека)— работающие, 32% (456 человека)—неработающие. В роли экспертов выступили 11 преподавателей школ и 69 родителей учащихся— старшеклассников. Предельная ошибка репрезентативности составила 5%. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: —уточнены и конкретизированы понятия «нравственность», «нравственны ценности», «культурный потенциал»; —на основе эмпирического материала определены место и роль культурного потенциала в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи; —обосновано, что степень влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи, определяемая характером его связей с отдельным индивидом, степенью проникновения в его внутренний мир; —раскрыты социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование и развитие нравственных ценностей современной молодежи в условиях молодого города, звеньями которого являются имитация, идентификация, социализация и инкультурация; оптимизация влияния культурного потенциала общества на формирование нравственных ценностей молодежи в условиях молодого города: регуляция, корректировка влияния социальных институтов в масштабах города; модернизация системы образования и воспитания в образовательных учреждениях; совершенствование деятельности социальных педагогов и работы СМИ; обогащение культурного потенциала семьи; государственная поддержка учреждений культуры; разработка государственной воспитательной программы, расчитанной на дальнюю перспективу.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Для эффективного функционирования социальных институтов как факторов формирования нравственных ценностей молодежи требуется соблюдение таких условий, как четкое определение целей, функций деятельности каждого института; скоординированность действий всех институтов; оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.

Выполнение названных условий возможно при преодолении кризиса во всем обществе, при достижении в нем экономической и общественно-политической стабильности, что позволит обеспечить четкую нормативно-правовую базу выполнения долговременных и целевых молодежных программ, их финансовое обеспечение и координацию в соответствии с общенациональной доктриной. Руководство должно осуществляться на самом высоком—президентском уровне и в масштабах всей страны. В масштабах же города или конкретного социального окружения деятельность по нравственному воспитанию молодежи возможно корректировать, улучшать, без ожидания коренных изменений в социальных качествах

народонаселения.

2. В условиях современного города формируется молодое поколение—особая социальная общность, характеризующаяся не только специфическим статусом, но и субъективными характеристиками. Для современной молодежи, с одной стороны, характерны индивидуализм, рационализация мышления, меркантильность, размытость сформированных нравственных ценностей, детерминированных необходимостью адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. С другой стороны, формируется. слой юношества, имеющий свою ценностную систему, свои цели: стремление к совместной деятельности для большей адаптивности; толерантность к иным вероисповеданиям и видам деятельности; открытость, высокая информированность, широта интересов, приверженность к общечеловеческим ценностям.

3. Основной особенностью процесса нравственного становления современной городской молодежи является потребность индивидов в общественном признании, получении доступа к высшему образованию, частых развлечениях; возможность хорошо зарабатывать.

4. Влияние элементов культурного потенциала города на формирование системы нравственных ценностей неодинаково: первенство принадлежит малым группам (семья, круг друзей). Постоянно возрастающее влияние СМИ как детерминанты инкультурации ставит их по силе воздействия на уровень малых групп. Недостаточно влияние таких компонентов культурного потенциала, как образовательные учреждения, религия, учреждения культуры.

5. В условиях большого города, в силу специфики его устройства, особенно сильное влияние на формирование нравственных ценностей молодежи как внешние факторы оказывают институциональные механизмы в силу того, что в городе есть возможности широкого выбора учреждений образования, досуга и культуры.

6. . В сегодняшнем российском поляризованном обществе, характеризующемся материальным и социальным расслоением, противоречивость ценностных детерминант усложняет процесс

воспитания молодежи, затрудняет культурное воспроизводство, под которым понимается передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению.

7. Социальные механизмы влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи обусловлены не только городскими возможностями, но и особенностями людей молодого возраста, принадлежащих к различным стратам, с вытекающим отсюда неравенством в доходах, степени власти, образовании. Функционально-динамическим звеном механизма формирования нравственных ценностей выступает, с одной стороны, социальная активность молодежи, ее деятельность и поведение, а с другой—социально-психологические воздействия среды, ее культурный потенциал.

8. Осмыслению сложившейся ситуации в сфере воспитания и формирования нравственных ценностей молодежи способствовало возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности как нового социального института. Социально-педагогическая деятельность должна строиться на принципах природосообразности, культуросообразности и гуманизма.

Научно-практическая значимость работы состоит в приращении знаний в области теории культурного потенциала и формирования нравственных ценностей молодежи современного города.

Предложенная аналитика может быть использована при разработке оперативных и долгосрочных программ нравственного воспитания городской молодежи, в деятельности муниципальных органов.

Результаты исследований могут служить основой для социальной диагностики уровня нравственности молодых людей, их приоритетов и потребностей; в преподавании спецкурсов по социологии молодежи, культурологии, социологии образования и воспитания.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на ряде научно-практических конференций всероссийского, регионального, городского уровней (г. г. Казань, Набережные Челны, 2003-2004 г. г.), отражены в 5-ти публикациях: Роль нравственного воспитания в физической культуре и спорте. // Теоретические и практические аспекты физического воспитания. Материалы итоговой научно-практической конференции молодых ученых и студентов Камского государственного института физической культуры. Набережные Челны, 2004.—С. 50-52; Роль культурного потенциала учителя в формировании нравственных ценностей молодежи. // Наука и школа. Набережные Челны, 2004., №10.—С 8-10; Нравственное воспитание молодежи средствами искусства, ценностями художественной культуры // Наука и школа. Набережные Челны, 2004, № 12; Азиуллина Т. Р. О роли культурного потенциала семьи в нравственном становлении молодежи, г. Набережные Челны, ИНПО, 2004.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений и насчитывает 216 страниц печатного текста.

Формирование нравственных ценностей молодежи как проблема социологической науки

Сегодняшняя ситуация в России, характеризующаяся большими социальными изменениями, интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, обостряет проблему формирования нравственных качеств личности вообще и молодого поколения, в частности. Особенно важной видится задача нравственного воспитания подростков, ибо важнейшим условием выживания общества и его развития являются нравственные ориентиры, которых будут придерживаться молодые люди и то, какие ожидания можно связывать с их поведением. От позиции молодого поколения во многом зависит судьба и благополучие России, а, значит, каждого ее жителя. Важность нравственного образования и воспитания молодежи на основе имеющегося в обществе культурно-нравственного потенциала отмечал К. Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными и духовными резервами молодежи, поскольку не намерено разрушать существующие традиции. В противоположность статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной и политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью».

Настоящая социальная ситуация российского общества оценивается учеными как кризисная. Она сопровождается усилением социальной напряженности, потерей многими людьми ценностных ориентиров, наступлением состояния аномии, при котором «старые ценности уже во многом не работают, а новые еще не заработали в полную силу, так как находятся в состоянии формирования, или утверждения».1 В такой ситуации особую важность приобретают социологические исследования нравственного состояния молодой части общества, раскрытие сегодняшних и будущих реакций граждан на происходящие изменения.

Поскольку социология— это наука об обществе и всех процессах, происходящих в нем, то и важная проблема формирования нравственных ценностей молодежи—это проблема социологическая. Социология—это наука, изучающая общество в целом. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знания обо всех (генеральную совокупность), то есть он обобщает, выстраивает типологии. Социолог на основе анализа может делать вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, мотивах поведения, и образе жизни. Социология изучает людей как представителей больших социальных групп, то есть носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Словом, предметом социологии является не внутренний мир индивида, как у психологии; не мировоззрение человека, как у философии; не процесс и методы воспитания, как в педагогике. Исследуя «социальное», социолог выходит на особый уровень абстракции. В широте охвата жизненных явлений состоит главное преимущество социологического подхода к изучению формирования нравственных ценностей молодежи.

Место и роль культурного потенциала города в системе факторов формирования нравственных ценностей молодежи

Нравственное становление человека происходит под влиянием множества обстоятельств, оказывающих на него влияние. Эти обстоятельства и есть факторы формирования нравственных ценностей. Фактор—от латинского factor—делающий, производящий. Трактуется как «движущая сила, причина какого-либо процесса, явления».1 Формирование нравственных ценностей молодежи происходит в процессе взаимодействия индивида или социальной группы с целой системой факторов, в роли которых выступают люди, учреждения, социальные институты, общности—все те, кто осуществляет обучение культурным (нравственным) нормам, способствует усвоению ценностей. Поскольку в роли факторов формирования нравственных ценностей выступают различные элементы социальной среды, то их роль и функции в этом процессе не одинаковы. Эти элементы (семья, друзья, образование, искусство, политика, религия, СМИ, государство, этнос), взаимодействуя между собой, не только дополняют и усиливают воздействие друг друга, но и противоречат одно другому в случае, если их действия рассогласованны. Поэтому необходим анализ места, роли каждого элемента (агента, фактора) для координации, согласования и корректировки их воздействия на процесс формирования нравственных ценностей, то есть формирования целостной системы, которая может пополняться новыми звеньями, связями сообразно с изменениями, происходящими в обществе, когда в нем происходит изменение общественных потребностей, изменяются социальные институты. В соответствии с задачами данного исследования мы рассмотрим место, роль и характер влияния основных факторов (агентов) социальной среды (семьи, социума, СМИ, религии, формальных и неформальных молодежных объединений и т. д.) на формирование нравственных ценностей молодежи, которые являются ретрансляторами культурного потенциала города. Используя системный и деятельностный подходы к изучению формирования нравственных ценностей, можно проследить не только процесс, но и измерить его результаты. Прежде всего, с этой целью определимся с толкованием понятий «потенциал», «культура», «культурный потенциал». Термин «потенциал» происходит от латинского potencia—«сила», и в общем виде трактуется как «совокупность средств, возможностей в какой-либо области...»1. Толкование потенциала с позиций деятельностного подхода, концептуализированного в работах Е. А. Ануфриева, В. Г. Афанасьева, Г. В. Дыльнова, Э. В. Ильенкова, А. М. Коршунова, М. А. Нугаева, Р. М. Нугаева, В. С. Тюхтина, Н. С. Фатхуллина, В. С. Швырева и других, звучит немного иначе и отражает как наличный, так и перспективный результат, «...как понятие о находящихся в резерве источниках энергии, возможностях того или иного объекта при благоприятных условиях выйти на более высокий результат». Исследование социального потенциала—это определение сегодняшних и будущих возможностей общества. В зависимости от среды общественного бытия социальный потенциал делится на элементы: трудовой потенциал, социально-политический, культурный потенциал и т. д.

См.: Словарь иностранных слов./ Под ред. Спиркина А. Г. и др. М, 1985—С. 395. В данном исследовании нас будет интересовать культурный потенциал города, который состоит из системы религиозных, морально-нравственных, художественно-эстетических ценностей. Духовно-материальное выражение этих ценностей—в произведениях искусства, религиозных, этических трактатах и т. д., а духовное—в сознании людей. К культурному потенциалу относятся так же организации, институты, люди, деятельность которых связана с распространением этих ценностей, с морально-нравственным, религиозным, эстетическим воспитанием.

В разных отраслях человеческих знаний термин «культура» имеет свое толкование. С исторической точки зрения «Культура»—от латинского—culture—совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.»1

Механизм влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи

Личность по своей сущности социальна. Источники развития всех ее психических свойств, ее потребностей, образа жизни находятся в окружающей социальной среде, в обществе. К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений».1 Особенности поведения индивида определяются характером общественных отношений, в которые включен человек как представитель определенной социальной группы, определенного социального слоя (страты), а процесс развития личности есть процесс усвоения человеком социального опыта в общении с другими людьми. В результате этого общения формируются моральные, нравственные качества человека, усваиваются культурные ценности, складывается определенный образ жизни.

Человек—активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияния среды, поэтому воздействие внешней среды, социума идет не прямо, а через процесс активного взаимодействия индивида со средой, через его деятельность в этой среде.

У каждого, отдельно взятого человека процесс взаимодействия протекает по-разному при одних и тех же внешних условиях, в одной и той же социальной среде.

Поэтому наряду с социальными детерминантами формирования нравственности необходимо рассмотреть механизмы и способы активного взаимодействия личности со средой, посредством которых индивид включается в систему общественных отношений, усваивает социальные нормы и ценности.

«Механизм—это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности», а так же «последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление.»1 «Механизм—устройство для передачи и преобразования движений, представляющие собой систему звеньев, в которой движение одного или нескольких тел ...вызывает вполне определенные движения остальных тел системы...»2

Мы будем понимать под механизмом систему элементов (факторов), действие которых взаимосвязано так, что влияние одного или нескольких факторов вызывает вполне определенные движения других элементов системы. Неспособность же какого-либо элемента к передаче действий другим элементам ведет к сбою функционирования всей системы, которое возможно лишь при условии согласованности и взаимодействия всех элементов системы.

В нашем исследовании роль элементов (факторов) культурного потенциала, влияющего на формирование нравственных ценностей, играют такие социальные институты как семья, школа, тусовочная среда и такие духовные детерминанты, как система образования, наука, искусство, политика, религия. Социальные механизмы влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи обусловлены не только городскими возможностями, но и особенностями людей молодого возраста, принадлежащих к различным стратам, с вытекающим отсюда неравенством в доходах, степени власти, образовании.

Похожие диссертации на Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи (На материалах города Набережные Челны)