Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Престиж личности в условиях трансформации российского общества Степанов Олег Васильевич

Престиж личности в условиях трансформации российского общества
<
Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества Престиж личности в условиях трансформации российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанов Олег Васильевич. Престиж личности в условиях трансформации российского общества : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 : Ростов н/Д, 2004 267 c. РГБ ОД, 71:05-22/11

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ЛИЧНОСТИ 21

1.1. Концептуальные основы изучения престижа личности 21

1.2. Природа и функциональное значение престижа 44

1.3. Атрибутивные характеристики престижа личности 76

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕСТИЖНЫХ ОЦЕНОК В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 98

2.1. Социальная сущность и основные направления трансформации престижа личности 98

2.2. Процесс формирования престижных оценок 121

2.3. Виртуализация престижных оценок 148

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТИЖА ЛИЧНОСТИ 166

3.1. Модель социального прогнозирования динамики престижа личности 166

3.2. Социодиагностика престижа личности 186

3.3. Анализ и интерпретация

результатов исследования 197

Заключение 218

Литература 225

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XXI век меняет не только жизненные реалии, но и ход научной мысли. Возможно, новые глобальные тенденции (резкий диссонанс ценностей, рост девиаций в морально-нравственных отношениях, интенсивная социальная динамика, изменившиеся политические позиции) - это метки изменяющегося социального интеллекта. Одна из самых загадочных и малоизученных меток - трансформация престижа личности.

Проблема престижа личности является сегодня актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане, прежде всего, потому, что престижные оценки лежат в основе всех человеческих отношений.

В период системного кризиса, охватившего все стороны жизни человека и общества, в условиях неопределенности и неравновесности возрастает роль личностного фактора, индивидуальной воли, которая, при условии престижности личности, позволяет влиять на жизнедеятельность и судьбы многих людей. Мобилизовать престижную личность в условиях социокультурных трансформаций для решения социально значимых проблем, использовать потенциал такой личности на благо общества - одна из важнейших задач Российского государства по выходу из кризиса. При этом знание механизма функционирования оценок престижа является необходимым условием целенаправленного формирования престижа личности, соответствующего новым российским реалиям.

В условиях происходящей трансформации социальных институтов, интенсивной социальной динамики, циркуляции элит, в условиях напряженности, нестабильности общества стремление к престижу не является движением от "Я"-реального к "Я"-идеальному, желанием самореализоваться. Стремление к престижу становится показателем желания обладать социально-экономическими благами, иметь возможность влияния, хотя бы иллюзорного (через приобретение символов престижа), приобщиться к субъективно же-

лаемому положению. В идеале достижение престижа связано с определенными волевыми усилиями, с созидательно-преобразующей деятельностью, одной из детерминант которой является высокий уровень субъектности (осознание, рефлексия субъектом своих потребностей, интересов, влечений, реального потенциала). Однако при существующих социетальных отношениях имеют место нерефлексируемые социальные поведение и деятельность. Престижные оценки личности воспроизводятся из поколения в поколение и автоматизируются. Поэтому престиж не способствует движению к идеальному, а провоцирует сегодня отчужденную организацию духовной жизни, организует ее заданным образом, превращает в независимую, довлеющую над человеком, враждебную ему силу.

В связи с неоднозначностью трактовки природы престижа в общественных науках, неопределенностью его качественных характеристик и в связи с динамикой престижных оценок в последнее время возросла необходимость переосмысления сущности данного феномена. Все ярче проявляющиеся тенденции глобализации приводят к тому, что стратификационная сущность престижа проявляется не только на мезо- и макроуровнях, но и на микроуровне. Престиж, пытаясь иерархизировать геополитические, экономические, транскультурные позиции, ставит под сомнение концепцию "равновесия систем". Муссируется идея "подтягивания мировой периферии" к "мировым державам", чей способ жизнедеятельности становится престижным. На индивидуальном уровне престиж ранжирует людей, определяет степень их значимости и, соответственно, косвенно опровергает теорию эгалитаризма. Не оценивая данное явление как положительное или отрицательное, отметим амбивалентность проявления престижа как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. С одной стороны, идет унификация оценок престижа (признаки этого - крах прежней системы ценностей, распространение единых символов престижа, унификация моды и т.д.). С другой стороны, престиж почкуется, связывая в себе разнообразные мифы. Показатель этого -возникновение девиаций в общем процессе социализации, различие в стрем-

6 лениях, интересах людей, дифференциация оценок престижа на уровне субкультур.

Трансформация иерархии значимых ценностей, их дифференциация и локализация провоцирует рост девиаций престижа личности. Прогнозирование подобных девиаций, тенденций их развития позволяет проследить изменения престижных оценок личности и возможности ее влияния на отдельные электоральные группы. Вследствие этого становится возможным профилактика и предупреждение асоциального поведения.

Изучение престижа важно в контексте экзистенциальных проблем личности. Престиж мифологичен, иллюзорен и представляет собой некий "фик-ционный финализм" (термин А. Адлера), ибо стремление к нему есть фикция. Эмпирически невозможно объективно проверить его результат, прогнозировать степень удовлетворенности человека по мере приближения к престижу. Всегда существуют объекты более престижные, чем те, которые были целью жизни. Тем не менее стремление к престижу наполняет смыслом жизнь как отдельных личностей, так и общностей в целом.

Актуальность темы определяется также тем, что дискуссионной к настоящему моменту является и проблема самой личности. Автор исследования убежден в том, что стремление к престижу воспитывается и развивается в процессе социализации и является показателем желания человека реализовать свой потенциал, неотъемлемую составляющую структуры личности. От рождения стремление к престижу присутствует у всех в виде теоретической возможности, а не реальной данности, и каждый человек может осуществить эту возможность своим собственным путем. Изучение престижа личности поможет наполнить новым содержанием понятие личности, показать новые пути ее самореализации.

Исследование проблемы престижа личности требует изучения реальной социокультурной ситуации, ценностей российского общества, стереотипов общественного мнения, а также пересмотра традиционных методов социологических исследований престижа. Проблема престижа личности явля-

ется той актуальной социологической, психологической и философской проблемой, которая нуждается во всестороннем и глубоком научном исследовании.

Степень разработанности темы исследования нельзя оценить однозначно не только по причине отсутствия фундаментальных исследований престижа, но и по причине сложности понимания его носителя - личности. Изучение престижа личности потребовало анализа работ как в области социологии, философии, политологии, так и в области психологии.

Впервые престиж стал объектом научного исследования ученых-социологов с точки зрения его стратификационной сущности (Б. Барбер, М. Вебер, К. Дэвис, Р. Мертон, У. Мур, Т. Парсонс, А.Р. Редклиф-Браун, В.М. Быченков, С.И.Замогильный, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан и др.). Они рассматривают престиж как меру социального статуса и основание деления общества на страты. Изучение престижа в данном контексте проводилось не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Попытки эмпирически измерить показатели ранга положения и престижа предпринимались такими учеными, как Т. Гейгер, Р. Кеннинг, К. Саваласто-га, А. Сарапата, У.Л. Уорнер, А. Холлингсхеад, Р.К. Хатт. Исследования предпосылок существования, принципов функционирования феномена "престижного потребления" во всех его формах проявления принадлежат Т. Веб-лену, Г. Зиммелю, В. Зомбарту, Р. Кенигу, Р. Миллсу, В. Паккарду, Г. Тарду. Сегодня все чаще говорят о глобализации престижных оценок и унификации механизма престижирования (Э. Гидденс М. Кастельс, Р. Харрис). Тем не менее до настоящего времени наиболее детальное и обоснованное изучение престижа по-прежнему принадлежит лишь М. Веберу и П. Сорокину.

В отечественной социологии глубокого фундаментального теоретико-методологического анализа принципов и механизма функционирования престижа не предпринималось. Первые наиболее удачные попытки таких исследований принадлежат новосибирским ученым под руководством В.Н. Шуб-кина (60-е гг.), которые ввели в научный оборот понятие "престиж профес-

сии", что и предопределило дальнейший ход научной мысли в отечественной социологии. Предметом изучения стала иерархия престижа и привлекательность различных сфер деятельности, без должного учета личностного фактора (С.А. Войтович, И.М. Попова, М.Х. Титма В.Ф. Черноволенко и др.).

Так, ученые Украины исследовали специфические черты общественного сознания - детерминанты престижного отношения к действительности и профессиональной ориентации молодежи.1 Прибалтийские ученые изучали иерархию престижных профессий, пытаясь установить зависимость шкалы престижа от социально-демографических и поселенческих факторов.

В начале 80-х гг. XX в. стали закладываться основы исследования различий социально значимого поведения индивидов, их стремления к престижу в зависимости от качественных характеристик их деятельности: привлекательности, социально-экономических условий выполнения, возможностей для творческого роста, повышения квалификации, морального и материаль-ного вознаграждения. Это были первые попытки учесть особенности личности (ценности, мотивы, образование и др.) при рассмотрении престижа. Однако они не получили дальнейшей поддержки, и в начале XXI в., когда все настойчивей заговорили о возрастающей роли личностного фактора, мы вновь сталкиваемся с изучением престижа профессий. Особенно наглядно это проявляется в системе государственной службы (В.Э. Бойков, В.В. Дьякова, Г.П. Зинченко, Н.В. Романовский, П. Шепель, СО. Шихлинский и др.)

Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979; Попова И.М., Моин В.Б. Престиж и привлекательность профессий // Соц. исследования. 1979. № 4. С.83-90; Войтович С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий. Киев, 1989.

2 Титма М.Х., Тальюнайте М.Й. Престиж профессий (Социологический анализ). Вильнюс, 1984;
Перна К.А., Титма М.Х. Престиж и привлекательность профессий // Высшая школа и социально-
профессиональная ориентация учащейся молодежи. Тарту, 1975. С. 156-206.

3 Ядов В.А. Отношение к труду: Концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические
исследования. 1983. №3. С.60-62; Здравомыслов А.Г. Нравственная ценность труда при социализме. М.,
1981; Кисель А.А. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду // Социологические исследования.
1984. №1. С.47-55; Шкаратан О.И., Филиппова О.В., Демидова Л.Г. Социальный слой и профессия // Социо
логические исследования. 1980. №3. С.25-34.

Специфично рассмотрение престижа в отдельных отраслях научного знания. Так, в социологии, помимо уже указанной стратификационной сущности престижа, подчеркивается его аксиологический аспект (А.Н. Варда-мацкий, С.А. Войтович, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.А. Кисель, М.К. Мамардашвили, И.М Попова, А.К. Уледов). На основе сложившейся общепринятой системы ценностей престиж ранжирует людей, группы, профессии и т.д. в соответствии с их значимостью и актуальностью для общества. Однако представители аксиологического подхода упускают из виду индивидуальную систему ценностей, существенным образом влияющую на оценки престижа. Более того, в условиях ломки общественной ценностной системы усиливается значение индивидуальных ценностей, индивидуальных оценок престижа. Возникает ситуация, когда критерии престижа, ранее считавшиеся девиантными, становятся эталонами. Поэтому на современном этапе развития отечественной социологии важно изучать именно престиж личности, а не престиж профессии.

В политологии престиж является объектом внимания в контексте проблемы существования элит (Г.К. Ашин, П. Бурдье, В.М. Быченков, О. Крыш-тановская, Д. Крэстева, Е.В. Охотский), власти (М.В. Ильин,Э. Канетти), политического лидерства (Ж. Блондель, Фред И. Гринстайн, Дж. Кенджеми, Г. Лебон, Г.А. Авцинова, Г.К. Ашин, Г.Г. Дилигенский, Л.Я. Гозман, Е. Егорова, Е.Б. Шестопал). При этом ученые-политологи подчеркивают компенсаторную функцию престижа, позволяющую в социально приемлемых формах чрезмерное стремление к власти, контролю над собой и людьми (А. Джордж, Г. Лассуэл).

Компенсаторная сторона престижа подчеркивается и в психологии. Так, в психоаналитической концепции 3. Фрейда источник стремления к престижу находится в глубинах психики человека и связан, как правило, с наличием глубоких комплексов неполноценности. Престиж личности в контексте стремления к власти рассматривается в психоанализе власти (С.Московичи, Э. Эриксон, К. Юнг, Д. Ранкур-Лаферриер, Н.С. Автономова). В то же время

А. Адлер говорит, что стремление к престижу и превосходству является врожденным, изначально присущим всем людям. Но степень выраженности этого стремления зависит от среды развития личности. Стремление к престижу способствует развитию личности, хотя и иллюзорно.

Авторы гуманистического направления в психологии личности (А. Маслоу, К. Роджерс) рассматривают престиж как основу уважения и самоуважения человека, без которых вряд ли можно стать престижной личностью. Гуманисты трактуют обладание престижем как возможность для дальнейшей реализации личностного потенциала, для самоактуализации. Однако, как показывают наши исследования, на современном этапе развития российского общества престиж более связан с материальными, нежели с духовными аспектами жизнедеятельности.

Интересен мотивационный подход к изучению престижа (Д. Маккле-ланд, Дж. Аткинсон, Д. Роттер, X. Хекхаузен и др.). С этой точки зрения стремление к престижу является показателем выраженности мотивации достижения. Доминирование мотива достижения над мотивом стремления избежать неудачи позволяет прогнозировать заинтересованность личности в престиже.

Подходы к изучению престижа личности далеко неоднозначны, порой противоречивы и не обоснованы. Такие различия можно объяснить разными целями исследования, которые обусловливают позицию и направление мысли исследователя. Анализ таких направлений показывает, что исследования престижа не систематизированы, не имеют единой научно-методической базы, несмотря на то, что престиж способствует закреплению и воспроизводству особо важных для общества социальных отношений и играет значительную роль в саморазвитии личности. Мало исследованы источники возникновения, механизм функционирования, динамика престижных оценок. Недостаточный учет личностного фактора, боязнь "психологизма" привели к тому, что оказались не исследованы девиации престижа, специфика престижа

11 представителей отдельных субкультур, духовные аспекты престижа личности.

В настоящей диссертации престиж рассматривается как целостное многоуровневое социально-психологическое явление, подчиненное законам развития личности и общества. Престиж личности формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных традициями, культурой, менталитетом народа, фиксируется в стереотипах и социальных установках и регулирует поведение личности.

Престиж проявляется в конкретно-исторических формах деятельности личности (социальной, политической, управленческой, научной, художественной и др.). Нас интересует социологический аспект престижа личности, т. е. взаимовлияние личности и социума, индивидуальных и общественных критериев престижа, условия формирования престижных оценок и возможность их отклонения от общепринятых норм в условиях социокультурной трансформации России.

Основной целью работы является формирование общетеоретической, отвечающей заданным методологическим принципам модели престижа личности, которая в условиях трансформации российского общества, после необходимых операций верификации, могла бы стать базовой для прикладных исследований престижа.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих теоретических и научно-практических задач:

  1. Осуществить концептуальную разработку понятия "престиж личности", изучив взаимоотношения между понятиями "престиж", "статус", "авторитет", "уважение", "аттракция".

  2. Дать социологическое осмысление престижа личности, его функционального значения с точки зрения стратификационной, аксиологической, социально-психологической сущности.

  3. На основе социокультурологического подхода выявить систему условий и факторов, влияющих на престиж личности: от наследуемого соци-

ального положения до индивидуальной мотивации, определяющей формирование и развитие престижной личности и социальных ожиданий относительно ее поведения.

  1. Раскрыть механизм формирования престижа личности, показать значение в нем социокультурных условий, общественных и индивидуальных оценок, факторов престижа.

  2. Определить основные направления девиаций престижных оценок в условиях социокультурной трансформации российского общества.

  3. Разработать теоретическую модель социального прогнозирования динамики престижа личности в современных российских условиях и верифицировать ее на эмпирическом материале.

Объектом исследования является престиж личности, рассматриваемый как целостное многоуровневое социальное явление, подчиненное законам развития личности и общества.

Предметом исследования стали факторы, структурно-динамические зависимости, критерии престижа личности и направления его трансформации в условиях социокультурных изменений российского общества.

Согласно рабочей гипотезе, в условиях социокультурной трансформации российского общества, ломки устоявшейся системы ценностей, мировоззрения людей возрастает вероятность виртуализации и девиации престижных оценок, которые становятся эталонами. С помощью системы специальных методов можно определить наличие таких девиаций и тенденции изменения престижа личности в конкретных исторических условиях.

Методологические и теоретические основы исследования.

Общий социально-экономический и духовный кризис российского общества отражается и на состоянии общественных наук, особенно на методологии социологического знания. В силу этого довольно сложно определить теоретико-методологическую базу исследования. Позиция автора формировалась под влиянием фундаментальных положений философии, социологии,

психологии, политологии, принципов диалектического и системно-структурного подходов к исследованию социальных явлений. Научные ориентиры автора складывались под влиянием известных в отечественной науке подходов:

стратификационного (Т.И. Заславская, СИ. Замогильный, В.И. Ильин, В.В. Радаев, С.Г. Саблина, Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан);1

деятельностного (Б.Г. Ананьев, Г.С. Батищев А.А. Леонтьев, В.А. Петровский, Г.В. Осипов, Ф.Р. Филиппов и др.);2

акмеологического (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.С. Огнев, А.В. Петровский и др.);3

аксиологического (А. Вардомацкий, В.О. Василенко, Гусейнов А.А., О.Г. Дробницкий, А.А. Кисель В.П. Тугаринов, Ю.А. Школенко, М.И. Юра-сов, В.А. Ядов и др.).4

Ильин В.И. Социальное неравенство. М., 2000; он же. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ (1917-1996): Опыт структуралистско-конструктивистского анализа. Сыктывкар, 1996; Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995; Заславская Т.И. Трансформация социальной структуры российского общества // В кн.: Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М., 1996; Социальная и культурная динамика. Опыт многонациональной России. М., 1998; Замогильный СИ. Динамика социальной дифференциации. Саратов, 1991; Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999; Саблина С.Г. Феномен рассогласованности статусов: теоретические основы исследования. Новосибирск, 1995.

2 Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996; Осипов Г.В. Социология как нау
ка // Социальные исследования. М., 1968. Вып. 2; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.
Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998; Рубинштейн С.Л. Человек и мир // В
кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1973; Леонтьев А.Н. Деятельность. Соз
нание. Личность. М., 1975 и др.

3 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991; она же. Типология активности личности //
Психологический журнал. 1985. Т. 4. № 5. С. 3-18; Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы ста
новления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995; Кузьмина H.B., Деркач А.А.
Акмеология сегодня и завтра. М., 1994. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность
"быть личностью"//Вопросы философии. 1982. №3.

4 Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук.
Минск, 1992; Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема // В кн.: Мораль и рациональность. М-, 1995;
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

При анализе престижа личности существенное влияние на позицию автора оказали исследования:

статуса (М.Вебер, В.Г.Нецветаев, С.Г.Саблина и др.);'

элит (Г.К. Ашин, М. Афанасьев, М. Вебер, В.И. Ильин, О.И. Крыштановская, Р. Миллс, М. де Сен Мартен, Е.В. Охотский, Н.В. Петров и др.);2

авторитета (М. Вебер, В.В. Калиничев, Т. Карлейль, Н.М. Кейзеров, В.Д. Комаров, Я. Кучер, Г. Лебон, Б. Поршнев и др.);

стереотипа и установки (С. Аш, В.М. Бехтерев, Дж. Дэвис, Ф. Знанец-кий, У. Липпман, А.С. Прангишвили, У. Томас, Д. Узнадзе, Д. Чарквиани, М. Шериф, Ж. Эллюль, В. Ядов и др.);4

мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсона и СБ. Каверин, B.C. Магун, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Г. Мюррея, Д. Макклелланда, X. Хак-каузена, П.М. Якобсон и др.).5

Вебер М. Класс, статус, партия // Социальная стратификация. М., 1992. Вып.2. С. 19-397; он же. Избранные произведения. Образ общества. М., 1994; Нецветаев В.Г. Соотношение социального статуса и идеалов в развитии личности: Автореф. дисс.... канд. филос. наук. М., 1996 и др.

2 Афанасьев М. Правящие элиты России: образ деятельности // Мировая экономика и международ
ные отношения. 1996. № 3. С. 46-56; Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999; Бурдье П. Со
циология политики. M., 1993; Вебер M. Избранные произведения. М., 1990; Ильин В., Хосуева Н. Социаль
ная мобильность региональной административной элиты в переходный период // Рубеж: Альманах социаль
ных исследований. 1997. Вып. 10/11. С. 124-138; Крыштановская О.И. Трансформация старой номенклатуры
в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1; Миллс Р. Властвующие эли
ты. M., 1959; Сен Мартен М. де. Реконверсия и трансформация элит // Socio-Logos 96. Альманах Российско-
французского центра социологических исследований ИС РАН. М., 1996. С. 94-114.

3 Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социал.-полит. журн. 1993.
№.8; Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. М., 1973; Солдатов В.Е. Авторитет должности и авторитет лично
сти: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1990 и др.

4 Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903; Узнадзе Д.Н. Теория ус
тановки. М.: Воронеж, 1997; Чарквиани Д. Структурные и функциональные особенности трудовой установ
ки. М., 1975. Ядов В.А. О диспозициональной регуляции социального поведения личности // В кн.: Методо
логические проблемы социальной психологии. М., 1975; Дэвис Дж. Социальная установка // В кн.: Амери
канская социология. М., 1972; Lippman W. Puplik opion. A Free Press Paperbak. N. Y., 1965 и др.

5 Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. М., 1995; Каверин СБ. Мотивация
труда. М., 1998; Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. М., 1988; Магун B.C. Потребности и пси
хология деятельности. М., 1983; Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.
М., 1969.

Автор опирался на логику социологического подхода к проблемам престижа личности, в основе которого лежат фундаментальные положения концепции М. Вебера (престиж как мера социальных статусов и основа неравенства в обществе); П. Сорокина (престиж как одно из оснований социальной мобильности); П. Бурдье (учение о роли габитуса в системе идентификации с престижной группой); Э. Дюркгейма, Т. Парсонса (зависимость престижа от системы ценностей); Г. Шмоллера, Р. Вормса (различие социального и профессионального престижа); М. Кастельса (концепция глобализации престижных оценок); Д.Белла (концепция престижа профессиональных групп в постиндустриальном обществе).

В диссертации используются работы русских социологов и философов, имеющие неоценимое значение для современного осмысления взаимодействия личности и общества: Н.А. Бердяева, А.А. Богданова, И.А. Ильина, А.А. Зиновьева, Ильенкова, И.С. Кона и др.

Эмпирическая база исследования.

В исследовании использовались статистические данные Госкомстата Российской Федерации за 1999-2003 гг., Информационного центра ВЦИОМ, Фонда "Общественное мнение", а также результаты мониторингового исследования, проведенного автором в 1999-2003 гг. в регионах Южного федерального округа РФ.

Методы исследования: теоретико-медологический анализ источников по проблеме исследования; структурно-функциональный анализ престижа личности; наблюдение; анкетирование; экспертный опрос, техника репертуарных решеток; социальное прогнозирование; моделирование; математико-статистические методы обработки данных - корреляционный и факторный анализы (обработка и вычисление выполнялись на ЭВМ с помощью программы обработки социологических данных SPSS/PS+, версия 8.0).

Научная новизна исследования состоит в разработке социально-психологической концепции престижа личности как уникального социального института, подчиняющегося законам развития общества и личности и про-

16 являющегося в социально одобряемой деятельности личности. В работе предпринята попытка на междисциплинарном уровне описать закономерности бытия престижа личности и определить тенденции изменения престижных оценок. Научная и теоретическая новизна диссертации более конкретно выражается в раскрытии и анализе:

девиаций престижных оценок, которые в условиях социокультурной трансформации общества становятся эталонами;

признаков виртуализации престижных оценок в условиях неодномерности социальной реальности;

возможностей социального прогнозирования динамики престижа личности;

механизма функционирования престижа личности;

системных связей социокультурных и личностных факторов и зависимостей престижных оценок;

влияния на формирование престижных оценок устоявшейся системы ценностей, стереотипов, установок, социокультурных эталонов;

каналов формирования критериев престижа личности;

ситуаций, в которых престиж личности провоцирует отчуждение труда;

возможности применения специальных методов эмпирического изучения престижа личности, не характерных для социологии.

Новым является определение престижа как системы ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое, структурное значение для данного общества. Престиж выражает необходимость иерархизации социальной жизни через ориентированность индивидуального поведения на эталоны, стереотипы, ценности, установки, мотивы, символы, что основывается на сформированной в процессе социоантропогенеза потребности людей в иллюзорной, мифологической сопряженности их идеалов.

Престиж личности - аффективное, когнитивное и конативное соответствие личности критериям престижа, актуальным в данной социокультурной среде.

Впервые дано рабочее определение виртуального престижа. Виртуальный престиж - это заново порожденный в результате социокультурных бифуркаций образ престижной личности, актуальный в данный момент времени, еще не устоявшийся в массовом сознании, но уже аттрактивный для представителей данного социума.

Все полученные в результате анализа рассматриваемого явления теоретические положения представляют собой характеристики престижа как социального института, обеспечивающего гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Престиж представляет собой своеобразную, закрепленную в образах, символах, нормах, ценностях программу социального поведения людей и их объединений; выражается в комплексе ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое структурное и ценностное значение для данной системы. Выявляя характеристики престижа, можно прогнозировать его временную стабильность. Высшей точкой стабильности престижа является тот момент, когда интериоризация общественно значимых ценностей превращается в индивидуальном сознании и поведении в подлинную морально-нравственную мотивацию. В этом случае мы говорим о высокой степени совпадения индивидуальных и общесоциальных оценок престижа.

  2. Источником развития престижа личности являются как социальные факторы (соответствие системе ценностей, социальным установкам, экспек-тациям значимых лиц), так и индивидуальные (система интересов, потребностей и мотивов быть престижным). В условиях социокультурной трансформации престиж личности видоизменяется по причине деформации всей системы социальных институтов, их переориентации на вновь утверждающиеся социальные нормы, ценности, отношения, которые, как правило, сложнее,

универсальнее, обобщеннее ранее существовавших. В этот период возникает необходимость быстрого формирования стандартов поведения, что повышает требования к адаптивным способностям людей. Изменение сознания и поведения людей в контексте социокультурной трансформации требует длительных временных периодов, поэтому личность вынуждена бороться за свои позиции. На первый план выходят субъективные факторы престижа, многообразие и сложность которых стимулируют девиации престижа личности.

  1. В любом реальном обществе присутствует определенная доля ано-мичного, т. е. не подчиняющегося нормам, эталонам, порядку поведения людей. Это обстоятельство служит источником дестабилизации системы социальных институтов. Когда люди перестают учитывать стандарты поведения, возникает аномия и девиации престижа личности. В условиях социокультурной трансформации девиации престижа личности часто становятся эталонами.

  2. Социальная реальность не одномерна. Особенно отчетливо это проявляется в условиях социокультурной трансформации, когда параллельно сосуществуют "старая" и "новая" реальности. В этот период мы можем наблюдать виртуализацию престижных оценок. Виртуальный престиж - это заново порожденный в результате социокультурных бифуркаций образ престижной личности, актуальный в данный момент времени, еще не устоявшийся в массовом сознании, но уже аттрактивный для представителей данного социума.

  3. Престиж личности показывает опыт закрепления норм общежития в индивидуальной психике и в групповом сознании. Престиж позволяет личности сберечь психические силы за счет копирования эталонных образцов поведения и обеспечивает воспроизводство ориентации людей на условия и символы группового успеха.

  4. В разных социальных группах престиж личности имеет разные критерии, которые поддерживаются системой идентификации. Однако в условиях глобализации критерии престижа унифицируются, а локальные оценки

престижа существуют только на уровне конкретных субкультур, которые, в большинстве своем, на массовом уровне не престижны.

  1. Для эмпирического изучения престижа личности недостаточно чисто социологических методов. Специфика его носителя - личности - требует использования методов психологии. Следовательно, для полноценного изучения престижа необходима разработка специальных методов, интегрирующих достижения социо- и психодиагностики.

  2. В социетальных условиях определяющее значение в стремлении к престижу имеют прагматические, материальные мотивы. Даже потребность в уважении и самоуважении зависит от уровня материальной обеспеченности. Следовательно, в социетальных условиях престиж отрицательно коррелирует с творчеством и провоцирует заданную организацию жизнедеятельности. Однако возрастающее число девиаций престижных оценок способствует тому, что одним из критериев престижа личности в некоторых субкультурах становится именно творчество и индивидуальность человека.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов:

при разработке стратегии и тактики процесса совершенствования социальных отношений, форм и методов государственного управления, регуляции процессов социальной мобильности и социальных выборов людей;

в дальнейших фундаментальных исследованиях в области политической социологии, социологии управления, элитологии, социальной психологии;

в эмпирических социологических исследованиях отдельных атрибутов и морфем престижа как социального института, используя приведенные в тексте методики;

для совершенствования практических приемов и методов социо-диагностики, в частности, при проведении преддолжностной диагностики кандидатов на должности судей;

в системе вузовского и специального образования по целому ряду смежных дисциплин.

Понимание сущности и природы престижа личности может служить одним из важных факторов определения жизненного пути, самоорганизации и самосовершенствования личности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах на всероссийских и международных конференциях, симпозиумах и семинарах, в частности: на II Всероссийском социологическом конгрессе, Всероссийской научной конференции «Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период» (Москва, 17-21 февраля 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Конституционные основы судебной власти» (Москва, 23 октября 2003 г.), на семинарах с судьями и администраторами судов общей юрисдикции Южного федерального округа в январе, феврале, марте и апреле 2004 г. и др.

Положения, выводы и результаты исследования рекомендованы к использованию в процессе преподавания курсов "Социология права," "Политическая социология", "Социология управления", "Социология личности", "Управление персоналом", внедрены в учебный процесс Ростовского и Воронежского филиалов Российской академии правосудия, Ростовского государственного педагогического университета, Института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону) и используются в научно-исследовательской деятельности студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического факультета) Ростовского филиала Российской академии правосудия и Института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования изложены диссертантом в монографиях, учебно-методических пособиях, научных статьях и методических разработках (всего по теме исследования опубликовано 19 работ общим объемом около 40 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Концептуальные основы изучения престижа личности

Престиж личности, будучи сложным социальным явлением, является предметом изучения представителей разных общественных наук на протяжении длительного времени. Тем не менее, несмотря на важное функциональное значение престижа, фундаментальных исследований до сих пор не существует. Неоднозначность трактовки носителя престижа - личности делает проблему еще более интересной, требующей интеграции разных концепций.

Исследование престижа личности базировалось на четырех основных принципах. Принцип детерминизма, выступающий, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени современным оценкам престижа личности. Для автора было важным понять связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс, причина при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое. При исследовании престижа мы столкнулись с наличием таких форм взаимосвязи, которые выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные, временные корреляции и функциональные зависимости.

Принцип соответствия, преемственности научных теорий. Авторские попытки интеграции социологических, психологических, философских, математических методов исследования, построение моделей, разработка прогнозов соотносятся с принятыми классическими подходами в социологии.

Принцип дополнительности, согласно которому воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих "дополнительных" классов понятий. Это означает, что получение экспериментальных данных об одних величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым (например, изменение престижа связано с изменением стереотипов). Таким образом, с помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, описывающих противоречивые ситуации.

Принцип системности, позволяющий выявить уровневое строение, взаимодействие уровней, обеспечивающее функционирование целого. Специфика системного подхода при изучении престижа личности состоит в том, что предмет исследования не имеет четкого уровневого строения, представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и движимую к оптимальному состоянию систему.

Исследование престижа личности осуществлялось в соответствии с указанными принципами. При этом основным методологическим ориентиром стал стратификационный подход, согласно которому престиж рассматривался как основание дифференциации общества, и определялся в качестве социального института, который способствует закреплению и воспроизведению каких-либо особо важных для общества социальных отношений.

Существуют различные точки зрения относительно определения социальных институтов (М. Вебер, Т. Веблен А. Миллер и др.). В данном диссертационном исследовании социальный институт понимается как устойчивая система формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей, статусов, образующих социальную целостность. Институализа-ция престижных оценок определяется характером социальной системы и теми ценностями, которые являются наиболее значимыми для стабильности и функционирования общества.

С этой точки зрения престиж является комплексом институциализиро-ванных ролевых обобщенных показателей, имеющих стратегическое структурное значение для данной системы. Изменение системы престижных оценок может быть как эволюционным, так и революционным, что в итоге определяется состоянием общества в целом. Основными детерминантами динамики престижа является культура, политика, экономика, которые действуют как непосредственно, так и опосредованно.

Структура престижа довольно сложна, ибо сложны и многообразны человеческие потребности и интересы, определяющие выработку престижных оценок, которые к тому же постоянно видоизменяются. Отдельные элементы структуры престижа могут утрачиваться, дополняться, приобретать новое назначение. Наибольшей трансформации престиж личности подвергся последние 10 лет в результате переоценки социальных норм, ценностей, отношений. В результате возникла проблема более быстрого формирования стандартов поведения, что повышает требования к адаптивным свойствам человека и социальной системы.

Глубокие изменения престижа требуют длительных временных периодов, ибо нельзя быстро изменить сознание, поведение и психологию людей. Диалектика отношений социальных институтов и людей довольно сложна. Люди сами "конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей".1

По мнению В. Быченкова, институты представляют собой отвлеченные сущности. Которые сами становятся субъектами, "низводя человека до роли посредника в системе обезличенных социальных связей... Разум формирует отвлеченное понятие, которое затем обособляется в самостоятельную сущ-ность, отчуждаясь от своего творца и обращаясь на него".

1 Ильин В.И. Социальное неравенство. М., 2000. С. 80.

2 Быченков В.М. Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъективности. М., 1996. С. 5. Сложная природа и противоречивый характер престижных оценок потребовал опоры на систему хорошо известных в общественных науках подходов: акмеологического; деятельностного; мотивационного.

Акмеология изучает закономерности, условия и факторы, обеспечивающие высшие уровни личностных достижений при максимальной ориентации на типологическое своеобразие личности. Усиление субъективного статуса растущей личности актуализирует проблему престижа, опирающегося на оценку личностью своих возможностей, потребностей и способностей, на знание наиболее эффективных и адекватных способов самореализации (А.А. Деркач, Л.Э. Орбан, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Н.И. Конюхов, В.Г. Зазыкин и др.).

С точки зрения акмеологии, престиж рассматривается как стремление реализовать свое "Я" (концепция персонализации В.А.Петровского; теория активного отражения личностью окружающего мира К.А. Абульхановой-Славской; "Я-концепция" личности И.С. Кона, И.Н. Семенова и др.)2 и стать профессионалом в своем деле (Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, В.А. Сластенин, А.А. Деркач и др.).

Социальная сущность и основные направления трансформации престижа личности

Под социокультурной трансформацией мы понимаем видоизменения социальной и культурной сфер российского общества, моделей социального действия и социальной интеракции, включая последствия этих изменений для норм, ценностей, стереотипов, культурных элементов, оценок престижа, символов.

Спецификой российского трансформирующегося общества является не то, что оно преобразуется (преобразуется вся миросистема), а то, что общество находится в интенсивной стадии социальных трансформаций, когда нестабильность трансформируемой социальной системы близка к состоянию "динамического хаоса" (по И. Пригожину).

Потеря базовых свойств общинного устройства (человечность непосредственных взаимосвязей, вера в идеалы, "локальность" и т.п.) нередко воспринимаются как потеря неких непременных черт социальности. Показателями этого является появление разнообразных форм самоорганизации представителей социума, сохранение и даже возрождение религиозных конфессий, деноминаций, фундаменталистских течений, формирование "сетевых структур" в бизнесе, науке, культуре, в интернет-коммуникациях.

Все большее значение приобретают субъективные факторы, то есть способность социальных субъектов (от рядовых граждан до правительства) реагировать на внутренние и внешние вызовы, предупреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, социальных, экономических, политических процессов и содействовать желательным. Даже если эти усилия социальных акторов приводят к неожиданным незапланированным последствиям, они не перестают быть продуктом их деятельности.

Такие тенденции российского общества ведут к тому, что в общесоциальных теориях структурно-системный и институциональный компоненты начинают уступать место социально-культурным и деятельностно-субъектным. Макросоциологические теоретики деятельностно-активистского направления утверждают концепции "морфогенеза" вместо "морфостазиса" (М. Арчер), "структурации" как непрерывного процесса преобразований социальных структур деятельными субъектами (А. Гидденс), "социального становления" как термина, выражающего состояние "общества в действии" (П. Штомпка).

Для современных исследователей престижа характерна недооценка роли переходного периода в формировании новой модели престижного образа жизни. Предметом изучения, как правило, является либо предыдущее состояние престижных оценок ("откуда они?" - социологическая ретроспектива и социально-исторические подходы), либо желательное состояние престижа ("каков он будет?"), которое сравнивается с нынешним состоянием (социально-философский подход).1 При этом трансформация подразумевается как условие (перехода, развития, функционирования), а не общее состояние социальной системы. В современной же социологии социальных изменений постсоветского общества точнее было бы говорить не о переходном периоде, не о переходе, с необходимостью подразумевающем определенность цели, конечного результата изменений, соответственно - программы и способов реформирования, а также согласия этих реформ и основных участников, реализующих эту программу, а о трансформирующемся обществе как особом типе общества. Это возникающее, качественно новое состояние социальной системы, общество, которое не реализуется как проект, разработанный заранее и не представляет собой в той или иной мере пройденный этап в развитии ана 1 Подходы представлены в ежегодных сборниках симпозиума "Куда идет Россия?". М., 1994-1999 гг. логичных социальных систем. Специфика развития СССР как альтернативного западному "второго" мира и последовавшее за его распадом трансформационные процессы в постсоветском пространстве представляют собой прецедент в жизни мировой цивилизации и обусловливают необходимость конструирования нового подхода к его пониманию и объяснению. Трансформирующееся постсоветское общество представляет собой специфическое самостоятельное состояние социальной системы, имеющее свою логику развития и механизм функционирования престижных оценок, основными чертами которого можно назвать следующие:

направленность на изменение сущностных черт, определяющих со-циетальный тип общества и, следовательно, отсутствие предзаданности конечного результата;

неравномерность и состояние бифуркации, когда незначительные изменения в одном из компонентов социальной структуры способно кардинально "качнуть маятник" и привести к непредсказуемым результатам;

слабую управляемость социальными процессами, когда институциональные изменения опережают эволюцию социальной среды, что способствует развитию продолжительного институционального хаоса;

отсутствие (в результате этого) стабильности функционирования основных подсистем общества (экономики, политики, образования, права -системы законодательства и механизмов ее реализации и др.);

отсутствие определенности целей трансформации и согласия основных субъектов общества по их поводу.

Именно здесь, в состоянии трансформирующегося общества, формируются те новые установки и стереотипы престижного поведения, которые кажутся временными и легко корректируемыми, а оказываются стратегически ориентированными. Именно в этом контексте трансформирующиеся критерии престижа становятся социальной и социологической проблемой. И, если социальная проблема - это та проблема, которой общество "болеет", то социологическая проблема - это те грани социальной проблемы, в которых социолог ее актуализирует (видит и описывает).

Динамика престижных оценок в условиях социокультурной трансформации отражает все известные характеристики постиндустриального общества и формируется под влиянием противоречивого взаимодействия, как минимум, пяти тенденций:

- кризис идентификации;

- расширение и углубление свободы индивидуальной деятельности;

- нарастания сложности человеческих связей и отношений, возникновение новых форм социальных общностей;

- переход от индустриального ("производство вещей") к информационному обществу ("производству идей, знаний"), к обществу услуг ("производству людей"), рост роли образования и научных сообществ;

- основными критериями престижа становятся профессионализм, уровень власти и контроля (поэтому возрастает роль политической системы), вид деятельности, уровень образования и собственность.

Действие названных тенденций все отчетливее проявляет главную особенность изменений престижных оценок: в них импульс движения исходит от человека.

Российское общество принадлежит иной цивилизации, отличной от западноевропейской. По выражению В.Г. Федотовой, это - "другая Европа".1

Тот факт, что анализ социально-трансформационных процессов в разных регионах мира указывает на существенные цивилизационные различия, подтверждается убедительностью аргументов в пользу своеобразия российских трансформаций и в историческом прошлом, и в предстоящем будущем. Основные аргументы сводятся к следующим фактам:

А) В России, в отличие от Европы и стран Северной Америки, гражданское общество не сформировалось, и во всех социально-экономических преобразованиях решающая роль принадлежит государству. В то время, как западноевропейские модернизации стимулировались "из недр" самого общества, российские, начиная с Петра I и кончая перестройкой, были мобилизационными.1 Ни российскому, ни советскому, ни постсоветскому государствам фактически не свойственна ни концепция "общественного договора", ни "медиаторная" функция государства между различными социальными слоями, регионами, народностями. Отсюда, например, амбивалентность престижа государственных служащих. На социальном уровне, как показывают многочисленные социологические исследования, государственная служба не престижна, а на уровне конкретных личностей престиж госслужбы довольно высок (14%). И отказов от работы в системе государственного управления на массовом уровне никогда не наблюдалось.

Продемонстрировать социокультурные различия между западноевропейскими цивилизациями и цивилизациями восточного типа можно следую-щим образом. Устойчивость западных обществ основывается на гражданских структурах, т. е. на доминировании горизонтальных социальных взаимодействий (принцип "волчка" или "жироскопа"). Российское же общество базируется на пирамидальной конфигурации с вертикальными взаимосвязями: властные структуры = граждане (точнее, население). Именно властные структуры (государство, экономические и политические элиты, даже криминальные авторитеты) обеспечивают стабильность системы или же дестабилизируют общество. Трансформации в российском обществе - это результат активности социальных субъектов, акторов исторической драмы, причем этими субъектами являются фигуры императора, вождя, руководящей партии, президента и его окружения или, как сегодня, теневых олигархов и авторитетов. Они являются "законодателями моды", они вырабатывают символы престижа, создают почву для рождения мифов о престижном поведении и являются

1 Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества. М.,

1999; Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. М., 1997.

2 Романенко Л.М. Социальные технологии разрешения конфликтов гражданского общества: экзистенциальные альтернативы современной России на пороге третьего тысячелетия. М., 1998. С. 37-55. предметом "зависти" для индивидов и групп, располагающихся на нижних ступенях иерархической лестницы.

Пирамидальность российской общественной системы - это историко-культурное наследие, инерционное влияние которого, очевидно, сохранится достаточно долго, даже если в России будет складываться то, что называют средним классом, т. е. опора гражданского общества.

Вследствие этого, вероятно, будет расти престиж представителей органов государственной власти и управления, а также крупных политических деятелей, влияющих на контроль и распределение ресурсов.

В современных условиях личность становится престижной за счет своего "капитала" в широком социальном смысле (концепция П. Бурдье), как любого рода возможность влиять. Это понятие объединяет ранее распространенные детерминанты престижа: собственность (К. Маркс); собственность и положение в системе управления (Э. Райт); богатство, власть (М. Вебер); привилегии и власть (П. Сорокин). При этом критерий социального влияния выступает инвариантой, а "собственность" - непременным олицетворением статуса, позиции, престижа.

Согласимся с позицией Д. Белла, утверждающего, что, "...если важнейший исторический поворот сводится к подчинению экономической функ- ции социальным целям, то политическая система неизбежно превращается в контролирующую структуру общества. Прежде всего, это изменение может означать, что традиционные социальные конфликты просто сместились из одной сферы в другую, что борьба традиционных классов в сфере экономики, где люди добивались сравнительных преимуществ в статусе, привилегиях и влиянии, в настоящее время переместилась в сферу политики, и по мере этого процесса группы носителей специфических и этнические группы (бедные и черные) сейчас стремятся получить посредством политических действий привилегии и преимущества, которые они не в состоянии приобрести в экономической сфере. ...Второй, и в структурном отношении более глубокий, сдвиг сводится к тому, что в постиндустриальном обществе ситусы, в большей мере, чем статусы, будут представлять собой зоны сосредоточения основных политических интересов. В какой-то мере это проявляется в уже знакомом феномене групп давления. Однако в постиндустриальном обществе более вероятно, что именно ситусы достигнут больших корпоративных связей между собой и станут главными претендентами на общественную поддержку и основными факторами, определяющими государственную политику".1

Модель социального прогнозирования динамики престижа личности

Качественное изучение любых социальных процессов предполагает их активное исследование, т. е. такое исследование, для которого характерен циклический процесс диагностики, планирования, прогнозирования действия и оценки.

Прогнозирование, как опережающее отражение действительности, является ключевым моментом при исследовании социальных процессов, институтов. Возможность предсказать неуправляемые аспекты этих процессов перед принятием решения позволяет сделать наилучший выбор, который, в противном случае, мог бы быть не таким удачным. Другими словами, прогнозирование имеет две стороны: предсказательную (подразумевающую описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений) и пре-дуказательную (предусматривающую собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности).

Прогнозирование представляет собой предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации.1 Социальное прогнозирование представляет собой определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование предполагает работу с альтернативами, глубокий анализ степени их вероятности и многовариантность возможных решений.

Прошлый опыт и актуальная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, и каждой из гипотез приписывается определенная вероятность.

Наблюдая ключевые переменные процесса функционирования престижа и используя их для предсказания будущего проведения процесса, можно определить оптимальное время и длительность управляющего воздействия. Прогнозы призваны оптимизировать процесс престижирования, поэтому они должны быть адекватны тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действий.

Предоставляя прогнозу больше ресурсов, мы можем увеличить точность прогноза и уменьшить ошибки, связанные с неопределенностью. При этом социальное прогнозирование престижа личности имеет ряд специфических особенностей.

1. Формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер, она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и функционирования престижа в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на престиж, определить вероятностные параметры его развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которых окажется престиж.

2. Социальное прогнозирование престижа личности не носит директивный характер, то есть оно существенно отличается от плана. Прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане отражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

3. В процессе социального прогнозирования используются такие специфические методы, как сложная экстраполяция, факторный анализ, морфологический синтез, экспертные методики, моделирование, эксперимент.

Методы прогнозного исследования.

В общем виде все методы нашего прогнозного исследования классифицируются на квалитативные и квантитативные.

1. Квалитативные - производят субъективную оценку, основанную на мнении экспертов. Это формальная процедура, используемая для получения обобщенного предсказывания на основе ранжирования и обобщения мнения экспертов. К квалитативным методам относят опросы, тесты, исторические данные. Основным недостатком такого метода является субъективность.

2. Квантитативные - основаны на логике и математических операциях. Эти методы производят исследования исторических данных для того, чтобы определить глубинный процесс, генерирующий переменную и, предположив, что процесс стабилен, использовать знания о нем для того, чтобы экстраполировать процесс в будущее. К квантитативным методам относятся методы, основанные на статистическом анализе, анализе временных последовательностей, факторном анализе.

При прогнозном исследовании мы использовали комбинацию квантитативных и квалитативных методов. Квантитативные методы используются для последовательного анализа социологических данных и формирования прогноза. Это придает ему объективность и позволяет эффективно организовать обработку социологических данных. Данные прогноза становятся доступными для субъективной оценки экспертов, которые могут модифицировать прогноз в соответствии с их взглядами на информацию и восприятие будущего.

Остановимся подробнее на некоторых методиках прогнозного исследования.

Сложная экстраполяция. Суть экстраполяции в построении динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты перспективы. При прогнозировании престижа личности экстраполяция является сложной, так как престиж развивается по кривым, близким к логической функции. До какого-то периода процесс медленно нарастает, затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс снова стабилизируется. Игнорирование этого требования может привести к серьезным ошибкам.

Морфологический синтез применялся с целью получения систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Этот метод предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или обсуждения. Данный метод позволил ответить на следующие вопросы:

A) какие средства необходимы для получения прогнозной информации;

Б) какова последовательность наступления событий;

B) как проследить применение всех средств, или всех методов, а также этапы решения проблемы.

Применение этого метода требует изучения и проверки всех выявленных возможностей.

Экспертные методики (аналитические записки; заседания "круглых столов" с целью согласования мнений и принятия обоснованного решения; экспертные опросы и экспертные оценки с целью дать объективную характеристику качественных и количественных сторон престижа личности на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов).

Экспертный опрос достаточно широко используется в разных отраслях знаний и отличается от других видов опроса прежде всего высоким уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей исследователя проблеме и в большей степени основан на профессиональном опыте, интуиции экспертов. Экспертные опросы оказываются незаменимы при прогнозировании социокультурных явлений, особенно массовых.1

Применение экспертных методик потребовало соблюдения процедуры отбора экспертов и анализа получаемой от них информации.

Качество экспертной оценки, ее валидность и достоверность, зависели от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных значений, которая включала в себя следующие этапы:

выбор состава экспертов и оценка их компетентности;

составление анкет (эксперт-карт) для опроса экспертов;

получение экспертных заключений;

оценка согласованности мнения экспертов;

оценка достоверности результатов;

составление программы для обработки экспертных заключений. Моделирование

Является естественным инструментом прогнозирования. Иные инструменты, такие как интуиция, черная магия порождают предсказание. Отличие прогноза от предсказания в том, что прогноз имеет свойство научного результата: его можно обосновать и повторить без автора. Предсказание воспринимается на веру - как данность. Между прогнозом и предсказанием находится экспертная оценка, т. е. прогноз специалиста в данной конкретной области, составленный на основании его представления об аргументированном возможном развитии прогнозируемого процесса. Такой прогноз, как правило, учитывает многие факторы, плохо поддающиеся изменению или формализации, но более или менее явные или становящиеся таковыми после объяснения эксперта.

Моделирование предполагает решение, как минимум, следующих задач:

- анализ реального явления, который позволяет понять причинно-следственную структуру процесса;

- синтез, одним из вариантов которого является прогноз параметров процесса на следующий момент.

Значительную роль в социальном прогнозировании играют прогнозные сценарии. При их помощи устанавливается логическая последовательность в развитии. Исходя из реальной ситуации, они показывают, как шаг за шагом изменяется будущее состояние престижа личности. Прогнозный сценарий связан с определением перспектив развития основной его линии, а также с выявлением основных факторов фона развития и критериев для оценки степени достижения цели.

К настоящему моменту хорошо известно и апробировано более 150 методов прогнозирования общего и частного характера.1 Мы остановились на тех методах, которые наиболее целесообразны и эффективны при решении задач, поставленных в диссертационном исследовании.

При определении технологии социального прогнозирования мы руководствовались следующими принципами:

- принцип альтернативности, связанный с возможностью развития престижа личности по различным траекториям, при разнообразных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, то есть определения возможных путей развития политических отношений возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы дифференцировать осуществимые варианты от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Следует отметить, что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует определенная совокупность проблем, которые необходимо учитывать при прогнозировании;

Похожие диссертации на Престиж личности в условиях трансформации российского общества