Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Колякина Елена Анатольевна

Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ
<
Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колякина Елена Анатольевна. Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Колякина Елена Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный социальный университет"].- Москва, 2008.- 232 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основы социологического анализа религиозности

1.1 Религия и религиозность: социально-философские и социологические концепции 20

1.2 Определение сущности религиозности через соотношение понятий «религия», «религиозность», «духовность» 48

1.3 Специфика российской провинции 65

Глава 2 Конкретно-социологический анализ религиозности населения малых провинциальных городов России (на примере Орловской, Курской, Тульской, Брянской областей)

2.1 Социально-демографические характеристики представителей религиозно-мировоззренческих групп 81

2.2 Идейно-политические предпочтения и социальные ориентиры представителей религиозно-мировоззренческих групп 111

2.3 Духовно-ценностные ориентации и культурно-досуговые интересы представителей религиозно-мировоззренческих групп 127

Заключение 154

Список литературы 163

Приложения 186

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Социальные системы не могут оставаться неизменными. Современный мир стал сложным, взаимозависимым, быстро изменяющимся, зачастую непредсказуемым в своем развитии. В социальной истории человечества трудно найти такой фактор, который на протяжении веков играл бы более значительную роль, чем 'религия. Не учитывать или умалять религиозный фактор при познании, планировании или управлении современным обществом сегодня невозможно. Высокоразвитая индустриальная цивилизация, основанная на научных знаниях и технологиях, тем не менее создана человечеством, более чем 80% которого исповедуют ту или иную религию1. Статистика религиозной динамики показывает, что на сегодняшний день количество людей, исповедающих христианство, составляет около 2,3 млрд. человек или 33,4% населения планеты, 18,5% — приверженцы ислама, 13,4% - индуисты, 5,9%) -буддисты, 3,4% - приверженцы традиционных китайских религий, 2,6% -последователи новых религий, 1,5% - приверженцы различных племенных верований, 0,3% населения Земли составляют сикхи, 0,2%> - шаманисты, 0,1% - конфуцианцы, по 0,1% - бехаисты, джайнисты, синтоисты, иудеи. К другим религиям принадлежат не более 0,3%. Удельный вес нерелигиозных людей оценивается в 16,1%, атеистов - 3,7%. В дальнейшем, по некоторым прогнозам, удельный вес христиан возрастет к 2020 году на 4,5%, а мусульман- на 4,1%".

Феномен религиозного возрождения затронул и Россию. По имеющимся данным, за период 1990 -1997 годы количество приходов увеличилось в 3 раза, количество монастырей - в десятки раз, открылись десятки православных курсов, школ, гимназий, даже институт и университет3. Уровень религиозности в России возрос приблизительно с 20% в 80-х годах до 40-45% в на-

1 Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие / В.И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2005. -С.325-327.

2 Велькер, М. Христианство и плюрализм: монография / М. Велькер. — М.: Республика, 2001. -С. 17

3 Осипов, Г.В. Православная церковь в жизни российского общества // Алексий II, Патриарх Московский и
всея Руси. Россия. Духовное возрождение / Г.В. Осипов. - М., 1999.- С. 10

чале 90-х годов и до 50-60% в конце последнего десятилетия XX века1. На 1 января 2002 года в органах юстиции Российской Федерации была зарегистрирована 20441 религиозная организация 67-ми религиозных направлений, в том числе 10965 организаций Русской православной церкви, 3186 исламских, около 3 тыс. протестантских организаций". По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2007 года в России официально зарегистрированы и действуют 22956 религиозных организаций, из них 12499 организаций Русской православной церкви, 3783 исламских, 5020 протестантских организаций .

Для современного общества характерна тенденция к росту религиозного разнообразия, что связано с глобализацией. Россия не стала исключением. Сейчас практически во всех регионах Российской Федерации проживают люди, как минимум, 50-60 национальностей, последователи 20-30 религиозных направлений4. Полирелигиозность распространяется на те регионы, которые были прежде монорелигиозными.

Своеобразному «религиозному ренессансу», несомненно, способствовало стремительное вхождение России в модернизационные процессы, обусловивших кардинальное изменение отношения к религии на общественно-политическом уровне. Теперь религиозный фактор рассматривается как один из важнейших в преодолении кризиса ментальносте, возникшего вследствие отказа от официальной атеистической идеологии. Резко возросло влияние религии на культурную жизнь, систему образования. Либерализация законодательства способствовала активному вовлечению верующих в политическую жизнь, образованию политических движений и партий религиозного толка.

При этом надо обратить внимание на то обстоятельство, что и сама религия претерпевает значительные изменения под воздействием трансформа-

1 По данным ВЦИОМ в России в 1996 году верующих 60,8 процента, ИСПИ в году - 67 процентов, РНИ-
СиНП - 73,5 процента. См.: Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие / В.И. Гараджа.. - М.: Ин-
фра-М,2005. - С.325-327.

2 Медведко, СВ. О религиозной ситуации в современной России / СВ. Медведко, Е. Элбакян // Религиове
дение.- 2002. -№ 2. -С. 109-110.

3 Россия в цифрах. 2007: кр.стат.сборник / Росстат.- M., 2007.- С.61 -63.

4 Лопаткин, Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации
[Электронный ресурс].- Режим flpcTyna://C.

ций, происходящих в других сферах российского социума. Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих. Кроме того, влияние религиозного фактора может быть крайне неоднозначным. На исходе XX века выявилась тесная связь религиозного фундаментализма с крайне агрессивными силами в обществе. Став идейно-психологической, нравственно-ценностной, религиозно-правовой основой терроризма, это религиозное направление продемонстрировало такую мощь, что «ощущение опасности, риска стало всеобщим и постоянным»1.

Особый интерес для изучения процесса религиозности представляют малые города, так как сегодня в Российской Федерации малых городов насчитывается более 3 тысяч, в них сосредоточено около 40 млн. городских жителей". Наиболее острой в ходе всестороннего обновления российского общества оказалась ситуация именно в малых провинциальных городах, в которых сложились качественно различные типы социально-экономической ситуации, идеологические и ценностно-психологические особенности, определившие специфику религиозности россиян.

Таким образом, актуальность исследования связана с изменением в целом жизни людей в малых городах, изменением в этой связи статуса и роли религии и церкви. Превращение религии в существенный фактор общественной и духовной жизни российского общества делает актуальным выявление специфики религиозности населения малых городов России.

Актуальность проблемы, а также наличие существенных нерешенных вопросов в данной сфере дали возможность сформулировать тему, основные задачи и логику построения настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Федотова, В. Терроризм и глобализация [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http//atreidis.narod.ru/politology/fedorova.html.

2 Программа Российского фонда культуры «Малые города России» (2001). [Электронный ресурс].- Режим доступа:

Теоретический анализ проблемы религиозности приводит нас к выводу о том, что она теснейшим образом связана с религией. Феномен же религии, в целом, достаточно хорошо освещен в философии1.

Начало собственно социологическому изучению религии и религиозности было положено в конце XIX века в рамках зарубежной науки. Большой вклад в разработку теоретико-методологических принципов анализа религии внесли Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Г. Зиммель, Т. Парсонс, А.-Р. Рэдклифф-Браун, Э. Трельч, П. Бергер, Т. Лукман, П. Сорокин идр1.

В отечественной социально-философской традиции XIX - нач. XX вв. в исследовании проблем взаимосвязи религии и общества можно выделить труды В. С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка".

В советский период исследования в области религии были полностью подчинены идеологическому воздействию, акцентируясь исключительно на

1 См., например: Аристотель. Политика: сочинения в 4т. / Аристотель. T.4 / пер. С.А. Жебелева.- М.: Мысль, 1997; Платон. Диалоги / Платон: пер. с. древнегреч.- М.: Мысль, 1986; Адо, П. Плотин, или простота взгляда: монография /П. Лдо.- М.: Изд-во ПІК Ю.А. Шичалина, 1991; Макиавелли, Н. Князь: монография / Н. Макиавелли: пер. со старослав. СМ. Роговина.- Мн.: ООО «Завигар», 2000; Мор, Т. Золотая книга, столь же полезная , как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии: монография / Т. Мор: пер. с лат. А.И. Малеина и Ф.А. Петровского.- М.: Изд-во «Правда», 1989; Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского: сочинения в 2т. / Т. Гоббс: пер. с. англ.-М.: Мысль, 1991; Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или начала политического права: сочинения / Ж.-Ж. Руссо: пер. с. фр.- М.: Наука, 1969; Монтескье, Ш. О духе законов: монография / Ш. Монтескье: сост., пер. и коммент. А.В. Матешук.- М.: Мысль, 1999; Кант, И. Религия в пределах разума: монография / И. Кант: пер. с нем.- СПб.: Наука, 1908; Гегель, Г. Философия природы / Г. Гегель // В кн.: Философия религии.- М.: Мысль, 1990.

1 Спенсер, Г. Синтетическая философия: монография / Г. Спенсер: пер. с англ. П.В. Мокиевского.- Киев:
Ника-Центр, 1997; Вебер, М. Социология религии(типы сообществ): монография / М. Вебер // Избранное.
Образ общества.- М.: Юрист, 1994; Он же. Протестантская этика и дух капитализма: монография / М. Вебер
// Избранные произведения.- М.: «Прогресс», 1990; Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: моно
графия / Э. Дюркгейм: пер. с. фр.- М.: Канон, 1996; Малиновский, Б. Магия, наука и религия: монография /
Б. Малиновский.- М.: Рефлбук, 1998; Зиммель, Г. Релтигия. Социально-психологический этюд: в 2т. / Г.
Зиммель // Избранные работы: пер. с нем.- М.: Ника-Центр, 1996; Парсонс, Т. Социальная система: моно
графия / Т. Парсонс- М.: Мысль, 1995; Рэдклифф-Браун, А.-Р. Структура и функция в примитивном обще
стве: очерки и лекции / А.-Р. Рэдклифф-Браун: пер. с. фр.- М.: Изд. фирма «Вост. Лит», 2001; Трельч, Э. Ис-
торицизм и его проблемы: логическая проблема философии истории: монография / Э. Трельч: пер. с нем.-
М.: Юрист, 1994; Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: моно
графия / П. Бергер, Т. Лукман: пер. Е. Руткевич.- М.: «Медиум», 1995; Сорокин, П. Главные тенденции на
шего времени: монография / П. Сорокин.- М.: Наука, 1997; Ясперс, К. Смысл и назначение истории: моно
графия / К. Ясперс: пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.

2 Соловьев, B.C. Национальный вопрос в России: сочинения в 15 т. / B.C. Соловьев.- М.: Логос, 1993; Он же.
Чтения о Богочеловечестве: сочинения в 2 т. / B.C. Соловьев.- М.: Республика, 1989; Бердяев, Н.А. Новое
религиозное сознание и общественность: монография / Н.А. Бердяев.- М.: Канон, 1999; Булгаков, С.Н. На
родное хозяйство и религиозная личность: сочинения в 2т. / С.Н. Булгаков.- М., 1993; Он же. Два града. Ис
следования о природе общественных идеалов: монография / С.Н. Булгаков.- СПб.: Изд-во Русского Христи
анского института, 1997; Франк, С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию: мо
нография / СЛ. Франк.- М.: Республика, 1992.

негативном влиянии религиозной веры, церкви на общество и человека. Делался упор на классовую и социальную сущность религии, и упускалась из вида ее индивидуальная составляющая. Как следствие, поле социологических исследований в данной области не расширялось десятилетиями.

Однако, во второй половине 70-х-80-х гг. XX века в имеющихся советских монографиях и статьях можно выделить следующие направления исследования религии.

Первое связано с изучением религии как социальной потребности. Этой проблеме посвящены разделы в курсе лекций В.И. Колосницына и в монографиях В.И. Носовича, В.В. Павлюка, Д.М. Угриновича, диссертационная работа СБ. Виситаева1.

Второе направление исследования характеризует разработку вопроса о структурном подходе в осмыслении религии как формы общественного сознания и взаимосвязи ее компонентов".

Представители третьего направления рассматривают социальные функции религии3.

В 80-ые годы XX века вышли в свет монографии, авторы которых занимались разработкой теоретико-методологических принципов исследования феномена индивидуальной религиозности4.

1 Колосницын, В.И. Лекции по теории научного атеизма: монография / В.И. Колосницын.- Свердловск: Изд-
во Уральского ун-та, 1975; Носович, В.И. как религия воздействует на чувства человека: монография / В.И.
Носович.-Л.: Знания, 1965; Он же. Научный атеизм о религиозной психологии: монография/ В.И. Носович.-
M.: Наука, 1975; Павлюк, В.В. Особенности современного религиозного сознания: монография / В.В. Пав-
люк, П. Андрианов и др.- М.: Мысль, 1966; Угринович, Д.М. Психология религии: монография / Д.М. Угри-
нович.- М.: Политиздат, 1986; Виситаев, СБ. Религия как превратная форма культуры: 09.00.06. «Научный
атеизм»: автореф. насоиск. учен. степ. канд. филос. наук.- Ростов н/Дону, 1980.

2 Борунков, Ю.Ф. Структура религиозного сознания: монография / Ю.Ф. Борунков.- М.: Мысль, 1971; Он
же. Особенности религиозного сознания: монография / Ю.Ф. Борунков.- М.: «Знание», 1972; Москаленко,
А.Т. Критика идеологии и практики нетрадиционных культов и неомистицизма: монография / A.T. Моска
ленко.- Новосибирск, 1989; Попова, М.А. Критика религиозной идеологии и проблемы атеистического вос
питания: монография/М.А. Попова.- М., 1976.

3 Мануйлова, Д.Е. Церковь и верующий: монография / Д.Е. Мануйлова.- М.: Политиздат, 1981; Сухов, А.Д.
Атеизм передовых русских мыслителей: монография / А.Д. Сухов.- М.: Мысль, 1980.

4 Арнаут, E.K. О критериях религиозности личности в условиях перестройки (Материал в помощь лектору) /
Е.К. Арнаут.- Кишинев: Общество «Знание» Молд. ССР, 1990; Демьянов, А.И. религиозность: тенденции и
особенности проявления (социально-психологический анализ): монография / А.И. Демьянов.- Воронеж:
Изд-во Воронежского ун-та, 1984; Кобецкий, В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма: мо
нография / В.Д. Кобецкий.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978; Современная религиозность: особенно
сти, динамика, кризисные явления: (на материале Латв. ССР): монография / под ред. А.А. Подмазова.- Рига:
Зинатне, 1985; Писманик, М.Г. Личность и религия: монография / М.Г. Писманик.- М.: Наука, 1976; Совре-

В указанный период были выполнены диссертационные работы, выявляющие специфику этнической религиозности отдельных групп населения в советских социалистических республиках1.

Начиная с 90-ых гг. XX в. в современной отечественной социологии возрос интерес к исследованию религиозности современного российского общества в целом. Можно назвать работы В.П. Баранникова, Т.И. Варзановой В.И. Гараджи, И.В. Журавлевой, И.Г. Каргиной, Р.А. Лопаткина, Л.Ф. Ма-трониной, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, В.Г Немировского, Л.Г. Новиковой, З.И. Пейковой, СБ. Филатова, Э.Г. Филимонова, Д.Е. Фурмана, Г.С. Широкаловой, В.Ф. Чесноковой, Е.С. Элбакян".

менная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления: монография / под общ. ред. А.С. Онищен-ко, H.T. Литвинснко.- Киев, Политиздат Украины, 1987.

1 Ажибекова, К.А. Религиозность молодежи и проблемы социально-психологической адаптации (на мате
риалах Среднеазиатского региона): 09.00.06 «Научный атеизм»: автореф. дис. на соиск. учен, степ.д-ра фи
лософ, наук.- М., 1990; Джаныбаева, P.M. Социальная активность женщин как фактор преодоления их рели
гиозности (на материалах Киргизской ССР): 09.00.06 «Научный атеизм»: автореф. дис. на соиск. учен. степ,
канд. философ. наук.-М., 1984; Мухаммадиев, А.Б. Типология современных верующих и критерий религи
озности населения советского Узбекистана (опыт конкретно-социологического исследования): 09.00.06
«Научный атеизм»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук.- Ташкент, 1981; Омурова, Т.
Специфика религиозности женщин-киргизок и особенности их атеистического воспитания: 09.00.06 «Науч
ный атеизм»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук.- Ташкент, 1984; Роговая, Г.Н. Состоя
ние религиозности и процесс секуляризации женщин (на материалах Молд. ССР): 09.00.06 «Научный ате
изм»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук.- Кишинев, 1990; Умаржонов, О.М. Особенно
сти проявления религиозности у людей преклонного возраста и работа по повышению их общественной ак
тивности (на материалах Узб. ССР): 09.00.06 «Научный атеизм»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.
философ, наук.- Ташкент, 1989.

2 Баранников, В.П. Динамика религиозности в информационном обществе / В.П. Баранников, Л.Ф. Матро-
нина // Социологические исследования.-2004.-№9.- С.102-107; Варзанова, Т.И. Во что верят россияне // ИГ
«Религия».- 1997.- №2, 4; Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие для студентов / В.И. Гарад-
жа.- М.: ИНФРА-М, 2005; Журавлева, И.В. Религиозность российских и финских подростков / И.В. Журав
лева, З.И. Пейкова // Социологические исследования.- 1998.- №10; Каргина, И.Г. О динамике развития хри
стианских конфессии / И.Г. Каргина // Социологические исследования.- 1998.- №6.- С116-118; Лопаткин,
Р.А. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ / Р.А. Лопаткин // От политики
государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара-совещания.- М.: Изд-во РАГС, 2001.-
С.41-56; Митрохин, Л.Н. Религия и мы / Л.Н. Митрохин // Квинтэссенция: философский альманах.- М.,
1990; Мчедлв, М.П. О социальном портрете современного верующего / М. П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, А.Г.
Шевченко // Социологические исследования,- 2002.- №7.- С.95-102; Он же. Религиоведческие очерки. Рели
гия в духовной и общественно-политической жизни современной России: монография / М.П. Мчедлов.- М.:
Научная книга, 2005; Немировский, В.Г. Тенденция «квазирелигиозности»среди красноярского студенчест
ва/ В.Г. Немировский, П.А. Стариков // Социологические исследования.- 2003.- №10.- С. 96-100; Новикова,
Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения / Л.Г. Новикова // Социологические ис
следования.- 1998.- №9; Пейкова, З.И. Отношение российского населения к православию / З.И. Пейкова //
Вестник высшей школы.- 2001.- №1.- С.19-20; Филатов, СБ. Новое рождение старой идеи: правослание как
национальный символ / СБ. Филатов // Политические исследования.- 1999.- №3; Он же. Православие по-
поморски и по-новгородски / С.Филатов, Р. Лункин // Религия и общество. Очерки религиозной жизни со
временной России / отв. ред. СБ. Филатов.- М.; СПб.: Летний сад, 2002; Филимонов, Э.Т. Социально-
политические позиции верующих в России / Э.Т. Филимонов, М.П. Мчедлов // Социологические исследова
ния.- 1999.- №3; Фурман, Д.Е. религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России / Д.Е.
Фурмеан, К. Каариайнен // Свобода мысли-XXI. Теоретический и политический журнал.-2003.- №7.- С. 19-
31; Он же. Люди на тающей льдине (Ценностные ориентации религиозной элиты России) // Вопросы фило
софии.- 1999.-№1.- С.27-39; Шпрокалова, Г.С Сравнительные характеристики верующих и неверующих

Некоторые вопросы, представляющие интерес с позиций диссертационного исследования автора, раскрываются в работах К. Касьяновой, Н.И. Лапина, Ю. Левады, Д.С. Лихачева, Р.В. Рыбкиной, З.В. Сикевича и др1.

Размытость религиозной ориентации у молодежи выявляют Л. Воронцова, П. Кулаков, А.А. Панков, В.И. Подшивалкина, С. Филатов, Д. Фурман2.

Тема отношения церкви к современности и ее деятельности в условиях политических, социально-культурных трансформаций в современной России освещается в работах Л.А. Андреевой, О.В.Асеева, В.П. Визгина, М. Вельке-ра, Н.С. Волкова, СВ. Девятовой, М.Е. Добрускина, В.В. Кравчука, Г.А. Ко-тельникова, А.Н. Ланькова, М.П. Мчедлова и др . На эту тему выполнены

нижегородцев / Г.С. Широкалова // Социологические исследования.- 2001.- №7.- С.80-89; Чеснокова, В.Ф. Воцерковленность: феномен и способы изучения / В.Ф. Чеснокова // Десять лет социологических наблюдений.- М.: Фонд «Общественное мнение», 2000; Элбакян, Е.С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / Е.С. Элбакян, СВ. Медведко // Социологические исследования.-2001.-№8.

1 Касьянова, К. О русском национальном характере: монография / К. Касьянова.- М.: Институт националь
ной модели экономики, 1994; Лихачев, Д.С. О национальном характере русских /Д.С. Лихачев // Вопросы
философии.- 1990.- №4.- С.3-8; Он же. Русская культура в современном мире / Д.С. Лихачев // Новый мир.-
1991.- №1.- С.3-9; Он же. Раздумья о России: монография / Д.С. Лихачев.- СПб.: Logos, 2005; Лапин, Н.И.
Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И. Лапин и др.- М.: Эдиториал УРСС, 1996; Ле
вада, Ю. Л. Десять лет перемен в сознании человека / Ю.А. Левада // Общественные науки и современ
ность.- 1999.- №5.- С.28-44; Он же. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х /
под ред. Ю.А. Левады.- М., 1993; Он же. Человек приспособленный / Ю.А. Левада // Экономические и соци
альные перемены в России: Мониторинг общественного мнения.- 1999.- №5.- С.7-17; Он же. Человек недо
вольный: протест и терпение / Ю.А. Левада // Экономические и социальные перемены в России: Монито
ринг общественного мнения.- 1999.- №6.- С.6-13; .Он же. Варианты адаптивного поведения / Ю.А. Левада //
Экономические и социальные перемены в России: Мониторинг общественного мнения.- 2001.- №1.- С.7-13;
Рывкина, Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лек
ций / Р.В. Рывкина.- M.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004; Сикевич, З.В. Национальное самосознание рус
ских (социологический очерк): монография / З.В. Сикевич.- M.: Механик, 1998; Он же. Русские: «образ»
народа (социологический очерк): монография / З.В. Сикевич.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.

2 Воронцова, Л.М. Религии в современном массовом сознании / Л.М. Воронцова, СБ. Филатов, Д.Е. Фурман
// Социологические исследования.- 1995.- №11; Кулаков, П.А. Учащаяся молодежь и религия / П.А. Кулаков
// Социологические исследования.- 1995.- №11; Панков, А.А. Проблема воспроизводства религиозного соз
нания в посттоталитарном обществе / А.А. Панков, В.И. Подшивалкина // Социологические исследования.-
1995.-№11.

3 Андреева, Л.А. Религия и власть в России: религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легити
мизации политической власти в России: монография /Л.А. Андреева.- М.: Мысль, 2001; Визгин, В.П. Наука,
религия и эзотерическая традиция: от модерна к постмодерну / В.П. Визгин // Дискурсы изотерики: фило
софский анализ.- М.: Мысль, 2001; Велькер, М. Христианство и плюрализм: монография / М. Велькер.- М.:
Республика, 2001; Волков, Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общест
венной жизни: монография / Н.С. Волков.- М., 1992; Девятова, СВ. Христианство и актуальные проблемы
современности: монография / СВ. Девятова.- М.:Наука, 2002; Добрускин, М.Е. Христианство в эпоху по
стмодерна / М.Е. Добрускин // Философия и общество.- 2002.- №1; Кравчук, В.В. Государственно-
церковные отношения в странах Западной Европы: философско-нравовой аспект / В.В. Кравчук.- М.: По
литиздат, 1999; Котельников, Г.А. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур
/ Г.А. Котельников // Социологические исследования.- 2004.- №5; Ланьков, А.Н. Конфуцианские традиции и
ментальность современного южнокорейского гражданина / А.Н. Ланьков // Восток.- 1996.- №1; Мчедлов,
М.П. О религиозности российской молодежи / М.П. Мчедлов // Социологические исследования.-1998,- №6.

диссертационные работы А.И. Алексеенко, П.А. Баєва, Т.В. Токаревой, А.Д. Шатунова и др1.

Изучение моделей религиозности, ее исторических, конфессиональных, социокультурных форм осуществляют Е.Г. Балагушкин, А.С. Ваторопов, М.В. Вагабов, СЕ. Гречишников, Е.А. Коблицкая, Н.С. Капустин, В.В. Форсова".

Оценка участия религиозных организаций в педагогическом процессе, определение роли религии и церкви в сфере образования, проблемы взаимоотношения РПЦ и школы, специфика взаимодействия институтов светского и религиозного образования представлены в работах В.И. Гараджи, СИ. Гес-сена, В.В. Зеньковского, П.В. Знаменского, П.Ф. Каптерева, Ф.Н. Козырева, И.В. Метлика и др3.

Алексеенко, А.И. Религия в условиях модернизации российского общества: 22.00.06. «Социология культуры, духовной жизни»: автореф. диссерт. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук.- Курск, 2005; Баев, П.А. Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов (на примере Прибайкальского региона): 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореф. диссерт. на соиск. учен, степ. канд. социолог, наук.- Иркутск, 2002; Токарева, T.A. Религиозные компоненты механизмов идентификации в транзитивном обществе: 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни»: автореф. диссерт. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук.- Саратов, 2006; Шатунов, А.Д. Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореф. диссерт. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук.- Москва, 2005.

2 Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь
Запада): монография / Е.Г. Балагушкин.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984; Он же. Новые религии как социо
культурный и идеологический феномен / Е.Г. Балагушкин // Общественные науки и современность.- 1996.-
№5.- С.90-100; Вагабов, М.В. Ислам и семья: монография / М.В. Вагабов.- M.: Наука, 1980; Ваторопов, B.C.
религиозный модернизм и постмодернизм / А.С. Ваторопов // Социологические исследования.- 2001.- №11.-
С.84-92; Гречишников, СЕ. Магия как социокультурный феномен: монография / СЕ. Гречишников.- Калу
га: ГУП «Облиздат», 1999; Коблицкая , Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социоло
гического изучения / Е.А. Коблицкая // Социологические исследования.- 1990.- №5.- С.95-103; Капустин,
Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства): монография / Н.С.
Капустин.- M.: Мысль, 1994; Форсова, В.В. Православные семейные ценности / В.В. Форсова // Социологи
ческие исследования,- 1997.-№1.- С.62-72.

3 Гараджа, В.И. О преподавании религии / В.И. Гараджа // Вопросы философии.- 1999.- №3.- С.28-31; Гес
сен, СИ. Основы педагогики: учебник / СИ. Гессен.- М.: Школа-Пресс, 1995; Зеньковский, В.В. Проблемы
воспитания в свете христианской антропологии: монография / В.В. Зеньковский.- М.: Изд-во Свято-
Владимирского братства, 1993; Знаменский, П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года: моно
графия / П.В. Знаменский.- СПб.: «Летний сад», «Коло», 2001; Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические
произведения / П.Ф. Каптерев: под ред. Арсеньева.- М.: Педагогика, 1982; Козырев, Ф.Н. Религиозное обра
зование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография / Ф.Н.
Козырев.- СПб.: Апостольский город, 2005; Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе / И.В.
Метлик.- М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004.

Современное развитие государственно-церковных отношений, динамика вероисповедальной политики освещены в работах Ю.П. Зуева, СИ. Иваненко, Р.А. Лопаткина, Ф.М. Мухаметшина, М.А. Телешовой и др1.

Проблема религиозности в малых городах России еще недостаточно полно освещена в отечественной социально-философской, социологической, культурологической литературе. Основой для формирования концепции провинциальной религиозности в диссертации послужили работы М. Мчедлова, В. Немировского, Ю. Синелиной".

Появились диссертационные работы, посвященные анализу религиозности отдельных групп населения малых городов России3.

В целом, в существующих исследованиях зарубежных и отечественных авторов заложены методологические основы исследования проблем, связанных с религиозностью индивида, группы, общностей, общества в целом. Вместе с тем, учитывая изменившиеся социально-экономические, политические, духовные условия современного российского общества, следует отметить, что многие аспекты изучения религиозности являются дискуссионны-

Зуев, Ю.П, Современные тенденции религиозно-конфессиональных отношений в России: материалы семинара-совещания / Ю.П. Зуев // От политики государственного атеизма к свободе совести.- М.: Изд-во РАГС, 2001; Иваненко, СИ. Основные религиозные центры современной России: монография / СИ. Иваненко.-М.: Изд-во «Философская книга», 2004; Лопаткин, Р.А. Современная религиозная ситуация В России: социологический анализ: материалы семинара-совещания / Р.А. Лопаткин // От политики государственного атеизма к свободе совести.- М.: Изд-во РАГС, 2001; Мухаметшин, Ф.М. Деятельность государственных органов по реализации Федерального законодательства о свободе совести и вероисповедания, их взаимодействие с религиозными организациями: материалы конференции / Ф.М. Мухаметшин // Религия, политика и права человека.- М.: Институт религии и права, 2002; Телешова, Н.А. Просветительская и образовательная деятельность РПЦ в Томской области / Н.А. Телешова // «Альманах школы молодого автора».- М.: Изд-во «Наталис», 2004.

2 Мчедлов, М.П. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функ
циях / М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов и др. // Социологические исследования.- 2005.- №6.- С.45-56; Неми-
ровский, В.Г. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества / В.Г. Немировский,
П.А. Стариков // Социологические исследования.- 2003.- №10.- С.96-100; Синелина, Ю. Ю. Воцерковлен-
ность и суеверное поведение жителей Ярославской области / Ю.Ю. Синелина // Социологические исследо
вания.- 2005.- №3.- С. 96-106.

3 Алексеева, М.С Современная российская интеллигенция: мировоззренческие позиции в отношении рели
гии (на материалах Республики Бурятия): 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процес
сы»: автореф. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук.-Улан-Удэ, 2000; Большаков, Е.А. Отношение к ре
лигии молодежи Среднерусского региона (на примере Ивановской области): 22.00.04 «Социальная структу
ра, социальные институты и процессы»: автореф. на соиск. учен. степ. канд. социолог, наук.- Нижний Нов
город, 2006; Цыганенко, Н.В. Особенности функционирования социального института религии: региональ
ный аспект: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореф. на соиск. учен,
степ. канд. социолог, наук.- Барнаул, 2004.

ми. Это касается, прежде всего, исследования религиозности отдельных социальных групп и региональных сообществ

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка на основе анализа факторов, влияющих на уровень и состояние религиозности населения, практических рекомендаций по гармонизации религиозного пространства малых провинциальных городов России.

Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

анализ и обобщение основных современных теоретико-методологических подходов к изучению религиозности к изучению религиозности, определение специфики социологического подхода к исследованию религиозности;

операционализация понятий «религиозность», «критерии религиозности», «типы религиозности», «структура религиозности», «уровень религиозности», «степень религиозности», «характер религиозности», «воцерковлен-ность», «малый город», «провинциальность», «духовно-нравственные ценностные ориентации»;

изучение тендерных, демографических, профессиональных, этнических характеристик религиозно-мировоззренческих групп малых провинциальных городов и определение степени их влияния на уровень и состояние религиозности населения малых провинциальных городов;

изучение конфессионального состава населения малых провинциальных городов;

выявление идейно-политических, духовно - нравственных, культурно - досуговых предпочтений жителей малых провинциальных городов в их связи с религиозно-мировоззренческой принадлежностью и определение роли и места религии и церкви в жизни населения малых провинциальных городов;

разработка практических рекомендаций по использованию местными органами власти, религиозными, общественными организациями религиоз-

ного фактора в управлении социально - политическими, духовными процессами, протекающими в жизни малых провинциальных городов.

Объект исследования: население малых провинциальных городов Орловской, Курской, Тульской и Брянской областей.

Предмет исследования: факторы, влияющие на уровень и состояние религиозности населения малых провинциальных городов.

Теоретико-методологическая база диссертации. Теоретической базой исследования выступают концепции зарубежных социологов XIX в. Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, работы русских философов вт. пол. XIX - нач. XX вв. B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С. Булгакова, а также современных исследователей Л.А. Андреевой, А.А. Возьмите-ля, В.Г. Немировского, Ю.Ю. Синелиной, Д.М. Угриновича, В.Ф. Чесноко-вой, И.Н. Яблокова.

Теоретические методы исследования.

В качестве теоретического метода исследования выступает комплексный подход к анализу религиозности, разработанный основоположником отечественной социологии религии И.Н. Яблоковым. В диссертации также использованы исторический подход, системный подход, институциональный, функциональный подходы.

Эмпирические методы исследования:

выборочный анкетный опрос населения по месту жительства;

наблюдение за поведением жителей г. Ливны в православных храмах ;

экспертный опрос по методике стандартизированного интервью по месту работы.

Эмпирическая база исследования:

- результаты социологического исследования, проведенного автором в
малых городах Орловской (Ливны, Мценск, Волхов, Новосиль), Курской
(Курчатов, Железногорск), Брянской (Клинцы, Новозыбков, Карачев), Туль
ской (Белев, Новомосковск, Плавск) областей в апреле - июле 2007 года с
целью определить роль религиозного фактора в социокультурной жизни ма-

лого провинциального города, а также выявить факторы, влияющие на уровень и характер религиозности населения малого провинциального города.

Для обеспечения репрезентативности эмпирических данных была использована квотно-пропорциональная выборка со взаимосвязанными характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, национальности, места жительства, социально-профессионального состава. Объем выборки 5186 человек. Способ поиска респондентов: маршрутный опрос;

материалы, полученные автором в ходе социологического наблюдения «Поведение населения малого провинциального города в православных церквях, осуществленного в течение июля — августа 2007 года в православных церквях г. Ливны Орловской области. Объем выборки — 2320 человек;

данные, полученные автором в результате стандартизированного интервью «Религиозность преподавателей гуманитарных дисциплин», проведенного с преподавателями гуманитарных дисциплин общеобразовательных и профессиональных учебных заведений г. Ливны Орловской области. Объем выборки - 30 человек;

вторичные данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования «Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность», организованного и проведенного в декабре 2003 года Институтом комплексных социальных исследований РАН;

вторичные данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования «Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России», организованного и проведенного в мае-июне 2004 года Центром «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН.

Достоверность полученных результатов основана на репрезентативности социологической информации, корректном использовании современных средств социологического анализа. Одновременно в исследовании задействован большой объем конкретной информации, отражающей как структурные, так и динамические характеристики объекта исследования.

Гипотезы.

В рамках настоящего диссертационного исследования осуществляется проверка следующих гипотез:

Основная гипотеза

В жизни малых провинциальных городов религия, выполняя стабилизирующую роль, является одним из ведущих социальных институтов. Однако процесс структурализации религиозного пространства малых провинциальных городов России не завершился. При наличии религиозной идентификации уровень воцерковленности населения остается невысоким.

Дополнительные гипотезы

  1. Чем выше уровень религиозности, тем выше степень толерантности. Степень принятия моральных норм, правовых норм, общепринятых образцов поведения обусловлена уровнем религиозности в меньшей степени.

  2. Религиозность населения малых городов определяется в большей степени тендерной, демографической, этнической принадлежностью, уровнем образования и в меньшей степени - профессиональной, семейной принадлежностью, должностным положением.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована в виде следующих положений:

  1. Сформулированы методологические особенности исследования религиозности населения в малых провинциальных городах России.

  2. Определена специфика социокультурного пространства малых провинциальных городов.

  3. Выявлены тенденции формирования религиозного пространства малых провинциальных городов.

  4. Проанализированы социально-демографические характеристики религиозно-мировоззренческих групп населения малых провинциальных городов России.

  1. Изучены определяющие факторы (тендерный, демографический, образовательный) формирования религиозности населения малых городов России в современных условиях.

  2. Обоснована духовно-нравственная роль социального института религии в повседневной жизни населения малых провинциальных городов.

  3. Раскрыты идейно-политические предпочтения, социальные ориентиры, духовно-ценностные ориентации, культурно - досуговые интересы религиозно-мировоззренческих групп населения малых провинциальных городов.

  4. Разработаны практические рекомендации по использованию местными органами власти, религиозными, общественными организациями религиозного фактора в управлении социально - политическими, духовными процессами, протекающими в жизни малых провинциальных городов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Религиозность мы понимаем как духовное, культурное, социальное состояние человека, вытекающее из принятия им той или иной разновидности доминанты религиозного сознания и поведения. Система показателей, фиксирующих количественные и качественные отличия религиозности, включают в себя такие параметры, как степень и характер, если речь идет об измерении индивидуальной религиозности, уровень и состояние, если изучается общественная религиозность. На этой основе автором диссертации выделяются такие типы религиозности, как «глубоко верующие», «верующие», «колеблющиеся», «неверующие» (атеисты);

  2. Провинция по своей форме есть понятие географическое и административно-территориальное, а по содержанию нравственно-культурное. Понятие «провинциальности» связано, с одной стороны, с местом жительства, то есть с определенным образом организованным пространством, а с другой - с особым мировосприятием. Малый город является не только экономическим, но и основным социокультурным центром для значительной части населения страны. В условиях трансформирующегося современного российского общества малые города оказались в ситуации дезинтеграции, что, в свою

очередь, сделало религию и церковь фактором, оказывающим значительное воздействие, прежде всего, на духовно — нравственную сферу жизнедеятельности малых городов.

  1. В условиях современного провинциального малого города нашли отражение тенденции общероссийского масштаба: наблюдается рост удельного числа верующих; религиозное пространство становится многоконфессиональным.

  2. Характер индивидуальной религиозности и состояние религиозных потребностей населения провинциальных городов определяется воздействием тендерного, демографического факторов, образования. По мере снижения степени религиозности рост удельного веса мужчин, молодых людей возрастает. В группах «воцерковленные» и «полувоцерковленные» процент людей с высшим образованием ниже, чем в других группах.

  3. Погруженность в мир религиозных представлений определяется в немалой степени конфессиональной принадлежностью. Однако для преобладающего числа верующих религиозность является, скорее всего, больше внешним атрибутом, чем ценностно-мотивационной составляющей.

6. Возросший авторитет церкви, религии подвигает представителей
различных религиозно-мировоззренческих групп к взвешенным, неагрессив
ным действиям, способствует превращению конфликтной (личной, общест
венной, политической) культуры в терпимую, гражданскую. Однако неструк
турированность религиозного пространства в провинции не позволяет ис
пользовать этот потенциал в полной мере. Большая часть как верующих, так
и неверующих сводит роль религии, церкви, религиозных организаций к вы
полнению преимущественно функции духовно- нравственного воспитания и
совершенствования личности.

Теоретическая значимость исследования.

В последнее время религиоведческая проблематика все чаще привлекает внимание российских социологов, но еще нельзя утверждать, что это направление в исследованиях является динамично развивающимся. Теоретиче-

екая значимость исследования заключается в разработке методологии раскрытия содержания религиозности, а также в попытке разработать методологию обобщения большого эмпирического материала конкретного проявления религиозности в социокультурной статике и динамике.

Практическая значимость исследования.

Полагаем, что результаты исследования могут быть использованы использованы местными, региональными органами власти для анализа состояния и решения конкретных проблем и религиозного пространства, и соци-альнгой, духовной жизни города, района, области, так как диссертантом даны социально — демографические характеристики различным религиозно - мировоззренческим группам респондентов, показаны социально значимые доминанты системы ценностей как современных верующих, так и неверующих.

Данные исследования могут заинтересовать представителей действующих религиозных организаций с целью мобилизации дополнительных ресурсов для оказания действенной социально ориентированной помощи нуждающимся, обездоленным категориям населения малых провинциальных городов России.

Изложенные в диссертации выводы и практические рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при дальнейшем изучении процессов социальной трансформации современного общества, помогут в полной мере учесть религиозный фактор в прикладных исследованиях социологии семьи, социологии политики, социологии города.

Разработанный понятийный аппарат, программы социологического опроса и наблюдения могут служить методологическим ориентиром при проведении повторных социологических исследований религиозности в Орловской, Курской, Тульской и Брянской областях с целью мониторинга динамики религиозности, трансформаций института религии.

Материалы диссертации могут привлекаться исследователями для дальнейшей теоретической разработки проблем религиоведения, социологии религии. Обобщение теоретического и эмпирического материала позволяет

изучить социальные последствия осуществляемых в стране реформ, связанных с влиянием религиозных представлений и поведения жителей малых городов.

Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных спецкурсов «Социология религии», «Социология города», «Социология молодежи».

В целях формирования благоприятной межконфессиональной среды, межэтнической среды, пропаганды принципа толерантности, уважения иной религии, культуры результаты исследования могут быть использованы средствами массовой информации.

Апробация работы и практическое внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты работы были представлены на международной научно-практической конференции «Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности» (18-19 мая 2000г., г. Орел); межвузовской областной научной конференции «Интеллектуальная элита России. Век XX» (21 апреля 2000 г., г. Орел); всероссийской научно-практической конференции «XXI век: итоги и новые горизонты социальной работы» (4-5 апреля 2007 г., г. Москва); всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых МГУС «Современные проблемы сервиса и туризма» (17 апреля 2007 г., г. Москва).

По теме диссертации опубликованы статьи в журналах «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», «Вестник Самарского государственного университета», рекомендованных ВАК.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 3,14 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной, включающего 259 наименований, приложений на 47 страницах. Основное содержание изложено на 162 страницах.

Религия и религиозность: социально-философские и социологические концепции

Совершенно справедливым нам представляется мнение Д.М. Угринови-ча о том, что «важнейшей методологической предпосылкой социологического исследования религиозности является научное понимание религии»1.

Религия как объект изучения рассматривается, пожалуй, еще со времен зарождения. В качестве первых трудов, выявляющих сущность религии, можно назвать «Вавилонскую теодицею», или « Мудрый муж, постой...»(VII в. до н.э.), «Предназначенья назначаются Эа...»(пер. пол.П тыс. до н.э.), появившихся в Вавилоне".

На исследование религии и религиозности значительное влияние оказала философия. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии, а именно таких вопросов, как: что первично - материя или сознание, какова структура бытия, познаваем ли мир и т. д. Обратим внимание на то, что в философии изначально основное внимание уделялось понятию «религиозное сознание». Его трактовка зависела от господства в конкретную историческую эпоху той или иной научной школы или парадигмы.

Свободная оценка религии могла произойти лишь на развалинах государства со сложившейся богатой рефлексивной культурой. Такие события произошли после распада крито-микенской цивилизации и возникновения разрозненных городов-государств и сельских общим, унаследовавших только общее самосознание. Рефлексия религии наряду с другими культурными инстатутами сформировалась именно в таких условиях, о которых упоминают Б. Рассел: «... религия классической Греции оказалась смесью двух религий»1, а также Ж.-П. Вернан: «Поиск равновесия, согласия между противостоящими силами (сельской общины и военной аристократии), которые высвободились с крушением дворцовой системы... вызвали к жизни нравственную рефлексию и политические спекуляции, определившие первую форму человеческой «мудрости»".

Античность заслуживает особого внимания, так как большинство современных представлений о роли религии восходит именно к этой эпохе, давшей почти все модели дальнейших представлений о религии. В античной философии исследователи выделяли два основополагающих подхода к проблеме природы религиозного сознания:

- материалистическая традиция, в которой сознание человека есть особое отражение действительности, то есть религиозное сознание рассматривается как результат или продукт функционирования самого сознания человека; -идеалистический подход Платона и Аристотеля, определяющий религиозное сознание как истинное первичное сознание.

Религия, по мнению Платона, является для человечества зеркалом, позволяющим понять самих себя, поддерживать нравственность и развивать рассудительность и разумность: «Вглядываясь в божество, мы пользуемся этим прекраснейшим зеркалом и определяем человеческие качества в соответствии с добродетелью души: именно таким образом мы видим и познаем самих себя»3.

«Разумные же и справедливые, - у Платона, - это именно те, кто знает, что должно делать и говорить, обращаясь как к богам, так и к людям» .

В работах другого крупнейшего греческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.) можно отыскать крайне интересные замечания, касающиеся роли религии. В «Политике» он пишет о том, что одна из религиозных церемоний служит целям человеческого общения, предугадывая, таким образом, интеграционную и коммуникативную функции религии: «По этой причине в государствах возникли родственные союзы и фратрии и жертвоприношения и развлечения - ради совместной жизни»1. Он также указывал на обязательность использования правителями религиозного фактора: «Помимо этого следует постоянно показывать особенное рвение ко всему, касающемуся религиозного культа: если подданные считают правителя человеком богобоязненным и усердным в делах культа, они менее будут опасаться потерпеть от него что-либо беззаконное и реже станут злоумышлять против него...»". Аристотель наряду с другими социальными институтами, долженствующими существовать в государстве, обязательно выделял и религиозный, причем жрецами предлагал ставить только граждан из числа престарелого возраста, не могущих исполнять никакие другие функции.

В «Афинской политий» философ, описывая процедуру докимасии - избрания граждан на главенствующие в государстве должности, замечает, что над ней со свидетелями выяснялось отношение претендентов к национальным богам: «Затем спрашивают о том, есть ли у него Аполлон Отчий и Зевс Отрадный и где находятся эти святыни; далее, есть ли усыпальницы и где они находятся...» .

Определение сущности религиозности через соотношение понятий «религия», «религиозность», «духовность»

Строгий научный подход к проблеме религиозности приводит нас к необходимости операционализации основных понятий, способствующих выявлению сущности религиозности: религия, религиозная вера, духовность. Без такого теоретического фундамента все эмпирические материалы нашего исследования будут безосновательными. При этом необходимо указать на многозначность исследуемых категорий. Так, источники термина «религия» не раскрыты полностью: по мнению Цицерона термин произошел от relegere (прочитывать надлежащим образом)1, по мнению Августина Блаженного - от religare (связывать)".

Определение сущности религии как сложного социального феномена не является предметом нашего исследования, поэтому оіраничимся определением религии, данным классиком отечественного религиоведения Д.М. Угрино-вичем: религия с позиций марксистско-ленинского похода им определяется как «...особая сфера (форма) общественного сознания, особый тип социальных связей и институтов в рамках целостной социальной системы»3, а религиозность в этом случае следует понимать как «определенную степень приверженности индивида к религии, сформировавшейся в его сознании в результате ложного отражения действительности и проявляющейся в его отчуждении и самоотчуждении». Современная справочная литература определяет религию как мировоззрение, поведение, определяемое верой в существование Бога , как 6 веру в сверхъестественное .

И.Н. Яблоков указывает на важность различения категорий «религии», «религиозности» и «духовности». Здесь понятию объективно-личностного феномена религии противопоставляется более широкое понятие «духовности», которая может принимать религиозные и нерелигиозные формы1. При этом в литературе часто смешивают категории «религиозность» и «духовность». Такое отождествление может иметь апологетические цели, обосновывая необходимость принятия той или иной конфессиональности как единственной и абсолютной формы духовности. Однако при таком подходе происходит сущностное сближение или отождествление религии с мифом, поэзией, философией и наукой, высвечивая их преемственность и единство". В качестве примера можно привести позицию В.Н. Топорова, который характеризует религию как символическое выражение «некоего цельно-единого культурно-исторического, религиозно-нравственного и психоментального комплекса, .. .высшего класса универсальных модусов бытия» .

Целый ряд авторов выступает за выявление сущностного единства светской и религиозной духовной культуры. Так, Т. Лукману и П. Бергеру, трактующим светскую как инобытие христианства во внецерковной форме4, близок А. Мень, понимающий секуляризм как инобытие духовности как таковой5. Оспаривает распространенное представление о вытеснении религии секуля-ризмом в индустриальном обществе и П. Вайдкун, а известный экзистенциалист X. Ортега-и-Гассет еще в начале века писал о происходящем в Европе переходе от ценностей «религии труда» к «ценностям спорта». Под термином «религия» в этом случае понимается «должное», «истинное», достойное человека мироотношение вообще, подлинный образ жизни.

Социально-демографические характеристики представителей религиозно-мировоззренческих групп

Определяющая роль религиозного фактора в эволюции российского государства и общества осмыслена давно1. Однако отношение к религии как к особой форме мировоззрения и к церкви как к социальному институту со стороны государства в разные исторические периоды было крайне неоднозначным. Эволюцию отношения к религии в течение последних столетий современные исследователи представляют в виде движения маятника". Начальная точка этого движения — это тотальная средневековая православная религиозность. В XVIII - XIX вв., когда православие было государственной религией и все русские считались православными, начинается процесс секуляризации страны, который совпал с процессом европеизации. Прежде всего, влияние процесса европеизации сказалось на отношении к религии, к православию. Церковь и вера ушли на второй план, на смену религиозным ценностям пришли ценности утилитарные, менялся образ жизни, привычные формы поведения. Конечно, не все слои российского общества в равной степени были охвачены процессом секуляризации - европеизации. Российское дворянство было первым общественным слоем, вступившим на путь реформирования, а вслед за дворянством в этот процесс втягивались другие социальные слои. Соответственно, можно выделить три основных больших цикла секуляризации в России до 1917года: первый цикл - секуляризация дворянства и части интеллигенции; второй цикл — этот процесс идет в средних слоях общества и охватывает разночинцев; третий цикл - в среде рабочих и крестьян. Следует обратить внимание на то, что часть представителей различных общественных слоев возвращалась к православию и православной культуре, по-новому осмысленным с позиций европейской исторически-философской традиции. Поэтому смена традиционного православного религиозного мировоззрения в дореволюционной России происходила по определенной схеме, действительно напоминающей движение маятника: тотальная средневековая религиозность - вызванные началом секуляризации аномия, кризис духовных и религиозных ценностей, распространение вольнодумства, одной из форм которого можно назвать атеизм - зарождение квазирелигиозной утилитарной идеи, пытающейся удовлетворить духовную жажду (построение великого государства при Петре I; благо для народа при разночинной интеллигенции) - религиозный синкретизм - возврат в православие, причем для кого-то в православную Церковь, для кого-то в православную культуру.

Революция 1917года явилась триумфом атеистической марксистско-ленинской идеологии, приступившей к планомерному уничтожению религии в целом, православной конфессии в частности. Научные положения об исторически приходящем характере религии и факторах ее полного исчезновения были сформулированы в трудах основоположников марксизма-ленинизма. «Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм,- говорил К.Маркс, - ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» . Отход масс от религии В.И.Ленин объяснял «конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии»". Реальные исторические перспективы окончательного преодоления «векового засилия церкви и религиозной идеологии» вождь российского пролетариата видел в классовой освободительной борьбе рабочих. Он писал, что «только классовая борьба рабочих масс, всесторонне втягивая самые широкие слои пролетариата в сознательную и революционную общественную практику, в состоянии на деле освободить угнетенные массы от гнета религии»1. После победы Октябрьской революции молодая Советская республика провозгласила декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Главным документом, который определил направление работы партии по преодолению религии, стала Программа РКП (б), принятая на XVIII съезде в 1919 году. В Программе было сказано: «По отношению к религии РКП не удовлетворяется декредитированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви...РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков»". В последующих партийных документах неоднократно подчеркивалось, что отход народных масс от религии - процесс сложный и постепенный, поэтому необходимо разработать научный подход к анализу религиозных явлений. Так, в постановлении ЦК РКП (б) 1921 года «По вопросу о нарушении пункта 13 Программы и о постановке антирелигиозной пропаганды» выдвигалось требование «внимательно изучить все изменения, какие происходят в широких крестьянских и рабочих массах в их отношении к религии, изучить в каждой отдельной местности преобладающий классовый состав сектантских групп, изучить их идеологию; знакомиться с содержанием религиозной пропаганды, которая ведется различными религиозными группами среди крестьян-ских и рабочих масс» .

Похожие диссертации на Религиозность населения малых провинциальных городов России: социологический анализ