Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) Шумкова Наталья Викторовна

СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА)
<
СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА) СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шумкова Наталья Викторовна. СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА): диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Шумкова Наталья Викторовна;[Место защиты: Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева].- Саранск, 2014.- 172 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Субкультурная идентичность как вид социально- групповой идентичности молодежи: теоретико- методологические основы исследования 14

1.1 Молодежные субкультурные сообщества в контексте социологического анализа 14

1.2 Методологические основы социологического изучения субкультурной идентичности молодежи 44

2 Особенности субкультурной идентичности современной городской молодежи (на примере г. Саранска) 71

2.1 Социальный портрет представителей молодежных субкультурных сообществ г. Саранска .71

2.2 Субкультурные практики как механизм конструирования социально-групповой идентичности молодежи г. Саранска 88

2.3 Институционализация субкультурных практик молодежи в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города 109

Заключение 130

Список использованных источников 137

Приложение 1 159

Приложение 2 166

Приложение 3 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена кардинальными изменениями механизмов социальной идентификации, являющимися следствием складывающегося общества эпохи постмодерна. В условиях фрагментарности, плюрализации, социальной неопределенности современного общества процессы формирования и поддержания социальной идентичности приобретают наибольшую вариативность, становятся более сложными и амбивалентными.

В российском обществе кризис характерных для индустриального модерного общества механизмов формирования социальной идентичности «наложил-ся» на постсоветский кризис общегражданской идентичности. В условиях отсутствия жесткого каркаса общегражданской идентичности возрастает значимость альтернативных стратегий групповой самоидентификации.

Происходящие изменения механизмов социальной идентификации наиболее отчетливо заметны в пределах современного городского пространства, где групповые идентичности формируются в большинстве своем на субкультурной основе. По мнению американского социолога К. Фишера1, широкому распространению субкультурных сообществ в городском социуме способствует ослабление механизмов социального контроля, позволяющее горожанам быть толерантными к нетрадиционным моделям поведения, тем самым предоставляя индивиду широкий выбор альтернативных вариантов самоидентификации.

Распространение субкультурных сообществ в современном городском социуме интенсифицируется стремительным совершенствованием информационно-коммуникационных технологий. В частности, развивая идеи «глобальной деревни» М. Маклюэна, современные сторонники неотрайбализма утверждают, что «в информационном обществе виртуальные субкультуры заменяют собой и феодальные деревенские общины, и капиталистические национальные общности в качестве способа социальной самоидентификации»2.

Феномен субкультурной идентичности характерен для всех возрастных, социальных и профессиональных групп современного общества. Однако как один из видов социально-групповой идентичности молодежи она выполняет ряд специфических функций, обусловленных преобладанием в российском обществе префигуративной модели межпоколенного взаимодействия. В условиях, когда традиционные агенты социализации не способны в полной мере реализо-вывать инновационный потенциал современной молодежи, субкультурные сообщества выступают в качестве стихийных агентов социализации.

Как продукт стихийной социализации субкультурная идентичность молодежи амбивалентна по своему содержанию. Она может быть и способом адаптации молодого человека к современному обществу, и причиной его десоциали-

1 Fischer С. The urban experience / C. Fischer. — N. Y. , 1984. — 371 p.

2 Бард А. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард,

Я. Зодерквист ; пер. с швед. яз. — СПб., 2004. — С. 179.

зации. Сложность и неоднозначность феномена в условиях происходящих социокультурных изменений актуализируют необходимость его дальнейшего изучения. В частности, необходим более детальный анализ специфики социального функционирования и особенностей репрезентации субкультурной идентичности в пространстве российского провинциального города, поскольку до настоящего времени изучение молодежных субкультурных сообществ велось в основном в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др.

Столица Республики Мордовия, г. Саранск, население которого составляет около трехсот тысяч человек, представляет собой относительно новое поле для исследования феномена субкультурной идентичности, которое демонстрирует как общие, так и специфические тенденции в формировании и развитии субкультурных сообществ. Эта специфика, с точки зрения диссертанта, заключается в резком расширении и дифференциации субкультурного пространства провинциального города в последнее десятилетие вследствие стремительного развития средств массовой коммуникации и распространения интерактивных форм общения.

Степень научной разработанности темы. Изучение проблем, составляющих предметное поле настоящей работы, можно систематизировать по двум направлениям.

Первое направление включает исследования по проблемам социальной идентичности, в частности проблемам идентичности в раннем юношеском возрасте. Данная тема впервые затронута в рамках социальной психологии зарубежными учеными: Э. Эриксоном, Дж. Марсиа, А. Тэджфелом и Дж. Тернером. В социологии проблематика идентичности рассматривалась в рамках теорий символического интеракционизма Ч. Кул и и Дж. Мида, драматургической теории И. Го ф м а н а , структурного функционализма П. Бергера и Т. Лукмана. Постмодернистское прочтение социальной идентичности представлено в работах Э. Гидденса, З. Баумана. Отечественные ученые (Г. М. Андреева, Л. М. Дробижева, Б. В. Дубин, И. А. Климов, Г. И. Макарова, Т. Г. Стефаненко, В. А. Ядов)3 социальную идентичность изучают прежде всего в контексте соци-

3 Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] / Г. М. Андреева. — URL: (дата обращения: 21.10.2013); Дробижева Л. М. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития / Л. М. Дробижева // Социол. наука и соц. практика. — 2013. — № 1. — С. 74—84; Дубин Б. В. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России / Б. В. Дубин // Вестн. обществ. мнения. — 2009. — № 2(100). — С. 55—64; Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М., 2001. — С. 54—81; Макарова Г. И. Этническая российская идентичность : автореф. дис. … д-ра социол. наук / Г. И. Макарова. — М., 2012. — 42 с.; Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России. — М., 2001. — С. 11—30; Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35—52.

альных, экономических, политических и социокультурных процессов, происходящих в российском обществе.

Второе направление включает исследования, посвященные непосредственно субкультурной идентичности молодежи. Термин «субкультурная идентичность» входит в научный дискурс в 1980-х гг. К началу ХХI в. существует уже достаточно много литературы по данному направлению. Феномен субкультурной идентичности изучают С. Мизрах, С. Торнтон, П. Ходкинсон, Б. Шанк и др.4. В отечественной науке известны труды Ю. В. Епановой, Г. В. Жаркова, С. М. Копытина, Е. Л. Омельченко5 и др. Проблемы определения и самоопределения молодежи в рамках субкультурных сообществ не являются центральными, но рассматриваются в работах таких исследователей, как В. В. Гаврилюк, Д. В. Громов, С. И. Левикова, А. Л. Салагаев6.

В целом можно сделать вывод, что тема диссертационного исследования в своих отдельных аспектах получила достаточно широкое освещение. Однако комплексного научного анализа феномена субкультурной идентичности молодежи пока не представлено. Это, в свою очередь, обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Объект исследования — молодежные субкультурные сообщества.

Предмет исследования — субкультурная идентичность как одна из форм социальной идентичности городской молодежи.

4 См., напр.: Mizrach S. Technology and the Transformation of Identity: Technology,
Culture, and the Production of New Identities [Электронный ресурс] / S. Mizrach. — URL:
(дата обращения: 26.06.2013); Thornton S.
Club Cultures: Music, Media, and Subcultural Capital / S. Thornton. — Middletown, CT:
Wesleyan Univ. Press, 1996. — 191 p.; Hodkinson P. Goth. Identity, Style and Subculture /
P. Hodkinson. — Oxford, UK: Berg, 2002. — 219 p.); Shank B. Dissonant Identities: The
Rock’n’Roll Scene in Austin, Texas / B. Shank. — Lebanon: Univ. Press of New England,
1994. — 294 p.

5 См., напр.: Епанова Ю. В. К вопросу о специфике субкультурной идентификации
молодежи [Электронный ресурс] / Ю. В. Епанова. —
URL: (дата обращения:
02.03.2014); Жарков Г. В. Телесность в структуре субкультурной идентичности (на
примере провинциальных групп футбольных фанатов) / Г. В. Жарков // Вестн. Череповец.
гос. ун-та. — 2011. — Т. 4., № 35—36. — С. 211—213; Копытин С. М. К вопросу о
субкультурной идентичности [Электронный ресурс] / С. М. Копытин. — URL:
(дата обращения: 02.03.2014);
Омельченко Е. Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани
XX—XXI вв. : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Е. Л. Омельченко. — М., 2004. — 34 с.

6 См., напр.: Гаврилюк В. В. Грани девиации российской молодежи: субкультурный
аспект / В. В. Гаврилюк, Т. В. Латышева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. — 2009. — № 4. —
С. 139—148; Громов Д. В. Подростково-молодежные уличные группировки как объект
этнографического исследования / Д. В. Громов // Молодежные уличные группировки:
введение в проблематику. — М., 2009. — С. 8—72; Левикова С. И. Молодежная
субкультура / С. И. Левикова. — М., 2004. — 608 с.; Салагаев А. Л. Молодежные
правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских
социологических теорий / А. Л. Салагаев. — Казань, 1997. — 156 с.

Целью диссертационной работы является выявление специфики субкультурной идентичности молодежи в современном российском городе (на примере г. Саранска).

Поставленная цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

систематизировать теоретико-методологические подходы к анализу молодежных субкультурных сообществ;

выявить социальные функции субкультурной идентичности молодежи в современном глобальном и локальном социальном контексте;

охарактеризовать на основе результатов проведенного эмпирического исследования социальный портрет представителя молодежных субкультурных сообществ г. Саранска;

определить значимость субкультурных коллективных практик в конструировании субкультурной идентичности современной саранской молодежи;

проанализировать на примере г. Саранска существующие модели ин-ституционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города.

Гипотеза исследования. Социальные практики, обусловленные участием индивида в молодежных субкультурных сообществах, представляют собой один из механизмов формирования субкультурной идентичности. Субкультурная компонента входит в состав подвижной социальной идентичности, характерной для общества постмодерна, и доминирует в ее структуре в период социализации индивида, окончание которого совпадает с завершением учебы, началом трудовой деятельности и созданием семьи. Своеобразие такой идентичности в структуре современного городского социума детерминировано адаптационным, инновационным, рекреационным, коммуникативным, компенсаторным потенциалом молодежных субкультурных сообществ, обусловливающим соответствующие социальные функции субкультурной идентичности молодежи.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования

составил интегративный подход, позволяющий адаптировать существующие социологические концепции к исследованию субкультурной идентичности современной городской молодежи:

при формулировании авторской интерпретации термина «молодежные субкультурные сообщества» использовались теория «воображаемых сообществ» Б. Андерсона, концепция субкультурных солидарностей Е. Л. Омельченко;

в процессе интерпретации и уточнения понятия «субкультурная идентичность» опорой служили социологические концепции идентичности З. Баумана, Э. Гидденса, В. А. Ядова;

при описании механизмов субкультурной идентификации применялись концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, теории структурации Э. Гидденса, социального капитала П. Бурдье и субкуль-

турного капитала С. Торнтон;

при интерпретации активного идентификационного поведения молодежи в рамках молодежных субкультурных сообществ использовался структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Р. Мертона;

при анализе информационно-коммуникативных факторов динамики субкультурной идентичности современной молодежи была полезна теория воображаемых ландшафтов А. Аппадураи;

в процессе формулирования рабочего определения «представитель молодежных субкультурных сообществ» применялась концепция референтных групп Р. Мертона;

при анализе специфики субкультурных практик городской молодежи использовались концепция стилевых стратегий Е. Л. Омельченко, модель потребительского поведения молодежных субкультур Т. Б. Щепанской.

В качестве методологической основы диссертационной работы применялись следующие общенаучные и частнонаучные методы: формальнологический, структурно-функциональный, феноменологический и др.

Анализ эмпирических данных осуществлялся с использованием методов математической статистики: анализа средних величин, дисперсного, корреляционного и факторного анализа. Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета «IBM SPSS Statistics 21» и программы «Microsoft Excel 2010».

В качестве эмпирической базы послужили:

качественный социологический опрос (метод полуструктурированного интервью) участников молодежных субкультур г. Саранска (сентябрь 2004 г., N = 20, выборка методом «снежного кома»);

пилотажный социологический опрос (метод анкетирования) школьников 7—11-х классов г. Саранска (ноябрь 2011 г., N = 200, стихийная выборка, погрешность +6,8 %);

массовый социологический опрос (метод анкетирования) «Субкультурные практики молодежи г. Саранска» (январь—апрель 2012 г., N = 621, многоступенчатая пропорционально стратифицированная по типу учебных заведений кластерная выборка, погрешность +3,9 %);

экспертный опрос (метод структурированного интервью) «Особенности взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций с представителями молодежных субкультур» (сентябрь—октябрь 2012 г., N = 51, целевая выборка, в качестве экспертов выступили представители государственных учреждений и общественных организаций, в своей деятельности непосредственно взаимодействующие с представителями молодежных субкультурных сообществ).

Научная новизна работы заключается в следующем:

— систематизированы теоретико-методологические подходы к изучению
молодежных субкультурных сообществ, в рамках интегративного подхода дана
авторская интерпретация понятия «молодежные субкультуры»;

предложено определение понятия «субкультурная идентичность», посредством теоретического анализа обоснована значимость субкультурной идентичности в «плавающей» структуре социальной идентичности современной молодежи, выявлена ее функциональная специфика в современном глобальном и локальном контексте;

на конкретном эмпирическом материале охарактеризован социальный портрет представителей молодежных субкультур г. Саранска;

предложено авторское определение понятия «субкультурная практика», определена значимость подобных практик в процессе конструирования субкультурной идентичности современной городской молодежи, пространство субкультурных практик г. Саранска структурировано по трем основаниям (улица, сцена, игра) в виде локальных территориальных и транслокальных виртуальных сообществ;

выявлены основные модели институционализации субкультурных практик, формирующиеся в процессе взаимодействия молодежных субкультурных сообществ с государственными учреждениями и общественными организациями г. Саранска.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Релевантным к изучению современных тенденций в субкультурном поле молодежи, характеризующемся сосуществованием локальных субкультурных объединений и транслокальных «постмодерных» сообществ, является ин-тегративный подход, включающий классические субкультурные теории и теории, объясняющие социальные последствия формирования общества постмодерна и распространение информационно-коммуникативных технологий. С учетом данного подхода под молодежными субкультурами понимаются социальные общности, представляющие собой формы объединения молодых людей, которые включены в групповые социальные практики и связи, обладают общей идентичностью, а также разделяют характерные для данного сообщества ценности, нормы поведения, культурные символы, жизненно-стилевые особенности.. Под термином «сообщества» в свою очередь понимаются делокализо-ванные сообщества, т. е. социальные общности, не имеющие четких территориальных и групповых границ, членство которых основано на индивидуальных ценностных предпочтениях.

  2. Конструктивистское понимание стратегий формирования субкультурной идентичности позволяет акцентировать внимание на процессах установления границ между теми, кто входит в группу, и всеми остальными, а также способах проявления этой идентичности в повседневных социальных практиках. Субкультурная идентичность — это специфический вид социально-групповой идентичности, позволяющий индивиду воспринимать молодежные субкультурные сообщества с «Мы-позиции», разделять ценности, символы и групповые нормы данных субкультурных сообществ и участвовать в субкультурных практиках. К специфическому комплексу характеристик субкультурной идентичности относятся ее инновационный, ситуационный, компенсаторный, адап-

тивный, временный, комплементарный и амбивалентный характер.

3. В зависимости от уровня сформированности выделены два основных
вида субкультурной идентичности молодежи г. Саранска: сильный (активные
участники субкультурных сообществ) и слабый (пассивные потребители суб
культурных ресурсов). На основании полученной типологии в категорию
«представитель молодежной субкультуры» включены три группы молодежи
г. Саранска: активно участвующие в молодежных субкультурных сообществах
(9,0 %), пассивно использующие данные сообщества в качестве референтных
групп (17,7 %), а также бывшие участники молодежных субкультурных сооб
ществ (13,9 %).

Согласно полученным результатам, социально-демографические характеристики представителей молодежных субкультурных сообществ, в сравнении с аналогичными характеристиками всей опрошенной молодежи г. Саранска, значимо отличаются лишь по двум позициям — по полу и по возрасту. Вступление в молодежное субкультурное сообщество приходится на возраст 13—14 лет, выход из него обычно совпадает либо с окончанием школы, либо с началом трудовой деятельности. Средняя продолжительность нахождения в молодежном субкультурном сообществе составляет (3±1) год. Полученные результаты подтвердили гипотезу о промежуточном, адаптивном характере субкультурной идентичности молодежи — по мере включения индивида во взрослую жизнь деятельность в рамках молодежных субкультурных сообществ постепенно утрачивает свое первостепенное значение.

4. Основным механизмом субкультурной идентификации молодежи
г. Саранска является приобщение к субкультурным практикам, инициированное
непосредственным кругом общения человека. Включенность в социальные свя
зи с членами субкультурного сообщества, а также участие в субкультурных со
циальных практиках как актах публичной саморепрезентации, являются осно
ваниями для субкультурной самоидентификации личности. Субкультурные
практики — это формы социальной активности представителей молодежи,
чаще всего имеющие коллективный характер и являющиеся маркерами их суб
культурной идентичности, формами индивидуальной и коллективной саморе
презентации.

Полученные эмпирические данные позволили структурировать пространство субкультурных практик г. Саранска по трем основаниям (улица, сцена, игра) и вычленить улично-спортивные (41,7 % опрошенных представителей молодежных субкультур), музыкальные (34,1 %) и ролевые (10,2 %) субкультуры.

Основной тенденцией динамики субкультурного пространства г. Саранска за десятилетний период (с 2004 по 2014 г.) стало перемещение субкультурных практик городской молодежи в коммуникативное пространство сети Интернета, приведшее к формированию мозаичной субкультурной идентичности, характерными признаками которой являются фрагментарность и высокая субкультурная мобильность.

5. Амбивалентный характер субкультурной идентичности молодежи актуализирует роль научно обоснованной работы с молодежными субкультурными сообществами в рамках реализации государственной молодежной политики. Согласно результатам диссертационного исследования, эффективное взаимодействие отдельных государственных учреждений и общественных организаций г. Саранска с молодежными субкультурными сообществами в настоящее время носит бессистемный и локальный характер.

Основная перспектива государственного взаимодействия с молодежными субкультурными сообществами определяется как переход от проблемно-центрированного подхода к адаптивному, в рамках которого формируются три взаимодополняющие модели институционализации субкультурных практик: «предоставление альтернатив» (развитие пользующихся спросом направлений дополнительного образования; поддержка социально ориентированных детских и юношеских НКО; повышение доступности объектов досуговой инфраструктуры), «поощрение инициатив» (поддержка творческих инициатив и предоставление возможностей для самореализации представителей молодежных субкультурных сообществ) и «наблюдение и контроль» (мониторинг субкультурных процессов в молодежной среде с целью предотвращения девиантных и экстремистских проявлений).

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются исходными методологическими позициями, адекватными поставленной цели и задачам методами исследования; их согласованностью с результатами эмпирического исследования.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты теоретического анализа способствуют целостному пониманию феномена молодежных субкультурных сообществ, его роли в формировании социальной идентичности современной молодежи. Итоги диссертационной работы позволяют более качественно осуществлять моделирование, прогнозирование и проектирование социальных процессов в молодежной среде. Ее практическая значимость определяется тем, что результаты могут быть использованы при планировании государственной молодежной политики, механизмов ее реализации в региональном социуме. Материалы исследования также могут найти применение в учебном процессе, ориентированном на подготовку социологов, культурологов, социальных работников, а также при разработке методических пособий, лекционных курсов, семинаров в рамках учебных курсов «Социология», «Социология молодежи», «Социология культуры» и др.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в публикациях автора 2004—2013 гг. общим объемом 4 п. л.; в том числе в трех публикациях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Отдельные положения диссертации были отражены в докладах автора на научно-практических конференциях различного уровня: Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гармони-

зация социальных отношений в полиэтническом регионе (Саранск, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Информационное пространство полиэтничных регионов России: векторы развития» (Саранск, 2012), IV Очередном Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие» (Уфа, 2012), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальное развитие полиэтнических регионов Российской Федерации» (Саранск, 2012), Всероссийской конференции «Социальные изменения в современном мире: общество и государство» (Ставрополь, 2012) и др.

Результаты исследования использовались в процессе реализации научно-исследовательского проекта «Социальные факторы межэтнического и межконфессионального согласия в полиэтническом регионе» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (Соглашение 8004) на базе Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (г. Саранск).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений. Объем диссертации — 173 с.

Методологические основы социологического изучения субкультурной идентичности молодежи

Социальная идентичность является объектом междисциплинарного изучения, поэтому в современном научном дискурсе существует несколько альтернативных трактовок данного понятия, сформулированных с позиции различных областей научного знания. Ретроспективный анализ динамики становления и развития данного концепта позволяет выделить основные методологические подходы, а также более четко сформулировать авторскую позицию.

Традиционно выделяют два подхода к изучению феномена социальной идентичности — психодинамический и социологический86. Первый связывают с именами З. Фрейда и Э. Эриксона, второй — с родоначальниками символического интеракционизма — Дж. Мидом и Ч. Кули. И те и другие в той или иной степени разграничивают социальную (групповую) и личностную (персональную) идентичность, однако первые закономерно отдают предпочтение анализу личностной, вторые — социальной идентичности. Прежде чем сосредоточиться на существующих социологических концепциях, следует отметить ряд теоретических концепций психодинамического направления, имеющих немаловажное методологическое значение для решения задач данного диссертационного исследования. В первую очередь это касается концепции Э. Эриксона, где под идентичностью понимается чувство «тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и про-странстве»87 и одновременно объективно наблюдаемых фактов признания данного тождества окружающими. В работах «Детство и общество» (1950), «Идентичность: юность и кризис» (1959), «Молодой Лютер» (1958) Эриксон описывает индивидуальную (Эго-идентичность) и коллективную (групповое Эго) идентичности, причем последняя соподчинена личностной. «Критической точкой» развития идентичности Эриксон полагает возраст от 11 до 20 лет, когда индивиду «не удается совмещать непротиворечивым образом представления о том, кто он есть на самом деле и кем он хотел бы быть»88. Иначе говоря, под «кризисом идентичности» он понимает один из восьми психосоциальных кризисов, переживаемых индивидом в течение всей жизни. Тяжесть кризиса идентичности находится в тесной взаимосвязи с целым рядом социокультурных факторов. В частности, в культуре с жесткими социальными нормами, не предоставляющей возможности для идентификационного выбора, проблемы идентичности минимизированы. Напротив, широкий спектр возможностей в современном демократическом обществе приводит молодежь к кризису идентичности, который проявляется в трех основных сферах поведения подростков и касается проблемы выбора карьеры, членства в группе сверстников и употребления алкоголя и наркотиков89.

Помимо этого, кризис идентичности может усугубляться общественными трансформационными процессами: «...сущность конфликта идентичности часто зависит от латентной паники или от других специфических условий, доминирующих в этот исторический период»90. Рассматривая кризисную ситуацию, сложившуюся в американском обществе 1960-х гг., Эриксон пишет: «Возможно, сегодня многие молодые негры, так же как и белая молодежь из художественной и гуманитарной среды, чувствуют себя обделенными, и поэтому и те и другие переживают — ”кризис” и становятся — ”революцио-нерами”»91. Таким образом, выделяя роль социокультурных факторов в формировании идентичности, а также признавая обусловленность «кризиса идентичности» другими коллективными кризисами, Эриксон выходит уже на социологическое осмысление идентичности. Канадский психолог Дж. Марсиа92, продолжая развивать теорию Эриксо-на о ведущей роли подросткового этапа в формировании идентичности, выделяет четыре вида (статуса) идентичности в подростковом возрасте: — «достигнутую идентичность», когда подросток преодолевает свой кризис идентичности, четко определившись со своей идеологической, профессиональной и сексуальной принадлежностью; — «мораторий», который подразумевает кризис идентичности (активная конфронтация подростка с предлагаемыми обществом возможностями самореализации, поиск альтернатив); — «диффузную идентичность», которая предполагает отсутствие у подростка четкого представления о его идеологических, профессиональных и сексуальных предпочтениях; — «предрешенность», или «преждевременную идентичность», когда наиболее важные сферы самоопределения заданы родительскими установками . Предложенная Дж. Марсиа типология описана на основе двух критериев: наличие/отсутствие состояния поиска идентичности и наличие/отсутствие возможности последующего принятия выбранной идентификационной модели. Это позволило ученому операционализировать понятие идентичности и разработать четкие индикаторы для ее измерения. Дальнейшее развитие рассматриваемого понятие получило в рамках когнитивной психологии. Автор теории социальной идентичности А. Тэджфел окончательно разграничивает понятия социальной и личностной идентичности, определив их в контексте межличностного и межгруппового взаимодействия, где выбор уровня взаимосвязи определяется индивидом с точки зрения наиболее быстрого способа достижения позитивной самооценки. По мнению В. С. Агеева, теория социальной идентичности Тэджфела раскрывается в следующих постулатах: — социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп; — индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т. е. к позитивной «Я-концепции»; — социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им позитивной или негативной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть позитивной или негативной; — оценка собственной группы определяется при соотнесении с другими конкретными группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится позитивное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий; — цель межгрупповой дифференциации — сохранить или достигнуть превосходства над чужими группами по некоторым параметрам; — когда социальная идентичность не удовлетворяет индивида, он стремится либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежит, чтобы присоединиться к более высоко оцениваемой группе, либо повысить престиж настоящей группы94.

Социальный портрет представителей молодежных субкультурных сообществ г. Саранска

В диссертационном исследовании предпринята попытка охарактеризовать социальный портрет представителей молодежных субкультурных сообществ г. Саранска, их социально-демографические, социально-психологические и социально-экономические особенности. Это позволит выявить не только отличительные признаки участников молодежных субкультурных сообществ, но и факторы интернализации ими субкультурных практик. С этой целью был проведен массовый опрос молодежи г. Саранска по анкете «Субкультурные практики молодежи города Саранска» (прил. 1).

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи: раскрыть степень включенности молодежи г. Саранска в субкультурное пространство; определить основные каналы распространения информации субкультурного характера; проанализировать особенности взаимодействия неформальных молодежных объединений с другими агентами социализации молодежи г. Саранска. Эмпирический объект исследования — молодежь г. Саранска в возрасте от 14 до 22 лет. Данная возрастная группа была выбрана вследствие того, что большинство молодых людей, принадлежащих к ней, имеет амбивалентный социальный статус, их поведение не детерминировано основными социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.) и предполагает наличие свободного времени, что, по мнению А. А. Барсамовой, является весьма важным условием вступления в молодежные субкультурные сообщества: «...подростки, которые вынуждены работать до изнеможения или учебный график которых плотно заполнен, редко становятся членами каких-либо музыкальных субкультур»150.

Генеральная совокупность составила 37 488 чел. (N = 37 488) — численность молодежи г. Саранска в возрасте от 14 до 22 лет. Возрастно-половая структура изучаемой генеральной совокупности, согласно данным Мордовстата о половозрастной структуре населения г. Саранска за 2011 г., представлена следующим образом (табл. 2.1).

Планируемая выборочная совокупность проведенного опроса составила 621 чел. Размер выборки учитывал необходимость получения репрезентативности подвыборки представителей молодежных субкультурных сообществ. При прогнозируемой средней доле участников молодежных субкультур около 20— 30 % число респондентов — представителей молодежных субкультурных сообществ прогнозировалось в районе 120—180 чел. В ходе исследования использовался пропорциональный стратификационный отбор объема выборки: генеральная совокупность учащейся молодежи была разбита на страты, в качестве которых выступили типы учебных заведений (30 % составляли учащиеся общеобразовательных учреждений, 52 % — студенты ВУЗов и 16 % — учащиеся среднеспециальных образовательных учреждений). По каждому типу учебного заведения из соответствующего списка случайным образом были отобраны несколько учебных заведений (2 ссу-за и 4 школы). В качестве объекта анализа по высшим учебным заведениям было определено ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» как наиболее крупное учебное заведение города. В рамках самих учебных заведений отбор респондентов осуществлялся методом кластерной выборки — случайным образом были отобраны группы учащихся необходимого возраста для последующего сплошного опроса.

Возникшее в ходе исследования отклонение структуры выборочной совокупности от генеральной было устранено посредством перевзвешивания по удельным весам соответствующих возрастно-половых групп в генеральной совокупности. Последующее сопоставление других социально-демографических показателей выборочной и генеральной совокупности позволяет считать результаты исследования достоверными. В частности, сопоставимыми являются гендерные показатели (48,2 % юношей в выборочной совокупности, 46,5 % — в генеральной), а также показатели национального состава (доля русских в генеральной совокупности равна 53,2 %, в выборочной — 64,0 %; доля мордвы соответственно 39,9 % и 28,5 %; татар — 5,2 % и 6,1 %). Также подтвердилась предварительная гипотеза об удельном весе участников молодежных субкультурных сообществ среди учащейся молодежи в возрасте от 14 до 22 лет. Согласно данным диссертационного исследования, 38,7 % опрошенной молодежи в той или иной степени причисляет себя к тем или иным субкультурным сообществам: 9,0 % отнесли себя к активным участникам, 17,7 % разделяют идеи, 11,9 % указали на свое прошлое участие, 13,9 % отметили близкое знакомство с представителями молодежных субкультур (рис. 2.1). Полученные данные не противоречат результатам исследований, проводимых в других регионах РФ, согласно которым в молодежные субкультуры вовлечено от 10 до 40 % всей молодежи151, причем уровень распространенности субкультурных сообществ непосредственно связан с размерами города, а также с уровнем развития его инфраструктуры.

Субкультурные практики как механизм конструирования социально-групповой идентичности молодежи г. Саранска

Ядром консолидации молодежных субкультурных сообществ являются субкультурные практики. Под субкультурными практиками автор понимает формы социальной активности представителей молодежи, чаще всего имеющие коллективный характер и являющиеся маркерами их субкультурной идентичности. Субкультурные практики, с одной стороны, подчеркивают увлечения и интересы индивидов, с другой — обусловливают целенаправленность формирования социальной идентичности в рамках субкультурных сообществ.

Проведенное социологическое исследование выявило в г. Саранске достаточно значимое влияние субкультурных ресурсов и практик на городскую молодежь. Информированность о том или ином явлении — важнейший показатель уровня его значимости (актуальности) для индивида. В рамках диссертационного исследования было проведено изучение информированности молодежи г. Саранска в возрастной категории 14—22 года о существующих на данный момент молодежных субкультурах. Респондентам предлагалась выбрать известные им молодежные субкультуры из списка, составленного по результатам пилотажного исследования среди школьников г. Саранска (N = 200). Список включал 25 позиций: анимешники (отаку), антифашисты (антифа), байкеры, ванильки, вело-байкеры (ВМХ, МТВ), геймеры, гопники, готы, дворовые спортсмены (вор-каут), исторические реконструкторы, клабберы, металлисты, панки, райтеры, растаманы, рокеры, ролевики, рэперы, сатанисты, скейтеры, скинхеды, трейсе-ры, хиппи, футбольные фанаты, эмо-киды.

Согласно полученным данным, почти полностью осведомлены о перечисленных в списке молодежных субкультурах не менее 61 % молодежи опрашива емых возрастных категорий; 39 % знают только о широко разрекламированных СМИ субкультурах, таких как футбольные фанаты, рэперы и готы. Среди дополнительно отмеченных (не представленных в списке) молодежных субкультур на первом месте оказались хипстеры (18 % ответивших на вопрос), на втором — неонацисты (14 %). Другие ответы встречались редко и не повторялись в 3 или более анкетах. Среди каналов получения информации о молодежных субкультурах доминируют «средства массовой информации» — 56,8 % из 100 % случаев. Получают информацию из личных наблюдений в 55,8 %, через друзей/знакомых в 39,9 % из 100 % случаев. Ответы респондентов были подвергнуты факторному анализу, что позволило разделить выборочную совокупность на 3 группы, характеризующиеся схожими взглядами (выделенные факторы объяснили 51 % дисперсии). Первая группа (объясняет 32 % выборки) отличается выраженной ориентацией на так называемые «уличные» субкультуры — субкультуры «дворового спорта» (паркур, воркаут, скейтбординг и др.) и хип-хоп субкультуру (рэперы, райтеры). Вторая (объясняет 11 % выборки) — на андеграундную музыкальную сцену (панки, металлисты, сатанисты, эмо, готы и др.). Третья группа (объясняет 8 % выборки) объединила респондентов, ориентированных на ролевое движение (ролевики, реконструкторы, отаку). Наиболее распространенным в г. Саранске субкультурным сообществом, по мнению респондентов (рис. 2.9), является субкультура гопников (26,8 %). Далее следуют субкультуры рэперов (19,5 %), футбольных фанатов (16,9 %), ванилек (13,2 %) и турникменов (10,2 %).

Насколько данная структура близка к реально сложившейся структуре субкультурного пространства г. Саранска, можно узнать, сравнив между собой распределение ответов на вопрос о наиболее распространенной субкультуре с распределением ответов на вопрос «К какой субкультуре Вы себя относили / относите». На рис. 2.10 отражена явная корреляция данных. Тем не менее, некоторые позиции оказались значительно занижены (отаку) или завышены (гопники, ванильки).

Субкультура гопников (самоназвание — пацаны) одна из самых сложно идентифицируемых. В первую очередь это связано с тем, что представители данной молодежной субкультуры «гопниками» себя не называют, это наименование является внешним и в некоторой степени мифологизированным158. Как указывает Е. Омельченко, часть молодежи «с продвинутой стратегией» под термином «гопники» понимает «серую, зашоренную массу» молодежи, затевающую драки по ничтожным поводам: «из-за внешнего вида (прически или одежды), из-за того, что кто-то ”выступает”»159. Большое количество выборов гопников в качестве самой распространенной субкультуры г. Саранска (21,1 %) свидетельствует скорее о некотором недовольстве культурной средой г. Саранска у «продвинутой» части молодежи, чем на реальное их преобладание. На это указывает также тот факт, что отметившие себя «гопниками» учащиеся ссу-за выражали тем самым некий элемент самоиронии («в школе был металлистом, в ссузе стал гопником»).

Институционализация субкультурных практик молодежи в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями города

Субкультурные молодежные сообщества, идентичность и социальные практики их представителей в современном российском обществе испытывают определенное влияние со стороны различных социальных институтов, в процессе взаимодействия с которыми наблюдается частичная модификация и институционализация субкультурных практик. Это обусловливает необходимость рассмотрения существующих моделей институционализации субкультурных практик, формирующихся в процессе взаимодействия с государственными учреждениями и общественными организациями на примере г. Саранска и в целом Республики Мордовия, столицей которой он является.

Молодежные субкультурные сообщества являются своего рода «слепым пятном» современной государственной молодежной политики. Нельзя сказать, что эта тема полностью замалчивается и работа с молодежью не проводится. Однако все инициативы, связанные с молодежными субкультурами, идут «снизу» — со стороны муниципалитетов, отдельных общественных организаций и государственных учреждений. На региональном и, что важнее, федеральном уровне данная тема рассматривается исключительно в связи с вопросами профилактики экстремизма и национализма среди молодежи.

С целью исследования институциональных механизмов взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций с молодежными субкультурными сообществами г. Саранска в сентябре-октябре 2012 г. методом структурированного интервью (прил. 3) был проведен опрос экспертов (N = 51). Были опрошены представители органов государственной власти (7 чел.) и неправительственных общественных организаций (6 чел.), системы образования (14 чел.), здравоохранения (5 чел.), культуры (6 чел.), а также двух наиболее крупных религиозных конфессий (5 чел.). Отбор проводился по целевой выборке. Все эксперты в своей профессиональной или общественной деятельности были непосредственно заняты работой с молодежью, в том числе с молодежными субкультурными сообществами. В числе прочих экспертам был задан вопрос о наиболее распространенных субкультурных сообществах г. Саранска. Выявленная корреляция с ответами на аналогичный вопрос в массовом опросе молодежи позволила говорить о достаточной репрезентативности проведенного экспертного опроса (табл. 2.13). Отвечая на вопрос о наиболее целесообразных практиках взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций с представителями молодежных субкультур г. Саранска, эксперты разошлись во мнениях. Методом факторного анализа из предложенных вариантов были выделены три основных подхода к работе с представителями молодежных субкультур: «предоставление альтернатив» (объясняет 25 % дисперсии), «поощрение инициатив» (20 %) и «наблюдение и контроль» (15 %). 1-й подход — «предоставление альтернатив» — нацелен на развитие альтернативных субкультурным форм досуга, помощь во временном трудоустройстве, профилактическую работу в учебных заведениях, направленных на снижение участия молодых людей в неформальных объединениях. В ходе исследования 35 % экспертов отметили, что молодежным субкультурным объединениям в г. Саранске есть достойная альтернатива, еще 39 % затруднились с однозначным ответом.

В первую очередь в качестве альтернативы молодежным субкультурным сообществам экспертами была названа система дополнительного образования детей и подростков. Несмотря на существующие трудности, как методологического, так и материально-технического характера, она достаточно эффективно позволяет решать ряд значимых социальных проблем, таких, как обеспечение занятости детей и подростков, их самореализация и социальная адаптация, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений в молодежной среде. В 2011 г. система дополнительного образования г. о. Саранск включала 7 учреждений дополнительного образования (3 спортивные школы, 4 центра детского творчества), 1 047 творческих объединений и спортивных секций, в которых занималось 15 180 детей и подростков. На базе 47 муниципальных общеобразовательных учреждений города функционировало 388 кружков и студий, которыми было охвачено 5 830 школьников. За период с 2006 по 2011 г. отмечено значительное увеличение доли пользующихся услугами дополнительного образования — с 48,4 % до 80,0 %. Однако, по мнению специалистов в области образования, учреждения дополнительного образования города все еще недо статочно полно учитывают реальные потребности, интересы и мотивы детей и взрослых при предоставлении муниципальной услуги189.

Среди молодежных общественных объединений, которые были обозначены экспертами в качестве действенной альтернативы молодежным субкультурным сообществам, были названы: Молодежное патриотическое движение «Сталь», РОО «Союз православной молодежи», РОО «Союз педагогических отрядов Республики Мордовия», Ассоциация учащейся молодежи Мордовии, «Молодая Гвардия Единая Россия», Патриотическое объединение «Поиск», Евангельские чтения при Православном училище, Ассоциация «Милосердие», МРДЮОД «Истоки», ГМОО «Клуб интеллектуального творчества».

Необходимо заметить, что наиболее эффективна деятельность общественных молодежных движений в студенческой среде: формируя особую «студенческую субкультуру», они позволяют первокурсникам быстро адаптироваться к изменившемуся социальному статусу и облегчают процесс их социализации. Это видно из ответов студентов МГУ им. Н.П. Огарева, отметивших свое прошлое участие в молодежных субкультурах и указавших на свое нынешнее активное участие в вожатском движении, ЧГК («Что? Где? Когда?»), студотрядах и КВН («Клуб Веселых и Находчивых»).

Похожие диссертации на СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙМОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА)