Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Саблина Наталья Александровна

Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России
<
Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саблина Наталья Александровна. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Иркутск, 2006.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-22/607

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 16

1.1. Проблемы функционирования семьи как социального института в контексте трансформации социально-структурных отношений в России на рубеже XX-XXI вв 16

1.2. От исследования насилия в структуре семейных отношений к изучению толерантности в семье как в экономически- и профессионально-ориентированном социальном институте 46

ГЛАВА 2. ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 90

2.1. Особенности внутрисемейной толерантности как способа гармонизации семейных отношений в России 90

2.2. Основные пути и перспективы формирования и функционирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института... 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 177

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальные изменения экономической инфраструктуры, социально-структурная трансформация общества, развитие гражданского социума, изменения в системе общественных ценностей в России привели к изменению и расширению функций семьи как социального института. Осмысление и анализ позитивных и негативных тенденций в развитии семьи в современной России дают основание полагать, что сегодня институт семьи выступает в своем новом качестве.

Семья как социальный институт в настоящее время теряет способность к самоорганизации и саморазвитию, не может самостоятельно справиться с происходящими в ней деструктивньши процессами. Проявление крайней формы деструктивности, - насилия в семейных отношениях, - неизбежно приводит к разрушению системных свойств семьи. В процессе развития общества и трансформации семейных отношений условия и факторы, способствующие проявлению как насилия в семье, так и гармонизации семейных отношений, подвергаются изменениям, что обусловливает необходимость в проведении комплексных научных исследований в динамике. В этой связи, неизбежно встает задача поиска путей урегулирования системы семейных отношений с целью преодоления внутрисемейного насилия и их гармонизации.

Необходимость адаптации к рыночным отношениям, новым социально-экономическим условиям повлекла за собой изменение в структуре индивидуальных и семейных ценностей, встал вопрос о развитии семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института. В силу этого обстоятельства, появилась потребность в проведении углубленных теоретических и эмпирических исследований, в том числе, непосредственно направленных на выявление факторов семейного благополучия. Заметно возросло значение толерантности в межличностных семейных отношениях как основного способа достижения согласия и взаимопонимания между членами семьи, как социальной формы гармонизации семейных отношений. Актуализировалась

проблема определения взаимосвязи внутрисемейной толерантности как социального феномена с ментальностью российского общества.

Учитывая объективные основания, полагаем, что в современных социологических исследованиях должно произойти смещение фокуса научного интереса от изучения насилия в семейных отношениях, как негативной тенденции трансформации социально-структурных отношений в обществе, к изучению толерантности как способа гармонизации семейных отношений, представляющее позитивное направление в исследовании современных социальных процессов на уровне института семьи. Семья, семейные отношения и семейные ценности в условиях развития и стабилизации рыночной экономики в России должны стать объектом особого внимания.

Степень научной разработанности проблемы. В мировой социологической науке оформились различные традиции и парадигмы в рассмотрении института семьи, семейных отношений и семейных ценностей: структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р, Мертон, М. Джонсон и др.); тендерный подход (П. Бергер, И. Гофман, Д. Зиммерман, Д. Чафетс и др.); теория социального конфликта (Р. Коллинз, Д. Ритцер, М. Вебер и др.) и др. Обозначенные подходы в работе дифференцируются на макро- и микросоциологические теории. С позиции их взаимосвязи и выступает собственно автор.

На стыке выделенных подходов в зарубежной литературе просматривается целый спектр исследований по проблеме насилия в семейных отношениях. Прежде всего, следует выделить авторов, занимающихся исследованием проблем жестокого обращения с детьми (С.Г. Кемпе, П. Тоз, И.М. Кинард, П.Г. Джефф, Д.А. Уолф и др.) и насилия в семье в отношении женщин (О. Бар-нет, Л. Уолкер, М. Джонсон, Д. Бернард, М. Шварц, Б. Скотт и др.).

В аспекте рассмотрения семьи как системы социально-структурных отношений пристального внимания заслуживают концепции О. Тоффлера и Д. Берто, И. Берто-Вьям. О. Тоффлер рассматривает особенности возникновения и значение семейного бизнеса в эпоху информационных революций, дифференциации и глобализации. Д. Берто и И. Берто-Вьям концептуализируют

социальный статус как атрибут семейных групп, пытаются восстановить и развить «семейное» направление в социологической науке.

В российской научной литературе проблемы семьи как социального института и малой социальной группы, внутрисемейного межличностного взаимодействия и, связанного с ним, благополучия в семейных отношениях, стали обсуждаться еще в советский период (А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, СИ. Голод, Г.А. Заикина, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.). В 1990-е гг. четко оформилось три направления в исследовании семейных проблем. Представители первого направления предусматривали изучение семьи в условиях социально-экономических преобразований, развития предпринимательства, социально-структурных изменений в обществе (О. Тоффлер, Т.А. Гурко, О Дудченко и др.). В фокусе внимания представителей второго направления находился феномен внутрисемейного насилия (Т.Ю. Забелина, Е.В. Исраелян, Ю.М. Антонян и др.). Третье направление отражало социально-демографическую проблематику (А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев и

ДР-)-

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что все три направления в той или иной степени на основе сформировавшихся традиций получили развитие в современной науке. В большей степени в последние годы прослеживается интерес к феномену внутрисемейного насилия. Стали появляться работы, посвященные изучению основных причин и выявлению некоторых аспектов проявления насилия в семье над женщинами (Е.В. Исраелян, Т.Ю. Забелина, Н.А. Шведова, Е. Здравомыслова). Ю.М. Антонян, И.В. Горшков, P.M. Зулкар-неев внесли свой вклад в рассмотрение правовых и психологических аспектов семейно-бытовых преступлений. Среди российских авторов, занимающихся изучением проблемы жестокого обращения с детьми в семье, можно отметить Н.Д. Ярославцеву, Т.Я. Сафонову, Е.И. Цымбал, А.Б. Орлова, Е.И. Смага и др. Исследования по проблеме насилия в семье также проводятся в рамках деятельности различных общественных организаций (кризисных центров, центров содействия семье и др.).

Учитывая взаимосвязь всех аспектов семейных отношений, полагаем, что назрела необходимость в привлечении внимания ученых и общественности к феномену благополучных семейных отношений в российском обществе с рыночной экономикой. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России на сегодняшний день - тема фактически не изученная. Если общие вопросы исследования толерантности освещены в научных работах М.С. Мацковского, П.П. Николсона, А.В. Перцева, Д. Бродского, Б.Х. Бгажно-кова, В.А. Петрицкого, Л.А. Шкатовой, Л.М. Дробижевой, В.М. Золотухина, Г.У. Солдатовой и др.; то по вопросам внутрисемейной толерантности существуют лишь единичные работы. Среди последних выделим работу В.Н. Недаш-ковского «Толерантность в семье» (М., 2002), в которой исследуется проблема толерантности через призму конфликтности супружеских отношений и причин распада семьи, в основе которых лежат особенности иерархии ценностей.

В русле изучения специфики внутрисемейных отношений и формирования института семьи в его новом качестве как экономически- и профессионально- ориентированного социального института представляют интерес исследования социальной структуры современного общества, его социально-структурных отношений, социальной стратификации и мобильности, получившие освещение в трудах классиков мировой социологической науки - Э. Гид-денса, П. Бурдье, М. Вебера, П. Сорокина и др. Из отечественных ученых выделим исследования Т.И. Заславской, В.И. Староверова, В. Ильина, М.Б. Глотова, М.А. Шабановой, Л.Г. Вызова и др. В трудах Т.И. Заславской находим обоснование особенностей трансформационных процессов в России, изменения социальной структуры российского общества, что имеет большое значение для изучения социально-структурных отношений в семье.

Разработка социологической концепции развития института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института на основе тенденции к благополучию в семейных отношениях в обществе с рыночной экономикой должна быть вынесена в проблемное поле социологии социальной структуры, социальных институтов и процессов. Актуальность и не-

достаточность научной разработанности феномена толерантности как способа гармонизации семейных отношений в России обосновывает выбор объекта и предмета, цели и задач исследования, в котором семья рассматривается в широком смысле, как система межличностных и социально-структурных связей и отношений.

Объектом исследования являются семейные отношения как вид социально-структурных отношений в современном обществе.

Предметом выступает толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России.

Цель работы - выявить природу и особенности проявления внутрисемейной толерантности как социального феномена и определить ее значение для гармонизации семейных отношений в России.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих приоритетных задач:

выявление проблем функционирования и развития семьи как социального института в контексте трансформации социально-структурных отношений в России на рубеже XX - XXI вв.;

исследование проблемы насилия в структуре семейных отношений и определение перспектив перехода к изучению толерантности в семье как в экономически- и профессионально- ориентированном социальном институте;

изучение внутрисемейной толерантности как социального феномена, выявление ее особенностей в контексте гармонизации семейных отношений и развития социально-структурных отношений в России;

на основе результатов проведенных исследований выделение основных путей и перспектив формирования и развития института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что в российском обществе с рыночной экономикой тенденция к изменению и расширению функций семьи как особого вида социально-структурных отношений является основанием для выделения предпосылок формирования и функционирования

семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института. Внутрисемейная толерантность выступает основным механизмом гармонизации семейных отношений и стабилизации социально-структурных отношений в современном российском обществе и имеет ряд специфических особенностей, которые, в первую очередь, зависят от типа семейных отношений, стажа супружества, экономического статуса семьи, профессиональной принадлежности и пола супругов.

Теоретико-методологическая основа исследования. Принципы историзма, системности, нормативности, адаптивности, альтернативности, конструктивности и др. в значительной степени определяют содержание и логику научного исследования.

При анализе вопросов трансформации современных семейных отношений и проблем их гармонизации мы опирались на методологические основания изучения семьи с позиции структурно-функционального, гендерного подходов, подхода с позиции теории социального конфликта.

Исследование вопросов толерантности в системе внутрисемейных отношений в контексте их гармонизации на фоне общих тенденций социально-структурных изменений в современной семье основывается на сочетании и взаимодополнении макро- и микросоциологического подходов. Основные положения работы стали возможны на базе семейно-ориентированного подхода в его позитивной направленности. В основу авторского подхода легли основные идеи О. Тоффлера, Д. Берто, И. Берто-Вьям и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач автором применялись общенаучные методы исследований теоретического уровня и собственно социологические методы исследования. Активно использовались теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой проблеме, категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов, классификация и схематизация полученных результатов.

Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством применения таких методов как статистический анализ, анкетирование, экспертный опрос, включенное и невключенное наблюдение, теоретический анализ документальных источников, вторичный анализ материалов социологических исследований.

Среди методов анализа данных в работе были использованы: структурно-функциональный анализ, причинный анализ, факторный анализ, типологический анализ, ранжирование материалов и табличный метод.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного обеспечения SPSS для Windows.

Эмпирическую базу исследования составили:

  1. Международные нормативно-правовые документы, касающиеся защиты прав личности (Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин и др.).

  2. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов защиты от насилия в семье (Федеральные законы, Семейный и Уголовный Кодексы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и

др.)-

  1. Заключения экспертов по судебно-медицинской экспертизе и акты судебно-медицинских исследований по фактам причинения вреда здоровью различной степени тяжести, которые имели место в семейно-бытовой сфере по г. Иркутску. В процессе изучения и анализа 6400 документальных источников (заключений экспертов по судебно-медицинской экспертизе и актов судебно-медицинских исследований) за I полугодие 2000 года было выделено 750 случаев проведения судебно-медицинской экспертизы по факту получения телесных повреждений женщинами в ситуации домашнего насилия.

  2. С целью вторичного анализа использовались данные анкетирования населения г. Иркутска по проблеме насилия в семье, проведенного при участии автора в период с 20 декабря 2000 г. - по 20 февраля 2001 г. по инициативе

«Проекта Гармония» в рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье» и при содействии государственных и общественных организаций г. Иркутска. В рамках данного исследования было опрошено 7040 человек различных возрастных категорий по двум стандартизированным типам анкет.

  1. Данные анкетирования на тему «Природа и особенности проявления толерантности в благополучных семьях г. Иркутска», проведенного автором в период с февраля по апрель 2006 г. в г. Иркутске. В процессе анкетирования было опрошено 800 человек - оба супруга из 400 полных семей, отобранных по критерию благополучности в результате квотной выборки. В основу квотной выборки был положен возрастной показатель респондентов, согласно распределению возрастных групп населения г. Иркутска, среди людей, состоящих в браке, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. Выборка является репрезентативной, фактическая ошибка при данном объеме выборки составляет 4%.

  2. Данные экспертного опроса руководителей и специалистов социальных организаций, занимающихся вопросами семьи на тему «Основные пути и перспективы формирования и функционирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного института в крупном российском городе (на примере г. Иркутска)», проведенного автором в марте - апреле 2006 г. с целью выявления основных особенностей решения проблем семьи. В экспертном опросе (сплошная выборка) приняло участие 29 руководителей и специалистов различного профиля из 16 социальных организаций г. Иркутска, занимающихся вопросами семьи и семейного благополучия.

  3. Материалы монографий и учебных пособий, периодических изданий, содержащие конкретные данные о формах внутрисемейного насилия, касающиеся проявления межличностной толерантности в семейных отношениях, а также материалы научно-практических конференций и симпозиумов, информация глобальной информационной сети.

Научная новизна исследования видится в следующих положениях:

обоснована необходимость смещения фокуса научного интереса от изучения негативных тенденций в развитии и функционировании института семьи, таких проявлений семейного неблагополучия, как конфликтность и насилие, к исследованию позитивных тенденций в трансформации института семьи, поиску путей гармонизации семейных отношений и изучению оснований их благополучия. Данный подход обозначен как семейно-ориентированный в его позитивной направленности;

дана социологическая интерпретация изменения и расширения функций семьи в российском обществе с рыночной экономикой, в связи с чем выделены предпосылки и особенности формирования и функционирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института;

предложено авторское определение внутрисемейной толерантности, выявлены природа и особенности ее проявления в благополучных семьях крупного российского города, концептуально обосновано ее значение для гармонизации семейных отношений в России;

с учетом данных конкретных социологических исследований определены основные пути и перспективы формирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института в современной России.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. В настоящее время институт семьи претерпевает глубокие изменения, трансформируются и расширяются его функции, происходит смена семейных ценностей. Отмечается тенденция к усилению индивидуализации в межличностных отношениях, ориентация на эгалитарный тип семейного уклада, стремление к материальному благополучию и карьерному росту супругов. Эти и другие факторы в условиях рынка, наравне с процессом трансформации социально-структурных отношений и развития малого и индивидуального предпринимательства, дают основания говорить о развитии семьи как социального института, отличающегося социаль-

но-структурными отношениями по профессиональным и экономическим признакам. Большое значение для полноценного функционирования семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института приобретает благополучие в семейных отношениях на основе их гармонизации.

  1. С позиции семейно-ориентированного подхода в его позитивной направленности тенденции к усилению проявления конфликтности и насилия в отношении близких должны препятствовать повышение уровня толерантности между членами семьи и ориентация на толерантные взаимоотношения в процессе социально-структурной трансформации института семьи в целом. Внутрисемейную толерантность при этом следует рассматривать как определенную систему ценностей, норм и образцов поведения субъекта, направленных на уважение и признание индивидуальных особенностей других членов семьи, и стремление взаимодействовать с ними на основе согласия и взаимопонимания.

  1. Формы проявления внутрисемейной толерантности различаются в зависимости от характера и природы внутрисемейных отношений, их типа. Выявление признаков толерантности, характерных для каждого типа внутрисемейных отношений, позволяет проследить четкую взаимозависимость между степенью межличностной толерантности членов семьи и уровнем благополучия семейных отношений. Согласно такому подходу при прогрессирующем снижении терпимости членов семьи в отношении друг друга наблюдается тенденция к возрастанию дисгармонии и конфликтности во взаимоотношениях. Дефицит взаимной толерантности между членами семьи в большинстве случаев приводит к разрушению гармоничной основы семейных отношений и, в конечном итоге, к проявлению насилия в семье в отношении близких. На основе полученных данных мы сделали заключение о том, что чем меньше проявляется толерантность между членами семьи, тем выше вероятность возникновения внутрисемейного насилия и распада семьи.

  2. Степень и особенности проявления толерантности между членами семьи со временем меняются. Молодая семья на начальном этапе своих отношений находится на одной ступени толерантности, а по мере развития взаимоот-

ношений супруги переходят на другую ее ступень. Переход этот может происходить как к конструктивной, так и к деструктивной толерантности, в результате чего семья может либо еще больше укрепиться, либо полностью разрушиться. Супруги из полных благополучных семей осознают ценность и необходимость толерантности для укрепления, полноценного функционирования и дальнейшего развития семьи как особого вида социально-структурных отношений.

5. В числе основных путей и перспектив формирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного института в крупном российском городе выделяются: развитие института семьи в перспективах на улучшение ее социального благополучия (улучшение социальных условий семьи, получение образования, помощь в воспитании детей, организованный досуг, достаточный уровень медицинского обслуживания для семьи); ориентация на улучшение материального благополучия семьи (способность организовать собственное дело, приносящее доход; высокооплачиваемая работа; доступность жилья); повышение коммуникативной и психологической грамотности в вопросах внутрисемейных отношений. Повышение грамотности в вопросах внутрисемейных отношений возможно только на основе развития ценностей толерантного взаимодействия членов семьи.

Научно-практическое значение исследования. Представленные в работе теоретические положения дополняют теоретико-методологическую базу изучения трансформационных процессов, происходящих в современной российской семье в условиях развития рыночной экономики. Полученные автором данные способствуют развитию семейного направления в современной социологической теории, расширяют содержание методологии изучения толерантности как способа гармонизации семейных отношений в рамках социологии социальной структуры, социальных институтов и процессов.

Полученные в ходе исследования результаты и разработанные рекомендации могут быть использованы при подготовке программ государственной социальной политики, представлять интерес для органов государственной власти различных уровней, для руководителей социальных организаций и учреждений,

занимающихся решением вопросов семьи, в том числе и проблем насилия в семейных отношениях. Результаты и выводы могут быть также использованы в образовательном процессе при разработке программ лекционных курсов и семинарских занятий, учебных пособий по социологии семьи, тендерной социологии, социологии личности, по семьеведению и др. дисциплинам. Социологическая информация может стать основой для проведения прикладных исследований и разработки спецкурсов по соответствующей тематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования изложены при обсуждении диссертации на заседании кафедры социальной философии и социологии Иркутского государственного университета. Выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в научно-исследовательской деятельности диссертанта, в педагогической практике с учетом специализации и темы диссертации. Полученные в ходе работы результаты исследования были апробированы на Втором Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2003 г.), на Международном конгрессе конфликтологов (Санкт-Петербург, 2004 г,), на Международной научно-практической конференции «Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном мире» (Санкт-Петербург, 2004 г.), на Всероссийских научных конференциях «Сорокинские чтения - 2004» и «Сорокинские чтения - 2005» (Москва, 2004 - 2005 гг.), на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2004» и «Ломоносов - 2006» (Москва, 2004 г., 2006 г.), на Международной научно-практической конференции «Семейная политика: демографический кризис и общественная безопасность» (Магнитогорск, 2004 г.), на ежегодных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и соискателей Института социальных наук ИГУ (Иркутск, 2000 - 2005 гг.), на Втором методологическом семинаре по теме: «Российская государственная идеология: какой ей быть?» (Иркутск, 2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Сибирь сегодня и завтра; проблемы регионального развития» (Иркутск, 2006 г.). Основные положения и

результаты диссертационного исследования нашли отражение в 15 научных публикациях общим объемом 4^8 п.л.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа каждая, заключения, библиографического списка в объеме 235 источников и П_ приложений. Объем работы составляет J76 стр.

В первой главе рассматриваются вопросы семьи, семейных отношений и семейных ценностей в современной России. Представлена социологическая концепция развития института семьи как экономически- и профессионально-ориентированного социального института, сущностным признаком которого в обществе с рыночной экономикой является ориентация на благополучие в семейных отношениях.

Вторая глава посвящена исследованию вопросов внутрисемейной толерантности как социального феномена и выявлению ее значения для гармонизации семейных отношений в России, На основе эмпирических данных представлен анализ выявления природы и особенностей проявления толерантности в благополучных семьях г. Иркутска, определены основные пути и перспективы формирования и функционирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института.

Проблемы функционирования семьи как социального института в контексте трансформации социально-структурных отношений в России на рубеже XX-XXI вв

Семья, являясь сложным многогранным социальным образованием, сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы. В научной социологической литературе существует множество подходов к определению семьи. В целом всё многообразие научных подходов можно дифференцировать на сторонников макро- и микро социологических теорий изучения семьи. Приверженцы макросоциологической традиции в анализе семьи акцентируют основное внимание на семье как социальном институте, на ее функциональной значимости для общества. Традиционно к макросоциологическому представлению о семье относят социологические теории эволюционизма (институционально-исторический подход), структурно-функциональный подход и подход с позиций теории социального конфликта.

Представителями теории социального конфликта семья рассматривается как источник социальной принадлежности в системе статусов и престижа в стратификационной системе общества. Конфликт выражается в противостоянии и борьбе групп, страт, категорий (например, антагонизм малодетных и многодетных родителей) [185, с. 26]. Большое внимание при таком рассмотрении уделяется тому обстоятельству, как семьи устанавливают социальное неравенство. Ряд положений теории социального конфликта имеет большое значение при изучении семьи с позиции социально-структурных отношений в обществе. Тем не менее, на наш взгляд, этот подход в исследовании семьи является довольно узконаправленным, более оправданным нам представляется разработка теории конфликта во взаимосвязи макро- и микроанализа семьи.

Отметим, что в аспекте рассмотрения семьи как системы социально-структурных отношений пристального внимания заслуживает концепция Даниэль Берто и Изабель Берто-Вьям, которые определяют социальный статус как атрибут семейных групп, пытаются восстановить и развить «семейное» направление в социологической науке [27, с. 106]. Идея социального статуса как семейного атрибута ведет к пониманию семейных социальных траекторий как последовательной смены социальных статусов «семьи». В основе концепции лежит представление о том, что в современном классовом обществе желаемый статус не может быть просто передан от родителей к детям: родители могут лишь обеспечить доступ или передать элементы (экономические, культурные, социо-пространственной локализации), с помощью которых этот социальный статус может быть сконструирован [27, с. 106]. Этот момент определяет значи тельную роль благополучия семьи как в экономическом, так и в социальном аспектах, для развития социально-структурных отношений, а также для обеспечения самореализации всех ее членов. Положения концепции Д. Берто и И. Берто-Вьям представляются нам важными в целях определения места семьи в системе социально-структурных отношений, утверждения и обоснования ее особой значимости.

Следует выделить ряд основных идей в определении семьи исследователями структурно-функционального направления [23, 93, 200]. Семья воспринимается ими как отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, иными словами, семья представляет собой общественный механизм этого воспроизводства. Историческое развитие ведет к превращению семьи и в социальную общность, и в социальный институт. В этом своем качестве семья рассматривается как элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа производства, экономического базиса общества, а доминирующим фактором ее единства и функционирования становятся социально-психологические связи, в которых находит выражение также природная основа супружества [202, с. 199]. Важным моментом в данном подходе исследования семьи, в контексте нашей концепции, представляется признание влияния социально-экономических условий на развитие института семьи и большого значения внутрисемейных отношений для обеспечения ее полноценного функционирования.

Известно, что парадигма структурно-функционального анализа долгое время занимала ведущее место в отечественной социологии семьи советского периода. Наиболее выдающейся в рамках данного направления исследования семьи в отечественной социологической мысли оказалась концепция А.Г. Хар-чева. В соответствии с ней, семья как социальный институт выполняет определенные функции, которые, в конечном счете, являются условием существования самого общества. Предлагая обширный перечень функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, рекреативная (до-суговая), коммуникативная (эмоциональная), функция первичного социального контроля, социально-статусная), А.Г. Харчев настаивает на необходимости различения: с одной стороны, специфических, вытекающих из сущности семьи и отражающих ее особенности как социального явления (деторождение и социализация детей); с другой, - таких функций, к выполнению которых семья оказалась приспособленной в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству собственности, организация производства, потребления и быта и т.д.) [201, с. 34 - 45; 200, с. 75].

А.Г. Харчеву принадлежит наиболее популярное в советской социологии определение семьи. Он рассматривает семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [200, с. 75].

Подобное определение семьи структурно-функционального характера приводят в своей работе А.И. Антонов и В.М. Медков: «... семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [23, с. 66]. Авторы данного определения подчеркивают, что только наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме.

От исследования насилия в структуре семейных отношений к изучению толерантности в семье как в экономически- и профессионально-ориентированном социальном институте

Благополучие в семейных отношениях выступает ведущим внутренним фактором полноценного функционирования семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института. В тоже время современные социальные реалии российского общества, выражающиеся в негативных процессах, таких как девальвация ценностей, криминализация различных сфер общества, низкий уровень и качество жизни большей части населения и т.п., неизбежно порождают различные формы семейного неблагополучия. Неблагополучие в семейных отношениях нарушает реализацию семьей как социальным институтом ее важнейших функций. Основной формой семейного неблагополучия выступает нарушение межличностного взаимодействия, выражающееся преимущественно в проявлении конфликтности и насилия в отношении членов семьи.

Изучение вопросов, связанных с насилием в структуре семейных отношений, дает возможность выявить основные пути преодоления семейного неблагополучия, иными словами, предполагает определение инструментальных аспектов решения данного вопроса. Между тем, на основе исследования вопросов насилия невозможно выделить ближние и дальние перспективы развития семьи как социального института. Данному контексту призвано соответствовать изучение процесса гармонизации семейных отношений на основе развития ценностей толерантного взаимодействия. Полагаем, что именно подход с позиции толерантности в данном случае выступает методологическим основанием изучения вопросов семейных взаимоотношений, позволяет рассмотреть проблемы их гармонизации и развития института семьи в более широком аспекте.

Обратимся к рассмотрению основных вопросов, связанных с изучением насилия, поскольку это имеет большое значение для понимания ряда аспектов семейных взаимоотношений.

Следует отметить, что проблема насилия, как в семье, так и в обществе в целом, в настоящее время значительно обострилась. Основой для этого выступает все более возрастающая тенденция общей неудовлетворенности и нарастание внутреннего напряжения, чувства агрессии со стороны внешнего мира, и все это происходит на фоне современной социально-экономической нестабильности и деструктивной составляющей процессов современных трансформаций российского общества. Рост негативных переживаний неукоснительно влечет за собой депрессивное состояние личности, апатию или, напротив, склонность к повышенной жестокости и конфликтности. Насилие стало нормой нашей жизни. [39]. Изучению проблемы насилия как социального феномена посвящено много трудов известных ученых, - как социологов, так и философов, политологов, психологов. Среди них большое значение для целей нашего исследования представляют работы Э. Дюркгейма, К. Лоренца, Т. Гоббса, Л. Гумпловича, а также А.А. Гусейнова, Г. Ньютона и др. Выдвинуто множество различных теорий и определений насилия.

В своей работе при определении феномена насилия в семейных отношениях мы будем придерживаться его широкого толкования.

Отметим, что понятие насилия в широком смысле включает в себя весь комплекс действий, причиняющих вред и ущерб людям не только физическим, но и косвенным экономическим, психологическим и другим принуждением, манипулированием их сознанием и поведением [165]. Довольно полно, на наш взгляд, сущность определения насилия в широком смысле раскрыл английский политолог Гарвер Ньютон. Он отмечает в своей работе, что суть насилия состоит в том, что его воздействие принуждает человека вести себя не так, как он бы того хотел. При этом насилие может быть направлено против психического здоровья человека, его имущества или жизненных интересов. Такого рода насилие, носящее латентный характер, представляет не меньшую опасность, чем проявление физического насилия [226, с. 817-822].

Само определение «насилие в семье» многие специалисты разного профиля - социологи, психологи, социальные работники, медицинские работники, юристы, работники органов внутренних дел и др. - стали активно употреблять, как в своих теоретических исследованиях, так и на практике, в западных странах с начала 70-х гг., а в России лишь с 90-х гг. XX века.

В различных источниках, посвященных исследованию проблемы насилия в семейных отношениях, кроме самого термина «насилие в семье», часто употребляются такие понятия как «домашнее насилие», «бытовое насилие», «жестокое обращение в семье», которые многие авторы употребляют как равнозначные, отражающие одно и то же явление. Полагаем, правомерным использование также наряду с этими понятиями термина «внутрисемейное насилие». Несмотря на частое использование термина «домашнее насилие», пока не существует его единого определения, - в различных источниках приводятся его самые разные значения. В отечественной литературе можно выделить два подхода к определению внутрисемейного насилия. Некоторые исследователи, как правило, сторонники узкого взгляда на проблему, в целях ясности и точности, пытаются ограничить понятие насилия в семье применением грубой физической силы. Однако, как показывает анализ многочисленных источников, большинство авторов предпочитают использовать более широкое значение данного определения, охватывающее весь круг форм плохого обращения с членами семьи,

Барбара Стар в статье, посвященной насилию в семье, приводит определение термина «домашнее насилие», принятое Национальной ассоциацией социальных работников в 1983 году: «Термин «домашнее насилие» означает эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи» [188, с. 105]. На наш взгляд, данное толкование термина «насилия в семье» является слишком общим, акцентирует внимание на формах семейного насилия, но не отражает всей сути рассматриваемого явления.

Ю.В. Солодун, О.Ю. Злобина, И.Я. Шевцова в своей работе приводят сразу несколько определений рассматриваемого понятия, которые предлагают западные правовые системы, имеющие достаточный опыт работы по данной проблеме: «Домашнее (семейно-бытовое) насилие - это применение силы или угрозы ее применения, физическое или психическое воздействие для осуществления власти и контроля над другим человеком. Насилие в семье определяется как повторяющиеся случаи дурного обращения или пренебрежения, проявляемого одним членом семьи в отношении другого и приводящего к физическому, эмоциональному вреду или ущербу. Под домашним насилием следует понимать любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу при чинения вреда физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи» [173, с. 7]. Это же определение насилия в семье предложено в статье 4 Проекта Федерального закона Российской Федерации «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» [18].

Авторы «Домашней юридической энциклопедии», посвященной женщинам, предлагают два определения термина «насилие в семье», используемых в широком и узком смыслах. Так, «... в широком смысле под насилием в семье следует понимать любые умышленные действия одного члена семьи против другого, если эти действия ущемляют права и свободы члена семьи как гражданина» [61, с. 228]. Здесь в основу определения положены гражданские права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, а насилие в семье рассматривается как нарушение этих прав. В частности, нарушение прав, изложенных в ст. 21 пункт 2 Конституции Российской Федерации: «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [9].

В узком смысле авторами указанной работы под домашним насилием понимается «... повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха» [61, с. 251]. В данном определении отражаются особенности насилия в семье, отличающие его от других видов насилия.

Особенности внутрисемейной толерантности как способа гармонизации семейных отношений в России

В условиях трансформации социально-структурных отношений в России на рубеже XX - XXI вв. заметно возрастает значение толерантности в межличностных отношениях как основного способа достижения согласия и взаимопонимания и ориентации на бесконфликтный способ взаимодействия

Важное теоретическое значение в рассматриваемом контексте приобретает изучение толерантности как социального феномена, рассмотрение специфики ее восприятия и проявления в российском обществе с рыночной экономикой.

Проведенный анализ научной литературы показал, что понятие толерантности входит в различные научные парадигмы и имеет разные толкования.

В идеологическом ракурсе, как отмечает М. Мацковский в своей работе «Толерантность как объект социологического исследования» [115], толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как «Декларация глобальной этики», «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация Культуры Мира» и т.д. [216, 5,7]. Представляется, что среди основных составляющих данной системы ценностей и норм, выделенных М.С. Мацковским, к сфере семейных отношений можно отнести следующие:

- ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права;

- ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

- ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

- ценность следования нормам права;

- ценность сострадания, сопереживания, сочувствия [115].

Результаты проведенного нами исследования, которые будут представлены ниже, подтверждают, что именно ценности, выражающие терпимость к индивидуальным особенностям, мнению и поведению других людей, и ценности согласия и стремления к компромиссу являются наиболее значимыми в структуре толерантности в семейных отношениях.

Более глубокому пониманию сущности толерантности, на наш взгляд, способствует философское осмысление данного термина. Сегодня в России и за рубежом наметилась тенденция к рассмотрению толерантности как одной из форм социального, предусматривающей сочетание общего и индивидного интересов в контексте полисубъектной социальности. В рамках концепции полисубъектной социальности В.Е. Кемеровым проблема толерантности рассматривается как проблема социальной формы, в которой толерантность выступает «... своего рода «исчезающим» элементом социальной формы, без которого последняя не может ни сохраняться, ни возникать» [90, с. 12]. В.А. Лекторский основную сущность толерантности видит в проявлении уважения к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога [103, с. 11]. Как утверждает СИ. Голенков, именно ориентация на ценность чужого, иного, другого составляет существо толерантности как ценности, иными словами, толерантность имеет своим основанием интенцию Другого [45, с. 30]. Для анализа семейных отношений также интерес представляет определение П. Николсона, рассматривающего толерантность как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, даже если они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и если последний не одобряет их [126].

Думается, что такое толкование толерантности является вполне оправданным. В то же время, как отмечает М.С. Мацковский, анализ важных в теоретическом и практическом плане вопросов, таких как: в какой степени ценности толерантности разделяются и декларируются социальными институтами, группами и отдельными индивидами; каким образом ценности толерантности проявляются в различных сферах жизнедеятельности людей, в том числе и в семейной сфере; почему социальные институты, группы, индивиды интолерант-ны к тем или иным объектам, каким образом можно сформировать толерантные установки у субъектов и готовность к соответствующему поведению, возможен в рамках социологической парадигмы, которая рассматривает толерантность как систему ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [115].

М.С. Мацковский в своей работе указывает на то обстоятельство, что в рамках социологической парадигмы толерантности можно выделить три основных предмета исследования:

Во-первых, толерантность можно изучать как систему ценностей, входящую в структуру общественного сознания.

Во-вторых, толерантность может рассматриваться в рамках функционирования какого-либо конкретного института, особо значимого для исследования идеологии толерантности, например, семьи. Анализируя этот процесс функционирования в рамках какой-либо социологической теории, можно анализировать особенности влияния толерантных (интолерантных) ценностей, норм и образцов поведения на установки и поведение отдельных индивидов или групп. Одновременно с этим, исследованию будут подвергаться функции толерантных или интолерантных ценностей и норм и их воздействие на выполнение институтом своих основных функций.

В-третьих, предметом исследования может быть система межгрупповых взаимодействий (межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и т.д.) [115].

Среди выделенных М.С. Мацковским предметов исследования, нашим целям отвечает рассмотрение толерантности с позиции функционирования семьи как социального института и малой социальной группы. В связи с этим, полагаем, что можно выделить еще один предмет исследования в рамках социологической парадигмы толерантности - это система межличностных взаимодействий отдельных индивидов в рамках малой социальной группы.

Для социологического анализа толерантности, по мнению М.С. Мацков-ского, большое значение имеет анализ ее функций, который также необходимо осуществлять применительно к субъектам толерантности [115]. Для семьи как социального института в качестве таких функций могут выступить:

- социально-экономическая стабильность общества и предотвращение социальных конфликтов;

- обеспечение ценностно-нормативной основы, необходимой для социализации подрастающего поколения;

- положительное направление в экономическом развитии семейных форм организации труда;

- содействие становлению и развитию структур гражданского общества.

Для семьи как малой социальной группы в качестве основных функций толерантного взаимодействия можно выделить: предотвращение внутрисемейных конфликтов, формирование и поддержание стабильности семьи как социальной системы.

Для личности, как основного действующего элемента в структуре семейных отношений, функции толерантности связаны:

- с изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в раз личных сферах семейной жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что может служить также психофизиологической терапией, позволяющей сокращать стрессы);

- с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера [115].

Бесспорно, что научный анализ предмета исследования толерантности на любом ее уровне предполагает разработку и использование теории. При этом нужно учитывать, что понятие толерантности многозначно и многоаспектно и поэтому для его адекватного описания необходимо опираться на различные социологические теории. Выделим наиболее важные из них, отвечающие целям рассмотрения феномена толерантности в контексте гармонизации семейных отношений: теория символического интеракционизма, теория конфликта, тендерный подход.

Для анализа проблем толерантности в процессе межличностного взаимодействия, как отмечает М.С. Мацковский в своей работе, наиболее адекватной является теория символического интеракционизма, созданная Дж. Мидом и развитая Г. Блумером [115]. Одним из основных ее положений является тезис о том, что личность и социальные действия формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в социальном взаимодействии (интеракции) его участниками [19]. Согласимся с утверждением М.С. Мацковского о том, что создание символов, основанных на общечеловеческих ценностях, включающих в себя идеи прав человека, демократии и т.д., может явиться одним из направлений формирования толерантных установок, и с помощью теории символического интеракционизма можно сделать эти попытки более направленными [115].

Похожие диссертации на Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России