Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизненные стратегии современного российского студенчества Рудакова Ольга Владимировна

Жизненные стратегии современного российского студенчества
<
Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества Жизненные стратегии современного российского студенчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рудакова Ольга Владимировна. Жизненные стратегии современного российского студенчества : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Москва, 2004 185 c. РГБ ОД, 61:04-22/329

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования жизненных стратегий личности 11

1.1. Жизненные стратегии: сущность и структура 11

1.2.Механизм формирования жизненных стратегий личности :31

Глава 2. Основные модели жизненных стратегий современного студенчества 56

2.1. Студенчество как социально-демографическая группа 57

2.2. Ценностные ориентации как основание конструирования жизненных стратегий 81

2.3.Модели жизненных стратегий современного студенчества в сфере образования 107

Заключение 140

Библиография 145

Приложение 158

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследование жизненных стратегий приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформации в различных сферах общественной жизни влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют их ценности, нормы, культуру.

Проблема изучения жизненных стратегий современного студенчества обусловлена рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе типов (моделей) социально-экономического поведения современного студенчества и соответствующих им жизненных стратегий.

Во-вторых, противоречиями и трудностями формирования адекватных жизненных стратегий в зависимости от социально-экономического положения современного студенчества.

В-третьих, отсутствием чётко обоснованных подходов к выявлению (идентификации) и построению студенчеством жизненных стратегий.

В-четвёртых, неготовностью государственных служб на всех уровнях (от федерального до муниципального), занимающихся проблемами молодёжной политики, использовать собственные знания и опыт в оказании практической помощи студенческой молодёжи по разработке технологий формирования их жизненных стратегий.

Объективным фактором, обуславливающим процесс реализации жизненных стратегий индивида, является переход общества от одной социальной системы к другой, существенным образом влияющий на жизненные планы, предпочтения студенчества и являющийся основанием для рефлексии. Кроме этого, реализация жизненных стратегий индивида сегодня во многом детерминирована субъективными факторами: использованием собственной ресурсной и аскриптивной базы.

Мера влияния объективных детерминант на жизнь конкретного человека неравномерна. С одной стороны, в разной степени на реализацию жизненных

стратегий оказывают влияние изменения в экономической, политической сферах, системе нормативных отношений, ценностных ориентиров и пр. С другой стороны, несмотря на глубину и всеохватный характер перемен, люди по-разному справляются с трудностями. Одним удаётся реализовать прежние жизненные планы, другим - нет; одни меняются вместе с переменами в обществе, другие «плывут по течению». Жизненные стратегии, выступая как сложное динамическое образование, в которых отражается отношение между притязаниями субъекта и степенью их реализации, являются важной характеристикой положения в обществе как отдельного человека, так и группы людей. В жизненных стратегиях в концентрированном виде отражаются степень адаптации к современной социально-экономической ситуации, ожидание будущего, самооценка успеха, уровень тревожности и пр.

Несмотря на то что термин «жизненные стратегии» появился в отечественной социологии в середине 80-х годов XX века, до сих пор ощущается потребность в его теоретической и методологической разработке. Имеющиеся исследования не отражают полностью современный контекст изучения жизненных стратегий: влияние идентификационных механизмов на их качественное наполнение, неравномерное детерминирующее воздействие аскриптивных и ресурсных характеристик субъектов, роль складывающейся культуры в их формировании и т.д. Упоминание о жизненных стратегиях во многих публикациях стало уже общим местом, однако практически нигде не предлагаются чёткие критерии типологизации, не выделяются детерминирующие факторы этого феномена.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения жизненных стратегий как социального феномена, обладающего сложной структурой и детерминацией, разработана в отечественной социологической литературе недостаточно. Само понятие «жизненная стратегия» до сих пор является несколько размытым, неопределённым, в его понимании нет достаточной ясности и логики анализа. Тем не менее необходимо отметить,

что исследованиями в области социологии, социальной психологии и философии накоплены данные, которые можно рассматривать как теоретико-методологические предпосылки для разработки понятия «жизненная стратегия» и его социологической интерпретации.

Среди наиболее значимых для настоящего исследования направлений можно выделить следующие:

определение понятий «молодёжь» и «студенчество» (СВ. Алещенок, Ю.Р. Вишневский, Ю.А Зубок, И.М. Ильинский, В.Н. Ковалёв, В.Т.Лисовский, Т.Э. Петрова, Л.Я. Рубина, В.И. Чупров, С.Н. Щеглова, А.Г. Эфендиев, В.А. Ядов и др.);

профессиональная ориентация, жизненное самоопределение

(А.В. Андреенкова, Ф.Ю. Гогоберидзе, О.А. Голубкова, Я.В. Дидковская, И.П. Дусева, Н.А. Лоншакова, Г.И. Осадчая, О.М. Родионова, М.Х. Титма, Н.Ю. Томилина, А.Н. Цепляев, М.С. Яницкий и ряд других);

- работы, посвященные непосредственно проблемам жизненных стратегий
(К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Е.Л. Омельченко, Р. Пехунен,
B.C. Магун, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Н.Д. Сорокина, Н. Федотова и др.).

В работах данных авторов содержатся, помимо теоретических положений, эмпирические данные, характеризующие жизненные стратегии различных социально-демографических и социально-профессиональных групп современного общества. Справедливо отмечается, что жизненная стратегия индивида, необходимость исследования которой с очевидностью вытекает из концепции применения новой методологии оценки состояния типологий жизненных стратегий, должна рассматриваться не только как непосредственная данность, то есть с точки зрения её объективных параметров, но и как данность опосредованная, то есть с точки зрения её восприятия и оценки субъектом. В качестве структурных единиц жизненной стратегии рассматриваются жизнеориентирование, жизнестроительство и жизнетворчество, что, безусловно, ограничивает эвристические возможности исследования данного феномена. Когнитивно-

мотивационные, рефлексивные механизмы оказываются вторичными по отношению к эмоциональной сфере.

Объектом исследования в данной диссертационной работе является современное российское студенчество.

Предмет исследования — жизненные стратегии современного российского студенчества.

Цель диссертационного исследования - выявление основных моделей жизненных стратегий современного российского студенчества.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-уточнить понятие «жизненные стратегии», его сущность и структуру;

— выявить механизм формирования жизненных стратегий личности;
-охарактеризовать студенчество как специфическую социально-
демографическую группу;

проанализировать ценностные ориентации современного студенчества как основы для конструирования жизненных стратегий;

разработать модели жизненных стратегий современного студенчества в сфере образования и составить динамические ряды показателей жизненных стратегий студенческой молодёжи.

Теоретико-методологической основой исследования является ряд принципов и подходов, которые позволили построить концепцию теории жизненных стратегий. В основе исследования - метод системного анализа, который позволяет раскрыть целостность студенчества как социально-демографической группы. Диссертант использует основные идеи и положения теории личности, теории социальных общностей, социологии молодёжи, образования, концепции деятельностного подхода. В работе широко применяется диалектический метод, предполагающий рассмотрение изучаемого явления в исторической связи и основанный на изучении присущих данному предмету противоречий.

Эмпирическая база работы. В своём исследовании автор учитывает результаты собственных социологических исследований, проведённых в

период с 1997 г. по 2002 г. в рамках общероссийского мониторинга «Социальное развитие молодёжи».

В общей сложности социологический материал представляет собой данные исследований студентов государственных вузов г. Курска (Курский институт социального образования /филиал/ МГСУ, Курский государственный технический университет, Курский государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Курская государственная сельскохозяйственная академия), в ходе которых было охвачено свыше 5500 респондентов.

Использовались также результаты исследований, проведённых социологами МГУ им. М.В. Ломоносова, Ульяновского государственного университета, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московского педагогического государственного университета, что позволило сравнить их с результатами, полученными автором диссертационного исследования, подтвердить или опровергнуть некоторые гипотезы.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационной работы:

- жизненные стратегии - это сложившиеся (устойчивые, типичные)
способы и формы жизнедеятельности человека, направленные на
удовлетворение его потребностей, достижение целей и жизненных смыслов.
Важнейшими характеристиками жизненной стратегии являются уровень
ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и
отношений человека. Понятие «жизненная стратегия» включает два
взаимосвязанных аспекта: анализ внешних рамок деятельности личности и
изучение её внутреннего состояния;

- механизм формирования жизненных стратегий реализуется
посредством механизмов идентификации. Идентификация стратегии жизни
обеспечивается, с одной стороны, действием механизма типизации
(отнесения к устоявшимся или референтным типам жизненных стратегий,

сложившимся в данном культурном пространстве), с другой стороны, механизма индивидуализации (придания стратегии жизни собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика, выражающего в целом своеобразие и качественную определённость). Различие между ними состоит также в направленности и последовательности перехода от одних структурных ориентации к другим. Типизация означает переход от культурных и социальных ориентации к индивидуально-субъективным (личным) ориентациям. Индивидуализация, напротив, характеризует обратный переход от личных ориентации к социальным и культурным ориентациям в процессе выбора жизненных стратегий;

— студенчество - это специфическая социально-демографическая группа,
в которой проявляются сущностные свойства и черты различных классов и
слоев, занимающаяся накоплением информации для профессиональной
деятельности, с определённым общественным положением, ролью и
статусом, служащая источником пополнения основных отрядов
интеллигенции, активно участвующая в различных формах
жизнедеятельности, с социальным опытом конструирования и реализации
своих жизненных стратегий;

основой конструирования жизненных стратегий студенчества являются ценностные ориентации. Последние представляют собой идеальные, символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания человека образования и реализуются в практической жизнедеятельности в качестве ориентиров и приоритетов;

в соответствии с выявленными мотивами получения высшего образования и создания типологии поведенческих стратегий в сфере образования мы выделяем следующие модели жизненных стратегий современного студенчества:

а) достичь успеха в жизни (доминирующая жизненная стратегия), что соответствует прагматической функции высшего образования;

б) стать высокообразованным, культурным человеком, что соответствует
социокультурной функции высшего образования;

в) добиться материальной обеспеченности, что соответствует
прагматической функции высшего образования;

г) иметь профессию, что соответствует профессиональной функции
высшего образования;

д) достичь определённого социального статуса, что соответствует
статусно-престижной функции высшего образования.

Научная новизна выносимой на защиту диссертации:

уточнено понятие и структурные элементы жизненных стратегий, которые проявляются в наличии представлений о прошлом, настоящем и будущем, в целостности/разобщенности жизненного пути, в наличии/отсутствии смысла жизни, в наличии/отсутствии средств и способов достижения поставленных жизненных целей, в необходимости внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей, в степени осознанности собственной жизни, в способности к самопознанию и жизненной рефлексии, в степени реализации жизненных планов, в жизненной удовлетворенности/неудовлетворенности;

выявлен механизм формирования жизненных стратегий, который включает в себя анализ, конструирование и реализацию самих жизненных стратегий посредством механизмов идентификации, типизации и индивидуализации;

дополнено понятие «студенчество» с точки зрения конструирования и реализации жизненных стратегий;

обосновано, что ценностные ориентации современного студенчества являются основанием для конструирования жизненных стратегий, поскольку это идеальные, символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания человека образования, которые реализуются в практической жизнедеятельности в качестве ориентиров и приоритетов;

— на основе проведённых эмпирических исследований выделены модели жизненных стратегий, основанные на прагматической, статусно-престижной, социокультурной и профессиональной направленности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в регулировании и прогнозировании социальных процессов, для определения стратегических направлений социальной молодёжной политики и её реализации директивными органами, а также в учебно-воспитательной работе с молодёжью в учреждениях образования.

Материалы и выводы могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов по социологии, философии и культурологии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методические аспекты» (Курск, май 2001г.), на Всероссийской научной конференции «Россия на рубеже веков: история и современность» (Курск, сентябрь 2002 г.), на заседаниях кафедры прикладной социологии Московского государственного социального университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (в первой - два параграфа; во второй - три параграфа), заключения, библиофафии (169 источников, из них - 2 на иностранном языке) и приложения (7 таблиц, 3 схемы, 1 фафик и 14 диафамм).

Жизненные стратегии: сущность и структура

Жизненное ориентирование, в том числе стратегия жизни, традиционно считается областью изучения социальной философии, социальной психологии и психологии личности. Отечественные философы и психологи посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре их внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, культуры жизни личности, её самореализации и жизнетворчества, образа и стиля жизни.

Стиль жизни — это новая социально-культурная форма жизнедеятельности, активно используемая молодёжью в конструировании жизненных и профессиональных стратегий. Жизненные стратегии в жизни личности определяются её жизненными событиями, которые выступают объектом ориентации её во времени, характеризуют внешнюю и внутреннюю среду жизни индивида, локализованную как во времени, так и в пространстве. Жизненные события определяют не только материальное окружение происходящих событий, но и служат своеобразным фоном для конкретных ожиданий и ориентации личности.

События жизни выступают объектом ориентации во времени и пространстве. Под жизненными событиями понимаются «актуальные, значимые и организованные (упорядоченные) действия, осуществляемые в конкретных условиях места и времени»1. Несмотря на то что каждое событие в жизни уникально и неповторимо, оно направляется некоторыми относительно постоянными (инвариантными) и устойчивыми ориентациями, которые можно классифицировать следующим образом:

1 Стратегическое ориентирование (жизненные стратегии), которое распространяется на события будущей жизни и предопределяет во многом их характер и содержание;

2)оперативное ориентирование, которое детерминирует в значительной степени текущие, повседневные жизненные события;

3)ретроспективное ориентирование, которое относится главным образом к событиям прошлой жизни, хотя уже свершившимся, но по-прежнему остающимся по тем или иным причинам в сфере внимания; чаще всего жизненное событие является областью действия разных типов (подсистем) ориентирования.

По форме проявления и степени влияния на личность жизненные события подразделяются на личные, социальные и культурные.

Личные события - это «внутренние», индивидуально значимые аспекты жизненного опыта личности.

Социальные события - это события, связанные с действиями других людей и представляющие для личности непосредственный интерес. Они характеризуются определённым составом участников, различающихся по их социально-демографическим и статусным особенностям, их взаимной ориентацией и осведомлённостью друг о друге.

Культурные события указывают на общезначимые параметры жизнедеятельности личности, её достижения и успехи, которые привлекают внимание широкой общественности и являются достоянием той или иной культуры.

В соответствии с тремя типами жизненных событий различают личные/индивидуальные (условия жизни), социальные (взаимоотношения личности с обществом) и культурные (условия среды для появления и дальнейшего становления новых образцов, ценностей и стандартов жизни) типы жизненных стратегий, которые определяют личное (индивидуально-субъективное), социальное и культурное будущее общества в целом.

В системе жизненного ориентирования жизненные стратегии личности имеют, на наш взгляд, три основных признака.

Первый признак - выбор основного направления, способа жизни, определение главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов. Стратегия возникает изначально как замысел, идеальный план, а затем требует реализации на практике.

Второй признак - это решение противоречий жизни, достижение своих жизненных целей и планов.

Третий признак - творчество, создание системы ценностей жизненных установок. В этом смысле стратегия является некоторым универсальным законом, индивидуальным достоянием, открытием.

Кроме того, в системе жизненного ориентирования личности выделяются жизненные стратегии, которые различаются по характеру жизненной активности:

- надситуативные и интегративные, характеризующие способность индивида подняться над уровнем конкретной жизненной ситуации и удерживать целостное представление о жизни;

- долговременные и перспективные, рассчитанные на достаточно длительные сроки и ожидаемые в перспективе;

- кратковременные и частичные, рассчитанные на небольшой срок, характеризуемые ориентациями от прошлого и будущего к настоящему;

- ретроспективные, которые характеризуются устремлённостью в

прошлое, переживанием и припоминанием прошлого опыта.

Кроме того, для социологов предметом изучения выступают институциональные, т.е. устойчивые, повторяющиеся, эмпирически фиксируемые, типические, нормативно опосредованные и организационно упорядоченные формы стратегического сознания и поведения личности. Отсюда - понимание стратегии жизни как социально обусловленной системы ориентирования личности на долговременную перспективу.

Изучению жизненных стратегий посвящены многочисленные работы, образующие два уровня исследования стратегической проблематики: теоретический уровень и прикладной. Основной трудностью для исследователей выступает многозначность терминологии, обусловленная переплетением понятийных аппаратов смежных дисциплин при исследовании феномена жизненных стратегий. Так, в философии анализируется гносеологическая сторона взаимодействия субъекта и объекта стратегического отношения. Социологический подход к проблеме предполагает исследование жизненных стратегий как компонентов социальной системы, выполняющих по отношению к личности нормативные функции. При этом наибольшее значение имеют распространённость конкретных жизненных стратегий в массовом сознании и сила их мотивационного воздействия на поведение людей. В этом случае объектом исследования являются феномены и процессы обыденного сознания и обыденного поведения молодёжи. С точки зрения концептуального содержания, данная область исследования нуждается в разработке понятийного аппарата, отражающего и учитывающего весь контекст форсирования и реализации жизненных стратегий2.

Западная психологическая мысль предоставляет широкий материал для комплексного изучения жизненных стратегий личности. Особенно ценны в этой связи открытия в области психологии бессознательного (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг), психологии игры и игровых форм коммуникации и психотерапии (Э.Берн, Г.Лэндрет и др.), логотерапии (В.Франкл) и некоторые другие.

Студенчество как социально-демографическая группа

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Эта проблема исследуется представителями различных научных дисциплин, в том числе философами, психологами и социологами. Во многом это связано со значительными качественными изменениями в жизни современного общества и потребностью в новом ценностном сознании, соответствующем новым реалиям.

Социальные изменения последнего десятилетия, вызвавшие качественные сдвиги в структуре ценностных ориентации россиян, не обошли молодёжь, в том числе наиболее восприимчивую к социальным переменам, интеллектуально динамичную её часть - студенчество. Поэтому основными причинами для исследования структуры и динамики ценностных ориентации студенчества можно считать следующие:

- студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы;

- студенчество несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего развития, и, следовательно, его ценности будут определять ценностное сознание всего общества, образ будущей России;

- студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями; адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста; студенческая молодёжь, в отличие от младшего поколения, уже располагает определённой системой ценностных ориентации, вместе с тем степень её укоренённости в сознании значительно ниже, чем у «отцов» и «дедов»;

- в связи со значительной трансформацией главных ценностных представлений, происходящих под влиянием социокультурных перемен, и отсутствием достаточного жизненного опыта, усложняется процесс ценностного самоопределения личности студента, что ведёт к неустойчивости и разнородности её ценностного сознания;

- исследование динамики ценностных ориентации студентов является частью изучения проблем молодёжи в целом; молодое поколение - весомая составляющая всего социума, а значит, изучение ценностных представлений данной макрогруппы создаёт предпосылки для теоретико-социологических обобщений, касающихся состояния системы ценностей современного российского общества.

Социально-экономические, политические и духовные перемены в российском обществе, связанные в том числе и со сменой системы ценностей, качественным и количественным изменением иерархии основных социальных групп, не только не уменьшили значимость проблем формирования молодого поколения, но и поставили их в ряд важных проблем современности. Изучение, исследование этих проблем необходимо для осознания роли и места современной молодёжи в российском обществе, без чего невозможно анализировать и прогнозировать его развитие.

Целостный подход к молодёжи, направленный на выявление её связей с обществом, существующий во всём многообразии его форм и проявлений, отражал общественную потребность в фундаментальной разработке теоретических и прикладных проблем социологии молодежи и определил направленность научно-исследовательской деятельности. Первое направление связано с разработкой новой теоретической концепции молодежи исходя из ее роли в общественном воспроизводстве. Концепция построена на единстве социально-философского и социологического подходов к изучению молодежи как социально-демографической группы, выделяемой на основе ее специфических социальных функций в воспроизводстве общества (воспроизводственной, инновационной, трансляционной). Такой подход позволяет обосновать меру существенных признаков, необходимых для операционализации молодежи как базового понятия данной отрасли социологии. В качестве меры выступает способность молодого поколения наследовать, воспроизводить на качественно новой основе и передавать (транслировать) следующим поколениям всю систему социальных отношений, обеспечивающих внутреннюю устойчивость и целостность общества.40 Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции воспроизводства социальной структуры. В социологическом плане развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т.е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достичь статуса представителей референтных для него групп. Достижение приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения.

Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Критерием этой направленности является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. Данный упров В.И., Зубок Ю.Л., Уильяме К. Молодежь в обществе риска - М.: Наука - 2001 - С.5 процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способов самореализации молодых людей. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Современные общества -это динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным. Таким образом, риск может рассматриваться в качестве одного из сущностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимого фактора ее социального развития.

Особое значение для анализа риска в молодежной среде имеют его социокультурные основания. В них отражаются готовность к риску и его неприятие как специфические социокультурные характеристики индивидов и групп, а также морально-нравственные последствия рискованных действий. Поэтому в определении риска применительно к исследуемой проблеме, видимо, следует отразить нравственные аспекты выбора и оценку выигрыша (либо проигрыша) на основе принятых в данном обществе ценностей и моральных норм. Тогда риск можно определить как деятельность в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности (или наоборот), когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели, с учетом действующих морально-этических норм. Принимая за основу факт наличия среды риска как внешних для молодежи условий жизнедеятельности, автор поддерживает позицию российского социолога Ю.А.Зубок, предлагающей разделить респондентов по степени их готовности к рискованной деятельности. Группу молодежи, стремящуюся минимизировать риск в своей жизни, условно можно назвать ориентированной на стабильность, а их визави - ориентированный на риск. Две другие группы по-прежнему выделены на основе их субъективного восприятия собственной жизненной ситуации. Типологические характеристики каждой из этих групп таковы:

Ориентированные на стабильность. В сравнительных характеристиках личностного самоопределения представителей этой группы первые три места занимают чувство долга, законопослушание и самоощущение личности (индивидуальность). Данное распределение отражает набор качеств, присущих современному типу личности в полном соответствии с его классическим определением (М. Вебер). Это молодые люди, ответственно относящиеся к своим гражданским обязанностям, готовые соблюдать закон, преисполненные уважения к себе и к окружающим. Вынужденные жить в условиях внешнего риска, они более всего ценят общественную стабильность. Очевидно, что данный тип молодежи представляет собой надежную опору для развивающегося общества и является важным резервом среднего класса в России.

Ориентированные на риск. Поставив в числе характеристик личностного самоопределения на первое место индивидуальность, а на третье практичность и рационализм, представители этой группы определили индивидуализм в его современном понимании как важнейший способ самоутверждения. Данная группа представляет собой другой тип современных молодых людей, сформировавшийся в результате либеральных реформ. Можно предположить, что чувство долга, занимающее в этой группе второе место в сочетании с другими перечисленными качествами, свидетельствует о широком представительстве в ней и сторонников т.н. "осмысленного риска", и убежденных приверженцев монетаризма, и идейных борцов в рамках всего политического спектра. Обладая высоким инновационным потенциалом, эти молодые люди активно участвуют в реформах и впредь способны быть в авангарде общественных перемен.

Оценивающие свою жизнь как стабильную. Молодежь, входящая в эту группу, характеризуется такими качествами, как предприимчивость, практичность и рационализм, занимающими лидирующие позиции в структуре ее личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что рассматриваемую группу составляют молодые люди, удачно интегрировавшиеся в современное общество риска. Риск воспринимается ими как норма, а условием стабильности их жизненной ситуации стала интернализация ценностей общества риска.

Ценностные ориентации как основание конструирования жизненных стратегий

Ценности - это важнейшие черты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. В философии и социологии понятие «ценность» используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Определяя природу ценностей, можно выделить три основные формы их существования.

Так, ценности существуют в форме общественных идеалов. Это исходная и основная форма существования ценностей, которая выработана общественным сознанием в виде обобщённых представлений (социальных представлений) о совершенстве в различных сферах общественной жизни (общечеловеческие, «вечные», такие, как истина, красота, справедливость, и конкретно-исторические, такие, как равенство, патриархат, демократия).

Ценностные идеалы, зафиксированные в культуре в форме предметного воплощения, есть вторая форма существования ценностей (ценности, представленные в виде произведений материальной и духовной культуры, являющиеся конкретным предметным воплощением общественных ценностей).

Предметно-воплощённые ценности - ценностные идеалы, которые императивно взывают к своей реализации, воплощению в действительность, в бытие - это третья форма существования ценностей (ценности социальные, те, что входят в структуру личности в форме личностных ценностей, являются источником мотивации её поведения). Эти личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества и блага, играют главенствующую роль в принятии решений.

Ценность выступает как:

- элемент бытия, который наделяется определённой значимостью для субъекта и, таким образом, представляет собой продукт смыслообразующего акта; - социальный феномен, обозначающий широкий спектр явлений действительности, выступающий одновременно как способ и результат отношений субъекта и объекта;

- предмет потребности и интереса, поддающийся познанию и осмыслению, а также критерий, на основе которого разные объекты подлежат многовариантной субъектной оценке;

- важнейший фактор мотивации личности, стимулирующий её поведение и поступки, регулирующий личную и общественную жизнь индивида посредством альтернативного выбора тех или иных действий.

Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными по отношению к потребностям источниками смыслообразования, они «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломлённых и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающего спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности».54

При изучении проблемы типологии и структурирования ценностей, заслуживает внимание точка зрения Н.Ю. Томилиной, которая обосновывает правомерность существования разных подходов к данному вопросу:

- конкретное предметное содержание той или иной ценности, согласно которому ценности дифференцируются на ценности жизни (жизнь, здоровье, общение) и ценности культуры (материальные, духовные, социально-политические); на естественные ценности и ценности,Леонтьев Л.Д Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции //Современный социо-анализ. Сб-к статей - М. - 1998 - С. 180. созданные человеком; предметные ценности (отражающие свойства предметов) и ценности сознания (отражающие ценностные представления);

- отнесение ценностей к соответствующим потребностям индивидов, в

соответствии с чем выделяются витальные (благополучие, комфорт, потребление), интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми), социализационные (должность, карьера), смысложизненные (связанные с высшими целями человеческого бытия);

- функциональное основание, то есть роль ценностей для функционирования общества как системы, согласно которому существует разграничение между интегрирующими и дифференцирующими, одобряемыми и отрицаемыми ценностями;

- социокультурное основание, исходя из которого проводится различение между терминальными и инструментальными ценностями, а также между традиционными, современными и общечеловеческими ценностями;

- нормативно-оценочное отношение человека к действительности, согласно которому ценности можно разделить на уже существующие (актуальные) и ещё неосуществлённые (потенциальные), на декларируемые и фактические;

- зависимость от определённого носителя, определяющая такие типы ценностей, как мировые, формационные, национальные, групповые, семейные, индивидуальные;

- степень самостоятельности человека при выборе ценностей, результатом чего выступает разделение на ценности, которые человек сознательно выделяет как особо значимые для себя элементы бытия, и ценности, которые индивид бессознательно считает таковыми (традиции, религиозные ритуалы, некоторые произведения искусства);

- степень прочности (закреплённости) ценностей в сознании конкретного индивида, исходя из чего ценности могут быть

дифференцированы на абсолютные (перманентные) и преходящие (временные).55

В представленных типологиях отражена и позиция автора данной работы, полагающего, что дифференциация ценностей по типам (классам, группам, видам) может носить многомерный характер.

Введение понятия «ценностная ориентация» в западной психологии часто связывается с именами У.Томаса и Ф.Знанецкого, которыми впервые в американской социологической литературе используется понятие «ценность»,56 существовавшее до того только в философии, и Т.Парсонса, который вводит термин «ценностная ориентация».57 Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, во главе угла которой стоят ценности, тесно связанные с идеалами и жизненными целями. В.А. Ядов считает, что вершину иерархии ценностей личности «...составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, более отдалённых, относительно близких и ближайших, а также ценностей -средств, или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона».58

Ценностные ориентации - это широкая система отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно, важных решений. От установок их отличает, прежде всего, уровень обобщённости объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Своё проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей.

Н.Ф.Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира.59 По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По её мнению, система ценностных ориентации определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, выполняющие одновременно функции регуляции поведения и определения его целей.

Ценности внутренне освещают всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой, они приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущих к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающий характер и представляют собой динамическую систему. Исследования динамики ценностных ориентации студенческой молодёжи выражаются:

- в количественном отношении, т.е., в усилении или ослаблении предрасположенности к различным ценностям, в степени распространения в молодёжной среде тех или иных ориентации; в качественных сдвигах, отражающих освоение молодыми людьми новых реалий в общественной жизни, в области социальных отношений; в коренной переориентации сознания и поведения, в том числе, связанной с преодолением идеологических мифов, переоценкой роли рынка, осознанием необходимости перехода от иждивенчества к самостоятельности и творческой активности.