Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях Никитина Татьяна Николаевна

Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях
<
Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Татьяна Николаевна. Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Никитина Татьяна Николаевна; [Место защиты: Казан. гос. технол. ун-т].- Казань, 2009.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-22/71

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Система ценностей социальной работы в предметном поле социологии 15

1.1. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностей и ценностных ориентации специалистов по социальной работе 15

1.2. Социальная работа как социокультурное явление 54

ГЛАВА II. Социокультурная динамика ценностных ориентации специалистов по социальной работе 94

2.1. Структура и содержание ценностных ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях 94

2.2. Субъективная реальность социальной работы: результаты эмпирического исследования 119

Заключение 172

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество определяется сложностью и противоречивостью его духовного состояния. Социально-экономические процессы, связанные с задачами модернизации страны, создают новые социокультурные условия жизни ее граждан. В таких условиях многократно возрастает роль социальной работы в обществе. Актуальность обращения к проблематике социальной работы в современных социокультурных условиях развития российского общества обусловлена рядом причин.

Во-первых, в период модернизации всех систем российского общества, экономических трудностей и социальных преобразований, следствием которых является появление все новых групп населения, нуждающихся в поддержке и помощи государства, социальная работа остается востребованной сферой профессиональной деятельности, так как социальная политика любого государства опирается в решении своих задач на институт социальной работы.

Во-вторых, институциализация социальной работы проходит в условиях, связанных с особой социокультурной ситуацией реформирования российского общества и новыми приоритетами развития страны: возрождением духовности, реализацией в обществе принципов гуманизма и справедливости, свободы и равенства. Ведущей функцией института социальной работы в новых условиях является гуманизация общественных отношений, восстановление духовно-нравственного потенциала каждого человека в отдельности и общества в целом.

В-третьих, ценным для развития социальной работы является соотношение социокультурных условий современного российского общества и этнокультурных традиций социальной работы в России. Каждый новый социокультурный этап в развитии российского общества определяет качественно новый уровень социальной работы с сохранением ментального ядра социальной помощи в России.

В-четвертых, социальная работа в своей основе содержит систему профессиональных ценностей. Профессионально-этический кодекс социальной работы декларирует такие ценности, как социальная активность, мобильность и гибкость; гуманизм и социальная справедливость; компетентность; человеческое достоинство и толерантность. Ценности социальной работы находятся под воздействием системы ценностей современного российского общества и являются ее неотъемлемым компонентом. Социокультурная динамика ценностной системы общества отражается на системе ценностей специалистов. Актуальным становится вопрос, какие ценности в дальнейшем будут определять пути развития социальной работы в России как профессионального вида деятельности.

В-пятых, высокий уровень требований со стороны современного российского общества к качеству кадрового обеспечения системы социальной защиты и социальной работы обусловливает и предполагает наличие призвания и готовности выполнять социальные функции: прогнозирование, диагностику, защиту прав человека, организацию социального процесса, информирование, посредничество, изменение среды обитания, а также сформированной системы ценностей и ценностных ориентаций, лежащих в основе профессиональной деятельности. Поэтому выявление их содержания и целенаправленное формирование профессионально-этических ценностей в процессе социального образования особенно актуальны на современном этапе развития социальной политики государства.

Социальная работа, таким образом, это не только социальный институт и профессиональная деятельность, но и новое мировоззрение, корпоративная культура и новый образ жизни. Социальный работник является ориентиром для людей в их отношении к тем, кто нуждается в помощи. Личность специалиста, способного профессионально воспроизводить добродетельное поведение в постоянно изменяющихся социокультурных, социально-экономических условиях – основа профессиональной деятельности.

Неоднозначность оценки социокультурных аспектов профессиональной деятельности со стороны государства, общества и самих социальных работников ставит перед социологической наукой исследовательскую задачу определить социокультурное содержание социальной работы в современном российском обществе. Каким образом социокультурные условия развития российского общества отражаются на ценностной системе социальной работы? Какие ценности и ценностные ориентации специалисты определяют как наиболее значимые? Соответствует ли профессиональное поведение специалистов тем функциям, которыми наделяет социальную работу государство?

Социологические исследования, направленные на субъект профессиональной деятельности в области социальной работы, имеют как теоретическое, так и общественно-практическое значение и отвечают требованиям государства к качественным характеристикам специалистов по социальной работе. Антропологический подход к социальной работе с позиции изучения субъектов социальной деятельности на сегодняшний день особенно актуален, так как соответствует приоритетам российского общества, направленным на гуманизацию всех сфер общественной жизни.

Вышеперечисленные аргументы позволяют говорить об актуальности и проблемности выбранной темы исследования, определить цели и задачи диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования ценностной проблематики социальной работы представлены работами нескольких направлений.

Первое направление включает работы классических социологов, обращавшихся к тематике ценностей и ценностных ориентаций, определяющих роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии общества, социальных групп, личности. Сторонники структурного функционализма Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон рассматривали ценности как элемент в системе социальных действий; А. Щюц, Э. Гуссерль – основоположники феноменологической социологии – в ходе изучения социальных феноменов повседневного «жизненного мира»; П. Бергер и Т. Лукман – при конструировании социальной реальности; М. Шелер, Ю. Хабермас – в развитии антропологической тематики. М. Вебер – основатель «понимающей» социологии в типологию социального действия вкладывал ценностную составляющую.

Создатели теории социального обмена П.Блау, Дж. Хоманс, Б.Скиннер, Н.Луман рассматривали ценности в контексте системы общественных отношений. Также обращались к различным аспектам ценностной проблематики представители гуманистического направления в социологии У.Томас и Ф. Знанецкий, считавшие ценности основой бытия. У. Бек и Р.Инглегард рассматривали ценности в постмодернистских традициях.

Социокультурный подход представлен в работах классиков социологии и современных исследователей А.С. Ахиезера, Ю.Р. Вишневского, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Н.И. Лапина, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, П.А. Сорокина, В.Т. Шапко и др. Соединение культуры и социальности сегодня является особенно актуальным в условиях трансформации различных сфер жизни общества. Социокультурный подход в социальной работе рассматривается в работах Т. Шанина.

Ценностная проблематика, концептуальные и методологические подходы к исследованию ценностей получили отражение в работах российских авторов В.Ю. Бойко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, А.И. Кравченко, Н.И. Лапина, Н.М. Лебедевой, Р.М. Нуреева, Ю.С. Пироговой, Л.М. Смирнова, И.А. Суриной, В.П. Тугаринова, И.О. Щербаковой, В.А. Ядова, Р.Г. Ясина.

Исследованию ценностей социальных работников как особой профессиональной группы посвящены труды В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Г.П. Медведевой, Г.В. Мухаметзяновой, Е.Г. Студеновой, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой, О.Н. Шухаревой, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Однако учитывая, что социальная работа как профессиональная деятельность существует в нашей стране лишь второе десятилетие, перечисленным авторам не представлялось возможным рассмотреть социокультурную динамику ценностных ориентаций представителей данной профессиональной группы. Ценностный мир социальной работы представлен универсальным в рамках постсоветского социокультурного пространства и не обладает субъектными характеристиками профессии в целом и отдельных ее представителей. В данном диссертационном исследовании делается попытка изучить ценностные ориентации применительно к современным социокультурным условиям развития российского общества.

Объектом диссертационного исследования выступает социальная работа как социокультурное явление.

Предметом диссертационной работы является содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях.

Цель диссертационного исследования – выявить содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях. Для реализации цели исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:

выявить методологические подходы к исследованию проблемы ценностных ориентаций специалистов по социальной работе;

определить специфику социальной работы как социокультурного явления современного российского общества;

раскрыть содержание системы ценностей социальной работы в современном российском обществе;

разработать авторскую методику по выявлению ценностных ориентаций специалистов по социальной работе;

исследовать уровневую структуру профессиональных ценностей специалистов по социальной работе.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования проблемы ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях выступает интеграция структурно-функционального и социокультурного подходов и теория структурации Гидденса. Методология работы обусловила использование количественных и качественных методов исследования.

Автор опирался на широкий круг достижений и разработок в области социологии:

- на положения структурно – функционального подхода в понимании роли ценностей в системе социальных отношений и определении социальной работы как социального института;

- на идею П.А. Сорокина о социокультурной динамике общества;

- на теорию структурации Э. Гидденса, в основе которой лежит понимание диалектической взаимосвязи структуры (системы) и действия;

- работы Р. Инглегарда о динамике ценностей в современном обществе, его типологию ценностей и выделение постмодернистских ценностей.

В качестве основных социологических методов эмпирической части работы использованы: анкетный опрос; глубинное структурированное интервью; вторичный анализ данных, представленных в прикладных исследованиях российских ученых.

Источниковую и эмпирическую базу исследования составили:

1) материалы авторского анкетного опроса специалистов по социальной работе – представителей социальных служб и организации г. Казани и малых городов Республики Татарстан, находящихся в должности руководителей отделений или социальных служб, специалистов по социальной работе. Объем выборки – 300 человек. Репрезентативность выборки определялась по следующим критериям: профессиональная деятельность в области социальной работы – не менее 3 лет; выполнение должностных обязанностей специалиста по социальной работе, руководителя социальной службы или организации. В опросе участвовали сотрудники Отделов социальной защиты, Центров социального обслуживания населения, Центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, Социально-реабилитационных центров для детей девиантного поведения, Реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности Республики Татарстан;

2) данные глубинного структурированного интервью со специалистами по социальной работе. Целевая выборка: 23 человека;

3) вторичный анализ результатов социологических исследований системы ценностей и ценностных ориентаций социальных работников: исследование О.Н. Шухаревой, посвященное социокультурным ценностям социальной работы, объем выборки – 500 человек (Республика Хакасия); исследование системы ценностей социальных работников И. Мальцева, объем выборки – 58 человек (Кемерово); исследование системы ценностей социальных работников Н.Б. Шмелевой, объем выборки–200 человек;

4) вторичный анализ результатов социологических опросов базовых ценностей россиян Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ); исследование ценностей российского общества под руководством В.С. Магуна и М. Руднева (ВЦИОМ); межстрановое исследование Е. Ясина по выявлению особенностей ценностей современного российского общества; мониторинговые исследования 1998, 2004, 2007 годов, проведенные Институтом социологии под руководством М.К. Горшкова; исследование ценностей россиян, проведенное в 2006 году под руководством В.Г. Андреенковой, объем выборки – 1200 человек; проведенное на базе лаборатории социально-психологических исследований ГУ-ВШЭ исследование ценностей россиян под руководством Н.Лебедевой и А. Татарко.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечиваются:

– выбором методологических позиций, определяющих интеграцию структурно-функционального, социокультурного подходов и теории интеграции Э. Гидденса;

– использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его цели, задачам; обстоятельностью теоретического анализа, корректностью понятийного аппарата исследования, применением разнообразных эмпирических методов исследования, критическим анализом научной литературы из разных областей знания, практической применимостью полученных результатов; репрезентативными выборками лиц, привлеченных к исследованию;

– соблюдением всех основных принципов проведения эмпирических исследований;

– широкой научной апробацией исследования, ход и результаты которого обсуждались на международных, всероссийских, региональных и республиканских конференциях, публиковались в научных, методических изданиях.

Научная новизна диссертационного исследования:

–апробирована методология исследования проблемы ценностных ориентаций специалистов по социальной работе на основе интеграции структурно-функционального и социокультурного подходов в контексте теории структурации Э. Гидденса;

–дана авторская интерпретация социальной работы как социокультурного явления современного российского общества, выявлена социокультурная динамика социальной работы;

–разработана авторская методика исследования ценностных ориентаций специалистов по социальной работе, базирующаяся на сочетании количественных и качественных методов;

–раскрыто содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях;

–предложена авторская интерпретация уровней ценностей социальной работы («рутинные» и «постмодернистские») в соответствии с методологией исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методологический подход к исследованию ценностных ориентаций специалистов по социальной работе и системы ценностей, отвечающих современной российской социокультурной ситуации, основанный на теории структурации Э. Гидденса и положениях интегральной социологии П.И. Сорокина, позволяет интегрировать структурно-функциональный и социокультурный подходы в исследовании ценностной проблематики социальной работы. Cоциальная работа представлена как социальный институт, функционирующий в рамках социокультурного пространства современного российского общества, динамику развития которого можно проследить через призму профессиональной ценностной системы.

2. Социальная работа как социокультурное явление, содержащее совокупность профессиональных норм и правил, идейных убеждений, профессиональных ценностей, нравственного сознания, носителем которых является специалист, осуществляющий профессиональную деятельность, отражает специфику социокультурного пространства современного российского общества и этнокультурные традиции социальной работы в России.

3. Ценностные ориентации специалистов по социальной работе, выявленные с использованием авторской методики, представляют собой три кластера: это ценностные ориентации, направленные на изменения в системе; ценностные ориентации, направленные на межличностные отношения; ценностные ориентации, направленные на профессионально-личностное развитие.

4. Система ценностей социальной работы содержит уровень «рутинных» ценностей, отвечающий за преемственность и рутинность социальных практик и уровень «постмодернистских» ценностей, который формируется современными социокультурными условиями развития российского общества.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации результаты будут использованы в последующем изучении динамики ценностных ориентаций специалистов по социальной работе, при разработке содержания учебных программ этического, философского, аксиологического направления, в преподавании социогуманитарных дисциплин, в процессе формирования ценностного сознания, установок и профессиональных мотиваций специалистов по социальной работе.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности применения ее результатов в практической деятельности социальных служб, организаций системы социальной защиты с целью совершенствования профессиональной деятельности по оказанию помощи социально уязвимым категориям населения; введении основных положений диссертационного исследования в учебные курсы по подготовке бакалавров и специалистов социальной работы; в качестве модулей учебных дисциплин «Профессионально-этические основы социальной работы», «Деонтология социальной работы», «Философия социальной работы», «Социология культуры».

Апробация результатов исследования:

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета.

Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, получили отражение в 6 публикациях, в том числе одна – в издании, рекомендованном ВАК РФ, в выступлениях на международной конференции «Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (2009); Всероссийских научных конференциях «Психология профессионального образования» (Казань, 2004), «Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы» (Екатеринбург, 2006), на межрегиональной конференции «Компетентностный подход к обеспечению качества подготовки специалистов в вузе» (Казань, 2006).

Автор входит в коллектив разработчиков Международного проекта программы Европейского Союза «Tempus 4» в области социальной работы с участием кафедры социальной работы АСО (КСЮИ), Московского государственного областного университета, Адыгейского государственного университета, ББJ Консалт АГ, Германия/Москва, Потсдамского университета прикладных наук (Германия), Парижского университета (Франция).

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в разработке учебной дисциплины «Деонтология социальной работы» в рамках профессиональной подготовки бакалавров социальной работы.

Структура работы. Поставленная цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, библиографического списка, содержит таблицы.

Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностей и ценностных ориентации специалистов по социальной работе

Создание целостной картины проблематики ценностей возможно на основе междисциплинарного подхода с привлечением исследований из разных областей знаний.

Несмотря на то, что проблемой ценностей и ценностных ориентации с конца 19-го века занимается специализированная область научного знания -аксиология, на сегодняшний день в научной литературе дано более 400 определений ценностей, множество направлений и классификаций.

Современный философский словарь под общей редакцией В.Е. Кемерова определяет аксиологию как учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для личной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого5.

Первостепенная роль в изучении проблемы ценностей принадлежит философии. Существующие в науке определения ценности, можно рассматривать либо в рамках различных философских направлений, либо с позиции исторического подхода. Рассмотрение понятия «ценности» с точки зрения исторического подхода позволяет увидеть диалектическое единство различных научных направлений в данной области исследования.

Выделяются следующие типы аксиологических концепций: объективно идеалистические, субъективно-идеалистические, натуралистические, трансценденталистские, социологические, диалектико-материалистические. Если объективно-идеалистические теории (неокантианство, неотомизм, интуитивизм) определяют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени, то субъективно-идеалистические теории (логический позитивизм, феноменология, эмотивизм, лингвистический анализ в этике, аффективно-волевая теория ценности У.Эрбана, Д.Пролла, Л.Люиса и др.) видят в ценности явление сознания, как проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Натуралистические теории ценности (теория интереса Р.Перри, Д. Паркера, эволюционная этика, этика космической теологии) определяют ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом, ценность зависима от отношения человека к предметам и явлениям. С позиции аксиологического трансцендентализма ценность - это идеал, имеющий самостоятельную сферу существования, к которой человек может (или не может) приобщиться. Диалектико-материалистическое направление рассматривает систему ценностей с позиций исторического, экономического, социального развития общества.

В обобщенном варианте понятие «ценность» в своей основе содержит три направления: 1. ценность определяется как вещественно-предметные свойства явлений, в основе которого лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям; 2. ценность как нравственная категория, обозначающая, в том числе, психологические характеристики человека; 3. ценность как значимые социальные явления, характеризующие отношения между людьми.

Определение ценности как сложившейся философской категории в обобщенном виде выражает современное понимание ценности в философии. Ценность - это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое»6.

Помимо аксиологических концепций выделяются основные типы учений о ценностях с точки зрения источника ценности. Например, аксиологический психологизм (В.Вундт, Ф.Брентано, А. Мейнонг) определяет в качестве источника ценностей субъективный мир человека - его цели, чувства, волю, потребности и установки. Ценностью является все то, что значимо для человека.

Аксиологический трансцендентализм (Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) источником ценностей считает некие взаимосвязанные идеальные сущности, ориентирующие людей на достижение высших целей. Представители аксиологического онтологизма (Н. Гартман, М.Шелер, М.Хайдеггер) определяют источник ценностей в виде сверхчувственной и сверхрациональной интуиции, с помощью которой бытие познается как ценность.

Применительно к социокультурному подходу, с позиции которого мы рассматриваем предмет нашего исследования, интерес представляет аксиологический нормативизм (М. Вебер, В. Дильтей, О. Шпенглер), который предполагает, что источник ценностей — социокультурная жизнедеятельность людей. Ценностями с точки зрения этих авторов являются нормы, правила, оценки, которые обеспечивают функционирование и историческое изменение социокультурной среды.

В 19-м веке развитие философии, социологии и психологии дало основание для более тщательного исследования категории «ценность». Начиная с 19-го столетия «ценность» приобретает особое значение. Особый вклад в изучение понятия ценности внесли Н. Бердяев, М. Вебер, В. Виндельбанд, Л. Винтгенштейн, В. Дильтей, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, Г. Риккерт, А. Уайтхед, С. Франк, М. Шелер. Большая роль отводится пониманию ценности с точки зрения профессионального самоопределения личности, так как ценности определяют профессиональное поведение индивидов, находятся в его основе, являясь регуляторами, принципами для ее осуществления. Особая роль отводится ценностному сознанию человека, ведь на его основе проходит ценностная объективная оценка социокультурной ситуации7.

Социальная работа как социокультурное явление

Изучение истории социальной работы в России дает основания считать, что современный этап в ее развитии был подготовлен экономически. Вместе с тем в развитии личности и социальных групп должны быть предпосылки для достаточно бурного развития социальной работы с конца 19 столетия.

«Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха. Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть «клиенту» способность действовать самостоятельно в данном 108 социальном контексте» .

Социальную работу на мировой пространстве объединяет философский смысл, который заключается в том, являясь профессиональной деятельностью, по своим сущностно-функциональным характеристикам социальная работа представляет собой действие, направленное на осуществление социальных изменений. Ее ценностно-нравственная основа заключается в том, что человеку изначала присуще стремление оказывать помощь нуждающимся, то есть жить по законам взаимопомощи или социабильности.

Социальная работа как часть социокультурного пространства обладает специфическими особенностями, которые проявляются, прежде всего, в становлении социальной работы в определенных социокультурных условиях.

В отличие от социальной работы в США, в Германии получили распространение социальная работа в микрорайоне и работа в общине. Социальная работа в этом случае не сводится к индивидуальной или семейной работе, клиент рассматривается включенным в более широкое окружение. Социальная работа в Германии проводится на уровне местных центров психического здоровья (диспансеры), церквей, других религиозных организаций. Чаще всего оказывается консультативная помощь. В учебных заведениях социальных работник выполняет роль медиатора, посредника между ребенком и школьным персоналом или между ребенком и его семьей.

Социальная помощь на Западе формировалась в эпоху становления капиталистических отношений в Европе и Северной Америке. Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», выдвинул гипотезу о наличии причинно-следственной связи между воспитанными духовными качествами, основанными на религиозном воспитании в доме и в общине, с одной стороны, и направлением личностного развития, выбором профессии и дальнейшим профессиональным становлением, с другой. Считая сердцевиной капиталистического этоса профессиональный долг, Вебер считал главной нормой успешного человека рациональность. В годы Реформации формируется нормативная сторона капиталистического поведения, связанная с канонами протестантской этикой.

Основная идея протестантизма — идея предопределенности человеческого существования Богом, нераздельность мирской жизни от священной, в отличие от католицизма. Мир становится проще, прямее, рациональнее. В протестантском сознании работа — это священный долг верующего человека. Призвание человека исходит сверху, от Бога, священный долг - максимальное усердие в своей социальной и профессиональной роли, рациональная организация собственного дела, ведущая к наибольшей эффективности своей работы, максимизации результата деятельности, есть рациональная организация спасения собственной души. Характерная черта протестантской морали - мирской аскетизм.

Особенности современной европейской культуры отражаются на построении системы социальной работы - это рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания, чувство персональной ответственности, формирование практической рационализации жизни под углом ее полезности.

Благотворительность в капиталистической культуре не приемлет расточительного поведения, напрасного расходования средств, заработанных неустанным трудом. «Однако социальная работа как призвание и как профессия могла возникнуть лишь в протестантской капиталистической культуре, где рационализация общинной взаимопомощи традиционного типа привела к оформлению ее в специальную сферу деятельности. Общество делегировало функции помощи и поддержки специально подготовленным для этого людям, создав особый сектор на рынке труда, признав профессию и выделив для нее необходимые ресурсы» .

Структура и содержание ценностных ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях

В соответствии с представленной в первой главе методологией исследования, используя накопленный теоретический материал, задача эмпирической части заключалась в выявлении ценностных ориентации специалистов по социальной работе. Выбор методики сбора эмпирической информации основан на применении совокупности количественных и качественных методов, позволяющих компенсировать недостаточность результатов, полученных при использовании каждого из методов исследования в отдельности.

Ценностные ориентации, наряду с идеалами, нормами, этическими принципами, ценностями профессиональной деятельности, наполняют содержанием, смыслами социальную работу как социокультурную реальность. При этом роль ценностных ориентации заключается в выборе направленности практических действий специалистов. Как социокультурное явление социальная работа влияет на процессы гуманизации общественных отношений173, а ценностные ориентации являются социально-нормативными регуляторами общественной жизни и поведения людей.

При постановке цели исследования мы исходили из положения о том, что социокультурная реальность современного российского общества влияет на ценностные ориентации и социальные практики специалистов по социальной работе. Система ценностных ориентации отражает как систему профессиональных ценностей, определяющих гуманные цели профессии, так и особенности ценностной системы современного российского социокультурного пространства. Существует сложный механизм взаимодействия ценностей социальной работы и ценностей общества. Взаимовлияние, взаимная обусловленность, частые противоречия между этими переменными отражаются на содержании ценностных ориентации. Ценностные ориентации детерминированы социальными и экономическими условиями. Преобразование общества ведет за собой трансформацию ценностных ориентации личности и социальной группы. Новая социальная среда определяет жизненные планы, определяет систему ценностных ориентации в соответствии с реальными социальными условиями.

Направленность на опережение в развитии ценностного сознания позволяет быстрее и удачнее адаптироваться к новым условиям. Если брать за постулат данный тезис, определяя структуру ценностных ориентации, мы можем прогнозировать развитие профессиональной сферы специалистов по социальной работе. Очевидно, проведение реформ в социальной сфере возможно лишь при условии наличия заданных ценностных ориентации представителей профессиональной группы.

Ценностных ориентации отражающие ценности общества и профессии будут обладать свойствами как универсальности, так и уникальности. Трансляция ценностей происходит как обоюдный процесс, в результате которого формируются социальные практики специалистов.

Ценностные ориентации личности являются механизмом целеполагания, дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, направляют действия человека. Система ценностных ориентации определяет стратегию профессиональной деятельности, является связующим звеном между личностью и социальной средой, выполняют функции регуляции поведения. Выявив ценностные ориентации, присущие профессионалу в социальной работе, мы сможем спрогнозировать направленность профессионального поведения специалистов, а также механизмы изменения социальных образцов в профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования основывалась на работах отечественных и зарубежных авторов, изучающих структуру ценностей и ценностных ориентации во взаимосвязи с потребностями, интересами, социальным поведением членов профессиональной группы. Мы использовали принцип интегративности методологических и методических приемов, разработанных в рамках различных методологических направлений: теории структурации Э. Гидденса, структурно-функционалистской парадигмы М. Парсонса и Р. Мертона, диспозиционной концепции регуляции и прогнозирования социального поведения личности В. А. Ядова.

Объектом нашего исследования выступила профессиональная группа специалистов по социальной работе. Процедурная часть включает в себя определение выборочной совокупности. Специфичность и особенности объекта исследования обуславливают построение выборочной совокупности на основании принадлежности индивидов к профессиональной группе специалистов по социальной работе. Эту группу составляют специалисты по социальной работе, руководители отделов и подразделений социальных служб. Выборочная совокупность составила 300 единиц и пространственно локализована в пределах г. Казани и Республики Татарстан (Согласно статистических расчетов генеральная совокупность составляет около 3000 единиц. Доверительная вероятность - 95 %. Доверительный интервал (погрешность± %) — 5,4 % . Требуемый размер выборки-341 человек).

Ценностные ориентации как оценочные суждения, определяющие направленности профессиональных действий способствуют раскрытию системы профессиональных ценностей, актуальных в сегодняшней практике, отвечающей реалиям социокультурной жизни современного российского общества, адекватных социально-экономической ситуации в стране.

Единое профессиональное поле указывает на существование преемственности и рутинности профессиональных действий. Согласно теории структурации Э. Гидденса, рассмотренной в теоретической части диссертационного исследования, мы разделили ценности на ценности «рутинные» - отвечающие за воспроизводство социальных практик и ценности «постмодернистские», сформированные в современных социокультурных условиях развития российского общества.

Субъективная реальность социальной работы: результаты эмпирического исследования

Основная цель социальной работы заключается в социальной, экономической и правовой защищенности каждого человека. Для реализации данной цели необходимо создать оптимальные условия. В настоящее время проблемой среди специалистов считается наличие большого объема информации, требующей времени на ее обработку и введение в деятельность социальных учреждений. «Выполнение нормы - это очень большая нагрузка на специалистов». Требуется «внимание со стороны администрации». Отмечается «большая текучесть кадров в связи с маленькой заработной платой», поскольку «заработок ниже среднего». «Зарплата несоизмерима с уровнем ответственности», поскольку «в руках — человеческая жизнь».

«Трудность заключается в том, что нужно очень оперативно принимать решение». «Современная социальная работа должна быть полностью компьютеризирована, чтобы не было очередей». Необходима реклама деятельности социальных учреждений.

«Необходимо менять отношение в корне к специалистам и институту социальной работы сегодня на современном этапе развития нашего государства».

Специалисты отмечают необходимость в упрощении всей системы социальной защиты населения. «Изменения, проводимые государством в социальной сфере, требуют более пристального внимания к личности специалиста, осуществляющего государственные планы на местах. Ведь только прочтение огромного количества инструкций, дополнений и изменений в законодательно-правовой базе социальной работы требует огромного количества усилий». «Необходимо менять условия для специалистов. В хороших условиях и работа идет хорошо». Многими отмечается важность роли государства и звучит требование изменить отношение государства к профессии. Необходимо «новое понимание социальной работы».

Обратимся к мнению респондента, руководителя Центра социальной помощи семье и детям: «Очень тяжелая система. Хотелось бы упростить ее. Постоянно появляются новые программы, новые показатели в работе с которыми не успеваешь ознакомиться, а они все время усовершенствуются и появляется еще что-то новое» (И.А, 38 лет, руководитель).

Респондентами также отмечается, что «недостаточно продумана база социальной работы», «социальная работа хочет раскрыться, ей препятствуют, не понимая всей нужности этой сферы». Специалисты отмечают, что необходимо менять вид оказываемой помощи, которая должна быть адресной, а не осуществляться на заявительной основе.

И самое главное, как считает А.И., специалист отделения социальной помощи на дому, нужно «видеть результат своего труда», иначе «эмоциональное выгорание», нужно уметь реабилитировать себя. «Ценно помогать человек, но вдвойне ценнее, когда получаешь благодарность, труд не напрасен». Приходит «понимание, насколько велик твой труд. Большая трагедия, если работа идет насмарку».

Среди технологий социальной работы огромное значение отводится профилактике, поскольку «главное выявление заблаговременно семей, которые могут в дальнейшем при неблагоприятном стечении обстоятельств попасть в группу риска».

Специалисты также отмечали, что в настоящее время совершенствуется законодательная база, разрабатываются научно-методические основы деятельности специалистов социальной работы. Активно привлекается негосударственный сектор экономики за счет привлечения социально ответственного бизнеса в мероприятия социальной защиты. Тем не менее, необходимо более эффективно использовать ресурсы социальных организаций.

Самое большое затруднение в работе специалисты испытывают в реализации нового законодательства. Этим обусловлена необходимость в повышении правовой компетенции. Требуется улучшение материально-технических условий труда. Помощь населению должна оказываться по закону. Отмечается также, что «законодатели не знают практики», а в аппарате Президента должны быть специалисты-практики, поскольку существует сложность исполнения приказов и постановлений из-за расхождения практики и законодательно-правовой базы. Приведем в подтверждении слова Р.С, специалиста Отдела социальной защиты населения: «Вот были трудности, связанные с расхождением законодательства и невозможностью осуществлять на практике помощь. Не было такой тесной взаимосвязи с другими организациями. Нет хорошего взаимодействия специалистов, хотелось бы, чтобы сплоченнее были отношения правовые и организационные»182. Отметим, что отсутствие надлежащих условий работы может способствовать накоплению усталости, сомнений и негативных эмоций.

Приведем высказывание респондента — специалиста по социальной работе Центра помощи семье и детям. «Потому что, как правило, те, кто работает специалистом по социальной работе или в социальной сфере, то это люди, которые отдают себя этой работе, они естественно альтруисты, как правило, не считаются ни со временем, ни со своими возможностями, а, пытаются разделить то горе, проблемы, с которыми сталкиваются люди, которые обратились за помощью к специалисту по социальной работе. Поэтому, конечно, первое - это оплата труда и, второе - отношение государства к социальным проблемам, с которыми сталкивается население» (Е.Г., 58 лет, специалист по социальной работе).

Говоря о профессиональных качествах специалистов и профессиограмме в целом, среди значимых качеств специалисты называют коммуникабельность, терпеливость, отзывчивость, предельную вежливость, настойчивость: «такт самое важное качество», «умение переубедить является главным, выдержка, умение помочь людям в трудной жизненной ситуации». Также отмечаются доброжелательность, умение владеть собой, знание своего дела, способность к сопереживанию, чуткость, снисходительность, коммуникабельность, целеустремленность. Специалисту необходимо знать свои права и нести ответственность за надлежащее их исполнение. «Каждая семья живет по своим правилам и представляет собой определенную систему

Похожие диссертации на Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях