Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Монастырская, Татьяна Игоревна

Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества
<
Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Монастырская, Татьяна Игоревна. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Новосибирск, 1999

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Девиантное поведение как феномен духовной жизни общества ... 20

1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения в философских и социологических теориях: критический анализ 20

1.2. Нормы поведения и ценностные ориентации 40

1.3. Девиантное поведение как следствие дефицитарного развития личности 55

Глава 2. Социальная обусловленность и динамика проявления девиантного поведения российской студенческой молодежи 90-х гг 69

2.1. Студенческая молодежь как специфическая социальная группа. 69

2.2. Социальная детерминация девиантности и формы ее проявления 82

2.3. Патогенность девиантного поведения молодежи для духовной жизни общества 103

Глава 3. Социальный контроль и социальная коррекция девиантного поведения 122

3.1. Социальный контроль над девиантным поведением в современных условиях 122

3.2. Качество образования и образовательной среды как условие профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся и студенческой молодежи 145

3.3. Интерактивная технология социальной коррекции факторов риска девиантного поведения 166

Заключение 180

Библиографический список использованной литературы 183

Введение к работе

Актуальность исследования. Характерной особенностью переживаемого Россией периода является стремительная ломка стереотипов, ценностей в различных сферах жизнедеятельности общества. Происходит пересмотр господствовавших в доперестроечный период системы ценностей, установок, норм и форм поведения. Действовавшие до сих пор механизмы адаптации человека к условиям жизни в обществе разрушаются, нередко накопленный личностью социальный опыт обесценивается. Это в свою очередь детерминирует неадаптивное, дефицитарное развитие личности, возникновение состояний фрустрации.

Резкая дифференциация общества, вызванная кризисным состоянием экономики, спадом производства, падением жизненного уровня большей части населения, в том числе молодежи, привела к тому, что молодежь как социальная группа по образу жизни все более вытесняется в маргинальный слой. Ситуация неопределенности, нестабильности не может являться благоприятной для молодежи в плане формирования ее социальных функций. Существующие экономические, социально-политические условия формируют потребности, систему ценностей, интересы молодежи, в том числе и разрушительные, негативные. В жизнедеятельности и поведении молодежи все больше проявляются девиации.

Девиантное поведение молодежи 90-х гг., его растущий масштаб, оказывают разрушающее влияние не только на процесс формирования личности, но и на уровень развития духовной жизни общества - самой богатой по своим проявлениям сферы сознания.

Проблема девиантного поведения является междисциплинарной, изучается различными науками: медициной, психологией, педагогикой, социологией, философией. Особую актуальность представляет рассмотрение этих проблем с точки зрения фплософско-социологических подходов. Реализация данных подходов позволит на теоретическом уровне проанализировать систему детерминации девиантного поведения российской

молодежи, выработать методологические принципы исследования девиаций в поведении, определить возможности и механизмы социального контроля над девиантным поведением.

Философско-социологический анализ проблем девиантного поведения позволяет рассмотреть сущность, содержание, специфику проявления девиантного поведения молодежи в новых российских условиях, определить основные его формы и выявить социальные механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения, т.е. показать, как нужно воздействовать на общественное сознание, когда речь идет об объективности негативных процессов, происходящих в сфере духовной жизни общества. Актуальность исследования девиантного поведения молодежи как социальной группы обусловлена также тем, что именно по уровню проявления молодежной девиации можно прогнозировать направленность духовной жизни общества, поскольку молодежь как активная социальная группа призвана осуществлять преемственность в системе духовных ценностей и преобразовывать духовную сферу общества.

Духовная жизнедеятельность молодежи выражается в конкретных сферах: образовании, науке, средствах массовой информации, культуре, в том числе и молодежной; девиации в молодежной среде разрушительно влияют на процесс развития духовной жизни общества.

Именно сегодня, в условиях переходного периода развития общества, противоречивых тенденций в развитии культуры, кризиса образования, возрастания степени проявления дефицитарной патологии развития личности, проблема девиантного поведения современной учащейся и студенческой российской молодежи приобретает особую актуальность.

Поэтому актуальность темы с позиции решения практических проблем обусловлена необходимостью поиска реальных механизмов адаптации студентов в вузовской системе обучения, их включенности в образовательные процессы. Исследование проблемы позволяет выделить механизмы профилактики и реабилитации девиантного поведения учащейся и

студенческой молодежи, включаемые самой образовательной средой, и посредством качества образования сформировать интерактивную технологию социальной коррекции факторов риска девиантного поведения.

Степень разработанности проблемы. Проблема девиантного поведения российской студенческой молодежи как фактора социальной патологии духовной жизни общества и поиска механизмов профилактики и коррекции такого поведения является наименее разработанной в современных научных трудах в области философии, юриспруденции, психологии, педагогики, так как принято считать, что учащаяся и студенческая молодежь - наиболее устойчивая к девиациям социальная группа.

История мировой социологии девиантного поведения изложена в различных статьях, монографиях, учебных пособиях.

Анализ девиантности с позиций позитивизма часто отождествляет преступление и девиантность. Одни позитивистские подходы рассматривают биологические факторы, являющиеся причинами девиантного поведения, тогда как психологически ориентированные теории видят причины девиантного поведения в определенных психологических характеристиках девиантов.

Интеракционистский подход к девиантности, работающий с такими понятиями, как «договорная реальность», «определение ситуаций», роли, был развит в трудах ранних интеракционистов - Ч. Кули, У. Томаса, Дж. Мида и более поздних исследователей, в частности, И. Гофмана, Г. Блумера. По утверждению Г. Блумера, поступки становятся девиантными потому, что их интерпретируют как девиантные. И. Гофман ввел понятие социальной идентичности, которая, по его мнению, может укрепляться с помощью реакций на поведение какого-либо индивида.

Социально-позитивистские теории получили дальнейшее развитие в рамках социально-экологического подхода Чикагской школы, в частности в трудах Р. Парка, Р. Маккензи, Е. Бержесса. Анализируя поведение обитателей так называемых «моральных районов», на которые разбита городская территория, названные авторы показали, что для некоторых таких районов,

6 живущих по своим моральным принципам, некоторые формы девиантного поведения, например, такие как проституция, наркомания и пьянство, являются вполне приемлемыми. Однако в их работах понятие социальной дезорганизации не дано достаточно четко.

Функционалистская концепция, являющаяся одним из вариантов социально-позитивистских теорий девиантности и базирующаяся на понятии аномии, была раскрыта в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона. С позиций Р. Мертона, девиантное поведение является функциональным как для индивида, так окружающих его людей, при этом, если суждения негативные, индивид приобретает «поврежденную» идентичность, которая была ему фактически навязана. Г. Беккер ввел понятие «девиантной карьеры», показав, как индивид становится девиантом, проходя определенные стадии, на которые разбита девиантная карьера.

Структурные теории девиантности, в том числе теория конфликтов, считают необходимым для понимания девиантности учитывать противостояние между властями, которые формируют и навязывают определенные стандарты добра и зла, и субъектами, которым эти нормы (или девиантные идентичности) навязываются.

Из современных западных исследований девиантного поведения большой интерес представляют работы таких ученых, как Д. Доттер [9], П. Монсон [125], X. Хэйес, который использует для объяснения молодежных правонарушений интегрированную теорию [13]. Хэйес показывает, что теория социального обучения и социального контроля дает полезную информацию о различных фазах процесса правонарушения. Однако ни одна из этих теорий не объясняет процесс правонарушения в целом. Теория социального контроля более подходит для объяснения первоначального правонарушения, тогда как теория «навешивания ярлыков» - для объяснения продолжающихся правонарушений. Хэйес объединяет элементы теорий «навешивания ярлыков», дифференциальных связей (ассоциаций), социального обучения и социального контроля в модель, которая объясняет и первоначальные, и продолжающиеся

правонарушения. Анализ данных трех национальных молодежных обследований подтверждает теоретическую модель Хэйеса и показывает, что ослабевший социальный контроль способствует возможности связи молодых людей с преступным миром, научению преступному поведению, совершению первых правонарушений. Первичная преступность увеличивает вероятность быть негативно оцененным родителями. Эти оценки усиливают вероятность будущих правонарушений. Полученные Хэйесом результаты служат веским аргументом для использования интегрированной теории в изучении молодежной преступности.

Взаимосвязь первичных и последующих правонарушений с негативными общественными санкциями рассмотрены в работах X. Каплана и К. Дэмфауса [14].

Проблемы антисоциального поведения в школе, оптимальные стратегии и практики его преодоления анализирует в своих работах К. Боудич [4]; половые различия в факторах социального контроля рассматривают С.Г. Тиббеттс и Д.К. Херц [19]; проблемы преступности, наркомании и других девиантных адаптации на примере лонгитюдных исследований Х.Б. Каплана отражены в работе Е.Е. Лабеффа [15]; причины появления «человека криминального» рассматривает М. Экерстром [2].

Необходимо отметить, что единая теория девиантности, которая бы учитывала и структуру детерминации девиантного поведения, и формы социетальной реакции на девиации, и социально-психологические факторы вовлеченности в девиантность, на данный момент пока не разработана.

Отечественные исследования девиантного поведения развивались в двух направлениях. Одно из них связано с социологической школой уголовного права и социологической направленностью изучения некоторых форм девиантного поведения, например, таких как наркотизм, алкоголизм, проституция, суицид. Такое социологическое осмысление феномена социальных отклонений начало формироваться в России с середины XIX в. Второе направление связано с формированием социологии девиантного

поведения и социального контроля как специальной социологической теории. Первые отечественные труды, заложившие основу этой теории, появились в 60-70-х гг. нашего века [165]. Периодизация работ отечественных исследователей несколько проблематична. В современной литературе работы предшественников обобщены не всегда полно, хотя изучение отдельных форм девиантного поведения в России имеет достаточно богатую традицию. Достаточно полно можно периодизировать труды отечественных ученых до 20-х - начала 30-х гг. нашего века и начиная с 60-х гг. Отдельные формы девиантного поведения активно изучались отечественными исследователями в начале XX в. (до октября 1917 г.)

Необходимо отметить, что за 70 лет до появления работы Э. Дюркгейма «Самоубийство: Социологический этюд» (1897) на заседании Российской академии наук 17 декабря 1823 г. и затем 30 июня 1824 г. академик К. Герман сделал доклад «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 гг.». Рассматривая причины самоубийств, К. Герман пришел к следующим научным выводам: 1) причины данных видов девиантного поведения кроются в крайностях (например, в нищете или огромном богатстве, в анархии или жесткой политической диктатуре); 2) динамика убийств и самоубийств за определенный отрезок времени позволяет судить о нравственном состоянии народа.

Проблема суицида в дореволюционный период являлась междисциплинарной, поэтому изучалась и врачами (П.Г.Розановым, Ф.К. Тереховым, И.О. Зубовым, И.П. Лебедевым, В.М. Бехтеревым, И.А. Сикорским и др.), и педагогами (например, А.Н. Острогородским), и юристами (например, А.Ф. Кони), и психологами (Н.П. Бруханским, Я.Г. Лейбовичем и др.). Проблемами суицида в молодежной среде были посвящены работы Г.И. Гордона, И.А. Прозорова, И.П. Лебедева. Причинами такого вида девиаций, по мнению исследователей, являлись голод, безработица, условия семейного воспитания. Работа К.С. Веселовского «Опыты

нравственной статистики в России» (1847) содержала большое количество статистических данных в области данных видов девиации.

Проблемы пьянства и алкоголизма изучались В.М. Бехтеревым, Д.К.Бородиным, Д.Н.Вороновым и др. П.И.Григорьев (1900) рассмотрел связь алкоголизма с преступностью.

Проблеме наркотизма были посвящены несколько исследований (например, С. Моравицкого, Г. Гребенкина) конца XIX в.

Исследования такого вида девиаций, как проституция, проводились в конце XIX - начале XX вв. Н. Бабиковым, В. Зарубиным, Асуздальским и др. [143]. В дореволюционный период изучалась также проблема гомосексуализма (работы Б.И. Пятницкого и И.Б. Фукса).

Работу А.Н.Радищева (1802) принято считать одной из первых отечественных работ в области криминологии. Обзор российской дореволюционной криминологии дан в работе Л.О. Иванова и И.В. Ильиной [77]. Социологического подхода к изучению преступности придерживался Х.М. Чарыхов. Отечественная социология девиантного поведения основывается именно на трудах российских юристов дореволюционного периода.

В послеоктябрьский период исследование форм девиантного поведения происходило в два этапа: 1) с октября 1917 г. до начала 30-х гг. (после чего подобные исследования были запрещены); 2) с начала 60-х гг., когда началось возрождение социологии в России. К значительным работам первого этапа нужно отнести труд «Самоубийства в СССР в 1922-1925 гг.» (1927), предисловие к которому написал М.Н. Гернет (более подробные подобные сведения с этого времени в России не публиковались), публикации в 20-х гг. в «Административном вестнике», которые не только анализировали статистический материал, но и выявляли патогенность пьянства для жизни общества, а также исследования наркотизма, проведенные A.M. Рапопортом, А.С. Шоломовичем и др.

Изучение проституции как одной из форм девиантного поведения весьма активно проводилось в 20-е гг. (работы В.М. Броннер, СЕ. Гальперина,

А.И. Елистратова и др.). Статистические данные о проституции были опубликованы в статье М.Н. Гернета «К статистике проституции». Интересные результаты были получены при сравнительном анализе эмпирических исследований проституции, проводившихся в 20-е гг. в Москве и Харькове. Выводы исследования показывали, что население стало намного либеральнее относиться к проституции. Затем в изучении данного вида девиаций наступил длительный перерыв. В послеоктябрьский период преступность исследовалась в основном в рамках уголовного права. Наиболее полный обзор исследований преступности в 20-30-е гг. дан в работах Л.О. Иванова и Л.В. Ильиной [77], И.С. Ноя [127] и др. Далее, вплоть до 60-х гг., исследования в этом направлении в основном велись в области истории, а также делались переводы работ зарубежных авторов [158].

Среди работ второго периода нужно выделить труды А.В. Бородина, А.Р. Ратинова и других авторов, посвященные проблемам суицидологии, а также исследования алкоголизации Г.Г. Заиграева, А.А. Габиани. Особо следует отметить работу А.В. Немцова «Алкогольная ситуация в России» (1995). Значительный вклад в исследование наркотизма внесли работы А.А. Габиани, в изучение проблем подростковой наркомании - работы А.Е. Личко, В.А. Чудковского, В.М. Егоршина, А.Я. Гришко и др.

Социально-правовые аспекты проституции были рассмотрены в работах А.Н. Игнатова, Я.М. Яковлева. Особенно надо отметить публикации Я.И. Гилинского, И.С. Кона, выходившие в 80-е гг. Важное значение для становления социологии девиантного поведения имели труды Я.И. Гилинского, В.М. Когана, Л.И. Спиридонова и других ученых, внесших значительный вклад в теоретическую разработку проблем исследования девиаций. Г.А. Аванесов, В.В. Панкратов и другие развивали методологическую базу социологии исследования преступности; И.С. Ной, В.А. Номорокова и другие авторы обосновывали детерминацию преступного поведения; П.С. Дагель, Г.М. Миньковский раскрывали содержание превенции преступного поведения.

Представляют значительный интерес выходившие в 70-е гг. работы Я.И. Гилинского [53, 55], А.Г. Здравомыслова, в которых подчеркивается, что отклоняющееся поведение является социальным феноменом, а его виды имеют общие причины; а также М.Н. Бобневой, рассматривающей социальные нормы как объект психологического исследования [37].

В начале 80-х гг. в Ленинграде, Тарту, Грузии (МКД) появились исследовательские центры проблем девиантного поведения. Проблемы девиантного поведения рассматривались на всероссийских, а начиная с 1990 г. - международных конференциях в Москве [33]. В 90-е гг. началась активная совместная работа российских и зарубежных ученых в области девиантологии -специальной социологической теории, объединившей исследования отдельных форм девиаций.

Проблемам наркотизма в молодежной среде посвящены работы В.Н. Халилевой [182]. Такие исследователи, как Н.С. Слепцов, Е. Васильев, считают, что насилие в молодежной среде превращается в доминирующую модель поведения, а сама молодежь становится и жертвой структурного насилия, и жертвой преступных экстремистских сил, сбиваясь на путь насилия, преступности. Исследования преступных молодежных группировок проводили В.Е. Еремин, Г. Забрянский и др. [171].

Проблемы социального контроля рассматривались практически всеми зарубежными теоретиками социологии: М. Вебером, Э. Дюркгеймом, О. Контом, К. Марксом, Р. Мертоном, Р. Парком, Э. Россом и др.

Из отечественных ученых, развивших тему социального контроля над девиантным поведением, прежде всего нужно назвать П. Сорокина. Призывы к либерализации жестких форм уголовного наказания содержатся в трудах таких российских ученых, как М.Н. Гернер, А.Ф. Кистяковский, И.Я. Файницкий. В 20-е гг. исследование проблем социального контроля сводилось, в основном, к изучению пенитенциарной системы. Выводы русских ученых конца XIX -начала XX вв. уже свидетельствовали, что постоянное применение только

наказания увеличивает тенденцию к преступлениям. Однако в современной России эти положения были забыты, их пришлось «открывать» заново.

Особо необходимо отметить тот факт, что в российской социологии девиантного поведения все чаще стала рассматриваться (особенно в 90-х гг.) проблема превенции девиантных проявлений. Большой вклад в развитие этого направления исследования внесли работы Я.И. Гилинского [54; 58] Л. Волошиной и др., теоретически обосновывающих возможность переключения социальной активности на приемлемое поведение.

В 90-е гг. чаще стала подниматься проблема духовной жизни общества и духовной жизнедеятельности молодежи [67; 118]. Среди исследований 90-х гг. по проблемам девиантного поведения, в частности подростков и молодежи, необходимо выделить работы С.Н. Шаховского, В.Ф. Абрамкина [21], Ю.С. Шевченко, В.П. Добридень, В.М. Димова [63], С.А. Завражина о прогнозировании отклоняющегося поведения [72; 73], И.В. Звечаровского, анализирующего посткриминальное поведение [75]; Ю.А. Клейберга, рассматривающего социальные отклонения молодежи в условиях рынка, конфликты и отклонения в социальных системах, психологию девиантного поведения, проблемы социальных норм [85; 86; 88; 89]; В.Т. Лисовского, анализирующего результаты социологических исследований проблем молодежи [109]; Н.Б. Лебиной, рассматривающей российскую повседневность в контексте концепций отклоняющегося поведения [106]; B.C. Хомика по теоретико-методологическим проблемам изучения социального здоровья личности [183]; A.M. Чикишева, рассматривающего девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее правосознания [186], В.Ф. Пирожкова, исследующего криминальную субкультуру учащихся - подростков и юношей [139]. Т.В. Шипунова рассматривает в своей работе систему понятий социологии девиантного поведения [190]. Среди философских работ следует выделить «Философию преступности» [119] и «Общественные болезни» [128] С.Г. Олькова. Социальная диагностика девиантного поведения рассмотрена в исследовании Е.Н. Куриленко [ 103]. Криминологическое исследование

виктимности лиц с девиантным поведением содержит работа С.Г. Войтенко [47].

С позиций цивилизационного подхода рассматривают проблему девиантности СИ. Валянский и Д.В. Калюжный [43].

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения посвящены работы О.Н. Усановой [144], И.В. Павлова [132], М.В. Шайковой, анализирующей проблемы отклоняющегося поведения девушек и пути коррекции этого поведения [187]; Е.В. Саенко, раскрывающей роль профессиональной деятельности психолога при профилактике девиантного поведения подростков [152]; Б.Н. Алмазова, рассматривающего психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков [24]; Н.Я. Безбородова, занимающегося психологической коррекцией личности подростка средствами игровой деятельности [3 2]; С.А. Беличевой по основам превентивной психологии [34]; Н.П. Вайзман по реабилитационной педагогике [42]; Ю.А. Клейберга, анализирующего взаимосвязь социальной работы и коррекции девиантного поведения [87]; СВ. Калининой, рассматривающей педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением [84]; А.А. Сукало, посвященные педагогическим основам профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга [170].

Условия коррекции агрессивного поведения рассматривают Л.М. Семенюк [155], Р. Максудов [114] и др.

Однако анализ многочисленных публикаций по проблемам девиантного поведения показывает, что специфика проявления девиантного поведения в молодежной студенческой среде, влияние качества образования на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения недостаточно разработаны. Кроме того, нет достаточно полных данных о таких проявлениях отклоняющегося поведения в молодежной среде, как рэкет, криминальный бизнес, заказные убийства, захват заложников и т.п. Недостаточно разработаны

вопросы психокоррекционных технологий предупреждения факторов риска девиантного поведения.

Теоретическое осмысление и практическое решение проблемы преодоления и коррекции отклоняющегося поведения студенческой молодежи требует детальных социологических исследований. Данная работа - попытка констатации факта глубокого проникновении различных видов девиантного поведения в молодежную студенческую среду и поиска механизмов и технологий профилактики, преодоления и коррекции подобных девиаций молодежи.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - выявление специфики содержания и форм девиантного поведения российской учащейся и студенческой молодежи 90-х гг. как факта социальной патологии духовной жизни российского общества и раскрытие механизмов профилактики и коррекции девиантного поведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

дать критический анализ основных философско-социологических подходов к определению девиантности;

концептуализировать понятие "студенческая молодежь", определить специфику молодежи как социальной группы;

раскрыть систему социальной детерминации девиантности, приоритетные формы ее проявления в современных условиях и патогенность девиантного поведения студенческой молодежи для духовной жизни общества;

выявить механизмы социального контроля, профилактики и коррекции девиантного поведения российской учащейся и студенческой молодежи в современных условиях;

разработать авторскую модель интерактивной технологии социальной коррекции факторов риска девиантного поведения.

Объектом данного исследования является девиантная молодежь как социальная группа, определяющая факт формирования социальной патологии духовной жизни общества.

Предметом исследования является девиантное поведение российской студенческой молодежи 90-х гг. как механизм формирования социальной патологии духовной жизни общества.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключаются в следующем.

  1. На основе концепции дефицитарной патологии развития личности Е.В. Руденского и методологии традиционных философско-социологических подходов к девиантности уточнено понятие "девиантное поведение".

  2. Выявлены содержание, сущность, формы девиантного поведения российской молодежи, преимущественно студенческой, и возможные его последствия.

3. Проанализированы результаты социологического исследования в вузах
г. Новосибирска по выявлению специфики девиантного поведения
студенческой молодежи.

4. Исследованы механизмы социального контроля над девиантным
поведением, возможности превенции и коррекции в современных условиях.

  1. Выявлены сценарные модели профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях высшего учебного заведения.

  2. Разработана авторская модель интерактивной технологии социальной коррекции факторов риска девиантного поведения.

Гипотеза исследования: ситуацию социального, морального здоровья учащейся и студенческой молодежи в настоящий момент нельзя считать полностью благополучной. Следовательно, необходима система социальных мер, обеспечивающая профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения данной социальной группы молодежи. В такую систему должны быть включены само образование и образовательная среда. С целью профилактики и коррекции факторов риска девиантного поведения необходима разработка

16 технологий социальной коррекции. Одной из них может стать интерактивная технология, идеи которой обоснованы в концепции девиантности Е.В. Руденского.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Девиантное поведение - социальное явление, проявляющееся в массовых формах человеческой деятельности, нарушающих правовые, культурные и социально-психологические нормы общества. Причинами девиантного поведения являются не только неравномерное развитие социальной системы, приводящее к диспропорции ее элементов, отставанию некоторых из них или другим дефектам функционирования, нарушению адаптации самой системы к внутренним и внешним условиям ее существования, но и дефицитарное развитие самой личности, связанное с дефицитом условий развития личности в семейном общении, регулятивно-личностных отношений в условиях педагогического общения, нарушениями психической активности в социальном взаимодействии, дефицитом социальной компетентности, выражающейся в деструктивной или агрессивной ориентации взаимодействия личности с другими.

  2. Важнейшая адаптационная функция индивида - способность выстроить ценностную шкалу и правильно определить на ней норму. Ценностной адаптацией является процесс приведения субъективной системы ценностей в соответствие с объективной. Поэтому весьма актуальным является исследование влияния социальной среды, формирующей ценностные ориентации молодежи.

  3. Девиантное поведение студенческой молодежи имеет свою специфику, связанную с кризисом системы высшего образования в современных условиях, которая не формирует уверенности в будущем, сознания профессиональной востребованности обществом. Формы проявления отклоняющегося поведения молодежи также имеют свою специфику, так как именно студенческая молодежь может быть в большей степени втянута в интеллектуальные формы преступности, например, такие как компьютерная преступность, а также

проявлять аддиктивное поведение, связанное с уходом в виртуальную реальность.

  1. Девиантное поведение студенческой молодежи имеет патогенное значение для духовной жизни общества, так как именно молодежь наследует духовные, нравственные, социальные ценности, формирующие развитие общества в целом,

  2. В современной системе социального контроля над девиантным поведением молодежи, особенно студенческой, приоритетной формой должно являться формирование системы профилактики девиантного поведения.

  3. Система профилактики и коррекции девиантного поведения молодежи в высших учебных заведениях обладает спецификой, заключающейся в самой системе качества образования и образовательной среды. Качество образования должно формировать потребность в творческом развитии личности, ориентировать социальную активность молодежи на поиски высоких духовных идеалов и стремление к созиданию.

  4. Интерактивная технология социальной коррекции детерминант формирования девиантного поведения формирует основания качественного изменения личности и ограничивает распространение девиаций в молодежной среде.

Методология исследования. Основным методологическим подходом в данной работе является интерактивный подход к девиантному поведению и разработанная Е.В. Руденским на его основе теория Дефицитарной патологии развития личности.

Интерактивный подход, представленный в работах Дж.Г. Мида, Г. Блумера, Т. Шибутани, Т. Куна, Т. Патерленда, К. Берка, И.Гофмана и др., теория Дефицитарной патологии развития личности, представленная в работах Е.В. Руденского позволяют исследовать микропроцессы социальных взаимодействий и выявить причины патологии социального функционирования личности и кризисы механизмов социально-психологической адаптации, проявляющиеся в различных формах девиантного поведения.

В исследовании используются системный, структурно-функциональный, цивилизационный подходы. Логика исследования обусловливается методом восхождения от абстрактно-общего в духовной жизни общества и сущности девиантного поведения молодежи к конкретному социокультурному варианту (российскому и, в частности, охватывающему среду духовной жизни студенческой молодежи).

Спецификой используемых в данном исследовании подходов является междисциплинарность, что позволяет исследовать феномен девиантного поведения российской студенческой молодежи средствами философского, социологического, психологического и педагогического знаний.

Теоретической основой исследования стали труды Дж.Г. Мида, Э. Дюркгейма, Р.К. Мертона, П.А. Сорокина, П. Эгглтона, Я.И. Гилинского, Е.В. Руденского и др.

Эмпирической базой работы явились статистические данные, результаты социологических исследований, проводимых в 90-х гг. в вузах г. Новосибирска.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования позволяют более глубоко проанализировать с позиций социологических теорий феномен девиантного поведения российской студенческой молодежи 90-х гг., возможные социальные последствия этого явления для духовной жизни общества, механизмы профилактики и коррекции такого поведения, в частности в рамках высших учебных заведений, и могут быть использованы: при разработке документов, определяющих концептуальные основы молодежной политики в регионах и в стране в целом; при разработке конкретных программ в сферах образования, воспитания, социальной защиты, социальной занятости молодежи; в социологических, социально-психологических исследованиях проблем молодежи; при разработке различных учебных спецкурсов по социологии, социальной философии, социальной психологии; при разработке систем и конкретных программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся и студенческой молодежи в рамках учебных заведений; при разработке конкретных методик

коррекции девиантного поведения, в том числе социально-психологических тренингов.

Апробация работы. Результаты данного исследования, а также отдельные его положения представлены в научных публикациях автора. Материалы исследования докладывались на международных конференциях в Новосибирске в 1998, 1999 гг. ("Качество образования"), Международном конгрессе в Новосибирске в 1995 г. ("Education and Science on the Threshold of the Third Millennium"), Республиканской конференции в Новочеркасске в 1990 г. ("Проблемы гуманитаризации высшего технического образования в условиях перестройки"), Всесоюзной научно- методической конференции в Риге в 1988 г. ("Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования"), ряде вузовских конференций; обсуждались на кафедре философии Новосибирского государственного технического университета.

По теме исследования были прочитаны лекции в рамках учетных дисциплин "Педагогика и психология", "Психология общения " и др. в Сибирском независимом университете, Новом сибирском университете, Новосибирском государственном архитектурно - строительном университете.

Внедрение результатов исследования. На основе интерактивной технологии профилактики факторов риска девиантного поведения разработаны и проведены социально - психологические тренинги в Институте психологии личности (г. Новосибирск) и прочитан курс «Социология личности» на факультете социальной работы Колледжа психологии Института психологии личности.

Основные подходы к определению девиантного поведения в философских и социологических теориях: критический анализ

В философской и социологической литературе по методологическим основаниям девиантности (от лат. deviatie - отклонение) при всей разновидности точек зрения на данную проблему можно выделить довольно устойчивую совокупность основных подходов. В теориях девиантности выделяются позитивистский, интеракционистский и структурный подходы как сложившиеся и концептуально оформленные парадигмы [1].

Рассмотрим исторически сложившиеся тенденции определения девиантности. Первая из них связана со стремлением к достижению некоего абсолютного определения и с представлениями о существовании определенных форм поведения, рассматриваемых как девиантные вне зависимости от контекста, в котором они наблюдаются. Отыскать такие образцы поведения достаточно сложно. Например, убийство человека - с первого взгляда универсально девиантныи акт - в определенных обществах может полностью согласовываться с культурными предписаниями.

Обращению к другой, так называемой релятивистской, тенденции определения девиантности способствовали исследования полоролевой социализации в различных культурах, а также исторические исследования стереотипов сексуального поведения, поставившие важные вопросы о существовании (или отсутствии) универсальных правил человеческого поведения, относительно которых могут определяться девиантные действия.

Релятивистская тенденция определения девиантности предполагает тщательную выработку стандартов, по отношению к которым определенные действия и поведение могут быть квалифицированы как девиантные. Возможны, в свою очередь, два варианта реализации данного подхода. В первом из них девиантные действия определяются как статистически редкие. При реализации второго подхода девиантными считаются действия, идущие вразрез с нормами поведения в обществе, группе или сообществе. Ценность статистического подхода весьма ограниченна, так как в этом случае слишком большое количество форм поведения может попасть в разряд девиантного. Так, например, с этой точки зрения, девиантом оказывается человек, всегда берущий билет в автобусе или бросающий мусор только в урны.

Наиболее приемлемым можно считать второй вариант релятивистской тенденции определения девиантности, несмотря на то что его применение и выявляет ряд проблем, связанных с ответами на следующие вопросы: каковы общепринятые нормы? кем они поддерживаются? как они возникли? Некоторые нормы поведения приемлются всем обществом, однако нормы, управляющие поведением в одной ситуации, иногда оказываются неприменимыми к другой.

Для прояснения подобного рода трудностей Эрих Гуд предложил так называемое реактивное понимание девиантности, подразумевающее под таковой то, на что наблюдается (объективно фиксируемая) реакция ряда членов (в этом случае не девиантов) группы (сообщества), имеющая целью наказание за "недопустимое" поведение [10].

Другие исследователи оперируют понятием субкультуры, которая при этом понимается как набор норм поведения определенной группы внутри общества. Общество при этом может рассматриваться как множество отдельных, однако взаимосвязанных субкультур. Такое представление дает возможность понимания того, что нормы различных субкультур могут противоречить друг другу. Существование подобного рода конфликтов может прояснить функционирование социальных механизмов, приводящих к определению некоторых людей как девиантов.

Анализ литературы показывает, что вышеназванные позитивистский, интеракционистский и структурный подходы так или иначе могут быть отнесены к разновидностям второго варианта релятивистской тенденции. Начнем анализ с позитивистского подхода. В целом, позитивистскими можно считать теории, утверждающие, как подчеркивает их общепозитивистскую направленность П. Эгглтон, что "методы, применяемые в изучении физического мира, могут с не меньшим успехом быть применены к изучению социального поведения" [1, с. 12]. Позитивистский анализ девиантности, как правило, предполагает, отождествление преступления и девиантности. К разновидностям позитивистской теории девиантности относятся биологические, психологические и социально-позитивистские объяснения изучаемого феномена. Так, биолого-позитивистские объяснения в качестве причин девиантного поведения рассматривают биологические факторы: анатомические особенности, наличие определенных хромосомных наборов, существование специфических гормональных дисбалансов. Психологически ориентированные теории объясняют девиантное поведение специфическими психологическими чертами девиантов. В этом случае особенно важным для предсказания и объяснения девиантного поведения является экстравертно-интровертный профиль индивида. Интроверты в сравнении с экстравертами значительно более научаемы, следовательно, экстраверты в значительно меньшей степени конформны относительно общественных норм, что, в свою очередь, повышает вероятность вовлечения их в девиантное поведение. Более тщательные исследования гипотез биологической и психологической обусловленности девиантности фальсифицируют первоначальные предположения, выдвинутые с социокультурных позиций. Кроме того, такие биологически и психологически ориентированные подходы грешат достаточно грубым редукционизмом в попытках сведения сложных социальных феноменов к простым биологическим и психологическим факторам. К социально-позитивистским теориям девиантности относятся теории, которые фокусируются на возможных социальных факторах девиантного поведения. Такими факторами являются определенные типы социализации в семье, школе, группе сверстников. Такой подход предполагает также, что и определенные аспекты сообщества могут оказать влияние на формирование делинквентных образцов поведения (делинквент - от лат. deliguens -правонарушитель; индивид, чье поведение в крайних своих проявлениях носит уголовно наказуемый характер [131, с.42]), Среди социально-позитивистских теорий выделяется социально-экологический подход Чикагской школы, авторами которого являются Р. Парк, Е. Бёрджесс и Р. Маккензи. Позиция этого подхода заключается в следующем: городская территория оказывается разделенной на различные зоны (например, "центральный деловой район", "переходная зона", "зона рабочего классами т.д.), которые взаимодействуют между собой по законам конкуренции за пространство. При этом городская территория оказывается разделенной и на так называемые "моральные районы" со своими моральными нормами, и для некоторых районов такие формы проявления девиантного поведения, как проституция, пьянство, наркомания, являются вполне нормальным стилем жизни. "Переходная зона" является средой обитания, в которой наиболее вероятно проявление девиантных образцов поведения, к ней применимо понятие "социальной дезорганизации". Анализируя данный экологический подход, необходимо отметить, во-первых, что в нем понятие социальной дезорганизации как причины девиантности не определено достаточно четко.

Девиантное поведение как следствие дефицитарного развития личности

Чтобы понять, каким образом дефицитарное развитие личности связано с проявлениями девиантного поведения, рассмотрим разнообразный характер его форм, имеющих как патологический, так и непатологический характер. Все эти формы проявления девиантного поведения взаимосвязаны определенным образом, т.е. патологические формы являются благодатной основой для проявления непатологических девиаций поведения, а непатологические формы при определенных условиях могут трансформироваться в патологические.

К непатологическим формам девиантного поведения можно отнести ситуационные реакции.

Психологическую природу девиантности как некую форму нарушения социального функционирования личности можно рассмотреть на основе интеграции некоторых концепций девиантного поведения, таких как, например, психоаналитические и биологические концепции преступности (в работах 3. Фрейда, Э. Фромма, Адлера, Шелдона и др.), теория аномии Э. Дюркгейма, социологизаторская концепция объяснения причин преступности (в работах Кетле, Вебера, Леви-Брюля и др.), теория социальной дезорганизации (в работах Маккеля, Крэна, Шоу и др.), теория социального конфликта (в работах Квинни, Козера), культурологическая концепция (в работах Сатерленда, Беккера, Томаса, Оулина, Глюка и др.), теория «социальной аномии» Р. Мертона, а также концепций, развитых российскими учеными, таких как, например, превентивные теории (в работах Бехтерева, Ушинского, Лазурского и др.), социально-педагогические и социальные коррекционно-реабилитационные теории (в работах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, Ф.Э. Дзержинского, СТ. Шацкого, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.), а также подходы к отклоняющемуся поведению, выработанные советской наукой 60-70-х гг. (в работах А.С. Белкина, Г.Ф. Кумариной, А.И. Кочетова, И.П. Башкатова, А.С. Новоселовой, А.Е. Личко и т.д.).

Все перечисленные теории и концепции легли в основу психологического подхода, рассматривающего нарушения социального функционирования личности и позволяющего раскрыть суть девиантности как следствие такого нарушения.

Е.В. Руденский в своей работе "Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности" [147, с.46] обращает внимание на трактовку некоторыми авторами таких явлений, как девиантное поведение, отклоняющееся поведение, делинквентное поведение. Так, например, А.Е. Личко считает, что девиантное поведение включает в себя делинквентное. В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от норм в межличностных отношениях, принятых в конкретной социокультурной среде. Он же делает вывод, что частое отождествление понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение при характеристике дезинтегративных форм поведения вообще приводит к размытию границы между криминальными и некриминальными поступками. А в этом случае значительно осложняется коррекционно-психологическая работа. Во избежание подобных осложнений при проектировании коррекционной работы покажем различия приведенных выше понятий (табл.).

Таким образом, мы видим, что отклоняющееся поведение имеет более широкий смысл и выступает в качестве родового понятия для девиантного и делинквентного поведения.

Концептуальные основы социального функционирования адаптирующейся личности, теория Дефицитарной патологии развития личности были рассмотрены Е.В. Руденским в ряде его работ [146-151].

Психологию неадаптивного развития личности Е.В.Руденский рассматривает как часть психологической теории Дефицитарной патологии развития личности - патопсихопедагогики. В качестве теоретико-концептуальных основ патопсихопедагогики Е.В, Руденским представлены: философия коммуникации как теоретическое основание Дефицитарной патологии развития личности; интегративная модель развития личности, разработанная автором на основе интеграции психоаналитического, социально-психологического, общепсихологического и культурологического подходов к характеристике сущности развития; социогенетическая концепция психологической теории Дефицитарной патологии развития личности.

Этот теоретико-концептуальный материал представляет основные теоретические модели психологической теории Дефицитарной патологии развития личности, такие как: 1) философия коммуникации - онтологическая модель социального функционирования личности и диагностическая модель для выявления дефицитов развития личности и патогенных факторов развития; 2) интеракционизм - функциональная модель личности; 3) феноменология развития - интегративная четырехфакторная модель развития личности; 4) теория социогенеза - социогенетическая концепция Дефицитарной патологии развития личности [150].

Проблема общения является одной из важнейших в таких направлениях философского мышления, как экзистенциализм, персонализм, философская антропология, феноменология. Феномен общения был раскрыт почти одновременно в теории "интерсубъективности" Э. Гуссерля, "феноменологии симпатии" М. Шелера, "диалогике" М. Бусера, теории "экзистенциальной коммуникации" К. Ясперса, программных работах X. Ортеги-и-Гассета, Г. Марселя, М. Хайдеггера.

В этих исследованиях описан процесс разрушения социальных и духовных структур, присущих "традиционным" типам общества. Анализ современных тенденций развития общения личности в социуме показывает возникновение стремления к социальной самоизоляции и межличностной конфронтации. В условиях социокультурного структурирования общества деформация психологическая технология управления общением людей с помощью формирования когнитивного диссонанса, который является психогенным фактором деструкции личности. Основной установкой при этом является стандартизация мышления, усиление конформности поведения на основе унификации рассудочных схем, которые не допускают никаких сомнений в их истинности и, следовательно, побуждают человека к планируемым, однозначным действиям. Поэтому в оснащении ума рядового человека сегодня большую роль играет то, что он прочитает на афише в метро, услышит по радио, увидит в кино или по телевизору, почерпнет из газеты по дороге на работу или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями. Свои "ключевые понятия" или идеи, которые позволяют привести к одному знаменателю впечатления от явлений, современный человек вырабатывает статистическим путем. Социальная система образования личности в настоящий момент тяготеет к монологической модели личности в противовес модели диалогично-конструктивной личности. РІменно монологизм личностного бытия приводит к патологии развития личности и ее социального функционирования. Пути преодоления монологизма личности пытаются рассмотреть "философия коммуникации" Ясперса, "философия диалогики" Бубера. Коммуникативная философия формирует для психологической теории Дефицитарной патологии развития личности онтологическую модель, которая раскрывает экзистенциальные основы социального функционирования личности и определяет источник патологии развития, каковым является коммуникативная ситуация межличностного общения проявляется еще больше. В наше время создана развития личности.

Патогенность девиантного поведения молодежи для духовной жизни общества

«Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности» [67]. Духовная жизнь общества включает в себя такие духовные образования, как духовная культура, формы и уровни общественного сознания, стихийные и не осознанные настроения, привычки и т.п.

Духовная культура - это «срез» духовной жизни, ядро духовной жизни общества. Духовная культура включает научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Каждый этап в развитии человеческой истории можно охарактеризовать присущим лишь данному этапу уровнем материальных, политических и духовных достижений человечества. Духовная культура, являясь отражением общественного бытия, несет на себе отпечаток характерных черт эпохи, интересов больших социальных слоев.

Духовная культура проявляется в обществе через процесс освоения ценностей, норм предшествующих поколений, а также развития новых духовных ценностей. Одна из главных целей духовной культуры заключается в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношений с обществом и окружающим миром.

Человек формируется как личность, потребляя духовные ценности. Для духовного формирования личности используются система образования, воспитания, различные средства коммуникативного воздействия. Весьма значимыми являются самообразование и самовоспитание.

Некоторые социальные нормы воспринимаются современной молодежью расплывчато и неоднозначно, поэтому имеет смысл несколько более подробно остановиться на динамике проявления девиантного поведения молодежи за последние годы, а также сделать попытку анализа самоосознания молодыми людьми тех процессов, которыми охвачена их среда и социальная среда вообще и которые являются патогенными для духовной жизни общества.

Переход к рыночному демократическому обществу в России, как показано выше, сопровождается острым системным кризисом (социальной дезорганизацией). Это означает, что общество находится в таком состоянии, когда социальные взаимосвязи, нормы, ценности ослабевают, противоречат друг другу или вообще отсутствуют. Именно потому, что одни нормы разрушены, а другие не созданы, становится чрезвычайно сложным делом проблема формирования, толкования, применения норм (в том числе социально-культурных и правовых). Такое положение является благотворной средой для расширения и "процветания" девиантного поведения молодежи.

Пути самореализации молодежи базируются на высокой оценке материальной обеспеченности, экономической активности. Все сильнее углубляются противоречия между новыми ценностями и отсутствием законных средств для их достижения, что, в свою очередь, является благодатной почвой для развития в молодежной среде различных видов отклоняющегося поведения.

Яркой иллюстрацией вышесказанного является анализ соотношения предельно-критических и реальных показателей развития российского общества в 1995 г. по позиции "девиантное поведение (табл.2.3) [цитируется по 130, с.П].

Можно прогнозировать следующие вероятные социально-политические и экономические последствия: в первом случае это - криминализация общественных отношений, во втором - физическая деградация, в третьем -массовая фрустрация, в четвертом - психическая деградация населения.

Для анализа состояния и динамики девиантного поведения молодежи в нашем городе обратимся к статистическим данным отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН) УВД мэрии Новосибирска.

Одной из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой законодателями в уголовном законе, является преступность [166].

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в г.Новосибирске с 1990 по 1996 гг., возросло более чем на 30 % и несколько снизилось на 17,3 % в 1997 г. по сравнению с 1996 г. и на 11,3 % в 1998 г. по сравнению с 1997 г. (рис 2.1).

Динамика роста количества несовершеннолетних среди учащейся молодежи г. Новосибирска (учащихся техникумов и вузов), совершивших преступления за этот же период, имела аналогичную закономерность (рис.2.2).

За пять лет (с 1992 по 1996 гг.) преступность по линии несовершеннолетних возросла на 23 % .

Количество несовершеннолетних участников преступлений за пять лет (с 1992 по 1996 гг. включительно) возросло на 39 %. Вызывал огромную тревогу рост в Новосибирске тяжелых преступлений по линии несовершеннолетних. Так, с 1992 по 1996 гг. число убийств, совершенных несовершеннолетними, возросло в 2,6 раза; изнасилований - в 2,7 раза; хулиганских действий — в 2,7 раза.

За 1997 г. 49 студентов вузов г.Новосибирска совершили преступления.

На начало второго полугодия 1997 г. на учете в милиции состояли 3059 учащихся ПТУ, техникумов, колледжей, студентов вузов. Число студентов вузов и техников, которые являлись участниками преступлений, несколько снизилось в 1998 г. по сравнению с 1997 г. (рис. 2.3).

Разбои и грабежи по линии несовершеннолетних резко участились в 1993 -1994 гг. Благодаря серии мер, принятых УВД мэрии Новосибирска, рост этого вида преступности был приостановлен.

Озабоченность вызывала и групповая преступность, удельный вес которой в общем числе преступлений в течение 5 лет (1991-1996 гг.) составил 60 %.

За 7 месяцев 1997 г. группами несовершеннолетних и с их участием в Новосибирске было совершено 914 преступлений, что на 12,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если к 1996 г. число групповых преступлений, в целом, по сравнению с 1993 - 1994 гг. несколько снизилось, то за первое полугодие 1997 г. таких преступлений было зарегистрировано больше по сравнению с первым полугодием 1996 г. (рис. 2.4).

Качество образования и образовательной среды как условие профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся и студенческой молодежи

"Образование" - собирательный термин, под котором подразумеваются все формы и институты, сочетающие в себе и воспитание, и образование. Воспитание - это понимание собственного "Я", осознание главных целей своей жизни, базовых нравственных ценностей, становление мировоззрения.

Известный австрийский ученый К. Лоренц считал недостатки в воспитании последующих поколений разрушительными в социальном отношении, образно называя игнорирование воспитания одним из «смертных грехов человечества». Академик В.П. Казначеев в своих работах, посвященных здоровью нации и образованию, показал, что сегодня, наблюдая за развитием в нашей стране таких явлений, как " казанский котел" (массовое девиантное поведение молодежи в крупных урбанизованных зонах), можно говорить о том, что если это и не "смертный грех", то страшная по своей деструктивной силе социально-демографическая "бомба", и корни подобных явлений связаны отчасти с игнорированием значения воспитательных программ [83,с. 168].

Институт образования - это важный канал трансляции культурного опыта. Возрастающая роль образования вынуждает задуматься над многочисленными проблемами его эффективности и путями его оптимизации.

Для России огромное значение имеет анализ современной образовательной практики. Серьезные изменения, происходящие и в политике, и в экономике, затрудняют поиск решений социальных проблем, потому назрел вопрос о способности института образования готовить людей к жизни в обществе. Образование должно служить средством тестирования способности личности выполнять фундаментальные социальные функции, а задачами именно в этом направлении являются: 1) определение способностей человека, выявление среди них социально и морально значимых; 2) отстранение от образования тех людей, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств; 3) закрытие путей для социального продвижения неспособных учащихся и обеспечение такого продвижения для одаренных.

Эти идеи были выдвинуты еще П. Сорокиным [159, с.409]. Одним из показателей качества системы образования является спланированная и одновременно гибкая государственная политика подготовки образованных людей и дипломированных специалистов [161].

Показательно, что ответ на вопрос, каких людей отбирает система образования, данный в свое время П. Сорокиным, вполне применим к нашим дням. "Если ученик и находится ниже среднего морального уровня, он может успешно выдержать тест при условии, что он способный с точки зрения интеллектуального стандарта. Так как верхние слои общества пополняются за счет именно таких людей, то они, проявляя хорошие интеллектуальные способности, демонстрируют при этом заметную моральную слабость: жадность, коррупцию, демагогию, сексуальную распущенность, стремление к накопительству и материальным благам (часто за счет общественных и моральных ценностей), нечестность, цинизм и плутократию" [159, с.415]. Таким образом, образовательная система тесным образом связана с нравственными и моральными чертами формируемой ее личности.

Кризис современной системы образования - это ее моральная слабость. Особенно это относится к высшей школе, так как сложившаяся за последнее десятилетие система вузовского образования направлена на получение нового, полезного знания, на науку, а не на воспитание. В таком своем виде данная система не формирует у молодых людей чувства ответственности за свое поведение, за других людей, за то, что происходит вокруг них.

Одной из главных задач образования сегодняшнего дня должны стать нравственное воспитание молодежи, формирование ценностных установок, которые играют огромную роль в формировании типических черт личности молодого человека в целом.

Для того чтобы более подробно рассмотреть влияние качества образования в высшей школе на диалектику проявлений девиантного поведения молодежи, также обратную связь, т.е. роль нравственного здоровья молодежи в эффективном управлении качеством образования, обратимся к цивилизационному подходу в развитии систем образования. По мнению А.И. Субетто, особенность кризиса системы образования в плане цивилизационного развития состоит в том, что "он отражает кризис истории с его глубокими тенденциями разрушения культуры как вековечного витального базиса человеческой цивилизации" [169, с.7]. В этом случае императив выживаемости переходит в императив опережающего воспроизводства качества человека, качества самих систем образования и, несомненно, качества общественного интеллекта.

Опережающее развитие качества систем образования на современном этапе характеризуется ростом системности, сложности, разнообразия информационных и энергетических потенциалов современного общества. Следовательно, параметрами (или характеристиками) императива "качество" являются универсальность, системность, ценность развития человека, сложность, разнообразие системы образования.

Нравственный аспект в образовании возможен только при адекватной системности внутреннего развития человека и социальных институтов его воспроизводства, растущей системности социально-экономического бытия.

Качество (как философская категория) "есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество" [179, с. 150].

Похожие диссертации на Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества