Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Варнакова Любовь Александровна

Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей
<
Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варнакова Любовь Александровна. Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Н. Новгород, 2006 183 с. РГБ ОД, 61:07-22/89

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы исследования духовно-нравственного потенциала современной российской женщины: социокультурный аспект

1.1 Теоретико-методологические основы изучения духовно-нравственного потенциала российской женщины 18

1.2 Влияние статуса и ролей женщины в обществе и семье на ее духовно-нравственный потенциал 41

1.3 Анализ последствий дискриминации женщины в России на содержание ее духовно-нравственного потенциала 55

Глава П. Исследование представлений молодежи о духовно-нравственном потенциале современных российских женщин

2.1 Социокультурные представления молодежи о предназначении мужчины и женщины (по результатам исследований в нижегородских вузах) 77

2.2 Статус и роль женщины в семье и обществе в понимании студенчества 91

Глава III. Основные направления реализации и технологии укрепления духовно-нравственного потенциала современной российской женщины в обществе и семье

3.1 Роль образования в совершенствовании духовно-нравственного потенциала женщины 118

3.2 Возможности профессионального, карьерного роста и предпринимательской деятельности в укреплении духовно-нравственного потенциала женщины 127

3.3 Обогащение духовно-нравственного потенциала женщины через активное участие ее во властных и политических структурах России 146

Заключение 154

Библиографический список 159

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется целым комплексом проблем, среди которых необходимо выделить следующие.

Во-первых, в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации российского общества, вызванных переходом к новым мировоззренческим позициям постиндустриального общества и сопровождающегося кардинальной переоценкой политических, экономических, духовно-нравственных ценностей, произошло изменение социального статуса женщины и ее духовно-нравственного потенциала. Поэтому выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью осмысления его содержания, структуры и специфики.

Во-вторых, особую значимость в современных условиях приобретают процессы, захватывающие сферу духовно-нравственной жизни женщины. Женское население в целом, являясь важнейшим трудовым и социально-экономическим ресурсом страны, способно внести достойный вклад в дальнейшее прогрессивное развитие России, стимулировать процесс становления гражданско-правового и демократического общества. По сложившейся исторической традиции российская женщина и сегодня продолжает нести ответственность за благосостояние страны, что свидетельствует о ее высоком духовно-нравственном потенциале при условии активной поддержки государством и семьей. При этом женщина продолжает выполнять традиционно возложенные на нее функции матери, хранительницы домашнего очага, носителя морально-нравственных и этических норм и правил, которые она транслирует будущему поколению. Современная женщина обладает огромными потенциальными возможностями укрепления собственного статуса и значимости в обществе, совершенствования своего духовно-нравственного потенциала через образование, профессиональный и карьерный рост, активное участие во властно-политических структурах и т.д.

В-третьих, для настоящей российской реальности характерно явное противоречие между формально закрепленными правами и равными с мужчинами возможностями женщины и их реальным социально-экономическим и политическим положением. Эти противоречия проявляются в том, что традиционный статус, предназначение женщины, ее духовно-нравственный облик в общественном сознании оценивался как высокий. Одновременно анализ современной ситуации в стране свиде-

тельствует о неуклонном снижении ее статусно-ролевых позиций в семье и обществе. Четко прослеживается тенденция к дискриминации женщины по признаку пола на рынке труда, в производственной сфере, в оплате труда, в возможностях карьерного и профессионального роста, в доступе во властные и политические структуры и т.д. Таким образом, неравное положение женщины в профессиональной, общественной и политической сфере, отсутствие возможности поэтапной и последовательной

* реализации своих жизненных целей, наличие тендерных стереотипов о ее предна-

значении затрудняют совершенствование духовно-нравственного потенциала женщины.

В-четвертых, необходимо подчеркнуть, что доля женщин в общественном производстве возрастает, усиливая «двойную занятость» женщины на работе и в семье. При отсутствии свободного выбора между семьей и профессиональной деятельностью современная российская женщина постепенно утрачивает свой высокий статус матери, хранительницы семейного очага и не имеет равных возможностей в личной, профессиональной самореализации. Серьезные трансформации ее смысло-

» жизненных установок наблюдаются не только в сфере брачно-семейных отношений,

но и в профессиональной деятельности. Попытки совместить работу и семью сегодня сопровождаются активным стремлением женщины к профессиональному и карьерному росту. Этот процесс осложнен серьезным ограничением женщин в возможности построения карьеры, где ее экономический и управленческий потенциал, профессионализм недостаточно востребован.

В-пятых, кардинальная перестройка всех сфер российского общества обусловила переосмысление женщиной собственных духовно-нравственных ориентиров, установок и ценностей. На сегодняшний день сохраняется противоречивая ситуация, при которой семья остается для россиянок главной ценностью и смыслом жиз-

» ни. Одновременно при выборе собственной жизненной стратегии они допускают ан-

тисемейное поведение, вступление в альтернативные формы брака, сожительства, добрачные связи и т.д., что является одной из причин повышения числа несовершеннолетних мам и детей сирот. Традиционное представление о семье у российской женщины постепенно исчезает и трансформируется в «удобные союзы», не имеющие никакой социально-нравственной основы. Женщина может утратить роль хранительницы семейного очага и заметно ограничить само понимание сущности се-

мьи, ее значение и ценности. Огромное влияние на формирование духовно-нравственной основы жизнедеятельности женщины оказывает понимание семьей и обществом содержания и сущности материнства. В современных условиях его формальный социально-правовой статус оценивается как высокий и привлекательный, а реальное положение характеризуется как кризисное.

Можно констатировать, что низкий уровень жизни, глобальное распространение бедности с «женским лицом», неудачи личного и профессионального характера, желание иметь более высокий заработок для содержания семьи и т.д. заставляют женщину вести асоциальный и аморальный образ жизни. О нравственном нездоровье свидетельствует увеличение масштабов проституции, секс-трэффика (traffic in sex). Все это в совокупности с выраженной дискриминацией по признаку пола свидетельствует о серьезном кризисе общества и требует скорейшего его разрешения.

В-шестых, актуальность темы исследования связана также с разработкой государством Национального проекта в сфере демографии по стимулированию рождаемости, рассчитанного на 2007 - 2017 годы.

Президент Российской Федерации отметил, что реальное повышение социального статуса женщины должно быть обеспечено не только за счет материально-финансовых инвестиций, но и при обязательном условии изменения общественного сознания по отношению к семье и ее ценностям; в частности, «бережного отношения к семье, к родному очагу» (Из Послания Президента РФ Федеральному собранию 10 мая 2006 года// Известия.-2006.- №81.-11 мая.- С.5).

В этой связи изучение духовно-нравственного потенциала современной российской женщины, его содержания, специфики и изменений, анализ иерархии приоритетных ценностей и установок позволяет разработать теоретическую и методологическую базу для эффективного прогнозирования различных социальных трансформаций, а также в известной степени управления ими. Особое значение приобретает разработка основных направлений и технологий развития духовно-нравственного потенциала женщины, а также практических рекомендаций по совершенствованию семейной политики и стратегии в решении «женского вопроса» в России.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые понимание сущности духовно-нравственной жизни человека было обосновано в трудах выдающихся

мыслителей Античности, чьи идеи были положены в основу общегуманитарных знаний. Осмысление духовности и нравственности нашло развитие в научной мысли XIX века в работах И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Неоценимый вклад в изучении духовности и нравственности содержится в трудах русских философов Н.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, В.В. Розанова и др. Среди современных отечественных ученых, раскрывающих сущность и природу духовности с позиций философского и социологического анализа, следует отметить Э.В. Ильенкова, Л.Н. Когана, М.С. Кагана, Г.Л. Воронина, Л.А. Зеленова, Л.Е. Шапошникова, Н.Д. Шимина, С.С. Балабанова, А.А. Иудина, В.П. Козырькова, Г.С. Широкалову, В.А. Ядова и др.

Современная социокультурная традиция дает обширный материал для анализа иерархии и содержания духовно-нравственных ценностей. Их изучение неоднократно оказывалось в центре многочисленных исследований видных отечественных ученых, как С.Ф. Анисимов, В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыслов, С.Н. Иконникова, Н.И. Лапин, В.В. Лапкин, В.Т. Лисовский, М.С. Каган, И.С. Кон, И.А. Сурина, З.В. Сикевич, Т.А. Рассадина, В.П. Тугаринов, И.М. Чудинова, Н.Д. Шимин, Л.Г. Юлдашев, В.А. Ядов и др. Они подробно раскрыли сущность понятия ценностей и ценностных ориентации, проанализировали их сходства и отличия. Современные исследования располагают богатым теоретико-эмпирическим материалом, позволяющим дать качественные и количественные характеристики различным классификациям ценностей и ценностных установок индивида, рассмотреть основания для их становления, условия их развития и трансляции из поколения в поколение. В них представлены различные исследовательские трактовки структуры, направленности и видов ценностных ориентации личности. Проведены многочисленные исследования базовых ценностей граждан России. При этом проблеме обобщенного сравнительного анализа отечественных работ по изучению духовно-нравственной жизни россиян не было уделено достаточного внимания. Мало изученным остается духовно-нравственная жизнь женщины в аспекте ее ролей и статуса в современном обществе и семье.

Традиционно в фокусе внимания научной мысли остаются проблемы социально-экономического положения женщин в обществе и семье. Исследования в этой области преимущественно проводились и проводятся по нескольким направлениям.

В рамках социально-экономического направления статус современной женщины понимается в теории и методологии научных исследований как многофакторное явление, специфика которого формировалась поэтапно под влиянием социокультурных и экономических изменений в обществе. Сложность и актуальность этой проблемы обусловливают ее разностороннее понимание в научном мире, порождают разноплановые дискуссии, гипотезы и концепции. Теоретическая разработка вопросов различия по признаку пола, статуса и роли женщины в обществе и семье берет свое начало еще с античных времен, когда в центр обсуждения ставилась биологическая природа женщины, определяющая ее сущность, характер, потребности и значение для общества.

Отношения между полами, осмысление статуса и ролей женщины в обществе и семье рассматривались в классических социологических теориях таких ученых, как К. Маркс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Т. Парсонс, Э. Гидденс, О. Конт и др. Они акцентировали внимание на изучении социально-экономического статуса женщины как активного субъекта производственных отношений. В работах О. Тоффлера, Н. Смелзера, Г. Бэккера, Дж. Хоманса, Т. Блау, С.Ф. Берк и др. рассматриваются статус и роль женщины на производстве и в семье в контексте рыночно-цивилизационных изменений.

В настоящее время приоритетным направлением в изучении статусно-ролевых характеристик женского населения остается проблема женского труда, профессиональной занятости, трудовой активности, возможности строить карьеру, что нашло отражение в работах Е.С. Балабановой, М.Е. Баскаковой, З.Р. Биккуловой, Ю. Де-ражне, Н.М. Римашевской, А.И. Пасадской, А.И. Жуковой, И.В. Рывкина, Н.К.Захаровой, А.Ф.Татарченко, Т.М.Карахановой, В.В.Макарова, Л.А. Макаровой, М.М. Малышевой, Е.В. Тюрюкановой, Е.Л. Омельченко, Л.С. Ржаницыной, О.А. Хасбулатовой, Т. Четвереной, З.А. Янковой.

Кризисные явления в стране обострили существующие ранее проблемы женщин и выявили негативные тенденции в их положении. К ним можно отнести дискриминацию женщин в общественных сферах, ее двойную занятость семье и на производстве, снижение уровня и качества жизни, ухудшение ее здоровья, повышение детской и материнской смертности, увеличение числа женщин асоциального поведения, что дает возможность для распространения торговли людьми, секс-трэффика

(traffic in sex) как одного из основных факторов, влияющих на духовность, нравственность и систему ценностей женщины и мужчины. Разработкой данной области знаний занимается Т.В. Свадьбина. Параллельно этот феномен исследуется в рамках миграционных процессов московскими и владивостокскими философами и социологами - М.Е. Баскаковой, Е. Мезенцевой, М.М. Малышевой; Л.Д. Ерохиной и М.Ю. Буряк.

Политико-правовое направление в исследовании статусных и духовно-нравственных позиций женщины в обществе и семье строилось и развивалось на либеральных идеях равноправия полов. Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Бентам, М. Уолл-стонкрафт, Дж.Ст. Милль, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель проанализировав роль женщины в историческом развитии общества, утверждали, что только активное участие женщины в борьбе за свое освобождение позволит добиться равноправия мужчины и женщины в государстве, обществе и семье.

Проблема неравенства женщины в обществе, широко изучаемая на Западе, нашла свое отражение и в русской философии, публицистике и литературной традиции XIX - XX веков - в работах В.В. Розанова, Н.Г. Чернышевского, Н.Н. Страхова, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, А.И Герцена, Д.И. Писарева и др.

На современном этапе развития научной мысли проблеме реализации прав женщин как полноправных граждан современного российского общества посвящены исследования таких авторов, как С.Г. Айвазовой, М.Е. Баскаковой, З.Р. Биккуловой, Г.А.Брандт, СВ. Полениной, Н.М. Римашевской, Г.Г. Силласте, Д.В.Черняевой.

Социально-демографическое направление рассматривает женщину как уникальное социальное образование со своими специфическими социальными функциями и демографическими характеристиками, зависящими от социально-экономической, культурной, политической ситуации в стране. Исследованию положения женщины-матери в обществе, возможности сочетания ей профессиональных и семейно-бытовых функций посвятили свои работы А.Г. Харчев, И.В. Бестужев-Лада, СИ. Голод, А.И. Афанасьева,, З.Р. Биккулова, М.Е. Баскакова, М.Л. Бутовская, Г.А. Брандт, Т.А. Гурко, А.И. Жукова, Н.К. Захарова, О.М. Здравомыслова, Е.М. Зуйкова, Л.Н. Казнин, Т.М. Караханова, Т.А. Клименкова, И.А. Курганов, Л.Г. Луня-

кова, А.Б. Любимова, Н.Л. Пушкарева, Л.С. Ржаницина, Н.М. Римашевская, Л.Г. Сологуб, З.А. Хоткина, З.А. Янкова.

В отечественной науке XX века анализ дискриминации женщин представлен через призму семейно-брачных отношений в работах таких отечественных ученых, как А.Г. Харчев, А.И. Антонов, СИ. Голод, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.Б. Любимова, Т.В. Свадьбина и др. Проблемы решения «женского вопроса» и устранения всех форм дискриминации женщины изучаются такими исследователями, как Г.Г. Силласте, И.И. Чернова, О.А. Воронина, Н.К. Захарова, А.И. Посадская, Н.М. Римашевская, Н.Д. Шимин, З.А. Янкова.

Социально-политическое направление анализирует положение женщин во властных и политических структурах, изучает их политические установки и ориентации. В рамках данного направления осуществляют свою научную и профессиональную деятельность Г.Г. Силласте, Л.В. Корель, Е.Ф. Лахова, В.Н. Тимохин, Г.В. Турецкая, О.А. Хасбулатова, И.И. Чернова, А.Г. Штейнберг. Важнейший вклад в анализ общественно-политической роли женщины в обществе внесли труды П.Г. Мижуева, Е. Щепкиной, В.М. Хвостова.

Параллельно с философскими и социологическими школами подъем научного интереса к теоретическому анализу женской роли в обществе и семье и ее духовно-нравственному миру начинается с развитием феминизма, появлением различных международных женских организаций, с формированием в сознании женщины новых мировоззренческих взглядов на проблему ее дискриминации. Социально-философские и социокультурные теории ориентированы на систематизацию и обобщение теоретико-прикладных исследований в решении «женского вопроса». Особое внимание уделяется проблеме выхода женщины в публичную сферу, что ставит перед наукой задачу определения социальных позиций в современном обществе и уровень ее духовно-нравственного потенциала. Социальное положение женщины и мужчины, причины их социального неравенства в обществе активно изучались, анализировались феминистами С. де Бовуар, М. Уоллстонкрафт, Б. Фридан, К. Миллет, Ч. Киркпатрик, К. Хорни, Н. Чодороу, А. Коллонтай, И. Арманд и др.

Феминизм как социокультурное, политическое явление за период своего существования дал возможность женщинам приобрести право политического и гражданского голоса, свободного жизненного выбора, право на доступное и качественное

образование и право на активное участие в общественно-политической жизни общества и т.д., что позволило женщине стать более мобильной, самостоятельной и независимой.

Коренные социально-экономические, политические и культурные преобразования в российском обществе неизбежно вызывают изменения в социальном статусе индивида. В связи с этим особую актуальность приобретают отечественные исследования социального статуса женщин в период построения демократического, гражданского общества. Приоритетным направлением в этой области являются социально-философские исследования с точки зрения тендерного подхода, представленные трудами таких авторов, как С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Т.И. Греченкова, И. Же-ребкина, Е. Здравомыслова, О.М. Здравомыслова, Н. Захарова, И.С. Куприянова, Н.И. Ласская, Л.Н. Попкова, А. Посадская, В.В. Радаев, Н.М. Римашевская, И.Н. Тартаковская, И.И. Чернова и др.

Чрезвычайно значимыми в теоретическом плане остаются тендерные исследования, основывающиеся на социально-конструктивистском подходе и социологии повседневности. В них рассматриваются проблемы тендерной реальности, сконструированной нормами, правилами строгих иерархических современных общественных отношений, в которых формируется тендерная идентичность индивида. Речь идет о работах Г.А. Брандт, О.А. Ворониной, Е. Здравомысловой, Т. Журженко, В.И. Искрина, Т.А. Клименковой, А.А. Темкиной, З.А. Хоткиной, Н. Захаровой и др. Второе направление тендерных исследований основывается на полоролевом подходе в рамках структурного функционализма и марксистской идеологии в изучении проблем семейных и профессиональных статусов мужчин и женщин (А.И. Антонов, З.А. Янкова, М.Ю. Арутюнян, В.А. Ядов, Л.Н. Коган, Г.Г. Силласте, А.Л. Пиминова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.). Фундаментом методологии исследования тендера является анализ различий в статусно-ролевых и социально-культурных позициях мужчин и женщин, а также вопросы власти и доминирования, утвержденные в обществе на основе тендерных ролей и отношений.

Современные исследователи, анализируя смысложизненные ориентации женщин, традиционно выделяют три основные направления в изучении этого вопроса: представления женского населения о важнейших семейных ценностях (семья, брак,

супружество, родительство и материнство), динамику и системы ценностных ориентации и проблемы их трансформации в условиях реформируемого общества.

В последние два десятилетия происходящие в России перемены и переживае
мый обществом системный кризис повлияли на изменение всей системы ценностей
и духовно-нравственного состояния общества в целом и женщины в частности. По
являются работы, в которых исследуются экономические, социальные, культурные
' последствия системных преобразований, а также теоретико-методологические прин-

ципы их изучения. Среди российских авторов, посвятивших особое внимание анализу принципов и сущности реформ в России и влияния кризиса на духовно-нравственный потенциал человека, следует выделить А.И. Антонова, М.Ю. Арутю-нян, ТА. Гурко, СВ. Дармодехина, О.М. Здравомыслову, А.С. Панарина, В.И. Ильина, Н.И. Лапина, В.В. Козловского, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, Л.С. Перело-мова, Н.Д. Шимина, Т.В. Свадьбину.

Отсутствие четко определенных критериев оценки и формирования ценност
ной мировоззренческой системы женщины в условиях реформирования общества
і препятствует разработке концепции реализации продуманной и целенаправленной

государственной политики в решении «женского вопроса» и проблем адаптации
женщины в новых социально-экономических условиях. Исследование литературы
по выбранной проблеме показало, что единой концепции духовно-нравственного по
тенциала современной российской женщины сегодня нет. Незначительное количест
во работ посвящено комплексному рассмотрению социального статуса и ролей
женщины в зависимости от ее системы ценностей, жизненных установок, предпоч
тений, а также упорядоченных рекомендаций по повышению социального статуса
женщины, по реальной возможности реализации своего социокультурного потен
циала. Разработка данной темы в рамках социологии культуры, духовной жизни по-
1 зволит расширить теоретико-методологическую базу исследования и представить

новое понимание положения женщины в обществе и семье.

Целью исследования является анализ сущности и специфики духовно-нравственного потенциала женщины и факторов, обусловливающих его изменения в современных условиях.

С учетом поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- исследовать и проанализировать основные теоретико-методологические
подходы к изучению духовно-нравственного потенциала женщины;

- проанализировать роль и статус женщин в современном российском обще
стве с позиций возможностей трансляции межпоколенческих ценностных установок;

- выявить основные факторы, влияющие на духовно-нравственный потенциал
женщины;

раскрыть специфику социальной роли российской женщины и ее духовно-нравственного потенциала в условиях происходящих изменений на уровне индивидуального и общественного сознания;

осуществить социокультурный анализ представлений современной молодежи о статусе и ролях женщины и мужчины по результатам социологического исследования;

выявить особенности влияния социально-экономических, политических, культурных процессов в российском обществе на процесс изменения духовно-нравственного потенциала женщины;

представить основные направления реализации и технологии укрепления духовно-нравственного потенциала женщины.

Объектом исследования являются молодые российские женщины в контексте исследования взаимообусловленности их социокультурного и статусного развития.

Предмет исследования - сущность и специфика духовно-нравственного потенциала женщины, а также факторы, влияющие на его изменение.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет принцип историзма, раскрывающий обусловленность статуса и роли женщины социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным состоянием общества в России, с учетом стереотипного восприятия женщины в социуме. Анализ проблематики осуществляется с позиций аксиологического, материалистического, структурно-функционального, социопсихологического, феноменологического, социологического, тендерного, феминистского и статусного методологических подходов. В диссертационном исследовании использовались также теория обмена, теория деятельности, теория потребностей, теория мотивации.

Методологическими идеями при работе над диссертацией служили фундаментальные положения социологии о преемственности теоретико-познавательного, ис-торико-социологического и социокультурного процессов. Ввиду структурной раздвоенности ценностной ориентации на субъективную и объективную составляющие, когда ценностная ориентация предполагает не только объект ценностного стремления, но и субъект активного носителя этого стремления, теоретико-методологическая база исследования с необходимостью основана на двунаправленном анализе семейных и профессиональных ориентации молодых женщин.

Эмпирическая база исследования состоит из самостоятельно проведенных автором социологических исследований.

  1. Автором была самостоятельно разработана анкета «Ценностные ориентации молодежи». В период 2004 - 2006 годов на ее основе было организовано анкетирование и проанализировано 340 анкет респондентов в возрасте от 18 до 29 лет. Анкетирование проводилось среди студентов (III - V курсов заочной и очной формы обучения) ТЭФ, ФТФ, ППФ и истфака НГПУ. Основным методом обработки анкет стал количественный метод. Выборка репрезентативна по возрасту, образованию, материальному и семейному положению.

  2. «Статус и роли женщин в обществе и семье» - проанализировано 217 студенческих эссе на темы: «Какие социальные роли, на Ваш взгляд, выполняют мужчины и женщины в обществе и семье?», «Какие возникают у Вас гендерно-ролевые ассоциации при слове «женщина», «мать», «мужчина», «отец», «ребенок», «отчий дом»?». В исследовании 2006 года принимали участие студенты V курса, заочной формы обучения факультета управления и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Основным методом обработки эссе стал качественный метод. Выборка репрезентативна по возрасту и образованию.

  3. «Представления молодых россиян о семье: ожидания и реальность» -проанализировано 82 студенческих эссе. В исследовании участвовали студенты (IV - V курсов заочной и очной формы обучения) исторического факультета и ТЭФ НГПУ.

В работе использованы также социологические данные вторичной обработки статистических материалов.

Эмпирическую базу исследования составляют как статистические данные, так и результаты социологических исследований, которые включают в себя несколько исследовательских блоков, посвященных комплексному изучению ценностных ориентации молодежи России: формированию ценностного сознания, отношения к проблеме тендерного неравенства, семейных и профессиональных установок, особенностей брачного поведения, роли и положения женщины в семье и обществе; оценка студенческой молодежью социального статуса мужчины и женщины, их предназначения в обществе, их духовно-нравственного потенциала и т.д.

Научная новизна диссертационного исследования:

выявлена и прослежена связь между изменением социального статуса и ролей женщины и ее духовно-нравственным потенциалом;

социально актуализировано понятие «духовно-нравственный потенциал женщины»;

впервые введено в научный оборот понятие «гендерный контракт равных статусов» как достижение социокультурного компромисса статусно-ролевой конкурентности полов;

конкретизированы причины неполной востребованности широкой интеракции духовно-нравственных возможностей женщины;

- определена потребность на общественном и индивидуальном уровне со
знания в необходимости повышения духовно-нравственного потенциала женщины;

дана критика действовавшей непродуктивной системы закрепления низкого статуса и ролей женщины и предложен конструктив в пользу Национального проекта в сфере демографии по стимулированию рождаемости, рассчитанного на 2007 -2017 годы в виде основных направлений и технологий по укреплению духовно-нравственного потенциала женщины в современном российском обществе;

представлена новая концепция решения «женского вопроса», не ставящая женщину перед жестким выбором «семья или работа/карьера», а дающая возможность последовательно и поэтапно реализовывать свои социальные функции;

впервые исследован феномен влияния секс-трэффика на ценностные ориентиры и жизненные стратегии российских женщин; секс-трэффик рассмотрен в широком спектре его негативных последствий, а именно как фактор физической, духовной, нравственной, культурной деградации личности женщины и общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки парадигмы, сущности, особенностей, динамики и востребованности духовно-нравственного потенциала женщины в транзитивных условиях российского социума. Разработка категориально-понятийного аппарата применима к данной сфере исследования, расширяет методологическое поле исследований и открывает перспективы углубленного изучения взаимосвязи внутреннего духовно-нравственного мира женщины и ее общественно востребованного статуса. В теоретическом плане работа показывает востребованность пристального внимания ученых к анализу духовного, морального внутреннего мира женщины, смысла и способов ее самореализации. Выводы автора о социальной значимости изучения духовно-нравственного потенциала женщины позволят продолжить теоретическую разработку в сфере дальнейшего поиска причин падения духовно-нравственной культуры российского общества, взаимосвязи динамики социального статуса женщины и факторами, влияющими на изменение ее духовно-нравственного потенциала. Работа содержит ряд рекомендаций практического характера, способных оптимизировать пути нахождения компромисса между ценностно-индивидуальными ориентациями женщины и ее социальным предназначением.

Практическая значимость работы заключается в том, что ряд ее положений могут быть использованы для разработки конкретных программ (на региональном и федеральном уровнях), способствующих укреплению духовно-нравственного потенциала женщины.

Материалы диссертационного исследования могут найти свое применение в процессе преподавания социологии, культурологии, философии, педагогики и других дисциплин, а также могут быть положены в основу специальных занятий и курсов для учащейся молодежи.

Апробация результатов диссертационного исследования

Материалы и теоретические выводы диссертации использовались в докладах и выступлениях на межвузовских, региональных, международных научно-практических конгрессах, конференциях, симпозиумах и «круглых столах»:

- Россия в современном мире: Материалы IV региональной научной конференции-Н. Новгород, 2004,14 апреля.

Закономерности управленческой сферы общества: Материалы 32-го академического симпозиума- Н. Новгород, 2004,27 - 29 мая.

Женщина в политике и обществе: Материалы заочной научно-практической конференции- Н. Новгород, 2004.

Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород, 2004,19-20 марта.

- Организация в фокусе социологических исследований: Международная на
учно-практическая конференция. - Н. Новгород, 2005,24 - 25 марта.

Основные направления модернизации начального образования: региональная научно-практическая конференция. - Н. Новгород, 2005.

Женщина и духовные ценности семьи: «Круглый стол», Нижегородский департамент образования и науки, Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи при департаменте образования и социально-правовой защиты детства администрации Н. Новгорода. - Н. Новгород, 2005, 15 ноября.

-X нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки-Н. Новгород, 2005,20 - 24 октября.

Будущее России: стратегии развития: II Всероссийская научная конференция. - Москва, 2006.

Институциональные проблемы современной России: материалы V региональной научной заочной конференции. - Н. Новгород, 2006.

Взаимодействие государственных правоохранительных органов и некоммерческих общественных организаций в противодействии торговли людьми: Международная конференция, Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи при департаменте образования и социально-правовой защиты детства администрации Н. Новгорода. - Н. Новгород, 2006,23 - 23 февраля.

Женщины науки Нижнего Новгорода - родному городу: региональная конференция- Н. Новгород, 2006,28 февраля.

XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых - «Ломоносов - 2006».-Москва, МГУ, 2006,12-15 апреля.

Ill Международный конгресс «Российская семья» по теме «Семья и здоровье». -Москва, РГСУ, 2006,13-14 апреля.

Профессиональные ориентации молодежи: вчера, сегодня, завтра: Международная научно-практическая конференция-Новокузнецк, КузГПА, 2006,23-24 мая.

Публикации

По теме диссертационного исследования опубликовано 12 статей, в том числе
одна по списку ВАК, общим объемом 4,96 печатных листа.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, Заключения, Библиографического списка, включающего 272 наименования, и трех Приложений. Общий объем работы 185 машинописных страниц.

Теоретико-методологические основы изучения духовно-нравственного потенциала российской женщины

Для современного российского общества в период глобальной социокультурной трансформации чрезвычайно актуальным является осмысление и выработка стратегии его дальнейшего развития. Традиционно социологические и культурологические учения и общественная практика связывают судьбу России, ее благополучие и процветание с судьбой российских женщин и необходимостью решения «женского вопроса». При выработке стратегии социально-экономического, политического и культурного развития нашего общества не учитываются потенциальные возможности женщины как активного субъекта социальных отношений. Искусственное занижение роли женщины в социокультурном пространстве ведет к серьезным экономическим, политическим и морально-нравственным изменениям.

На рубеже веков российская научная мысль пытается ответить на вопрос о духовно-нравственных истоках переживаемого в России глубокого кризиса и о тех идеях и нравственных ценностях, которые необходимо выработать, чтобы минимизировать кризисные процессы общественного устройства. Значительная роль в преодолении кризиса, по мнению большинства ученых, принадлежит женщине как исключительному социокультурному феномену, транслирующему и сохраняющему духовно-нравственные ценности.

Женщины, представляя собой особую социально-демографическую группу, оказывают решающее влияние на динамику семейно-брачных отношений, на условия развития института брака и семьи, трансляции межпоколенческих ценностей и т.д. Поэтому роль и статус женщины в современном российском обществе наглядно демонстрируют наличие кризисных явлений в его социально-экономической, политической и культурной жизни. Это объясняется тем, что в современной России четко прослеживается взаимосвязь духовно-нравственного кризиса с кризисом экономическим, последствиями которого являются негативные изменения духовно-нравственного потенциала современной российской женщины, имеющего, в свою очередь, более серьезные и глубокие последствия для общества в целом и для женщины в частности.

Необходимо отметить, что духовно-нравственный кризис начинается значительно раньше, чем экономический, - в 80-е годы XX века - в период активной эксплуатации женщины на производстве и в семье. Усиливает его экономический кризис начала 91-го года XX века - в период распада СССР, перехода страны на рельсы неолиберальной модели экономики и проведения правительством «шоковой терапии». В это время происходит значительная деформация духовно-нравственной жизни российского общества. Потеря родственных связей из-за распада Советского Союза привела к изменениям семейных норм, традиций, устоев, ценностей и т.д., так как каждая четвертая семья была межэтнической, каждый седьмой советский гражданин жил в содружественной республике, за пределами «этнической, исторической» родины.

В период реформ (период выживания) женщина была поставлена в неравные условия с мужчиной по причине сокращения или формального существования социальной поддержки государством материнства и детства. Дискриминационные явления усиливались с ростом инфляции, безработицы, отсутствием нормативно-правового регулирования в решении женского вопроса и т.д. Это предопределило изменение и переосмысление системы ценностей российского общества и женщины в частности. Наблюдалась смена приоритетов в ценностной парадигме в сторону материальной и трансформация морально-нравственных и этических принципов построения жизненной стратегии индивида.

Опираясь на вышеизложенные данные, целесообразно выделить этапы духовно-нравственного кризиса: предперестроечный, перестроечный и постперестроечный - период распада СССР, период перехода страны на неолиберальную модель экономики.

В связи с этим изучение духовно-нравственного потенциала женщины, как фактора социального и морально-нравственного здоровья российского общества, является приоритетным и имеет важное научно-практическое значение.

Анализ духовно-нравственного потенциала женщин, как важнейшей составляющей российской культуры, может осуществляться с позиций философского и социологического подходов. Философский подход объединяет в себе деятельностный, технологический, гуманистически-смысловой и достиженческий подходы. В рамках деятельностного похода открываются перспективы для анализа творческой деятельности женщин как основы и пути совершенствования ее духовно-нравственной жизни. Технологический позволяет рассмотреть способы и механизмы изменения и трансформации духовно-нравственный потенциал под влиянием конкретных социально-экономических условий. Достиженческий подход дает возможность изучить уровень духовно-нравственного развития женщины и определить систему приоритетных ценностей, которыми она руководствуется при выборе своей жизненной стратегии. Анализ взаимосвязи духовно-нравственного потенциала россиянок с их ролью и статусом в современном обществе с учетом изменений социально-экономической, политической и культурной ситуации в стране может осуществляться с позиций социологического подхода.

Стремление осмыслить духовно-нравственный потенциал женщины в современном социокультурном пространстве России предпринимается нами в настоящем диссертационном исследовании и с точки зрения аксиологии. В социологии и философии аксиологический подход определяется как один из приоритетных направлений в изучении духовно-нравственной организации личности и общества наряду с космологическим, теологическим и когнитивным. С позиций аксиологического подхода открываются перспективы для анализа связи духовно-нравственного потенциала женщины с системой морально-нравственных ценностных установок не только на внутриличностном уровне, но и с оценкой духовно-нравственной жизни всего общества в целом. Данный подход позволяет рассмотреть специфику семейных, профессиональных, нравственных, ценностных ориентации российской женщины как основу такого сложного, многофакторного явления, как духовно-нравственный потенциал. Только обращаясь к внутреннему миру человека, его опыту социального взаимодействия, можно проанализировать эффективность применения им на практике таких идеальных категорий, как мораль, нравственность и духовность.

Анализ последствий дискриминации женщины в России на содержание ее духовно-нравственного потенциала

Социальное неравенство полов предусматривает ограничение прав и возможностей мужчин или женщин. Для нас особый интерес представляет социальная дискриминация женщин в современном российском обществе, поскольку лишение прав по признаку пола во всех сферах жизни социума (трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой) ведет к недооценке возможностей духовно-нравственного потенциала женщины и является одной из форм насилия над ее личностью.

В социологии «дискриминация» рассматривается как намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений и ценностных ориентации. Дискриминация женщин сохраняется на протяжении столетий, и эта проблема актуальна на сегодняшний день. Она поддерживает возрастающий интерес науки и практики к оценке статусного положения женщины и ее духовной жизни в различные исторические эпохи. Угнетенное, зависимое положение женщины закрепляется в сознании общества со сменой матриархального строя на патриархальный, в рамках которого, независимо от страны и общественной формации, роль и статус женщины традиционно оценивался как низкий. По мнению М.С. Кагана, матриархат и патриархат породили две различные системы ценностей с разными иерархиями. В матриархальных культурах верховным божеством была женщина, а становление патриархата привело к ее вытеснению и обожествлению мужчины [108. С. 144].

По мнению И.А. Курганова, в рабовладельческом обществе женщина была по существу рабой мужчины - главы семьи, который владел женщиной на правах частной собственности [134. С. 124]. В древнеиндийских законах Ману подчеркивалось, что «в детском возрасте женщина зависит от своего отца, в юности - от мужа, во время вдовства - от сына, а если нет сына, то от родственников мужа и т.д.» В Древнем Риме муж имел право на жизнь и смерть своей жены. В феодальном обществе муж уже не мог безнаказанно убить свою жену, но она по-прежнему оставалась полностью от него зависимой и бесправной.

Неравноправное положение женщины представляет собой характерную черту всех общественных систем за все время их исторического развития. Среди причин этого факта И.А. Курганов называет наличие в общественной практике теорий о естественном предназначении женщин. Он утверждает, что положение женщины определяется не нашими пожеланиями и программами, а ее природой и физиологическими особенностями организма. В структуру женского организма положены функции рождения и первоначального питания младенца. В структуре мужского организма - труд по добыче пищи не только для себя, но в течение определенного времени и для женщины с ребенком. Сила и активность мужчин и относительная слабость и пассивность женщины обусловливают естественное различие полов и являются основой различного их положения в обществе [134. С. 220].

Проблема преодоления социального неравенства женщин связана с необходимостью коренных изменений общественного сознания. Тысячелетний порядок социальных отношений, базировавшийся на иерархическом подчинении женщин мужчи 57 нами, смещается в сторону перераспределения полномочии между различными ветвями власти, государственными и общественными структурами. Закрепление превосходства мужчины над женщиной в общественном сознании исследователи связывают с несколькими причинами. Мифы о природном предназначении мужчин и женщин трансформировались в закрепление определен ных ролей в обществе и семье. Так, за мужчиной традиционно закреплялись пре стижные сферы общественной и политической жизни, за женщиной - приватные: семья и любовь. Мифология исторического времени фиксирует строгую соподчиненность в отношениях между полами: мужчина - полноценный человек, субъект истории; женщина - жена своего мужа, объект его патриархальной власти, где наследование идет по мужской линии. Истоки такого порядка обосновываются в трудах античных мыслителей. Так, Платон и Аристотель оправдывали неравенство женщин в отно шении мужчины. Пифагор уверенно заявлял: «Существует положительный принцип, который создал порядок, свет, мужчину, и отрицательный принцип, который создал , хаос, сумерки и женщину» [цит. по: 44. С. 31]. Аристотель добавлял: «Женщина это самка в силу определенного недостатка качеств... женский характер страдает от природной ущербности... женщина есть только материал, принцип движения обеспечен другим, мужским началом, лучшим, божественным» [10. С. 383].

Чувство грубого примитивного превосходства мужчины над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Эта дискриминационная, «мужская» позиция получила дальнейшее развитие в научных концепциях социологии, культурологии и философии [цит. по: 44. С. 33].

С утверждением христианской веры понимание женской природы и ее духовно-нравственного потенциала носит противоречивый характер. Возведение духовной сущности женщины в ранг богоматери и признание ее греховной физической природы. По мере развития общества и производства образ женщины и представления о ее духовной жизни изменялись под влиянием общественных запросов и интересов.

Статус и роль женщины в семье и обществе в понимании студенчества

Анализ роли и статуса женщины в общественном устройстве России традиционно занимал ключевые позиции в научной теории и практике. Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют о том, что положение в обществе женщины служит универсальным показателем уровня и перспектив его развития. Индикатором кризисных явлений в России на сегодняшний день является нарастающая негативная тенденции ухудшения социально-правового и экономического статуса женщины в семье и обществе, изменения ее духовно-нравственных ориентиров. Это связано с выраженной дискриминацией женщин в производственной и общественной сферах, ухудшением ее физического и нравственного здоровья, падением престижа материнства в общественном сознании и т.д. Однако оценка этих явлений различными группами населения неоднозначна и зависит от возраста, пола, социального положения, уровня образования и т.д. Показательным в этом плане будет исследование социокультурных представлений студенческой молодежи о предназначении женщины в семье и обществе.

Студенчество — полноценная, самостоятельная, социокультурная общность, которая, обладая активностью, выступает объектом производства, предметом которого является не вещь, а личность (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников). Большую часть теоретических исследований студенческой молодежи представляют работы российских специалистов в области социологии молодежи -А.И. Запесоц-кого, С.Н. Иконниковой, А.А. Иудина, В.Т. Лисовского, Е.Г. Слуцкого, С.С. Балабанова и др. Авторами представлены различные определения студенчества как особой социально-демографической общности, проанализированы динамика и специфика их ценностных ориентации и установок в период реформирования российского общества, определены значение и роль студенчества в воспроизводстве социальных и духовных ценностей и т.д.

Современные исследователи приходят к выводу, что студенчество, как коллективный воспитанник общества, несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенции реализации этих знаний на практике. Основы фундаментальных знаний образует тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, аксиологической проекцией которого является система идеалов и ценностей народа. Этот культурный фундамент, монолит формирует духовно-нравственный потенциал, дополняющий культурно-практический опыт нации. Его содержание формируется, в том числе и под влиянием представлений о ценностях семьи и брака. К сожалению, этот процесс сегодня носит регрессивный характер, обусловленный перестройкой ценностного мировоззрения россиян и изменениями роли и статуса семьи в обществе [18. С. 27]. Семья по длительности и степени своего воздействия на личность превосходит все социальные институты, индивидуализирует и формирует ценностные ориентации индивида, одновременно являясь важнейшей его ценностью. По мнению Н.Д. Шимина, «семья - способ личностного бытия человека», она воспитывает ценности, необходимые для самоутверждения и развития индивида [260.С.5]. Семья сохраняет преимущества в формировании ценностей перед такими соци альными институтами, как школа, СМИ и, возможно, церковь. Она обеспечивает преемственность передачи ценностей из поколения в поколение, тем самым со храняя свою жизнеспособность веками и возможность изменяться под воздейст вием современных социальных условий. По мнению И.М. Чудиновой, со сменой поколений ценности деформируются и модернизируются. Каждое новое поколение при сохранении преемственности ценностей предшествующих поколений, не может оставаться заложником отживающих стереотипов [257. С. 7-Ю]. Поэтому семья, считает Т.В. Свадьбина, представляет собой особую социально-этническую общность и является главным субъектом и хранителем менталитета. Это единственный источник, который пре доставляет индивиду возможность свободного, личного выбора ценностных и жизненных приоритетов [205. С. 76]. Одновременно трансформация ценностей является показателем кризисных явлений в семье. Серьезные изменения социально-экономической и культурной сферы рос сийского общества стали причиной пересмотра базовых ценностей под влиянием государственной политики, необходимости экономического выживания в совре менных рыночных условиях. Это обусловило переориентацию студенчества с традиционных ценностей на ценности западной цивилизации, что привело к ва кууму, деформации духовной жизни и духовных потребностей российских граж 1 дан. Сложный переход российского общества в постмодернистскую эпоху, по мнению фамилистов, связан с изменением института семьи, репродуктивного поведения индивида и трансляцией новых ценностных установок [8. С. 12].

Стремительное распространение массовой западной культуры, связанной с обычаями «престижного потребления», ориентирует современную семью на символы социального успеха и высокодоходного статуса в ущерб духовно нравственным идеалам и ценностям. Погоня за экономическим благосостоянием делает малозначимыми такие традиционные семейные ценности, как рождение и воспитание детей, забота о престарелых родителях и т.д.

Снижение значения и роли семейных ценностных ориентации в социуме пагубно сказывается на перспективе его развития, так как они не могут быть навязаны насильственным путем или реформаторскими методами и подрывают культурные устои общества. В переломные периоды развития общества одна часть ценностей неизбежно деформируется, а другая продолжает оставаться наиболее консервативной.

Роль образования в совершенствовании духовно-нравственного потенциала женщины

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню и качеству подготовки граждан, к их потенциальным возможностям в сфере социальной мобильности, адаптированности, компетентности, умению реализовать свои навыки и знания в новых социально-экономических условиях. Глобальная перестройка мировоззренческой парадигмы и трансформация социокультурных устоев российского общества ставит человека перед жестким духовно-нравственным выбором во всех сферах жизнедеятельности социума: семейной, производственной, профессиональной политической и т.д. В силу особой восприимчивости женского населения к распространению новых ценностных ориентации и девальвации прежних, затронули эту группу в большей степени, чем другие слои общества.

В предыдущих главах диссертационного исследования проанализирован основной круг проблем, связанных с изучением и разрешением «женского вопроса» в России и вопросами укрепления духовно-нравственного потенциала женщин. Рассмотрены роль и статус женщины в семье и обществе, изучено ее противоречивое положение в современном социуме, дано определение духовно-нравственному потенциалу современной российской женщины и выявлены факторы, влияющие на его изменения.

Проведенный теоретико-эмпирический анализ позволил обобщить и систематизировать знания по данной проблематике и предоставил возможность, в рамках третьей главы, разработать конкретные предложения и технологии активизации и усиления роли и статуса российской женщины через реализацию ее высокого духовно-нравственного потенциала. Решение поставленной задачи мы видим в разработке комплекса предложений по таким направлениям, как реализация женщиной своих потенциальных возможностей в сфере производства, бизнеса, политики и семейной сфере. Особое внимание уделяется роли образования в совершенствовании духовно-нравственного потенциала россиянок. Качественное образование обеспечивает им определенный вид социальной мобильности, перспективы профессионального роста, самореализации, повышает шансы достичь высокого социального статуса.

Особенно актуальны эти достижения в период развития информационного общества. Процесс становления в России постиндустриального общества сложен и противоречив. Реформирование одной из лучших в мире систем образования в последние годы привело к значительному снижению его качества, доступности, роли и статуса в обществе. Изменилось отношение к образованию и в сознании женщин.

Была разрушена советская общедоступная система образования и создана дифференцированная, то есть элитная и массовая. Она потеряла почти все духовные ориентиры, не обретя новых, что лишило подрастающее поколение устойчивых нравственных идеалов и установок [245. С. 5].

На начальных этапах становления новых социально-экономических отношений (90-е годы XX века) иметь образование было немодно и непрестижно. Статус образования на тот период в обществе был крайне низок. До середины 90-х годов наблюдалось абсолютное сокращение численности обучающихся в средних и высших учебных заведениях. Постепенно эта ситуация изменялась под влиянием востребованности на рынке труда квалифицированных специалистов, что повысило потребность населения в получении образования или часто в приобретении квалификационного диплома.

Современная Россия переживает бум высшего образования. При сокращении расходов государства на образование количество высших учебных заведений стремительно растет за счет появления коммерческих вузов. При подобной схеме развитие образовательной системы неизбежно приведет к неравным возможностям в доступе к образованию различных социально-демографических групп, в том числе и женщин, что скажется на содержании их духовно-нравственного потенциала. Образование на всех его уровнях призвано способствовать развитию гармоничной духовно богатой личности. Его высокий воспитательный потенциал и обширные возможности для самосовершенствования, помимо получения качественных знаний, всегда были главными достижениями российского образования. В современных условиях эти приоритеты отходят на второй план при объективном ограничении доступности получения образования.

В особо сложной ситуации оказались женщины, чей уровень образования всегда был одним из самых высоких по мировьм показателям. В условиях нестабильности и экономического хаоса многие из них были вынуждены выбирать между необходимостью обеспечивать семью материально и возможностью получения образования. Важно подчеркнуть, что при наличии диплома и необходимой квалификации большинство женщин вынуждены работать не по специальности. Эти обстоятельства вносят существенные коррективы не только в жизненные стратегии, но и в становление духовно-нравственного облика женщин. Расти профессионально, расширять свои культурные и духовные потребности через образование для многих женщин стало нецелесообразным.

Многолетняя история женского образования в России и одновременно высокий статус образованной женщины оказались невостребованными в современных условиях, что особенно удивительно при стремлении России включиться в мировое информационное сообщество. История развития образования постепенно формирует в России сферы «женского влияния» в общественно-экономической жизни страны, где ее труд был бы наиболее востребован и перспективен. Появляется круг профессий и получаемых специальностей, которые традиционно называются «женскими». Так приоритетными областями женского труда становятся медицина и образование [246. С. 6].

Уникальным отличием россиянки при выборе того или иного вида образования до недавнего времени являлось осознание общественной пользы или признания. Диплом врача или педагога для женщины становился не только доступом в ранее закрытую цеховую корпорацию, но и наградой за долгий путь в борьбе за высшее образование.

Российская система высшего образования, с позиций тендера, остается относительно нейтральной. Ограниченный доступ женщин к получению тех или иных специальностей связывается с запретами женского труда на вредных производствах, а также с наличием определенных общественных стереотипов при выборе профессий, традиционно закрепленных за мужчинами.

Похожие диссертации на Духовно-нравственный потенциал современной российской женщины в контексте социокультурной обусловленности ее статуса и ролей