Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект Гайдарева Инна Николаевна

Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект
<
Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гайдарева Инна Николаевна. Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Майкоп, 2002.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/160-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Информационная культура: генезис и состояние 14

1 . Методологические и социокультурные проблемы анализа информационной культуры 14

2. Место и роль информации в современном обществе 50

Глава 2. Личность в условиях становления и развития информационной культуры в российском обществе 74

1. Роль социокультурной среды в становлении информационной культуры личности 74

2. Личность как субъект реформ 86

3. Социологические аспекты проблемы негативного воздействия компьютеров на человека в обществе 117

Заключение 126

Список использованной литературы 130

Методологические и социокультурные проблемы анализа информационной культуры

В последние годы, развитые страны быстро движутся к информационному обществу - к «такому обществу, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития зависят все больше и больше от информации и ее использования» .

Недооценка социокультурных аспектов информатизации общества порождает представление о ней как об исключительно инженерной, технологической задаче. Перестройка образования в нашей стране призвана преодолеть сложившийся стереотип мышления. Самая насущная социальная потребность заключается сейчас не столько в расширении процесса информатизации, сколько в его гуманизации, решении всех возникающих проблем с учетом целей, потребностей и возможностей человека.

Процессы информатизации общества требуют тщательной подготовки к ним. Опыт показывает: если не готовы люди, компьютеры не могут улучшить дело.

Очень многое зависит от глубины и широты кругозора, культуры, специальных знаний тех, кто трудится в области информатики, а не от одного только желания работать в этой области. Хотя специалистов в этой области немало, тем не менее - это лишь небольшая часть трудоспособного населения страны. Наиболее трудоемким процессом, составляющим саму сущность информатизации, будет процесс «стыковки» живой ткани общества, социальной среды, с компьютерными сетями и средствами связи, которые нередко в зарубежной и отечественной литературе образно называют нервной системой общества.

С прогрессом информатики произойдет подлинная революция в приобщении человека к культурному богатству, накопленному человечеством. Это станет возможным за счет подключения персонального компьютера или даже гораздо более простой телеприставки к самым разнообразным информационным сетям. Таким образом, увеличение информационного потенциала людей будет обогащать их духовный мир, и способствовать культурному развитию.

Проведем анализ состояния и перспективы основных составляющих информационного общества и их влияние на социологию.

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. В отечественной литературе готовность сопоставить различные дефиниции культуры позволила Л.Е.Кертману насчитать свыше 400 определений.

Назовем некоторые специфические подходы к культуре, рождающие как нам кажется, несовпадающие определения этого феномена. Первый среди них - философско-антропологический. Культура в этом случае понимается как выражение человеческой природы. Она выводится из особенностей самого человека как особого рода сущего. Различные черты культурного процесса непосредственно вычитываются из человеческой натуры. Культура при этом оценивается как развернутая феноменология человека. Однако последовательный философско-антропологический подход к культуре реализуется крайне редко.

Появляется еще один подход к культуре, который можно условно назвать философско-исторический. Он претендует на то, чтобы раскрыть механизмы порождения, возникновения самой человеческой истории. В отечественной литературе такой подход часто называют деятельностным.

Философский взгляд на культуру был развит И.Г.Гердером, который рассматривал ее в контексте эволюции. Смысл культуры в этом контексте -отграничение человеческого от животного. Культура истолковывалась как второе рождение человека.

Таким образом, в истолковании феномена культуры проявляется желание сопоставить ее с человеком, природой, историей, социумом. В этом смысле можно указать на еще один подход к трактовке культуры -социологический. «Культура здесь трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что рождено им самим».

Вот некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания. Культура - это:

- «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У.Бекет);

- «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности» (Б.Малиновский);

- «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А.Радклифф-Браун);

- «общий и принятый способ мышления» (К.Юнг).1

В отечественной литературе исследователи, пытающиеся дать определение культуры, естественно, подчеркивали либо философско антропологическую, либо философско-историческую, либо социологическую природу данного феномена. Здесь можно назвать имена С.С.Аверинцева, В.Д.Губина, В.В.Иванова, Л.Е.Кертмана, М.С.Кагана, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Г.О.Нодиа, В.И.Полищука, В.Н.Топоркова.

«Мир культуры - это мир самого человека»2, - утверждает В.М.Межуев. Э.С. Маркарян отождествляет культуру с технологией воспроизводства и производства человеческого общества. Иначе говоря, под культурой понимается не просто средство освоения мира, а функциональная обращенность этих средств на развитие самого общественного целого. Культура у Маркаряна - это «... внебиологически выработанный способ деятельности».

Некоторые отечественные ученые связывают культуру с ее социальным содержанием. «Для меня культура, - отмечает В.С.Степин, - это геном социальной жизни. Чтобы возник новый тип общества, должна возникнуть новая культурная матрица. Подобно тому, как геном определяет, каким будет организм, так тип культуры определяет, как будетвоспроизводиться деятельность человека».

Более развернутое истолкование культуры находим у Ю.Н.Давыдова. Он рассматривает ее как основу, гармонизирующую отношения двух противоборствующих (хотя и взаимосвязанных и взаимозависимых) сторон: природы и социума.

«В культуре как целом, как органе самоконституирования человечества, - подчеркивает Ю.Н.Давыдов, - речь всегда идет о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести ту универсальную меру, которая не нарушила бы собственную внутреннюю меру каждой из конфликтующих сторон».1 Таким образом, в многочисленных интерпретациях феномен культуры предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.

Культура как общечеловеческое явление означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, органически включает в себя и сочетает предметные результаты деятельности людей, а также знание, умение, навыки, уровень интеллектуально-нравственного и эстетического развития мировоззрения, способы и формы общения людей. Автоматизация, компьютеризация и информатизация есть неотъемлемые составляющие и культуры труда, и культуры продуктов и предметов труда, и культуры быта.

Место и роль информации в современном обществе

Причины роста значения информации в современном и будущем обществе лежат, прежде всего, в сфере экономики, определяются в первую очередь развитием материального производства. В конечном счете, именно на этой основе формируются соответствующие социальные потребности, называемые информационными (что вовсе не исключает, разумеется, их возникновения и в связи с духовной жизнью людей и общества в целом).

Информационные потребности общества постоянно растут, и это ведет к повышению значимости информации в развитии всех сфер социальной деятельности, и, прежде всего науки, информационный аспект которой определяет в целом ее специфику. Информация, особенно научная, постоянно становится мощным средством, фактором интенсификации общественного производства, повышения его эффективности, важным фактором прогресса общества в целом.

Попытаемся рассмотреть роль информации в современном прогрессе, имея в виду, прежде всего то, что основной формой поступательного движения ныне становится интенсивный путь.

Материальное производство, а не информация является основой общественной жизни, а информация с самого начала была включена в этот процесс взаимодействия человека, природы и рождающегося общества. Информация - это ценные для получателя сведения, которые можно хранить, передавать и обрабатывать. Информация, прежде всего ее первоначальная специфически социальная форма - членораздельная речь, была призвана обслуживать это материальное производство, содействовать его прогрессивному развитию и обеспечению целостности всего социального прогресса.

Можно выделить два основных вида социальной информации. Во-первых, идеальную социальную информацию как содержание прежде всего речевой деятельности; в дальнейшем она принимает и другие формы своего выражения для целей коммуникации. Во-вторых, это материальная социальная информация, передаваемая с помощью технических средств человеческой деятельности и других предметов, преобразованных людьми.

В информационном обществе информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование последней определяется успешным решением комплекса проблем, связанных с обработкой потока информации, развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем.

При проведении опроса студентов Адыгейского государственного университета 74,5% опрошенных студентов из 350 опрошенных считают, что информация имеет цену и лишь 4,0% затруднились ответить на этот вопрос.

Мысль о том, что производство и распределение информации представляет собой род экономической деятельности, имеющей большое значение, была впервые выдвинута и разработана американским экономистом Ф. Махлупом1. Знания стали важнейшим товаром и дают самый высокий экономический эффект.

Учитывая особую роль информации в современном мире, экономически развитые страны в последние десятилетия приняли на вооружение стратегию оптимального использования национальных информационных ресурсов, прежде всего путем их индустриальной эксплуатации в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в сфере сервиса. Информационные ресурсы выгодно отличаются от сырьевых, энергетических, финансовых и прочих уже тем, что в процессе эксплуатации не подвергаются прямому расходованию, не убывают. Более того, они непрерывно возрастают в процессе общественного развития.

В наши дни заметно усиливается внимание к информационному аспекту развития общества, и в большой мере это связано с теми революционными изменениями, которые произошли (и продолжают происходить!) в области информационной техники и технологии на пути углубляющейся автоматизации соответствующих процессов. Эту сферу, быстро прогрессирующую на основе достижений электронной вычислительной техники и других авангардных направлений научно-технического поиска, сейчас принято называть информатикой (термин французского происхождения, соединивший в себе элементы двух слов -«информация» и «автоматика»). Согласно определению, данному Международным конгрессом в Японии в 1978 г., «понятие информатики» охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия» .

Академик А.П. Александров так очертил задачи информатики (и тем самым объем этого понятия): «Это создание и вычислительных машин, и математического обеспечения, и совершенных методов расчета, и методов автоматизации исследований, и методов и средств автоматизации производства» .

Наряду с этим информатика не ограничивается только сферой научных исследований. Не менее важная и характерная ее сторона - постепенное превращение в своеобразную инфраструктурную область народного хозяйства. Многими нитями информатика органично связана также с формированием и функционированием общественного сознания в различных его формах и проявлениях.

В предыстории информатики можно весьма приближенно выделить ряд этапов в соответствии с ростом возможностей хранения, передачи и обработки информации.1

Начальный этап хранения и обработки информации связан с естественными физиологическими возможностями первобытного человека, его умением фиксировать информацию в виде знаков и передавать ее с помощью жестов и нечленораздельных звуков. По мере усложнения материального производства, общественных отношений и сознания появляется членораздельная речь, язык как специфическое социальное средство хранения и передачи информации.

Второй этап предыстории обязан возникновению письменности. Прежде всего, человек получил искусственную внешнюю память, имеющую ряд преимуществ перед внутренней: длительность хранения, точность и т.п. Разумеется, письменный текст не выполняет всех функций памяти. Он лишь создает внешнюю запись информации, к которой человек может обращаться всегда, когда ему нужно.

Параллельно с развитием языка и письменности развивался счет, понятие числа. Выполнение арифметических операций сводилось к перекладыванию предметов по определенным правилам. К приспособлениям этого типа относятся различные счетные доски, счеты и т.п.

Развитие человеческого общества и его культуры вызывало необходимость расширения средств выражения языка, использование с этой целью различных технических приспособлений. С одной стороны, это книжный печатный станок, изобретение телеграфной и телефонной связи, радио, телевидения и других средств связи. С другой - всевозможные вычислительные устройства, которые человек постоянно усовершенствовал. Технические средства создавались как для фиксации, хранения и передачи естественно-речевой информации, так и для хранения, передачи и обработки информации, выраженной языком математики.

Началом книгопечатания характеризуется третий этап предыстории информатики. Появляются пишущая машинка, множительные аппараты.

Вместе с тем с начала XVII до конца XIX века продолжался период механических счетных машин. Наиболее типичными машинами этого периода являются арифмометры разного вида. Кроме них было изобретено и построено огромное количество разнообразных машин: счетных машин со ступенчатым валиком, машин, основанных на новых принципах (использование колеса с переменным числом зубцов, непрерывной передачи десятков и т.п.). Почти все машины с математической точки зрения отражали позиционный десятичный принцип и правила действия с целыми числами и дробями.

В машинах механического периода на автоматизм выполнения операций обращали недостаточно внимания. Многие действия должен был выполнять сам вычислитель. Но в первой половине XIX века английским ученым и изобретателем Ч. Бэббиджем был выдвинут замысел полностью автоматической вычислительной машины с программным управлением и с большим объемом памяти. Однако другим характеристикам машины не было уделено должного внимания, поэтому она предполагалась громоздкой и сложной. Это явилось одной из основных причин того, что аналитическая машина не была завершена ни самим Бэббиджем, ни его последователями.

Роль социокультурной среды в становлении информационной культуры личности

Мир вступает в эпоху информационного общества. Известна формула информационного общества: обеспечение доступности для каждого его члена всей совокупности общественно значимых знаний в нужное время, в любом месте, в необходимом объеме и в требуемой форме. Осуществление этой задачи, решение проблем глобальной информатизации общества невозможно без необходимого уровня информационной культуры общества и личности.

Информационная культура - понятие достаточно широкое и определяемое на современном методологическом уровне неоднозначно.

Современная информационная культура - это качественная характеристика прежде всего жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Автору данной работы ближе следующее определение: информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании1.

Информационная культура как особый аспект социальной жизни выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, она отражает характер и уровень практической деятельности людей. Информационная культура - это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры. Культура личности и культура социума -объекты коэволюционно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга.

Информационная культура неотделима от личности - субъекта культуры, сформированной под воздействием объективного мира в процессе деятельности и общения. Культурно-личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоение индивидом норм, ценностей, идеалов, присущих социуму приемов и навыков познавательной деятельности.

Субъектом информационной культуры могут выступать социальные монадологии различных уровней, которые можно описать в виде ряда: общество в целом, профессиональный слой, социально-профессиональная группа, малая контактная группа.

Социальные отношения являются конструирующим моментом всей социальной жизни, основой социального становления личности. Они предопределяют наличие в целостном организме общества отдельных подсистем, общностей. Их наличие и взаимодействие характеризует функционирование и развитие всей социальной системы, ее структуры. Социальный субъект как носитель информационной культуры представляет собой некую общность людей, объединенных объективными свойствами и связями в качественно определенное образование. Субъектами культуры выступают не только общности людей, но и учреждения, организации, объединения. Каждое из этих социальных образований выступает как субъект - носитель информационной культуры с присущим ему способом деятельности.

Информационная культура социума представляет собой совокупность способов и результатов деятельности этого коллективного субъекта, состоящего из конкретных людей, персонифицирующих в «поле культуры» активность, которая, в свою очередь, детерминирована нормами, ценностями, идеалами, поведенческими стереотипами и традициями социума.

Личностный уровень информационной культуры зависит от уровня культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой входящих в него индивидов.

Философский интерес к давней теме природы человека всегда обострялся в периоды социальных кризисов. При желании, можно было бы наверняка обнаружить совпадение пика такого интереса и пика кризисов. Сравнительно спокойные исторические фазы успокаивают и философов, а в общественном мнении стихают сетования на «дикую» природу людей, отдельные поведенческие аномалии воспринимаются как исключения, в целом же люди удовлетворены своей природой, воспринимают ее как адекватную природе других людей. Теперь, похоже, мир вступил в полосу постоянного повышенного внимания к коренной натуре человека. Вызвано это глобализацией судеб человечества, становлением истории подлинно всемирной историей и непрекращающимся (перманентным) на этом фоне кризисом внутри рода человеческого. Все чаще говорят об угрозе тотальной криминализации общественной жизни, о кризисе образования и, следовательно, тщетности попыток достигнуть смягчения нравов на ниве просвещения, о возрастании массы психических расстройств в условиях динамичной техногенной цивилизации

Поскольку в западной традиции философия, начиная со средних веков, превратилась в школьную, академическую мудрость, а с Нового времени не прекращает попыток обрести авторитетный облик науки, то такая философия давно перестала быть практикующей мудростью, утратила древние навыки работы с природой человека, фактически перестала быть воспитателем человека как творца своей судьбы. Хотя справедливости ради следует заметить, что в древности (даже в античных полисах) практическая философия не обладала господствующим влиянием на людей. Но все же в арсенале культуры наработки античной философии как мудрости проживания жизни всегда сохраняли свое значение (пифагорейцы, киники, стоики, эпикурейцы и др.). Наоборот, в традициях восточных философских школ образ мыслей и образ действий всегда сохранялись в гармонии. Достижения древних восточных учений, получив полурелигиозное освящение (конфуцианство, даосизм, брахманизм, джайнизм), прочно вросли в ткань повседневной культуры народов и живут там и поныне. Поэтому, может быть, не случайно так привлекательными стали для многих соотечественников восточные учения. За этим - тоска по мудрому наставнику, учителю жизни.

Отсюда не следует, что западной философии (а мы находимся в поле ее тяготения) надо обратиться к практике восточной мудрости, как об этом думал А. Шопенгауэр. То, что она может и должна делать - это использовать свойственную ей силу рационалистической мысли для обоснования непротиворечивости человеческой природы и общего хода социокультурного развития, для демонстрации того, что не только и не столько философия есть универсальный учитель жизни, а вся культура в ее исторической динамике развивается в направлении «удовлетворения» природы человека. В этой связи выглядит исчерпавшим себя философский поиск сущности (природы) человека. На фоне достижений частных наук такой поиск выглядит анахронизмом. Любые философские дефиниции человека (как прошлые, так и будущие) будут ограниченными, т.е. абстрактными, даже если они и будут отражать подлинные особенности человеческой природы (общественность, индивидуализм, эгоизм, агрессивность, способность к игре, творению символов и средств труда и т. п.). Можно согласиться лишь с общим тезисом К. Ясперса, что в некие доисторические времена природа человека, в основном, сложилась и, по-видимому, мало изменилась с тех пор, имеют место определенные константы, инварианты природы человека, которые выявляют специальные науки1.

Культурно-исторический процесс опирается на биологический базис человека и довольно сложно взаимодействует с ним. Первый этап этого взаимодействия выпадает на период прорыва предков человека к культуре, понимаемой как не природно, а нормативно регулируемая деятельность людей. Это было подавление асоциальных инстинктов, препятствующих такому прорыву. Последующий прогресс в социальном и культурном отношении можно представить как нахождение легитимных форм проявления естественных свойств человека, именно не борьба с ними, а легитимизация путем окультуривания.

Социологические аспекты проблемы негативного воздействия компьютеров на человека в обществе

В общей стратегии информатизации различных видов человеческой деятельности следует учесть возникающие противоречия. С внедрением информационно-вычислительной техники появляются возможности для творческого труда и одновременно возникают новые виды нетворческой, монотонной работы уже на ином уровне. Массовая компьютеризация способствует переходу от ручной умственной и напряженной физической работы к формализации и работе по обслуживанию ЭВМ; в то же время она «обесценивает» человеческий труд. Что здесь имеется в виду? У человека, вынужденного оставить свое рабочее место вследствие внедрения информационных технологий, может появиться антипатия к ЭВМ. Компьютер в данном случае способствует отчуждению труженика от реального мира привычной ему трудовой деятельности. Эта деятельность как бы лишается своей значимости: ведь теперь она может быть заменена программой, которую программист запишет в течение нескольких часов! Происходит как бы обесценивание человеческого труда. Все это ведет к так называемой компьютерной безработице.

Начиная с 80-х годов, эксперты видят в новых технологиях фактор серьезных изменений в структуре занятости. Информатизация постоянно ведет к противоречиям между существующей и социально необходимой структурой работающих людей.

Компьютерные и коммуникационные системы только с виду безобидные вещи. Но они могут быть опасными не менее, чем загрязнение окружающей среды. Если их неправильно применять, замечает американский социолог Д. Белл, «это не только не приведет к повышению производительности, но и снизит ее, получится не только польза, но и вред людям»1.

Массовое и бесконтрольное применение персональных ЭВМ приведет, безусловно, к разобщенности членов общества, к снижению непосредственных творческих контактов между людьми, к затормаживанию процессов развития личности. Не случайно, по данным С. Норы, половина французов рассматривают компьютер как «фактор отчуждения»2.

Необходимо осознать, что в результате неуемного научно-технического развития человечество подошло к пропасти. Это развитие в сторону накопления (увеличения товаров, услуг, преобразований, изменений, овладения природой, ускорения промышленного и технического развития) привело человечество к экологической и ядерной катастрофам. Возникает настоятельная необходимость воспитания умения просчитывать собственные действия, видеть как экологические, так и социальные последствия этих действий.

Информатизация довольно сложный, порой, парадоксальный процесс. В информационном обществе неконтролируемая и неорганизованная информация не является больше источником знания. Обнаруживается и растет противоречие между новыми требованиями к интеллектуальному уровню человека и существующей системой образования, все в меньшей степени удовлетворяющей этим требованиям. Одним из последствий развивающейся информационно-технологической революции является ускорение процесса старения знаний, их «морального износа».

Существует немало и других «парадоксов» информатизации. Например, компьютеры и средства телекоммуникации, предназначенные укрощать информационную лавину, в конечном счете, усиливают ее. Избыточная, неконтролируемая и неорганизованная информация также затрудняет принятие правильных решений, как и ее неполнота. Дезориентация нашего общества во многом обусловлена отсутствием достоверной информации. Достоверная информация - основной дефицит в нашем обществе. Мы ее плохо производим, мало ценим, еще хуже распространяем и используем. Поэтому цели действия реформаторов неадекватны действительности, их решения опаздывают или оказываются преждевременными, законы не работают, общество «взорвано», а лидеры обречены на неуспех. В результате Россия многое потеряла в своем положении в мире, ее национальная безопасность и внутреннее состояние стали более уязвимыми.

К тому же работа с компьютером требует определенного физического напряжения, значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий. В то же время компьютер может оказывать гипнотическое и чуть ли не наркотическое влияние. В.Т. Этатко, директор независимого Института сознания, предупреждает об опасности возникновения нового типа наркотиков - компьютерного1. Он говорит о том, что использование виртуальной реальности, то есть всего того, что можно увидеть на экране компьютера, может привести к необратимым последствиям и опасностям для человека. Он считает, что виртуальная реальность первого порядка, различного рода картинки, игры, мультфильмы, сравнительно безобидны. Однако возникает виртуальная реальность второго порядка. Компьютер получает обратную связь с человеческими органами чувств, поскольку в экранное действо вводится положение тела человека, его руг, ног, кончиков пальцев.

Следует отметить особую опасность, которую несет виртуальная реальность третьего порядка, когда компьютерный спектакль может показать ваши мысли, чувства, настроения, грезы. Осуществляется это при помощи системы проецирования, датчики которой «закреплены» определенными участками мозга. В результате воздействия на мозг человек может уподобиться крысе, которой в известном эксперименте вживляли электроды в центр удовольствия и дали возможность активизировать его. В результате крысы умирали от истощения. Виртуальная реальность третьего порядка, по мнению В.Т. Этатко , сможет смоделировать наши грезы, в результате чего психика даже здорового человека не сможет противостоять желанию, искушению навсегда остаться в «идеальном» мире.

Одержимые программисты, или хакеры, могут работать до самозабвения, до полного смешения действительности и компьютерного мира. Компьютеры, программная продукция становятся самоцелью.

К негативным последствиям компьютеризации, являющейся составной частью процесса информатизации, следует также отнести и вредное влияние, оказываемое на здоровье и психику людей. Например, известны случаи проявления техностресса, обусловленного или неспособностью привыкнуть, ужиться с компьютером, или наоборот, чрезмерным увлечением ЭВМ. И то и другое приводит к нервным срывам. При глубоком нарушении нормального информационного режима могут возникнуть информационные перегрузки, когда информация застает нас врасплох, не имея возможности и времени ее осмыслить.

Россия начала входить в информационное пространство в начале 90-х годов XX века, когда, во-первых, были сняты многочисленные существовавшие ранее ограничения на использование информационной техники; а во-вторых, цены на эту технику стали доступны для ее приобретения не только юридическим, но и физическим лицам. При этом масштабы распространения таких технических средств были лавинообразными и никем не контролируемыми. Однако не только компьютеры сформировали информационную сферу. Значительную, если не главную, роль играют в ней различные постоянно совершенствующиеся виды коммуникационных устройств - устройств связи. Как указано в Федеральном Законе «О связи», «средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации» (Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 600.). Процесс изменений продолжается.

Такое интенсивное развитие информационных процессов не могло не вызвать роста противоправных действий, что говорит о еще одном негативном последствии компьютеризации общества. По данным американского Института компьютерной безопасности (Computer Security Institute) в США продолжается рост компьютерной преступности: в 1997 г. она выросла на 16% по сравнению с 1996 г. При этом общая сумма причиненного ущерба составила 136 млн дол. - на 36% больше, чем в 1996 г.1

Похожие диссертации на Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества : Социологический аспект