Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая культура молодежи современной России Хапай Нафисет Асхадовна

Экологическая культура молодежи современной России
<
Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России Экологическая культура молодежи современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хапай Нафисет Асхадовна. Экологическая культура молодежи современной России: социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Хапай Нафисет Асхадовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. - Майкоп, 2009. - 158 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования феномена экологической культуры 13

1.1. Экологическая культура в процессе социогенеза 13

1.2. Современные концепции исследования экологической культуры 43

1.3. Экологическая идеология как важный аксиологический

аспект экологической культуры 62

Глава II. Особенности экологической культуры в процессе развития современного общества 75

2.1. Экологическая культура молодежи в глобализирующемся обществе 75

2.2. Роль средств массовой информации в формировании экологической культуры 96

2.3. Здоровый образ жизни как фактор экологической культуры 111

Заключение 13 8

Список использованной литературы 144

Приложение 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Социально-экологические проблемы на мировом,

общенациональном, региональном и территориальном уровнях более чем актуальны. Они продолжают оставаться в сознании человека во многом новыми и неоднозначными, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого, в связи с промышленной деятельностью, оформилась новая наука - экология и как следствие этого возникновения появилась экологическая культура. Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура так важна сегодня. Также немаловажно выяснить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого следует показать, что уровень экологической культуры пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Варианты решения проблемы экологического кризиса, прежде всего, лежат в плоскости повышения уровня экологической культуры молодежи, который на настоящий момент, как показывает практика, крайне низок.

История исследования проблем экологического кризиса насчитывает
уже. почти сто лет, но лишь недавно пришло осознание того, что
экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-
идеологический кризис, что решение экологических проблем в глобальном
масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее
время антропоцентрического общественного экологического сознания,
\ ставящего во главу угла человека и его интересы в ущерб интересам

окружающей его природы.

Поиск причин деградации природной среды и решение
экологических проблем начались в истории человеческого общества
довольно поздно, лишь во второй половине XX в. Однако, как показывает
жизнь, исследование экологического равновесия не увеличило возможностей
его восстановления. К тому же ответы, которые даются на вопрос, почему
возникают экологические нарушения, часто различны и неполны, а
некоторые из них носят националистический или классовый характер, и их
вообще нельзя считать научными. Например, центральная проблема, из-за
которой специфические трудности природной среды являются только
симптомами, состоит в том, что человечество систематически уменьшает
возможности природной среды, губит то, чем оно располагает. Однако такой
ответ неполный, т.к. не раскрывает сущность социально-экономических
отношений, в которых осуществляется производство, особенности
технологий, приводящих к экологическим нарушениям, ибо деградация
природной среды возникает не только как последствие «освоения»
природы с развитием производительных сил, но и при использовании
этих производительных сил в рамках определенных социально-

экономических отношений. Производство, с самого начала руководствуясь только прибылью, показывало свое деструктивное отношение и к природной среде, и к самому человеку.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы экологического кризиса являются общеизвестными и широко обсуждаются в современном обществе, несмотря на это конкретной проблеме экологической культуры уделяется недостаточное внимание, научной литературы по этому вопросу очень немного. К сожалению, связь между состоянием природы и уровнем экологической культуры в мире не является очевидной. Можно назвать лишь несколько фамилий ученых, затрагивающих эту проблему в своих исследованиях. Мысль о том, что человек - составная часть природы разрабатывалась отечественными философами Н.А.Бердяевым, В.С.Соловьевым, Н.Ф.Федоровым. Особое значение в экологической науке имеют исследования В.И.Вернадского, создавшего учение о ноосфере, однако современных фундаментальных исследований, посвященных экологической культуре, пока не проведено. Во многом это связано со сложностью объекта исследования, ведь экология -единственная наука, объектом изучения которой является все существующее на Земле во всех своих сложных взаимодействиях.

В теоретических работах западных исследователей, таких как Р.Парк, Р.Э.Дэнлап, Д.Г.Гэллап, Э.Райденбах, Н.В.Реймерс и др., основное внимание уделялось проблеме ответственности за экологический кризис.1

В отечественной экологической науке наиболее разработанной является
проблема экологического воспитания, рассматриваемая в исследованиях
Д.С.Ермакова, И.Д.Зверевой, В.Б.Калинина, Д.Ж.Марковича,

Ю.П.Петрова, Н.А.Рыкова, И.С.Семененко, И.Т.Суравегиной,

О.Н.Яницкого, В.А.Ясвина и др.

В аксиологическом аспекте проблемы формирования экологического сознания рассматривали Р.К.Баландин, И.А.Василенко, Э.В.Гирусов, В.Г.Горшков, М.В.Гусев, В.А.Зубаков, М.С.Коган, К.Я.Кондратьев,

Дэнлап Р.Э., Гэллап Д.Г., Гэллап A.M. Здоровье планеты // Социол. исслед. 1992, № 12.- С 11-32.

А.О.Лагутин, А.Г.Маслеев, Н.Н.Моисеев, Е.В.Никонорова, Ю.П.Ожегов, С.Т.Шерман и др.

Все более востребованными в последние два десятилетия становятся исследования, посвященные изучению социальных аспектов экологических рисков и катастроф, разрабатываемые Г.М.Денисовским, Н.Н.Моисеевым, Б.Н.Порфирьевым, Ю.В.Саенко, В.АДцовым, И.А.Халий и др.

Проблемы экологии города, урбанизации и влияния экологических изменений на образ жизни людей исследовались О.В.Аксеновой, А.С.Ахиезером, М.С. Ельчаниновым, Е.О. Новожиловой, Б.Б. Родоманом, И.А.Сосуновой и др.

Различные аспекты социальной экологии раскрыты в работах С.А.Алексеева, Е.В. Краснова, В.В.Кривошеева, Л.М.Яо, А.Д.Урсула, В.И.Омигова, Г.И.Осипова и др.

Особое значение для раскрытия темы нашего- исследования имели также работы российских ученых Ю.Н.Бирюковой, Н.Н.Изосимова, С.А.Усковой, посвященные социальным аспектам природоохранной деятельности на юге России, и исследования авторов Северо-Кавказского региона А.А.Агирова, Т.ИАфасижева, М.С.Багова, З.К.Жанэ, А.Ю.Шадже, Э.А.Шебзуховой и др., раскрывающие вопросы экологической культуры населения и охраны окружающей среды Республики Адыгея.

Объект исследования — экологическая культура в системе взаимодействия современного общества и природы.

Предмет исследования - социологический фактор формирования экологической культуры современной молодежи.

Гипотеза- исследования. Экологическая деградация является следствием духовно-идеологического кризиса. Идеология потребления, получившая широкое распространение в современном обществе, не отвечает насущным требованиям развития человеческого социума, а ведет к его духовному и физическому уничтожению. Формирование новой парадигмы экологической культуры молодежи является не только непременным

условием оздоровления современной экологической ситуации, но и условием выхода из общего мировоззренческого кризиса современного общества.

Цель исследования: провести анализ состояния экологической культуры современной молодежи на основе раскрытия антигуманного характера экологического мировоззрения в современном обществе; предложить пути и механизмы формирования экологической культуры современной молодёжи.

В целях достижения поставленной цели автором предпринята попытка решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические предпосылки исследования экологической культуры в социологической науке;

провести анализ современных социокультурных концепций исследования экологической культуры в обществе;

изучить аксиологический аспект экологической культуры;

определить уровень экологической культуры современной молодежи в Республике Адыгея методами социологического исследования;

- дать оценку роли средств массовой информации в формировании экологической культуры школьной и студенческой молодежи;

- определить место экологического образования в системе
экокультуры.

Методологическую основу составляют анализ литературы и комплексные социологические исследования, которые дали возможность целостного представления о формировании сложившегося в настоящее время типа экологической культуры. Исследования классических представлений о природе от античности до современного периода позволили раскрыть сущность процесса становления экологического сознания и определить роль экологической культуры в современном глобализирующемся обществе. Методологическими ориентирами в работе являются структурно-системный, аксиологический и культурологический подходы.

Исследование основано на принципах комплексного интегративного подхода в изучении социально-духовной сферы и опирается на идеи гуманизации и оптимизации общественного развития.

Для изучения способов формирования экологической культуры молодежи в современном обществе использовались различные эмпирические методы: анкетирование, мониторинг, контент-анализ газетно-журнальных публикаций, рейтинговые методики, метод экспертных оценок.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-социологических методов исследования.

Методы исследования.

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ,

теоретическое обобщение результатов исследования, метод экспертных оценок;

эмпирические: наблюдение, мониторинг;

общенаучные, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне: абстрагирование, анализ, синтез, логический метод;

специальные: анкетирование, ранжирование, лонгитюдный метод, контент-анализ.

При обработке результатов исследования использовались статистическо-математические методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились респонденты Адыгейского государственного университета, Института физической культуры и дзюдо, Майкопского государственного технологического университета, Адыгейского педагогического колледжа им. Х.Андрухаева и общеобразовательных школы №5 и №10 г. Майкопа. Всего исследованием было охвачено 1200человек.

Научная новизна исследования. - выявлен ряд теоретических предпосылок исследования экологической культуры на современном этапе развития социологической науки;

рассмотрена экологическая идеология в контексте аксиологического аспекта экологической культуры;

- выявлен потенциал воздействия и ресурсы средств массовой
информации в формировании современной экологической культуры
молодежи;

отмечена экологическая составляющая здорового образа жизни;

выявлена определяющая роль экологического образования в системе экокультуры;

- введен в научный оборот новый эмпирический материал по
формированию экологической культуры современной молодежи.

На защиту выносятся следующие основные положения.

  1. С развитием человеческой цивилизации происходит процесс отчуждения человека от природы. В этом движении определяющее значение имело развитие науки. В целом, наука вобрала в себя религиозное представление об избранности человека. В настоящее время концепция человека и обслуживающей его окружающей среды изжила себя. Идея о непрагматической ценности природы обусловливает необходимость единства общества и природы. Для преодоления экологического кризиса человек должен преодолеть психологическую и социокультурную противопоставленность с природой, вновь прийти к пониманию своей неразделимости с ней, восприятию природных объектов как полноправных субъектов по взаимодействию.

  2. Сущность экологической культуры в ту или иную эпоху устанавливает сложившийся тип экологического сознания. В последние два десятилетия наукой был признан социальный характер экологических проблем, началось тесное взаимодействие и взаимовлияние между социальной экологией и социологической теорией, в формировании экологической культуры. Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Экологическая культура -

процесс осознания человеком своего природного и одновременно социального бытия. Усвоение социокультурных норм, стандартов, образцов поведения проходит через формирование отношения человека к среде обитания, а социокультурные практики, преломляясь через субъективный мир личности, влияют на состояние социального и природного пространства.

  1. Многосторонний процесс формирования экологической культуры складывается из национальных и общечеловеческих, материальных и духовных ценностей, образовательной, информационной, правовой жизни общества. Экологическая культура определяет характер и закономерности социоприродных взаимодействий, уровень экологического благополучия, физического и социального здоровья людей, помогает найти способы оптимизации качества социально-экологического пространства на глобальном, региональном и локальном уровнях, в конечном счете, она становится катализатором качества окружающего пространства.

  2. Экологическая культура определяется экологической идеологией общества, основанной на трансляции идеи солидарности человека и природы. Экологическая идеология - это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения. Поиск альтернативных путей экологического развития общества свидетельствует о необходимости коренных изменений в области экологической идеологии общества, его ценностной переориентации.

  3. Средства массовой информации являются главным источником распространения экологической идеологии, играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Качество экологической культуры в значительной , степени характеризуется совокупностью деятельностных составляющих: уровнем экологической грамотности и природоохранной активности, напрямую зависящих от экологической информированности населения и его заинтересованности в такой информации.

6. Уровень экологической культуры современной учащейся молодежи
недостаточен и нуждается в немедленном повышении. Оценка
экологического восприятия природы показала, что среди современной
молодежи очень мало тех, кто относится к ней как наивысшей со
циокультурной ценности. В то же время высокая всеобщая озабоченность
состоянием окружающей среды, заинтересованность всех категорий
населения, особенно юношества, в экологической информации
свидетельствуют о высоких социокультурных резервах и потенциальной
готовности современной молодежи к природоохранной деятельности,
формирующей стандарты и образцы экологической культуры. Однако это
сознание обеспокоенности реализуется лишь в самом общем виде, оно не
связывает существующее положение с действиями конкретных социальных
групп своими поведенческими актами. Определяющая роль в формировании
экоцентрического экологического мировоззрения принадлежит

экологическому образованию.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы исследования обсуждались и докладывались на региональных и общероссийских конференциях: «Наука. Образование. Молодежь». Научная конференция молодых ученых АГУ (Майкоп, 2007); Всероссийская научно-практическая конференция «Образование - наука - технологии» (МГТУ, Майкоп, 2007); «Наука. Образование. Молодежь». Научная конференция молодых ученых АТУ (Майкоп, 2008).

Материалы исследования * обсуждались на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в девяти научных публикациях общим объемом 3,2 п.л., в том числе в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Практическая значимость результатов исследования.

Итоги исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы становления экологической культуры в современных социокультурных условиях.

Выводы исследования представляют интерес для экологов, биологов, политиков, экономистов и социологов.

Материалы работы найдут применение в специальных курсах по социологии.

Результаты исследования направлены на поиск оптимального пути развития современного общества.

Экологическая культура в процессе социогенеза

Социологический аспект экологической культуры исследуется в рамках социальной экологии. Термин социальная экология впервые использован в середине 1920-х годов американскими социологами Р.Парком, Э.Берджесом и Р.Маккензи, понимавшими под этим теорию внутренних механизмов развития больших городов. Социальная экология - отрасль науки, исследующая отношения общества и природы, возникла под влиянием растущих негативных последствий научно-технической революции и глобального экологического кризиса. Она анализирует влияние антропогенной, прежде всего, производственной деятельности, на состояние окружающей среды и на людей, их стиль потребления, здоровье, репродуктивные функции, качество жизни и т:д., используя в качестве основных традиционные понятия «окружающая среда», «охрана природы», «охрана человека». В социально-экологических исследованиях в современном смысле осуществлен переход от описательного уровня к анализу причин кризиса в отношениях природы и общества. Выявление того, что экологический кризис во многом обусловлен недостаточной открытостью общества, приводит к необходимости выдвижения на первый план экологии социологического аспекта. Такие исследования приобрели особую актуальность в результате проявления с начала 1960-х годов, .ряда критически важных, для человечества экологических проблем (глобальное потепление климата, образование «озоновых дыр», загрязнение атмосферы, океана и поверхности Земли, обеднение животного и растительного мира и т.д.), сливающихся, в глобальную экологическую проблему, порожденную антропогенными нарушениями природного равновесия. Изучение отражения антропогенных экологических проблем на жизни социальных общностей неизбежно предполагает необходимость учета соотношения биологического и социального в человеке, то есть наличие феномена биосоциального параллелизма. В последние десятилетия XX в. именно экономическая, военная и другая деятельность человека «социального», стала определять состояние природной среды человека «биологического», существование которого гарантировано лишь в ограниченных пределах изменения стандартного состава и свойств последней.

Экологическая культура - это новая дисциплина, возникшая на стыке социальной экологии и культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. С шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, начала формироваться новая наука — экология, и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру, к живой природе. Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.

Экологическая культура — сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут «бить тревогу», чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои задачи со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической. Но, к большому сожалению, проблема «экологической культуры» ещё мало изучена: практически нет литературы, посвященной этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский1; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Современные концепции исследования экологической культуры

Готовность взять на себя ответственность за решение экологических вопросов и принять активное участие в их практической реализации является далеко не всеобщей. Более распространено представление об этих проблемах как проблемах институциональных - созданных одним институтом (промышленностью), решать которые должен другой институт (государство).

Как указывает О.В. Аксенова, в настоящее время данная проблема рассматривается с позиций двух основных стратегий: первая -технологическая - предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. При этом предполагается введение во всех отраслях хозяйства, связанных с использованием природных ресурсов, нормативно-ограничительных («запретительных») мер; вторая стратегия - гуманитарная - призвана способствовать «изменению» самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни, становлению экологической культуры." Основным средством ее реализации является образование и прежде всего — экологическое. Традиционное экологическое образование, прежде всего, опирается на господствующее в обществе экологическое сознание и экологическую идеологию, которые складываются в результате использования накопленного обществом опыта взаимодействия с природой и итогов социально-экологической рефлексии. Под социально-экологической рефлексией в данном случае имеется в виду процесс осмысления различными социальными группами способов и следствий взаимодействия общества и природы и возникающих в этой связи общественных отношений в культурной, социальной, политической и экономической сферах. В результате этого процесса формируются позиции агентов экополитики и стратегия разрешения экологических проблем, отражающие тенденции общественного развития. Так, 1960-е-1970-е годы следует охарактеризовать как период поиска альтернативных путей экологического развития общества. Дважды за этот период отправной точкой социальных и философских дискуссий о природе и обществе становились публикации естественно-научного характера. Первой была книга Рашель Карсонс «Тихая весна» о воздействии на природу тотальной химизации.1 Она имела огромный резонанс в обществе и была манифестом зарождающегося экологического движения. Второй и, пожалуй, самой важной вехой стал доклад Римскому клубу «Пределы роста». Именно после публикации доклада призрак глобальной катастрофы превратился в реальную, ощутимую угрозу для всех и начались дискуссии о том, как следует переустроить общество, чтобы избежать кризиса.

Основные идеи (а точнее основные подходы) современного инвайронментализма были сформулированы в трех, ставших ключевыми для развития экодвижения публикациях: отмеченные выше «Пределы роста», «План выживания» с предисловием известного биолога Эрлиха и «Маленькое прекрасно» («Small is beautiful») Фрица Шумахера.

По мнению О.В.Аксеновой, вторая публикация, действительно, представляла собой план проэкологического реструктурирования Британии и даже содержала сроки исполнения. Ее авторы писали: «Радикальные перемены необходимы и неизбежны, так как настоящее выражается в росте населения и потребления, разрушении экосистем и истощении ресурсов и подрывает самые основания жизни». " Согласно им, общество должно развиваться, используя минимум природных ресурсов и сохраняя стабильный уровень населения. Для этого людям предстоит отказаться от многих материальных благ и удобств, что будет компенсировано глубиной человеческих отношений, развитием личности, отсутствием дискриминации женщин, национальных и социальных меньшинств. Все это можно реализовать в небольших сообществах, в которых граждане смогут сами организовывать и контролировать жизнь общества. Примерно те же идеи содержатся в работе Ф. Шумахера, только акцент сделан на абстрактные категории, а не на конкретные действия. Автор ставил перед собой задачу исследовать современную философию, основанные на ней ценности и то, как они влияют на экономику. Шумахер исходил из предпосылки, что именно ценности определяют экономику, а, следовательно, для того, чтобы избежать катастрофы их необходимо изменить. Результатом будет разнообразие экологически ориентированных обществ (экономических систем), например, «Буддистская экономика».

Хардина «Трагедия общинной собственности». Он поставил вопрос о разрушительности индивидуальных интересов для окружающей среды на примере деградации земель общинных выпасов скота. Нарушить установившийся, между хозяйственной деятельностью сообщества и экосистемой баланс может даже один безответственный человек, который всегда найдется. Только жесткое ограничение доступа к ресурсам большого числа людей или просто сокращение человеческой популяции будет способствовать сохранению окружающей среды. Г.Хардин был неомальтузианцем, и весьма правым по своим взглядам, но, по мнению социалиста Д. Пеппера, он поставил вопрос, имевший большое значение для инвайронменталистов как левого, так и правого толка, а именно, вопрос о легитимности удовлетворения частных интересов для индивидуальной выгоды за счет эксплуатации ресурсов, если при этом бремя потерь ложится на всех.

Изложенные идеи нашли отражение в разнообразных направлениях социально-экологической мысли 1970-х годов, которые могут быть сгруппированы в соответствии с предлагаемыми ими способами проэкологического переустройства общества и, соответственно, объяснением причин разрушения среды человеком: экоанархизм, экосоциализм (экокоммунизм), глубинная экология. Во многих случаях границы между этими направлениями размыты. Пожалуй, наиболее жестко отделяет себя от других течений экосоциализм в рамках «неомарксизма», который до падения «железного занавеса» был одной из самых популярных социально-экологических идей на Западе. Его сторонники считают, что разрушение среды есть результат капиталистических отношений, главными причинами эксплуатации природы являются капиталистический способ производства и эксплуататорский характер данного общества. Они предлагают радикальное изменение общественных отношений, переход к планированию производства, которое, по их мнению, позволит развивать промышленность с учетом потребности общества в здоровой среде и неразрушенной природе, а, следовательно, регулировать воздействие на нее, Экосоциализм предполагает сохранение: антропоцентризма, так как именно человек, его благополучие и развитие является основной целью предотвращения экологической катастрофы и сохранения среды. Наиболее полно эти идеи сформулированы в работах Дэвида Пеппера. Поэтому для их характеристики мы приводим довольно обширную цитату из его книги «Eco-socialism»: «Экосоциализм отрицает биоэтику и природную мистику, а также и любой антигуманизм, который из них следует. При этом он признает важность человеческой духовности и удовлетворение ее посредством нематериального взаимодействия с природой... Мы не должны доминировать или эксплуатировать природу, пытаясь преодолеть природные ограничения и законы, но мы должны коллективно «доминировать» (то есть планировать и контролировать) над нашими связями с ней, для общественного блага».

Экологическая культура молодежи в глобализирующемся обществе

В настоящее время одним из ключевых вопросов стало изучение экологических последствий глобализации, реакции на них различных социальных факторов и экологической политики национальных государств. Попытки социологов осмыслить процесс глобализации начались в конце 1980-х годов и оказались столь же противоречивы и конфликтны, как предмет их исследований. Концепции глобализации фактически разделили научное сообщество на глобалистов и антиглобалистов. Дело в том, что концепции эти либо содержат в себе определенную оценку глобализации и ее последствий, либо дают научно обоснованную базу для такой оценки. Анализ влияния глобализации на национальные государства, местные сообщества и экологическое состояние окружающей среды сопровождаются особо острыми дебатами.

Совокупное понятие экологическая культура общества выражает единство культуры и экологии. Источником экологической культуры общества как процесса является противоречие между природой и обществом, породившее глобальную экологическую проблему. Ключевое противоречие, являющееся источником, одновременно выступает как основополагающая причина экологической культуры на всех этапах исторического развития культуры человечества.

Экологическую культуру общества можно рассматривать как процесс и как состояние культуры в конкретном обществе, в конкретный исторический момент.

Можно сказать, что это — особое интеграционное образование, которое стремится сохранить традиционные ценности и учитывает новые реалии, например, связанные со средствами коммуникации. Экологическая культура общества- это духовно-практическое явление, порожденное разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. В этом состоит сущность экологической культуры общества.

Экологическая культура в современном обществе характеризуется следующим:

Во-первых, праксиологический компонент экологической культуры направлен не на создание, освоение PI распространение материальных и духовных ценностей, а на их сохранение, что является лишь одним из направлений культуры в широком ее понимании.

Во-вторых, деятельность охватывает не только рукотворную, искусственную природу, но и естественную, причем ее охрана является главной задачей экологической культуры общества.

В-третьих, результативность решения экологических проблем находится в прямой и опосредованной зависимости от уровня материального и духовного развития общества. При этом высокий уровень материального производства не является определяющим в формировании и функционировании экологической культуры. Определяющим фактором в эффективности охраны окружающей среды выступает мораль общества, нравственное сознание, являющиеся атрибутами духовной культуры, в целом духовная культура общества.

В-четвертых, особенностью экологической культуры является тенденция возрастания ее роли в системе культуры общества, что обусловлено доминированием экологической проблемы среди других глобальных проблем современности.

Комплекс этих проблем можно решить, лишь максимально используя возможности экологической культуры с учетом сложности и противоречивости процесса глобализации. Глобализация в современном мире быстро набирает темпы и играет решающую роль в становлении универсальной, планетарной цивилизации.

Специфические причины формирования и развития экологической культуры определяются особенностями системы «природа-общество» в конкретном обществе и в конкретный исторический период существования.

Основными компонентами, образующими целостность феномена экологической культуры глобализирующегося общества, являются: онтологический как специфический способ существования в соответствии с принципом коэволюции, гносеологический как совокупность экологической информации, экологического метаобразования, аксиологический, основой которого выступает экологическая идеология, праксеологический как деятельность в экологической сфере глобализирующегося общества. Особо важными компонентами экологической культуры в современных условиях являются гносеологический и аксиологический компоненты.

Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов определяет экологическую культуру как объективную реальность, созданную человеком и вместе с тем воздействующую на способ жизни, все более определяющую его. Основными функциями экологической культуры являются: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, культурно-воспитательная, мировоззренческая, праксиологическая.

Субъектом экологической культуры общества в гносеологическом аспекте являются все субъекты (носители) экологического сознания.

Таким образом, следует вывод, что особенностью формирования экологической культуры на современном этапе является ее планетарный, глобально-цивилизованный характер, т.к. экологические проблемы в любой стране влияют на экологическую ситуацию на планете. Это требует координации деятельности субъектов экологической культуры всех стран. В настоящее время очевидна тенденция интеграции экологической деятельности в международном масштабе.

Роль средств массовой информации в формировании экологической культуры

В настоящее время, как никогда прежде, средства массовой информации представляют собой один из основных ключей к успеху в любом культурном или деловом предприятии цивилизованного мира.

Возникает потребность в рекламной информации для осуществления любой общественной деятельности и распространения любых массовых идей, экологической культуры в том числе. Крупные рекламные агентства становятся ещё крупнее. Большие ассигнования на рекламу способствуют приобретению большей коммерческой известности. Всё это в более острой форме характерно и для России.

Современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем.

Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации.

Иногда журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося «жареные» факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание. К сожалению, радио и телевидение не очень радуют аудиторию, так как экологических передач на радио и телевидении осталось очень мало. К типичным ошибкам относят стилистические ошибки, создание мифологических представлений у читателей и зрителей, нечеткое владение журналистами специальной терминологией. Сюда же следует отнести недостаточную информированность журналистов, обильное и неточное использование ими цифр и специальной терминологии. Не способствует хорошему восприятию текста излишняя эмоциональность авторов, освещающих экологические темы. Например, к стилистическим недостаткам относятся выражения: «плохая экология», «мы- дышим всякой выхлопной гадостью».

Местные или региональные экологические проблемы, кроме общеизвестных, как правило, меньше известны читателям, чем глобальные. К последним следует отнести озоновые дыры, наступление пустынь, кислотные дожди и др. Однако недостаточно материалов, подчеркивающих, что глобальные экологические проблемы часто начинаются с локальных проблем. Известно, что региональная проблема Байкала давно стала глобальной. Об этом пишут многие издания. Надо отметить, что благодаря усилиям территориальных природоохранных органов местные и региональные СМИ в последнее десятилетие уделяют внимание экологической проблематике. Появились специальные экологические издания, в ряде СМИ - экологические странички или постоянные рубрики.

Большое значение для экологизации СМИ имеет Всероссийский конкурс журналистов «Экология России», который проводится с 1996 г. Гильдией экологической журналистики и направлен на привлечение различных СМИ к освещению экологических вопросов.

В Вологде 15 января 2002 г. были подведены итоги смотра-конкурса среди средств массовой информации «Экология-2002» (СеверИнформ), объявленного департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и областной организацией ВООП, названы победители. Цель конкурса — привлечение внимания общественности к освещению экологических проблем в СМИ, извлечение позитивного опыта работы органов местного самоуправления в решении экологических проблем, поощрение инициативы юридических лиц, направленной на улучшение экологической обстановки на местах. Среди критериев отбора победителей конкурса были не только актуальность и качество печатных материалов, но и результаты природоохранной деятельности. В смотре-конкурсе участвовали 15 районных газет.

Важная особенность современного состояния экологических СМИ -это возможности знакомства с региональными изданиями этой направленности с помощью Интернета. В сетях Интернета равно присутствуют как центральные, так и провинциальные газеты, журналы, агентства. Существенно, что именно региональная пресса лидирует в освещении экологических проблем. Типичным примером такого лидерства является официальный вебсайт Рязанской экологической группы «Зеленый луч». Еще недавно это была скромная газета небольшого формата. Теперь это полновесная информационная структура, предлагающая качественную экологическую информацию, которой читатели доверяют. По тематике, подходам близка Карельская экологическая газета «Зеленый лист».

В Адыгее, согласно проведенному автором, контент-анализу региональной прессы наиболее эффективно природоохранная функция осуществляется газетой «Советская Адыгея». В среднем с января по сентябрь 2009 года количество материалов экологической тематики составило 3-7 ежемесячно, это в 10 раз больше, чем в самом популярном в республике центральном издании - газете «Известия» за тот же период. Газета «Советская Адыгея» имеет специальную экологическую рубрику «Среда обитания», где обсуждаются актуальные экологические проблемы республики: загрязнение сельскохозяйственных угодий пестицидами, вырубка высокогорных лесов, вопросы охраны уникальных животных и растений, например, в 2009 году вышла серия статей, посвященная судьбе кавказского зубра; задачи экологического туризма и т. д.

20 марта 2009 года в газете «Советская Адыгея» был объявлен конкурс «Заповедное эхо-2009» на лучшую публикацию в региональных газетах, освещающих деятельность и значение заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий. Целью конкурса стало привлечение внимания региональной и многотиражной прессы к природоохранной, эколого-просветительской и научной деятельности, проблемам сохранения природных ресурсов, обобщение полезного опыта в области сохранения природного национального богатства, а также поддержка журналистов, пишущих о природе и заповедных территориях.

В целом и центральные, и особенно региональные СМИ не остаются равнодушными к экологическим проблемам. Более того, даже традиционные СМИ, которые осваивают сетевую нишу, все больше поворачиваются лицом к экологической тематике. Например, в некоторых изданиях есть приложения с соответствующей тематикой, например, «МК. RU» с приложением «МК-здоровье». В нем много материалов, посвященных проблемам здоровья людей и окружающей среды.

Многие электронные издания пользуются хорошо отлаженной обратной связью - после изложения материала задается вопрос: «А что вы думаете об этом?». Появилась возможность интерактивного взаимодействия между коммуникатором и адресатом. Это электронная почта, интерактивные пресс-конференции и многое другое. Примером такого электронного издания являются «Известия. RU».

Что касается оперативности СМИ, то в этом плане одно из первых мест занимает «UTRO. RU»: здесь передаются самые свежие новости с телевизионных каналов, в том числе наиболее часто предоставляются экологические новости.

Средства массовой информации являются, прежде всего, главным источником информации об окружающей среде. Если эта информация объективна, то функция защиты природы выполняется. Объектом деятельности СМИ в области охраны природы является организация взаимодействия общества с окружающей нас средой, предметом -процесс рекламной, журнальной и газетной коммуникации, и их эффективность в сфере природопользования.

Похожие диссертации на Экологическая культура молодежи современной России