Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Анисимова Ирина Валерьевна

Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ
<
Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анисимова Ирина Валерьевна. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Екатеринбург, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:04-22/476

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания изучения компьютерной культуры 13

1. Компьютерная культура: подходы, структура, место в системе культуры 13-38

2. Особенности становления и развития компьютерной культуры учащейся молодежи 39-61

Глава II Современное состояние и основные характеристики компьютерной культуры учащейся молодежи 62

1. Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи 62-84

2. Классификация компьютерной культуры учащейся молодежи и факторы, влияющие на ее развитие 85-113

Заключение 114-121

Список литературы 122-13 6

Приложение 137-149

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В настоящее время повсеместное использование компьютеров, компьютерных и? информационных технологий, компьютерных способов: хранения и передачи? знаковых систем; существенно! изменяет не только экономику, политику, образование, но и: культуру. Становится ? очевидным, что формируется новая компьютерная культура.

Благодаря способностям < обрабатывать большой объем информации, компьютер; существенно увеличивает свободу мыслительной? деятельности, направленной на создание разных по; характеристикам! возможных миров. Следовательно, важнейшей сущностной' характеристикой компьютерной культуры становится не столько ускорение процесса обработки различной информации; сколько возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности человека. Человек впервые получил возможность, конструировать виртуальный мир, выбирая для себя те варианты преобразования реального мира, которые наиболее соответствуют его реальным потребностям. Поэтому можно; говорить о. том, что компьютер характеризует переход человечества на* качественно новую ступень развития. Он непосредственно позволяет перейти к активному формированию? параллельного природному мира, который сначала просчитывается в основных своих характеристиках на компьютере; а затем t благодаря появлению новых материалов, биоинженериш позволяет создать из неживой, и живой; природы новые вещи, организмы с заранее заданными свойствами. Данная сущностная характеристика компьютерной, культуры требует новых по содержанию знаний < и практических умений: Они включают в себя не только элементарное владение-компьютером, связанные с использованием его для набора текстов, обработки статистических данных, но и умелого его; использования для творческого поиска различных способов конструирования новых продуктов материальной и духовной культуры.

Таким образом, компьютерная культура изменяет прежние формы культурного бытия людей, их виды общения и взаимодействия, трансформирует способ культурной коммуникации, требует выработки новых знаний, умений,, навыков, складывания новой системы ценностей и норм.

Компьютерная культура, исходя из вышесказанного, является новой формой организации мыслительной; деятельности человека,, которую нельзя отождествить ни с одним видом, ранее существовавших культур - НИ: с материальной; ни с духовной. Это качественно новая ступень в развитии человечества, находящаяся в становлении.

В связно с этим крайне важны социологические исследования, изучающие состояние и перспективы развития компьютерной культуры.

Особый интерес представляет рассмотрение компьютерной культуры современной молодежи.. Молодежи всегда было свойственно протестное отношение: к традициям, традиционной культуре. Кроме того, данная социально-демографическая группа является важнейшим субъектом социальных перемен, обладающим инновационным потенциалом, динамичным восприятием всего нового, в том числе и компьютерных технологий. В частности, молодежь является основным потребителем; компьютерных программ: компьютерных игр, программного обеспечения, обучающих программ, электронных, энциклопедий, учебников, книг. Учащаяся молодежь по роду своей:деятельности часто прибегает к использованию компьютера. В; этой связи изучение компьютерной культуры учащейся молодежи представляется особенно актуальным.

Исследование компьютерной культуры учащейся молодежи важно с теоретической точки зрения. Понятие компьютерной культуры является важной областью научного поиска. Теоретические и эмпирические исследования различных типов компьютерной культуры немногочисленны, и поэтому при: изучении данного социального, явления возникают различные теоретико-методологические проблемы. Рассмотрение компьютерной культуры учащейся

молодежи актуально, поскольку позволит расширить теорию компьютерной культуры и обогатит знание о существующих ее классах.

Исследование затронутой? в настоящей работе проблематики актуально> не только с научной точки зрения, но и с позиции практического использования полученных результатов. Анализ состояния компьютерной \ культуры учащейся» молодежи, факторов ее формирования и развития; необходим:для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы; и* ее практическая: значимость говорят об; актуальности и новизне: темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Компьютерная; культура до сих пор не является предметом целенаправленного научного изучения. Практически отсутствуют работы, в; которых осуществлялись бы попытки ее анализа. В большинстве исследований рассматриваются лишь некоторые аспекты проблемы, косвенно касающиеся компьютерной культуры. Из этого следует, что компьютерная культура требует дальнейшей теоретической и эмпирической проработки.

Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволило выделить несколько групп; работ, которые целесообразно разделить на три группы. К первой группе мы отнесли: труды зарубежных и1 отечественных исследователей, касающиеся выявления сущности, специфики, структуры и функций) культуры в целом. Ко второй группе мы отнесли исследования зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих компьютерную культуру. К третьей группе относятся работы зарубежных и отечественных исследователей, затрагивающие проблемы учащейся молодежи.

Исследования, рассматривающие проблемы общей культуры.

В данную группу исследований; относятся труды зарубежных ш отечественных, авторов,. рассматривающих сущность, специфику, структуру, функции культуры (И: Аделунг, А.И; Арнольдов, Э.А.. Баллер, Д.,Белл, Д., Вико, Ю.Р. Вишневский, Ф. Гегель, Э. Гуссерль, Д. Гелбрейт, И. Гердер, В.Е.

6 Давидович, Ю.А. Жданов, А.А. Зворыкин, Н.С. Злобин, М.С. Каган, ИІ Кант, Э. Кассирер, М. Кастельс, Л.Н; Коган, К. Леви-Стросс, К. Лоренц, М. Маклюэн, Б. Малиновский, Э.С. Маркарян; Е. Масуда, В.Мі Межуев, Лі Мэмфорд, Т. Парсонс, А. Тойнби, А. Тоффлер, А. Турен, Зі Фрейд, Мі Хайдеггер, B.F. Харчева, Ф. Шиллер, О.И. Шкаратан, К. Юнг, К. Ясперс).

Исследования; рассматривающие проблемы компьютерной культуры.

В данную группу следует отнести труды авторов, рассматривающих проблемы культуры- виртуальной' реальности^ (Ві Емелин; Л; Землянова, Мі Кастельс, К. Колин, Н. Петрова; Р. Шредер); анализирующих феномен интернет-культуры (сетевой, «открытой» культуры) (С. Кизима, А.- Минаков, Н.В; Романовский; В;В: Тарасенко); акцентирующих внимание на проблемах интерфейсной (экранной) культуры. (С. Джонсон); рассматривающих проблему игровой- компьютерной культуры (Е.Л; Болескина). В* данную* группу исследований мы отнесли» также работы авторов, анализирующих проблемы постмодернистской культуры (культуры симуляции, и децентрализации, культуры стимуляции) (Ф. Джеймсон, G. Жижек, Ш: Теркл); рассматривающих постиндустриальную (посттехнократическую) культуру (Л.И. Михайлова); рассматривающих проблемы электронной- культуры. (Мі Постер); акцентирующих внимание на проблемах информационной культуры. (К. Колин).

Исследования; рассматривающие проблемы учащейся молодежи как. социально-демографической группы.

В* данную группу следует отнести работы зарубежных и отечественных авторов; рассматривающих сущность и особенности учащейся молодежи; как социально-демографической группы (Л;Мі Архангельский, Д; Белл, Ві Бенгстон, Р. Бенедикт, В.Н. Боряз, Ю.Р. Вишневский, Ф.Д; Кадария, А.С. Капто, Л:Н. Коган, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, К. Маннгейм, В і А. Мансуров, F. Маркузе, Р. Мертон, М. Мид, B.F. Попов, Н; Райдер, Ві Райх, Л:Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Дж. Старр, 3. Фрейд, Э. Фромм, Л. Фойер, В.Г. Харчева, В.Т. Шапко, Л. Шелефф, С. Эйзенштадт, Э. Эриксон).

,«> Признавая значение: вышеизложенных: работ, стоит отметить, что в^

отечественной социологии; изучение компьютерной культуры необходимо* продолжать,, выявляя новые факторы ее формирования, развития и функционирования.

Используя названные научные труды, автор предлагает один из возможных подходов к. решению, поставленной проблемы. Таким образом,- актуальность темьг диссертационного і исследования m необходимость* ее развития? в* отечественной социологии определили цель и задачи данной работы.

* Цель диссертационной работы состоит в с изучении: основных

характеристик и противоречий^ становления; ш развития» компьютерной! культуры учащейся молодежи в современной России.,

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач;

уточнить понятие «компьютерная культура»;

выявить основные сущностные характеристики и;особенности» компьютерной ^, культуры;

выявить, основные: характеристики компьютерной; культуры учащейся молодежи как особой социально-демографической группы;

осуществить на основе эмпирического исследования, анализ основных характеристик компьютерной культуры учащейся молодежи;

на? основании теоретического ш эмпирического* исследования разработать классификацию компьютерной культуры учащейся молодежи;

- исследовать влияние основных, объективных; и субъективных факторов;
^" влияющих на* формирование и развитие компьютерной; культуры учащейся

молодежи;

- рассмотреть основные функции и дисфункции! компьютерной культуры;
учащейся молодежи в условиях современной России.

Объектом исследования выступила молодежь вузов и техникумов г. Екатеринбурга, типичного индустриального центра России;

і*-

Предметом исследования явились основные характеристики компьютерной культуры учащейся молодежи в условиях современной России.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования;

Теоретической основой работы являются труды современных зарубежных и отечественных исследователей; посвященные? проблемам* культуры, компьютерной культуры; молодежи.

Выявление сущности; специфики; структуры. и функций культуры в і целом потребовало обращения к различным- зарубежным w отечественным авторам. Особое внимание привлекли идеи исследователей, раскрывающих сущность и содержание компьютернойj культуры. В анализе молодежной проблематики, теоретической; основой выступили труды зарубежных и отечественных

ЮВЄНОЛОГОВ;

Методологическую основу диссертации; составили* принципы социологического и системного анализа, а также сравнительно-исторического, культурологического, социально-психологического подходов.

Системный метод позволил раскрыть целостность феномена компьютерной» культуры, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами, рассмотреть компьютерную культуру как часть культуры обществаш целом.

Сравнительно-исторический подход позволил выявить изменения в состоянии компьютерной культуры, определить перспективы ее развития;

Культурологический подход позволил изучить ценностную составляющую компьютерной культуры.

Социально-психологический подход позволил рассмотреть такие проблемы, как «виртуальная t аддикция», «компьютерная наркомания», «разорванность» человека между реальным и виртуальным мирами.

Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (с помощью типологического, факторного, функционального анализа).

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в период 1999-2003 гг.

* вт. Екатеринбурге. Методом сбора первичной информации выступал анкетный

опрос. Выборочная совокупность составила 611 молодых людей, из них учащихся высших учебных заведений -46,8%,. учащихся \ техникумов -53,2%. Сбор информации осуществлялся путем і раздаточного очного группового анкетирования. Инструментарий - анкета. Выборка целевая;

В: качестве экспертов; выступили; преподаватели информатики, программирования, систем и сетей; заведующие компьютерными классами вузов города, а также студенты, обучающиеся по специальностям программист,

#' оператор ЭВМ, техник-электронщик, радиотехник.

Помимо данных, полученных в ходе решения поставленных задач, в.работе использовались данные исследований других авторов.,

Научная новизна исследования. 1. Определено социологическое содержание понятия? компьютерной культуры, понимаемое: как качественно новая форма организации мыслительной деятельности человека на5 основе использования технических

;#) устройств, позволяющих совершенствовать бессознательную*и сознательную

деятельность человека.

21 Выделены основные сущностные характеристики! компьютерной
культуры: ускорение: процесса обработки: различной информации;

возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности? человека; самоэкспериментирование с. идентичностью человека в виртуальном мире; складывание новых по? содержанию знаний; практических умений ш ценностей.

^ 3. Выделены объективные и: субъективные факторы, обуславливающие

формирование и развитие компьютерной *>. культуры учащейся молодежи. Факторы, непосредственно влияющие на состояние, и тенденции развития компьютерной культуры — это морально-нравственное воспитание молодежи, референтные группы, личный опыт использования компьютера и сети Интернет, пол. К факторам, опосредованно? влияющим на формирование и развитие, компьютерной культуры учащейся молодежи,, следует отнести

уровень развития современной экономической системы в стране, государственную молодежную политику в; сфере компьютерных технологий; функционирование системы образования.

4. Выделены основные функции и дисфункции компьютерной культуры
учащейся молодежи.

Основными функциями компьютерной культуры учащейся молодежи выступают: функция формирования определенного типа личности, познавательная, аксиологическая, нормативная, сигнификативная, коммуникативная, информационная, досуговая.

Дисфункциями компьютерной культуры учащейся молодежи* являются вторжение компьютерных технологий в личную жизнь индивида; обеднение внутреннего мира человека.

  1. Теоретический и эмпирический анализ данных позволил создать классификацию пользователей компьютеров. Основанием для первой классификации явился уровень, компьютерной грамотности. Согласно данной і классификации выделеныs следующие четыре класса: «специалист», «опытный пользователь», «пользователь», «потенциальный пользователь».. Основанием для второй классификации является; преобладающий мотив использования компьютера. В соответствии с данной < классификацией выделены следующие четыре класса: «интернетчик», «игрок», «потребитель прикладных программ», «программист».

  2. В* диссертационном исследовании выделены основные теоретические и методические проблемы развития компьютерной культуры: проблема^ поиска себя< в новом виртуальном і мире, выбора своей индивидуальности в этом мире; «разорванности» человека между виртуальным и реальным миром; «виртуальной аддикции» как другой формы параллельного мира; выбора ценностей; соотношение сознательного и бессознательного в этом выборе.

Научно-практическая значимость работы.

Выводы и результаты проведенного автором исследования могут быть использованы:

для дальнейшей разработки теоретических и; практических основ компьютерной культуры и решения ? методологических проблем ее конкретно-социологического исследования;

для систематизации понятийного аппарата социологического анализа компьютерной культуры, разработки ее типологии;

при разработке и. чтении курсов «Социология культуры», «Социология молодежи», спецкурсов «Молодежная; культура», «Компьютерная культура молодежи» для студентов всех специальностей; а также для учащихся колледжей;

для получения эмпирической информации5 о компьютернойt культуре- и прогнозировании тенденций ее развития.

Апробация работы.

Результаты данного диссертационного исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях:: Четвертой научно-практической конференции «Внеучебная работа со студентами в УІГГУ: опыт,. проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 2001г.); Научно-практической? конференции памяти Л.Н' Когана «Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений» (Екатеринбург, 2001г.); Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги двадцатого столетия» (Челябинск, 2001г.); Научно-практической' конференции; посвященной 80-летию УГТУ-УПИі «Возрождение России: общество -образование - культура - молодежь» (Екатеринбург, 2001г.); Всероссийской научно-практической конференции? «13 Уральские социологические чтения» (Екатеринбург, 2001г.); Всероссийской научно-практической; конференции; посвященной 25-летию; Уральских социологических чтений\ и;25-летию ФГО УГТУ-УПИс «Большой- Урал - 21 век» (Екатеринбург, 2001г.); Научно-методическом семинаре для редакторов газет «Как сделать газету прибыльной» (Екатеринбург, 2001г.); Региональных Когановских чтениях «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития» (Екатеринбург, 2002 г.); Всероссийской научно-практической- конференции памяти члена-

корреспондента РАО, профессора; СпбГУ В.Т. Лисовского «Образование и молодежная политика в современной России» (Санкт-Петербург,. 2002 г.); Шестой Всероссийской научной:конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора З.И; Файнбурга «Современное: общество: вопросы теории, методологии; методы социальных исследований» (Пермь, 2002 г.); Шестой Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации» (Екатеринбург, 2002 г.); Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура», посвященной 75-летию Заслуженного деятеля! науки; РФ,, доктора философских наук, профессора ИЛ. Лойфмана^ (Екатеринбург, 2002 г.); Всероссийской научно-практической* конференции «Россия и регионы: новая парадигма-развития» (Челябинск, 2002 г.); Втором? Российском конгрессе социологов «Российское общество и социология в 21 веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003 г.); Международной конференции памяти профессора Л.Н; Когана «Социология в Российской-провинции: тенденции;, перспективы развития» (Екатеринбург, 2003 г.); Международной научно-практической конференции- «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития» (Челябинск, 2003г.); Международнойг конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Политическая; культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004 г.).

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной, социологии факультета политологии и; социологии«Уральского Государственного университета имени А.М: Горького. Основное содержание и? выводы диссертации нашли отражение в Л 8 научных публикациях.

Компьютерная культура: подходы, структура, место в системе культуры

До настоящего времени понятие компьютерной культуры в российской социологии изучено не было. Однако сейчас, в эпоху трансформации российского общества и превращения его в развитое постиндустриальное общество, для российских социологов стал очевидным» тот факт, что повсеместное г использование компьютеров, компьютерных и информационных технологий; компьютерных способов; хранения и передачи знаковых систем существенно изменяет не только экономику, политику, образование, но и культуру.1 Что касается западных исследователей, то они давно пришли к выводу, что «формируется новая компьютерная культура».

Теоретический анализ компьютерной культуры следует начать с определения понятия культуры. Культура - сложное социальное явление, имеющее специфическую структуру и различные функции. В связи і с этим, в настоящее время в зарубежной и отечественной литературе подходов к исследованию культуры очень много. Заострять внимание на каждом подходе нам кажется\ нецелесообразным. Остановимся лишь на наиболее значимых, современных концепциях.

Что касается зарубежных направлений исследования культуры, то их можно - условно разделить на два течения. Первое рассматривает культуру как динамичный процесс роста, развития (к этому течению относятся; И; Аделунг, Д; Белл, Д; Вико, Ф. Гегель, Д. Гелбрейт, И. Гердер, И. Кант, Э. Кассирер, М. Кастельс, М; Маклюэн, Е. Масуда, JL Мэмфорд, Т. Парсонс, А. Тойнби, А. Тоффлер, А. Турен, 3. Фрейд, Ф. Шиллера О. Шпенглер).. Второе течение полагает, что культура — это неизменное, статичное явление (так считают Э.; Гуссерль, К. Леви-Стросс, К. Лоренц, Б. Малиновский, М. Хайдеггер; К. Юнг, К. Ясперс). Мы полагаем, что явным недостатком понимания культуры как статичного явления является то, что; оно значительно упрощает понятие культуры и не дает адекватного представления об особенностях ее функционирования. Именно поэтому нам ближе подход, рассматривающий; культуру с точки зрения; динамики. В частности мы разделяем взгляды сторонников цивилизационного подхода и согласны с ними в. понимании того, что историческое развитие общества связано со сменой культур, характерных для различных типов І общества, а также с тем, что между этими культурами существует преемственность и что отдельные элементы прошлых культур могут исчезнуть, а некоторые элементы — перейти в культуру нового общества. Определения культуры у отечественных исследователей также можно классифицировать в рамках нескольких подходов. Выделим наиболее значимые подходы: аксиологический (культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством), представленный в работах А;А. Зворыкина;. Г.Г. Карпова, Г.П. Францева, Д.И. Чеснокова, Д;И Чхиквишвили; деятельностный» (культура как специфический способ человеческой, деятельности), представленный» в; трудах. Э.А. Баллера; В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина; М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М; Межуева; личностный; или личностно-атрибутивный, (культура как творческая деятельность людей, как воплощение творческих сил общества), представленный работами; А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера Ю.Р. Вишневского, Н.С. Злобина, Л.Н. Когана, Э.В. Соколова.

В отечественной литературе выделяют и другие, не менее ценные для теории культуры подходы. Так, институциональный подход позволяет изучить тот или иной социальный институт культуры, включая и ее учреждения. Согласно информационно-знаковому подходу, культура - это накапливаемая социальная информация,, совокупность знаковых систем, кодирующих, хранящих и транслирующих социальную информацию. Системный подход позволяет осмыслить культуру в ее реальной I целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии.

Нельзя не отметить, что все перечисленные выше подходы и направления, как зарубежные, так и І отечественные, внесли рациональное зерно в понимание и определение культуры. Все онш правомерны, поскольку само явление культуры многопланово и полифункционально.

Несмотря на правомерность» существования всех вышеописанных направлений; мы стоим на позициях личностного подхода; представленного в работах Л.Н; Когана. Его социологический подход позволяет нам дать определение шрассмотреть структуру компьютерной? культуры в»рамках той области науки, в которой; мы работаем: Согласно; такому подходу, культура определяется как «определенная степень, мера формирования, развития и реализации- социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности».

Особенности становления и развития компьютерной культуры учащейся молодежи

Появление компьютера характеризует качественно новый этап в преобразовательной деятельности человека. В процессе взаимодействия с природой люди прежде всего создавали орудия труда, которые усиливали мощь их рук, ног, тела, позволяя в конечном счете заменить физическую энергию той, которая возникает благодаря появлению специальных машин; механизмов. Материальная культура выполняла функцию постепенного облегчения физического труда, человека, механизацию его деятельности по преобразованию окружающего мира. При этом, сама мыслительная; деятельность человека осуществлялась в той форме, в которой она была ему дана природными особенностями: организации высшей нервной деятельности. Попытки определенной і «механизации» мыслительных процессов появились. в конце 19 - начале 20 вв., когда были созданы арифмометры.

Научно-техническая революция; начавшаяся во второй половине 20 века, впервые поставила проблему качественной реорганизации мыслительной деятельности человека. Для того чтобы существенно изменить степень своей% включенности в процесс материального производства, потребовалось создать автоматизированную технику. Она могла работать только на основе создания тех устройств, которые обеспечивают частичную замену мыслительной деятельности человека: машинами, которые могут воспринимать, обрабатывать и создавать новую информацию. G этого момента началась система создания качественно новых технических устройств, которые впервые в истории человечества взяли на себя выполнение: части- мыслительных операций, свойственных только человеку как разумному существу.. Сначала это было связано лишь с чисто; количественной обработкой данных (подсчет, группировка, классификация). Этим занимались простейшие вычислительные машины, появившиеся в 50-60-е гг. Затем благодаря усложнению вычислительной техники появились машины, которые получили название персональных компьютеров. Качественная их особенность заключается в том, что они выступают в роли универсальных помощников практически всех видов м ыслительной деятельности, которая свойственна человеку. Компьютер может не только подсчитывать некоторые единицы информации; но и конструировать различные образы, создавать сложные логические конструкции, осуществлять отбор необходимой информации по отдельным ее признакам, обосновывать оптимальные варианты наиболее сложных задач, возникающих в-процессе преобразовательной деятельности человека.

В связи с этим появилась проблема формирования культуры использования; техники, предназначенной для облегчения, ускорения з и і изменениям мыслительной деятельности, которая прежде осуществлялась, на основе природных возможностей высшей нервной t деятельности человека. Что же представляет собой новая компьютерная культура? Если попытаться выделить сущностные характеристики этой; культуры, то важным представляется определение ее ценностного содержания, совокупности знаний, которые требуются для реализации: возможностей, создаваемых компьютером, а также рассмотрение противоречий, которые возникают в реальной» практике использования новых технических устройств. Ценность компьютера выражена прежде всего в том, что он представляет собой техническое устройство, которое впервые способно заниматься тем, что характеризуется понятием мыслительная деятельность.

Конечно, современный компьютер неспособен заменить мозг человека или даже сравняться с ним. Однако исследования специалистов показывают, что эта техника сравнима по способностям с мозгом пчелы. Через 15-20 лет планируется создать технику, которая сравняется с мозгом мыши, а через 40-50 лет — с мозгом; человека. Следует отметить, что психическая деятельность животных характеризуется господством безусловных рефлексов. Они; представляют собой генетически передающиеся программы восприятия и переработки информации, позволяющие животному эффективно приспосабливаться к устойчивой среде обитания. Тем самым компьютер в процессе своего создания и функционирования, видимо, тоже предназначен для; осуществления тех мыслительных операций, которые носят устойчивый характер. Именно этим; объясняется наличие жестких программ, обеспечивающих те или иные операции; Примером? может служить базовая? программная; система; Windows. Следовательно, современный5 компьютер в первую очередь- предназначен для г облегчения? тех мыслительных операций, которые связаньп с обработкой; устойчивой информации; и могут осуществляться человеком на уровне бессознательного: Однако, скорость их выполнения сравнима: и даже превосходит то,. что дано высшему природному существу. Что касается пользователя компьютера, то от пытается: применить компьютер и для осуществления так называемой творческой деятельности; Она; также связана с переработкой; и анализом различных вариантов конструирования новых предметов; процессов.

Благодаря способностям! обрабатывать болыпош объем информации, компьютер существенно увеличивает свободу мыслительной деятельности, направленной» на создание разных по характеристикам возможных миров: Следовательно, важнейшей сущностной характеристикой? компьютерной культуры становится не столько ускорение процесса обработки различной информации, сколько возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности человека.

Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи

Как уже было отмечено, компьютерная культура представляет собой качественно новую форму организации мыслительной деятельности человека на основе использования технических устройств, позволяющих совершенствовать бессознательную и сознательную деятельность человека.

В главе Г нашей работы мы определили, что сущностными характеристиками компьютерной культуры, являются: возможность существенного расширения масштабов творческой деятельности человека; способность конструировать другие возможные формы взаимодействия людей, создавать виртуальный мир.

Структура компьютерной культуры подразделяется на три блока -когнитивный; ценностный и поведенческий.

На основе данных социологического исследования рассмотрим особенности компьютерной культуры учащейся молодежи.

Анализ следует начать, с когнитивной составляющей компьютерной культуры, в которую входят знания, умения и навыки взаимодействия с компьютером. Как уже говорилось, компьютерные знания ; подразумевают под собой овладение компьютером и сетью Интернет, включают в; себя интенсивность использования»компьютера и. РІнтернет в учебных целях и на работе. Компьютерные умения и навыки. включают в себя умение организовать поиск необходимой информации с помощью компьютера и сети Интернет; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных (компьютерных) средств связи.

Проведенное социологическое исследование показало, что подавляющее большинство молодых людей пользуется компьютером: Если говорить о половой дифференциации, то компьютером в равной степени пользуются как юноши, так и девушки. Одинаковое количество молодых людей использует компьютер в вузе и техникуме (см.: прил., табл.1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что 24,4% пользуются: компьютером более пяти лет, 39,8% - от одного до пяти лет, 14,9% - один год, 4,3% - полгода, 4;4% - несколько месяцев; 0,5% - один месяц, 1,3% - менее месяца. Из вышесказанного можно сделать вывод, что все молодые люди пользуются компьютером давно - в течение одного и нескольких лет, имеют опыт взаимодействия с ним.

Необходимо отметить, что молодые люди пользуются компьютером часто. Большая часть пользуется компьютером несколько раз в день и несколько раз в неделю. Меньшая часть пользуется компьютером пару раз в день и пару раз в неделю. Небольшой процент опрошенной молодежи использует компьютер несколько раз в месяц и пару раз в месяц.

Молодежь использует компьютер, в основном, дома; в учебном заведении или І у знакомых и родственников. В компьютерном клубе: компьютером пользуется 17,5%, в интернет-кафе - 4,3%, на работе - 3,8%, в библиотеке -0,5%. В связи с недостаточным количеством в г. Екатеринбурге компьютерных клубов и интрнет-кафе, доступных широким слоям населения, процент посещения молодежью данных заведений невелик.

Полученные данные свидетельствуют о том, что- большинство молодых людей работают на компьютере в текстовом редакторе Word, используя его крайне широко и разнообразно. Молодежь не только «набирает» тексты, но и создает таблицы, схемы и графики. Многие используют компьютер для і произведения вычислений, поиска нужной информации и просмотра сайтов в Интернете, пересылки писем через электронную почту.

Что касается профессиональных умений взаимодействия с компьютером, то к таким, на наш взгляд, относятся работа в графических и других программных пакетах, обработка аудио- и видеозаписей; написание компьютерных программ, создание сайтов, создание «компьютерных вирусов», «взлом» компьютерных программ, написание музыки, создание мультфильмов, общение по ICQ, запись компакт-дисков; рисование. Профессиональными знаниями и умениями взаимодействия: с компьютером обладают немногие молодые люди, однако работать в программных пакетах, обрабатывать аудио- и видеозаписи, писать компьютерные программы, создавать сайты; может треть опрошенных. Что касается создания «компьютерных вирусов» и «взлома» компьютерных программ, то на это способны 4,4% молодых людей. Писать музыку, создавать мультфильмы, общаться по ICQ может лишь 0,3%, а записывать компакт-диски и рисовать - 0,2%. Ничего не умеют делать на компьютере лишь 1,2 % опрошенных молодых людей.

Примечательно, что новые знания о компьютерах молодые люди получают, в основном, от друзей.

Данный факт объясняется тем, что группа друзей является референтной І для молодежи. Группа друзей формируется на свободном социальном пространстве молодежи не столько ради заранее заданных целей, сколько ради себя: Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой. Вхождение в группу друзей, с одной стороны, выполняет для молодого человека функцию защиты и компенсации от строгой дисциплины и принуждений современного мира труда, ас другой - служит для взаимной социализации сверстников. В компании друзей у молодых людей; вырабатывается! механизм; уверенности в исполняемых ролях и принятом поведении. В группах друзей молодой человек «проигрывает» роли, которые ему предстоит сыграть в обществе.

Получение новых знаний о компьютере от друзей говорит также о том, что другие: способы передачи: компьютерной информации не развиты еще в таком объеме, чтобы привлекать внимание молодежи, а значит и; формировать у нее соответствующий интерес. Например, только 0,3% опрошенных узнают о компьютерных новинках в учебном заведении. Разумеется, эта цифра ничтожно мала.

Кроме того, перечень источников получения новых знаний о компьютере одновременно указывает и на активность молодых людей в этой І сфере. Они

сами стараются узнать что-то новое, то есть самостоятельно стараются себя образовывать: советуются с друзьями и родственниками, читают компьютерные журналы и каталоги, консультируются с коллегами по учебе или работе, используют для этих целей Интернет, посещают специализированные магазины.

Процент тех молодых людей кто получает новые знания о компьютере в компьютерном клубе и интернет-кафе крайне низок - 9,8% и: ЗД% соответственно. Данный факт говорит не о том, что в?подобных заведениях получить новые знания о компьютерах нельзя, а. о том, что посещаемость компьютерных клубов и интернет-кафе мала, да и самих клубов и кафе еще недостаточно в г. Екатеринбурге.

В социологическом исследовании зафиксировано, что для большей частив опрошенных компьютер еще не является основным средством получения знаний. Чаще, чем; компьютер, молодые люди используют традиционные способы получения информации: книги, лекции, радио- и телевизионные передачи; Однако,.это не означает, что компьютер вообще не используется в этом значении, он просто не является превалирующим. Ведь 16,4% опрошенных заявили, что компьютер для них является основным средством получения знаний, необходимых в учебе. Это свидетельствует о том, что компьютерные средства обучения и получения; знаний распространяются ив будущем займут, вероятнее всего, превалирующее место.

Классификация компьютерной культуры учащейся молодежи и факторы, влияющие на ее развитие

Объем полученного по результатам опроса- материала, а\также содержание ряда индикаторов, заложенных в анкете, позволили нам» выделить основные модели поведения учащейся молодежи по отношению к компьютеру.

Что касается первой классификации; то основанием; для нее послужил уровень:компьютерной?грамотности. ВIрезультате мы выделили четыре:класса1 компьютерной культуры учащейся молодежи, (см.: прил., табл. 14).

Первый класс — «специалист». Это такою пользователь персональных компьютеров, специальность, которого? непосредственно связана3 с компьютерами; К специальностям, непосредственно связанным с изучением компьютера, относятся специальности техника-электронщика; радиотехника, программиста и оператора ЭВМ:" Можно утверждать, что «специалисты» знают о компьютерах и компьютерных сетях практически все.

К этому классу относится 21 % опрошенных нами респондентов. Около 70% данной группы составляют юноши, около 30% - девушки. Что касается возраста, то большую часть группы составляет молодежь 19-20 лет, а также молодежь в возрасте от 15 до 18 лет.

«Специалисты» имеют большой; опыт по использованию компьютера - от одного до пяти лет и более пяти лет. Молодые люди данного класса обращаютсяs к использованию? компьютера по? несколько раз в день,, многие пользуются компьютером; не реже, чем один-два; раза в. день, некоторые -несколько раз за неделю. У «специалистов» компьютеры есть дома;. поэтому многие работают на нем дома, однако часть опрошенных нами «специалистов» прибегают к использованию компьютера: в своем учебном; заведении, у знакомых ив компьютерном клубе. О компьютерных новинках молодые люди, принадлежащие к: данному классу,, узнают преимущественно; из специализированных журналов, от друзей и коллег по учебе, в Интернете и компьютерном клубе.

Следует отметить,, что большая половина «специалистов» посещает компьютерные клубы и интернет-кафе. Мотивы посещения клубов и кафе следующие (по степени значимости): 1. Просмотр электронной почты. 2. Игра в компьютерные игры по сети с товарищами; 3. Отсутствие компьютера дома. 4. Реализация личностных потребностей. 5. Популярность среди «продвинутой» молодежи.

По мненики «специалистов», компьютер все! еще не: является основным средством! получения нужных для них знаний: Превалирующими средствами получения знаний остаются; традиционные. Молодежь данного типа і считает, что человеческое общение компьютер заменить не: может. Однако большая часть «специалистов» убеждена, что; компьютер вполне может заменить педагога.

Подавляющее большинство «специалистов» знает о существовании компьютерного права и соблюдает все его нормы - неприкосновенность, авторских прав на компьютерную информацию, неразглашение сведений о частной: жизни; граждан, запрет на: уничтожение чужой компьютерной информации, запрет на нарушение работы чужого компьютера и сети, запрет на доступ в закрытую информационную» систему, запрет на создание компьютерных программ, уничтожение чужой- компьютерной информации, общие санитарные нормы по эксплуатации компьютера, сети.

Молодые: люди, относящиеся к классу «специалист», считают, что в настоящее время не смогли бы обойтись без компьютера. Среди причин; по которым они не могут обойтись без персонального компьютера, были названы следующие: (по степени: значимости): 1. Получение большого количества; информации. 2. Компьютер помогает в учебе, работе. 3: Компьютер вошел в І жизнь общества, стал его частью, своеобразной «привычкой», 4. Компьютер помогает расслабиться и развлечься:

Второй класс - «опытный пользователь». Это такой: пользователь персональных компьютеров, чья специальность непосредственно не связана с компьютерами, но кто широко и грамотно применяет компьютер в области политологии, социологии, социальной работы, экономики, менеджмента; инженерии, педагогики, имеет большой опыт и профессиональные знания по использованию компьютера и сети;

К данному классу относится 20% от всех опрошенных респондентов. Юноши и девушки составляют примерно равное количество в данной группе. К «опытным пользователям» можно отнести все опрошенные нами возрастные категории.

«Опытные пользователи» имеют большой опыт, связанный с работой на компьютере. Большинство из них работает на компьютере не менее пяти лет, а многие и: дольше. Молодежь данного класса имеет высокий уровень компьютерной грамотности. «Опытные пользователи» много работают в текстовых редакторах, создают таблицы, графики, производят вычисления на компьютере. Они умеют просматривать сайты и искать нужную информацию в Интернете, посылать электронную почту.

Следует отметить, что «опытные пользователи» умеют работать в различных программных пакетах, причем их характерной чертой является использование специализированных компьютерных программ. Так, социологи, политологи и социальные работники работают в программах Vortex, SPSS.

Экономисты и менеджеры используют программы группы 1С (1С. Бухгалтерия, 1С:Предприятие, ІС Предприниматель, 1С: Налогоплательщик), такие: программы, как Макроанализ, Экономический анализ; Маркетинг-аналитика, ДТД-Склад, Деньги-Товар-Деньги; Помощник декларанта, Project Expert.

Похожие диссертации на Особенности компьютерной культуры учащейся молодежи в современной России: социологический анализ