Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Кондратова Мария Дмитриевна

Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ
<
Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратова Мария Дмитриевна. Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Саратов, 2005 162 с. РГБ ОД, 61:06-22/158

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Электронная коммуникация как способ социального взаимодействия виртуальных религиозных сообществ 12

1.1. Религиозная община как основа формирования индивидуальной религиозности 12

1.2. Особенности функционирования виртуальных религиозных сообществ на основе электронной коммуникации 34

ГЛАВА 2. Виртуальные религиозные сообщества: социокультурные параметры структуры и власти 62

2.1. Контент-анализ социокультурной стратификации религиозного виртуального сообщества 62

2.2. Центральность и власть в религиозном виртуальном сообществе на основании параметров электронной коммуникации 94

Заключение 117

Список использованной литературы 123

Приложение 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии социокультурных изменений и социальных взаимодействий в сфере культуры, духовной жизни глобального сообщества в целом и социума современной России, в частности. Современный мир, охваченный разнообразными и широкомасштабными процессами, меняется очень быстро. Соответственно активизируется процесс глобализации в современном обществе эпохи постмодернизма, претерпевает изменение сама его структура.

Расширение международных политических контактов, интеграция мировой экономики и финансов, настоящая революция в области средств массовой информации, изобретение и распространение сети Интернет - все это ведет ко все большей глобальной связанности мирового сообщества, углублению степени культурной коммуникации этносов, как позитивному, так и негативному влиянию современных коммуникационных технологий на духовную жизнь общества. Одновременно актуальными являются в исследовательском аспекте требование концептуализации и моделирования культурной коммуникации как таковой, глобальных и локальных тенденций культурного развития, проблемы непосредственного субъекта культурных изменений.

Формирование глобального культурного и информационного пространства сети Интернет, в котором в той или иной форме наличествуют модели объективно существующих социальных институтов - образования, управления, культуры, религии - создает ситуацию соответствия / несоответствия индивида постоянно меняющимся условиям коммуникации в виртуальном сообществе в ки-берпространстве. В результате индивид вынужден корректировать свои жизненные ориентации ввиду подвижности ценностных систем.

Таким образом, рамки реального общества, в котором существует индивид, расширяются, и социальные нормы трансформируются в корпоративные нормы пользователей сети Интернет и путем приобщения к культурным и духовным ценностям индивидов - носителей чуждой этнокультурной психологической установки происходит изменение индивидуального духовного континуума личности. Следовательно, подобные коммуникационные процессы не могут не учитываться при разработке социокультурных технологий трансляции знаний, мировоззренческих и деятельностных установок, поскольку именно это и является объектом внимания современной культурной политики и безопасности государства в культурной и духовной сфере.

Процессы изменения духовной сферы индивида осуществляются в кибер-пространстве через коммуникацию между участниками виртуальных сообществ, в частности религиозных сообществ.

Подобно процессам возникновения религии и ее оформления в особый социальный институт культурное пространство конца XX - начала XXI века претерпевает фундаментальные изменения, которые связаны с новой информационной ситуацией, расширением привычного мира за счет киберпространства или виртуальной реальности, меняя структуру малых групп и характер коммуникации.

Данное исследование представляется актуальным в условиях динамических изменений плюралистической культуры общества, глобализации культуры с участием сети Интернет и необходимости рассмотрения проблем культуры и религии как тем социологического дискурса.

Объектом исследования являются организационные практики в виртуальных сообществах, рассматриваемые как культурный феномен, ускоряющий процесс культурных инноваций.

Предметом исследования является процесс образования виртуальных религиозных групп с точки зрения формирования соционормативных механизмов управления сообществом, влияющих на его культурное воспроизводство.

Целью диссертационной работы является концептуализация и моделирование способов культурной коммуникации и социальных отношений в виртуальных сообществах для демонстрации характера межкультурного взаимодействия и самоидентификации личности в социуме.

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

• выявить методологические основания и теоретические подходы к исследованию виртуальных сообществ (на примере религиозных сообществ) как социокультурного явления, их соответствие социальной культуре современного общества и культурные различия в сопоставлении с культурной нормой общества;

• проанализировать культурные паттерны как существенную часть культурных механизмов преемственности и инноваций в культуре;

• репрезентировать особенности функционирования виртуальных религиозных сообществ как одной из форм функционирования религиозных организаций и движений в современном мире и проявление механизма реализации практик управления ими;

• выявить особенности коммуникации в виртуальных религиозных сообществах как в новом социокультурном институте, требующем изменения способа идентификации и самоидентификации актором посредством дифференциации социального действия и социального взаимодействия, а также влияния исследуемого феномена на духовную жизнь общества;

• исследовать стратификационную структуру виртуальных религиозных сообществ, влияющую на социальную регуляцию культурной деятельности, сохраняющей культурные нормы общества, допускающей девиации в их трансляции;

• проанализировать привлекательность паттернов виртуальных отношений, необходимых для самоидентификации личности, и в частности - для молодого поколения;

• осуществить репрезентацию доминирующих групповых аттитюдов в виртуальном сообществе в контексте рефлексии социальной политики в области религии как способа идентификации и практики духовной жизни.

Теоретическая и методологическая база исследования. Методологические основания авторского анализа формирования виртуальных религиозных групп в киберпространстве основываются на социометрических подходах Дж. Морено, Л. Фримена, теоретических принципах исследования информационного об щества М. Кастельса. Принципиально важными для разработки теоретических оснований исследования являются концепция Д. Белла, касающаяся социологии религии, религиозного индивидуализма и религиозного плюрализма, теория П. Бергера, Т. Лукмана по социальному конструированию реальности, работы М. Вебера по протестантской этике, протестантским сектам, а также труды отечественных и зарубежных исследователей электронных виртуальных сообществ (Р. Бишоп, В.В. Печенкин, В.В. Радаев).

Эмпирическая база исследования представлена массивом текстовых данных, являющихся электронной перепиской участников виртуального религиозного сообщества (всего 141 сообщение), предоставленных автору при условии сохранения анонимности акторов и возможности предварительного ознакомления с результатами исследования. В качестве исследовательского инструментария использовались количественные и качественные методы сбора и обработки информации программой статистического анализа SPSS и программой анализа характеристик социальных сетей Grin. Анализ деятельности виртуальных религиозных групп опирается на данные исследований российских и зарубежных ученых, анализ информационных ресурсов сети Интернет.

Исследование стиля социальной коммуникации с использованием современных коммуникативных технологий, влияющих на современную духовную жизнь общества, базирующееся на работах зарубежных исследователей микро-и макросоциума (проблемы центральности, посредничества), позволили обобщить данные в виде моделей социального поведения, представленных в контексте культурных и духовных интересов, причем социальные практики, выведенные в виде схем, диаграмм и таблиц, являются отражением различий в процессах индивидуальной интерпретации окружающего мира и рефлексии социальных условий.

Гипотеза исследования состоит в том, что при образовании виртуального религиозного сообщества задействованы социокультурные технологии трансляции информации и эмоциональных состояний акторов виртуального сообщества, что открывает возможности для манипулирования ими, изменения их со циокультурных установок, паттернов межкультурной коммуникации, причем интенсивность коммуникации в виртуальном сообществе является идентификатором социального статуса актора в нем.

Научная новизна исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач концептуализации и моделирования способов образования виртуальных религиозных групп в киберпространстве и их функционирования в современном обществе в эпоху глобализации и взаимопроникновения культур:

• с авторских позиций осуществлено осмысление места и роли глобальной электронной сети Интернет в процессе взаимопроникновения и взаимовлияния культур, в частности такого социального института, как религия;

• дана авторская трактовка значимости собственно религиозного фактора для возникновения и функционирования виртуальных религиозных сообществ с учетом методологических подходов, предложенных в рамках теоретического направления социологии «Анализ социальных сетей»;

• предложен новый метод анализа возможностей функционирования виртуальных религиозных сообществ как нового социального института и взаимодействия их с реальными социальными (в т.ч. религиозными) группами и институтами;

• с авторских позиций рассмотрены структура формирующихся виртуальных (религиозных) сообществ и возникновение в них процессов стратификации с учетом факторов информационного неравенства, неравенства коммуникационного воздействия и координатной фиксации в геодезической системе сообщества;

• выявлены тенденции социального планирования и социального управления с учетом моделирования процесса развития подобных сетевых сообществ и прогноза их распространения в киберпространстве и виртуальном сообществе.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Деятельность религиозных организаций изменяется в соответствии с тенденциями глобализации и все большего распространения электронной коммуникации. Современные религиозные организации интенсивно используют сеть Интернет для распространения своего влияния и вовлечения новых членов. Благодаря существованию глобального информационного поля множество не поддающихся учету религиозных сайтов, как официальных (например, РГЩ Саратовской епархии), так и неофициальных (ряда полулегальных и нелегальных «церквей», как российских, так и зарубежных) делают пользователей сети Интернет, постоянно обращающихся к определенным сайтам и образующих виртуальные религиозные сообщества, объектом информационного противоборства, не только межконфессионального, но и межгосударственного. Рассмотрев особенности функционирования виртуальных религиозных сообществ, можно говорить о том, что существенная часть культурных паттернов, навязываемых этими организациями посредством электронной коммуникации, ориентированы на определенные возрастные и социальные группы.

2. Вовлечение новых сторонников в религиозные организации происходит под воздействием интереса молодых людей к новым технологиям, зачастую в условиях отсутствия полной информации о реальной деятельности этих организаций. В процессе переписки членов виртуального религиозного сообщества происходит навязывание определенных культурных стереотипов, обширного кластера убеждений и стереотипов поведения. При этом следует отметить эффективность подобной политики в связи с тем, что паттерны виртуальных отношений, необходимые для самоидентификации личности, представляются привлекательными для определенной категории потенциальных последователей религиозной организации, а именно для молодежи.

3. Поскольку специфика сети Интернет позволяет любому его пользователю стать коммуникатором, имеющим неограниченную аудиторию, оставаясь при этом лицом анонимным, общение в сайтах или по электронной почте зачастую ориентировано на удержание коммуникантов в границах виртуальной группы, установление групповой иерархии и групповых ценно стей, позволяющих унифицировать групповые нормы, оценки, действия, а следовательно, и манипулировать индивидуальными точками зрения членов виртуальной группы, впоследствии обретая власть над их духовной (религиозной) сферой.

Тендерная дифференциация, основывающаяся на различиях в мужских и женских социальных ролях, поведении, эмоциональных характеристиках, которые общество приписывает людям на основе их биологического пола, воспринимается как должное всеми участниками анализируемой коммуникации, служит в религиозной практике закреплению традиционных культурных стилей коммуникации в сообществах. Механизм ее воспроизводства способствует сохранению «гендерного портрета» виртуальной религиозной группы.

Для оценки статуса актора в виртуальном сообществе эффективными являются символические индикаторы (стиль обращения, общий тон письма, целевая аудитория, стилевые особенности письма и некоторые другие). Индикаторы, интерпретируемые в зависимости от контекста содержания электронного сообщения, позволяют выявить следующее: при анализе коммуникации по электронной почте ее результат зависит от степени открытости одного из участников коммуникации к вмешательствам извне и наличия личного жизненного опыта. Зрелые социально личности (проповедник Всемирного Совета церквей, координатор по России) предпочитают общение с личностями социально незрелыми: молодые члены общины / учащиеся /студенты / пользователи Интернет, эмоционально не слишком устойчивые, не склонные к логическому анализу действительности и мотивов действий окружающих. При осуществлении подобных актов коммуникации через средства виртуального общения, то есть через Интернет, построение актором процесса коммуникации сопоставимо с воздействием средств массовой коммуникации. А если личность не готова к критической оценке информации, то общение через Интернет оборачивается зачастую простой манипуляцией.

6. На фоне декларируемой однородности виртуальной религиозной группы анализ структуры и параметров социальной сети (частота и характер электронной коммуникации) позволяет выявить иерархию членов сообщества. Статус членов виртуального сообщества в авторской интерпретации зависит от частоты ссылок на них. Другим компонентом в определении и интерпретации позиции актора в сети является его место в иерархии, которое определяется тем, какое положение в сети занимают те, с кем он контактирует.

7. Формальные параметры центральности акторов в сети коррелируют с информацией о властных полномочиях акторов. Метод оценки социальной близости в теории центральности придает большое значение расстоянию от одного актора до всех других в системе сообщества, выстраивая расстояние от одного актора до другого — будь то связи непосредственные, например, письма через Интернет, или опосредованные — ссылки, приветы, упоминания о других акторах. Властные ресурсы акторов, находящихся в центре социальной сети, определяются позицией, которая вынуждает остальных акторов прибегать к их посредничеству в реализации социального взаимодействия.

Практическая значимость исследования определяется тем, что ряд теоретических положений и выводов диссертации вносят вклад в концепцию социологии религии и социологии культуры и могут быть использованы для дальнейшего исследования и моделирования социальных процессов в России. Основные положения диссертации, а также библиография могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по социологии. Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть использованы при проведении эмпирических социологических исследований.

Апробация работы. Основные положения диссертации получили апробацию на научных и научно-методических конференциях: Актуальные аспекты социально-производственного менеджмента (Саратов, 2005); Современный го род: социокультурные и экономические перспективы (Саратов, 2003); Глобальные социологические проблемы современности (Саратов, 2003); Наука и практика. Диалоги нового века (Набережные Челны, 2003); Проблемы современной России (Балашов, 2003).

Публикации. Основное содержание работы отражено в одиннадцати научных статьях общим объемом 3,7 п.л.

Религиозная община как основа формирования индивидуальной религиозности

В данном параграфе мы рассмотрим одну из социально и культурно значимых универсальных ценностей, которой является религия. Ее роль и значимость рассматривают представители практически всех социологических школ и направлений. Кроме того, развитие мировой культуры, позволившее перейти человечеству на уровень общения в киберпространстве, ускорило интерференцию и глобализацию трансформационных процессов в культуре различных этносов и социальных институтов. Духовная и культурная сфера этносов неотделимы от влияния конфессиональной символики.

Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая из которых рассматривает ее под своим углом зрения, своими специфическими методами. Предметом исследования в каждой из них становятся те или иные конкретные стороны, элементы религии, ее взаимосвязи с различными сторонами действительности.

Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных - социальных же - уровнях. Предметом социологического анализа, который осуществляет социология религии как отраслевая социологическая дисциплина, в этом аспекте может стать как религия в целом, так и отдельные составляющие ее элементы: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные отношения, религиозные организации и институты - в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами структуры общества. Ряд социологических теорий микросоциологии и макроуровня, пересекающихся с субъективными концепциями, рассматривает религию скорее как феномен культуры и духовной жизни, соотнесенной с личностью отдельного индивида, полагая, что религия является фактором преодоления проблем как на уровне индивида, так и на уровне социума, помогая привести индивидуума к отказу капитулировать перед смертью, к способности преодолеть разочарование, вражду, боль.

Представители функционалистского крыла социальной антропологии не разделяли микро- и макроуровня социологических систем, полагая, что организм и общество сливаются в естественно-адаптивную систему, где идеи и верования имеют жизненную функцию, способствую адаптации на микро- и макроуровне.

Мы разделяем данные точки зрения, полагая, что религия возникает на стыке таких «абстрактных» систем, как культура и социальные сообщества, тем более что к данной структуре обращаются и адепты теории социальной коммуникации, полагающие, что верования существуют лишь в интеракциях групп, а ритуалы, этос и т.д. служат лишь средством коммуникации. Вышеизложенное применимо и к виртуальным религиозным сообществам, где существует свой набор средств коммуникации (символов).

Социология макроуровня направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого. Структурно-функционалистская макротеория пренебрегает изучением роли межчеловеческих интеракций в создании и функционировании социальных структур.

О. Конт, решая вопрос о том, что лежит в основе социального порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе, и сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и научной:

теологическая стадия: человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в бо 14 гов или єдиного Бога обеспечивает ту стабильность общественной системы (первобытное общество — феодализм);

метафизическая стадия: человек требует отказаться от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин (эпоха Просвещения). Задача стадии - критическая. Разрушая религиозные представления, она подготавливает приход третьей стадии — позитивной, или научной.

Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным знанием - наукой - и предсказывал в недалеком будущем победу науки над религией. Наука, по его мнению, призвана заменить религию в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой стабильного порядка. Установить солидарность и согласие между людьми призвана новая наука - социология. Рассмотрение проблем религии О. Контом решается и в контексте общих социологических проблем.

Э. Дюркгейм исследовал религию в соответствии с общими принципами получения социологического знания. Источник социальных факторов находится не в мышлении и поведении отдельных индивидов, а в обществе. Для возникновения социального фактора необходимо объединение нескольких сознаний, и эта комбинация порождает новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов, так как образуется на основе взаимодействия множества сознаний, то это имеет следствием закрепление для индивидуального сознания каких-либо образцов поведения, ценностей, норм, которые существуют для данных индивидов объективно. Религия, как и все другие общественные институты, представляет собой социальный фактор, и к ее анализу применимы та же методология и те же критерии оценки, как и ко всяким другим социальным факторам.

Особенности функционирования виртуальных религиозных сообществ на основе электронной коммуникации

Согласно целям нашего исследования, необходимо дать общее понятие коммуникации, которая представляет собой связь между коммуникантом и реципиентом, и в процессе этой связи осуществляется передача некоторого объекта - коммуниката - по каналу коммуникации, реальному или воображаемому. Между коммуникантом и реципиентом должен существовать канал коммуникации, хотя бы воображаемый, а по нему передается объект коммуникации -коммуникат. Коммуникация как социообразующий фактор рассматривается практически во всех социологических теориях как микро-, так и макросоциологии.

Мировое сообщество пребывает в состоянии крайней неопределенности: современный мир, охваченный разнообразными и широкомасштабными процессами, меняется очень быстро. Перемены в нашей жизни не просто стремительны: их скорость постоянно возрастает. Расширение международных политических контактов, интеграция мировой экономики и финансов, настоящая революция в области средств массовой информации, изобретение и распространение сети Интернет - все это ведет ко все большей глобальной связанности мирового сообщества. Сегодня наша планета буквально пронизана сетью всевозможных каналов связи, и процесс глобализации этих связей идет с нарастающей быстротой.30

В этих условиях резко возрастает роль коммуникации между людьми. Как отмечает в ряде исследований Т.М Дридзе, в сегодняшнем стремительно меняющемся мире люди вынуждены постоянно принимать решения, их активность направлена на поиск средств, необходимых для выхода из проблемных жизненных ситуаций. Для этого людям приходится все чаще и активнее вступать в коммуникацию друг с другом, устанавливать партнерские отношения.

Таким образом проявляется социально - интегративная функция коммуникации, которая «...состоит в ориентации на социальное партнерство, диалогу а значит, на формирование «коммуникативных сетей», то есть того «вещества» социальности, в котором возникают, воспроизводятся, взаимодействуют и раз-виваются разнообразные субъекты социокультурного действия» .

Обмен информацией превратился в одну из доминант того подвижного, динамичного, многомерного социокультурного пространства, где формируются установки личности, ее менталитет, ее картина мира, где идет процесс накопления, преобразования и обогащения человеком социально-культурного опыта в материально-практической деятельности и общении, где преодолеваются устаревшие нормы и стереотипы.

Коммуникативная сфера социальной сущности человека проявляется через вербальное и невербальное общение и определяется формами, характером, прочностью контактов, устанавливаемых человеком с другими людьми. Другими словами, говоря о коммуникативной сфере социальной сущности человека, во внимание принимается все общение, а не только его коммуникативный компонент.

В процессах духовного общения люди, слои, классы, народы вступают во всевозможные духовные отношения друг с другом. Таким образом, духовные ценности и идеалы находятся в постоянном движении. Несмотря на это, в потреблении духовных ценностей по-прежнему велика роль непосредственных духовных контактов между людьми и общностями людей, их прямое и непосредственное общение.

Через общение происходит своеобразная проверка результатов духовной деятельности, их оценка и обмен уже сложившимися духовными ценностями и идеалами. Духовное общение является важнейшим источником удовлетворения разнообразных объективных духовных потребностей индивидов в познании, добре, красоте и т.д. В субъективно-личностном плане потребление духовных ценностей через общение призвано удовлетворить такую всеобщую и существенную потребность людей, как потребность в общении, в другом человеке, указывая на изначальный коллективизм человеческого бытия.

Культурное пространство XXI века претерпевает фундаментальные изменения, которые прежде всего связаны с новой информационной ситуацией. В настоящее время мы все острее осознаем, что современное человечество существует в мире взаимосвязанных и взаимозависимых систем, поскольку положено начало развитию новой глобальной системы взаимопроникающих связей и деловых контактов.

Информационные технологии нового века необозримо расширили привычный мир за счет киберпространства, или виртуальной реальности. Широкие возможности коммуникации, ставшие практически неограниченными с появлением сети Интернет, позволяют научным работникам всего мира следить за самыми последними новшествами в области их специализации.

По мнению французского политолога и журналиста Ги Сормана, сегодня мы находимся перед лицом новой реальности, которая характеризуется свободной циркуляцией капитала и информации во всем мире. С появлением сети Интернет закрытое общество стало невозможным, поскольку никакая власть не может полностью контролировать всю информацию. Но доступ к глобальной сети имеют пока далеко не все.32

Контент-анализ социокультурной стратификации религиозного виртуального сообщества

В данном параграфе мы постараемся выявить и проанализировать некоторые особенности функционирования и определенные параметры виртуального религиозного сообщества, а также выявить возможность тендерной дифференциации в данной виртуальной группе и наличие неравенства как одного из универсальных законов организации. Важным методом познания является понимание и интерпретация личностных смыслов в социологических понятиях. Исследование концентрируется на уровне микроанализа конкретных ситуаций социального взаимодействия, а язык исследования максимально приближен к практике повседневного общения.

Для этого обратимся к письменным документам, то есть переписке в сети Интернет, включающей первичные и вторичные документы. Следует отметить, что участники данного коммуникационного процесса недоступны непосредственно для исследователя. Существование данного виртуального религиозного сообщества ограничено, по нашим данным, определенными временными рамками (осень 1999 - осень 2000 года). Применение других методов, таким образом, не представляется возможным.

Изучение данных документов позволяет использовать довольно обширную выборку, и, следовательно, результат исследования также является валидным. Анализ переписки в режиме e-mail в Интернет-сообществе представляет собой изучение оценок и реакций респондента (автора документа) непосредственно на происходящие события, данных с достаточной степенью искренности (если она возможна для члена социума вообще). Проблема исследования предполагает выяснение прогрессивных и регрессивных тенденций в развитии виртуальных сетевых сообществ как социальных групп или как социальных систем, обусловленных принципами совместной информационной деятельности в социальной системе киберпространства; выявление признаков, способствующих их формированию; возможностей социокультурного развития подобных групп и формирования групповой субкультуры, параметров создания единого социального пространства и социального времени в виртуальной религиозной группе, социальные процессы, реализующиеся в подобной группе нехарактерные для малых групп, принадлежность или соотнесенность подобной группы с социумом большего масштаба и т.д.

Переписка в глобальной сети в режиме e-mail представляет собой обмен посланиями, что вполне вписывается в теорию коммуникативного действия. Как действие, так и стратегия коммуникации по-разному воздействуют на компетенцию действия и на компетенцию понимания участников коммуникативного акта.

Включенные в такие послания ответы на вопросы корреспондента представляют собой интервью в рамках биографического метода исследования, или же, по сравнению с контент-анализом, большую сфокусированность на уникальных аспектах жизни человека (группы, организации).

Наличествующая база данных — коммуникация по e-mail членов виртуального религиозного сообщества. Особенно ценно, что реальный, ситуативно - привязанный язык коммуникантов (используемый участниками взаимодействия) позволяет узнать, как члены данной группы или данной культуры катего-ризируют, описывают, воспринимают события повседневной жизни. Определяя социальную реальность, люди «конструируют» ее: используемые классификации, «ярлыки» и способы означивания задают смысловые горизонты действия для членов данной социальной группы или культуры.

Весь спектр функционалистских подходов (от Э. Дюркгейма до Т. Пар-сонса) - суть которого состоит в интерпретации общества как системы, структурированности в соответствии с набором функций, необходимых для поддер 64 жания ее целостности - укладывается в рамки концепта взаимодействия как существа общественного устройства и человека как элементарной единицы общественного организма71.

Поэтому методологические принципы анализа социокультурной структуры сообщества требуют выявления групп, проявляющих себя в действии. Объект исследования, то есть группа (по определению, виртуальное религиозное сообщество) является носителем противоречий / проблемных ситуаций. Определим основные характеристики объекта исследования (См. Приложение 1, Табл. 1. Определение характеристик объекта исследования).

На ряде примеров из нашего массива документов прослеживается очевидный факт, что, раз возникнув, подобные сети стремятся к некоей упорядоченности и системности, выстраиванию определенной иерархии взаимоотношений внутри сообщества, стремятся к выработке механизмов своего функционирования, поддающихся вычленению и описанию.

Рассмотрим функционирование личности в виртуальной религиозной группе. Для этого определим приблизительное количество членов данного виртуального сообщества. Среди адресатов присутствует 13 человек, которые являются непосредственными участниками электронной коммуникации, а остальные являются «добавленными» участниками, на которых встречаются ссылки в письмах активных участников. Сообщая друг другу дополнительные адреса для отсылки религиозных сообщений, члены данной группы потенциально расширяют ее границы, тем самым превращая ее в целую религиозную общину, действующую в киберпространстве, из малой религиозной группы.

Центральность и власть в религиозном виртуальном сообществе на основании параметров электронной коммуникации

В данном параграфе мы рассмотрим такие параметры сообщества, как центральность и власть, а также факторы, на которых они строятся. Материалы, на которых основывается наше исследование, представляющие собой переписку по e-mail членов изучаемого нами виртуального религиозного сообщества, были любезно предоставлены нам для изучения одним из членов данной религиозной группы при условии сохранения полной анонимности.

В выявленной нами иерархии виртуальной группы можно отметить ее двойственную натуру, которая объясняется принципами ее построения: в верхней части иерархии находятся те члены виртуального сообщества, которые имеют наибольшее количество контактов. Чем больше количество ссылок на членов сообщества, тем выше они в иерархии. Другим компонентом в определении и интерпретации позиции актора в сети является его место в иерархии, которое определяется тем, какое положение в сети занимают те, с кем он контактирует.

Нами также была построена сеть, основанная на анализе ссылочного пространства акторов сообщества (См. Приложение 3, рис. 10. Социальная сеть ссылок акторов виртуального религиозного сообщества).

Исходя из данных, полученных в ходе исследования, мы выявили, что с одной стороны иерархии оказались респонденты, которые вели переписку наиболее активно (См. Приложение 3, табл. 6, столбец № 5). Следует отметить, что Vici написала только одно письмо, и все же ее имя оказалось в числе имен наиболее активных акторов, поддерживающих интенсивную переписку.

Вероятно, это объясняется тем, что имя Vici упоминается лишь дважды в письмах Julia и Donna, которые, впрочем, занимают довольно высокое положение в рассматриваемом нами религиозном сообществе; кроме того, сама Vici ссылается в своем письме на Donna, и благодаря этим взаимным ссылкам друг на друга Vici оказалась в верхней части иерархии. Следует отметить, что, помимо своей основной работы в кризисном центре, Vici является также автором множества религиозных гимнов, которые очень популярны как в этой группе, так и за ее пределами и выпускаются на аудиокассетах и CD, а также тем, что ее имя упоминают в своих посланиях респонденты, также обладающие немалым весом в рассматриваемом нами сообществе.

Marat, занимающий главенствующую позицию в представленной нами иерархии, является Координатором по России, то есть также занимает немаловажное место в рассматриваемом нами сообществе. Он везде следует за группой американских проповедников, выполняя роль бессменного переводчика, всегда в курсе всех их планов и при необходимости улаживает все возникающие проблемы и формальности. Следует отметить, что он также неоднократно бывал в Америке и во многих других странах, куда направлялись члены данного сообщества с целью нести людям знание о Боге. Его высокое положение в выстроенной нами иерархии объясняется, по-видимому, тем, что в письмах мы неоднократно встречаем многочисленные ссылки на него, да и он сам очень много ссылается на других членов.

За Marat следует Julia, таюке являющаяся далеко не последним членом данного религиозного сообщества уже потому, что через нее в основном поддерживалась связь с остальными членами баптистской общины N-ска, не имеющими доступа к сети Интернет и (или) не владеющими английским языком (а также выполняла множество других немаловажных функций: помимо того, что она являлась связующим звеном между американскими проповедниками и русскими адептами, она еще и бескорыстно вела занятия в церкви, посвященные изучению Библии, давала уроки английского священнику N-ской баптистской общины, обозначаемому в письмах американцев как Anatoly, или Pastor А., который такясе многократно упоминается в письмах членов данной религиозной группы, т.к. является главой N-ской баптистской церкви и по этой причине не раз бывал в Америке по приглашению своих американских «братьев во Христе»), занимает данную позицию в рассматриваемой нами иерархии, по-видимому, потому, что вела переписку со всеми членами группы, вследствие чего мы не встречаем в анализируемой переписке ни одной ссылки на нее саму. Но, благодаря тому, что она сама неоднократно ссылается на таких членов сообщества, как Marat, Donna, Steve и др., которые занимают видное положение в данном сообществе, она находится в верхней части иерархии.

Что касается Сагоп, то, несмотря на небольшое количество отправленных ею писем, она также оказывается в верхней части рассматриваемой нами иерархии, т.к. в письмах мы неоднократно встречаем ссылки на нее (она является главой рассматриваемой нами религиозной группы, и, соответственно, ссылки на нее остальных членов, причем не только рядовых членов сообщества, но и таких, как Donna, Marat, Verna и др., неизбежны и многочисленны).

В свою очередь, Donna, следующая за Сагоп, занимает довольно высокую позицию благодаря не только тому, что является автором наибольшего количества писем, но и тому, что ее имя неоднократно упоминается во многих письмах от разных респондентов - как рядовых членов, так и занимающих более высокое положение, что, скорее всего, также говорит и о том, что она играет не последнюю роль в данном сообществе, и занимаемая ею позиция в нашей иерархии также объясняется большим количеством ссылок на других членов.

Далее следуют Barbara и Michael, чьи позиции в рассматриваемом нами сообществе приблизительно одинаковые. Следующая за ними Lindsay - это 18-летняя девушка, посвятившая свою жизнь служению Богу (во время написания этого письма она обучалась в России).

За Lindsay следует Brandy. Она также поддерживала активную переписку, но по-видимому, благодаря тому, что она выполняет не самую важную роль в рассматриваемом нами религиозном сообществе, ссылки на нее не столь многочисленны (4), да и сама она делает не так уж много ссылок, что, возможно, объясняется тем, что она в то время как раз только вышла замуж (как нам стало известно из ее собственного письма), и члены ее религиозной группы решили на некоторое время частично освободить Brandy от обязанностей, которые были возложены на нее до замужества. Большую часть рассматриваемой нами небольшой группы составляют рядовые члены данного сообщества, и основным параметром, позволяющим нам сгруппировать их таким образом, является то, что все они поддерживали переписку с Julia, а также в их письмах мы находим неоднократные ссылки на «высоких» членов сообщества (Anatoly, Donna, Marat и др.).

Кроме того, все вышеперечисленные члены сообщества (за исключением Vici) уже побывали к тому времени в N-ске по одному, а некоторые и по два раза, что говорит об их упорстве и стремлении довести дело по просвещению N-ских граждан до конца.

Следующую довольно большую группу, представляющую собой еще одну часть рассматриваемого нами сообщества, объединяет в первую очередь то, что ссылки на этих индивидов (за редким исключением) мы встречаем только в письмах Marat, что позволило им проникнуть в середину рассматриваемой нами иерархии (См. Приложение 3, табл. 6, столбец № 8). Следует отметить, что в этом списке приведены как имена рядовых членов (Dana, Jim, Corry и др.), так и священников (Brenda, Tom, Floyd и др.).

Похожие диссертации на Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ