Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура учащихся : социологический анализ Тренихина Светлана Юрьевна

Правовая культура учащихся : социологический анализ
<
Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ Правовая культура учащихся : социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тренихина Светлана Юрьевна. Правовая культура учащихся : социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Тренихина Светлана Юрьевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Екатеринбург, 2009.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/330

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические подходы к анализу сущности правово культуры и ее формирования у учащейся молодежи

1.1. Сущность правовой культуры и специфика ее формирования 12

1.2. Особенности формирования ориентации и установок учащихся на освоение ценностей правовой культуры в современных условиях 54

Глава 2. Состояние и противоречия правовой культуры учащихся общеобразовательных школ в современных условиях .

2.1. Особенности становления ориентации и установок учащихся на освоение правовой культуры 87

2.2. Роль семьи и школы в формировании правовой культуры учащихся 130

Заключение 155

Литература 161

Введение к работе

Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. Окружающая действительность всегда образует определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, политические, правовые и духовные. Мера свободы человека - степень ответственности за принятое решение. Культура ограничивает произвол природных побуждений. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество, так как культура всегда остается нормативно регулирующей поведение людей системой. Для подлинно культурного человека обоснованные общественным интересом нормы и запреты отнюдь не принимаются как ярмо. Усвоенные с детства, они свободно и естественно реализуются в повседневной жизни.

Цивилизованность общества неотделима от правовой культуры граждан. Правовая культура является важнейшим фактором развития человека как гражданина, являясь средством создания и функционирования правового общества. У людей, не выработавших в себе навыков соблюдать нормы права, злостно их нарушающих, зачастую формируются определенные асоциальные жизненные «принципы», свой образ поведения - некий суррогат человеческих отношений. Большое значение в этой связи имеет вопрос о правовом воспитание и обучении подрастающего поколения в условиях становления и развития демократических институтов в России в течение последних десятилетий.

Под воздействием происходящих перемен, в условиях определенного упадка духовности и морали, правосознание и представления о социальной и правовой норме у части населения подвергаются коррозии, что приводит к росту противоправного поведения. Особенно незащищенным становится молодое поколение, с несформировавшейся системой ценностей, с неустойчивым представлением о должном поведении. Представители молодого поколения не имеют еще достаточного жизненного опыта, ориентирующего на постоянное саморазвитие правового сознания и поведения. Они нуждаются в

систематическом и целенаправленном приобщении к правовой культуре со стороны всех социальных институтов, среди которых ведущая роль принадлежит семье и школе.

Необходимость изучения правовой культуры учащейся молодежи в рамках социологии обусловлена рядом объективных обстоятельств, определяющих не только теоретическую, но и практическую значимость исследований в этой сфере научного познания. Традиционно правовое сознание россиян характеризуется как нигилистическое. Как теоретики права, так и правоприменители подчеркивают тенденцию игнорирования законов, стремление к уклонению от их соблюдения и открытое нарушение правовых норм. Подобная ситуация препятствует стабильному, предсказуемому развитию общества, существенно подрывает основы его безопасности, тормозит экономическое развитие, способствует нарастанию тревожности среди граждан, и страха перед криминалитетом. Особенно негативної такая ситуация сказывается на подростках, которые нередко копируют примеры противоправного поведения части представителей старшего поколения. Поэтому основное внимание следует уделить изучению состояния и особенностей^ формирования ценностных ориентации и установок учащейся молодежи, определяющих готовность к соблюдению требований норм права.

Изучение правовой культуры учащихся общеобразовательных учреждений приобретает особую актуальность по целому ряду причин. Во-первых, изучение этой группы представляет не только теоретическую, но и практическую значимость: характер и содержание правовой культуры школьников служит индикатором качества правового образования и просвещения в школе. Выявление 'пробелов в-правовой культуре учащихся указывает направление корректировки правового воспитания и обучения. Во-вторых, значимость изучения учащихся обусловлена спецификой данной социальной группы: в , будущем она должна-представлять наиболее образованную часть населения, „ из которой будет пополняться интеллектуальная элита общества.

Социологический анализ особенностей и проблем формирования правовой культуры учащихся общеобразовательных учреждений обусловлен следующими противоречиями:

- между требованием общества к наличию у индивида развитой право
вой культуры и отсутствием эффективно действующей системы ее формиро
вания в школе с точки зрения общепринятых нравственных основ для тако
вой, а так же использовании тех методов, которые дают желаемые результа
ты по формированию ориентации и установок учащихся на сознательное со
блюдение норм права;

-между возрастающей потребностью общества в формировании активно и самостоятельно меняющейся личности под воздействием новых требований правовой культуры и уровнем готовности учащихся к самообразованию, самовоспитанию в этой сфере культуры;

между потребностями школьного образования в теории, раскрывающей закономерности формирования у школьников ориентации и установок на высокий уровень правовой культуры и недостаточной разработанностью ее методологических, теоретических и практических оснований;

между потребностью отечественного образования в совершенствовании системы выработки ориентации и установок на достижение высокого уровня правовой культуры у всех школьников и оптимизации способов его достижения в процессе эффективного взаимодействия родителей, педагогов, самих обучающихся.

В настоящем исследовании осуществляется социологический анализ особенностей и противоречий, характеризующих современное состояние и особенности формирования правовой культуры учащихся, получающих полное среднее образование. Теоретический и эмпирический анализ существующих проблем в системе выработки у школьников ориентации и установок на реализацию требований норм права создает основу для поиска более эффективных форм организации правового обучения и воспитания учащейся

молодежи в настоящее время.

Степень научной разработанности проблемы. Прежде всего, следует отметить работы, посвященные анализу сущности культуры как особого явления общественной жизни. Различные подходы к анализу культуры представлены в работах Арнольдова А.И., Вишневского Ю.Р., Злобина Н.С., Ио-нина Л.Г., Когана Л.Н., Маркаряна Э.С., Межуева В.М., Меренкова А.В., Семенова Ю.И., Сорокина П.И., Шапко В.Т. и др. В них выявлены общеметодологические принципы социологического анализа культуры и различных ее видов.

Правовая культура и особенности ее формирования изучалась Г. Бек-кером, Г. Берманом, Э Дюркгеймом, М.Вебером, Н. Луманом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, К. Поппером, П.Сорокиным, М. Фуко, Ф. Хаеком. Существенный вклад в разработку этой проблематики внесли Ф.Адлер, А.Ж.Арно, Жан Карбонье, У.Колб, Кальман Кульчар, М. Рокич.

Состояние и противоречия становления и развития1 правовой культуры личности в рамках социологии права изучались С.С. Алексеевым, В.В. Бачи-ниным, В.А. Глазыриным, И.А.Ильиным, Б.А.Кистяковским, В.П. Казимир-чуком, В.В. Касьяновым, Д.А. Каримовым, В.Н. Кудрявцевым, В.В. Лапае-вым, П.И.Новгородцевым, Э.В. Тадевосяном, В.А. Тумановым. Ими выявлены основные факторы, определяющие становление правовой культуры в конкретно-исторических условиях.

Изучением ценностного аспекта становления культуры, том числе правовой, занимались В.П.Вардомацкий, Л.С.Гурьева, А.Г.Здравомыслов, С.Г.Климов, Н.И.Лапин, А.В. Меренков В.Я.Ядов и др.

Изучению ценностей учащейся молодежи России посвящены работы Ю.Р.Вишневского, А.Г.Кузнецова, В.Т.Лисовского, Н.П.Медведева, А.В.Соколова, В.И. Чупрова, Ч.А. Шакеевой, И.О.Щербаковой.исследования те политические, экономические, социокультурные факторы, определяющие становление ценностных ориентации молодежи на освоение требований культуры динамично меняющегося общества.

Проблемы влияния общего образования на социализацию личности исследовались с социологических позиций такими отечественными и зарубежными исследователями, как Л.Я.Аверьянов, К.Адельман, М.Брейк, Е.С.Баразгова, О.В.Василенко, Ю.Р. Вишневский, Э. Гидденс Е.В.Грунт, Г.Е.Зборовский, И.С.Кон, О.Кнутсен, К.Манхейм, А.В.Меренков, Л.Я.Рубина, Ф.М.Руткевич. Проблемы правовой социализации личности представлены в трудах А.Н.Бабенко, В.П.Казимирчука, В.Н.Кудрявцева, О.Г.Шапиевой.

Социологическому изучению правового сознания учащихся посвящены работы В.В.Лапаевои, В.А.Щегорцова, проводятся также многочисленные эмпирические исследования отдельных сторон правовой культуры и правового сознания. Изучения различных сторон правосознания посвящено исследование М.Л.Гайнера: «Правосознание подростков». В нем рассмотрены особенности правосознания учащихся школ и ПТУ из 6 регионов России: правовая информированность, правовые ориентации и установки, правовое поведение.

Представляют интерес работы, которые представлены в сборнике исследований, изданным под редакцией Ф.Э.Шереги. Значительная часть исследований посвящена правовому сознанию и поведению различных групп населения, включая учащуюся молодежь. Среди диссертационных исследований по проблемам правовой социализации подростков выделяются работы В.В.Федорова, А.В. Куликовой, Ю.Л. Косенко, В.В.Сергеева.

В то же время, ощущается дефицит специальных социологических исследований, раскрывающих состояние и противоречивость процессов становления правовой культуры учащихся общеобразовательных школ под влиянием семьи, системы правового обучения в старших классах.

Объектом диссертационного исследования являются учащиеся общеобразовательных учреждений.

Предметом исследования выступают основные характеристики правовой культуры учащихся общеобразовательных учреждений.

Целью работы является выявление особенностей и противоречий, характеризующих правовую культуру учащихся общеобразовательных школ в условиях модернизации-отечественного образования.

Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих исследовательских задач:

  1. Проанализировать основные теоретические и методологические подходы к изучению правовой культуры ценностей;

  2. Исследовать основные противоречия, существующие в настоящее время в системе общего полного среднего образования при выработке у учащихся ценностей и установок на овладение правовой культурой;

  3. Выявить особенности и противоречия организации правового обучения и воспитания в школе, отношения к ней различных групп учащихся;

  4. Исследовать роль родителей и педагогов в становлении правовой культуры у учащихся в современных условиях.

Теоретико-методологической основой исследования послужили положения теории становления культуры личности в процессе социализации; ценностно-нормативный подход при анализе сущности и содержания правовой культуры; междисциплинарный подход, позволяющий привлечь данные психологии, педагогики при социологическом рассмотрении вопросов формирования правовой культуры подрастающего поколения. Использовались методологические подходы к исследованию роли образования в развитии культуры личности, разработанные Э. Дюргеймом, К. Мангеймом, современными российскими исследователями противоречий развития отечественной школы в условиях становления рыночной экономики.

Эмпирической базой работы послужили материалы исследований, проведенных автором в 2005-2008 годах в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга, где методом анкетирования было опрошено 750 учащихся, 450 родителей и 360 учителей разных школ крупного промышленного центра. В количественном исследовании использовались квотная, пропорциональная, двухступенчатая выборка. Методом глубинного интервью было оп-

рошено 20 учителей, 25 родителей и 20 учащихся. Осуществлен контент -анализ учебных программ по праву и обществоведению, а также стандарта правового образования в школе.

Научная новизна работы заключается в выявлении и анализе особенностей и основных противоречий, характеризующих правовую культуру учащихся общеобразовательного учреждения, ее соответствия требованиям динамично меняющегося мира, что нашло отражение в следующих положениях:

дано авторское определение правовой культуры личности, представляющей собой систему принятия и реализации конкретных правовых ценностей, норм в интересах обеспечения гармоничного воспроизводства и развития социума и отдельных индивидов;

выявлено противоречие между потребностью социума в становлении развитой правовой культуры личности и избирательным отношением индивидов к изучению отдельных норм права в зависимости от конкретной жизненной ситуации;

-доказано, что в настоящее время отсутствует развернутая система формирования нравственной культуры учащихся как обязательного условия их эффективного приобщения к правовой культуре;

выделен механизм приобщения учащихся к правовой культуре, который включает в первую очередь формирование потребности быть законопослушным гражданином; на ее основе происходит принятие ценности конкретных норм права, изучаемых в школе. Наличие примеров поведения, соответствующих требованиям законодательства, способствует складыванию системы взаимосвязи знаний, ценностей и практических форм реализации правовой культуры;

показано, что основным индикатором степени зрелости правовой культуры учащихся является сознательное и добровольное принятие ими различных законодательных актов на основе понимания тех положительных

результатов, которые возникают при их реализации, а не страх перед наказанием, на что чаще всего делается акцент в правовом обучении и воспитании;

на материалах эмпирических исследований доказано, что правовая культура учащихся характеризуется фрагментарностью, не формируется особое явление правовой культуры, каковым выступает чувствительность к угрозе потери свободы взаимодействия с различными людьми, общностями, свободы самореализации и самоутверждения при совершении преступлений;

доказано, что подавляющее большинство учащихся относятся к изучению права, в первую очередь, для расширения своего информационного поля, а не для того, чтобы научиться соблюдать требования закона;

- разработаны конкретные рекомендации, направленные на обеспечение эффективного приобщения учащихся к современной правовой культуре.

Научно-практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки программ модернизации системы правового обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях; при переподготовке учителей по проблемам формирования правовой культуры, ценностных ориентации и установок учащихся, обеспечивающих успешную адаптацию к требованиям современного общества; при организации педагогического всеобуча родителей.

Материалы исследования могут быть применены при чтении курсов по «Социологии образования», «Юридической социологии», «Социальной антропологии», «Социологии культуры», «Основам управления педагогическими системами».

Апробация диссертационной работы.

Основные идеи работы автор излагал на различных научно-практических международных и региональных конференциях: «Формирование политической и правовой культуры учащихся в контексте лицейского образования» // VII городские Педагогические чтения: «Воспитание: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга», Екатеринбург, 2002 г.;

«Особенности правовой культуры учащихся образовательных учреждений г.

Екатеринбурга» IIIX городские Педагогические чтения: «Модернизация образования: проблемы, направления и опыт Екатеринбурга», Екатеринбург, 2003г.; «Особенности правовой культуры учащихся в статусных и общеобразовательных учреждениях г. Екатеринбурга» // Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в современном российском вузе», Екатеринбург, 2006 г.; «Опыт формирования правовой культуры учащихся общеобразовательных учебных заведений// X Международная студенческая научная конференции «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии», Пермь, ПТУ, 2007; «Проблемы преподавания права в школе» // V Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование системы непрерывного образования: стратегическое партнерство государства и бизнеса», Екатеринбург, 2008 г.; «Проблемы формирования правовой культуры в школе: методология, опыт эмпирического исследования». // Международная научно-практическая конференция «Инновационные направления в образовании», Екатеринбург, 2009 г.

Основные положения диссертационной работы были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.

Сущность правовой культуры и специфика ее формирования

В России уже в течение почти двадцати лет происходят активные изменения в экономической, политической, общественной сферах. Идет противоречивый процесс становление демократического правового государства. Это выдвигают на одно из первых мест проблему формирования и развития личности как сознательно принимающего основные нормы и правила организации общественной жизни субъекта. В связи с этим возрастает роль и значение правовой культуры как одной из важнейших характеристик общей культуры человека. Право выступает один из ведущих регуляторов повседневной жизнедеятельности человека, который уже по уровню своего психического и социального развития способен понимать и принимать те формы регулирования поведения, которые устанавливаются центральными и местными органами государственной власти. От уровня соблюдения индивидами правовых норм зависит вся системе воспроизводства и развития государства. Поэтому оно всегда озабочено проблемами эффективного формирования правовой культуры личности в процессе ее социализации.

Социологический анализ данной проблемы требует определенной логики движения 6т рассмотрения сущности культуры как таковой к выяснению особенностей одной из ее разновидностей, каковой является правовая культура социума в целом, а также различных общностей, социальных групп и индивидов. Поэтому мы сначала попытаемся определиться с теми подходами к трактовке культуры в целом, которые наиболее полно позволяют выявить особенности механизмов формирования правовой культуры разных социальных субъектов. Изначальная сложность изучения культуры как специфического явления, присущего только человеческому обществу, заключается в огромном многообразии подходов к определению ее сущности. Многие современные ученые предпринимают попытки систематизации всех существующих в науке определений феномена культуры. Так интересным нам представляется вывод комплексного социологического исследования Л.Г. Ионина, представившего четыре сущностные характеристики содержания данного понятия1: -культура - это абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; -культура - это способ существования или образ жизни, свойственный какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; -культура - это абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и художественной деятельности; -культура - это определённое состояние общества, основанного на праве, порядке, нравах. Выделенные известным социологом основные характеристики культуры позволяют, во-первых, рассматривать данное явление как систему организации деятельности людей в конкретных исторических условиях, когда благодаря творческой преобразовательной, деятельности они обеспечивают определенное взаимодействие индивидов и групп в рамках социума. Во-вторых, это взаимодействие обеспечивается с помощью создания различных норм, правил, а также традиций, обычаев, выражающихся в нравах, передающих из поколения в поколение. В-третьих, в указанных автором отдельных свойствах культуры, на наш взгляд, не выделена ее главная .характеристика, связанная с тем, что она создает особую систему организации1 социальной жизни людей.

Социальная жизнь, как известно, присуща не только человеку, но и многим животным, живущих в рамках весьма больших по численности особей группах. Отношение между членами этих групп регулируются определенными правилами, которые усваиваются не только на основе действия генетических программ- но и методами принуждения-тех, кто их нарушает, копирования-образцов старших по возрасту. Властности, во всех таких сообществах, животных действует система иерархического подчинения, когда наверху оказывается самая; сильная: особь." Можно-предположить, что в процессе превращения: первобытного-стада в человеческое общество люди использовали уже апробированные природой формы организации совместной жизни в группе. Поэтому,, когда, ведется?- речь, о культуре, следует особо выделить то, что у природных социально-живущих организмах отсутствует. Этим, на наш взгляд, является; не: только создание художественных: образов;. продуктов интеллектуальной деятельности. Появление феноменов культуры; диктуется5тем, что в процессе становления человеческого сообщества оказались недостаточными! способы организации: коллективной? жизни; созданные природой. Чело-век; создан новые; позволившие ему постоянно в, течение многих веков; совершенствовать ;различные!сферы своеЩжизнедеятельности.

Отмечая 5 определенную ограниченность; характеристики культуры в,ее: трактовке JliF. Иониным; отметимгте ее свойства;, которые1 можно, использовать .npm анализе изучаемой;:нами; проблемы формирования правовой; культуры.. Прежде всего, следует сделать вывод об историчности данного Вида культурной- деятельности- человека. Правовая регуляция появилась на определенной стадии становления-, общества. В каждой - стране возникала и развивалась своя особая; правовая культура. Она является, определенным продуктом интеллектуальной-деятельности, людей, которые пытались создать, специальные формы; регулированиям взаимодействия индивидов, социальных групп с государством. Следует особо подчеркнуть то, что правовая культура создает определенный порядок в\общественной жизни людей. Без нее невозможно пред-ставитьустойчивофункционирующее общество.

Особенности формирования ориентации и установок учащихся на освоение ценностей правовой культуры в современных условиях

Поступки человека в первую очередь определяются внутренними императивами. Вместе с тем, при изучении правовой сферы: отношение к праву, закону, правоохранительным органам, выбору поведения в юридически зна-чимых ситуациях - обращения к анализу ценностного мира человека зачастую не происходит. Исследователи чаще всего оперируют понятием мотив поступка, как это происходит в криминологии, а так же заимствуют термины теории государства и права, такие как правосознание, правовая идеология. В связи с этим, прежде чем переходить к анализу результатов исследования, в целях выявления специфики- правовых ценностей необходимо рассмотреть-различные теории ценностей, представленные в социологии, а также истори-ческие предпосылки доминирования одних ценностей над другими в процессе социализации личности.

Для современной науки, в том числе и теории права, необходимо при анализе сущности ценностей и особенностей становления ценностных ориентации у индивидов соединить гносеологический и аксиологический подходы. Познавательные, практические формы деятельности современного человека тесно переплетаются с ценностным восприятием окружающего мира. Ценностная ориентация направляет человека в море правовых фактов, инициирует его познавательную деятельность в праве.

Право может рассматриваться как практически-духовное и ценностно-нормативное средство овладения миром и имеет одновременно два уровня: - идеальное - правовые нормы в качестве образцов поведения; - конкретно-практическое - правовое поведение людей, где право вы-ступает как интериоризованная ценность конкретного субъекта. Само определение понятия ценность в,философии, социологии является достаточно дискуссионным. Анализ работ подтверждает поливариантность позиций различных исследователей. Так, А.А. Ивин подчеркивает прагматический аспект ценности и определяет ее как «всякий предмет любого интереса, желания, стремления и т.п.» ". Данную трактовку можно признать весьма широкой, так как она включает в себя первостепенные и второстепенные, материальные и духовные объекты, с которыми человек взаимодействует.

Переходя к анализу социологических концепции, рассмотрим позицию известного теоретика в области ценностей А.Г.Здравомыслова. По утверждению этого исследователя ценность «апеллирует не к повседневным интересам, а к интересам более высокого порядка: к интересам класса, общества, человечества. Она содействует выражению и формированию этих интересов в том смысле, что придает им определенную форму, целеустремленность, направленность»43. Аналогичное мнение высказывается в монографии Л.С.Гурьевой, С.В.Негруль. Авторы отмечают, что ценности влияют «на конкретную направленность общественных преобразований и на принятие решений в конкретных социальных ситуациях».44

Следовательно, с социологических позиций ценности, во-первых, необходимо рассматривать как систему значимых для жизнедеятельности различных общностей предметов, процессов, отношений, чувственно-эмоциональных переживаний, возникающих между людьми. Ценным становится то, что используется человеком для решения каких-либо проблем его повседневной деятельности. Во-вторых, люди объединяются в общности на основе схожих ценностей, ценностных ориентации, которыми они руково дствуются в своей трудовой, общественной деятельности. Поэтому всегда возникает проблема определения содержания тех ценностей, которыми характеризуется конкретная общность индивидов. В-третьих, наличие различий в ценностях ведет к возникновению различных конфликтов.

Социальную природу ценности особо подчеркивает В.И.Супрун: «Ценности - это устойчивые убеждения в том, что определенный тип поведения (действий) более значим (предпочтителен) в существующем типе культуры или культурном континууме. Ценности существуют в социальном сознании и интериоризируются индивидом»45. Исследователь акцентирует внимание на том моменте, что ценности окрашивают, пропитывают и направляют поведение личности в обществе в процессе ее приобщения к культуре социума: Следовательно, само появление ценностей, их функционирование и развитие является- важнейшей характеристикой культуры. Вне ценностей культура существовать не может.

Н.Смелзер рассматривает ценности как «разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности)»4 . Таким образом, автор подчеркивает конвенциальность в установлении ценностей и указывает на иерархию ценностей, выделяя ценности-цели и ценности-средства.

Согласно Н.И.Лапину, «ценности — обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающего исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества».47 Таким образом, внимание фокусируется на стабильности и исторической (этнической и общекультурной) обусловленности ценностей.

Приведенные определения (В.И.Супрун, Н.Смелзер, Н.И.Лапин), в первую очередь, исходят из культурного контекста социализации индивида и подчеркивают предопределенность ценностных установок от времени и культурной среды развития индивида. На основе сохранения созданных в прошлом ценностных представлений обеспечивается преемственность культуры в процессе смены, поколений. Каждое новое поколение в первую очередь должно усвоить те ценности, которые во все времена обеспечивали, уникальность, своеобразие культуры определенного этноса, социальной группы. С точки зрения психолога Д:А.Леонтьева «система ценностей представляет собой предметное воплощение системы деятельности и общественных отношений, выражающих сущность, жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни»48. Идею о наличие-многообразия ценностей на основе того, что каждая общность характеризуется «своим особым их набором развивает известный американский социолог Т. Парсонс.

Особенности становления ориентации и установок учащихся на освоение правовой культуры

Как нами уже было отмечено в 1 части работы, формирование ориен-таций и установок на соблюдение правовых норм обеспечивается степенью освоения основных моральных регуляторов.поведения человека. В процессе онтогенеза индивид воспроизводит логику формирования в обществе мо рального и правового сознания, определяющего взаимодействие различных индивидов и социальных групп.

Во-первых, сам процесс движения от освоения моральных регуляторов к правовым, определяется физическими и психическими возможностями ребенка: в раннем детстве ему очень сложно осознать сущность права и его регулирующую роль при взаимодействии индивида с государством. Ребенок в раннем детстве общается только с близкими людьми, сверстниками и психически готов лишь к освоению моральных регуляторов своего поведения. Во-вторых, сам процесс первичной социализации начинается с выяснения свойств и характеристик предметного мира, а так же способов, норм взаимодействия с различными индивидами и социальными группами73. От них зависит уровень информации о приемлемых методах использования предметного мира, они так же выступают в качестве субъектов, побуждающих к освоению способов успешной адаптации к требованиям материального и личностного элементов микросреды. В этом смысле можно говорить о том, что весь процесс приобщения детей к культуре осуществляется через конкретные моральные нормы и правила, регулирующие все виды практической и познавательной деятельности.

Логика социализации личности заключается в том, что растущему человеку необходимо научиться жить в определенной группе, считаясь с потребностями и интересами окружающих его индивидов74. Однако, как отмечают исследования психологов, существует, так называемый «детский эгоизм», выражающийся в том, что ребенок стремится в первую очередь реализовать свои потребности и интересы. Возникает противоречие между личным и групповым интересом, которое снимается в зависимости от степени освоения моральных регуляторов. Нравственные предписания всегда ориентированы на приоритет группового интереса над личным. Для ребенка пер вичной группой выступает семья, поэтому нормы и правила семейной жизни выступают в качестве тех, на основе которых осуществляется приобщение ребенка к культуре в целом. Родители показывают пример трудового, нравственного, эстетического, патриотического, экологического, правового поведения.

Исследования педагогов показывают, что у детей существует потребность быть принятыми взрослыми людьми, поэтому механизм приобщения их к нравственной культуре и соблюдению моральных норм строится на стремление ребенка самоутвердится среди более старших по возрасту путем подражания, выполнения предъявляемых требований75. В педагогике саморазвития утверждается, что первым ведущим чувст вом, обеспечивающим успешную социализацию ребенка, является гор дость75. Ребенок переживает особую радость, когда получает одобрение за соответствие действий определенным нормам и правилам, предъявляемым старшими по возрасту. Для нас это имеет особое значение, потому что, мы исходим из предпосылки, что приобщение к любым нормам и правилам, а не Только к нравственным и в раннем детстве, осуществляется через механизм развития и саморазвития личности.

Роль семьи и школы в формировании правовой культуры учащихся

Действует особый механизм формирования у детей ориентации и установок на соблюдение норм права. Он строится на следующем. Начальным элементом выступают факты нарушения закона отдельными подростками, получаемые родителями из различных источников. В них особо выделяется та мера наказания, которую те несут на совершенное преступление. Следующим элементом является чувство страха родителей, вызванное тем, что собственный ребенок при каких-то обстоятельствах может попасть в.аналогичную ситуацию. Он усиливается, если имеются какие-либо примеры несоблюдения ребенком моральных норм. Третьим- элементом механизма выступает активность взрослых по информированию детей о тех опасностях, которые возникают при-грубом нарушении норм права. При этом упор делается на описания того положения, в которое попадает подросток — правонарушитель. В итоге, у ребенка должен возникнуть (страх перед наказанием, а соответственно и перед законом. Тем самым семья формирует такую правовую культуру, одним из важнейших оснований которой является страх

Следует отметить, что данный механизм выработки законопослуша-ния использовался в течение многих веков самим государство. Считалось, что исполнение закона определяется степенью страха перед наказанием за его нарушение. Осуществлялось воздействие на биологические потребности человека, связанные с чувством безопасности, уменьшения страданий, а не на социокультурные потребности личности, выраженные в стремлении к всеобщему благополучию, уважении человеческого достоинства, незыблемости права собственности и т.п. Следовательно, современная семья в значительной степени воспроизводит те методы приобщения к правовой культуре, которые были характерны для прошлого, применялись в монархиях, тоталитарных режимах, и в настоящее время уже устаревшие.

Демократическое устройство общества, требуетэнного механизма приобщения подрастающего поколения к правовой культуре. Его исходным элементом является понимание, связи правовых и моральных норм, требующих становление такого нравственного поведения, которое обеспечивает успешное освоение норм правовой культуры. Далее, этот механизм включает выра-ботку у ребенка чувства гордости за умение соблюдать, требования: закона. Следующим элементом является формирование потребности в понимании смысла конкретной правовой нормы, ее ориентации на решение конкретных.-! общественных проблем. В; результате вырабатывается ориентация на; соблюдение требований закона. При .возникновении ситуаций; когда надо на: его основе принять решение о формах,поведения, возникает.установка на!осозт нанное выполнение нормативно-правого акта.

. Семья; даже при отсутствии информации..о: многих-законодательных .. -. актах, вполне способна, во-первых, воспитать ту нравственную основу, которая позволяет сформировать устойчивые установки на реализации требова-, - / ний современной правовой культуры. Во-вторых, активно вырабатывать, у детей чувство гордости за соблюдение известных им правовых норм в повседневной жизни. В-третьих, побуждать к постоянному самостоятельному приобретению новых знаний в сфере права; исходя;из возникающих в учебе, отношениях с окружающими:людьми; проблемных ситуаций.

Так как в настоящее время данная система приобщения к правовой-культуре используется только незначительной частью семей, то родители вынуждены признавать низкую эффективность правового просвещения на поведение подростков. Только/22% родителей указали влияние знаний на формирование у подростков установки, никогда не нарушать закон. (Среди учащихся так думают 9%,, а среди педагогов - 23%). Взрослые еще сохраняют оптимизм по поводу роли правовых знаний в;той форме; в которой их получают учащиеся, на становление установок на выполнение требований закона. Родители сошлись с детьми в оценки роли правовых знаний в умень-, шении вероятности обмана со стороны различных лиц — 35%. Вновь сказыва-ется влияние личной выгоды от правовых знаний в возникновении ориента-ции на их получение.

Входе исследований определилась степень заинтересованности родителей" в получении детьми правовых знаний. 61% хотели бы, чтобы эти знания получали подростки.в школе. Остальные, как нами уже отмечалось, считают, что правовая культура нужна человеку только при возникновении конкретных жизненных ситуаций, когда приходится иметь дело с правоохранительными органами. В повседневной жизни не требуется постоянно помниты и обращаться к нормам; регулирующим отношения личности с государством.

Те, нто считают необходимым приобщение детей в школе к основам1 правовой культуры, мотивируют свое мнение следующими причинами. 40%, считают, что знание закона все-таки поможет детям в будущем его не нарушать. 57%. видят ценность в появлении возможности лучше бороться за свои права. 34% заявляют о том, что правые знаниям позволяют избежать обмана как со стороны различных шарлатанов; так. и чиновников. Приэтом только 38% считают, что нужно учить всех учащихсяюсновам права в обязательном порядке; 50% - по желанию учащихся. Такая позиция семьи, на наш взгляд, указывает на отсутствие у взрослых понимания значимости активного фор-мирования правовой культуры у подрастающего поколения в современных условиях.

Похожие диссертации на Правовая культура учащихся : социологический анализ