Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Шкарина Юлия Юрьевна

Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи
<
Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шкарина Юлия Юрьевна. Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Курск, 2007.- 130 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/481

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи 12

1.1. Социокультурный подход к изучению социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи 12

1.2. Анализ социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в развитии 41

Глава 2. Социокультурное взаимодействие пожилых людей и молодёжи в условиях трансформации современного российского общества 63

2.1. Особенности социального положения пожилых людей и молодёжи в современных социокультурных условиях 63

2.2. Характер и причины трансформации социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в условиях изменения культуры 82

Заключение 108

Список использованной литературы 112

Введение к работе

Актуальность исследования. В развитии общества одной из самых важных действующих, информационных сил являются поколения и их взаимоотношения. Отношения поколений пронизывают все общественные связи, вплетаются в них и в силу своей биолого-социально-духовной природы ближе всего и по происхождению и по перспективам к истинно человеческой сущности. Конструктивное социальное взаимодействие между поколениями, в ходе которого реализуется социокультурная преемственность, - является одним из основных условий развития и функционирования общества, поддержания его стабильности в настоящем и будущем, тогда как проявления социокультурного раскола в отношениях между разными поколениями могут с полным основанием рассматриваться как значимый фактор социального риска. Характер отношений между поколениями накладывает свой отпечаток на решение обществом проблем сохранения социокультурной преемственности, трансляции базовых социетальных ценностей, поддержания социальной интеграции.

Переходное состояние общества способствует росту взаимного непонимания между поколениями, воспитанными в совершенно иных социальных условиях, в разных идеологических пространствах. Это проявляется в различии ценностных, социальных, политических ориентации, социального поведения и мировоззрения старших и младших поколений. Всё это ставит под угрозу ощущение индивидами общества как целостности, объединяющей разнонаправленные личные и групповые интересы, и может привести к развитию аномии и окончательному разрушению социетального единства.

Произошедшие за последние десятилетия существенные изменения в культурных, социально-экономических и политических условиях в России усиливают сложность и многомерность проблемы социального взаимодействия между старшим поколением и поколением молодых. Ухудшение социально-экономических условий, оказывающих влияние на

4 изменение характера социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью, создаёт предпосылки возникновения межпоколенной разобщённости и нарушения преемственности культуры.

Изучение проблемы социального взаимодействия между поколениями носит интегративныи характер, находясь на стыке таких актуальных направлений, как социальная геронтология, социология молодежи, конфликтология, социальная психология, социология поколений, что представляет дополнительный исследовательский интерес.

Необходимость социологического изучения специфики социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в социокультурных условиях динамично меняющегося российского общества приобретает в настоящее время все большую актуальность, создавая предпосылки поиска путей по формированию позитивных отношений двух поколений как одного из важнейших направлений социальной политики государства.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношений между различными поколениями больше освещалась в художественно-литературных и публицистических работах, чем в научных.

Пристальное внимание поколениям и поколенческой динамике уделяется в демографии (работы А.Г. Вишневского, И.В. Калинюка, В.В. Никитенко, СИ. Пирожкова, Б.Ц. Урланиса). Этнографические и антропологические аспекты проблемы взаимодействия поколений представлены в работах В.В. Бочарова и И.С. Кона.

Тематика жизненного пути и жизненного цикла, тесно связанная с проблемами поколений и отношений между ними, исследовалась психологами: Г.С. Абрамовой, К. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Анциферовой, Е. Головахой, Г. Крайг, А. Кроником, С.Л. Рубинштейном, З.Фрейдом.

Социологическая постановка проблемы поколений представлена в работах родоначальников социологии О. Конта и Г. Спенсера, считавших преемственность поколений одним из важнейших условий стабильности

общества, и указывавших на взаимосвязь темпов социального прогресса и динамики отношений между поколениями.

Социологическому анализу поколений и их взаимодействию посвящены работы К. Маннгейма, в которых особое внимание уделяется основной функции отношений между поколениями: передаче культурных ценностей.

В России во второй половине XIX - начале XX века проблематика поколений стала предметом дискуссий между представителями революционно-демократического направления, делавших ставку на молодежь как на силу социального обновления, разрывающей с опытом «старшего поколения» (В. Ленин, Г. Плеханов, Н. Чернышевский) и теми обществоведами, которые увидели в разрывах межпоколенческой социокультурной трансляции реальную угрозу стабильности общества (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве).

В середине XX века отношения между поколениями стали рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению (М. Мид, X. Ортега-и-Гассет, Т. Парсонс). Кроме того, межпоколенческая динамика начинает осмысливаться через призму «конфликта» и «разрыва» между поколениями (К. Лоренц, Ж. Мандель, Г. Маркузе, Л. Фойер).

В отечественной науке значительный вклад в социологию поколений внесли исследования С.Н. Иконниковой, И.И. Ильинского, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Б.С. Павлова, Л.Я Рубиной, М.Н. Руткевича, В.В. Семеновой, М. Титмы, Ф.Р. Филиппова, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова и В.Н. Шубкина.

Социокультурному и социологическому аспекту развития взаимоотношений между поколениями посвящены работы А.И. Афанасьевой, Е.С. Балабановой, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко, Б.В. Дубина,

И.С. Кона, А.А. Коринфского, Ю. Лотмана, З.М. Саралиевой, А.В. Толстых и других.

В целом, исследование социальных взаимодействий между поколениями объединяет в себе несколько направлений социологической науки: геронтологии (В.Д. Альперович, Е.Ф. Молевич, Е.И. Холостова, В.Д. Шапиро,), социологии молодежи (Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, В.В. Касьянов, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, И.П. Савченко, В.И. Чупров, В.Н. Шубкин), социологии зрелого возраста, и социологии поколений, подробно разрабатываемой Н.В. Шахматовой.

Наличие обширной исследовательской литературы и многообразия существующих подходов к рассмотрению социального взаимодействия между поколениями, свидетельствует об актуальности заявленной проблематики, с одной стороны, и недостаточно разработанной методологической основы исследуемой темы, с другой.

Анализ научных работ по проблеме взаимоотношений между поколениями показывает, что в отечественной литературе последних лет недостаточно исследований, в которых комплексно рассматриваются проблемы взаимодействия молодёжи с людьми пожилого возраста. Изучение специфики взаимодействия между поколениями находится в настоящее время в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее, большинство исследований направлено на изучение социального взаимодействия младшего и среднего поколений (проблема «отцов» и «детей»), а проблематика формирования и трансформации взаимоотношений молодёжи и пожилых людей остаётся на периферии исследовательских интересов.

Проблема заключается в том, что ухудшение характера социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью приводит к нарушению преемственности культуры, прекращению связи с богатым культурным наследием прошлых поколений и, как следствие, ставит под угрозу существование всего общества.

7 Проведение социокультурного анализа, позволяющего изучить влияние социокультурной среды на характер социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи и дающего целостное представление о взаимосвязи такого взаимодействия с преемственностью культуры, является, на наш взгляд, перспективным направлением в решении данной проблемы и позволяет разработать теоретические и практические рекомендации, способствующие гармонизации социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью в нашей стране.

Объектом диссертационного исследования выступает социальное взаимодействие пожилых людей и молодёжи.

Предметом исследования являются особенности трансформации социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи под влиянием социокультурных условий общества.

Цель диссертационной работы состоит в выявлении специфики социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в контексте преобразования современного российского общества.

Реализация поставленной цели обусловила постановку следующих задач:

  1. проанализировать основные теоретические подходы к понятию «социальное взаимодействие» и представить специфику социокультурного подхода в изучении социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи;

  2. провести анализ социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в развитии;

  3. выявить особенности социального положения пожилых людей и молодёжи в современных социокультурных условиях;

  4. определить характер и причины трансформации социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в условиях изменения культуры.

8 Гипотеза диссертационного исследования: предполагается, что основной причиной ухудшения характера социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодежью является изменение социокультурной среды современного российского общества.

Теоретико-методологические основы диссертации. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов. Основу данной работы составляют общетеоретические подходы представителей социологической мысли к изучению сущности, структуры и специфики категории «социальное взаимодействие» (М. Вебер, Г. Зиммель, Дж. Мид, Т. ГТарсонс, П.А. Сорокин, Дж. Хоманс).

В диссертационной работе использованы идеи ведущих отечественных и зарубежных классиков и современных учёных о влиянии взаимодействия поколений на преемственность культуры и развитие общества (И.М. Ильинский, И.С. Кон, О. Конт, В.Т. Лисовский, К. Лоренц, К. Маннгейм, М. Мид, X. Ортега-и-Гассет, С.Г. Спасибенко, Л. Фойер, Н.В. Шахматова).

Выявление особенностей влияния социокультурной среды на характер социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи осуществлялось на основе социокультурного подхода, позволяющего анализировать исторический социокультурный контекст, в котором происходит взаимодействие различных возрастных групп, особенности их проявления и реализации в тех или иных социокультурных программах, ценностных доминантах, социальном опыте личности (А.С. Ахиезер, Н. И. Лапин, П.А. Сорокин).

Анализ специфики социального положения молодёжи и людей пожилого возраста в современных условиях основывался на исследованиях социокультурного конструирования образа старости в современном обществе (М.Э. Елютина, Т.З. Козлова), аспектов культуры в процессе смены поколений (А.А. Чуприна), особенностей социализации молодёжи и пожилых людей в современной России (О.И. Карпухин, В.Т. Лисовский,

9 М.Ю. Попов), роли преемственности поколений в механизме социокультурного воспроизводства (В.И. Чупров, Н.В. Шахматова).

Диссертационное исследование базируется на принципах системности, всесторонности, взаимосвязи и взаимообусловленности общественных действий. В работе применялись методы теоретического обобщения, метод анализа и синтеза, метод абстрагирования.

Эмпирической базой диссертационной работы являются результаты социологического исследования, проведенного автором в апреле - июне 2006 года на территории города Курска и Курской области методом анкетирования с общим объёмом случайной выборки 780 респондентов, среди молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) и пожилых людей (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет). Обработка данных производилась с применением программы MS Excel.

В диссертационной работе использовались данные государственной статистики, сведения докладов ООН о положении молодежи и людей пожилого возраста, результаты других социологических исследований отечественных социологов, содержащиеся в публикациях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

S уточнено понятие социального взаимодействия как системы непосредственных или опосредованных взаимообусловленных социальных действий пожилых людей и молодёжи, в которой систематически осуществляется воздействие данных социальных субъектов друг на друга, происходит обмен социокультурным капиталом (опытом, знаниями, информацией, связями, материальными, духовными и иными ценностями), достигается приспособление действий одного поколения к действиям другого, общность в понимании ситуации и смысла действий; S установлено, что ухудшение социального положения пожилых людей и нестабильность положения молодёжи привели к снижению способности данных поколений безболезненно адаптироваться в единое социокультурное

пространство динамично изменяющегося российского общества, и стали одними из главных причин ухудшения характера социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью; S эмпирически выявлены социокультурные причины возникновения дистанцированности между пожилыми людьми и молодёжью, основными из которых являются: трансформация института семьи и обесценивание накопленного опыта старших поколений; социально-экономическая нестабильность; результаты высоких темпов развития научно-технического прогресса, возникновение новых технологий, овладеть которыми пожилым людям значительно труднее, чем молодёжи; влияние средств массовой информации, формирующих необъективный образ пожилых людей, носящий негативный характер, а не конструктивный, положительный; утрата в обществе традиционных нравственных норм доброжелательности и сочувствия;

S определено, что «избегание», проявляющееся в отказе от коммуникаций и взаимодействия, становится преобладающей формой социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью в современном российском обществе.

Научно-практическая значимость исследования. Данное исследование может послужить основой для дальнейшего углубленного изучения социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью в условиях социальной трансформации современного общества.

Теоретические выводы и практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программ социологических исследований по проблемам молодежи и пожилых людей, для разработки социальных программ по воспитанию и образованию молодого поколения, в преподавании курсов и спецкурсов но социологии личности, социологии семьи, социальной геронтологии, социологии молодежи, социальной работе с молодежью, социальной работе с пожилыми

11 людьми, конфликтологии и других дисциплин, а также при разработке спецкурса по «Социологии поколений».

Апробация диссертационной работы. Результаты диссертационного
исследования докладывались и обсуждались на международных и
российских научных конференциях: XXXIII и XXXIV вузовских научно-
технических конференциях студентов и аспирантов в области научных
исследований «Молодёжь и XXI век» (г. Курск, 2005, 2006); на ежегодной
всероссийской научной конференции «Культурно-цивилизационные
проблемы развития современного российского общества в условиях
глобализации» (г. Белгород, 2006); на девятой международной научно-
практической интернет-конференции «Проблемы ментальной
трансформации в условиях глобальных мировых процессов» (г. Орёл, 2006);
на XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов - 2007» (г. Москва, 2007).

Основные положения диссертационной работы отражены в 8 публикациях общим объёмом 2,6 п.л., в том числе одна статья в научном журнале «Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск», который входит в перечень журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета. Ряд выводов и положений был апробирован в рамках научно-методических семинаров аспирантов кафедры философии и социологии КурскГТУ.

Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Социокультурный подход к изучению социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи

Историческое развитие общества неразрывно связано с процессом смены поколений и межпоколенной трансляцией культуры. Только в результате культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные возможности, а настоящее - это момент перехода возможностей в действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной действительности. Из этого возникает проблема: риск распада единства социокультурного пространства и времени, которые невозможны без содержательного социокультурного взаимодействия людей разных поколений (под которыми понимают объективно складывающиеся конкретно-исторические совокупности близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующиеся специфическими антропогенетическими, социально-психологическими, идейно-нравственными и этнокультурными особенностями, сходными духовными ценностями, социальным опытом и образом жизни) [см.: 6,24].

Законы и нормы трансляции культуры выражают взаимодействие между индивидуальным и групповым приспособлением, изменяются с изменениями в общественной жизни и не могут рассматриваться с точки зрения отдельно взятого индивида. Их истинная природа и функции быть формами коллективной адаптации раскрываются не в отношении двух произвольно взятых смежных поколений, а только в истории на протяжении смены многих поколений [см.: 115,480].

Гармоничное сосуществование трёх жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения людей пожилого возраста, - является одним из важнейших и необходимых условий формирования, стабильного функционирования и перспективного развития любого общества.

Смена поколений имеет важные социокультурные последствия, поскольку каждая генерация, сформировавшись в конкретной исторической обстановке, является носителем специфического и в известной мере уникального социокультурного опыта, убеждений, ценностей. Ныне живущие в нашей стране поколения рождались в разное время, их социальное формирование проходило каждый раз в неповторимых социокультурных условиях, поскольку даже одно и то же историческое событие по-разному отражалось на судьбах современных ему поколений, находившихся в разном возрасте [см.: 46; 194;195]. Поколение - наиболее богатая по потенциальному содержанию разновидность возрастной совокупности, подчеркивающая динамический характер межпоколенных взаимодействий.

Преемственность поколений сегодня понимается как неоднозначный, разнонаправленный социальный процесс реверсионной поколенческой трансляции и является необходимым условием общественного развития. Это обеспечивает стереотипизацию поведения и ожиданий людей, привитие социальных норм, закрепление и воспроизводство опыта межпоколенных отношений [см.: 144; 171].

Социальное взаимодействие между поколениями происходит в двух, различных по масштабу и находящихся в постоянном и глубоком взаимодействии системах - на общественном уровне (в рамках межпоколенческих институтов), и на индивидуальном уровне, в рамках семьи.

Взаимодействие людей производит социокультурное явление, реальное общество или социокультурную систему, которые совершенно несводимы ко всем их индивидуальным членам, взятым изолированно. Структурные и динамические свойства любой системы межличностных или межгрупповых действий радикально отличаются от свойств простой арифметической суммы этих индивидов. Взаимодействие изменяет их биологические и психологические характеристики и производит социокультурную реальность, отличную от биологической или психологической реальности. По мнению П.А. Сорокина, без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данное поколение «никакие его черты - верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, - не могут быть поняты; вся его ментальность, манеры и нравы, его стиль поведения и образ жизни совершенно непостижимы. Не только психосоциальная личность в целом, но многие из ее биологических качеств лепятся и обусловливаются социокультурным пространством, в котором она и вырастает» [167, 85].

В рамках нашей работы важным представляется социокультурное исследование специфики социального взаимодействия между двумя крайними поколениями - младшим и старшим, выявление их взаимонаправленных ориентации: на единство, ответственность, согласие и сотрудничество или на конфликты и тотальную дистанцированность.

Исходя из задач нашего исследования, мы выделяем две возрастные группы - молодежь и людей пожилого возраста.

Согласно В.Т. Лисовскому, молодёжь представляет собой «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [108,32].

С.Н. Иконникова определяет молодёжь как «классово-дифференцированную социально-демографическую группу общества, включающую в себя молодых людей от 16 до 30 лет, положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, потребности и социально-психологические свойства которых обусловлены характером социально-политического строя, общественными отношениями, исторической ситуацией» [66, 35].

Основным, вобравшим в себя наработки, сделанные многими исследователями молодёжи, является определение данной возрастной группы, сформулированное И.С. Коном. И.С. Кон характеризует молодёжь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [85, 109].

В соответствии с действующими нормативными документами Российской Федерации к молодёжи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения [см.: 2].

К пожилому возрасту, согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), относится население в возрасте от 60 до 74 лет [см.: 56]. К пожилым людям в нашей стране относят лиц пенсионного возраста: женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет [см.: 1].

Анализ социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в развитии

Социальное взаимодействие между пожилыми людьми и молодёжью, его содержание и острота развивается в определённых социокультурных условиях. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип социального взаимодействия молодёжи и пожилых людей и определенные механизмы передачи культуры во времени. Социокультурная среда имеет свойство сокращать дистанцию между данными поколениями, а также приводить к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Исследование особенностей социального положения пожилых людей и молодёжи и их социального взаимодействия позволяет проследить, как менялся характер этого взаимодействия под влиянием социокультурной среды на разных этапах развития человеческого общества.

Применяя социокультурный подход к изучению социального взаимодействия данных возрастных групп, следует учитывать, что сложность анализа многократно возрастает в периоды общественных трансформаций, кризисных явлений и других динамичных процессов в обществе. Эти периоды характеризуются не только сложными взаимодействиями между различными поколениями, их конкурентной борьбой за социальные преимущества в период трансформаций, формированием и постепенным распространением новых элементов в системе ценностей, - но и внутри каждой из возрастных групп.

Характер социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи, как свидетельствует история человечества, постоянно изменялся: он был конструктивным в одни периоды и наполнен негативизма в другие.

В первобытном обществе средняя продолжительность жизни составляла 20-30 лет. Стариками тогда считались люди старше этого возраста [см.: 152, 187]. Учитывая небольшие размеры палеолитических коллективов (20-25 человек) и незначительную продолжительность жизни, старость была экстраординарным явлением. До преклонных лет в палеолите доживали лишь наиболее психологически уравновешенные и физически выносливые индивиды.

Для первобытных коллективов следует отметить коммуникативную и социокультурную функцию пожилых людей как лучших (в силу опыта) носителей языка. Значительную роль пожилые люди играли в воспитании подрастающего поколения, в то время как трудоспособная часть племени была занята решением хозяйственных проблем. Определенное участие старики играли и в хозяйственной жизни коллектива: следили за очагом, участвовали в изготовлении орудий труда - довольно сложном и трудоемком процессе, требующем больших навыков [см.: 148, 81].

Пожилой человек как носитель наиболее масштабного жизненного опыта был основным хранителем знаний и священных традиций всего первобытного коллектива. Коллективная мудрость была сосредоточена в старике. Знания пожилых, реализуемые более молодыми и сильными соплеменниками, были значимым фактором развития, гарантией оптимальной успешности первобытной локальной группы.

Такая роль, отводимая именно пожилым людям, была связана с определенной отстраненностью стариков от хозяйственной жизни коллектива, по крайней мере, из тех ее областей, которые требовали значительной физической активности (вооруженные конфликты с иноплеменниками, охота), что также давало возможность обобщения богатого жизненного опыта с включением в него знаний, полученных от других, формулировки его в виде общих правил и наставлений. Пожилые люди в силу меньшей сосредоточенности на хозяйственных проблемах коллектива с угасанием физических возможностей при сохранении

умственных способностей становились авторами различных изобретений и усовершенствований [см.: 175,122].

В целом уважительное отношение молодых людей к пожилым как хранителям знаний, культуры и полноправным членам коллектива было характерно ещё на ранних этапах развития человеческого общества. Справедливо предположить отсутствие негативных стереотипов старости по причине уникальности и единичности самого явления, что скорее придавало ему определенную сакральную ценность. В первобытном обществе система накопления и передачи традиций, обычаев, знаний и навыков состояла в том, что социокультурный капитал, которым располагали пожилые люди, не выходил за рамки одного племени, а внутри него передавался от поколения к поколению в основном в устной форме. Такой способ передачи легко мог быть нарушен: с гибелью пожилых соплеменников утрачивались ценное культурное наследие. Многие важные традиции, ценности, обычаи, сведения и навыки приходилось в таких случаях узнавать и осваивать в каждом поколении заново.

Лишь экстремальные условия существования эпохи мезолита (гибель мамонтовой фауны, неблагоприятные экологические условия отдельных территорий) заставляли коллектив жертвовать нетрудоспособными членами. Мезолитические племена в силу изменившейся экологической обстановки вынуждены были вести преимущественно кочевую жизнь, довольствуясь относительно мелкой добычей; охота на немногочисленную крупную дичь с целью сохранения природных ресурсов региона порой находилась под долговременным запретом. Опасность перенаселения территории племени заставляла коллектив заботиться как об ограничении рождаемости, так и намеренном поддержании высокой смертности среди престарелых. В эпоху мезолита и неолита пожилые люди не умирали естественной смертью. В первобытных сообществах людей не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания [см.: 152, 205].

В эпоху, когда массово умерщвляли стариков было распространено и детоубийство. Дети находились на периферии общественной жизни из-за постоянных конфликтов со взрослыми-воинами, которые не хотели уступать место детям, прошедшим инициацию (обряд посвящения во взрослую жизнь), всячески сопротивлялись этому, чувствуя себя еще сильными и энергичными.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган, разделяя всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации, огласил постулат: «все великие эпохи прогресса человечества совпадают с эпохами расширения источников существования» [127, 251]. В соответствии с этим он делил две первые эпохи (дикости и варварства), на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости. Одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило и широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение пожилых людей: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня. Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе людей преклонного возраста - начало занятия сельским хозяйством. Пожилые люди сохраняли запасы пищевых продуктов своих соплеменников и были нужны своему племени.

Особенности социального положения пожилых людей и молодёжи в современных социокультурных условиях

В переходный период необходимость сохранения социальной стабильности в обществе приобретает особую значимость. Трансформация современного российского общества имеет своим следствием тотальную переоценку ценностей и ориентиров развития и взаимодействия, деформируя иерархичность социальных связей между пожилыми людьми и молодёжью. Наложение друг на друга процессов экономических и политических преобразований в России и постепенный переход к информационному обществу, обусловленный мощным потоком новой информации, привел к беспрецедентным нагрузкам на общество, его структуру и социальные отношения в нём, повлиял на его духовно-нравственную сферу.

По мнению В.Т. Лисовского, чем «динамичнее и масштабнее перемены в той или иной стране, тем глубже различия между поколениями» [108. 107]. Сегодня в российском обществе наблюдаются негативные черты: в сфере политики - неудовлетворенность; в сфере культуры - нетерпимость; в духовно-идеологической сфере - авторитаризм и экстремизм, мировоззренческая неразборчивость, нетерпимость к чужому мнению; в социально-материальной сфере - напряженность, невысокий уровень жизни населения, рост бедности и нищеты; в межнациональных отношениях -вражда и ненависть [см.: 110, 112]. Все это оказывает существенное влияние на характер отношений между пожилыми людьми и молодёжью.

Социальное взаимодействие между пожилыми людьми и молодёжью проявляется в нашем обществе в широком диапазоне значений. Для того, чтобы определить специфику социального взаимодействия, на наш взгляд, необходимо рассмотреть особенности социального положения обоих поколений, учитывая следующие аспекты [см.: 189]: социальный аспект, который определяет положение людей пожилого возраста и молодёжи в обществе, отношение к ним системы государственной власти; экономический аспект, характеризующий уровень занятости молодёжи и пожилых людей в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов; S политический аспект, определяющий отношения между пожилыми гражданами и молодыми людьми в системе власти, уровень политической активности, участие в партиях и движениях, митингах и других формах; духовно-нравственный аспект, который характеризует различия в уровне образования пожилых и молодых людей, отношение к культурному наследию, изменения в эстетических вкусах и художественных предпочтениях, нравственных нормах и культуре поведения; бытовой аспект, отражающий перемены в жизненных условиях двух поколений; социально-психологический аспект, характеризующий отношения между пожилыми людьми и молодёжью в процессе общения, на работе и дома, на улицах и в транспорте, между близкими и незнакомыми.

Поколение пожилых людей сформировалось в рамках «коммунистического проекта», в период перехода к индустриальному обществу и массовому образованию. В сознании этой генерации тесно переплетены социалистические и либеральные идеалы, тяга к прогрессу, с одной стороны, и интерес к своим культурно-историческим корням - с другой. Кульминационными событиями жизненного пути сегодняшних пожилых людей стали два «либеральных пика» - «оттепель» 1960-х годов, под влиянием которой происходила его социализация, и расцвет гласности конца 1980-х - начала 1990-х годов. В целом его можно назвать поколением социокультурного перелома. Оно не стало социальным субъектом для проведения институциональных преобразований, а попало «в расщелину» между двумя тенденциями, при этом общая культурная доминанта больше тяготеет к традиции, чем к новациям.

Социологические данные свидетельствуют о том, что среди пожилых людей наблюдается существенная внутренняя дифференциация, основанная на разнице в субъективном переживании своего прежнего биографического опыта и теперешнего положения. 60-70-летние люди склонны воспринимать себя жертвами перестройки конца 1980-х - начала 1990-х годов, испытывающими ностальгические чувства по отношению к несостоявшемуся прошлому. По своей социально-исторической локализации они ассоциируют себя, прежде всего с «детьми войны», с «советскими людьми», с «комсомольцами», «с людьми, выросшими при советской власти» [Цит. по.: 35, 103].

Динамика социальных процессов в современном российском обществе оказалась значительно выше скорости социально-адаптивной деятельности людей преклонного возраста, которые в силу объективных причин становятся недостаточно мобильными и способными предложить готовых моделей деятельности, адекватных новым условиям.

Пожилые люди, ещё сохраняющие высокую социальную активность и стремление удержать достигнутый социальный статус, вынуждены проходить болезненный процесс ресоциализации, адаптации к крайне сложным для себя условиям существования. Осознанно принуждая себя на совместное с молодёжью участие в создании нового опыта, они в то же время переживают как личную трагедию свою невостребованность со стороны общества, включая аккумулированный опыт предшествующих поколений, а также созданный на пике его социальной активности новый опыт.

В условиях трансформации нашего общества серьезному испытанию подвергается адаптивный потенциал, как пожилых людей, так и молодёжи [см.: 194, 41]. Современную молодежь называют поколением «next», поколением «пепси», поколением «икс». Особенностью поколения молодёжи является то, что его первичная социализация проходила в весьма специфических условиях: невостребованности большей части социального опыта старшего поколения, созданного и накопленного им в условиях иной, уже несуществующей системы социально-экономических отношений [см.: 164, 172]. Это вынуждает молодёжь переосмысливать доступный ей через средства массовой информации опыт общества массового потребления, общества, элементами которого являются: S коррумпированная власть; S могущество олигархии; S многоукладность экономики; преобладание социально незащищённого населения в его структуре; S невозможность для основной массы населения использовать декларируемые права в целях позитивного саморазвития личности; S угроза духовного распада личности; S развитие социальных аномалий в форме безработицы, проституции, детской беспризорности; S отсутствие идейно-политической целостности социума; S утрата личностью веры в способность государственной системы обеспечить ей достойный социальный статус и защитить её интересы; S массовая деполитизацня граждан при растущей партийной дифференциации политической системы общества; S возрастание деструктивной активности экстремистских групп; S организованная преступность [см.: 197,196]. Появлению молодого поколения предшествовало полное разрушение шкалы ценностей и идеалов, сформированных при социализме.

Характер и причины трансформации социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в условиях изменения культуры

Произошедшие за последние годы существенные изменения в культурных и социально-экономических условиях в России делают проблему социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи особенно сложной и многомерной. По мере нарастания динамизма общественного развития все более чётко проявляются и межпоколенческие различия; их рост вполне закономерен как следствие увеличивающегося разрыва в образе жизни старых и новых поколений.

Если в прежние эпохи центральной составляющей социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодёжью выступала межпоколенческая преемственность в культурных и морально-этических нормах, образцах поведения, жизненных проектах, то сегодня типы межпоколенческого взаимодействия носят иной, деструктивный характер. Нарушение связей между старшим и младшим поколениями, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции, является одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества.

Анализ противоречий и конфликтов между пожилыми людьми и молодёжью важен не столько сам по себе, сколько для выяснения возможностей преемственности и сотрудничества двух поколений.

Целью нашего социологического исследования стало выявление специфики и определение причин трансформации социального взаимодействия пожилых людей и молодёжи в контексте преобразования современного российского общества.

Кроме того, анализ эмпирических данных, полученных в ходе анкетного опроса, позволил выявить факторы, способствующие, по мнению респондентов, сокращению дистанцированности между пожилыми людьми и молодёжью и улучшению социальных взаимоотношений двух поколений. Исследование проводилось в апреле - июне 2006 года среди молодёжи (в возрасте от 14 до 30 лет) и пожилых людей (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет) города Курска и Курской области, в ходе которого, на основе разработанной анкеты, было опрошено 780 респондентов (по 50% каждой из двух возрастных групп респондентов). Кроме того, в каждой из возрастных групп были представлены горожане (62%) и жители села (38%).

Выборка была сформирована на основе статистических данных о доли граждан пожилого возраста и молодёжи в составе населения Курской области и являлась случайной. Городское и сельское население было отобрано в соответствии с процентным отношением - по данным Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Неполное среднее образование имеют 12 % всех опрошенных, среднее и среднее специальное 19% и 27% респондентов соответственно, неоконченное высшее 9% и высшее образование - 33% пожилых людей и молодёжи. По роду деятельности 11 % респондентов являются рабочими, 41 % -пенсионеры, 7,1% - служащие, 35,5% - студенты и учащиеся, 1,4% -безработные, 4% предприниматели. Следует отметить, что в семьях 92,5% пожилых респондентов есть родственники в возрасте 14-30 лет; 89,4% опрошенной молодёжи проживает с пожилыми родственниками. Как показывают результаты нашего исследования, в целом опрошенные имеют достаточно ясное представление о взаимоотношениях поколений. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в нашем обществе одной из самых острых является проблема противоречия молодёжи и пожилых людей?» (см. табл. 1) показывает, что существенной разницы в оценке проблемы взаимоотношений двух поколений у представителей разных возрастных групп нет. Около 80% всех респондентов считают эту проблему существующей. Следовательно, в общественном сознании молодёжи формируется восприятие пожилых людей, отношения с которыми рассматриваются как проблемные, и такие же субъективные представления складываются у людей поисилого возраста относительно молодых людей.

По мнению 58,2% всех респондентов, за последнее 10-летие отношения между пожилыми людьми и молодёжью стали хуже. Значительную роль при этом 58,6% всех опрошенных отводят социально-экономическим реформам, проводимым в нашей стране и негативно отразившимся на характере взаимоотношений между разными поколениями. Полученные нами данные совпадают с результатами экспресс-опроса ВЦИОМ, 2001, [Цит. по: 161, 206] согласно которым в общественном сознании 58,7% россиян также преобладало мнение об ухудшении социальных взаимоотношений между старшим поколением и молодёжью за последние годы.

Как показывают исследования ВЦИОМ, с 2001 по 2004 год заметно (с 22 до 42%) возросла доля россиян, полагающих, что между молодёжью и лицами пожилого возраста нет и не может быть понимания в виду разного жизненного опыта. Заметно уменьшилась и вера в то, что сама возможность взаимопонимания между данными поколениями обеспечивается просто тем, что все мы живем в одной стране и являемся гражданам одного государства [см.: 98].

С одной стороны, за прошедшее десятилетие усилился уровень конкурентности между различными возрастными группами. В частности, это остро проявилось на рынке труда, где требования к рабочей силе чётко коррелируют с возрастными характеристиками, и на этой основе происходит дискриминация по возрастному принципу более зрелых и опытных по сравнению с более молодыми. С другой стороны, люди пожилого возраста немного более категоричны в своих оценках молодого поколения, чем молодые по отношению к пожилым.

Уважение и симпатию к молодым людям испытывают лишь 19,4% пожилых респондентов (см. табл.2).

Доминирующим чувством по отношению к молодёжи пожилые люди (62,4%) называют непонимание (не носящее негативный характер и связанное с образом жизни современной молодёжи) и сочувствие (39,2%). Кроме того, молодёжь является для части людей пожилого возраста не только объектом «раздражения» (32,6%), но и объектом «страха» (28,5%). Социологические данные свидетельствуют, что в ряду всех возможных «страхов» современного общества страх, вызываемый молодёжью, сравним только со страхом перед людьми со свастикой [Цит. по: 161, 207].

Похожие диссертации на Социокультурный анализ взаимодействия пожилых людей и молодёжи