Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Анциферова Наталья Геннадьевна

Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития
<
Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анциферова Наталья Геннадьевна. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития : состояние и тенденции развития : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 Москва, 2007 209 с. РГБ ОД, 61:07-22/293

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа этнической толерантности 17

1.1. Толерантность и интолерантность как объекты социологического исследования 17

1.2. Модели формирования этнической толерантности в обществе... 44

7.5. Эволюция идей толерантности в истории развития межнациональных отношений

в России 69

ГЛАВА 2. Формирование этнической толерантности в обществе как фактор регулирования этнических отношений 100

2.1. Противоречия этнических отношений в современной России 100

2.2. Основные тенденции и механизмы процессов формирования этнической толерантности 116

2.3. Характеристика уровня толерантности в общественном мнении жителей Курской области 144

Заключение 176

Список использованных источников и литературы 185

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что всякий переходный период сопровождается резким снижением управляемости социальной системы, обострением противоречий между интересами различных социальных групп и слоев общества, в том числе и на почве этно - национальных отношений, что при определенных обстоятельствах может привести к потере социального равновесия и в конечном итоге к дестабилизации социальной системы в целом. В условиях усиления дифференциации социального и экономического положения населения, идеологического и экономического плюрализма вопросы о согласовании жизненных ценностей, позиций и установок тех или иных социальных групп, отражающих их интересы политических партий и общественных объединений, приобретают первостепенное значение. Поступательное развитие общества, конструктивное взаимодействие его социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентации, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантности, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма, и противодействие им имеют для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность.

Всякий спонтанно возникающий социальный процесс особенно в развитии, функционировании современной этнической структуры общества нуждается в определенной упорядоченности и регулировании со стороны государства. Поскольку данная проблема приобретает в современных условиях все большую значимость, постольку возникает объективная потребность формирования системы социального управления в данной сфере жизнедеятельности общества.

4 Формирование в российском обществе ценностных ориентацией,

основанных на высоком уровне толерантности в условиях переживаемого страной исторического периода, нуждается в новых управленческих подходах и стратегиях со стороны государства.

Социальное управление в данной сфере должно охватывать как Российскую Федерацию как целостную систему, так и отдельные ее регионы с учетом их национальной специфики, миграционных процессов, особенностей их геополитического положения. Актуализируется проблема исследования роли этнической толерантности в обществе, и по отдельным направлениям: политика и образование, работа с детьми и молодежью, религия, сфера массовой информации и коммуникационных технологий, сфера социально - экономического развития и становления общественных организаций.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:

развитием отдельных негативных тенденций, связанных с проявлением экстремизма, сепаратизма, терроризма, ксенофобии в российском обществе;

усилением значимости национального фактора в современном мире, вызванного процессами глобализации, повышением потребности этносов в социокультурном и политическом самоопределении;

поиском новых методов социального управления на федеральном и региональном уровне, направленных на формирование ценностных ориентации и мировоззрений, основанных на высоком уровне толерантности.

Степень научной разработанности проблемы. В истории мировой научной мысли анализ взаимодействия веротерпимости, этничности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества

5 осуществлен в трудах М. Вебера, Вольтера, Г. Гегеля, Т. Гоббса,

Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо1.

Осмыслению вопросов этнического, религиозного, политико-правового бытия посвящены работы представителей отечественной науки: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.И. Ленина, П Сорокина, B.C. Соловье-

Необходимо отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений. Это, в первую очередь, исследования Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ю.В. Бромлея, В.В. Глебкина, Л.М. Дробижевой, МО. Мнацаканяна, А.А. Сусоколова, В.А. Тишкова, А.В. Шипилова . Достаточно обширна литература, в которой раскрываются природа и многообразие этнических процессов в современном мире (исследования О.А Белькова, А.И. Вдовина, А.Г Здравомыслова, А.Г. Ланщикова, Э.Т. Майбороды, В.И. Мукоме-ля, В.А. Тураева и др. авторов) .

1 Вебер М. Харизматическое господство.-М.,1985; Вольтер. Философские сочинения.-
М.:Наука,1988; Гегель Г.В.Ф. Сочинения.-Т.2.-М.,1974.; Гоббс Т. Избранные произведения, В

2 т.-ТЛ.-М., 1965; Локк Дж. Письмо о веротерпимости. - Избр. филос. произв. В 2т.-Т.2.-М,
1960; Макиавелли Н. Сочинения. -М., 1984; Монтескье Ш. Избранные произведения. -М.,
1975; Руссо Ж.Ж. Избранные произведения. В.3т.-М.,1961.

2 Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы фиорсофии.-1990.-Яа1; Ильин И.А. Путь духовного об
новления. -Мюнхен, 1962; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве.-Соч в2т.-Т.2.-М.,1989;
Соловьев В.С, Спор о справедливости. -Соч. в2т.-Т.2.-М.,1989; Сорокин П. О русской нации.
Россия и Америка. Теория национального вопроса,-М., 1994; Ленин В.И. Критические замет
ки по национальному вопросу/ЯТолное собрание сочинений.-Т.24.-М., 1980.

3 Арутюнян Ю.В. Социально - культурное развитие и самосознание/УСоциологические иссле-
дования.-1990.-№7; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука, 1998; Бондырева С.К. Фе
номен толерантности в системе межэтнических отношений/ЯІсихолого - педагогические
проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды.-Воронеж,2003;
Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут
HOMO INTELLEGENTS//Ha пути к толерантному сознанию/Отв. Ред. А.Г. Асмолов.-
М.,2000; Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания/ЛГолерантность и
согласие.-М.,1997; Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально - этниче
ские процессы в современном мире//СОЦИС.-1999.-№5; Тишков В.А. Россия как многона
циональная общность и перспективы межэтнического согласия. -М., 1994; Шипилов А.В. Де
мократия и толерантность//СОЦИС.-2005.-№3.

4 Бельков О.А. Этнические факторы и геополитика//Этнополис.-1995.-№4; Вдовин А.И. Эт-
нополитика и формирование новой государственности в России/ТКентавр.-1994.-№3-4; Здра-
вомыслов А.Г. Межнациональные процессы в постсоветском пространстве. -М.: Наука, 1997;
Ланщиков А.Г. Национальный вопрос в России.-М,: Политиздат, 1991; МаЙборода Э.Т. Место
суперэтноса в этнической истории человечества. Русский суперэтнос - миф или реаль-

Нарастает количество публикаций, в которых

анализируется и оценивается этническая ситуация в отдельных республиках и регионах Российской Федерации (труды Н.Н. Богомоловой, Ю.А. Гаюровой, Б.В. Емельянова, В.Н. Петрова, Г.У. Солдатовой, Ж.Т. Тощенко и др. исследователей)1. В изучении региональных этнических процессов большой вклад внесли А.Н. Аверин, А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, Б.А. Барганджия, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова, Ф.С. Донской, Л.М. Дробижева, Н.И. Иванова, В.К Малькова, Л.Л. Рыба-ковский, A.M. Халмухамедов .

ность?//Вестник Ставропольского государственного университета, Социально - гуманитарные науки.-94.-Ставрополь, 1998; Мукомель В.И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ//СОЦИС.-1999.-№2; Тураев В.А. Этнополитология: Учеб. Пособие. -М.:Логос, 2004.

1 Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы/УВестник московского университета. -Серия 14.-Психология.-1991.-№3; Гаюрова В.А. Социально-психологическое исследование этнической толерантности: на примере русских, татар и чувашей г. Самары и Самарской областиУ/Этническая толерантность в поликультурных регионах России/Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко.-М., 2002; Емельянов Б.В. Толерантность по-русски: многообразие в единстве/Толерантность. Вестник уральского межрегионального института общественных отно-шений.-2001.-№1; Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности//СОЦИС.-2003.-№5; Солдатова Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженностиУ/Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации.-1999; Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция.-М.,1997.

2Аверин А.Н. Данные о динамике коренных малочисленных народов РоссииУ/СОЦИС .-2005.-№4; Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь, 1993; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. -Ставрополь, 2001; Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология//СОЦИС.-1996.-№12; Барганджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий//Социально - политический журнал.-199б.-№4; Денисова Г.С. Этнический фактор в чеченском кризисе/УНаучная мысль Кавказа.-199б,-№3; Донской Ф.С. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе//СОЦИС.-2005.-№5; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг.-М., 1996; Иванова Н,И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических ВУЗов/Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв. ред. Н.М. Лебедева.-М., 2002; Малькова В.К. Особенности стереотипизации этносов в российской прессе: проблемы национального достоинства и толерантности//Идентичность и толерантность: Сб. статейТПод ред. Н.М. Лебедевой.-М., 2002; Рыбаковский Л.Л. миграционный обмен населением между центральной Азией и Россией7/СОЦИС.-1995,-№2; Халмухамедов A.M. Армянская диаспора как социокультурный и политический феномен//СОЦИС.-1999.-№3.

7
Особо выделяются исследования специфики

национального самосознания, предпринятые С.А. Баклушинским,

A.M. Грачевой, Ю.А. Красиным, Г.У Солдатовой, В.Ю. Хотинец и др1.

Значительное количество работ посвящено этнопсихологическим проблемам взаимодействия наций. Это исследователи Г.М Андреева, А.О. Боронев, В.В. Кочетков, С.А. Токарев и др .

В последние годы проведено немало исследований по вопросам урегулирования и разрешения этнических конфликтов. В их числе работы В.В. Амелина, ВТ. Бабакова, Д.Т. Жовтуна, Э.Н. Ожиганова, А.А. Мацнева, Э.А. Паина, А.А. Попова .

Сравнительный анализ реализации принципа толерантности в различных типах социальных систем, а так же особенности и пределы терпимости, обусловленные необходимостью сохранения социальной системы, содержат работы зарубежных авторов: У Альтерматта, Р. Галлиссо, Э. Геллнера, М Уолцера, М. Аифтинка, Л. Ноэля, К. Цюрхера,4.

Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность/С.А. Бак-лушинский, Б.Н. Белинская//Этнос. Идентичность, Образование: Труды по социологии образования/Под ред. B.C. Соткина.-М.,1998; Красин Ю.А. Публичная сфера и толерантность: сюжеты к размышленшо//Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика/Под общ. ред. Ю.А. Красина. -М., 1998; Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. -Екатеринбург, 2002; Солдатова Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности//Национальное самосознание и национализм в условиях Российской Федерации.-1999; Грачева A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятиятУЭтнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. T.4. Вып.б/Под ред. B.C. Соткина.-М., 1998.

2 Андреева Г.М. Конструирование образа социального мигранта в условиях социальной не-
стабильности//Социальная психология в трудах отечественных психологов/Сост. и общ. ре
дакция А.Л. Свенцицкого.-СПб., 2000; Боронев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология,-
СПб,,1994; Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. -М., 2002; Токарев С.А. Эт
нопсихологическое направление в американской этнографии. -М.} 1978.

3 Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и пост
советской государственности. -М, 1997; Бабаков В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Межна
циональные противоречия и конфликты в России//Социально - политический журнал.-1994.-
№8; Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты//Этничность и власть в
полиэтнических государствах,-М,,1994; Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа,
ьипология и пути урегулирования//Социально - политический журнал .-1994 .-№4; Паин Э.А.,
Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР//Советская этнография.-1990.-№1.

4 Альтерматт У, Этнонационализм в Европе. -М.} 2000; Галлиссо Р. Одолеть национализм или
национализм одолеет нас. -М., 1993; Геллнер Э. Нации и национализм. -М., 1991; Уолцер М.
О терпимости. -СПб., 1999; Aiftinca М. The axiological dimension of Ю1егапсе[Электронный

8 В работах Р.Г. Абдулатипова, А.К. Алиева, А.С. Асмолова,

К.С. Гаджиева, Д.Е Горовцова, А.А. Гусейнова, В.А. Лекторского,

О.О. Миронова, А.С. Панарина, В.А. Тишкова1 и других, наряду с

теоретической разработкой этнополитических, социологических и

конфессиональных проблем, анализируется специфика этнических,

конфессиональных, миграционных и других процессов в постсоветском

пространстве, предлагается собственное видение путей формирования

установок толерантного сознания в российском обществе.

Проблемы российской государственной национальной политики рассматривали Р.Г. Абдулатипов, В.Ю. Зорин, В.Н. Лысенко, Ю.А. Ур-галкин, Т.А. Хабриева .

Общая оценка степени научной разработанности темы диссертации позволяет сделать следующие обобщения.

Во-первых, существует достаточно обширная научная литература, рассматривающая отдельные этнические процессы, источники этнических конфликтов и их последствия, межнациональные отношения в современном обществе, этническую ситуацию в отдельных регионах как факторы, влияющие на формирование этнической толерантности. Значительно меньше теоретических исследований, дающих обобщенное и систематизированное представление по этим вопросам.

ресурс].-Режим доступа:- http:\\ с экрана.; Noel L. The parameters of oppression.- McGill Queen's University Press.-1994; Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской Рос-сииШолис, 1999.

1 Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. -М„ 1995; Абдулатипов Р.Г. О федеративной
национальной политике Российского государства. -М., 1995; Асмолов А.Г. Толерантность как
культура XXI века//Век т олерантности.-2002.-№7; Горовцов Д.Е., Миронов О.О. укрепление
российской государственности - стратегическая национальная задача//Рго et Contra.-1997.-
№4; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме//Вопросы философии,-
1997.-№11; Панарин А.С. Новое прочтение старой идеи//Этнополитический
вестник.-1995.-№1; Тишков В.А. Этнология и политика. -М., 2001.

2 Абдулатипов Р.Г., Михайлоа В., Чигановский А. Национальная политика Российской Феде
рации. От концепции к реализации. -М., 1997; Зорин В.Ю., Хабриева Т.А, Государственная
национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствова-
ния//Журнал российского права,-2003.-№8; Лысенко В.Н. Проблема развития федеративных
отношений в современной России//Кентавр.-1995.-№5; Ургалкин Ю.А. Регионализации на-

9
Во-вторых, внимание исследователей сосредоточено

преимущественно на описании феномена этнической толерантности ее

психологических и социальных составляющих, но не на обосновании мер

по ее формированию.

В-третьих, даже в работах, затрагивающих вопросы формирования толерантного сознания, не представлены целостные технологии управления формированием именно этнической толерантности, а так же корректирующего управления, включающие обоснование правил воздействия, его методов и процедур, организационных форм.

В-четвертых, нет специальных исследований по проблеме возникновения этнической интолерантности в моноэтничных регионах.

Таким образом, становится все более заметным противоречие между общественной потребностью в эффективном управлении процессами формирования этнической толерантности в современной России, с одной стороны, и недостатком действенных технологий, разработанных на основе современных научных представлений и с учетом имеющегося позитивного отечественного и зарубежного опыта, с другой стороны.

Объектом диссертационного исследования выступает система межэтнических отношений в современной России.

Предмет диссертационного исследования - тенденции развития этнической толерантности в современном российском обществе.

Цель исследования состоит в анализе основных особенностей и факторов формирования этнической толерантности в современной России, разработке рекомедаций по повышению эффективности системы мер по формированию установок этнической толерантности в российском обществе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

циональных отношений в Российской Федерации.-Самара.-1995.

10 обобщить теоретико- методологические подходы к

изучению понятий «толерантность» и «интолерантность», особенности

социологического анализа их сущности и специфики;

осуществить сравнительный анализ существующих в различных обществах моделей формирования этнической толерантности;

рассмотреть развитие идей толерантности в истории межнациональных отношений в России, обосновать ее консолидирующую, миротворческую роль в достижении терпимости и согласия между различными этническими группами общества;

проанализировать комплекс проблем и противоречий межэтнических отношений в современном российском обществе, их влияние на состояние уровня этнической толерантности;

изучить особенности и факторы регулирования этнической толерантности;

предложить конкретные методы, пути и формы повышения эффективности системы мер по формированию этнической толерантности в современном обществе;

исследовать особенности ценностных ориентацией и социальных установок на толерантность в межэтническом взаимодействии у различных социальных групп моноэтничного региона.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и выводы классических и современных ученых, занимающихся разработкой проблем формирования этнической толерантности. Понимание феномена этнической толерантности базируется на работах А.Г. Асмолова, Н.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдато-вой. При сравнительном анализе реализации принципа толерантности в различных типах систем используются работы Ю.В. Арутюняна, В.А. Тишкова, Н.Г. Юровских. Осмысление использования конкретных технологий изучения общественного мнения базируется на работах В.К. Уледова, Б.А. Грушина, М.К. Горшкова.

При выполнении диссертационного исследования на

разных этапах использовались структурно-функциональный, социологический, системный и статистический методы анализа. Применялись также отдельные методы теории управления, прикладной социологии, научного познания: абстрагирование, анализ и синтез, опрос, сравнение, качественный и контент-анализ литературы и документов, анкетирование.

Источниковую базу настоящей работы составили положения Конституции Российской Федерации, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 апреля 1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 20 июля 2000г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 07 мая 2001г. № 45-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В ходе выполнения исследования весьма важным был анализ решений ООН по вопросам развития широкого продуктивного диалога между народами и цивилизациями, Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», В диссертации были также использованы нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, материалы архива администрации

12 Курской области, монографии и публикации в периодических

научных и ведомственных печатных изданиях, источники сети Интернет.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты социологического исследования, проведенного автором по теме: «Социальные основы формирования толерантности в моноэтнич-ном регионе (на примере Курской области)», которое осуществлялось путем:

  1. контент-анализа документов администрации Курской области и материалов, опубликованных в периодической печати и средствах массовой информации. Всего проанализировано 3 областные и 5 центральных газет за период декабрь 2005г. - май 2006г. Индекс исследования в диссертации: СМИАК-06;

  2. конкретных социологических исследований:

экспертного опроса по теме: «Иноэтничные мигранты о состоянии уровня толерантности в Курской области» (14-20 декабря 2005г.). Опрос проведен в Курской области. Всего опрошено 240 человек. Индекс: МСУТКО-05;

опроса населения по теме: «Население о межэтнической ситуации в Курской области» (10-28 декабря 2005г.). Опрос проведен в Курской области. Всего опрошено 1030 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и месту жительства респондентов. Индекс: НМСКО-05.

Автором осуществлен также вторичный анализ материалов социологических исследований, проведенных:

- кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС
при Президенте Российской Федерации: «Проблемы функционирования
и развития государственной гражданской службы Российской Федера
ции» (март 2006г.). Руководитель социологического исследования -
д.с.н., профессор К.О. Магомедов. Опрос проведен в 17 субъектах Рос-

13 сийской Федерации. Всего опрошено 1102 человека. Индекс:

ПФРГСРФ-06.

- Социологическим центром РАГС при Президенте Российской Федерации: «Духовная культура современного Российского общества; состояние и тенденции формирования» (3-Ю декабря 2004г.). Руководитель исследования - д.ф.н., профессор В.Э. Бойков. Опрос проведен в 25 субъектах Российской Федерации. Индекс: ДКСРО - 04.

Кроме того, для вторичного анализа автором использованы материалы социологических исследований, проведенных Фондом общественного мнения, автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр Юрия Левады».

В процессе работы автор использовал аналитические материалы органов государственной власти, размещенные на их официальных сайтах в сети Интернет, материалы периодической печати, научно-практических конференций, «круглых столов» и других источников.

Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна состоят в следующем.

1. Обобщены концептуальные подходы к анализу сущности толерантности, уточнено определение толерантности, которая понимается как сложная в основном социально-психологическая установка личности, выражающаяся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Сформулировано определение интолерантности. Автор трактует ее как невозможность применения к какому-либо социальному явлению феномена толерантности. Интолерантность выражается в устойчивом, неизменном на протяжении длительного периода отрицательном отношении к такому «иному», которое вступает в непреодолимые противоречия с общественными нормами, с мировоззренческими и нравственными установками личности.

2. Выявлен комплекс причин, обусловливающих сложности и

противоречия межэтнических отношений в современной России, к которым отнесены: качественное ухудшение социально-экономического положения народов России, крайняя форма политизации национальных проблем, наличие негативной исторической памяти, отсутствие правовых традиций, правовых гарантий, позволяющих обеспечить созидательное управление национальными и межнациональными процессами и др. Автором обосновано, что существующие тенденции и противоречия межэтнических отношений в современной России негативно сказываются на состоянии этнической толерантности общества.

  1. Выявлены недостатки существующей правовой базы, регламентирующей формирование этнической толерантности: отсутствие единого подхода к созданию и функционированию системы мер по формированию этнической толерантности; не разработаны правовые основы учета состояния уровня этнической толерантности населения; недостаточно четко сформулированы цели современной национальной политики, главным образом в отношении русского населения.

  2. Предложена классификация российских регионов с учетом особенностей ментальное населения, сложившегося на определенной территории. Автор предлагает выделить два типа регионов: регионы, в которых исторически существует традиция поликультурности, где выработаны механизмы межнационального взаимодействия и сформировалась межэтническая иерархия: республика Башкортостан, Поволжье, Северный Кавказ и др. Второй тип - традиционно моноэтничные регионы, где современная поликультурность является новым явлением. К ним относятся регионы Юга России, которые изначально являются поликультурными, но не испытывали большого наплыва мигрантов, а также регионы Центральной России, которые долгое время были моноэтничными, а в условиях нарастания миграционных потоков, размещения в центральных

15 районах страны беженцев, вынужденных переселенцев и

появления национальных диаспор становятся полиэтничными.

  1. Данными социологического исследования подтверждено, что в социальной общности изучаемого региона (Курская область) существуют серьезные межэтнические конфликтогенные позиции (мигрантофобия, перемещение антипатий с античеченских настроений в сторону антикавказских в целом и др.), накоплен потенциал интолерантности в отношениях местного населения и иноэтничных мигрантов, особенно определенных этнических групп. Конкретизированы проявления, интенсивность, содержание и формы интолерантного поведения, которое имеет достаточно выраженные этнические особенности при наличии общего знаменателя-повышенного уровня тревожности местного населения в связи с наплывом этнических мигрантов.

  2. Разработаны рекомендации по совершенствованию и оптимизации мер по формированию этнической толерантности, предложены методики, технологии и рекомендации по управлению этим процессом на государственном и региональном уровне. К ним автор относит: создание на федеральном уровне государственной структуры, занимающейся вопросами реализации государственной национальной политики; разработка и внедрение федеральных программ развития народов Российской Федерации; целенаправленная подготовка государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, культуры, образования, участвующих в регулировании межэтнических и межконфессиональных отношений и др.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанный теоретический и эмпирический инструментарий анализа уровня этнической толерантности может быть использован в процессе проектирования и осуществления подобных или смежных исследований.

Основные теоретические выводы и обобщения могут быть применены при разработке основ национальной политики в РФ и ее субъектах, использованы органами государственной власти, взаимодействующими с религиозными и общественными организациями.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов по проблемам формирования этнической толерантности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на методологических семинарах, заседаниях кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в докладах и научных сообщениях автора на межвузовских научно-практических конференциях студентов и аспирантов (Курск, 22 апреля 2006г.), международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Курск, 22-24 апреля 2005г.), а также отражены в публикациях в научных журналах и сборниках общим объемом 1,6 п.л., в том числе 0,3 п.л. в изданиях, соответствующих требованиям Высшей аттестационной комиссии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

Толерантность и интолерантность как объекты социологического исследования

Большое значение для анализа предмета диссертационного явления имеет изучение развития идей толерантности. При этом мы исходим из предпосылки о ее консолидирующей, миротворческой роли в достижении терпимости и согласия между различными этническими группами общества. Толерантность может быть рассмотрена как с точки зрения общефилософских позиций, так и с точки зрения конкретных наук. При этом толерантность понимается как многоаспектное и сложное явление, проявляющееся практически во всех сферах социальной действительности, среди которых наибольшее значение для нашего исследование имеет этническая толерантность.

Для того чтобы выявить сущностные черты этнической толерантности необходимо изучить составные части этого понятия. Так как объектом нашего исследования являются процессы формирования этнической толерантности, то необходимо исследовать сущность толерантности, а так же возможности для ее формирования.

Далее остановимся на эволюции представлений о толерантности. Идея толерантности восходит к истории философской мысли. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «толерантность» претерпевала изменения. В современном понимании термин «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века.

«Быть толерантным-значит уважать другого, быть внимательным к другому, не замыкаться на установленных стереотипах, обращать внимание на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Проявлять толерантность — значит, противодействовать мирными средствами угрозе насилия, бережно относится ко всему живому на нашей планете, заботится будущем поколении»

Толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание-это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Понимание, эмпатия-это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения; своей собственной и его.

Характеристика определения толерантности отмечена в Преамбуле Устава ООН: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другим, как добрые соседи» (Устав ООН, 1945); в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО «... давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное-постигать её суть умом и сердцем» (Устав ЮНЕСКО, 1945). Здесь, термин получает действенную, социально активную окраску, и рассматривается как условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей. Гармония отношений подразумевает уважение субъектами друг друга, «не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности и качества представителей этнических групп, к которым они принадлежат» (УэйнК, 1997).

Идея толерантности имеет глубокие корни в мировой социологической мысли. Так, применительно к античному этапу можно говорить о том, каким образом идея толерантности вписывается в учения мыслителей античности. Следует отметить, что некоторые идеи античной культуры могут восприниматься как идеи толерантности. В античности была выдвинута идея человека как микрокосма, согласно которой человек обнаруживает в себе все многообразие космоса и сам является целым малым космосом. Соответственно, нетерпимость может возникнуть лишь как нарушение гармонии, меры и порядка, например, вследствие незнания человеком своей микрокосмичности. В противном случае, если человек сознает, что является микрокосмом, у него нет оснований быть нетерпимым к чему бы то ни было, так как все многообразие космоса может быть открыто в нем самом. Будучи нетерпимым человек становится нетерпимым к самому себе.

Особое звучание толерантность получает в христианской религиозной философии. В Новом завете была провозглашена христианская истина о толерантности как любви и любви как толерантности. Если и можно быть толерантным «ради чего-либо», то, по словам Иисуса, лишь ради того, чтобы «быть сынами Всевышнего», чтобы были «имена написаны на небесах». Можно сделать вывод, что в свете христианской новозаветной мысли толерантность выступает как недетерминированное состояние человека.

Модели формирования этнической толерантности в обществе...

Перемены и реформы последнего десятилетия обусловили глубокие изменения, имеющие как позитивный, так и негативный характер. Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий между: стремлением каждого народа к самоопределению, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом; возрастающей самостоятельностью субъектов Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов; тяготением к национально-культурной самобытности и исторически сложившейся духовной общностью народов России

Кроме условий и факторов, которые негативно влияют на развитие национальных отношений, необходимо проанализировать объективные проблемы и противоречия, способствующие формированию межнациональной напряженности. Наиболее важными из них являются следующие: определение государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения); этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов; определение принципов национально-территориального устройства и изменения статуса территорий; хозяйственное использование территорий, приводящее к изменению этнического состава и ущемлению экономических, политических интересов компактно проживающего населения; языковое и культурное развитие народов; сохранение ареала обитания и промыслов уникальных этносов; социально-экономическое неравенство регионов и территорий; защита прав и интересов русскоязычного населения; неконтролируемая миграция и ущемление прав этнических кавказцев в регионах России и оттока русскоязычного населения из республик Северного Кавказа; политический статус народов и представительство национальных кадров в руководящих органах регионального и федерального уровня; перекосы и ошибки в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем; переоценка национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны; проникновение тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизация религии; борьба национальных элит за власть (внутренние межклановые конфликты в Чечне и межэтнические в Карачаево-Черкесии)1.

Подробный анализ проблем и противоречий межэтнических отношений в современной России будет построен в последовательности от общегосударственной проблемы взаимоотношения центра и субъектов федерации к рассмотрению региональных проблем и проблем отдельных этносов.

Проблема соотношения и взаимоотношений центра и регионов становится в последние годы едва ли не важнейшей в Российской Федерации, ведь именно от ее решения зависят как внутренняя структура государства, так и достижение внутриполитической стабильности, и снижение напряженности во взаимоотношениях, с одной стороны, между центром и регионами, а с другой-между самими регионами.

На наш взгляд, одним из красноречивых показателей стремления республик и областей к большей самостоятельности являются новые исторические схемы, которые в последние годы создаются местной интеллигенцией (журналистами, писателями, учеными) в республиках и в отдельных областях России. Они строятся по хорошо известным принципам националистического мифа, стремящегося легитимизировать историей или псевдоисторией свои нынешние претензии-политические, экономические, территориальные и пр. Они апеллируют к «Золотому Веку», когда данный народ имел свою государственность или, по крайней мере, славился своими культурными достижениями. В них делаются попытки объяснить причины упадка или затухания прошлой «великой культуры», в чем, как правило, обвиняют каких-либо захватчиков, чаще всего русских. Традиционная для советской науки «теория наименьшего зла» безусловно отбрасывается: татары вменяют русским в вину разрушение Казанского, Крымского и Сибирского ханств, народы Северного Кавказа-опустошения, к которым привела Кавказская война, а один кумыкский автор сетует по поводу того, что русские якобы вероломно покорили и русифицировали половцев (куманов).

Противоречия этнических отношений в современной России

Перемены и реформы последнего десятилетия обусловили глубокие изменения, имеющие как позитивный, так и негативный характер. Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий между: стремлением каждого народа к самоопределению, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом; возрастающей самостоятельностью субъектов Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов; тяготением к национально-культурной самобытности и исторически сложившейся духовной общностью народов России

Кроме условий и факторов, которые негативно влияют на развитие национальных отношений, необходимо проанализировать объективные проблемы и противоречия, способствующие формированию межнациональной напряженности. Наиболее важными из них являются следующие: определение государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения); этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов; определение принципов национально-территориального устройства и изменения статуса территорий; хозяйственное использование территорий, приводящее к изменению этнического состава и ущемлению экономических, политических интересов компакт проживающего населения; языковое и культурное развитие народов; сохранение ареала обитания и промыслов уникальных этносов; социально-экономическое неравенство регионов и территорий; защита прав и интересов русскоязычного населения; неконтролируемая миграция и ущемление прав этнических кавказцев в регионах России и оттока русскоязычного населения из республик Северного Кавказа; политический статус народов и представительство национальных кадров в руководящих органах регионального и федерального уровня; перекосы и ошибки в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем; переоценка национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны; проникновение тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизация религии; борьба национальных элит за власть (внутренние межклановые конфликты в Чечне и межэтнические в Карачаево-Черкесии)1.

Подробный анализ проблем и противоречий межэтнических отношений в современной России будет построен в последовательности от общегосударственной проблемы взаимоотношения центра и субъектов федерации к рассмотрению региональных проблем и проблем отдельных этносов.

Проблема соотношения и взаимоотношений центра и регионов становится в последние годы едва ли не важнейшей в Российской Федерации, ведь именно от ее решения зависят как внутренняя структура государства, так и достижение внутриполитической стабильности, и снижение напряженности во взаимоотношениях, с одной стороны, между центром и регионами, а с другой-между самими регионами.

На наш взгляд, одним из красноречивых показателей стремления республик и областей к большей самостоятельности являются новые ис торические схемы, которые в последние годы создаются местной интеллигенцией (журналистами, писателями, учеными) в республиках и в отдельных областях России. Они строятся по хорошо известным принципам националистического мифа, стремящегося легитимизировать историей или псевдоисторией свои нынешние претензии-политические, экономические, территориальные и пр. Они апеллируют к «Золотому Веку», когда данный народ имел свою государственность или, по крайней мере, славился своими культурными достижениями. В них делаются попытки объяснить причины упадка или затухания прошлой «великой культуры», в чем, как правило, обвиняют каких-либо захватчиков, чаще всего русских. Традиционная для советской науки «теория наименьшего зла» безусловно отбрасывается: татары вменяют русским в вину разрушение Казанского, Крымского и Сибирского ханств, народы Северного Кавказа-опустошения, к которым привела Кавказская война, а один кумыкский автор сетует по поводу того, что русские якобы вероломно покорили и русифицировали половцев (куманов).

В то же время на федеральном уровне крепнет тенденция, призывающая к усилению центральной власти за счет регионов и к новому построению великой мировой державы, чего бы это ни стоило. Немаловажно отметить, что все это происходит рука об руку с нарастанием русского державного национализма, который не чужд изрядному числу нынешних правительственных чиновников и который уже охватил определенную часть городской интеллигенции и других слоев населения

Основные тенденции и механизмы процессов формирования этнической толерантности

Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.

Научное постижение сущности межэтнических процессов и механизмов развития этнической жизни общества во всей их диалектической противоречивости - необходимая предпосылка успешного управления, которая в свою очередь, выступает мощным орудием практического преобразования и прогрессивного развития общества.

Академик Ю.В. Бромлей подчеркивал, что «сущность и содержание научного управления национальными процессами нельзя уяснить, предварительно не определив: 1) чем управлять; 2) как и какими методами осуществлять управление, то есть каков механизм и процессы управления; 3) в чем суть комплексного подхода к управлению».

При этом проблема формирования этнической толерантности исключительно многогранна и обусловлена многогранностью самих этих отношений, пронизывающих все стороны общественной жизни.

В научной литературе издавна выделяют два подхода к управлению национальными отношениями: общесоциологический и социально-философский. Общесоциологический подход к управлению как процессу целесообразного воздействия на общественную систему, приведение системы в соответствие с присущими ей процессами требует определить объект управления, тенденции развития управляемой системы, субъект управления и его механизм. Социально-философский подход к управлению как процессу сознательного и целенаправленного регулирования всех сторон жизни общества позволяет рассматривать управление развитием национальных отношений в отдельных сферах как составные части этого многогранного и вместе с тем единого в своей основе процесса.

Социологический подход, на наш взгляд, нацелен, в основном, на выделение элементов процесса управления, философский же подход, наоборот, интегрирует эти элементы, стороны, сферы проявления в один многогранный и единый процесс. В данном исследовании эти подходы не будут жестко ограничиваться, а наоборот взяты во всем богатстве их проявлений.

Учет специфики этих подходов, позволит, на наш взгляд, охватить процесс управления процессами формирования этнической толерантности со всех сторон и избежать однобокого, одностороннего, и, следовательно, неадекватного подхода к исследованию этой проблемы.

Механизм управления национальными отношениями имеет сложную структуру, включающую объект управления (национальные отношения); субъект управления (высшие государственные органы, государственные органы субъектов федерации, общественно-политические организации); комплекс принципов, рычагов, методов, средств, приемов управления, нормативов деятельности управляющей системы, необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами. Обычно выделяют три уровня управления национальными отношениями.

Первый - теоретико-концептуальный. На нем формируются концепция национальной политики, программы этнического развития. Это прерогатива научно-исследовательских институтов, вузовских научных подразделений, исследовательских центров, экспертных групп.

Второй - законотворческий. Здесь принимают законоположения, решения, акты и установления, определяющие конкретные механизмы, пути и средства решения поставленных задач. Это ответственность высших органов государственной власти. Концепция национальной политики также определяется этими органами-в ее главных, существенных чертах.

Третий - практическо-политический. Это компетенция органов власти субъектов федерации, административно-территориальных единиц. Здесь воплощаются программы с учетом специфики регионов

В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, региональная политика, демофафическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, региональные, ми-фационные, демофафические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, мифационной, демо-фафической политики.

Национальная политика-это целенаправленная деятельность по регулированию национальных отношений, содержащая в своей основе теорию, принципы, главные направления, систему мер и механизмов по реализации. Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам. В современном правовом многонациональном государстве, национальная политика должна быть направлена на национальную консолидацию и межэтническую интефацию

Похожие диссертации на Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития