Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Михайлова Анна Ивановна

Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект
<
Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова Анна Ивановна. Монородительские (отцовские) семьи: социолого-управленческий аспект: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Михайлова Анна Ивановна;[Место защиты: Забайкальский государственный университет].- Чита, 2015.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования природы отцовства 18

1.1. Основные направления в научном понимании отцовства. 18

1.2. Одиночество как социальный феномен 38

1.3. Монородительские (отцовские) семьи как объект социального управления 52

Глава 2. Монородительские (отцовские) семьи как объект социологического анализа 70

2.1. Методы, инструменты и технология социологического анализа монородительских (отцовских) семей 670

2.2. Монородительские (отцовские) семьи: социологический анализ 85

Глава 3. Специфика формирования стратегии управления отцовскими семьями в условиях Забайкальского края 107

3.1. Особенности социального самочувствия одиноких отцов как детерминанта формирования стратегии управления отцовскими семьями 107

3.2. Гуманизация семейной политики как стратегия управления отцовскими семьями 124

Заключение 143

Список литературы

Одиночество как социальный феномен

Феномен отцовства лишь последние несколько лет находится в центре внимания исследователей. Традиционно ценность семьи и брака рассматривалась в контексте материнства, а семейная проблематика разрабатывалась в русле женских исследований. Процесс модернизации семьи, отмечающийся на протяжении последних десятилетий, существенно повлиял на статус и роль отца в семье и в обществе в целом, и, соответственно, усилил интерес ученых к названному явлению.

И.С. Кон, исследователь в области отцовства, дает следующее толкование понятия «отцовство»: 1) на макросоциальном уровне отцовство (fatherhood) рассматривается как «социальный институт в системе других способов межпоколенной трансмиссии культуры»1; 1) на микросоциальном уровне отцовство (fathering) рассматривается в контексте отцовской деятельности конкретной семьи2. В настоящее время возможно выделить несколько научных подходов к исследованию феномена отцовства: социально-философский, антропологический, макросоциологический, психологический.

Социально-философский подход позволяет рассмотреть природу отцовства как социальный феномен через призму исторических факторов.

Наиболее яркими представителями античности, затрагивающими вопросы семьи, брака, взаимоотношения членов семьи были Платон, Аристотель.

Согласно воззрениям Платона, общественную ячейку может составлять только та семья, в которой властвует мужчина. Вкупе такие семьи составля Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16. Там же, с. 15. ют государственные образования.

Кроме того, Платон выдвигал идею введения общности жен, детей и имущества, что обосновывалось военно-политической обстановкой того времени. Так, в Древней Греции, в частности в Спарте, приветствовались внебрачные половые связи женщин, поскольку в среде мужчин существовала казарменная военная муштра: «... уже в младенческом возрасте вырванный из лона семьи, обреченный расти и развиваться под гнетом жестокой военной муштры ... спартиат, по-видимому, совершенно терял вкус к семейной жизни... . Это сводило обязанности мужчин лишь к детопроизводству. Мужчина был практически отстранен от воспитания детей, почти не занимался хозяй-ством…»3.

Аристотель развил концепцию Платона: он поддержал идею, что семья, в которой мужчина господствует над женой и детьми, может являться основной ячейкой общества. В трудах Аристотеля окончательно формируется «патриархальная теория».

На протяжении почти всей римской истории мужья обладали абсолютной полнотой власти над женами. Римская культура в свой ранний период была показателем достаточно строгого образца патриархальной моногамной семьи4.

Параллельно в Древнем Китае в период становления китайской философии возникает конфуцианство. Особенностью конфуцианства стала система морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, особенно родителей, любовь к родственникам и т.д. Согласно конфуцианскому учению, личность можно воспитать через воздействие различных факторов, например, семьи и родителей. Воспитание детей есть первоочередной долг родителей, поскольку это способствует развитию высокой нравственности и общественного преуспеяния. Также дети имеют собственные обяза 3 Анисина С. История семьи: древние времена и античность. Таким образом, западная и восточная философия на ранних этапах своего развития представляют разные взгляды на ценность семьи, отцовской роли в семье. Античность показывает образец отстраненности отца от воспитательной деятельности, что объяснялось, скорее, политической обстановкой того времени, и перед мужчинами стояли иные задачи. Традиции же конфуцианства заключались, прежде всего, в развитии нравственности, гуманности через взаимоуважение и почитание отца.

Эпоха Средневековья унаследовала римские нормы отцовского права, однако они подверглись значительным изменениям под воздействием христианства. Культивирование образа Иисуса привело к тому, что его идеал и связанные с ним духовные связи стали восприниматься выше природных, что привело к отрицанию принятого в римском праве принципа абсолютной отцовской власти: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (от Луки 14:26)6.

С эпохи Возрождения появляются многочисленные поучения и наставления отцам, как им следует воспитывать детей. Например, в XV в. христианский богослов Мартин Лютер призывал не только к отцовскому лидерству в семье, но и обратил внимание отцов к повседневным домашним делам: «Бог и все его ангелы улыбаются отцу, стирающему детские пеленки, потому что он делает это, следуя своей вере»7.

В последующие века протестантизм стал религией, ориентированной на дом. На протяжении почти двух столетий ежедневная семейная молитва, чтение Библии и религиозное воспитание детей являлись прерогативой мужчин. В эпоху Нового времени, особенно XVII–XVIII вв. в Западной Европе усиливается внимание философов к феномену отцовства. Так, М. де Мон-тень в своих размышлениях об отцовстве приходит к мысли о том, что основная функция отца должна заключаться, прежде всего, в передаче духовного состояния и потому мыслителя больше занимали подросшие дети8.

Постепенно формируется новое отношение к отцовству, акцент делается на тех особенностях отцовского воспитания, которые не принимают телесные наказания детей и проявление какой-либо жестокости. Особый вклад в развитие нового отношения к отцовству внес английский философ Дж. Локк9. Приверженцами идеи Локка стали такие мыслители, как Дж. Свифт, а вслед за ним Р. Шеридан. Дж. Свифт в своем крупном произведении «Путешествия Гулливера», описывая общественные воспитательные учреждения, поддержал идею о том, что «порка ломает дух юноши»10. Р. Шеридан в «Школе злословия» поднимает идеи гуманизма, отрицая пользу телесных наказаний.

Монородительские (отцовские) семьи как объект социального управления

Эпоха Возрождения и период Нового времени принесли переосмысление понятия «одиночество». Природы одиночества в своих трудах в этот период коснулись такие ученые, как Г. Гегель, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Б. Паскаль. На феномен одиночества накладывается индивидуалистическое мироощущение, а также разграничение социального и личного63.

Особенно трактует проблему одиночества С. Кьеркегор. Одиночество по Кьеркегору, представляет замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, не размыкаемый никем, кроме Бога64. Человек, согласно Кьеркегору, существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него.

Двойственное отношение к одиночеству просматривается в творчестве Ф. Ницше: одиночество как эстетическая, метафорическая фигура и одиночество как мучительное личное состояние, преследующее его в собственной жизни. Оставаясь «на стороне» одиночества творческого, личностно-мудрого, Ницше, понимая неискоренимость одиночества ужасающего, стремится изобразить привлекательные черты одиночества. С одной стороны, согласно Ф. Ницше, в одиночестве человек спокойно и радостно ведет «свое монологическое существование среди бесед с самим собой и даже среди смеха», с другой, – склоняется к мысленной недооценке самого себя, доходящей до такой степени, что его приходится принуждать приобрести снова хорошее мнение о себе от других65.

Б. Паскаль в трактате «Мысли» тему одиночества представил как тему заброшенности человека в бесконечности Вселенной: «Одинокий человек представляет собой нечто несовершенное, необходимо ему найти другого, чтобы стать счастливым»66. Согласно Б. Паскалю, себялюбие является единым источником проблем человека и общества. Вслед за М. Монтенем он утверждал «прелесть уединения» (в отличие от одиночества), которое позво 63 Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия одиночество, смерть, страх (от античности до Нового

Становление философских представлений об одиночестве в русской философии также имеет свою периодизацию. Изначально данный феномен осмысливался посредством многочисленных фактов духовной изоляции, характерных для русской христианской философской традиции, например, отшельники Афона, в подвигах уединения стремившиеся к личному спасению. Образцом подвижничества являлся основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Его ученики уходили в леса для освоения новых земель и жертвенного учительного служения людям. Уединение Сергия и его последователей имело целью самосовершенствование, чтобы быть примером в миру68.

В русской философии и культуре XIX в. проблема одиночества раскрывается в трудах таких отечественных философов, как Н. Бердяев, В. Соловьев, Л. Шестов и др.

В философии В. Соловьева одиночество рассматривалось как деструктивный фактор индивидуального бытия, противопоставляющийся общественному бытию и препятствующий общественному благу, в том числе возможному конечному спасению и обретению Бога69.

Иная точка зрения на одиночество прослеживается в трудах русского философа Н. Бердяева. Философ осмысливает одиночество как нечто созидающее: «Через момент одиночества рождается личность, самосознание личности. Одиночество не свойственно первоначально массе человечества, которое живет в коллективном родовом быте. Но выход личности из родового быта сопровождается чувством одиночества». Бердяев рассматривает одиночество как относительное явление и абсолютное: «… одиночество относительно, оно соотносительно с существованием других и другого. Абсолютное одиночество есть ад и небытие, его нельзя мыслить положительно, его можно пект, Новосибирск, 2008. С. 76. мыслить лишь отрицательно. Относительное же одиночество не есть только болезнь… . Оно может означать рост души…»70.

Таким образом, представления об одиночестве вплоть до ХХ в. сводились к толкованию данного феномена как способа саморазвития, самосовершенствования личности, одной из функций одиночества было «созидание души человеческой».

В философии ХХ в. одиночество стало одним из значительных объектов исследования, приобрело статус значительной экзистенциальной категории, порожденной конфликтом между «Я» и «другим».

В процессе исследования феномена одиночества западными учеными было выдвинуто множество классификаций данного явления.

Наиболее подробное и систематизированное изложение взглядов на природу одиночества изложены в труде «Лабиринты одиночества».

Например, У. Садлером71 выдвигается четыре типа одиночества, которые представлены в неразрывной связи: космическое; культурное; социальное; межличностное.

Межличностное одиночество, по У. Садлеру, связано с потерей глубокого общения с другим человеком. Неумение общаться, устанавливать доверительные отношения с другими людьми ведут к данному типу одиночества.

Зарубежные ученые выдвинули восемь подходов к изучению феномена одиночества: психодинамический (А. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман), феноменологический (К. Роджерс), экзистенциальный подход (С. Мустакас), социологический, интеракционистский, когнитивный подход, интимный подход и теоретико-системный.

Монородительские (отцовские) семьи: социологический анализ

Определение стратегии и инструментария социологического исследования факторов, обусловивших появление отцовских семей, потребностей, жизненных ценностей и ориентаций одиноких отцов, представляет определенную сложность, которая вызвана рядом причин. Во-первых, это общий недостаток исследовательских практик по данной проблеме, особенно в социологическом аспекте; во-вторых, необходимость знания психологических особенностей проведения исследования (отказы респондентов при проведении анкетного опроса в силу различных психологических причин, знания психологических правил беседы со сложной социальной группой респондентов-одиноких отцов). Обозначенные трудности требуют серьезного изучения и обоснования методов исследования.

Научно обоснованных социологических исследований относительно факторов, обусловивших появление отцовских семей, потребностей, жизненных ценностей и ориентаций одиноких отцов нами не обнаружено, поэтому был проведен анализ научных работ и результатов ранее выполненных репрезентативных исследований по аналогичным проблемам, в том числе проанализированы исследования проблем родительства (О.А. Заякина), материнства (Л.К. Рашитова), а также методики региональных исследований социальных проблем авторов С.П. Пельменевой, И.В. Петровой, И.В. Романовой, Н.П. Романовой, Е.П. Топорковой и др.122.

Проведенный анализ исследований позволил нам выработать собственную методику исследования факторов, обусловивших появление отцовских семей, потребностей, жизненных ценностей и ориентаций одиноких отцов. Особенность методики заключается в том, что представленная проблема подверглась исследованию с различных сторон. Помимо качественно-количественного анализа респондентов – одиноких отцов, наше исследование дополнил качественный анализ детской аудитории, представителей со стороны общественности и официальных органов – экспертов, позволивший внести ценную дополнительную информацию в исследование.

В качестве образца решения исследовательской задачи за основу взята кризисная парадигма семьи. Кризис семьи и невыполнение ею своих функций объясняется кризисом семейных ценностей, результатом которого можно считать распространение идеала однодетной семьи: все больше детей остается без одного из родителей, в чем и выражается одна из особенностей современного родительства – возможность сочетания родительских обязанностей в лице одного родителя.

Методика исследования находится в русле общеметодологических принципов социологического знания. Поэтому понятие «метод» используется как в общенаучном, так и в специализированном смысле. Выбор методов и инструментов исследования исходит из методологических посылок и гипотез. В общенаучном значении нами используется метод анализа, который предусматривает анализ статистических данных, различных документов и материалов.

Использование только статистической информации для полного анализа поставленной проблемы представляется недостаточным, поскольку категория «одинокие отцы» – явление, требующее разностороннего исследования. Основой методики являются методы социологического исследования: фокус-группа, анкетный опрос одиноких отцов, биографическое полуструктурированное интервью одиноких отцов, неформализованное интервью детей из отцовских семей, наблюдение, опрос экспертов. Таким образом, сбор и анализ эмпирического материала включает: 1) анализ статистической информации и официальных документов Забайкальского края в разрезе исследуемой проблемы; 2) анализ нормативно-правовой базы, касающейся предмета нашего исследования; 3) вторичный анализ проведенных ранее репрезентативных исследований в субъектах Российской Федерации; 4) шесть фокус-групп; 5) социологический анкетный опрос одиноких отцов в г. Чита и районах Забайкальского края, проведенный автором в первом полугодии 2013 г.; 6) биографическое полуструктурированное интервью с респондентами, в качестве которых выступили одинокие отцы. Основная задача интервью заключалась в проверке и дополнении некоторых противоречивых ответов. Опрос проводился под руководством опытных интервьюеров И.В. Романовой, И.В. Петровой; 7) неформализованное интервью с респондентами, в качестве которых выступили дети, с целью получения более глубокой информации относительно потребностей, психологического климата семьи; 8) получение дополнительной информации методом опроса экспертов. Основой инструментария проведенного социологического исследова ния одиноких отцов является анкета.

На первом этапе анкетирования при формировании выборки респондентов нами использовался невероятностный отбор респондентов методом «снежного кома». Названный метод является разновидностью целенаправленного выбора для отбора редко встречающихся групп респондентов.

Отбор элементов в неслучайной выборке осуществляется по субъективным критериям – доступности, однотипности и т.д.

Применение неслучайной выборки в нашем случае обосновывается этическими проблемами, а именно невозможно каждого респондента заставить отвечать, если он отказывается. Разновидностью неслучайного отбора является направленная (целевая) выборка, которая характеризуется выбором единиц или группы единиц по какому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора являются: выборка доступных случаев, отбор типичных случаев, метод «снежного кома», стихийная выборка и квотная выборка123.

Главное преимущество такой выборки – более глубокое, качественное и всестороннее раскрытие предмета по сравнению с вероятностной.

Техника формирования выборки методом «снежного кома» в социологической энциклопедии определяется как техника поиска субъектов исследования. Один респондент говорит исследователю имя другого, который, в свою очередь, называет имя третьего и т.д.»124. Такие исследователи, как В.И. Добреньков, А.И. Кравченко под методом «снежного кома» подразумевают «разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура используется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей.

Гуманизация семейной политики как стратегия управления отцовскими семьями

Важное место в рейтинге жизненных ценностей одиноких отцов также занимает материальное благополучие, что объясняется не только неблаго приятными экономическими условиями существования монородительских семей, но и природным качеством мужчины, ориентированном на достижение материальной стабильности и финансовой независимости.

Невысокая значимость семьи как жизненной ценности обусловливается тем, что одинокие отцы, как правило, разочарованы в супружеской жизни и иметь партнера по браку не стремятся, хотя понимают важность создания полной семьи.

Профессиональная карьера, работа, а также здоровье практически соответствуют по значимости среди ценностных предпочтений, поскольку, по мнению респондентов, «главное было бы здоровье, а работа всегда найдется» (из интервью, одинокий отец, 35 лет).

Следовательно, дети являются безусловной ценностью для одиноких отцов вкупе с материальной обеспеченностью, которую возможно достичь при наличии здоровья и работы.

Отец, воспитывающий самостоятельно детей, социально одинок, поскольку оказывается в непривычной для себя роли, менее адаптирован к условиям общества, неудовлетворен уровнем жизни. Все это формирует определенного рода потребности, характерные именно для отцовской семьи.

В Российской социологической энциклопедии потребность трактуется как «состояние недостатка в чем-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности»139.

К наиболее распространенным факторам материальной нестабильности отцовских семей относится низкая заработная плата. Забайкальский край признан одним из дотационных регионов, что является причиной низкой оплаты труда работающих жителей. Для монородительских семей эта проблема особенно актуальна. Хотя большинство семей вынужденно держатся за имеющуюся работу, поскольку в регионе также высок уровень безработицы. Значительная часть трудоспособного населения, особенно в сельской местности, получает пособие по безработице, среди них 26,3 % одиноких отцов. Подспорьем в материальной поддержке для одиноких отцов, проживающих в сельской местности, является подсобное хозяйство. Основной доход одиноких отцов, проживающих в городе, составляет работа в частном секторе. Возможность непостоянного заработка (как дополнение к основному) позволяет отцам обеспечивать семью выше минимального прожиточного минимума (величина прожиточного минимума в Забайкальском крае на 2014 г. составила 8 059, 47 руб.).

В настоящее время значительная часть населения по своим доходам находится, практически, на уровне прожиточного минимума. Основными показателями низкого уровня жизни региона являются значительный уровень безработицы, отсутствие развитого производства и промышленности, особенно в аграрных районах с низким уровнем урбанизации (табл. 5).

Показатели, % 16,2 Большую роль в жизни одиноких отцов играет помощь родственников, а именно родителей со стороны отца, в редких случаях со стороны отсутствующей жены (как правило, в воспитании и поддержке внуков). По данным опроса, существенную финансовую помощь одиноким отцам оказывают родственники, как правило, родители, которые проживают вместе с одинокими отцами.

Низкий уровень доходов негативно сказывается на обеспечении детей: доходы позволяют удовлетворять только витальные потребности, необходимые для биологического существования – жилье, продукты питания, одежда, предметы первой необходимости. В данном случае особую роль играет поселенческий фактор: в сельской местности уровень жизни значительно ниже, но и уровень притязаний как отцов, так и детей невысок, в то время как в городе с более высоким запросами на жизнь, отцу приходится сложнее в плане обеспечения детей.

При анализе данных нами выявлено, что около половины опрошенных оценивают свое материальное положение как «среднее» (36,1 %), «ниже среднего (46,2 %), «низкое» (17,7 %). Соответственно, на вопрос: Удовлетворены ли Вы своим материальным положением? 19,7 % мужчин ответили утвердительно, а 80,3 % мужчин ответили, что не довольны.

Значительным препятствием в достижении материального благополучия одиноких отцов является низкая заработная плата в регионе при низком уровне жизни (рис. 3). Забайкальский край отличается рядом негативных тенденций, к которым следует отнести значительный миграционный отток населения из края, который можно объяснить невысоким уровнем обеспеченности жильем, его низким качеством, низким уровнем культурного и бытового обслуживания, экономической нестабильностью, ростом безработицы. 56,1

Тем не менее, неудовлетворенность одиноких отцов своим материальным положением не является поводом для обращения отцов к государственной поддержке. В большей степени это объясняется тем, что мужчина ориентирован, прежде всего, на свои природные свойства – силу, действие, рациональность мышления. Одинокие отцы не обладают достаточными знаниями о том, какие существуют возможности, центры помощи или поддержки и имеют ли они право на какую-либо поддержку со стороны государства. Особенно характерно это для одиноких отцов, проживающих в сельской местности, поскольку они не всегда обладают информацией, кто и какую помощь им должен или может оказать.

Наше исследование выявило очень низкий уровень информированности отцов по поводу существования социальных программ для одиноких отцов, работы центров социального обеспечения.

На вопрос «Приходилось ли Вам обращаться за помощью в органы социальной защиты населения?» 79,4 % респондентов ответили «никогда», 20,6 % – иногда. В ходе исследования выяснилось, что одинокие отцы в силу мужской природы, склонны решать возникающие проблемы самостоятельно. Так, 63,6 % опрошенных полагаются на собственные силы – самообразование, дополнительный заработок; 26,4 % прибегают к помощи родственников.

Еще одним важным моментом исследования социального положения отцов-одиночек стало выяснение правовой грамотности. Знания норматив-95 но-правовой базы продемонстрировали отцы, проживающие преимущественно в городской черте, а также в районных центрах (73,9 %). В ходе опроса отцам было предложено ответить на вопросы «О каких правах, предоставляемых государством для одиноких родителей, Вам известно?» а также «Какими из перечисленных прав Вы пользуетесь (пользовались)?». Вопросы содержали многовариантные ответы.

Таким образом, выяснилось, что большинство отцов знает о выплатах государственных пособий на ребенка и использует такую возможность. Трудовые гарантии для одиноких родителей, обозначенные в Трудовом кодексе, право на налоговые вычеты для одинокого родителя известны отцам и работодатели не препятствуют использованию положенных прав. Жилищные гарантии не входят в список приоритетных прав, которыми пользуются одинокие отцы, однако в ходе интервью выяснилось, что мужчине оказали социальную помощь по программе «Молодая семья» на улучшение жилищных условий в сельской местности (рис. 4 и 5).