Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Корженевская Нина Ивановна

Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии
<
Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Корженевская Нина Ивановна. Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии : ил РГБ ОД 61:85-10/217

Содержание к диссертации

Введение

1. Трагедии Анри де Монтерлана 51

а) Художественное творчество Монтерлана до 1942 года; 52

б) "Мертвая королева" и проблема трагического конфликта; 58

в) 'Палатеста" и проблема трагического героя; 78

г) "Пор-Рояль" - "католическая трагедия"; 108

д) "Испанский кардинал" и проблема бессмысленности человеческого существования; 127

е) "Гражданская война" ~ предел пессимизма и отчаяния.

2. Заключение. О творческом методе Монтерлана драматурга.

3. Список использованной литературы.

Художественное творчество Монтерлана до 1942 года;

Впервые Монтерлан обращается к жанру драматургии в возрасте 18 лет и пишет пьесу "Ссылка" (1914) - первое из своих собственно художественных произведений.

Герой этой пьесы, Филипп де Прель, решает отправиться \ на войну вместе со своим другом Сенаком. Оба они охвачены восторгом. Война для них - это что-то вроде "огромного коллежа, это именно то, чего нам с тобой не доставало... Нам представляется уникальная возможность, которая может никогда больше не представиться" /і/.

Но мать Филиппа, Іеневьева де Прель, запрещает сыну ехать на фронт. Филипп подчиняется запрету, но мать чувствует, что теряет любовь сына. Она даёт своё согласие и даже сама умоляет сына отправиться на фронт. Но Филипп уже не хочет воевать - потому что Сенак возвращается домой. Если в начале пьесы Филипп оправдывал своё стремление на фронт идеей долга и патриотизма, то теперь он не скрывает, что всё дело в друге. Іеневьева оправдывала свой запрет страхом за жизнь сына - теперь она видит, что любовь сына для неё важнее, чем его жизнь. В финале Филипп все-таки отправляется на фронт, чтобы пройти через те же испытания, что и Сенак, и снова обрести его дружбу.

В этой пьесе уже наметились многие темы и образы будущего драматургического творчества Монтерлана: гимн страстной юношеской дружбе, конфликт между детьми и родителями - родители в произведениях Монтерлана изображаются обычно, как враги своих детей, родители подавляют лучшие порывы молодёжи: "Своей любовью она разрушила во мне то лучшее, что я мог бы сделать и чем мог бы стать", говорит Филипп о своей матери /1/.

В этой пьесе намечается такле тема одиночества и "ссылки" - то есть оторванности ото всего того, что дорого человеку. Филипп оторван от друга и от войны, он - "в ссылке".

Пьеса прославляет войну - "... возвращение юности мира" /2/. Такие понятия, как долг, родина, патриотизм - не существуют для Монтерлана и его героев. И ys конечно, ни автор, ни его герои не задумываются над империалистическим характером этой войны.

В романе "Сон" (1922) действие ТОЕЄ происходит во время первой мировой войны. Герой романа Альбан де Бриколь, как и Филипп в "Ссылке", решает отправиться на фронт, чтобы быть рядом со своим другом Прине. Война влечет Альбана, потому что он видит в ней возможность испытать себя. Но Прине убит - и Альбан утрачивает всякий интерес к войне, он покидает фронт.

"Мертвая королева" и проблема трагического конфликта;

Одна из самых значительных пьес Монтерлана, "Мертвая королева", написана в 1942 году. В основе её - пьеса испанского драматурга Луиса Беле за де Гевары "Царить после смерти". Монтерлан сохранил основные сюжетные линии и даже имена героев, но изменил ряд ситуаций, характеры героев, а главное - наполнил пьесу новым содержанием, придал ей философский смысл. То есть, пьеса Монтерлана является самостоятельным произведением.

"Мертвую королеву" называют "трагедией страха". Все основные её персонажи живут в постоянном страхе: Инее де Кастро каждое утро, просыпаясь, "... первым делом видит свой страх, как вещь, оставленную с вечера на ночном столике... Страх, от которого холодеют руки". Король Феррант тоже "... всю жизнь прожил в страхе: в страхе, что у него отнимут корону, в страхе, что его предадут, в страхе, что его убьют". И вообще, говоря устами Педро, "... весь мир живет в страхе" /і/. Страх является определяющим настроением пьесы, её атмосферой.

Каков основной конфликт пьесы? "Это конфликт любви и государственного блага", - определяет Пьер де Буадеффр/2/. Действительно, конфликт этот уже с первой сцены видет вполне отчетливо: король Португалии Феррант хочет женить своего сына Педро на инфанте Наваррской, которая после смерти Фер-ранта станет достойной правительницей. Но Педро не хочет и не может жениться на инфанте, потому что он тайно обвенчан женщиной, которую любит, - Инее де Кастро. Конфликт чувст-за и долга? Но по мере развития действия возникает всё больше 2омнений, действительно ли речь идет о государственном благе? Рем более, что Феррант сам признает, что давно уже не верит т в государственное благо, ни во что другое: "Сегодня одно огромное "что мне до этого" заслонило от меня весь мир" /1/. Он говорит по привычке "мой народ", "моя страна", раньше он зерил в эти слова, но теперь они для него пустой звук. Тем не яенее, он продолжает действовать так, словно верит в необходимость того, что делает. Сам Феррант считает такое положение нормальным: "Человек умирает за идеи, в которые не верит, за страсти, которых не испытал, за людей, которых не любит" /2/.

Но в случае с Инее и Ферранту, и зрителю ясно, что убийство Инее не послужит интересам государства, Феррант сознает, что действует в ущерб и государству, и самому себе -л всё se он действует: "Я совершаю огромную, непоправимую ошибку, тем не менее, меня непреодолимо влечет совершить её. 1 вижу пропасть и сад туда устремляюсь", - говорит он, подписывая договор с Фернандом Арагонским /3/. Точно так se рассуждает он, собираясь отдать приказ об убийстве Инее.

Заключение. О творческом методе Монтерлана драматурга

Внешне произведения Монтерлана напоминают произведения писателей критического реализма: в отличие от многих писателей модернистов (сюрреалистов, представителей школы "нового романа", "антитеатра", структуралистов), Монтерлан в своих произведениях не отказывается от сюжета и персонажей, в его трагедиях мы наблюдаем развитие действия, ведущее к развязке, у его персонажей есть свои неповторимые особенности характера, стиль трагедий Монтерлана вполне доступен для восприятия.

"Никаких драматических пируэтов. Он не прибегает, например, к странной технике Пиранделло, влияние которого видно в творчестве стольких современных драматургов. Он не использует наивные архаизмы, как Іироду, и не прибегает к шокирующей модернизации, как ан Ануй в "Антигоне"... Он презирает влияние эпохи" /1/. Но назвать творческий метод Монтерлана реалистическим нельзя, поскольку самый принцип отбора писателем явлений действительности весьма далёк от реалистического. Чтобы нагляднее доказать это, .сравним основные "уровни" творческого метода А.де Монтерлана с основными "уровнями" реалистического метода.

"Реализм означает, в гносеологическом плане, признание объективного существования реального мира, вне и независимо от воспринимающего его человеческого сознания и познаваемости этого мира, а в социологическом - зависимости сознания и поведения человека от окружающей его общественной среды. При этом сам человек способен в своей практической деятельности активно преобразовывать окружающую среду, которая оказывает -ся, таким образом, сферой приложения человеческих сил" /1/. Итак, в центре - проблема взаимоотношений человека с окружающим миром. В центре творчества Монтерлана -"глубины души" человека. Уже само это перенесение акцента исключительно на внутренний мир человека ставит под сомнение объективность существования внешнего мира. Но если в раннем и зрелом творчестве Монтерлана объективный мир всё же существует, хотя иногда и напоминает сон (роман "Сон"), то в произведениях последнего периода творчества (1954-1973 годы) реальность материального мира становится всё более сомнительной (роман "Хаос и ночь", пьеса "Гражданская война" и дрі). Но если йонтерлан допускает существование независимого от человека реального мира, то познаваемость этого мира представляется весьма ограниченной. Чаще всего персонажи Монтерлана не способны познать ни себя, ни окружающих. Тема "слепоты" - одна из самых постоянных и излюбленных в творчестве Монтерлана.

Монтерлан не признаёт также и детерминированности человеческой жизни - материальной, и тем более духовной окружающими человека социально-историческими условиями, не признаёт за человеком способности активно изменять и преобразовывать эти условия. На глазах героев Монтерлана гибнет дело, которому они посвятили свою жизнь. Герой Монтерлана не имеет никакого шанса оставить след на земле, даже если этот герой стоит во главе государства и вершит судьбами людей

Похожие диссертации на Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии