Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Ханнанова Зульфия Римовна

Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма
<
Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ханнанова Зульфия Римовна. Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Казань, 2000.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/181-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Натурализм в контексте американской литературы рубежа XIX-XX в в 17

Глава II Теоретические воззрения фрэнка норриса 59

Глава III Поэтика романа фрэнка норриса «Спрут» 117

Заключение 177

Список использованной

Литературы 183

Введение к работе

Смена исторических эпох имеет свои последствия в различных областях человеческого знания, будь то культура, философия или литература. Именно на рубеже веков происходит пересмотр всего того, что было создано ранее, меняются методы, направления и критерии исследования.

Все это касается и истории американской литературы. В критических обзорах литературы США конца XIX - начала XX века последних 20-30 лет мало внимания уделялось литературному процессу, связанному с вопросом развития критического реализма и натурализма и взаимозаменяемости этих терминов. Те немногие работы, которые появлялись в российском литературоведении, носили во многом идеологический характер (выделяются работы Й.Е.Бабушкиной, Р.М.Самарина, В.Н.Богословского и др.) Зарубежные исследования последнего времени склоняются к мнению об изученности творчества писателей рубежа ХІХ-ХХ веков в плане методологии и акцентируют внимание исключительно на текстологическом, лингвистическом анализе произведений Г. Джеймса, С. Крейна, В.Д.Хоуэллса и др.( Л. Анебринк, Д.Грэхэм, К.Коллинз, Э.Маршан и др.)

Однако именно сейчас обращение к наследию Фр. Норриса, С. Крейна, X. Гарланда, Т. Драйзера и др. писателей того периода позволяет по-новому взглянуть на литературные течения и направления, их историю и методологию, выявить новые закономерности развития, рассмотреть вопросы преемственности и влияния реализма на последующее развитие американской литературы.

В связи с этим актуальное значение имеет творчество Фрэнка Норриса (1870-1902). В нашей работе речь пойдет о творчестве именно этого писателя, которого в многочисленных трудах, посвященных литературе

США, называют первым натуралистом, писателе, выработавшем собственную систему американского романа на основе «Экспериментального романа» Золя и философских изысканий И. Тэна, Г. Спенсера, Дж. Фиске, Дж. Ле Конте, Ч. Ломброзо, М. Нордау и др.

Термин «натурализм» применительно к литературе рубежа 19-20 веков, как и любой другой термин, несет в себе достаточный элемент условности В связи с этим в критике нередко возникают споры о степени его точности, о его границах применительно к термину «реализм». Поскольку мы не претендуем на создание собственной теории натурализма в американской литературе, в нашей работе мы опираемся на уже имеющиеся, хотя и противоречивые, теоретические изыскания по данной проблеме, не отказывая себе при этом в их анализе. Натурализм применительно к американской литературе и особенно к творчеству Фрэнка Норриса понимается нами прежде всего как литературное явление, занимающее пограничное положение между традиционным реализмом с его «типическими характерами в типичных обстоятельствах» и натурализмом Золя с «бесстрастным взглядом физиолога». При этом в натурализме Норриса отвергается «тривиализм» или «реализм мелочей», а в качестве основополагающего литературного принципа подчеркивается эпичность повествования. Кроме того, отличительной чертой реализма-натурализма в американской литературе рубежа XIX-XX веков являются романтические черты, которые живы вплоть до середины XX века. В этой связи особо актуальное значение приобретает судьба американского натурализма именно этого периода и в последние десятилетия XX века, где он оказался по целому ряду причин очень жизнеспособным. Это интересно для нас не только с точки зрения историко-литературного факта, но как событие, имеющее историко-литературное значение.

Появление такого неоднозначного взгляда на явления реализма и натурализма в американской литературе того периода объясняется логикой

развития литературы как таковой. Изучая эволюцию реалистической эстетики, Н.Л. Лейдерман приходит к выводу, что к 20-ому веку «... и чем дальше, тем больше, происходят процессы ассимиляции: реалистические структуры вступают в «сцепления» со структурами дореалистическими (романтизмом, например), авангардистскими (экспрессионизмом, сюрреализмом и др.), образуя сложные художественные системы.» [42,с.4]

Мы сознательно отмечаем, что термин "натурализм" в нашем понимании применим только к американской литературе, поскольку очевидно различие в трактовках метода в зависимости от его школ даже в пределах одной страны. Что касается европейского натурализма, то видны существенные различия между "мюнхенской школой" натурализма с ее ограниченным отбором тем и многословным, утомительным описательством - и школой "берлинской", выразительно тяготевшей к постановке острых социальных проблем, к созданию произведений, критически фиксировавших типичные явления немецкой действительности. В литературах с могучей реалистической традицией, созданной еще в первой половине ХІХ-ого века, натурализм зачастую резко или во всяком случае сознательно обособлялся от реалистического искусства 20-50-х годов. Во французской литературе молодым писателям-натуралистам оно казалось устаревшим искусством вчерашнего дня, хотя и воспринималось положительно. Так Золя восклицал: "Мы шагнем дальше Бальзака!", - искренне веря, что он, вместе с тем, продолжает дело Бальзака. [149,с.77]

При всех тех различиях, которые обнаруживаются в анализе проблемы натурализма, видно и то общее, что лежит в основе натурализма в национальных литературах. Комплекс идей и эстетических представлений, охватываемый понятием "натурализм", возникает в ту эпоху, когда постепенно все в большей степени дает себя знать исчерпанность художественных принципов романтизма и реализма, все настойчивее

становится воздействие общественной жизни на литературу, хотя оно и носит не прямой, а косвенный характер. Каким бы ни был национальный литературный процесс, он становится активным в период формирования нации. В Америке после войны за независимость самым подходящим методом в литературе был признан романтизм, который соответствовал стремлению к осуществлению "американской мечты". Это во многом объясняет его длительное существование в американской литературе, духовный багаж американской нации был неподготовлен для принятия реализма.

Только в свете этих соображений можно попытаться решить проблему натурализма в литературе США и рассмотреть роль Фрэнка Норриса как писателя, придавшего новое качество американскому реализму, выразившееся в бурном расцвете реалистического романа на пороге нового века.

В литературной критике конца Х1Х-ого века и в многочисленных трудах, посвященных литературе США, натуралистами прежде всего именуются Ф. Норрис, X. Гарланд, С. Крейн. Французский исследователь американской литературы Р. Мишо в своей "Панораме американской литературы" также причисляет Норриса и Крейна к натурализму. Немецкий исследователь В. Фишер в книге "Литература США" относит творчество Норриса и Крейна к "программному натурализму", а Дж. Харт в своем "Справочнике по американской литературе", выдержавшем несколько изданий, относит к натуралистам Норриса, Крейна, Херрика, Лондона и Фредерика. [82,с.23] В работах зарубежных литературоведов творчество американских писателей-натуралистов выводится непосредственно из иностранных, прежде всего французских влияний. Так в книге Дж. Сальвана "Золя в Соединенных Штатах" творчеству Норриса, Крейна и Драйзера посвящены специальные разделы, рассматривающие их зависимость от Золя. Шведский американист Ларе Анебринк в монографии

"Влияние Э. Золя на Фрэнка Норриса", сопоставляя романы этих двух писателей, пытается доказать не только общую зависимость эстетики Норриса от Золя, но и установить случаи прямого ученического заимствования в отдельных романах американского писателя.

Устоявшаяся точка зрения о зависимости американской литературы от французской имеет серьезные объективные основания. Но в "золяизме" американских писателей надо видеть фактор уже вторичного значения, не определяющий главного в натурализме американских писателей. Вместе с тем, нельзя к их творчеству подходить с некоей отвлеченной "меркой натурализма". У американского натурализма были свои важные особенности, определяемые специфической ситуацией в литературе США, отличавшейся от состояния литературы большинства стран Европы. Разумеется, национальная литература США как диалектическое единство направлений начала складываться еще в первые десятилетия 19-ого века. Но на процесс ее развития оказали свое задерживающее влияние глубокие общественные и идеологические противоречия между Югом и другими штатами.

Английская и французская литературы, натуралистические течения в которых были особенно хорошо известны в США, отличались по своему типу становления и развития от американской литературы. В американской литературе, как и в немецкой или бельгийской, развитие реализма из-за ряда причин, среди которых серьезное значение имела и сравнительно поздняя национальная консолидация и консолидация разрозненных литературных сил, шло замедленными темпами, осложнялось многими обстоятельствами, в частности слабо развитыми национальными реалистическими традициями. Во второй половине века в этих странах сложились условия для быстрого развития национальной литературы -национальное объединение, возникновение общенациональной проблематики, углубление общественных противоречий. Натурализм в

американской литературе - закономерное порождение духовной ситуации, сложившейся в американской литературе в конце XIX - начале XX века, когда остро ощущается кризис гуманистического сознания, кризис культуры. Как следствие - философия пессимизма и скептицизма. «Натуралистическое сознание» общества создавало ситуацию, когда даже «чистые» реалисты не могли обходиться без художественной философии натурализма, без его эстетических приемов. Другой вопрос, что степень влияния натуралистического метода на писателей была различной. Если у Херрика («Человек, который побеждает») натуралистическая поэтика выражается в натуралистическом описательстве в силу неверно понятого автором принципа объективности, то у Фредерика объективизм выражается в отсутствии аналитического изображения действительности. [135,с.39] В других случаях художественные средства и философские воззрения, определяемые термином «натурализм», противоречиво переплетались в творчестве того или иного художника со многими другими тенденциями. Так это было в романах Норриса с его романтическими реминисценциями, в искусстве рассказчика Гарланда или в новеллах молодого Лондона. Однако не менее значимыми являются при этом и черты реалистической эстетики: внимание к взаимоотношениям человека и социальной среды, стремление найти в окружающем мире цель и смысл существования, образное изображение жизни в формах самой жизни.

История американской литературы рубежа ХГХ-ХХ веков привлекает к себе внимание многих исследователей. Обзор американской литературы ХГХ-ХХ века делают К.Малькольм, Льюис Патти, Ван Вик Брукс, Джон Кондер, Вильям Диллингхэм и др. Однако наиболее значительные работы по американскому натурализму написаны достаточно давно. Среди самых примечательных работ зарубежных исследователей выделяется трехтомный труд профессора В.Л. Паррингтона "Основные течения американской мысли", монография Л.Анебринка о влиянии Золя на Фр. Норриса., книга

В.Диллингхэма о роли "инстинкта" в творчестве Норриса, Д.Кондера о натурализме в литературе США", Л.Ферст о натурализме как новом явлении в литературе XIX века. Среди современных (более или менее) работ выделяются монографии исследователей Д.Пайзера "Американский литературный натурализм XX века."(1982), С.Н.Верма "Ф.Норрис. Литературная легенда"(1986), которые во многом является переработкой и переосмыслением трудов американских исследователей, в том числе вышеперечисленных. В 1998 году появилась работа В.Корела, о новом взгляде на творчество Фр. Норриса с точки зрения современного американского общества, а также на проблему становления натурализма в Америке, но она находится в фондах библиотеки Пенсильванского университета США и доступна для чтения только ее членам (информация о наличии такой работы получена нами из Интернета).

Среди отечественных работ последние исследования в области изучения этой темы датируются 1983-м годом. Существует одна монография о Ф.Норрисе - книга А.С.Садагурского "Фрэнк Норрис и американский роман" (1976), где автор объясняет, в каких общественно-исторических условиях развивалась литература США на рубеже XIX-XX веков, затрагивает вопрос влияния Норриса на Т.Драйзера. Для нас эта работа интересна с точки зрения экскурса в историю американской литературы, здесь дан перессказ ряда новелл Норриса, не переведенных на русский язык. Однако А.С.Садагурский не уделяет должного внимания вопросу влияния Золя на Норриса, игнорирует связь писателя с другими американскими реалистами (Г.Джеймсом, В.Д. Хоуэллсом, Х.Гарландом и др.) В российском литературоведении существует ряд статей о творчестве Норриса, а именно: И.Е.Бабушкиной "Критический реализм Ф.Норриса", В.Н.Богословского "Творчество Ф.Норриса", "Литературные взгляды Норриса", А.К.Савуренок ""Эпос пшеницы" Ф.Норриса" и др. При этом во многих работах делается акцент на свойственном советской эпохе

идеологическом подходе при всей верности изложения фактического материала. Американские критики показывают процесс развития американской литературы с точки зрения американского общества. Вероятно поэтому их изложение выглядит более органично. Однако в работах российских литературоведов есть ряд достоинств, они представляют для нас интерес с точки зрения литературоведческого анализа художественных текстов Норриса, в них безусловно важны методологические и историко-литературные аспекты. Выделяются статьи А.А.Шароградской, где даются очень полезные обзоры зарубежных исследований по американской литературе интересующего нас периода, предпринимается попытка выявить специфику и особенности американского натурализма. Исторический контекст в литературе США XIX-XX века наиболее полно отражен в работах М.О.Мендельсона «Современный американский роман», Р.М.Самарина «Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XDC-XX в.в.», Н.И.Самохвалова «Американская литература 19 в. (Очерк развития критического реализма).» Даже в работах, где о Ф.Норрисе не говорится, отражен общий процесс развития американской литературы. Примечательны в связи с этим монографии Е.П.Кучборской и М.М. Владимировой о художественной системе романов Э.Золя, книга А.Н. Николюкина о романтической эстетике в творчестве реалистов и о сущности романтизма. (Основные проблемы, привлекающие внимание критиков, концептуальные суждения о специфике американского натурализма будут обозначены нами в каждой главе.)

Актуальность работы обусловлена необходимостью систематизации,

анализа и введения в научный оборот произведений Фрэнка Норриса,

практически не исследованных критикой ("Вандовер и Зверь", "Маг Тиг",

J "Спрут", "Омут", "Моран Леди Летти", "Лос", "Блике", "Мужественная

женщина" и др.). Диссертационное исследование становится частью работы

по прояснению и систематизации картины литературного процесса в Америке XIX-XX века, развернутой историками и теоретиками литературы, а также роли Норриса в мировом процессе развития литературы. Поскольку "натурализм" - явление многогранное, особенно применительно к творчеству Фрэнка Норриса, оно требует более подробного рассмотрения художественной системы произведений автора, системы образов, вопроса влияния творчества Норриса и натурализма в целом на последующее развитие американской мысли, начиная с творчества Э. Синклера, Т. Драйзера, и др., и заканчивая современными авторами. Поэтому на данном этапе нам представляется возможным подвести только промежуточные итоги, выработать представление о натуралистическом направлении и методе, выделить доминаты, характерные как для американского натурализма в целом, так и для творчества Норриса, а также рассмотреть тенденции эстетического характера, свойства метода, находящиеся в постоянном движении и развитии, исходя из изученного материала и собственных наблюдений.

Давно замечено, что литературное явление привлекает к себе особое внимание критики, когда оно только уходит и необходимо подвести своеобразные итоги и наметить дальнейшие перспективы развития (как и случилось с натурализмом в первой половине ХХ-ого века), либо когда спустя определенное время необходимо обратиться к прошлому с целью его переосмысления с точки зрения современности. И несмотря на, казалось бы, изученность метода, его специфика, генезис, особенности развития и типология натурализма в американской литературе требуют переосмысления, особенно применительно к творчеству основателя натуралистической школы в Америке Фрэнка Норриса. Это и определяет новизну нашего исследования.

Научная новизна данной работы состоит и в том, что в ней делается попытка осуществить системное изучение ключевых элементов эстетики

американского натурализма и показать их проявление в поэтике романов Ф .Норриса. В процессе анализа художественных текстов ставятся и решаются вопросы, которые еще не были предметом исследования:

- анализ философской природы натурализма в творчестве американских писателей-натуралистов, в особенности Норриса (выявление феномена силы как основополагающего закона бытия);

функция метафоры в натуралистическом произведении;

приемы реализации символа в натуралистическом художественном произведении и другие.

Все возрастающая потребность строить исследовательские обобщения на более твердой методологической основе диктует необходимость типологического изучения литературы. Особенно интересным и важным в настоящее время является изучение типологии натурализма в американской литературе рубежа 19-20 веков, в том числе в аспекте его взаимопересечения с другими ведущими литературными направлениями.

Поэтому цель нашей работы состоит в том, чтобы раскрыть специфику художественно-философской концепции мира и человека в прозе натурализма в американской литературе, особенно в творчестве наиболее яркого представителя этого направления, Фрэнка Норриса, что позволит осмыслить специфику этого направления как явления синтетического, сочетающего элементы как реалистической, так и романтической эстетики. В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Выявить особенности взаимодействия реализма и романтической
эстетики в творчестве писателей-реалистов ХГХ-ХХ века.

2. Систематизировать философские взгляды Фрэнка Норриса и выявить
художественно- философскую концепцию его творчества на основе анализа
произведений автора, а также определить общность и различие
французского и американского натурализма;

3. Исследовать пути взаимодействия и различия натуралистического и
реалистического направлений в американской литературе рубежа XIX-XX
века;

  1. Исследовать принципы и приемы реализации концепции судьбы в жизни героев натуралистического произведения на примере романа Фрэнка Норриса "Спрут";

  2. Выявить особенности стиля и метода Норриса в романе "Спрут" как писателя-натуралиста.

Выбранный аспект исследования предопределяет организацию материала не по монографическому, а по проблемному принципу, что отражается в структуре нашей работы.

В 1 главе рассматривается влияние традиции благопристойности на развитие реализма в американской литературе конца 19-ого века и ее преодоление, вопросы взаимодействия романтической и реалистической эстетики в американской литературе 19-20 века, дается характеристика литературным процессам, предшествовавшим становлению натурализма в Америке (литература Новой Англии, школа изысканной традиции, литература фронтира и эпохи Просвещения) ставится вопрос о самобытности развития американского натурализма и ее причинах, в частности о затянувшемся романтизме. Особенное внимание в главе уделяется теоретической основе натурализма в США на примере творчества таких американских писателей, как М.Твен, Дж.Лондон, Г.Джеймс, В. Д. Хоуэлс, Х.Гарланд, Т.Драйзер и др.

Во 2 главе представлен весь спектр вопросов, связанных с философской концепцией творчества Норриса, основанной на взглядах Г. Спенсера, Дж. Фиске, Ч. Ломброзо, Дж. Ле Конте и других философов, в основе которой принцип дуалистической природы человека и концепция силы. В главе подробно рассматриваются теоретические воззрения писателя и его взгляды на американский роман, в частности трактовка натурализма как

синтеза романтизма и реализма; дается трактовка человека и мира, реализованная в литературных произведениях писателя, а также обзор проблем, тем, идей, связанных с влиянием Э.Золя на Ф. Норриса, а таже рассматривается вопрос сходства и различия концепций американского и французского натурализма.

В 3 главе исследуется метод писателя на основе романа "Спрут" как сочетающего в себе черты натуралистического произведения, а также реалистические и романтические особенности. В главе большое внимание уделяется своеобразию американского натурализма на примере романа «Спрут». Исходя из системы образов, сюжета иллюстрируется философская концепция Норриса о существовании мира как силы или сил на примере художественного, текстологического анализа; проводится параллель с произведениями Э.Золя. В главе уделяется внимание вопросу метафоризации как отличительной черте «пурпурного стиля» Норриса, рассмотрению романа «Спрут» в системе трилогии «Эпос о пшенице».

Предметом анализа в нашей работе являются произведения Ф. Норриса

("Спрут", "Омут", "Вандовер и Зверь", "Маг Тиг", "Человек предполагает",

"Моран Леди Летти", "Мужественная Женщина", "Ответственность

лроманиста", "Блике", "Лос", "Ивернель" и др.), Э.Золя ("Тереза Ракэн",

"Ругон-Маккары" и др.), Т. Олдрича ("История плохого мальчика"), С. Крейна ("Мэгги, девушка с улицы", "Алый знак доблести", "На тему о нищете" и др.), Б. Гарта ( "Млисс", "Счастье ревущего стана"), Э. Фелпс ("Отстраненный компаньон"), У. Уитмена ("Листья травы"), М. Твена ("Простаки за границей", "Налегке", "Позолоченный век"и др.), Дж. Б. Кэбела ("Джурген"), Г. Джеймса ("Женский портрет", "Дэзи Миллер"и др.,), В.Д. Хоуэллса ("Критка и проза", "Литература и жизнь", "Путешественник из Альтрурии", "Современная история" и др.), Х.Гарланда ("Проезжие дороги", "Жители прерий" и др.), Т. Драйзера ("Сестра Керри", "Дженни Герхардт", "Финансист" и др.)

При выборе материала для исследования мы руководствовались стремлением охватить все течения в русле "натурализма" и представить разнообразие жанрового диапазона натуралистической прозы (рассказы, повести, романы, циклы рассказов и романов), чтобы дать как можно более полный и точный "портрет" интересующего нас явления.

Теоретической базой работы являются исследования по проблемам реалистической эстетики Н.А.Анастасьева, В.Н.Богословского, ААГаджиева, М.О.Мендельсона, А.С.Садагурского, Р.М.Самарина и других, а также разработки теоретиков натурализма, таких как Э.Золя, Дж.Кондер, Р.Мартин. Д.Пайзер, М.Коули, Ф.Уолкер, Л.Зифф, АМасса и других. Нами были изучены работы западных исследователей по проблеме реализма и натурализма в американской литературе. За исключением упомянутых авторов - это Ч.Уоллкат, У.Морган, С.Пероса, С.Верма, В.В.Брукс, К.Малькольм и многие другие.

В качестве общетеоретической и методологической основы нами были
использованы труды ведущих представителей смежных областей
гуманитарного знания: философов Ч.Дарвина, И.Тэна, Г.Спенсера,
Дж.Фиске, Ч.Ломброзо, Дж. Ле Конте, Д.Нобла, физиологов Клода Бернара
и М. Нордау, П.Смита и др. Системный анализ натурализма как

целостного литературного течения американской литературы рубежа 19-20 веков был бы невозможен при использовании какого-либо одного метода исследования. Поэтому в работе используется текстологический анализ, историко-литературный, сравнительно-типологический, а также элементы теоретического и художественного анализа.

Основные положения и выводы работы были апробированы автором на итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов в Казанском государственном университете (1997, 1998, 1999 г.г.), на международной научной конференции "Языковая семантика и образ мира" (Казань, 1997), "Поколение 2000" (Москва, 1996), "Кому принадлежит

культура" (Казань, 1998), "На стыке культуры и языка" (ВГБИЛ, Москва, 1998), "Язык. Культура. Деятельность" (Наб. Челны, 1999), "Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе (проблемы теоретической и исторической поэтики" (Гродно, 1999).

Результаты исследования отражены в следующих публикациях в научных сборниках:

1. Фрэнк Норрис и теория литературного натурализма конца 19
века/Кому принадлежит культура. Общественные науки и перспективы
исследования социокультурных перемен// Международная научная
конференция/ЛГезисы. - Казань: 1998.-С. 107-108.

2. Теория американского и французского натурализма, пути
взаимодействия и различия на рубеже 19-20 веков/Язык. Культура.
Деятельность. Восток - Запад//Том 2. Филологические аспекты
межкультурных коммуникаций//Тезисы докладов 2-й Международной
научной конференции. - г. Набережные Челны: 1999. - С. 64-69.

3. Теория натурализма и фиолософия Дегенерации в Американской
литературе конца 19 века (на примере произведений Фр. Норриса)/
Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе/ЛЛроблемы
теоретической, исторической поэтики// Материалы Международной
научной конференции. В 2-х частях. - Ч. \~ г. Гродно: 2000. - С. 239-244.

  1. Frank Norris and The American Naturalism. - 0,5 печ. л. (в печати).

  2. Влияние Э.Золя на американскую литературу (на примере произведений Фр. Норриса). - 0,3 печ. л. ( в печати).

  3. Функция силы в философской системе Фр. Норриса. - 0,1 печ. л. (в печати).

Натурализм в контексте американской литературы рубежа XIX-XX в в

Одной из центральных проблем в истории развития американской литературы 19-20 вв. является натурализм как метод художественного творчества и литературное направление. Литературные произведения, которые критика называет натуралистическими или в которых она усматривает сильные натуралистические тенденции, представляют целую эпоху в истории американской литературы, включающую творчество Ф.Норриса, С.Крейна, Т.Драйзера, Дж.Лондона, Ш.Андерсона, Дж. Дос Пассоса, Дж.Стейнбека, Э.Хемингуэя и других крупных американских писателей.

Проблема натурализма в американской литературе представляет значительный интерес для литературоведов уже потому, что в большинстве случаев она непосредственно связывается, а иногда отождествляется, с вопросом о возникновении и развитиии критического реализма в литературе США. Однако ввиду различия методологических позиций основных направлений американской литературной критики понимание взаимосвязи натурализма и реализма довольно многоообразно. Так, например одни критики рассматривают натурализм как определенную форму реализма, называют его "пессимистическим реализмом" (В. Паррингтон), "ранним реализмом" (И. Крикориан), "переходным этапом от романтизма к реализму" (М. Каули) и т.д. Другие - отождествляют реализм и натурализм (Ч. Уолкатт); третьи - считают реализм и натурализм принципиально различными методами в литературе (О. Карджилл, Г. Хартвик).

Однако при всем различии точек зрения литературоведов на явление натурализма общим остается желание выяснить, как возникает натурализм, что способствует формированию этого направления, а также предшествует его появлению, какие социо-культурные явления оказывали свое влияние на натурализм.

Литература США с 70-х годов и до конца 19 века характеризуется противоборством различных литературных направлений и тенденций, критическим отношением к существующему в литературе. На смену романтикам таким как, Купер, Ирвинг, По, Мелвилл, Лонгфелло и Готорн, приходят писатели реалистического направления, такие как Уолт Уитмен и Марк Твен. Их творчество определяет основной путь развития в американской литературе того времени.

Но несмотря на развитие реалистических тенденций, вся литература США 19 века прошла под эгидой романтизма, эмоциональной литературы. Ведь именно романтизм сыграл в американской литературе особую роль: он впервые принес ей признание, благодаря которому, по словам американского литературоведа Ф. Патти, «борьба за создание национальной, подлинно американской литературы стала одним из стержневых моментов всей духовной жизни страны.» [249, с. 52]

Традицию углубленного интереса к проблемам национального самосознания унаследовала от романтизма вся последующая американская литература. Не только на протяжении всего прошедшего, но и в течение всего нынешнего столетия она продолжала и продолжает вести «поиски Америки»: стремится уяснить историческую роль своего народа среди других народов, определить сущность и основные особенности его национального характера (в этой связи можно назвать имена У.Уитмена, М.Твена, Г.Джеймса, Э.Уортон, У.Кэсер, Т.Вулфа, Т.Уайлдера и множества других писателей). [249, с. 52] Романтизм господствовал в США очень долго. Он оставался ведущим художественным методом вплоть до завершения Гражданской войны между Севером и Югом в 1865 г. С ним связаны наивысшие достижения крупнейших писателей той поры: Ирвинга, Купера, Эмерсона, Торо, Эдгара По, Готорна, Мелвилла, Уитмена и др. Сравнивая литературное развитие США и Европы, мы убеждаемся, что в Америке процесс смены литературных направлений протекал замедленно. Хотя в Европе романтизм, как и в США, не сходил со сцены в течение всего 19 века (достаточно вспомнить Гюго, де Костера, Джованьоли, Вазова, Войнич), он гораздо раньше, чем в Америке, утратил главенствующие позиции. Формирование пришедшего ему на смену реалистического метода началось в Европе примерно на полстолетие раньше, чем в США. Уже в 1830-е годы были созданы такие образцы реалистического искусства, как «Красное и черное», «Пармская обитель», «Отец Горио», «Эжени Гранде», «Оливер Твист», «Евгений Онегин» и т.д. Когда в Европе в середине века завершили жизненный и творческий путь Бальзак и Гоголь, американский романтизм вступил в пору своих высших достижений («Алая буква» (1850), «Моби Дик» (1851)). В то время, как в Европе вслед за классическим реализмом бальзаковского и диккенсовского типа уже появился натурализм, а затем ряд школ и течений, объединяемых под общим названием декаданса, в Америке реализм все еще отстаивал себя в борьбе с романтизмом, и Марк Твен, например, вел ожесточенную борьбу с эстетическими принципами Фенимора Купера, в котором он видел реального и как бы живого противника. Определенные позиции американский романтизм продолжал сохранять и в последние десятилетия XIX в.

Теоретические воззрения фрэнка норриса

При всем разноообразии теорий американских писателей рубежа XIX - XX B.B., в литературе США того периода не было ни одного писателя, который смог бы сформулировать все эти взгляды в своем творчестве. Характеристика американской действительности и собственно американского детерминизма наиболее точно отражена в творчестве Фрэнка Норриса, которому и посвящено наше исследование.

Мы считаем целесообразным обратиться не ко всем, а лишь к отдельным фактам биографии писателя, представляющим для нас интерес с историко-литературной точки зрения, поскольку в литературоведении уже существуют подобные работы [5 ]

В биографии Фрэнка Норриса нас, в первую очередь, интересуют факты, связанные с влиянием Э.Золя на писателя.

После обучения в школе художественного общества в Сан-Франциско, Норрис решает продолжить обучение в Париже. Годы, проведенные в Париже (1886-1889), оказали наибольшее влияние на формирование личности будущего писателя. Большинство иностранцев, приезжавших изучать живопись, обучались не в Школе изящных искусств (государственном учреждении с бесплатным обучением), а в так называемой «академии Жюльена) , частном учебном заведении, где преподавали те же педагоги. Вильям Бугеро, Жюль Лефевр, Роберт Флери, Густав Буланже - профессора «академии Жюльена», поддерживали официальное «салонное» искусство. Первое свое большое полотно Норрис посвятил средневековью. Добросовестность, с которой он провел всю подготовительную работу, делали честь воспитаннику академической системы. Постигая эпоху средневековья, будущий живописец изучил четыре тома «Хроник» Фруассара, много времени провел в артиллерийском музее, знакомясь со средневековым вооружением. Он настолько увлекся самой романтикой истории, драмой смутного и жестокого времени, что, когда после набросков пришло время накладывать на полотно краски, вдохновение внезапно покинуло его. Тем не менее увлечение живописью не осталось бесследным для творчества Норриса - художника слова. В более общем эстетическом плане принципы академической живописи -требование детализации, доскональности, полноты изображаемого -сказались на его творческом методе, на тщательности разработки характеров, деталей окружающего быта.

Не только тщательно выписанный фон, но и детально разработанная композиция романов писателя несут на себе печать той школы, которую прошел в Париже молодой художник. Именно на 80-е годы XIX века приходится пик популярности Эмиля Золя, и именно в эти годы Норрис знакомится с его творчеством, становится участником литературных споров, а позже начинает называть себя "Zola boy" ("Золя младший") .

Ф.Норрис возвращается в Сан-Франциско в 1889 году, ясно сознавая, что один этап его жизни, связанный с художественным образованием, завершился. Еще в Париже у него зародилось желание стать писателем. Он все еще поглощен эпохой средневековья, хорошо знакомой ему по работе в парижских музеях. Этому периоду истории и посвящена его первая новелла «Менестрель из Тэйлевуа» (появилась в новогоднем номере газеты «Wave» за 1891 год), а также поэма «Йвернель». Уже в этих произведениях ощущается стремление начинающего литератора спроецировать историю на современность, отразить те проблемы, которые переживали его современники.

Молодого Норриса влечет к себе университетская литературная элита, среда деятельных молодых людей, жаждущих утвердить себя в науке и искусстве. В такой атмосфере развивался писательский талант Норриса. У Фрэнка Норриса не было писательского опыта и теории Золя легли «на чистый лист».

Фрэнк Норрис (1870-1902) считал себя радикальным писателем своего времени, выступая прежде всего против аристократического и идеализированного популярного американского романа. Возможно, Норрис с самого начала мечтал быть писателем, с того момента, как покончил с карьерой художника. «Я поступил в колледж с намерением подготовить себя к профессии писателя», - объявил он в колледже Беркли.[230,с.37] В Гарварде был создан «Вандовер и Брут». Впервые о Норрисе, как о настоящем писателе заговорили, когда он, работая в Сан-Франциско, создал «Моран с Леди Летти» (1898) и «Маг-Тиг»(1899).

Наставником и образцовым писателем для Норриса был Эмиль Золя, одним из первых сформулировавший теорию натурализма. Работы по теории литературы Золя оказали большое влияние на Норриса. Не случайно исследователь Уоллкат отмечает, что теория Норриса являла собой собственную версию того, что делал Золя.

Поэтика романа фрэнка норриса «Спрут»

Роман «Спрут» (1901), который составляет предмет нашего исследования, является частью натуралистической трилогии Норриса о выращивании, распределении и потреблении пшеницы под названием «Эпос о Пшенице». Трилогия должна была состоять из трех социальных романов, "Спрут"(Тпе Octopus), "Омут"(Т1іе Pit) и "Волк"(ТІіе Wolf), первые два из которых были написаны Норрисом в 1901 и 1903 годах соответственно, а "Волк" остался лишь в набросках писателя. «Теперь я думаю, что знаю, где я нахожусь и в какую игру играю лучше всего», - сообщил Норрис друзьям, задумывая роман. «Серия о Пшенице будет отличаться строгой натуралистичностью во всех подробностях, в которые я смогу вникнуть.» [222,с.124] Писатель мечтал включить в трилогию все свои наблюдения над жизнью и выработать особую философию мировосприятия жизни. Он намеревался предпринять путешествие по Калифорнии с тем, чтобы почерпнуть материал для своего исследования: «Я верю в то, что Сан-Франциско и побережье Тихого океана позволят мне создать основу для сюжета», - писал Норрис.[230,с.311] Писатель, исследуя реалии американской действительности, обратил внимание на конфликты «трудового народа» с монополиями и отразил эти противоречия в романе «Спрут», который явился художественным воплощением того, о чем Норрис писал в «Ответственности романиста». Если в «Спруте» Норрис показал разрушительную деятельность железнодорожного треста, то в центре внимания следующего романа трилогии мы видим другое зло капиталистического общества - биржу. Название этого романа - «Омут» - также символично. Оно показывает, как бешеный водоворот биржи втягивает людей и губит их, неся страдания и гибель массам простых людей. Как и в «Спруте», роль «благодетельной силы» в «Омуте» выпадает на долю пшеницы. Однако человек, вставший на пути этой силы, обречен на поражение. Джедвин - главный герой «Омута» -погрузившись в мир биржевых спекуляций, думает, что поработил Пшеницу, но постепенно понимает, что это она поработила его: «Теперь он не мог уйти от своей деятельности ни на шаг.» «Меня пшеница держит!», - восклицает он. [240,с.6б]

Задумывая написание трилогии о пшенице, Норрис стремился создать обширную схему исследования всего мира. "Идея настолько глобальна, что иногда пугает меня, но я полон решимости, чтобы предпринять такую попытку», - писал Норрис в начале 1899 года. Работа должна была состоять из трех фаз: в «Спруте» он намеревался «вырастить пшеницу»; в «Омуте» он должен был ее распределить; в «Волке» он намеревался понаблюдать над тем, как она принесет жизнь в чужую страну, пораженную голодом. Он знал о трудности своего замысла. "Вероятно, это будет очень большой, очень серьезный и, возможно, очень страшный роман.п [230,с.312]

Норрис собрал все необходимые факты во время своих поездок по Калифорнии в период с 1899 по 1900 годы. Он потратил недели, читая отчеты о деятельности Южной Тихоокеанской Железной дороги в Долине Сан-Хоакин. Он посетил фермы по выращиванию пшеницы, исследовал машины, которые сеяли пшеницу, убирали урожай и обрабатывали зерно. Он бродил по докам Окланда и Сан-Франциско, где суда были полны пшеницы, которая кормила весь мир. Он сам управлял локомотивами и беседовал со сторонниками и противниками Железной дороги. Дональд Пайзер в своей работе «Синтетический критицизм и «Спрут» Норриса» заметил, что можно написать целую книгу об источниках замысла автора. Кроме известного нам «Дела Трясины» 1880 года, это могли быть вырезки из газет о судне «Сванхильда» (Swanhilda), на котором в романе погибает Берман, а также о случаях гибели людей, упавших в трюмы кораблей. Некоторые названия статей в газетах, таких как «Уэйв», назывались «Оклендский поезд сбил стадо овец», «Погиб,..Утонул в трюме с зерном...» [251,с.77]

С первых страниц трилогии нас не покидает мысль, почему Норрис выбрал в качестве предмета своего исследования такой неординарный образ, как Пшеница? Вероятно, ответ заключен в грандиозной метафорической системе романа "Спрут".

Еще Аристотель в своей «Поэтике» заметил: «...Важнее всего -быть искусным в метафорах... Только этого нельзя перенять от другого; это - признак таланта...»[84,с.208] Ролан Барт отмечал безграничность метафоры, которая во многом является определяющей в художественном произведении. Именно безграничность метафоры Норрис и показал в своем романе «Спрут»,

Символ Пшеницы связан с символом Земли как источником жизни, а Сила тесно связана с понятием Рока и Фатума, которые определяют действия человека и являются объективными законами жизни. При этом основополагающие метафоры Пшеницы и Силы взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. Так, например, метафора зерна является источником жизненной силы Пшеницы. Зерно дает жизнь пшенице, а Сила эту жизнь впитывает и приумножает.

Похожие диссертации на Фрэнк Норрис : Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма