Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирическая драма в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя : Становление и преодоление жанра Смирнова, Татьяна Петровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Татьяна Петровна. Лирическая драма в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя : Становление и преодоление жанра : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Нижний Новгород, 2000.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/334-3

Введение к работе

Гуго фон Гофмансталь (1874-1929) - выдающийся австрийский лирик, іраматург, прозаик, критик и либреттист рубежа ХІХ-ХХ веков - вошел в историю :вропейской литературы как художник, превосходно владевший поэтическим словом, то пластическими и цветовыми оттенками. Гофмаисталь опирался на традицию и -іместе с тем - пытался преодолеть ее, сделать «живой» и современной.

Блестящим языком Гофмаисталь выразил «кризис слова», во многом шределивший духовную атмосферу начала XX столетия. Он был художником тервого ряда, входившим в разряд «модного чтения», что отмечает как знак времени 1. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». В 1904-1908 годах В. Э. Мейерхольд кущеовил в разных театрах постановки нескольких пьес Гофмансталя. Для "Русских :езонов" Дягилева в Париже Гофмансталь сочинил пантомиму "Легенда об Иосифе" 1912).

Г. фон Гофмансталь и сегодня остается одним из самых «репертуарных» івгаров. Знаменитый театральный фестиваль в Зальцбурге уже многие десятилетия :раднционно открывается постановкой мистерии «Имяоек» (1903-1911). На мировых :ценах продолжают звучать оперы Р. Штрауса по либретто Гофмаистхзя: «Кавалер зоз», «Электра», «Ариадна на Наксосе». Гофмансталем-лнбреттлстом восхищались И. Стравинский и Р. Роллан. Однако на рубеже веков чаще звучало имя не драматурга "рфмячеталя, а венского поэта Полиса (псевдоним Г. фон Гофмансталя), автора тмечательных стихотворений, критических статей и ранней лирической драмы <Смерть Тициана» (1392; 1901). «Чудом раннего совершенства» назвал раннее іворчество Г. фон Гофмансталя С. Цвейг, пораженный художественной зрелостью полодої о автора.

Исследователей всегда привлекал поэтический дебют Гофмансталя. Объектом «учения не раз становились его биография и эпоха (Г. Брох, В. Фольке) рилософские, этические и эстетические воззрения (К. Песталоцци, В. Крафт, Р члевин), место ранних произведений в контексте культуры «Молодой Вены» (Д Поренії), семиотические проблемы, связанные с «кризисом языка» (К. Магрис, Ж. Л( Ридер). Однако почти всегда Г. фон Гофмансталь оказывал на германистої удивительное воздействие, требуя от них почти невозможного: красотой откликнутьс; на красоту. Поэтому всякое новое обращение к іворчсству этого поэта стави

исследователя перед сложной задачей: от анализа перейти к синтезу, по возможности сохраняя ощущение неповторимого колорита его творчества.

Именно так восприняли Г. фон Гофмансталя в России на рубеже веков. Культура «серебряного века» была идеальной почвой для усвоения его творчества. Представляется, что общий ход идейно-художественной эволюции Г. фон Гофмансталя в определенной мере сопоставим с путем А. Блока от романтического и мистического мировоззрения к «здешней», земной действительности» (3. Минц). Закономерно, что В. Жирмунский не раз упоминает имя венского поэта в своей монографии «Немецкий романтизм и современная мистика», отмечая характерный для его творчества необыкновенный «синтез настроения», «новое чувство жизни», обусловившие поиски «бесконечного по содержанию» слова, открывающего «за мелочными фактами» жизни «глубины глубин»1. В этом ряду можно рассматривать и переводы драм Гофмансталя, предпринятые талантливой переводчицей Зинаидой Венгсровой (1867-1941), писавшей о венском драматурге на страницах знаменитого «Вестника Европы».

В последние десятилетия появились диссертационные исследования, статьи и очерки, посвященные проблеме «кризиса языка» (А. Жеребин), лирике (Л. Сорокина), эволюции художественного метода (О. Королькова, Ю. Архипов), соотношению искусства и действительности в ранних драмах (Ю. Цветков), рецепции античного театра в драматургии Гофманстпия (Т. Шарьглина. Ю. Цветков). Лаконичную, но очень глубокую характеристику художественного мира Гофмансталя дал А. Михайлов в известной статье «Из источника великой культупы», открывающей сборник «Золотое сечение». Здесь приведены лучшие переводы лирики австрийского поэта.

Творчество Г. фон Гофмансталя . представляет собой целостный художественный мир, в котором формообразующую роль играют лирическая энергия и жанр фрагмента. С той точки зрения в диссертации рассматриваются ранние лирико-драматические «штудии», «эскизы», «наброски», драмы Гофмансталя. Однакс динамическая характеристика этого жанра в творчестве австрийского автора отмечающая становление, расцвет и «закат», по-прежнему остается не до конщ решенной задачей. В этом и состоит основная цель исследования.

1 Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Сло., )996. С.203.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения лирической драмы в раннем творчестве Г. фон Гофмансталя. Анализируются не только основные параметры художественного мира поэта, но и динамика жанра, его вершины и преодоление. Предлагаемое исследование не ограничено рамками творчества Гофмансталя и сориентировано на проблемы поэтики неоромантизма и символизма.

Материалом работы стали ранняя лирика Г. фон Гофмансталя, его кригические статьи, а также лирико-драматические фрагменты и лиричесіаіе драмы «Вчера» (1891), «Асканио и Джоконда» (1892), «Смерть Тициана», «Идиллия» (1893), «Глупец и смерть» (1893), эссе «Письмо» (1902) в контексте немецкоязычной литературы и культуры рубежа веков.

Задачами исследования являются:

проследить становление творчества с 90-х годов XIX века, связав поэтический дебют художника с основными положениями, uu литературно - критических статей

определить природу лирико-драматического фрагмента в его жанровой модификации

дать идейно-художественный анализ лирической драмы Гофмансталя

проследить возможности перехода лирической драмы в жанр комедии, либретто, пантомимы

определить особенности музыкального и колористического аспектов слові у Гофмансталя

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые прослеживаете! становление драматургии Гофмансталя (1891-1901) в широком литературно художественном контексте. На основании изученного материала рассматриваютс: теоретические проблемы перехода лирики в драму, лирического фрагмента - в зрелы-драматические формы. В результате уточняются параметры художественное творчества Гофмансталя 1890-х гг. Оказывается возможным сделать вывод подвижности жанровых форм па рубеже Х1Х-ХХ веков.

Теоретической основой диссертации стали исследования отечественных учены В. Адмони, А. Аникста, М. Бахтина, Л. Гинзбург. А. Гвоздева, В. Жирмунского, I Затонского. А. Карельского, Б. Кормана, Д. Лихачева. А. Лосева, КХ Лотмана, ' Минц, А. Михайлова, Б. Пуришсва, Т. Снльман. В. Топорова, Ю. Тынянова, I

6 Хализева, Е. Эткинда, ученых школы Московского государственного педагогического и Нижегородского государственного лингвистического университетов.

Вычленение в качестве основной проблемы динамики жанра в ее историческом и теоретическом контекстах предполагает опору на культурно-исторический и системно-типологический методы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в разработке курса истории европейской литературы рубежа XIX-XX веков, в спецкурсах по истории австрийской литературы и театра.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, а также на «І Іуришевских чтениях» (1998, 1999), международной конференции «Проблемы «своего» и «чужого» в европейской культурной традиции» (1999). По результатам исследования опубликовано 6 работ.

Характер материала определяет структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Лирическая драма в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя : Становление и преодоление жанра