Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман А. Дёблина "Берлин. Александерплац" и литературная ситуация в Германии конца 20-х - начала 30-х гг. Фурсенко Анна Михайловна

Роман А. Дёблина
<
Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина Роман А. Дёблина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фурсенко Анна Михайловна. Роман А. Дёблина "Берлин. Александерплац" и литературная ситуация в Германии конца 20-х - начала 30-х гг. : ил РГБ ОД 61:85-10/729

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Борьба худсжественбых щей в немецкой литературе кснца 20-х - начала 30-х годов 44

Глава II. Проблема личности в романе А.Дёблина "Берлин. Алжсавдерплац" 97

Глава III. Проблема действительности в романе а.дёблина "берлин. Алжсавдерплац " .; 153

Заключение 188

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования определяется постановкой и попыткой разрешения некоторых спорных вопросов, касающихся литературного движения "новой деловитости" как движения, по-новому по сравнению с экспрессионизмом ставившего и разрешавшего проблемы человека и действительности в литературе и в то же время унаследовавшего некоторые идеи экспрессионизма. Значение экспрессионистской традиции для немецкой литературы 20-х-30-х годов очень мало изучено и советской,и зарубежной наукой.

До сих пор в советской и зарубежной критике вопрос о "новой деловитости" остается открытым. От внимания исследователей часто ускользает главный смысл литературы "новой деловитости" - новый подход к проблемам действительности и человека, позволяющий взглянуть на эту литературу по-новому, увидеть в ней наличие связей и единство. Хотя в советской критике и признается существование литературы "новой деловитости" в конце 20-х - начале 30-х годов, однако исследователи творчества отдельных писателей этого периода нередко понимают "новую деловитость" упрощенно и узко, как нечто незначительное и несущественное, мелкое в литературе. Кажется, что уже близость к "новой деловитости" принижает и талант и масштабы писателя. Это утверждается в работах самых последних

9 лет, например, о творчестве Л.Франка1, Г.Фаллады^.

Термин "новая деловитость" в критике чаще всего не конкретизируется, а нередко употребляется в негативном смысле. Поэтому актуальной представляется попытка конкретного изучения художественных явлений немецкой литературы конца 20-х - начала 30-х гг. и на этой основе попытка их систематизации.

Социальные, философские, художественные искания Дёблина в романе "Берлин. Александерплац" рассматриваются не изолированно от литературной обстановки и борьбы идей тех лет, как это часто

делалось в критике , а на фоне духовных искании и в связи с общественной ситуацией в Германии 2О-х-30-х годов.

Цель и задачи исследования. Автор настоящей работы стремится увидеть существенные стороны литературной борьбы конца 20-х - начала 30-х годов более полно и основательно, чем это делалось в нашем литературоведении до сих пор, изучить сущность "новой деловитости", определить ее место и роль в постэкспрессионистской литературе, точки соприкосновения и отталкивания "новой деловитости" и экспрессионизма, в особенности в связи с проблемами изображения действительности и человека.

х Ср.: Стеженский В. Леонгард Франк, Очерк жизни и творчества.

М., 1983. о

Гвазава Г.Б. Ганс Фаллада и его время ("Литературное наследие

в свете теории отчуждения"): Автореф. дис. ... докт. филол. .

наук. - Тбилиси, 1981.

См. например: Becker Н. Untersuchungen zum epischen Werk A.Do-Tblins (Am Beispiel des Romans "Berlin. Alexanderplatz"). Diss.-

Marburg, 1962; Elshorst J. Mensch und Umwelt im Werk A.Doblins. Diss.- Mtinchen, 1966; Kreutzer L. Alfred Doblins. Sein Werk bis 1933. Stuttgart, 1970.

ІО-На основе такого исследования автор пытается оспорить и опровергнуть некоторые бытующие в литературоведении недостаточно обоснованные представления о "новой деловитости" как о явлении,

лишенном содержания, или явлении незначительном, не имевшем вли-

т яния на немецкую литературу , а также "расширительное" толкование

"новой деловитости", отказывающее ей в художественной специфике

и тем самым тоже сводящее ее на нет .

В задачи настоящей диссертации входит исследование проблем действительности и человека в романе А.Дёблина "Берлин. Алексан-дерплац", углубления социального начала в нем и в произведениях писателей, его современников, а также изучение способов изображения действительности и человека в литературе тех лет, таких,как техника монтажа, драматизация повествования, ассоциативная манера письма, использование приемов других видов искусства - живописи, театра, кино.

В.Стеженский в своей монографии о Л.Франке называет единственный признак литературы "новой деловитости" - "смакование эротических сцен" и ссылается на творчество Г.Кестена. (См.: Стежен-ский Б. Леонгард Франк ..., с.86). Другой исследователь -Г.Б.Гвазава - считает даже, что только "реакционные писатели придерживались стиля "новой вещности". (См.: Гвазава г.Б. Ганс Фаллада и его время ..., с.5).

Так, например, советский литературовед И.М.Фрадкин считает "новую деловитость" "не художественным течением, а жизнеощущением". (Ср.: История немецкой литературы, т.5. М., 1976, с.94).

Б связи с этим представляется важным выявить то новое, что привнес Дёблин в теорию и практику романа, соотнести его теорию "нового эпоса" с художественной практикой писателя в 20-е годы. Необходимо было изучить, каким образом в романе Дёблина сочетаются, преломляются черты экспрессионизма и "новой деловитости", во многом противоположные и часто даже взаимоисключающие друг друга.

В конечном итоге в исследовании ставится задача увидеть в романе "Берлин. Александерплац" те аспекты его проблематики и формы, которые делают роман ярчайшим проявлением идеологических, духовных и эстетических исканий эпохи.

Научная новизна диссертации.

Данная работа является первой в советском литературоведении попыткой осмыслить некоторые связанные между собой явления в развитии немецкой литературы конца 20-х - начала 30-х гг. как процесс и как целое.

Диссертант сосредоточил основное внимание на одной из линий этого развития - литературе "новой деловитости", наименее изученной в науке, стремился подойти к ее исследованию с нетрадиционной стороны, а именно: изучить близкие друг другу по типу и характеру произведения конца 20-х - начала 30-х годов с точки зрения принципиальных, сущностных для литературы проблем - человека и действительности, - постановка и разрешение которых в произведении позволяет судить о всей системе художественных взглядов писателя и об общности ряда писателей.

В работе, таким образом, предпринята попытка проникнуть вглубь литературного явления "новой деловитости". Вопрос о "новой деловитости" в критике подобным образом не ставился.

Исследование литературной ситуации в Германии конца 20-х -начала 30-х годов позволило автору работы выделить, обособить

12 литературу "новой деловитости" в общей картине постэкспрессионистского развития, отделить это литературное движение от экспрессионизма и одновременно установить его связи с экспрессионизмом. До сих пор проблема личности и проблема действительности в романе А.Дёблина "Берлин. Александерплац" становились объектом

исследовательского внимания только в рамках имманентного анализа

т ?

романа или исключительно в связи с творчеством самого Дёблина ,

что не давало возможности нащупать главные, магистральные пути

становления литературы эпохи, потому что роман Дёблина "Берлин.

Александерплац"- одно из самых ярких ее проявлений.

При этом некоторые ученые переоценивают социальный аспект взаимоотношений человека и мира в романе , другие упускают из виду вопрос о преемственности в разрешении проблем человека и действительности, недооценивают связь с экспрессионизмом . В данной работе мы пытаемся учесть разные пути авторского подхода к проблеме действительности и человека в романе 'Ъерлин. Александерплац" и связать их с философско-художественными исканиями в литературе конца 20-х - начала 30-х гг.

Это позволило в какой-то мере по-новому оценить замысел Дёблина и увидеть в герое его романа наряду со всеобщим, общечеловеческим социальное начало и таким образом объяанить стремление главного героя найти свое место среди людей в обществе.

См., например: Becker Н. Op.'cit.

2 Elshorst J. Op.cit.

3 См., например: Bayer М. Doblins avant-'gardistische Leistung

als Erzahler. - In: Erzahlte Welt. Studien zur Epik des zwan-zigsten Janrhunderts. Berlin und Weimar, 1978, S.82-123.

4 Ср.: Prangel M. Alfred Doblin. Stuttgart, 1973.

ІЗ Для доказательства выдвигаемых в работе гипотез роман "Берлин. Александерплац" сравнивается с другими произведениями конца 20-х - начала 30-х гг. Многие из них рассматриваются в их соотнесенности с основными проблемами и тенденциями развития литературы тех лет в целом, что также является новым. Например, в данной работе предпринимается попытка поставить в контекст идей и проблем

литературы "новой деловитости" творчество Б.Брехта конца 20-х -

т начала 30-х годов . Такие его произведения,как пьесы "Что тот солдат, что этот" (1926), "Трехгрошовая опера" (1928), "Трехгрошовый роман" (1934) и другие, несомненно близки идеям "новой деловитости? хотя в творчестве Б.Брехта "новая деловитость" - только этап, и в дальнейшем творческим методом писателя станет метод социалистического реализма.

Результаты предпринятого исследования могут найти применение в общих курсах и в учебных пособиях по истории зарубежных литератур XX века, а также в специальных курсах по немецкой литературе XX в. и творчеству Альфреда Дёблина.

Материал и методы исследования. Диссертация выполнена на материале как художественных, так и теоретических произведений немецких писателей первой трети XX века. В работе использована также критическая литература по всем проблемам, в ней затронутым.

В контексте некоторых советских исследований возникает имя Б.Брехта в связи с "новой деловитостью", но прямо об этом нигде не говорится. (Ср.: Павлова Н.С. Типология немецкого романа І90О-І945, С.ІІ2).

Методологической и теоретической основой диссертации являются положения марксистско-ленинской эстетики, советского и немецкого марксистского литературоведения.

В работе предпринимается попытка учесть новейшие достижения советского литературоведения и опереться, в частности, на сравнительно-типологический и системный методы анализа художественных явлений.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в двух статьях и двух докладах, прочитанных на семинаре аспирантов кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета Ленинградского государственного университета (декабрь 1981 г.) и ХП научно-методической конференции преподавателей и аспирантов филологического факультета Ленинградского государственного университета "Марксизм и проблемы современной филологии" (март 1983 г.).

х х

Анализ романа А,Дёблина "Берлин.Александерплац" в системе литературных связей предполагает изучение большой, разнородной литературы вопроса, включающей в себя два больших раздела: исследования о литературе и духовных исканиях эпохи 10-х - начала 30-х годов, в том числе монографии и статьи о писателях, в чем-то близких Дёблину, и романах, соприкасающихся с романом "Берлин. Александерплац", и литературу, посвященную специально творчеству А.Дёблина и его роману "Берлин. Александерплац".

В советском литературоведении до сих пор нет работ, посвященных "новой деловитости", кроме статьи в "Истории немецкой ли-

15 т

тературы" . Вопрос о "новой деловитости" возникает в исследованиях, посвященных другим проблемам. Так, например, в обобщающей

о книге Н.С.Лейтес о немецком романе , в монографии Н.С.Павловой,

посвященной типологии немецкого романа этого периода . Многие литературоведы, авторы работ о писателях первой половины XX века, вообще не затрагивают проблему "новой деловитости" .

В оценке содержания и хронологических границ "новой деловитости" мнения ученых расходятся. Советские литературоведы ограничивают "новую деловитость" 1923 годом, с одной стороны, и нача-лом 30-х годов - с другой . И.М.Фрадкин считает, что "новая дело-витость" была "современным стилем жизни" . "Американизм, лишенный излишней чувствительности, деловая энергия - принцип рационализации во всем, практицизм, интерес к технике, спорту. Таковы были

7 характерные приметы этого стиля" .

Хотя в книге Н.С.Павловой проблема "новой деловитости" специально не рассматривается, исследовательница делает отдельные наблюдения о литературе "новой деловитости" в связи с анализом творчества каждого отдельного писателя. Н.С.Павлова рассматривает

См.: Фрадкин И.М. Литература периода относительной стабилизации

и экономического кризиса (1923-1933). - В кн.: История немецкой

литературы, т.5, с.92-125.

Лейтес Н.С. Немецкий роман I9I8-I945 гг. Пермь, 1975.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945.

Ср., например, Стеженский В. Леонгард Франк.

История немецкой литературы, т.5, с.94.

Там же.

Там же, с.94-95.

"новую деловитость" как стилистическое течение в немецкой литературе и относит к нему творчество А.Дёблина, Э.Кестнера, Г.Кесте-

I на .

По мнению исследовательницы, "новая деловитость" как стилистическое течение затрагивает, обновляет лишь форму художественных произведений, не концепцию мира, но способы его изображения. Н.С.Павлова говорит о тяге писателей той поры к "предметности",

об использовании документа, о монтаже как принципе, организующем

художественный мир романа .

Б зарубежной германистике вопрос о "новой деловитости" подни-мается уже в конце 20-х годов . При этом роман А.Дёблина рассматривается как доказательство, свидетельство поисков новых путей в литературе . В это время Б.Брехт серией своих статей положил начало полемике с экспрессионизмом, которая продолжалась в ЗО-е годы в журналах немецкой эмиграции. В ходе этой полемики часто упоминалось имя Дёблина. Его роман "Берлин.Александреплац" оценивался как образец новой, постэкспрессионистской литературы.

х Павлова Н.С. Типология немецкого романа, с.112.

2 Там же, с.Ш-ПЗ.

3 Так, например, Э.Утиц пытается оценить те новые идеи, проблемы,
которые были присущи постэкспрессионистскому развитию литерату
ры. (Cp.tUtitz Е. Шэег die geistigen Grundlagen der jungsten
Runstbewegung. Langelsalza, 1929 )

Ср.: Benjamin W. Lesezeichen. Leipzig, 1970. 5 В качестве примера можно сослаться на его статью "Об экспрессионизме" (1920). (См.: Brecht В. Schriften ztim Theater, Bd 2. Berlin tmd Weimar, 1964, S.9-I2).

В начале 60-х годов в литературоведении ФРГ возникает дискуссия, предметом которой становится литература "новой деловитости"1. Однако, несмотря на столь явный интерес к проблеме "новой деловитости", многие ее аспекты до сих пор остаются невыясненными. Ученые сосредоточивают свое внимание на вопросах, хотя и важных, но не затрагивающих основных концепций мира и человека в произведениях писателей "новой деловитости". Так, например, много споров ведется о содержании понятия "новая деловитость", о хронологических границах этого периода в развитии немецкой литературы.

Чаще всего исследователи датируют "новую деловитость" 1924--1929 годами^, полагая, что эта литература развивалась лишь в годы, совпавшие с периодом экономической и политической стабилизации в истории Германии этого десятилетия.

Клаус Петерсен, автор одной из последних работ, называет I9I8-I933 годы, считая, что экспрессионизм как направление перестает существовать сразу после поражения революции 1918 года,

Дискуссия проходила в рамках мюнхенского конгресса, посвященного двадцатым годам в истории Германии. На конгрессе обсуждались не только вопросы литературного свойства, но и социально-экономические проблемы. Доклады и прения по докладам были выпущены отдельной книгой. (Ср.: Die Zeit onne Eigenschaften. Hrsg. von L.Reinisch.-Stuttgart, 1961).

Ср., например: Erumm К. Keue Sachlichkeit. Anmerkungen zum Gebrauch des Begriffs in neueren literaturwissenschaftlichen Publikationen. - Zeitschrift fib deutsche Philologie 91 (1972), H.4, S.606-616.

18 сменяясь "новой деловитостью" .

В десятом томе истории немецкой литературы, изданном в ГДР, "новая деловитость" рассматривается как стилистическое течение,

оказавшее кратковременное влияние на творчество таких писателей,

как Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, и хронологически не обозначается .

На наш взгляд, едва ли представляется возможным определить точную дату возникновения "новой деловитости", ее можно назвать лишь приблизительно - середина 20-х годов. Основная масса романов "новой деловитости" возникла к концу 20-х годов, хотя уже в середине 10-х годов, например, в романе Б.Келлермана "Туннель" (1914) можно отметить внутреннюю полемику с экспрессионизмом и тяготение к идеям "новой деловитости", тогда еще не сформировавшимся, но "витавшим в воздухе". Б.Келлерман во многом сумел предвосхитить эти идеи.

После революции и в начале 20-х годов в немецкой литературе еще жив экспрессионизм, продолжают создаваться экспрессионистские произведения. Так, например, в 1920 году выходит в свет роман К.Штернхайма "Европа", в 1924 году - роман-утопия АДёблина Торы, моря, гиганты", в 1920 - роман Б.Келлермана "Девятое ноября", в котором очень сильно экспрессионистское начало.

Поэтому временем возникновения "новой деловитости" как литературного движения можно считать конец 20-х годов, когда влияние его идей на литературу становится заметным. "Новая делови-

J- Petersen К. Neue Sachlichkeit Stilbegriff, Epochenbezeichnung Oder Gruppenphanomen? - Deutsche Viert e 1 j ahrs scar if fur Lite-ratiuv'wissenschaft und Geistesgeschichte. 1982, H.3. S.4-77»

2 Geschichte der deufcschen Literatur. Bd 10 (1918 bis 1945) Hrsg. v. H. Kaufmannu.a. Berlin, 1973» S.230.

19 тость" жива вплоть до фашистского переворота в 1933 году, когда немецкие писатели в большинстве своем вынуждены были покинуть родину, и развитие литературы пошло по другому пути.

О содержании термина "новая деловитость", о сущности этого движения в критике также нет единого мнения. Западногерманский литературовед Альберт Зергель, например, считает употребление термина "новая деловитость" неправомерным по отношению к литературе. (Течение "новой деловитости" он отмечает лишь в живописи). А.Зер-гель не видит принципиального различия между романом А.Дёблина "Берлин. Александерплац", который он уподобляет, например, романам И.Рота, с одной стороны, и реалистической прозой XIX в» - с другой. "Если их романы, - пишет он, - можно назвать деловыми, тогда это понятие применимо и к лучшим образцам немецкой прозы

XIX века (Штифтера, Келлера, Раабе, Фонтане) .

Другой исследователь творчества Дёблина Ф.Мартини обходит молчанием литературу "новой деловитости", полагая, что творчество Дёблина не имеет с ней ничего общего. Термин "новая деловитость" или "новый натурализм" он употребляет в уничижительном

смысле .

По мнению литературоведа ФЕТ Хельмута Летена "новая деловитость" - категория не только и не столько литературная, сколько общественно-политическая. В конечном итоге Х.Летен сводит "новую

  1. 3oergel A.-Hohoff С, Dichtung und Dichter der Zeit. Vom Natu-ralismus bis zur Gegenwart. Bd 2. Deisseldorf, 1963, S.423»

  2. Martini 5*. Alfred Doblin - In: Deutsche Dichter der Moderne. Ihr Leben und Werk. Hrsg. v. Benno v. Wiese, Berlin, 1965, S.325.

деловитость" к "деловитости фашизма .

С Летеном полемизирует К.Прюмм, который предостерегает против установления слишком прямолинейных связей между литературой

и политикой . Отрицая точку зрения Х.Летена, К.Пргомм пытается

выработать собственный взгляд на литературу "новой деловитости". Плодотворный характер имеет его мысль о значении экспрессионистского наследия, экспрессионистских тем и идей для литературы "новой деловитости". Однако исследователь не развивает эту мысль в своей работе, он только высказывает ее в тезисной форме. В целом "новую деловитость" в литературе К.Пргомм рассматривает как стилистическое явление, то есть разделяет самую распространенную как в зарубежном, так и в советском литературоведении точку зрения.

Пожалуй, только Клаус Петерсен, единственный из современных исследователей этого литературного явления, попытался отвлечься от традиционного взгляда на "новую деловитость" как на явление стилистическое. "Новая деловитость", по Петерсену, не просто стиль в литературе, но движение, которое пришло на смену экспрессионизму и принесло не только новые формы, новые способы изображения, но, и это главное, - новые проблемы, новые теш. К сожалению, концепция Клауса Петерсена носит в достаточной мере дискуссионный характер, хотя бы в силу ее тезисности. Исследователь высказывает лишь общие теоретические положения, не подкрепляя их ли-

Цит. по: Ргшт К. Heue Sachliclikeit. Anmerkungen ztim Gebrauch des Begriffs in neueren literatttrwissenschaftlichen Publika-tionen. - Zeitschrift ftb deutsche Philoloqie. 91 (1972), H.4, S.606-616. Ibid., S.609-613.

21 -тературными фактами.

В данной работе мы попытаемся охарактеризовать те важные и значимые для литературного развития 20-х годов проблемы, которые, на наш взгляд, позволяют увидеть в идейно-художественных исканиях и находках писателей тех лет черты нового движения в литературе. Стилистическое новаторство "новой деловитости", новые способы изображения мира, выработанные этой литературой, мы также предполагаем осветить на страницах работы.

В дальнейшем под "новой деловитостью" мы станем подразумевать определенное направление идейно-художественных реалистических исканий в литературе, затронувшее, изменившее как проблематику, так и стиль художественного произведения.

Критическая литература, посвященная знаменитому роману А.деб-лина, этому ярчайшему образцу "новой деловитости", и творчеству писателя в целом, огромна. Так, например, одна из последних библиографий насчитывает около трех тысяч наименований .

В данном обзоре литературы мы попытаемся выделить основные направления исследования романа. Особое внимание при этом уделяется различной трактовке критиками проблем действительности и человека в романе А.дёблина "Берлин.Александерплац".

Интересно отметить тот факт, что сразу по выходе в свет роман "Берлин.Александерплац" вызвал широкий резонанс, однако не стал объектом серьезного литературоведческого изучения. Критика романа в те годы представлена журнальными и газетными статьями, рецензиями, заметками. Естественно, что после прихода фашистов к

Bit>liographie Alfred Doblins. Bearbeifcet von Louis Huguet. Berlin mid Weimar, 1972.

власти и последовавшего за этим запрещения и даже уничтожения произведений А.Дёблина, об исследовании его творчества в Германии не могло быть и речи. За рубежом его романы в те годы не получили известности.

Серьезное, глубокое исследование творчества Дёблина началось лишь в 50-е годы, после окончания второй мировой войны и ликвидации в духовной жизни Германии последствий, с нею непосредственно связанных.

После войны одним из первых к творчеству Дёблина обратился
швейцарский литературовед В.Лфгшг. Он выделяет в качестве

главной, ведущей темы творчества Дёблина противоречие между отдельным человеком и массой^. Исследователь считает, что это противоречие так и осталось неразрешенным даже в романе"Берлин.Алек-сандерплац", достаточно зрелом, во многом итоговом произведении писателя.

На наш взгляд, ВЛфпг в своих рассуждениях и выводах исходит из спорной посылки - он считает роман "Берлин.Александерплац" целиком и полностью экспрессионистским произведением, не замечая в нем черт постэкспрессионистского романа, отталкивавшегося от экспрессионизма и полемизировавшего с шаг, А между тем в романе сделана удачная попытка снять противоречие между человеком и массой, существовавшее еще в романах Дёблина 10-х годов. В 20-е годы по сравнению с ранним экспрессионистским периодом творчества Дёблина изменяется восприятие массы как таковой.

Muschg W. Von Hfrakl zu Brecht. Dichter des Expressionismus. Mratchen, 1961, S.124.

Ibid., S. 221-225.

Р.Миндер в своем исследовании выделяет прежде всего религиозные компоненты романа. Исследователь своеобразно трактует и образ главного героя. Он считает, что все поступки Франца Биберкоп-фа объясняются его извращенной страстью к Рейнхольду. Социальный аспект действительности остается за пределами рассмотрения. Б работе не делается попытки связать роман Дёблина с идеями, распространенными в немецкой литературе конца 20-х годов. Однако довольно веско звучат в работе рассуждения о форме романа, в частности, о технике монтажа.

Б зарубежной и советской критике проблема формы романа оказывается наиболее актуальной. Почти все исследователи сосредото-

2 чивают основное внимание на этой проблеме . Новые идеи и проблемы

романа, связанные с новым подходом к действительности и человеку, оказались на периферии исследовательского внимания. От критики ускользнуло то важное обстоятельство, что новаторская форма этого романа обусловлена его новым, в духе времени и эпохи, идейным содержанием.

Очевидно, критика оценивает "новую деловитость" преимущественно как явление стилистического порядка еще и потому, что наиболее яркие проявления этой литературы, в данном случае роман

I Minder Е. A.Doblin. - In: Deutsche biteratur im 20. Jahrhundert.

Hrsg. von H#Friedemann und O.Mann. Heidelberg, 1961, S.141-160.

Ср., например: Павлова H.C. Типология немецкого романа.1900-

1945, с. 100-135 | Durzak М. Zitat und Montage im Roman der Gegenwart. - In: Die deutsche Literatur der Gegenwart. Aspekte und Tendenzen. Hrsg. v. Durzak M. Stuttgart, 1971» Martini P. Alfred Doblin. Berlin. Alexanderplatz. - In: Martini F.Das Wagnis der Sprache. Stuttgart, 1954, S.326-272.

24 Дёблина "Берлин.Алексаядерплац", вызывают у ученых интерес только в плане формы, стиля.

Сосредоточенность интереса критики только на форме романа часто приводит к обеднению многостороннего творчества Дёблина, к его схематизации. Так, например, Х.Швиммер в своей работе "Бос-

приятие и изображение действительности у А.Дёблина" высказывает мысль о том, что прием монтажа в романе - характерный и единственно возможный способ изображения раздробленной, атомизированной действительности. По мнению Х.Швиммера, изображаемая при помощи монтажа реальная жизнь приобретает черты бессвязности, хаотичности, так как монтаж - это принцип сочленения разновременных событий в единой временной и пространственной плоскости. То есть форма, в соответствии с рассуждениями исследователя, предопределяет идейное содержание романа. Ограничиваясь определением действительности, изображенной в романе, как хаоса, Швиммер не пытается разглядеть наличие связей внутри нее. Окружающий мир в романе "Берлин. Александерплац", по Швиммеру, изначально враждебен человеку и даже агрессивен по отношению к нему. Ученый говорит о "восстании

вещного мира против человека" .

Другой западногерманский исследователь В.Йене также подробно останавливается на технике монтажа и потока сознания в "Берлин. Александерплац" . Однако главный пафос его работы состоит в по-

Schwimmer Н. ErleTmis tind Gestaltmig der Wirklichkeit bei A.Doblin. Munchen, 1960, Diss,

2 Ibid., S.49.

3 Yens W. Statt einer Literaturgeschichte. Efullingen, 1958.

25 " пытке установить общность, найти точки соприкосновения романа Дёблина и "Улисса" Джойса (1922). В.Йенс практически лишает роман Дёблина права на художественное своеобразие и рассматривает его как следование образцам - "Улиссу" Джойса и "Манхэттену" Дос Пассоса . Устанавливая связи романа с вышеназванными произведениями Джойса и Дос Пассоса, критик не говорит о связи романа Дёблина с немецкой литературой конца 20-х - начала 30-х гг.

Вопрос о влиянии "Улисса" Джойса на роман А.Дёблина в исследовательской литературе решается неоднозначно. Точке зрения В.Йен-са противостоит мнение таких исследователей, как Ф.Мартини,

Р.Линкс, Ц.Залубска, которые считают, что речь идет не о прямом

заимствовании, а о "параллельных поисках в области формы" . Ц.Залубска справедливо говорит о том, что такие принципы повествования, как монтаж, смена перспективы, Дёблин широко использует в своем творчестве еще в 10-е годы, например, в ранних рассказах, в романе "Борьба Вадцека с паровой турбиной" (1918)? Критик из ІДР Р.Линкс также отрицает влияние Джойса на Дёблина. Свое утверждение он аргументирует достаточно подробным анализом различий в использовании принципа монтажа у Дёблина, Джойса и Дос Пассоса. Суть его рассуждений сводится к тому, что по принципу монтажа у Дёблина оформляется действительность, выходящая за пределы сознания героя. У Джойса, по мнению Линкса, монтаж используется исключительно для организации внутреннего мира героя, равно как у Дос

Sens W. Statt einer Literatupgeschichte, S.50-52. 2 Martini F. Deutsche Dichter der Moderne, S.525.

*-* Zalubska G. Doblins Eeflexionen zur Epik im Spiegel ausgewahL ter Pomane. Poznan, 1980, S.137.

26"

Пассоса - внешних впечатлений.

Советская исследовательница Н.С.Павлова полагает, что прием

монтажа имел "у разных писателей разное содержание и смысл" . Р.Линкс и Н.С.Павлова отрицают влияние Джойса на Дёблина, однако и не пытаются выявить, обозначить возможную традицию в использовании Дёблиным принципа монтажа.

Ф.Мартини в отличие от вышеназванных исследователей настаивает на том, что истоки новаторской формы романа, в частности, принципа монтажа, кроются в экспрессионистском периоде творчества писателя .

Б своих романах экспрессионистского периода творчества "Три прыжка Ван-Луна" (1915) и "Борьба Бадцека с паровой турбиной" Дёблин использует прием монтажа, технику потока сознания намного раньше, чем Джойс. Сам Дёблин отрицал влияние Джойса на свое творчество и указывал на прозу экспрессионизма как на источник новшеств своей повествовательной техники .

В конечном итоге вопрос о влиянии Джойса и Дос Пассоса на роман Дёблина "Берлин.Александерплац", столь активно обсуждаемый критикой, опять-таки касается формы романа. На наш взгляд, новаторство романа А,Дёблина "Берлин.Александерплац" прежде всего связано с новым подходом к проблемам действительности и человека, попыткой их иного, чем у экспрессионистов, решения. Использование

1 iinks Е. A.Doblin. Berlin, 1968, S.137. о

Павлова Н.С. Типология немецкого романа, с.124. 3 Martini P. Op.cit., S.321-330.

Doblin A. Epilog. - In: Doblin A. Die Vertreibung der Gespens-
ter. Berlin, 1968, S.133» "

'принципа монтажа и других повествовательных новаций в романе "Берлин. Александерплац" указывает на стремление писателя найти изобразительные средства, соответствующие изменившейся концепции мира и личности. Проблемы действительности и человека объемлют весь художественный материал произведения. Их разрешение позволяет ответить на вопрос о художественном методе писателя, об особенностях поэтики романа "Берлин.Александерплац".

В ряде трудов зарубежных и отечественных ученых, посвященных роману "Берлин.Александерплац", объектом исследования являются обе вышеназванные проблемы - действительности и человека.

Х.Бекер в своей диссертации, посвященной роману Дёблина "Бер-

лин.Александерплац , предпринял попытку дать всеохватывающий анализ романа, особенно подробно рассматривая проблему человека и большого города. Однако, по мнению Бекера, в трактовке человека Дёблин исходит только из экспрессионистского понимания индивида. Герой романа - люмпен, изгой, отверженный. Он противостоит всему миру и таким образом, по мнению ученого, возвышается над миром. В связи с экспрессионистским пониманием образа главного героя исследователь не придает значения социальному аспекту личности Биберкопфа. Он считает, что социальный пласт в романе незначителен, - отношения между человеком и миром предопределяются отношениями жертвы и жертвоприношения и полностью соответствуют концепции, изложенной писателем в философском эссе "Я над природой" (1927). Шилие фактического, реального материала в романе Х.Бекер объясняет не интересом к реальной жизни, пробудившимся в немецкой

I qM(( . pecker Н» Untersuchungen zum episcnen Y/erk A.Doblins (Am Beispiel seines Romans Berlin.Alexanderplatz)» Marburg 1962, Diss.

28 литературе в 20-е годы, но теоретическими изысканиями самого Дёблина. Анализ романа в работе Бекера строится только на положениях теоретического эссе Дёблина "Построение эпического произведения" (1929). Таким образом, исследование оказывается замкнутым, остаются нереализованными, не включенными в систему многие ценные наблюдения ученого.

К аналогичным результатам приходит Б.Корт, который также считает, что концепция человека и действительности у Дёблина определяется его натурфилософским сочинением "Я над природой" и связана с темой жертвы: "Путь познания и жертвы - суть концепции лич-

Т ности всех героев Дёблина,"- утверждает он .

Противоположную точку зрения высказывает исследователь из ГДР Манфред Байер, который совершенно справедливо указывает на интерес писателя в 20-е годы к вопросам политики и именно в этой связи - к проблеме массы и общества, отдельного человека в его связях с миром. М.Байер пытается проследить отражение мировоззрения писателя, его политических взглядов в романе "Берлин.Алексан-дерплац". Ошибочность позиции героя, его отношения к миру заключается, по Байеру, в том, что герой старается следовать "правилам поведения и лозунгам, при помощи которых правящие классы пытаются

обмануть непросвещенную массу" .

М.Байер устанавливает взаимосвязь между изображением человека у А.Дёблина и у Б.Брехта. Однако подход М.Байера к исследова-

^ Kort W. Alfred Doblin. Das Bild des Menschen in seinen Romanen.

Bonn, 1970, S,22. 2 Beyer M. Doblins avantgardistiscne Leistung als Erzahler. - In:

Erzahlte Welt. Studien zur Epik des 20. Jahrhunderts, S.I02.

нию романа "Берлин.Александерплац" часто излишне социологичен. Убедительно и полно исследуя социальный пласт романа, ученый упускает из виду его философский смысл, недооценивает значение аллегории в романе "Берлин.Александерплац". В результате этого утрачивается связь романа с экспрессионистской традицией в немецкой литературе 20-х годов.

Намеченный нами подход к исследованию романа А.Дёблина "Берлин.Александерплац" предполагает, что главное внимание будет сосредоточено на проблеме действительности и человека в романе и способе их изображения. Однако прежде чем обратиться к самому роману, необходимо понять путь творческих исканий писателя, эволюцию его мировоззренческих, философско-эстетических и политических взглядов.

X я

А.Дёблин родился 10 августа 1878 года в Штеттине в семье

I коммерсантах.

За три года до первой мировой войны Дёблин начинает свою деятельность врача-психиатра и практикует в рабочих кварталах Берлина. В эти годы формируется социальный и политический опыт будущего писателе. А.Дёблин вплотную сталкивается с жизнью "маленького человека", приглядывается к этой жизни и постепенно на-

0 своей юности, годах учебы, увлечениях, а также об отношениях в семье А.Дёблин подробно пишет в 1928 г. в статье "Первый ВЗГЛЯД В прошлое" ( Erster Ruckbeick). /boblin A. Dei Vertrei-bung der Gespenster» S»9-77 /» .Ibid., S.9-II*

зо -

чинает понимать всю ее тяжесть и беспросветность. Его симпатии с этого времени на стороне социально бесправных и угнетенных.

В 1900 году Дёблин познакомился в Гервартом Вальденом, а через него - с Эльзой Ласкер-Шюлер, Петером Хилле, Рихардом Демелем, Паулем Шнеебартом. G этими писателями Дёблин сотрудничал в экспрес-

сионистском журнале "Штурм", который начал издаваться в 1910 г.

Становление экспрессионизма как литературного направления происходило в обстановке горячих дискуссий двух ведущих литературных групп, издававших журналы "Штурм" и "Акцион". Если участники "Акциона" провозглашали новые революционные идеи, переворот в искусстве и литературе, то подавляющее большинство авторов "Штурма" были убежденными идеалистами, отрицавшими связи искусства с жизнью, проповедовавшими мистический дух и субъективизм^. Альфред Дёблин, дебютировавший на страницах "Штурма", уже с первых лет сотрудничества не полностью разделял взгляды лидеров этого журнала на литературу и искусство.

В І9І0-І9ІЗ гг. на страницах "Штурма" Дёблин публикует свои первые рассказы. Ранние опыты писателя сыграли существенную роль в его дальнейших художественных поисках. Проблематика сборника "Убийство одуванчика" (1913) нашла отражение в его более поздних эпических произведениях, не только в романах "Три прыжка Ван-Луна" (1915) и "Борьба Вадцека с паровой турбиной" (1918), но и в романе "Берлин.Александерплац".

В литературной критике ранним произведениям писателя, а именно его рассказам отводится совсем немного места. До сих пор

1 СМ., например, .Links R. Op.cit., s.27-36.

Куликова PLC. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978, с.37.

спорным остается вопрос о своеобразии стиля и метода новеллистических произведений. Современники Альфреда Дёблина, его соратники по журналу "Штурм" единодушно называли рассказы экспрессионистскими, отразившими самую сущность нового литературного направления". Однако, на наш взгляд, уже в ранних рассказах ощутима полемика Дёблина с экспрессионизмом, особенно, с идеями правого его крыла, стремление избавиться от субъективности во взгляде на жизнь.

В своих рассказах он затронул проблемы, волновавшие и писателей левого, революционного крыла экспрессионизма: положение человека в мире, его отношение к миру, предощущение катастрофы накануне первой мировой войны, страх человека перед жизнью и его одиночество. Общая для всех экспрессионистов тема города как средоточия современной цивилизации, места обитания современного человека, чрезвычайно важна для раннего творчества Дёблина. Б рассказе "Убийство одуванчика" Дёблин высказывает идеи, касающиеся религии природы, ее "одушевления". Позднее эти идеи были развиты Дёблиным в философских эссе "Я над природой" и "Наше бытие"(1933).

Наряду со многими писателями-экспрессионистами, сотрудничавшими в "Штурме", Дёблин стремится выработать новые принципы эпического искусства, новой экспрессионистской эстетики. На страницах "Штурма" было впервые опубликовано его раннее теоретическое сочинение "Беседы с Калипсо" (1906). Многие положения этого сочинения в дальнейшем были развиты и дополнены в "Берлинской программе" (1913). Дёблин требует отказа от "психологической манеры" изображения человека. Отказ от "психологизма", "психологической манеры", по Дёблину, означал как бы "невмешательство" писателя

1 Doblin A. Epilog. - In: Doblin A. Die Vertreibung der Gespenster, S.I33»

во внутренний мир героя, показ человека не изнутри, через описание его душевных переживаний, а извне, посредством описания его поступков.

Главным вопросом, привлекавшим Дёблина на протяжении всего его творчества и прозвучавший уже в ранних теоретических сочинениях, был вопрос об отношении искусства к действительности.

В 1913 г. Дёблин опубликовал в "Штурме" "Открытое письмо к

Ф.Т.Маринетти" , лидеру итальянского футуризма, в котором призывал уменьшить разрыв между искусством и действительностью, приблизить художественное творчество к жизни. "Все то, что не проник-нуто "деловитостью", мы отвергаем" , - писал он. Таким образом, уже в начале своего творческого пути Дёблин пытается определить собственную позицию в искусстве. Он не во всем согласен с писателями правого экспрессионистского крыла, в частности, упрекает их в излишнем эстетизме, уходе от насущных проблем современности. В том же году А.Дёблин изложил свои требования к новому искусству и полемику с Маринетти в "Берлинской программе".

Свои взгляды на литературу Дёблин попытался воплотить в романе "Три прыжка Ван-Луна". В этом романе писатель обращается к

В кругу писателей, принадлежавших к "Штурму", широкое распространение в 10-е годы получают идеи итальянского футуризма. На страницах журнала неоднократно печатались произведения Маринет-ти, его манифесты, роман "Мафарка" (I9C9). "Штурм" устраивал выставки футуристической живописи. Doblin A» Aufsatze zur biteratur. Olten/Freiburg in Breisgau,

1968, S,9. Ibid., S»I5-I9.

33 событиям из жизни Китая 18 века - восстанию бедняков под руководством Бан-Луна. "На историческом материале Дёблин стремится выя-

вить основные закономерности человеческого бытия" .

Постановка и попытка разрешения в романе таких проблем, как действие и бездействие, пассивность созерцания и активность деяния, на материале китайской истории свидетельствуют об интересе писателя к проблемам Востока, пробудившемся в литературе в те годы.

Б поисках утраченного идеала цельности, гармонии человека и мира многие писатели обращаются к духовной культуре Востока -китайской философии,таосизму, буддизму. Восточные мотивы можно обнаружить в творчестве писателей-экспрессионистов О.Лёрке, Кла-бунда и не только у них. В 20-е годы к теме Востока обращаются Г.Гессе, Л.Фейхтвангер, сам Дёблин в эпосе "Манас" (1927). "Казалось, что восточный человек по пути смирения, самоотречения и мистического экстаза ближе подошел к разгадке смысла жизни, чем вечно мятущийся, гордый, непримиримый, дерзкий европеец "фаустов-

р ского типа", сделавший ставку на разум и возможности личности" .

В "Трех прыжках Ван-Луна" Дёблин пытается разрешить проблему, которая важна для всего его творчества и, в частности, для романа Берлин. Александерплац": проблему действия-бездействия. Человек, чтобы жить в мире, должен отказаться от действия, утверждается в романе, и положиться на волю судьбы: "Напрасно хотят завоевать мир действием. Мир - духовного свойства, к нему нельзя

I E,lshorst J# Mensch und Umwelt im Werk A.Doblins, S»I5» Березина А.Г. Германн Гессе. Л., 1976, с.ІЗ.

прикоснуться. Тот, кто действует, тот его теряет" . Люди в романе, объединенные религиозным учением, в жизни руководствуются лозунгами "противопоставления слабости - силе" и непротивления злу насилием. Объединившись под лозунгом "непротивления", последователи Ван-Луна вдруг неожиданно для себя начинают влиять на умона-

строения людей и конкретные события в стране . Таким образом,бездействие в романе оборачивается действием, пусть не осознанным, действием в экспрессионистском духе. Масса случайно собравшихся вместе людей оказывается общественной силой. Философские проблемы в конечном итоге приобретают социальную окрашенность. В частности, Дёблин пытается разрешить проблему массы.

В романе "Берлин. Александерплац" писатель углубляет и развивает тему действия-бездействия: он пытается показать, каким образом человек может повлиять на свою судьбу, изменить ее, что он должен сделать, чтобы стать членом общества, прийти к другим людям. Масса в этом романе из нерасчлененной, стихийной силы превращается в общество, единство людей, управляемое определенными экономическигли, этическими и социальными законами.

В "Трех прыжках Ван-Луна", используя исторический материал, Дёблин затрагивает актуальный, остро современный вопрос войны как насилия. Роман создавался в І9ІЗ-І9І4 гг., накануне и в первые месяцы мировой войны.

Во время войны Дёблин работает военным врачом, он вплотную сталкивается с нуждами и лишениями простых людей, видит их страдания и смерть, начинает осознавать активную, действенную роль

* Doblin A. Die drei Sprunge des Wang-ltms. 01 ten/Freiburg, I960, S.48. Об этом см. также: ^lshorst J. Op.cit., S.14-22.

35 -массы» Писатель выступает против бессмысленности и жестокости войны. В статье 1919 года "Изгнание призраков", размышляя о причинах и последствиях войны, Дёблин писал: "Без сомнения,эта война была по своему характеру захватнической. Целью Германии в этой войне

была экспансия при помощи силы . Писатель приходит к выводу,что война велась для обогащения капиталистов, а пострадали в ней трудящиеся^.

За войной в Германии последовала революция 1918 г. Симпатии писателя полностью на стороне рабочего класса, Дёблин надеется на победу революции, однако его надежды рушатся. Глубокое разочарование стало итогом всех надежд. О своем непосредственном восприятии революционных событий писатель говорит в статье "Изгнание призраков"0. В дальнейшем Дёблин неоднократно будет обращаться к теме революции в своих произведениях, но так до конца и не сможет определить своего отношения к ней. Разделяя интересы угнетенных масс, сочувствуя их борьбе, Дёблин считал, что мир, общество нужно изменять не революционным путем, но путем усовершенствования каждого отдельного человека. Он мечтал о добровольном союзе всех интеллектуалов ("Geistigen "), что привело бы, по его мнению, к постепенному отмиранию государства как силы, стоящей над людьми.

Однако в политических фельетонах под общим названием "Немецкий маскарад" (1919) Дёблин разоблачает Веймарскую республику оружием политической сатиры, он выступает против ограничивающей

* Doblin A» Die Vertreibung der Gespenster, S.I54* 2 Ibid., S.157-160.

Об этом см, также: links R. Op.cit., S.66-68.

силы государства за свободное развитие народа .

С 1918 г. Дёблин - член независимой социал-демократической партии Германии. После партийного съезда 1921 г. в Галле, когда партия распалась, Дёблин становится членом социалистической партии Германии. Его наблюдения над жизнью беднейших слоев населения в восточном Берлине, а также во время поездки в Польшу в 1924 г. позволили ему сделать вывод о неравноправии людей в обществе, о социальном, политическом угнетении, осуществляемом власть имущими^. Перед лицом социальной нужды наслаждение искусством, уход в эстетические проблемы представляется Дёблину кощунством. В 20-е годы в его мировоззрении наступает перелом. Писатель окончательно отвергает эстетствующее искусство, в его представлении связанное прежде всего с идеями прозаиков-экспрессионистов, принадлежавших к кружку "Штурма". "Люди живут в таких домах, что вряд ли кто-ни-

будь отважится заговорить о красоте арки" , - рассуждает писатель. В этот период творческой переориентации писатель стремится ощутить свою связь с миром, людьми, свою причастность к миру. "Этот мир умирает или он обновляется, я не знаю этого, но я ощущаю себя крепко с ним спаянным. И я знаю, мой внутренний компас верен. Он никогда не указывает на эстетическое, но всегда на живое, рвущее-ся к жизни"-.

Ср.: Doblin A» Die Vertreibung der Gespenster, S. 163-250.

2 Doblin A. Reise in Polen. Olten/Freiburg, 1968, S.47, S.I55»

3 Ibid., S.47.

4 Ibid., S.284.

37-Б 1929 году Дёблин создает свой самый яркий роман "Берлин. Александерплацу в котором пытается представить современную ему жизнь, по-новому решить проблему, волновавшую многих прогрессивных писателей того времени,- взаимоотношения личности и общества. Эту проблему Дёблин стремится разрешить и в последующих своих произведениях - на мифологическом материале в романе "Вавилонское странствие" (1934) и на социальном, конкретном материале в романе "Пощады нет" (1935). Оба эти романа были написаны уже в годы эмиграции. Однако по своим идейным и художественным особенностям эти произведения примыкают к доэмиграционному периоду творчества писателя. Роман "Пощады нет" так же, как и роман "Берлин.Александер-плац", тяготеет к идеям "новой деловитости". Главной темой этого романа является тема влияния общества на человека.

Герой романа Карл - человек "между классами". В романе исследуется его поведение в зависимости от жизненных перипетий. Сам Дёблин в какой-то мер.е ощущает себя также человеком "между классами". В "Путешествии в Польшу" он писал: "Я не отношусь ни к пророкам, ни к массе народа. Просто прохожий".

В 2О-е-30-е годы проблема человека в мире, человека и общества интересует писателя не только в социально-этическом, но и в философском аспекте. Основная идея философских сочинений "Я над природой" и "Наше бытие" состоит в том, что в природе, как в органической, так и в неорганической, существуют только одушевленные существа. По мнению Дёблина, деревья, камни, цветы также имеют душу.

Таким образом, человек включается Дёблином в общий ряд живых существ и не возвышается над ними. В книге "Наше бытие" Дёблин

JJoblin A» Reise in Polen, S.25L

рассматривает человека наряду с животными, птицами, вещами . Человек, считает Дёблин, тесно связан, спаян со всем сущим, он -неотъемлемая часть окружающего мира. Только в тесной связи со всей живой и неживой природой, со всеми реалиями окружающего мира мыслимо и возможно бытие человека. "Связь с миром, - утвержда-ет Дёблин, - основа нашего бытия" .

Несомненна важность этого философского положения для художественного творчества писателя, особенно для его романа "Берлин. Александерплац". Однако в романе прежде всего подчеркивается социальный аспект взаимоотношений человека и мира. І'Ідея биологической включенности человека в единую систему всего сущего не занимает в романе центрального места, но без нее невозможно до конца понять смысл образа главного героя романа Франца Биберкопфа, уяснить суть концепции личности в романе.

Картина мира, которую Дёблин пытается выстроить в книге "Наше бытие", в большей степени основывается не на умозрительных, философских рассуждениях, но на конкретных наблюдениях над реальностью. "Его профессия врача, - как справедливо отмечает В.ії^шг,-обусловила тягу к конкретным наблюдениям, а также стремление определить свое отношение к научным изысканиям, на основе которых создавались научно обоснованные теории мироздания" . Дёблина живо интересовали новейшие достижения в химии, биологии, психологии, он изучал теорию относительности Эйнштейна. Сднако весь тот огром-

Doblin A» Unser Dasein. 01ten/Freiburg in Breisgau, І9б4,

S.29.

Ibid., SOI»

Muschg /. Hachwort des Herausgebers. - In: Doblin A» Unser

Dasein, S»482.

ннй научный материал часто истолковывался им достаточно субъективно. Поэтому, например, его концепция человека в книге "Наше бытие" носит подчеркнуто биологический характер. И вместе с тем натурфилософская теория для художественного творчества писателя, несомненно, представляла ценную методологическую основу. Именно в ней, на наш взгляд, можно обнаружить истоки принципа научности, интереса к конкретному факту, определивших подход к действительности в романе "Берлин.Александерплац". Натурфилософская концепция Дёбли-на является своего рода ключом к разрешению им этических, психологических, социальных проблем современности в художественных произведениях.

Однако в художественных произведениях, в частности, в романе "Берлин. Александерплац" писатель, создавая концепцию человека и концепцию мира, не ограничивается только собственной натурфилософской теорией. Роман включает в себя массу новых впечатлений, нового опыта, который уже не укладывается в рамки этой теории.

Б книге "Наше бытие" Дёблин провозглашает идею необходимости активного действия для каждого человека. Одна из глав книги названа "Бытие как действие" . "Реальность и конкретность мира как многомерного единства утверждается и проверяется жизнью человека,

протекающей в действии" , - считает писатель. Идея действия, очевидно, возникает в книге "Наше бытие" также в связи с угрозой перешедшего в наступление фашизма (книга создавалась в начале 30-х годов). Писатель-антифашист своей книгой призывал каждого человека активизировать свои чувства, переживания, мышление, волю в

1 Poblin A. Unser Dasein, S.84.

2 Ibid,, S.85.

40 т

действии . В этом заключается общественный, социальный пафос книги.

Одним их важных законов, по которому организована жизнь человека и его деятельность, Дёблин считает закон резонанса. "Действие одного человека по закону резонанса вызывает действия дру-

гих людей" . Этот закон, по мнению писателя, распространяется как

на область социальной, общественной жизни человека, так и на сферу его чувств, переживаний. "Резонанс", по Дёблину, имеет огромное значение в формировании человеческих коллективов, в распространении идей, в воспитании молодого поколения. В романе "Берлин. Александерплац" по "закону резонанса" складывается жизненный опыт героя, формируется читательское мнение: судьба героя, его жизненный опыт оценивается на фоне историй других людей.

Натурфилософская концепция, изложенная в книге "Наше бытие", во многом перекликается с идеями "новой деловитости" и, очевидно, восходит к идеям натурализма: жизнь человека и мир объясняются преимущественно законами, действующими в естествознании - физике, биологии, химии.

Оцнако в своей теории писатель стремится учесть также духовный аспект человеческой личности. Мир в целом, - утверждает он, -представляет собой многомерное выражение "пра-я" или "пра-смысла , то есть некоей изначальной духовной сущности. "Познавать в этом мире означает переживать, чувствовать, вмешиваться, изменять, всеми органами участвовать в реализации "духовной сущности" мира". _

Doblin A. Unser Dasein, S.85.

2 Ibid., S.171.

3 Doblin A» Das Ich. iiber der Hatur. Berlin, 1928, S.93.

4 Ibid.

"В центре мира - человек", - утверждает Дёблин в книге "Наше бытие", - при этом мир не распадается на отдельные индивидуальности. Человек существует в мире, не только соприкасаясь, сталкиваясь в постоянном общении с другими людьми, но и с предметами внешнего материального окружения, с живой природой.

Однако отношение человека к природе в натурфилософских сочинениях Дёблин рассматривает вне отношений человека и общества. Впечатления, переживания человека при его столкновении с предметным окружением формируются как результат зрительного восприятия.

Т Поэтому "только через ворота "Я" можно войти в мир" . В ранних

своих работах - "Берлинская программа", "Реформа романа" (1918), а также в художественных произведениях - "Три прыжка Ван-Луна", "Валленштейн"(1920) Дёблин придавал индивидууму слишком мало значения, выдвигая на первый план массу. В натурфилософских сочинениях, в стихотворном эпосе "Манас", в книге-репортаже "Путешествие в Польшу", в романе "Берлин.Александерплац" Дёблин задумывается над феноменом человеческого "Я" в современном обществе. Писатель объясняет свое повышенное внимание к отдельному человеку следующим образом: "Люди становятся личностями, народы стремятся к самоопределению, старое государство-чудовище не может больше

существовать" .

В.ВДушг считает, ч? обращение к индивидууму в

творчестве Дёблина в эти годы было связано также с тем, что "перед лицом поднимавшего голову тоталитарного режима Дёблин хотел

о призвать каждого человека к ответственности за свои поступки" .

1 D.oblin A. Unser Dasein, S.14.

2 Doblin A* Heise in Polen, S.312.

3 Muschg W# Nachwort. - In: Doblin A, Reise in Polen, S.363.

В годы эмиграции с 1933 по 1946 гг. Дёблин активно выступает как антифашист. В 1940 г. в Париже он пишет брошюры и листовки, которые должны были распространяться в Германии, сочиняет сатирические пародии на фашистских главарей, используя сюжеты популярных песен . 0 своем протестующем, гневном отношении к войне, фашизму Дёблин пишет в эссе "Дороги судьбы" (1946).

В годы эмиграции Дёблина по-прежнему интересует проблема революции, хотя отношение к ней остается неоднозначным. В I938-I94I годах он пишет роман-трилогию "Ноябрь 1918. Немецкая революция". Главный герой трилогии Бекер противник революционной борьбы, он считает, что главное зло исходит не от мира, но заключено внутри каждого человека. Однако, несмотря на свои взгляды, Бекер принимает участие в революции, борется на стороне рабочих. Революция в романе показана не как движение масс, но как дело рук отдельных людей - ее вождей^.

В годы написания этого романа наступает кризис в мировоззрении писателя» Он неожиданно для всех своих друзей заявляет в 1940 году о принятии католичества. До этого времени Дёблин был атеистом. Обращение к религии не могло не повлиять на его отношение к проблеме революции.

В романе "Ноябрь 1918.Немецкая революция" и в статье "Христианство и революция" (1946) Дёблин высказывает мысль о том, что міпр нельзя изменить действием, что человек должен подавить

І ~

См.: Minder R. Ег і л п ertmgen an A.Doblin. — Text und Kritik,

1966, H. 13/14, S.31-55.

Об этом см. также: Links E. Op, cit., S.181-189 ; Гальперина

Л.Н. Ноябрь 1918-го в творчестве А.Дёблина.-Уч.зап. МГПИ им. В.И Ленина, 1967, # 280, с.204-211.

43 себя, свое "я", смириться. Однако художественные произведения писателя последующих лет свидетельствуют о другом: "смирение", утверждается, например, в антифашистском романе 'Тамлет, или Долгая ночь подходит к концу" (1956) не может определять позицию человека в современном социальном мире.

Проблема взаимоотношений человека и мира не исчерпывается в романе "Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу" христианским смирением. Герои романа мучительно ищут ответ на вопрос о значении отдельного человека в мире, о взаимоотношениях человека и мира. Важное место занимает в романе вставная новелла "Мать на Монмартре". Ее героиня - мать, потерявшая сына на войне, но не перестающая вдать его. Много лет изо дня в день она приходит на площадь, где они с сыном условились встретиться, и вдет его. В конце концов она обращается со словами гнева и отчаяния к богу.

Таким образом, в своем последнем романе "Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу" важную для него проблему действия и созерцания Дёблин разрешает в пользу действия.

До последних дней своей жизни (писатель умер в 1956 году) Дёблин оставался активным, деятельным борцом за изменение, совершенствование человека и человеческого общества.

Борьба худсжественбых щей в немецкой литературе кснца 20-х - начала 30-х годов

В данной главе диссертации объектом исследования является "новая деловитость" в немецкой литературе. Мы стремимся показать, какими путями шло формирование этого движения. На основании анализа художественных произведений писателей-экспрессионистов ж постэкспрессионистов мы пытаемся выявить самые важные проблемы для литературы периода сдвига, поворота.

Таковыми оказываются проблемы действительности и личности, так как именно в разрешении этих проблем обнаруживается отличие литературы "новой деловитости" от экспрессионизма.

В этой главе нам важно также выяснить, какие события в общественной и политической жизни страны повлекли за собой изменения в мировоззрении писателей, а также и в их творчестве.

Главными историческими событиями начала XX века были первая мировая война и революция в Германии 1918 года. Война обострила и выявила противоречия всех форм общественного бытия. Она изменила не только внешний облик Европы, но и мировоззрение людей, систему ценностей, нравственные, социальные, политические представления. "Под впечатлением первой мировой войны, революционных по т трясений субъект начинает осознавать себя исторически". Изменения в жизни, поведении и мировоззрении людей обусловили тот новый подход к действительности и человеку, который формируется в литературе в 20-е годы.

У писателей появляется желание резюмировать эпоху, подчеркнуть социальные, исторические, моральные черты, выделить и определить собственную позицию. "Переосмысление в большинстве своем горького опыта войны и революции побуждает писателей к углубленному историческому осознанию ситуации, что является предпосылкой для плодотворного художественного новаторства" . Война, унесшая миллионы человеческих жизней, продемонстрировала бесполезность, бессилие экспрессионистских призывов и надежд на всеобщее братство.

Экспрессионистские идеалы, лишенные общественно-исторической определенности, не соответствовали новой ситуации. Новеллы Л.Франка из сборника "Человек добр" (1918), роман Б.Келлермана "Девятое ноября" вдохновенно призывали покончить с войной, изменить мир революционным путем. Однако писатели в этих произведениях исходили из веры в слово, призыв, а не из конкретной общественной и политической ситуации. Шогие писатели сами приняли участие в войне, пережили разочарование после поражения революции. Среди них АДёблин, Б.Брехт, Ф.Вольф, И.Р.Бехер , Э.Толлер и др.

В литературе в 20-е годы обсуждаются такие проблемы, связанные с войной, как проблема насилия, гибельности технического прогресса для человека, отчуждения человека. Эти проблемы, актуальные и для экспрессионистских произведений, например, для романа А.Дёблина "Горы, моря, гиганты", пьес Г.Кайзера "Газ I" (1917-1918), Таз її" (І9І8-І9І9), в литературе 20-х годов получают иное разрешение.

К концу 20-х годов интерес к антивоенной теме в литературе достигает апогея. В это время не только в Германии, но и в дру гих странах возникает целый ряд произведений, направленных против войны. К этой теме обращаются в своих романах Р.Олдингтон, Э.Хемингуэй и др. В немецком антивоенном романе конца 20-х годов война изображается иначе, чем в произведениях экспрессионистов. Писатели стремятся сообщить читателю правду о катастрофическом событии в истории человечества, поэтому опираются на факт, документ, а не на лозунг, призыв, как это было у экспрессионистов. Война в произведениях немецких писателей Л.Ренна "Война" (1928), Э.М.Ремарка "На западном фронте без перемен" (1929), в романе А.Цвейга "Спор об унтере Грише" (1927) предстает как конкретная каждодневная реальность во всех подробностях ее жестоких и кровавых сцен.

Эти романы имеют силу документа потому, что события, представленные в них, увидены глазами очевидца, как, например, в романе Э.М.Ремарка "На западном фронте без перемен".

На первый план изображения выдвигается общественно значимое, социальное. В поле зрения писателя постоянно находится обыкновенный,средний человек, участник войны, солдат. Именно эти особенности характерны для формирующегося в эти годы движения "новой деловитости". Проблема среднего человека становится главной для романа А.Цвейга "Спор об унтере Грише". В своей заметке 1927 г. Л.Фейхтвангер подробно останавливается на умении Цвейга показать жизнь обыкновенного человека во взаимосвязи с другими людьми, с эпохой; "непрестанно подчеркивая всю малость, всю незначительность одного атома, писатель не рвет ни одной нити, связующей его с великими событиями, свершающимися вокруг. Исследуя жизнь одной клетки, он показывает организм в целом, космос - в .атоме" .

Проблема личности в романе А.Дёблина "Берлин. Алжсавдерплац"

В романе Дёблина "Берлин. Александерплац" очевидно и заметно то новое, что появилось после экспрессионизма в постэкспрессионистскую эпоху. В романе нашел отражение процесс поиска писателем творческого метода, качественно отличающегося от экспрессионистского, дающего возможность по-новому увидеть и изобразить личность современного человека. В эти годы не только Дёблин, но и многие другие писатели, экспрессионисты в пршлом, или вновь пришедшие в литературу, тоже ощущают необходимость найти новые, иные, чем экспрессионистские, принципы подхода к жизни.

Роман "Берлин. Александерплац" оказался на гребне этой новой волны в литературе, в нем ярко запечатлелись черты слома, поворота, в какой-то мере объясняющие неоднозначность его художественных идей. Вариативность художественного мира романа подчеркивает мысль о многосторонности бытия и является аргументом в полемике с однозначностью экспрессионистских суждений о мире и человеке.

Вместе с тем в романе сильно и экспрессионистское начало. Не все экспрессионистские идеи отвергаются в "Берлин. Александерплац": многие принимаются и переосмысляются. Роман Дёблина "Берлин.Алек-сандерплац" в значительной мере определил подход к изображению человека и мира, который потом утвердился, стал, как кажется, общепризнанным, традиционным в литературе "новой деловитости".

Сразу после выхода романа в свет вокруг него разгорелись оживленные споры. Поводом для полемики в газетах " Die Непе Rundschau ", " Die Linkskurve " послужила необычная тема романа - изображение жизни городского дна. Представители формировавшейся в те годы пролетарской литературы увидели в образе Франца Биберкопфа, главного героя романа, пародию на рабочего, пролетария, человека массы. Начало дискуссии положил Клаус Нойкранц своей заметкой о романе в 1929 г., где писал о том, что Дёблин занимает враждебную позицию по отношению к рабочему классу и своим романом мешает т борьбе рабочих .

И.Р.Бехер также высказал мнение, что Франц Биберкопф - "лабораторный продукт", что в нем отсутствуют черты реального чело-века, рабочего, "массового типа" . Кроме того, И,Р.Бехер упрекал Дёблина в излишней атомизации повествования, разложении целостной картины мира на отдельные детали, фрагменты3. Столь категоричные суждения о романе Дёблина объясняются, очевидно, тем, что многие писатели не совсем верно поняли задачи романа, Дёблин не ставил перед собой цели изображения пролетария. Его Франц Биберкопф "человек между классами". Кроме того, в изображении главного героя заметно экспрессионистское начало. Франц Биберкопф - это и человек "вообще", фигура, олицетворяющая как злое, так и доброе в человеке.

Думается, слишком категоричная оценка романа его первыми критиками носит дискуссионный характер. Ведь эстетика пролетарского романа и сам пролетарский роман к концу 20-х годов еще не сформировались, многие принципиальные вопросы, касающиеся как формы, так и содержания, оставались неясными даже для писателей, предста т вителей пролетарской литературьг. В романе И.Р.Бехера "Люизит, или Единственно справедливая война", например, подход к изображению массы во многом определяется экспрессионистскими чертами, о пролетарии, типичном представителе своего класса, едва ли может идти речь .

Однако оценка романа Дёблина даже в первые годы по его выходе в свет не была только отрицательной. Критик В.Беньямин в 1930 г. первым рассмотрел в образе Франца Биберкопфа не просто вора и мошенника, но человека, который предъявляет к себе и к окружающим людям определенные этические требования. Беньямин отмечает поучительность судьбы Франца и называет роман "воспитатель-ным" . Критик указывает также на принципиально новое изображение Дёблиным жизни большого города и места в ней индивида.

Проблема действительности в романе а.дёблина "берлин. Алжсавдерплац

В романе Дёблина "Берлин. Александерплац" окружающие Франца люди с их судьбами - это часть города, мира, в котором он живет. "Другие люди" - это социальная среда, влияющая на героя, помогающая или препятствующая осуществлению его планов.

Однако тема мира, действительности в "Берлин. Александерплац" значительно шире, чем тема окружающих людей. Дёблин рассматривает город как феномен, характерное проявление современной жизни. Писатель называет его "коралловым рифом для коллективного существа человека" . Не случайно действительность в его произведениях чаще всего предстает в облике большого города, места обитания многих и многих тысяч людей.

Современный индустриальный город, резко повлиявший на человека, привлекает внимание многих писателей 10-х - 20-х годов. Проблема влияния города, действительности на человека поднимается в романе Кестнера "Фабиан", в романе Г.Фаллады "Маленький человек, что же дальше?" и др.

Тема города была важной и значимой для произведений писателей-экспрессионистов, таких, как Г.Гейм, Г.Кайзер, А.Эренштейн, А.Штрамм и др. "Берлинские экспрессионисты открыли большой современный город и ощутили себя выразителями новой реальности, когданачали воспевать его дымные промышленные кварталы" .

Однако очень скоро восторг экспрессионистов перед городом сменяется проклятиями в его адрес . Город рассматривается как средоточие всех ужасов и бед человека, превращается во враждебную человеку силу.

Мрачную картину "технизированного" города, убивающего человека, рисуют поэты-экспрессионисты, например, Э.Толлер в стихотворении "Заводские трубы на рассвете" (1915), А.Эренштейн в стихотво-рении "Я от жизни и смерти устал" (1923) .

Г .Кайзер обращается к теме города, технического прогресса в ряде своих пьес. Так, например, в пьесе "С утра до полуночи" герой пьесы Кассир утверждает: "Болезнь и преступление повсюду в этом асфальтовом городе, кто из вас без проказы" . Мрачный, враждебный человеку город нарисован в ранних рассказах Дёблина, таких, как "Убийство одуванчика", "Странствующая в ночи".

Картина города, равно как и мира в целом, определяется у экспрессионистов субъективным взглядом художника. Это экстатическое видение, выражающее настроение, мироощущение.

Ощущение одиночества, пустоты, безлюдности охватывает человека в большом городе: "Один брожу я по городу, никто не обращает на меня внимания"4, - жалуется Тубуч, герой одноименного романа А.Эренштейна. Устрашающая картина краха цивилизации, городов нарисована в романе Дёблина "Горы, моря гиганты".

И.Р.Бехер в своем романе "Люизит, или Единственно справедливая война" следующим образом описывает город: "Город - это громадное море страданий, заключенное в берега из цемента и гранита" . Кассир в пьесе "С утра до полуночи" передает свое ощущение действительности: "Лежишь глубоко на дне, Жизнь заваливает тебя все больше. Горы нагромождены на человека. %сор, отбросы - грандиозное свалочное место. Те, которые умерли, лежат себе в своих трех о метрах под землей, живых засыпает все больше" .

Картина мира в произведениях экспрессионистов в соответствии с их мироощущением отмечена чертами разрушения, гибели. Заостренность, сгущенность впечатлений от реальности, которая приобрела в произведениях экспрессионистов признаки гибельности, катастрофичности, должна была выразить сущность кризисного времени, подчеркнуть страстность, своевременность и важность обращения художника к читателю, зрителю . Экспрессионисты не стремятся к созданию цельной картины бытия, для них важны ее отдельные, наиболее угрожающие и мрачные стороны. В их прозе "внешне упорядоченная картина бытия распадается"4. Часть, фрагмент действительности подменяет собой целое. Ф.Мартини, например, отмечает главную и характерную особенность творчества Г.Гейма: "Экспрессионист Гейм видит и переживает действительность изнутри, как выражение, но не как данность, поэтому он выбирает экстремальные случаи . Герой рассказа А.Дёб-лина Убийство одуванчика" Михаэль Фишер бежит от города, который давит на его психику, угрожает ему. Город как иррациональное зло деформирует психику героев рассказов "Капеллан" и "Странствующая в ночи". Постоянное чувство страха является причиной их судорожных, часто бессмысленных поступков.

Похожие диссертации на Роман А. Дёблина "Берлин. Александерплац" и литературная ситуация в Германии конца 20-х - начала 30-х гг.