Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Романы Барбары Фришмут 1970-х годов Кравчук, Оксана Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравчук, Оксана Сергеевна. Романы Барбары Фришмут 1970-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1998.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/613-9

Введение к работе

Творчество современной писательницы Барбары Фришмут (род. 1941), особенно на раннем этапе, представляет собой заметное явление в литературе Австрии после 1968 года и отражает наиболее характерные тенденции, присущие литературной жизни страны.

К настоящему времени творческое наследие Б.Фришмут довольно велико и продолжает пополняться. Оно включает в себя преимущественно прозаические, а также стихотворные и драматические произведения, книги, адресованные как для взрослой, так и для детской аудитории, сценарии к телефильмам, рецензии, эссе. Значительное место в творческой деятельности писательницы занимают переводы с английского, венгерского и турецкого языков.

Русскому читателю имя Барбары Фришмут знакомо по романам "Монастырская школа" (1968, рус. перевод 1986), "Мистификации Софи Зильбер" (1976, рус. перевод 1980), "Лунные женщины" (1982, рус. перевод 1984) и рассказу "Время читать Чехова" (1973), перевод которого вошел в сборник "Австрийская новелла XX века" (1981).

Барбара Фришмут стала играть заметную роль в австрийской литературе в 60-е годы. Она является одним из основателей созданного в Граце в 1960 году объединения молодых писателей "Форум НІІтадтпарк". Первые значительные произведения писательницы выходят в свет в конце.60-х - 70-е годы. В них находит выражение свойственный австрийской литературе этого периода переход от экспериментальных текстов, в которых внимание автора сосредоточивается на формальной стороне, к произведениям, упор в которых сделан на субъективных переживаниях автора и героя, особенностях внутреннего мира персонажей.

Становление авторской индивидуальности и творческой манеры писательницы происходило в "буйные", отмеченные особым подъемом молодежного движения 60-е годы и продолжало формироваться в 70-е. В это время художники вновь сосредоточили свой интерес на индивидуальном в человеке, а в число основных вопросов, волнующих общественность, вошли вопросы распределения социальных ролей в обществе, возможности наиболее полного раскрытия и проявления личности.

Книги Фришмут сразу привлекли читателей своим психологизмом, пристальным вниманием к внутреннему миру человека, социально значимой проблематикой, в данном случае связанной с вопросами свободного самовыражения индивидуума, детского воспитания, ситуацией женщины в современном мире.

Практически любая из новых книг Фришмут получает много-г численные отзывы в прессе. И если в 70-е годы критики называли Барбару Фришмут известной писательницей из Штирии, то в 80-е уже относили к числу ведущих.романисток в современной австрийской литературе, что подтверждает присуждение этому автору многочисленных литературных премий.

Параллельно с писательской деятельностью Фришмут участвовала в различных литературных форумах, симпозиумах, радиопередачах, приглашения на которые свидетельствовали о высокой оценке книг молодого автора. Так, например, в t969 году ее имя стояло в программе молодежной культурной недели в Инсбруке, в этом же году писательница приняла участие в литературных чтениях "Форума Штадтпарк" в Польше вместе с Петером Хандке, Вольфгангом Бауэром, Альфредом Коллеричем и др.

Произведения Б.Фришмут неоднократно становились предметом литературоведческого анализа. Первые научные статьи, посвященные произведениям писательницы, стали появляться уже в 70-е годы. При характеристике и анализе литературы периода после «молодежного бунта» 68-го года исследователи регулярно обращаются к творчеству этого автора. Так, Райнхард Урбах, анализируя австрийскую литературу названного периода, в качестве исходного материала своего исследования использует произведения Петера Хандке и Барбары Фришмут.

Внимание исследователей к творчеству Фришмут возрастает к середине 70-х годов в связи с повышением интереса к так называемой «женской» литературе. Деятельность представительниц новой волны феминистского движения 60-х - 70-х гг. дала толчок как для создания беллетристических произведений, основной упор в которых был сделан на проблемах существования женщины в современном мире, так и для появления литературоведческих исследований, в которых анализируются тексты авторов-женщин. Произведения писательницы вполне позволяют трактовать их в феминистском ключе и рассматривать в качестве примера "женского творчества". Тем не менее не следует забывать того факта, что сама Барбара Фришмут никогда не была ни участницей какой-либо женской организации, ни проповедницей

феминистской идеологии. Затрагиваемые в ее произведениях вопросы, в основном связанные с ситуацией женщины в современном мире, отражают специфику времени, в которое они создавались.

В 1992 году Грацким институтом литературных исследований имени Франца Набля был выпущен сборник, целиком посвященный творчеству исследуемой нами романистки. Составитель сборника Курт Барч объединил в одном томе множество рецензий, литературоведческие статьи, посвященные различным аспектам ее творчества, интервью, обширную библиографию, т.е. собрал отдельные фрагменты, дающие представление о писательской биографии Б.Фришмут. Задачей этого издания было представление литературных произведений, созданных Фришмут к началу 90-х гг., а не системное исследование творчества писательницы.

Обилие рецензий, отдельные литературоведческие статьи, а также упомянутый сборник тем не менее не позволяют говорить о системном подходе, в результате которого возникала бы цельная картина творческой эволюции писательницы.

В отечественном литературоведении, даже несмотря на наличие переведенных на русский язык произведений Фришмут, практически отсутствуют работы, посвященные ее творчеству. Все ограничивается несколькими рецензиями, сводящимися к пересказу того или иного произведения писательницы (ЮАрхипов, Е.Владимирова, В.Седельник, И.Чернова, С.Шлапоберская), а также вступительными статьями к русским переводам ее романов (Ю.Архипов, Г.Знаменская, С.Никоненко). В 1980 году в журнале "Иностранная литература" в рубрике "Наши гости" было опубликовано интервью Фришмут, которое она дала Юрию Архипову.

Учитывая сказанное, можно утверждать, что обращение к романному творчеству Барбары Фришмут и рассмотрение особенностей ее произведений 70-х годов обладает научной новизной, поскольку является первым монографическим исследованием творчества австрийской писательницы на русском языке, и определяет актуальность диссертации. Новым является также рассмотрение раннего романного творчества Фришмут в контексте литературной жизни Австрии конца 60-х - 70-х гг., влияния на творчество писательницы актуальных на названный период идей, получивших в Западной Европе широкий общественный резонанс в связи с активизацией молодежного, а также женского движения.

Цель исследования состоит в рассмотрении ранних произведений писательницы как важного этапа в ее художественных поисках, что позволяетпроследить начальный период творческой эволюции Фришмут-романистки, а также соотнести созданные ею в 70-е годы произведения с литературным контекстом эпохи. В диссертации подробно анализируются следующие романы писательницы: «Монастырская школа» (1968), «Исчезновение тени на солнце» (1973), «Мистификации Софи Зильбер» (1976), «Ами, или метаморфоза» (1978), «Кай и любовь к моделям» (1979). Тщательный анализ текста романов сочетается с подходом, предполагающим изучение историко-социальных и культурных явлений эпохи.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в : возможности использовать сделанные в ней наблюдения и выводы в последующем изучении творчества Барбары Фришмут, а также при теоретической разработке вопроса специфики европейского романа конца 60-х - начала 70-х годов. Материалы дис---- сертации могут быть привлечены при подготовке общих и специальных курсов по истории зарубежных литератур второй половины XX века.

Апробация. Основные результаты исследования были отражены в докладах на конференции, проходившей в рамках выставки детской и юношеской литературы Австрии в Российской государственной детской библиотеке (Москва, май 1994), на международном симпозиуме "Интеркультуральные исследования австрийской литературы" (Санкт-Петербург, сентябрь 1996), на . аспирантских семинарах кафедры истории зарубежных литератур - СПбГУ (апрель 1995, май 1996), а также в нескольких научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Романы Барбары Фришмут 1970-х годов