Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Стулов Юрий Викторович

Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция)
<
Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стулов Юрий Викторович. Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция) : ил РГБ ОД 61:85-10/866

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Поиск себя. Обретение. Разочарование /творчество 1950-х годов/ 30

I, Роман "Иди, вещай с горы" 36

2, Повесть "Комната Ддиованни" 59

ГЛАВА II. Отчаяние, ярость, возмужание /творчество начала 1960-х - 1968 гг./ 77

I. Роман "Другая страна".. 81

2. Роман "Скажи, когда ушел поезд" 114

ГЛАВА III. Зрелость, Поиск новых горизонтов /творчество 1969 - середины 1970-х гг./. .139

I, Повесть "Если Бийл-стрит могла бы заговорить" 145

$ 2, Роман "Прямо над головой", 166

Заключение 176

Библиография

Введение к работе

На протяжении многих десятилетий американская негритянская литература находилась на задворках большой американской литературы. Лишь в 1920-е годы, в период так называемого "негритянского возрождения", некоторые книги негритянских авторов попали, наконец, в поле зрения критики и широкого читателя. Однако, рассматривались они изолированно, вне литературной традиции США. В творчестве П.Данбара, У.Дюбуа и .других писателей и поэтов негритянского происхождения американская литературная критика, представленная почти исключительно белыми авторами, концентрировала свое внимание на экзотике, непривычных художественных образах, присущих негритянскому мироощущению, отказываясь'видеть в их произведениях проблемы не только общеамериканского, но и общечеловеческого значения.

Только в 1937 г., т.е. почти через сто лет после выхода в свет первого негритянского романа, появляется фундаментальный труд Стерлинга Брауна /193/, посвященный образу негра в американской литературе и поднимающий целый ряд проблем негритянской литературы как части американского литературного процесса.

С.Браун явился предтечей тех современных прогрессивных американских литературоведов, которые рассматривают негритянскую литературу в общем контексте развития литературы США: до сих пор негритянские авторы в США вынуждены бороться за право называться американскими писателшли. А.Н.Николюкин справедливо замечает по этому поводу, что "... буржуазная критика всегда оценивает писателей- негров только по особой расовой шкале, как бы заключая их в некое литературное гетто, из которого редко кому удается вырваться" /170, I, ХНУ/.

Лишь в 1960-е годы творчество американских писателей-негров стало предметом исследования американского литературоведения. Это вызвано не только талантом и мастерством писателей, пришедших в литературу в этот период, но и ростом самосознания американских негров, выразившимся в так называемой "негритянской революции". Сегодня нельзя представить литературу США без имен Р.Эллисона, Дж.Болдуина, Дж.Килленза, Лероя Джонса, чье творчество было подготовлено литературой "негритянского возрождения" и особенно творчеством Р.Райта, явившегося их наставником в литературе. Огромное значение .для их творческого роста имела литературная деятельность У.Фолкнера, у которого крупнейшие негритянские писатели (Р.Райт, Р.Эллисон, Дж.Бол-дуин) унаследовали "фолкнеровокий ракурс" художественного изображения негритянской проблемы: "в контексте американской жизни и истории, в сложном переплетении социальных, моральных, психологических факторов, в связи с общечеловеческими проблемами" (276, 197). Писателям этого поколения удалось, наконец, убедительно показать миру душу чёрного американца, обнаружив такие глубины, которые смогли придать его опыту универсальное значение; ведущие негритянские авторы при этом выдвинулись в первые ряды американских литераторов.

Тем не менее отношение критики к писателям-неграм во многом остается .двусмысленным. По-прежнему, трудно сопоставимы воззрения на творчество негритянских писателей белых критиков и критиков негритянского происхождения. В пылу полемики литературовед Р.Розенблатт доходит до утверждения, что "современный чёрный роман в Америке не только не типично современный или американский, но это и не чисто роман" /227, II/. Б.А.Ги-ленсон верно объясняет эту точку зрения существующим в среде англосаксонских критиков мнением, что "чёрные авторы, будучи

- 5 -"ангажированными", не могут создать произведения, интересные с эстетической точки зрения" /245, 202/. Предвзятость к произведениям чёрных писателей приводит к неправильной их оценке и многочисленным искажениям в их толковании, что неоднократно отмечалось советскими литературоведами /177, 8/.

Прогрессивные американские критики вообще протестуют против самого термина "негритянская литература", считая ее "органической частью литературы Соединенных Штатов" /288, 361/, развивающейся "параллельно основной линии развития американской литературы в целом" /177, 3/. Сама концепция "негритянской литературы", по мнению профессора Д.Б.Гибсона, отражает "расизм, пусть даже и невольный, в литературных исследованиях. "Отдельный" в этом случае значит неравный" /204, ХП/.

Неоднозначно отношение к негритянским авторам и внутри указанных групп - от марксистского направления (С.Финкелстайн, Ф.Боноски) до откровенно реакционных взглядов на творчество не-ритянских авторов как белой, так и негритянской националистической критики (И.Хау, Э.Кливер, К.Хернтон, Э.Гэйе и др.).

Джеймс Артур Болдуин вошел в американскую литературу в конце 1940-х годов. Первое же его произведение вызвало к нему пристальное внимание критики: следуя за С.Брауном, Дж.Болдуин разрушал литературные стереотипы американского негра, несостоятельные с точки зрения как жизненной правды, так и литературы, и пытался найти свой путь в искусстве, своеобразно разрабатывая традиционные для негритянской литературы темы. Его произведения - о становлении человека, но всегда это и книги о душеВ' ном кризисе: мучительно дается обретение цельности юноглу Джону Граймсу в "Иди, вещай с горы"; в "Комнате Джиованни" Дэвид показан в самую страшную ночь в его жизни, когда внутреннему взору героя открывается правда о самом себе; вместе с читате-

лем бредет к своему концу Руфус Скотт из романа "Другая страна"; на пороге смерти просматривает ленту своей жизни талантливый актер Лео Праудхэммер из романа "Скажи, когда ушел поезд". "Осознание себя", эта традиционная тема негритянской литературы, сочетается у Дж.Боддуина с погружением в бездну страдания и страстей по человеку. Писатель приковывает внимание читателя к боли и мукам Гарлема, а ритм его прозы перемежается горьким лиризмом блюза с его стоицизмом и надеждой.

Дж.Болдуин - негритянский автор, больше всего он пишет об американских неграх, но на основании не только негритянской литературной традиции, а исходя из особенностей американской литературы в целом, делая негритянский опыт достоянием человечества и показывая сложную человеческую личность. Пристально всматриваясь в движения человеческой души, обращаясь к морально-этическим проблемам, Болдуин учится у У.Фолкнера с его обостренным интересом к проблемам "больной человеческой совести". Моральный урок, который преподает Дж.Болдуин,' важен для Человека.

Имя Дж.Болдуина привлекает особое внимание и в силу его незаурядного таланта, и благодаря большому резонансу общественной деятельности писателя. Его справедливо называют выразителем чаяний своего народа /203, 118/, "ведущим представителем негритянского бунта" /336, 28/, "страстным пророком расового апокалипсиса и тонким исследователем глубин человеческой натуры" /209, 137/. Он непременный участник массовых выступлений американских негров, стойкий борец за гражданские права. Его голос стал одним из самых гневных голосов негритянской революции в США. Его книги тем и интересны, что они художественный документ эпохи, в них он сумел убедительно показать эволюцию характера американского негра. Главный герой его произведений -

негр-бунтарь, но если в "Другой стране" это бунтарь-анархист, действующий в одиночку, то в книгах 70-х годов писатель показывает лщей разного цвета коей и разных убеждений, объединяющихся в борьбе за справедливость, за более счастливое будущее своих детей.

Глубокий психологизм, лиричность, исповедальность наряду с постановкой острых социальных проблем заметно отличают писателя в рамках американской литературы в целом. Среди многих писателей-негров, пришедших в американскую литературу в послевоенные годы, Дж.Болдуина выделяют тонкое владение словом, богатство языка, умение создать достоверные художественные образы, описания, среду, не прибегая к стилизации, характерной .для ряда чёрных писателей.

Г.Хилл отмечает в этой связи, что "именно в этом ощущается коренным образом изменившаяся роль негритянского писателя в современной американской литературе" /291, 9/.

Первые произведения Дж.Болдуина резко отличались от продукции, появлявшейся в изобилии на книжном рынке (многие критики назыйали 1950-е годы периодом "застоя" в американской литературе). Показав изменения в национальном самосознании американского негра с большой художественной силой, писатель проявил себя наследником традиций как У.Дюбуа, Л.Хьюза и Р.Райта, так и большой американской литературы, в первую очередь традиций американских романтиков. Он и сам ощущает себя продолжателем западной культурной традиции: сравнивая себя с известным африканским писателем и поэтом Л.Сеньором, Болдуин прямо говорит: "Я был связан с западным обществом так, как он не мог бы быть" /141, 270/. Правда, в запале молодости он отрицал, что европейская культура была и его культурой, но со временем приходит к выведу: "Все, что создано в мире, взывает к самому существен-

- 8 -ному в человеческом опыте, а оно постоянно. То, что делали греки, то, что делали люди, построившие Шартр, то, что делали все люди, - это то, что делаю Я (курсив Дж.Б-на) сейчас, творя нечто из человеческого опыта, погружаясь в то великое море, в котором нет никаких барьеров - ни расовых, ни каких-либо других" (141, 273).

Творческая позиция Дж.Болдуина сродни позиции выдающегося американского писателя Генри Джеймса, у которого Болдуин многому научился. Смысл романа "Послы" негритянский писатель видит в том, чтобы "доверять жизни, и она, и в радости и в горе, научит тебя всему, что тебе нужно знать. Джазовые музыканты это знают" (48, 101). Свою задачу как писателя Дж.Боддуин и видит в том, чтобы отражать жизнь вовзех ее сложностях и противоречиях, не приукрашивая и не подгоняя ее под какие бы то ни было схемы.

Именно поэтому так непрост под его пером образ американского негра. Одной из основных задач его великого предшественника У.Дюбуа было разоблачение мифа о неполноценности чёрных. Для Болдуина положение Дюбуа - уже аксиома. Он идет дальше; его герой - личность творческая, твердо уверенная в своем призва-нии и отстаивающая свое право на творчество и созидание. При этом писатель внимательно исследует нравственные и психологические последствия двойственного сознания афро-американца, впервые столь отважно рассмотренного в творчестве У.Дюбуа. Как и выдающийся негритянский мыслитель, Дж.Боддуин считает, что афро-американец впитал западную культурную традицию /183, 106/ и .для него не может быть другой родины,кроме Америки; однако,эта двойственность: негр, с одной стороны, но при том американец, -оказывает огромное влияние на все стороны жизни афро-американца, живущего в условиях жесткой расовой дискриминации, и Бол-

- 9 -дуин поднимает эту тему практически в каждом своем произведении.

Современные негритянские писатели идут, как правило, каждый своим путем. Однако, можно найти определенное сходство в цдейно-эстетической позиции Р.Эллисона и Дж.Болдуина в 1950-60-е годы1', Дж.Болдуина и Т.Моррисон в 1970-е, хотя Т.Морри-сон представляет младшее поколение негритянских писателей США. В отличие от Дж.Килленза или Лероя Ддонса, пришедших в литературу почти одновременно с Болдуином, но проповедующих откровенный национализм, они отстаивают общедемократические идеалы, отвергая концепции "чёрной эстетики", столь властно заявившие о себе в творчестве некоторых негритянских авторов в 1970-е годы. Американский исследователь А.Р.Ли считает, что Р.Эллисон и Дж.Болдуин "фундаментально обновили и трансформировали афро-американскую литературную традицию" /297, 224/, указывая тем самым на их особое место в американском литературном процессе.

Голос Дж.Болдуина был услышан. С момента выхода в свет первой книги публицистики писателя американская критика внимательно следит за его деятельностью. Отличаясь по целому ряду вопросов в оценке его творчества /188, 73/, американское литературоведение вынуждено в целом признать Дж.Болдуина одним из крупнейших современных писателей США. Многие исследователи считают, что никто из американских писателей после Дюбуа не сумел с такой силой и мастерством выразить опыт афро-американца, как это сделал Дж.Болдуин /187, 7 ;/. Он действительно явился выразителем сокровенных дум и чувств своего народа. Американская писательница К.Бойл особо подчеркивает, что "его творчество,

I. Более подробно о связи концепций Р.Єллисона и Дж.Болдуина см.: 229, 68.

- 10 -его голос .характеризуют и ясно выражают надежды тех. кто не может читать, кто не может говорить" /196, 157/, выделяя его демократизм и способность говорить от имени обездоленных.

Литературоведческие и критические материалы по творчеству Дж.Болдуина достаточно многочисленны: практически любой серьезный труд по современной американской литературе содержит обзор творчества писателя; статьи о Дж.Болдуине и отрывки из его произведений ВКЛЮЧаюТСЯ В различные аНТОЛОГИИ Anger and Beyond", "ELack Theatre", "Black, White and Gray", "Five Black Writers", "Harlem, "USA", "Modern Black Writers", "Soon, One Morning", "Ten Masters of the Modern Essay", "The American Heritage History of the Writers' America", etc./.

Одним из главных недостатков в отношении американской критики к Дж.Бол.дуину является тот, что его рассматривают сугубо как негритянского писателя - с известной долей снисходительности в начале творческого пути, с предвзятостью и открытой враждебностью в более поздний период, а в последние годы и откровенно замалчивая егоаворческие достижения. Однако, уже в 1956 г. он заслужил высокую оценку "мэтра" американской литературы ДДьюза, предсказавшего ему большое будущее /336, 10/.

Из наиболее важных работ о Дж.Вйлдуине следует отметить статьи и монографии Р.Боуна, К.Маккиннеса, С.Мейсбу, Л.Прэтта, Э.Марголиса, Р.Сэйра, И.Хау. Для большинства американских исследователей характерен системно-семантический подход /175, 143-144/, который ведет к абстрактности и схематичности изучения творчества писателя. Оно рассматривается в обобщенно-умозрительном плане, вне исторических связей, вырванным из конкретного историко-литературного контекста, без учета ситуации в стране, игравшей важную роль в эволюции мироощущения Дж.Болдуина. Круг тем, исследуемых американскими критиками, ограни-

- II -

чен темами любви, ненависти, смерти, красоты, ужаса. На первый план у ряда литературоведов выступают теологические проблемы (К.Макиннес, Э.Марголис, С.Мейсбу) - особенно это касается анализа романов "Иди, вещай с горы" и "Другая страна". Весьма модными стали "мифологические, антропологические, глубинно-психологические или формально-эстетические критерии" /59, 187/.

Некоторые критики грешат склонностью к психоанализу и фрейдизму (Р.Боун, Л.Прэтт). Л.Прэтт /350/, например, подкрепляя свои, не всегда аргументированные с литературоведческой точки зрения доводы ссылками на авторитеты в области психоанализа, затушевывает социальные корни жизненных коллизий и даже человеческих трагедий у дж.Болдуина (этот недостаток отмечается в большинстве работ американских авторов), хотя в целом его исследование отличается тонкими наблюдениями над творческой манерой писателя и по-хорошему академично.

Ряд ценных выводов относительно творчества дж.Болдуина сделан литературоведами-марксистами С.Финкелстаном /176/, Ф.Бонос-ки /108; 287/, хотя с некоторыми из них можно поспорить. Так, правильно указав на определенные недостатки в идейно-эстатической платформе Дж.Болдуина, выраженной в публицистическом сборнике "Никто не знает моего имени", Ф.Боноски вслед за тем подвергает книгу едкой, сокрушительной критике, не замечая в пылу полемики многого ценного, что сделало ее событием в литературной жизни США, и прибегая подчас к слишком широким обобщениям, усматривая платформу писателя в католицизме и концепции греховности человеческой натуры /287, 16-22/, что в общем-то, не подтверждается творчеством Дж.Болдуина.

Особо следует остановиться на оценках пути писателя Р.Боу-v ном, представляющим в наиболее концентрированном виде подход американского буржуазного литературоведения к негритянской ли-

тературе (он крупнейший американский литературовед, занимающийся проблемами негритянской литературы, ему принадлежит заметный труд "Негритянский роман в Америке"), в основе концепции которого лежит идея "культурного дуализма" /190, 3/.

Произведения писателя рассматриваются им сугубо в моральном плане, в силу чего проблематика его творчества произвольно суживается и лишается присущей ей полифонии. Оценки Р.Боу-на не всегда верны, так как он - в охранительных целях - сбрасывает со шетов целый рад произведений, которые, по его мнению, не могут претендовать на то, чтобы быть причисленными к истинной литературе в силу их "пропагандистского"характера. Особенности первых трех романов Дж.Болдуина американский критик объясняет ПрОТИВОборСТВОМ .ДВУХ ОСНОВНЫХ. Тем - "self-hatred " И

" self-acceptance ", СВОДЯ многообразие ПОЛОЖЄНИЙ, В КОТОрЫв ПО-

падает личность, к экзистенциалистской проблеме выбора.

Героев Дж.Бодцуина он делит на две категории: the relatively innocent , т.е. людей, не способных страдать и со-страдать, и the clergy (или true priests ) - тех, для кого страдание и боль стали синонимом жизни и кто воплощает в себе надежду. Они оказываются вырванными из социального контекста. Отказываясь рассматривать романы Дж.Болдуина как социально-психологические, Боун ставит знак равенства между писателем и модернистами, что глубоко неверно, хотя и следует признать, что в некоторых произведениях ("Комната Джиованни", "Другая страна") писатель балансирует на грани, отделяющей модернистское искусство от реалистического. Однако гуманистическая, в общем, направленность, стремление понять конкретные причины таких социальных явлений, как расизм, внимание к проблемам, актуальным для американского общества, не дают права отнести Да.Болдуина к модернистам.

Сместив акценты в анализе романа "Другая страна" Р.Боун вытесняет на периферию протагониста Болдуина Руфуса Скотта,

- із -в результате чего важный для эволюции писателя герой оказывается вне интересов критика, а тональность романа меняется.

Р.Боун справедливо отмечает влияние экзистенциализма на творчество Дж.Болдуина, но вывод опять выходит в сферу только свободного выбора, а анализ непростой повести "Комната Джиован-ни" выдерживается в .духе фрейдизма.

Сузив тематику и проблематику творчества Дж.Болдуина, Р.Боун приходит к выводу, что "не в состоянии расти как хдасник, он (Болдуин - Ю.С.) обратился к литературе протеста, которую он раньше отвергал" /336, 30/, а это ошибочный вывод, не подтверждающийся последующей литературной деятельностью писателя, к тому же слишком упрощенно представляющий сложную проблематику взаимодействия традиций литературы протеста и творчества Дж.Болдуина.

Р.Боун поверхностно касается мировоззрения писателя и не раскрывает особенностей его творческого метода, ограничиваясь анализом абстрактно-символистического плана романов писателя, искусственно оставляя в стороне его публицистику, которая во многих отношениях служит ключом к правильному пониманию всего творчества известного американского писателя. Своими разнообразными книгами, принадлежащими к разным жанрам, но в большинстве творениями настоящей литературы, Дж.Болдуин доказывает своим многочисленным оппонентам, что литературный талант сам по себе един и искусственное разделение его творчества противоестественно и мешает проникновению в его художественный мир. Советское литературоведение исходит из того, что "какими бы острыми не были противоречия, выявляющиеся в процессе эволюции крупного мастера, они могут быть осмыслены в единстве, в системности его творческой деятельности" /80, 47/.

При анализе творчества Дж.Болдуина бросается в глаза, что

- 14 -гие темы в произведениях различных жанров весьма тесто связаны .друг с другом. В публицистике писателя привлекает возможность немедленно и определенно высказаться по насущным проблемам американской действительности, а также скрестить перо с оппонентами. Рассказы представляют его творчество в ином ракурсе. Форма рассказа тоже позволяет писателю быстрее, чем в романе, откликнуться на волнующую его проблему, которая подается концентрированно, резко. Как правило, это проблемы личности, глубокие и актуальные, используемые им затем в произведениях крупной формы, где писатель имеет возможность проследить "микроситуацию" рассказа с разных точек зрения, выявить ее истоки, разнообразие способов ее реализации в человеческих судьбах. Так,"микромир" рассказа "Скала" преображается при дальнейшей работе в многослойную структуру романа "Дци, вещай с горы", а конфликт, лежащий в основе рассказа, получает социально-психологическое обоснование, которое в "Скале" намечено лишь пунктирно.

С другой стороны, рассказ может более выпукло представить персонажей, которые в крупном произведении уходят на периферию. Так обстоит дело с образом миссис Маккэндлесс, становящейся в "Иди, вещай с горы" фигурой эпизодической. В "Скале" же она образ типический; писатель с едким сарказмом рисует ту, пусть и немногочисленную, прослойку негров, которая стремится уподобиться белым хозяевам Америки, заимствуя их нравы и образ жизни. Особую значимость в рассказе приобретает деталь (в эпизоде с миссис Маккэндлесс это ее вее^, так тщательно описываемый Дж.Болдуином).

Рассказы Дж.Боддуина середины 1950-60-х гг. отмечены рез-

I. Подобный метод работы над романом использовал У.Фолкнер. Подробнее см. 255, 19.

- 15 -ко выраженным критическим отношением к действительности, чем они отличаются от романов этих лет, где нередко на первый план выходят экзистенциалистские мотивы. Таковы, например, рассказы "Блюз Сонни" и "Всего-навсего утро да вечер", принадлежащие к лучшим образцам американской новеллистики (последний вошел в сборник лучших американских рассказов 1961 г.). В них боль и гнев, отчаяние и любовь, в них пульс современной Америки. Рассказы писателя значительно дополняют то представление о сегодняшних США, которое читатель получает из его романов и очерков, так как они, как и рассказы .других американских писателей, представляют собой "совокупность свидетельств, которые дают многообразное представление о повседневном существовании и .духовной жизни американского народа" /167, 193/.

Для того, чтобы понять сложный, далеко не прямолинейный путь Дж.Бодцуина в литературе, своеобразие эволюции его творческого метода необходимо иметь в виду взаимосвязи между разными сторонами его творчества, а они-то почти и не учитываются американскими литературоведами. Некоторым исключением в этом смысле является статья Д.Б.Гибсона /204/, в которой он рассматривает романистику и публицистику Дж.Болдуина под однім углом, благодаря чему достигается более полная и правдивая картина направленности творчества писателя. Д.Б.Гибсон справедливо указывает, что "...его романы и социальные эссе полемического характера, кажется движутся к какой-то встречной точке, по крайней мере в том, что касается их содержания, нежели стиля или формы" /204, XX/. Авторы антологии"Черная симфония" Дж.Эмануэл и Т.Гросс, называя Дж.Бодцуина в числе лучших публицистов XX века, одновременно отмечают и его значительный вклад в развитие художественной литературы США /198, 299/.

Критика творчества Дж.Болдуина в США ведется и с националистических позиций. В этом плане особенно отличается полная непристойностей статья Э.Кливера, ведущая к извращению понимания ццейно-эстетических взглядов писателя и затрудняет путь к постижению сложного мировоззрения Дж.Болдуина. Статья Э.Кливера полна грубых нападок на творчество Дж.Болдуина и вряд ли отличается стремлением понять его, как впрочем, и работа Э.Гэй-ла "Путь нового мира". Возможно, сам того не желая, Э.Гэйл прочерчивает связи Болдуина с литературной традицией Г.Джеймса, Ф.М.Достоевского, А.Камю, Э.Хемингуэя /206, 219/, говоря тем самым, что Болдуин не замкнулся в культурном гетто, а, усвоив уроки литературы мастеров, сумел сделать негритянский опыт достоянием человечества. Стоя на неверной националистической платформе, Э.Гэйл приходит к неверным выводам, хотя и дает довольно интересное и не лишенное глубины исследование болевых точек романа "Другая страна".

Очевидно, что для американской культуры чрезвычайно актуальным остается выдвинутое В.И.Лениным понятие ".двух национальных культур в каждой национальной культуре" /4, 129/. Концепция особой "черной культуры", "черной эстетики" сугубо националистична и порождена мелкобуржуазным сознанием. С буржуазным же национализмом, говорил В.И.Ленин, "обязательна беспощадная борьба" /4, 130/.

Влияние Дж.Болдуина на молодое поколение американских не-гритянских литераторов рассматривается М.Дикстейном /139/, во многом не согласным с Э.Кливером и К.Хернтоном. Исследуя воздействие Ж.-Д.Сартра на Дж.Болдуина, он высказывает мнение, что важнейшей темой писателя, было "не физическое или социальное угнетение" черных, а "психологический груз" /139, 169/, - а это верно только частично, - и отмечает исключительное понимание

- 17 -им "реальности другой стороны" /139, 173/, т.е. белых американцев. Вместе с тем критик слишком назойливо исследует вопрос, насколько неудача (по его мнению) Дж.Болдуина как писателя связана с его неспособностью откровенно раскрыть свою сексуальность.

С откровенно расистских позиций оценивается творчество негритянских писателей Д.Литлджоном /219/, который продолжает насаждать традиционные стереотипы в анализе произведений негритянских авторов. По его утверждению, корни расовой проблемы

В США следует ИСКаТЬ В " the underground currents of sex»

/219, 7/, а болдуиновская концепция расовых отношений предполагает "the fundamentally sexual character of racism" /2t?ft28/.

Как только Дж.Бодцуин начинает отходить от модернистской трактовки человека, а его произведения набирать глубину, отражая .движение к реализму, волна отрицательных отзывов и недоброжелательного отношения к нему критики тут же начинает нарастать. Так было с его лучшими рассказами /219, 133-134/, с повестью "Если Бийл-стрит могла бы заговорить". Как модернист, Дж.Болду-ин не представлял бы угрозы системе, но как честным писатель, стремящийся дойти до сути вещей, показать .диалектику человеческих отношений в Америке, обнаружить разлагающее влияние системы на .пушу американца, он становится опасен. Х.Бэйкер указывает на социальный характер произведений писателя, созданных после 1963 г./183, 115/, и считает его "ангажированным" писателем. В отношении Дж.Болдуина четко сработал принцип, о котором едко заметил известный негритянский писатель И.Барака (Лерой Джонс): "Трудно у нас быть литературным маяком - тебя либо подключат к государственной энергетической системе, либо вовсе погасят" /108, 381/. Дж.Бодцуин сполна испытал на себе действие этого принципа. Именно поэтому представляется актуальным дать

- 18 -отпор попыткам буржуазного литературоведения в искаженном виде и с расистских позиций истолковывать творчество крупнейшего негритянского писателя США, лишая его глубины и своеобразия.

Ряд работ о Дж.Болдуине появился и в западно-европейском литературоведении (А.Хеллер /212/ - Австрия, М.Фабр/336/ - Франция, М.Бергхан/185/, П.Брук /205/, К.Вайнман-Абель /356/, Б.Ше-ер-Шецлер /229/ - ФРГ, Р.Лунден /341/, К.Мёллер /347/ - Швеция), отличающиеся разной степенью глубины, но которые отмечены стремлением к рассмотрению широкого спектра вопросов творчества писателя, и большей степенью объективности оценки его вклада в американскую литературу. Особенно интересны работа К.Мёллер, в которой прослеживаются связи между публицистикой и художественной прозой Дж.Болдуина, и статья М.Фабра о романе "Иди, вещай с горы", несомненно, полезная при рассмотрении идейного конфликта между Дж.Болдуином и его .духовным отцом Р.Райтом. Однако, и в большинстве этих работ на первом плане оказываются проблемы общечеловеческие, антропологические; анализ творчества писателя ведется лишь в абстрактно-символическом или морально-этическом разрезе. Практически нигде не исследуется вопрос о его творческом методе.

Литературоведение социалистических стран (Ф.Гайек /335/, Х.-И.Зандер /351/ - ГДР, А.Конковски /339/, Т.Малановски /344/, В.Осятыньски /349/, В.Садковски /102, 103/ - ПНР), напротив, отмечают злободневность творчества Дж.Болдуина, остроту поднимаемых им проблем, свидетельствующих об углубляющемся кризисе американского общества, его поляризации и политизации. Они дают в целом верное, объективное понимание литературной деятельности американского писателя, так как пользуются марксистско-ленинской историко-материалистической методологией. В их статьях и рецензиях отмечается накал социального критицизма, прису-

- 19 -ший Дж.Болдуину, указывается на его связь с "литературой протеста", особенно с творчеством Р.Райта, на усвоение писателем традиций не только негритянской, но и американской литературы в целом. Особенно ценными в этом отношении являются книги В.Са-дковского "Дороги и перекрестки литературы Запада" и "xr^gi wspAinoty" , где он дает оригинальную трактовку болдуиновской концепции любви. Одним из главных достоинств Дж.Болдуина В.Сад-ковски считает его умение исследовать с "необыкновенной писательской проницательностью степень зависимости человеческих чувств от определяющих их общественных обстоятельств" /98, 29/. Однако, анализ некоторых исследователей (Ф.Гайека, Х.-И.Занде-ра) отличается чрезмерным социологизмом; ряд проблем, в том числе вопрос о художественном методе Дж.Болдуина, остается вне поля их внимания.

Огромный вклад в разработку проблем современной американской литературы вносят советские литературоведы. Творчество Дж.Боддуина исследуется ими на фоне широкой панорамы общественно-политической и .духовной жизни США. Его литературную деятельность и нельзя рассматривать в отрыве от подъема борьбы национальных меньшинств США за гражданские права: творчество писателя по-своему отразило слабые и сильные стороны этого движения, а в его мировоззрении проявились определенные противоречия неоднородной платформы борцов за гражданские права. Актуальность исследования творчества Дж.Болдуина определяется особенностями идеологической борьбы на современном этапе, когда "на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы .двух общественных систем, двух полярно противоположных мировоззрений" /7, 68/. Всеми доступными ей средствами буржуазная идеология "оправдывает и благословляет эксплуататорские порядки и агрессивную политику

империализма, проповедует национализм и шовинизм" /9, 576/. Творчество Дж.Болдуина заключает в себе отзвуки тех бурь, которые пронеслись над США в "бурные шестидесятые" и которые отразили как рост самосознания американцев, так и острый кризис американского общества.

Именно с этих принципиальных позиций и рассматривается творчество писателя советскими литературоведами. Большую ценность представляют исследования советских ученых Н.Анастасье-ва, Г.Аникина, В.Богословского, Б.Гиленсона, Т.Денисовой, Я.За-сурского, А.Зверева, Г.Злобина, М.Мендельсона, А.Мулярчика, А.Николюкина, которые, настаивая на том, что опыт негритянской (или афро-американской, как ее нередко именуют) литературы США при всем ее своеобразии "неотделим от судеб страны в целом и чрезвычайно существенен .для понимания путей становления общенациональной литературы США" /172, 274/, рассматривают творчество Дж.Болдуина в контексте развития новейшей американской литературы. Они прослеживают сложные переплетения разнообразных влияний и тенденций в его произведениях, его связь с лучшими демократическими традициями американской литературы. Их работам присуща системность в разработке литературоведческих проблем.

Большую роль в изучении отдельных вопросов развития негритянской литературы и, в частности, эволюции Дж.Болдуина, проблем его поэтики и стиля, проблематики его творчества сыграли исследования Л.Башмаковой, Й.Левидовой, А.Луйгас, С.Максимчу-ка, Т.Морозовой, О.Ночевой, Ю.Покальчука, Т.Сенкевич, Т.Цинцдц-зе, С.Чаковского. Отдельные тезисы некоторых из этих работ, однако, вызывают возражения. Например, С.Максимчук /260/ рассматривает творчество Дж.Боддуина в главе о декадентах и утверждает бесперспективность романов писателя, что не доказывается литературной деятельностью Болдуина конца 60-х - 70-х гг.

- 21 -Есть определенные противоречия в позициях разных литературоведов. Если Ю.Покальчук /272, 22/ показывает силу протеста романов Дж.Болдуина против социальной несправедливости, то С.Мак-симчук, напротив, указывает на "крайнюю слабость социальной темы" в романах Болдуина /260, II/, Разноречивы и оценки наиболее сложных романов Дж.Болдуина "Другая страна" и "Прямо над головой".

Непосредственно творчеству Дж.Болдуина посвящены диссертации Т.Голенпольского /302/ и Э.Удлер /320/. Разрабатывая проблемы публицистики писателя, Т.Голенпольский вполне справедливо указывает на экзистенциалистские мотивы в его публицистических произведениях и обращает внимание на психоэтический характер его философских взглядов. Вполне резонна и попытка рассматривать религиозный элемент в его публицистике как одну из категорий в его философском словаре. Однако, исследователь оставляет в стороне принципиальный спор Дж.Бодцуина с Бичер-Стоу и Р.Райтом, который очень важен .для понимания творчества писателя 1950-х годов. Недостаточное внимание уделено символике при анализе характера образности у Дж.Болдуина. Интересно было бы проследить и связь между публицистикой и художественной прозой писателя. Необходимо учитывать и фактор времени: со времени написания большинства названных работ прошло около 10 лет, а за это время Дж.Болдуином написано несколько произведений, заставляющих говорить о явном повороте его творчества в сторону реализма.

Большого внимания заслуживает диссертация Э.Удлер, в которой публицистика Дж.Болдуина рассматривается в связи с .другими жанрами его творчества, в частности, с .драматургией, что, по сути дела, является первой попыткой подобного рода, предпринятой в изучении разносторонней литературной деятельности писа-

- 22 -теля. Э.Удлер указывает на "назревшую необходимость бескомпромиссной полемики с многочисленными буржуазными фальсификаторами публицистического творчества Дж.Болдуина" /319, I/. Следует добавить, что эта задача распространяется и на .другие жанры, в которых плодотворно работает выдающийся мастер американской литературы. Весьма ценной частью диссертации Э.Удлер является глава, посвященная влиянию фольклорной традиции афро-американцев на публицистику Дж.Болдуина. Представляется важным проследить это воздействие и на художественную прозу писателя, которое оказалось чрезвычайно плодотворным и определило своеобразие и самобытность художественной манеры Болдуина.

В диссертации СЛаковского /279/ исследуется новаторство и традиции негритянской литературы США и показывается взаимовлияние, развитие традиций в творчестве писателей разных поколений, связь между представителями "негритянского возрождения", Р.Райтом и писателями "новой волны". Определенное место в диссертации занимает анализ романов Дж.Болдуина "Другая страна", "Над головой" и повести "Если Бийл-стрит могла бы заговорить". Однако, естественно, что в труде, посвященном такому крупному периоду в развитии литературы (практически с ХУЛ века до наших дней) автор не мог достаточно подробно остановиться на особенностях всего творчества писателя, хотя сделанные им наблюдения представляют несомненный интерес.

Очевидно, что и у советских критиков и литературоведов нет единого мнения относительно ценности литературной деятельности писателя, не говоря уже о его творческом методе, который настоль ко неоднороден, что в современном литературоведении творчество Дж.Болдуина исследуется в рамках самых разных школ и направлений, а это, естественно, ведет к методологической путанице. А ведь именно творческий метод позволяет правильно понять твор-

- 23 -чество писателя, его мировоззрение, проникнуть в особенности поэтического освоения им действительности. Тем более это важно в отношении таких сложных писателей, как Дж.Болдуин, чья эволюция никогда не была ровной и поступательной, а взгляды всегда отличались достаточной противоречивостью.

Большинство американских исследователей относит Болдуина к экзистенциалистам, причем метод отождествляется с философской платформой. В фундаментальном труде "Литературная история Соединенных Штатов Америки" /163, III/ в обзоре современной прозы лишь упоминаются различные литературные направления, в русле которых работают современные авторы, и дается своего рода "инвентарный" список произведений, расклассифицированных по этим направлениям. Среди них упоминается роман Дж.Болдуина "Иди, вещай с горы", который Х.Ихаб относит к течению "нежного реализма" /163, III, 560/. Роман берется изолированно от всего творчества писателя, а термин не расшифровывается. Советское же литературоведение исследует это течение в .других временных границах.

Польский исследователь А.Рогальски /226/, изучающий функционирование христианских идей в творчестве американских писателей, относит Дж.Болдуина к течению "трансцендентального реализма" (термин заимствован им у американского теолога Поля Тиллиха), в котором, по его мнению, переплелись концепция о трансценденции души, ее стремлении к самоусовершенствованию через страдание, - концепция, выдвинутая американскими роман-тиками-трансценденталистами, - и реалистические элементы критики современного американского общества. Этот термин не употребляется в советском литературоведении: в нем упор делается на религиозном элементе в творчестве писателя, чем намеренно сужается спектр рассмотрения его произведений; исследователь

- 24 -стоит на позициях идеалистической философии, а в отношении к проблеме человека просматривается религиозно-мистический подход. К тому же творческий метод подменяется некоей комбинацией философской платформы и метода как такового. Кроме того, у Болдуина иной, чем у трансценденталистов, характер отрицания общества. Они верили в возможность воспитания здорового гражданина здорового общества /156, 29/. Для Дж.Болдуина же, особенно на раннем этапе, в центре внимания находится больной человек больного общества, и методов лечения болезни он не видит. Проблема воспитания целостной, не ущербной личности в этот период у него и не ставится.

Советское литературоведение отмечает сложность проблемы. Т.Н.Денисова, например, причисляет писателя к течению "романтического реализма", так расшифровывая этот термин: "Вступив во взаимодействие с реализмом, он (романтизм - Ю.С.) способствовал своеобразной критике враждебного человеку капиталистического общества - критике через мораль" /157, 24/. Однако,этот термин содержит в себе некоторое противоречие, амбивалентность. Действительно, влияние романтических традиций на творчество Дж.Болдуина несомненно. Уже символика названий его произведений ("Иди, вещай с горы", "Другая страна", "Молитвенный утолок") "программирует" протест против общества, говорит о стремлении героев найти счастье вне пределов реальности, т.е. о неприятии действительности с романтических позиций. Но нельзя выпускать из поля зрения движение характера у Болдуина. Даже в своем бегстве от реального мира, вызванного, по Болдуину, вполне конкретными социальными причинами, герой остается множеством нитей связанным с ним; писатель помещает его в социально обусловленные и достаточно типические ситуации, способные выявить истинные мотивы человеческих поступков, актуализировать лич-

- 25 -ность.

Важно отметить и большое внимание, которое Дж.Болдуин уделяет выписыванию четкого социального фона: писатель подвергает условия жизни героев, их окружение, среду социальному анализу, пытаясь показать разнообразные связи между индивидуумом и обществом, обусловленность развития характера социальными обстоятельствами.

Поэтому вряд ли правомерно упрощать проблему творческого метода Дж.Болдуина, сводя его к "романтическому реализму". Его метод эволюционизирует с годами и представляется сложным симбиозом влияний и взаимопроникновений разных направлений, борющихся и сосуществующих в современной американской литературе. Возможно, было бы вернее говорить о романтическом настроении, которым проникнуты произведения Дж.Болдуина (особенно его раннее творчество), а настроение это - результат кризисного состояния .духа и общества в момент, когда писатель вступил в литературу. По мнению Д.В.Затонского "...романтическое мироощущение и романтическая техника входят в сплав реализма XX века" /72, 324/.

Проблема творческого метода у Дж.Болдуина осложняется и определенным воздействием на него модернизма, которое реализуется - преимущественно - через неоромантические тенденции. Д.Затонский замечает, что "...его (модернизм - Ю.С.) влечет (и чем дальше, тем определеннее) к идеям и формам романтическим, даже преренессансным..." /71, 238/. Однако, из анализа творчества писателя становится ясно, что модернистом он никогда не был: на первом плане у него всегда человек, его книги полны любви и сочувствия к человеку, проникнуты болью за то угнетенное состояние .духа, в которое ввергает его капиталистическая система. Иначе у модернистов: у них "личность утра-

чивает свой суверенитет; человек подавляется вещами, растворяется в них, пока не исчезает вовсе или сам не становится вещью

- безгласным и слепым обрубком" /74, 41/.

Сложное функционирование различных тенденций в творчестве писателя будет выявлено в основной части работы.

В отношении произведений Дж.Болдуина последних лет советская литературная критика более единодушна: о Болдуине заговорили как о реалисте. А.Мулярчик относит его к критическим реалистам /265, 243/. Н.Анастасьев рассматривает повесть "Если Бийл-стрит могла бы заговорить" и роман "Прямо над головой" как явления искусства социального реализма, которое "ищет возрождения... возрождения через действительность, через исследование сложных ее тенденций, через новые, а порой и старые, но забытые глубины жизни" /237, 320/. Оценка эта, безусловно, правильная, однако, относится она только к позднему творчеству писателя и не показывает эволюции его метода.

Таким образом, из рассмотрения различных публикаций, посвященных творчеству крупнейшего современного американского негритянского писателя Джеймса Болдуина, вытекают следующие задачи:

на основе обобщения достижений советских исследователей творчества Болдуина определить неислледованные проблемы;

дать периодизацию творчества Болдуина, выявив особенности его творческого метода в каждый из исследуемых периодов и проследив его эволюцию и связь между изменениями в идейно-эстетических взглядах писателя и его творческом методе в свете конкретной историко-литературной ситуапии в США;

дать оценку его литературной деятельности и его месту в современном литературном процессе США на основе методологии марксистско-ленинского литературоведения, противопоставив ее

- 27 -концепциям буржуазных ученых, придерживающихся субъективно-идеалистической методологии;

показать связь Болдуина с фольклорной и литературной традицией и выявить новаторские элементы в его творчестве;

в процессе исследования романов, повестей, рассказов Болдуина выявить взаимосвязь разных жанров в его творчестве.

Целью работы является выявление своеобразия художественной прозы Дж.Болдуина 1950-х - середины 1970-х гг., эволюции его творческого метода на материале его романов, повестей и рассказов ("Иди, вещай с горы", "Комната Джиованни", "другая страна", "Скажи, когда ушел поезд", "Если Бийл-стрит могла бы заговорить","Прямо над головой" и сборника рассказов "В ожидании встречи").

Необходимость изучения особенностей творческого метода Дж.Болдуина вызвана и недостаточной разработанностью проблемы взаимовлияния разных направлений, перекрещивающихся не только в современной американской литературе, но и в творчестве одного писателя, а также отсутствием специальных работ, исследующих взаимосвязи между разными сторонами многогранного литературного наследия писателя (он романист, новеллист, драматург, публицист, общественный деятель).

Методологическая основа диссертации:

- статьи К.Маркса,' Ф.Энгельса, В.И.Ленина по вопросам литера
туры и искусства, высказывания К.Маркса и В.И.Ленина о поло
жении негров в США ("Капитал", "Русские негры"). Исключитель-

  1. Этот роман детально не анализируется, так как он выходит за временные рамки данной работы, а исследуется только с точки зрения эволюции художественного метода писателя.

  2. Единственной работой такого рода, где убедительно раскрывается взаимосвязь жанров публицистического эссе, .драмы и киносценария Дж.Болдуина, является указанная диссертация Э.М.Удлер.

но важное значение для правильного освещения проблем, рассматриваемых в данной работе, имеют ленинская концепция .двух культур в каждой национальной культуре и труды В.И.Ленина по национальному вопросу, в которых он доказал, что "при капитализме уничтожить национальный (и политический вообще) гнет нельзя. Для этого необходимо уничтожить классы, т.е. ввести социализм" /3, 22/ (подчеркнуто В.И.Лениным), изложенные в работах "Итоги дискуссии о самоопределении", "Критические заметки по национальному вопросу".

Характеристика современной американской действительности, данная в трудах и выступлениях К.У.Черненко и материалах КПСС;

задачи идеологической борьбы, выдвинутые июньским (1983г.) Пленумом ЦК КПСС;

- программные документы и материалы Коммунистической партии
США.

Диссертация опирается на труды советских ученых, занимающихся проблемами истории США и негритянским вопросом,-Й.А.Геев-ского, Р.Ф.Иванова, В.Б.Кувалдина, Л.Н.Митрохина, В.В.Михайлова, Э.Л.Нитобурга, А.И.Шаскольекого; ученых, исследующих взаимодействие новейших философских течений на Западе и литературы, - Н.Горенковой, И.Кона, Т.Сахаровой, Е.Коссака (ПНР), С.Фин-келстайна (США).

В работе были применены историко-хронологический и сравнительно-типологический методы исследования. Диссертация построена по монографическому принципу с тем, чтобы полнее показать эволюцию творчества Дж. Болдуина.

Научная новизна заключается в выявлении природы творческого метода Дни Болдуина; рассмотрении его эволюции в связи с изменениями в мировоззрении писателя, наиболее полно отразившимися в его публицистике, с учетом конкретной историко-литера-

,- 29 -турной ситуации в США; в исследовании влияния негритянского фольклора и негритянских музыкальных форм на поэтику Дж.Болдуина и структуру его произведений; в изучении характера влияния философии экзистенциализма на творчество Болдуина: в выявлении взаимосвязи жанров в его литературной деятельности; в намеченной периодизации его творчества и характеристике его этапов; во введении в обращение нового фактического материала (на русский язык переведены лишь несколько рассказов, повесть "Если Бийл-стрит могла бы заговорить", отрывок из романа "Скажи, когда ушел поезд" и отдельные публицистические произведения; анализ его художественной прозы в имеющихся публикациях и диссертациях дается только в связи с отдельными проблемами.

Практическая ценность* Результаты исследования художественной прозы Дж.Болдуина, особенностей его творческого метода могут быть использованы в курсе "Новейшая американская литература", в спецкурсе и спецсеминарах по современной американской литературе, в практических занятиях по чтению в курсе "Практика английского языка", в лекциях по проблемам идеологической борьбы в современных условиях.

Апробация диссертации и публикации. Основные положения диссертации изложены в .двух докладах на литературоведческом объединении Минского ГПИИЯ (1979 и 1982 гг.), докладе на научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1976-1980 гг. (Минский ГПИИЯ, 1981), докладе на научно-теоретической конференции МГПИИЯ (1983) лекциях по новейшей американской литературе, прочитанных в Минском ОИУУ, и в четырех статьях и тезисах одного доклада. Книга "Рассказы Джеймса Болдуина" с предисловием и комментариями диссертанта использовалась в качестве книги для учебного чтения на курсах усовершенствования учителей английского языка

- ЗО -

при Шнеком ОИУУ в 1979-1980 гг.

Роман "Иди, вещай с горы"

Роман "Иди, вещай с горы", вышедший в 1954 г., принес автору поистине всемирное признание; по этому вершинному достижению литературоведы и критики будут мерить все остальное творчество Дж.Болдуина. В нем он попытался воплотить свое представление о том, каким ему видится современный негритянский роман, и доказать справедливость своего спора с Р.Райтом. Писателя волнует проблема личности, ее самопознания. Его героем стал негритянский юноша, почти мальчик, ищущий свое место в жизни, отстаивающий право на утверждение своей личности и живущий интенсивной .духовной жизнью. Он подробно исследует внутренний мир своих персонажей, вскрывает моральные вопросы, которые они обязаны решить для того, чтобы понять, как жить, как обрести точку опоры в этом сложном мире. По замечанию О.Алякринского, "Болдуин был первым писателем-негром, исследовавшим традиционные .для прозы черных американцев расовые проблемы в психологическом аспекте" /236, 230/.

Писатель смело вторгся в область стереотипа "черного ребен т ка"х и показал, насколько этот стереотип не соответствует реальному, из плоти и крови, негритянскому пареньку, поставленному перед проблемами, так до сих пор и не решенными взрослыми американцами, и пытающемуся понять общество, которое отвергает своих черных сыновей. Путь к самопознанию и, следовательно, к самоусовершенствованию Дж.Бодцуин видит в открытии глубин человеческой натуры, в обретении знания через собственный опыт. Сама тема потребовала от Дж.Болдуина анализа причин, по которым негру отказывается в человеческом достоинстве, и потому он рисует среду, условия, которые формируют героев и определяют их жизненную позицию, но делает это тонко и ненавязчиво. Открытой социальности литературы "протеста" писатель противопоставляет опосредствованное, художественное отражение американской действительности через судьбы своих героев. В.Оленева точно определяет предмет исследования у Дж.Болдуина - "индивид с его "проблемами .духа", но иддивид, связанный с социальным бытием и зависящий от него" /168, 90/.

Произведение нелегко далось писателю. Расизм, испытания, обрушившиеся на прогрессивные силы Америки в период маккартиз-ма, сковывали творческую инициативу, и он на несколько лет переезжает во Францию, где и создает роман. "Экспатриация стала .для Боддуина средством избавиться от таких ежедневных напоминаний, от того психологического давления, которое мешало ему свободно отдаваться творчеству", - пишет Т.Морозова /172, 334-335/. За границей ему представилась возможность как бы со стороны посмотреть на судьбу американского негра, понять, что "негры - американцы, и их судьба - это судьба страны. У них нет .другого жизненного опыта, кроме опыта на этом континенте, а это опыт, который нельзя отвергнуть, им остается только воспользоваться" /44,33/. Этот вывод служит ключом к пониманию романа "Иди, вещай с горы".

Центральной темой его становится тема "бастарда" - незаконнорожденного. Незаконнорожденным был главный герой романа Джон Граймс; метафора расширяется и включает в себя и Габриэла, его отчима (так называет его собственный сын Рой: по-английски это слово еще и ругательство), и Роя, первого сына Габриэла, рожденного вне брака, который с самого рождения обречен на отверженность, и Элизабет, и Флоренс, т.е. всех негров. Самой бесчеловечной системой они осуждены оставаться "незаконнорожденными" в родном доме, в своей стране.

Повесть "Комната Ддиованни"

В 1956 г. Дж.Болдуин пишет повесть "Комната Джиованни", рассказывающую о судьбе молодого шлериканца, который в попытке бегства от себя оказывается в Париже. Это единственное произведение писателя, где все герои - белые, а действие перенесено в Европу, - факт необычный для писателя-негра. Дж.Болдуин как бы заявляет, что будет писать о чем захочет, и дает свой анализ "белой" цивилизации. Поведение американца в Париже, где, казалось бы, он должен быть свободен от бремени довлеющих над ним в США норм и моральных правил, может помочь писателю показать истинную природу устоев и чувств молодого американца. Вместе с тем это продолжение темы "осознания себя". В выборе места действия и темы прослеживается некоторая связь с творчеством Г.Джеймса, который заставлял своих героев искать свою индивидуальность в Европе, где они могли бы найти ответ на вопрос "Кто я?", не чувствуя того нивелирующего давления общества, которое затрудняло их самоутверждение на родной земле. Европа давала ощущение дистанции, необходимое .для того, чтобы оглянуться на прошлое, пытаясь в нем отыскать корни сегодняшнего состояния.

Критики почти единодушно признают повесть наиболее слабым произведением Дж.Болдуина. Шокирует сюжет: писатель уходит в область однополых отношений; недостаточно разработаны характеры; писателя упрекают и за излишний сентиментализм, и за надуманную концовку. Такая категоричность оценки мешает объективному анализу повести, а она - важное звено в эволюции Дж.Болдуина: образ Джиованни - это ступенька на пути к образу Руфу-са Скотта, а Дэвид предвосхищает некоторые черты Вивальдо и отдельных персонажей романа "Скажи, когда ушел поезд". П.Брук придерживается мнения, что незаслуженно обойденная вниманием повесть является ключевым произведением в "концептуальном и тематическом развитии Болдуина" /205, 96/. Для Дж.Болдуина важно проследить эволюцию белого американца, который не может найти себя в мире, погряз в пороке и лжи и мертв .душой. В.Садков-ски находит, что писатель "не ограничивается "негритянской проблемой" и, прежде всего, не о ней пишет; пишет он о "проблеме белых" /102, 569/. Дж.Болдуин исследует причины, по которым белый американец предпочитает жить в мире иллюзий, и последствия этой жизни, полной самообмана. Он прямо говорит: "Единственное, что хуже бытьчэрным в Америке, - это быть в Америке белым... Сегрегация не означает, что сегрегирован я. Вы сегрегированы. Мы все" /329, 23 - курсив - Дж.Болдуина).

Писатель поднимает проблему любви и констатирует, что американец неспособен любить, он глух к любому проявлению чувства. Поэтому нельзя сводить книгу к экскурсу в область гомосексуализма, как это делают некоторые критики /336, 38-40/. Ближе других подошла к пониманию книги Ф.Р.Клотман, подчеркнувшая, что "для Болдуина эта дисфункция психики (т.е. неспособность к искренному чувству - 10.С.) - американская по происхождению, национальный порок" /218, 66 Сам писатель говорил, что повесть не о гомосексуализме; объясняя смысл "Другой страны", которая развивает некоторые темы повести, он уточнял, что "Другая страна" - о иене, которую нужно платить за то, чтобы построить человеческие отношения" /284, 666/. Вероятно так следует понимать и смысл "Комнаты Джиованни". Уместно привести цитату и из романа "Скажи, когда ушел поезд", которая тоже в определенной степени помогает понять, почему Дж.Болдуин выбрал столь

Необычную ТЄМУ ДЛЯ СВОеЙ ПОВести: "But my instinct, as to the male relation, is that men, who are far more helpless than women - hecause far less single-minded - need each other as comrades, need each other for correction, need each other for tears and rihaldry, need each other as models, need each other indeed, in sum, in order to he able to love women" /47, 81/.

Достаточно точно показывает причины углубленного внимания некоторых американских писателей к вопросам секса, вызванного так называемой "сексуальной революцией", Н.Анастасьев. Он пишет, что в ходе ее "...человек стремится осуществить последнюю, обманчивую и бессильную, надежду утвердить в условиях буржуазного общества свою независимость, отвоевать право на свободу" /150, 27/. Хотя бы и в интимной сфере: ведь вся жизнь человека в буржуазном обществе контролируется системой. Ч.Гликсберг находит в теме однополой любви "символический смысл, так как она выражает не только отклонение, но и бунт" /208, 148/.

Роман "Скажи, когда ушел поезд"

Роман "Скажи, когда ушел поезд" вышел в 1968 г. За время, прошедшее со дня публикации "Другой страны",в США произошло множество важных событий: обострились классовые противоречия, страна оказалась втянутой во вьетнамскую авантюру американского империализма, произошли невиданные волнения в негритянских гетто, вызванные убийством М.Л.Кинга. Писатель увидел связь между различными проявлениями империализма: муки обитателей гетто оказались в одном ряду со страданиями арабов, согнанных со своих земель, и вьетнамских детей, обожженных напалмом. Вопрос "Что дальше?" стал главным для целого поколения американцев, и поиски своего пути героем романа актером Лео Праудхаммером отражают и искания писателя Джеймса Болдуина.

Роман подводит некую черту в творчестве писателя: многое объединяет его с предшествующими произведениями (тема поиска собственного "Я" личности", романтическое мироощущение), но в нем - пусть пунктирно и не всегда достаточно осязаемо - намечается та эволюция в его литературной деятельности, которая ознаменуется появлением этапного произведения американской литературы - повести "Если Бийл-стрит могла бы заговорить". "Скажи, когда ушел поезд" - итог мучительных раздумий писателя о судьбах Америки, в нем - тревога о ее будущем и надежда. Дж.Болдуин преодолевает ненависть и отчаяние, владевшие им в период написания "другой страны", и ищет положительные ценности и идеалы, которые могли бы помочь выстоять и победить в борьбе за гражданские права. Он среди тех, кто борется с расизмом; его моральный долг - способствовать торжеству справедливости. Поэтому роман так насыщен проблемами, важными для американцев, литературный критик У.Уэтерби вспоминает слова писателя, сказанные в одной из бесед в эти годы:„"Дома сейчас - поле боя, я чувствую себя как солдат в отпуске. И притом, все будет еще хуже" /355, 61/.

Критика устоев буржуазного общества ведется уже не только с моральных позиций. Заметнее становится попытка социального анализа, стремление создать убедительный социальный фон, многое проясняющий в судьбе героев. Творчество Болдуина все более идеологизируется, Абстрактные рассуждения о добре и зле, страдании и искуплении более не удовлетворяют ни писателя, ни читателя: политика стала частью повседневной жизни американцев.

Разрывает цепи одиночества герой Болдуина: впервые протагонист живет, страдает, борется не один, рядом с ним друзья и единомышленники. Хрупок еще мостик между ними, но он свидетельствует о переменах в мироощущении писателя, который сумел правильно заметить направление движения умонастроения молодого поколения американских негров. Рецензент газеты "Фольксштимме" отмечает, что "Болдуин стал чернее, радикальнее" /332, 7/, а А.С.Мулярчик настаивает: "В прозе Болдуина демократические симпатии автора способствовали укреплению реалистического метода, преодолению соблазна "вселенского пессимизма" и крайнего индивидуализма" /264, 335/. К тому же, возрастание социальномфитического начала в творчестве Болдуина в это время - явление не изолированное: это общая тенденция в развитии литературы в буржуазном мире в конце 1960-х годов.

Писатель еще более глубоко исследует как отношение "человек - человек", которое до сих пор характеризовалось однозначно -некоммуникабельностью, отчужденностью, - так и отношение "человек - общество". Автор разрывает мир комплексов, в который были замкнуты герои предшествующих произведений и выводит их на просторы жизни, в силу чего социальное начало впервые четко прозвучало в романе. Писатель выходит за рамки психологических реакций, его интересует многообразие взаимосвязей между миром и личностью, между людьми. С.Мейсбу, сурово критиковавший "другую страну", при анализе "Скажи..." указывает на путь, пройденный за эти годы писателем: "От аллегории он двинулся к реализму, от мифа он начал поиски понимания современной истории" /342, 161/.

Американская критика приняла роман весьма резко; скептически отнеслись к нему и отдельные советские литературоведы /307, 50/, хотя А.С.Мулярчик считает его одним из"ключешх" произведений литературы США конца 1960-х годов /265, 253/. Без него характер эволюции творчества Дж.Болдуина уяснить было бы труднее.

Роман "Прямо над головой",

Повесть оптимистична, автор верит в человека, в его способность сделать мир лучше, человечнее, даже если для этого придется пройти сквозь саше тяжелые испытания.

Автор утверждает жизненную активность Тиш, Фонни, всей Бийл-стрит. Они не приемлют несправедливых обстоятельств, напротив, целеустремленно пытаются их изменить. Герои повести разрывают цепи одиночества, вступив в яросную схватку за человека и вырабатывая активное отношение к жизни, так не похожее на страдальчески-созерцательное мироощущение прежних героев Болдуина. Они познали чувство истинного братства людей, и это духовно обогатило их, принесло радость общения, неведомую Дэвиду, Джону, Джио-ванни или Руфусу. Участие в борьбе помогло и формированию цельной личности Тиш (пожалуй, в современной американской литературе трудно найти более гармоничный образ). Все они готовы на самопожертвование ради друг друга и ради будущего нового поколения. В результате проблема трагического - важнейший элемент поэтики Болдуина в творчестве 1950-1960-х гг.-потеряла свое доминирующее значение.

Повесть имеет отчетливо выраженную критическую направленность, в отношении современного американского общества. Хотя показу общественной среды и не отводится много места, но она играет

Склонные к социальной мимикрии, эти президенты черных банков и колледжей, с таким же презрением, как и белые богачи, относящиеся к черным трудящимся, сумели вполне приспособиться к существующему положению вещей; им нет дела до страданий обездоленных. Странствия четверки юных музыкантов, в которую входит Артур, по Югу, этой цитадели расизма в США., открывают им глаза на истинную сущность негритянской буржуазии.

Оба брата проходят суровую школу борьбы. На Юге расизм обнаженно агрессивен и выступает в чистом виде. Музыкантов пытаются запугать: исчезает в неизвестности один из юношей, а правосудие не хочет искать следы убийц; до предела накалена атмосфера накануне выступления четверки на митинге в поддержку движения за гражданские права; расистами оцеплен дом местного священника, у которого остановились музыканты. Но унижения, потеря близких только усиливают мужество героев, заставляя их с большей решимостью сражаться за справедливость: Америка - их дом, они ее хозяева. Впервые Болдуин так детально обрисовывает негритянскую ситуацию на Юге, с такшл вниманием подходит к показу психологии обитателей этой части Америки. Им движет боль за человека, но и гордость за новое поколение, отказывающееся принять бесчеловечные условия жизни за норму и борющееся за жизнь. Болдуин рад, что все большее число негров вовлекается в движение неповиновения, играя возрастающую роль в общественно-политической жизни страны.

Книга эта - дань памяти М.Л.Кинга, Малколму X. и многим безымянным борцам с расизмом, сыгравшим видную роль в политической жизни Америки послевоенного периода, и писателю важно показать, как шел процесс становления нового поколения негров, в какой атмосфере складывались их взгляды и методы борьбы. Это оказалось особенно актуально в период спада негритянского движения в конце 1970-х годов, когда многие, растерявшись, начали терять -наиболее крупный роман Болдуина, отличающийся эпической широтой. В нем он показывает становление своего поколения афро-американцев, формирование их самосознания через глубокое увоение длительной истории негров на американском континенте, через показ тех огромных жертв, которые они были вынуждены принести на алтарь свободы, чтобы, наконец, появилось поколение борцов. Борьба еще далеко не закончена, но она уже привела к тому,что страдание, жертвенность больше не являются теми этическими целями, к которым ранее призывал писатель. Теперь он понимает гуманизм более широко, включая в это понятие борьбу и за гражданские права, и против дискриминации, и за социальное и экономическое равенство.

Г.В.Аникин усматривает, что в творчестве Болдуина "наметилась тенденция к историческому осмыслению современности"_/239, 164/. Эта тенденция ярко проявилась в романе. Автор создает панорамную картину американской действительности с конца Второй мировой войны до середины 1970-х годов на примере семьи братьев Монтана и их друзей и знакомых. Герои вовлечены практически во все крупнейшие события американской истории этих лет: корейскую войну, движение за гражданские права, расцвет черного радикализма. Более полному охвату событий способствует композиция романа -смещение центра повествования от певца Артура Монтана к его брату Холлу и наоборот. "Частная" жизнь героев вплавлена в широкий контекст шлершсанской действительности и обусловлена им. Болдуин использует теорию реализма как "многосубъективного сознания", выдвинутую Г.Джеймсом и развитую шлершсанской литературой XX века. Показ действительности с точки зрения разных рассказчиков дает писателю возможность "охватывать все многообразие индивидуального отношения к предмету , всю разнородность взглядов на жизнь, способов отражения и проецирования, которые создаются условиями, никогда не бывающими одинаковыми для всех" /170: I, 151/.

Похожие диссертации на Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция)