Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Щитинская, Марина Анатольевна

Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов)
<
Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щитинская, Марина Анатольевна. Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов) : Дис. ... канд. филологические науки : 10.01.05.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование философско-эстетических взглядов Б. Гравена после первой мировой войны и их отра жение в романе "Корабль смерти" 26 - 89

Глава II. Мексиканская тема в творчестве Траввна. Эволюция творчества писателя в период стабилизации ..90 - 129

Глава III. Роман Траввна "Белая роза" как итог философских и эстетических исканий 20-х годов 130 - 176

Заключение 177 - 183

Библиография 184 - 204

Введение к работе

Во второй половине 20-х годов XX века внимание литературной общественности Германии привлекло новое имя - Бруно Травен. Целый ряд солидных романов, напечатанных им в берлинском издательстве і.. Buchergiide Gutenberg ", сразу же вызвал одобрение широкого круга читателей и критики. Отмечая заслуги Травена как одного из галантливейших прозаиков современной литературы, в печати выступили Карл Шредер, Адам Шаррер, Курт Тухольский и другие. Писателей-зоциалистов восхищало бескомпромиссное мужество произведений Травена, выступившего в своём творчестве с критикой буржуазной об-цественной системы и сумевшего унаследовать лучшие демократичес-сие традиции мировой литературы. Искусство Травена, как отмечал .Рох, "выдерживает сравнение с великими эпическими достижениями эпохи буржуазной культуры, не теряя при этом своего значвниян*,

Пора создания наиболее значительных произведений Травена приводится на 20-е - 30-е годы нашего столетия, период, когда творчество многих писателей Запада испытывало влияние таких важных исторических событий, как мировая война и Октябрьская революция. Рома-ш же Травена отразили ту сложную борьбу идей, которая рождалась в іападном искусстве в атмосфере брожения и левых настроений, явившихся естественным следствием осмысления писателями Запада истори-іеского процесса.

Актуальность работы состоит в том, что уже давно назрела необ-:одимость анализа обширного творчества Травена, творчества, которое [оставлено на службу гуманизма и борьбы человека за своё социальное ювобождение. Особенно важно бороться за Травена сейчас, когда за-іадная критика, очнувшись после полувекового замалчивания наследия

C.Roch H.Deutsche Schriftsteller ala Richter ihrer Zeit.-Berlin: Horizont, lWtS.135.

писателя, стремится показать Траввна в кривом зеркале, отрицает революционный пафос его книг и выдаёт его за разочарованного, потерянного, сломленного жизнью человека, предаёт забвению огромный интерес Траввна к ообытиям в России, его убеждённую антифашист -кую позицию^

Опыт анализа творчества Траввна позволит проникнуть в мир писателя, ибо в нашей работе большей частью придётся идти не от писателя к его творчеству, а от творчества к писателю. Анализ романов Траввна позволит также создать основу для историко-плитератур-аых обобщений.

Цель исследования. Мы пытаемся в нашей работе:

  1. Систематизировать основные этапы литературной деятельнос-ги Траввна,

  2. выявить его философско-ооциальные взгляды и связанную с нили специфику его художественной системы,

  3. Определить истоки творчества писателя и установить его мес-го в литературе.

Для этого автору потребуется изучить творчество Траввна в зравнвнии с творчеством современных ему писателей и его предшественников.

Травен не оставил после себя ни дневников, ни статей по теории їскусства, но его эстетические концепции отражены в самих его произведениях, в строе их образов. Поэтому предметом данного исследования является художественная специфика произведений Траввна, нерасторжимо связанная с его социально-философской концепцией.

Научная новизна исследования связана о тем, что в советском гатературоведении впервые творчество Травена становится темой научной работы, данная диссертация является также первой, где литературное наследие писателя рассматривается как единая художествен-

- 5 -ная система, в то время как в зарубежной критике затрагиваются лишь некоторые аспекты его деятельности. В диссертации впервые ставится проблема "Травен и .Америка" как основа для изучения эволюции писателя в перспективе развития демократической традиции американской литературы*

Методологической основой работы являются труды классиков марксизма.

К общей методике исследования нужно отнести научно-исторический, историко-литературный и историко-сопоетавителышй подход.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что в советском литературоведении будет закрыт пробел относительно творчества Травена, прогрессивного, талантливого и незаслуженно забытого писателя. Результаты данного исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов и проведения спецсеминаров по современной зарубежной литературе, а также послужат основой для дальнейшего изучения этого творчества.

х х

В 20-е годы литературная общественность Германии живо реагировала на каждое новое произведение Бруно Травена. Особое значение критика придавала тому, что Травен в своих романах и новеллах занимал определённую классовую позицию - позицию защитника угнетённых. Был отмечен редкий писательский талант Бруно Травена, эпический размах и художественное своеобразие его книг. Курт Тухольский, например, писал, что при чтении Травена у него "перехватывало дыхание" и что немецкая левая пресса обязательно должна напечатать все произведения этого писателя*.

E.TuchoIsby К. Traven.-Int Tucholsby К. Panter,Tiger und andere, Berlin,1958,S.39»

-6-.

Неожиданно всякие попытки осмысления творчества Травена были значительно осложнены. Писатель, проживавший в то время в Мексике, аублично отказался предоставить общественности какие-либо сведения о себе. В письме к издателю его книг в Германии он привёл ряд аргументов, суть которых сводилась к желанию скрыть своё "я" под юевдонимом. И, начиная с этого момента, имя Бруно Травена становится литературной сенсацией.

Первые попытки установить личность писателя восходят к 1926 соду, последние - к началу восьмидесятых. Целый ряд журналов -американский "Lite ", мексиканский "Мапапа ", западногерманокий 4stern" вели, да и по сей день ведут на своих страницах дискуссии на тему Травена. Статей же под заголовком "Кто такой Травен?" ірактически не счесть. Литература такого порядка спонтанно появилась и исчезала, затем появлялась вновь вместе с "модой" на Травена.

Между тем было совершенно забыто творчество писателя, которое рассматривалось зачастую как материал, иллюстрирующий главным образом биографию самого автора. И только в последнее время литера-рурную критику будто "прорвало", пробудился интерес не к имени, а х литературному наследию Бруно Травена, насчитывающему 15 романов, 2 сборника новелл, отдельные статьи и кносценарш. И всё же серьёз-аых исследований творчества одного из прогрессивнейших писателей аашего века гораздо меньше, чем сенсационных статей и репортажей, знискавших ему скандальную славу.

Начиная с середины 60-х годов, яркое, самобытное творчество Гравена как объект литературного исследования начало привлекать к вебе внимание литературоведов ІДР. Вышла в свет и переиздавалась известная книга Рольфа Рекнагеля 'B.Traven Beitrage zur Biografie ,.»

:.Reclsnagel R. B.Traven.Beitrage zur Biografie.-Leipzig:Reclam,i966.

-7--. і которой исследователь пытается соединить вместе разные сведения

) биографии писателя, связать его имя с Германией и нарисовать его рворческий портрет, В 1965 году, в Ростоке, Петером Люббэ была защищена диссертация о революционных романах Травена.1

Стали широко известны также статьи В.Зельхорна* и Х.Чёртне->а3. Достаточно велик сейчас интерес к !Граввну и в других странах-ї Швеции, в 4GGP, в Венгрии. В США, например, на протяжении уже шогих лет к творчеству Травена обращается Ч.Миллер, который соот-юоит это творчество с американской пролетарской литературой . От-юсительно недавно в свет вышли две крупные работы американских авторов - М.Баумана и Д.О. Чайкина6, посвященные отдельным аспектам ?ворчества Травена. В работах американцев заметна некоторая тенденциозность в трактовке произведений писателя, замалчивание одних существенных сторон социально-политических взглядов ^равена и искусственное выпячивание других, сложившихся в его мировоззрении сти-

:,Lubbe P.Das Revolutionserlebnis im Werk von В.Traven.-Rostock,

1965ij . .. .

2,Sellhorn W.Nachwort.-Ini Traven B.ErzShlungen.Ausgew.Werke in

Einzelausgab,Berlin,1968,Bd.2,S,331-549.

3.{Dschortner H.D.Nachwort.-In: Traven B.Die weiBe Rose,-Berlin} Volk und Welt,1972,S.313-328.

4,Miller Ch. Traven,Pure Proletarian Writer,-In: Proletarian Writers of the Thirties/Bd.by D,Madden,-London,Amsterdam,1968,p,114--133.

5.Baumann M. B.Traven,An Introduction,-New MexLcojAlbuquerque,i976.

6.ChankLn D.O.Anonymity and Death,the Fiction of B.Traven.-London: Uniwpark press, 1975«

..-8,.-сийно. В 1977 году издательство Ro-Ro-Ro в ФРГ выпустило книгу» іретендующую на наиболее полное освещение творчества писателя и їго биографии - " Das Traven-Buch «1^ в K0Tpp0g 0щК из авторов

зо всей серьёзностью заявляет: "Нет ничего более неправильного, шк называть Травена борцом за свободу..."2, указывает на непо-іедовательность его социально-политических взглядов, выдаёт за цоминанту его творчества разочарованность и потерянность, что в действительности идёт вразрез с представлениями Травена-политика а достижениями ^аввна-художника.

Попытки оценить творчество писателя предпринимались во многих .странах, однако наиболее серёзные исследования появились и появляются в ІДР и США, в работах германистов и американистов. В 1974 году в Аризоне состоялся I международный конгресс по творчеству Б.Травена, а в 1982 году в Пенсильвании П международный конгресс. И не случайно, что в оценке писательской деятельности Травена появились разные суждения. Во-первых, это касается взглядов на творчество писателя в целом. Во-вторых, взглядов на его творческий метод. В-третьих, на его социально-политическую концепцию. Открытым остаётся также вопрос о месте Травена в литературе. "Открытый вопрос национальной принадлежности, - пишет Карел Креши из ЧССР, - становится препятствием, как только дело доходит до его /Травена/ места в истории литературы...". Действительно, когда в литературной критике речь идёт о корнях, традициях, школах, оказавших влияние на творчество Травена, то возникает чрезмерная пестрота. Упоминаются имена Шекспира, Шелли, Блейка, Данте, Бальзака, Рембо, Гриммельсгаузена, Гейне, Брехта, Лондона,

I .Das Traven-Buch. -Hamburg» RowohXt ,Ro-Ro-Ro, 1977. 2. Там же,,.

З.Егеасі K.Bemerkungen zu B.Traven.-Sbomik praci filosoficke faculty -v BrnS r&da literarnlvedne,Brno,I960,K,c.120,

-9-Мельвилла, Торо, Норриса, О'Йила и других. Одни исследователи связывают творчество Траввна с европейской школой /Рекнагель, Люббэ, Яннах/, другие - с американской /Миллер, Хэмпфри, шит, Бауман/. "Здавен может рассматриваться как американский писатель, как бы ни разбирали его творчество учёные-текстологи"* - пишет Бернард ШИТ, ЛИЧНО знавший Траввна, В "New York Book Review " В 1970 году*

Такие противоречивые мнения вызваны тем, что с самого начала поведение писателя, постоянно ставившего вместо своего имени условный знак, представлялось литературной критике не вполне ясным. Таксам Шаррер в статье "Нравен и его успех" в "linkskurve " *- писал: "И тот, который вырос в лоне пролетарского класса должен чуждаться соприкосновения с общественностью?... Назойливость, о которой проповедуется скромность ^равена, попахивает делячест-вом..." . Шаррер и некоторые другие немецкие авторы потребовали от Траввна разъяснений. И пиоатель, как мы увидим, через некоторое время дал их.

Известно, что дебют многих авторов начинался под псевдонимом,

однако, как отмечает Е.Ланн: "Все они обнажают своё лицо, когда

'--'-- - -..--

выигрывают игру со своей писательокой судьбой , Травен, напротив, никогда не раскрывал себя, ни после уопешного дебюта, ни тогда, когда его читали уже во всём мире. Следовательно, такая предпосылка, как неуверенность в своих силах, могла иметь место только до определённого момента, потому что Травен очень скоро завоевал читательскую аудиторию. Это несомненно была позиция писателя.

I.Smith В. Traven.-New York Book Re view, 1970, No v. 22, p. i.' 2.Scharrer A. Traven unci sein Erfolg.-Linkskurve,l932,4 Jg.,N3, S.29.

3. Ланн E. Литературная мистификация. -M.-Л.:Госиздат., 1930,с.217.

До 1925 года известно несколько псевдонимов писателя, среди которых особое место занимает имя Рет /или Рихард/ Марут. С выхо-рм в свет первого романа /это произошло в июне 1925 года/ он бо-1вб не меняет своего псевдонима, войдя в историю литературы как Зруно Травен»

Bruno Traven - это постоянный псевдоним писателя, которым он юльзовался на протяжении сорока о лишним лет своей творческой деятельности. В настоящее время существует около 30 толкований воз-яикновения этого псевдонима. Существует предположение, что имя Гравена происходит от названия местности в Германии*. Чарльз Мил-яер, например, считает, чтоiraven- это американизированный вариант немецкого слова trauen /страдать/, который писатель выбрал себе по примеру Максима Горького. Есть и другие предположения, но они практически не мотивируются. Иногда Травен подписывал свои письма и рукописи полным именем - Bruno Traven , иногда криптонимом -В.Т. В приложении к рукописи романа "Корабль смерти" Травен написал: "Моя биография-это моё личное дело, которое я хотел бы оставить при себе. Не из эгоизма, нет, скорее из желания быть самому . .... -

себе судьёй в своих собственных делах . И далее: "Биография творческого человека совершенно не важна. Если человека нельзя узнать по его творчеству, то либо человек не имеет достоинств, либо его произведения . Очевидного высказывание писателя и следует ис- [ пользовать, как руководство к действию исследователям его твор-

I.Recfcnagel R. B.Traven.BeitrSge zur Biografie.-Leipzig»Reclam,

1966. 2.ЦИТ.П0: Recknagel R. Traven,Geneimnis und Geschaft.-Forum, 1961,

l8.Marz,S.2i 3. Там же.

- II -

[вства. В конечном счёте, как отмечает В.Виноградов, автор произ-івдения вполне может быть понят как "концентрированное выражение $ути /его/ произведения"*. Из объяснений Травена, правда, остаёт->я неясным, для чего ему понадобилась эта игра, каковы её исход-ше позиции? Анализ творчества, знакомство с письмами Травена дают іам некоторый материал для обобщений.

Во-первых, феномен Травена может быть рассмотрен в первую очередь, исходя из объективных, социальных условий его времени и определяться ими. Наукой доказано п, что "анонимные сочинения явля- ^ отся более всего распространёнными в тех странах, где свобода пе-тати ограничена"2 для тех сочинений, которые идут вразрез с общественным мнением, насаждаемым официальной политикой. Любой анонимный рекет, любой текст под псевдонимом проводит социальный анализ откровеннее, чем произведение, подписанное подлинным именем автора, v Іозтому мы разделяем точку зрения П.Люббэ, когда тот говорит, что анонимность для Травена была своего рода "бронёй, за которой он лог наносить удары буржуазному государству"0, не опасаяь ответных действий, направляя на основы капитализма свой талант сатирика.

Во вторых, предпосылкой анонимности могли быть и факторы индивидуально-психологического порядка, присутствие в характере

  1. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе.- В. кн: Виноградов В.В. О теории художественной речи. -М: Высшая школа, 1971, с.45.

  2. Масанов Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных под-

г *

делок. - М.: Изд.всесоюзн.книжн.палаты,1963, с.45.

3. LtCbbe P. Nachwort.-In: Traven B.Das Totenschiff,-Berlin,1970,
S.372.

- 12 -Іравена некой "игровой эмоции"*, его склонность к авантюрному, чїо шв сказалось на его творчестве, на присутствии авантюрного момен-іа в некоторых его романах и новеллах. В письме к издателю, сопро-юждавшему сборник новелл "джунгли", в которое он вложил фотографию шоего дома в лесу, Травен написал: "И я оставлю это для исследо-іателей литературы, того класса людей, на которых, должно быть, нагажено особое проклятие - строка за строкой, мысль за мыслью просиживать, как это бунгало могло оказать влияние на новеллу и её ха-)актер . Мы чувствуем здесь нотки бравады, вызова от сознания соб- \/ їтвєнной неуязвимости, недоступности.

Чтобы получить наиболее полное представление о творчестве Тра-ївна, необходимо сделать сврёзный критический отбор биографического материала из всего обилия сведений, добытых разными людьми и в разное время, которые порой лишены каких-либо мотивировок и влекут за собой разночтения и путаницу.

Если ещё пятнадцать лет назад литературная критика обходила зопросы творчества Травена из-за недостаточной информации о нём, то зегодня трудность в другом - в избытке самой пёстрой информации. Гак, например, издательство " Heyne-Bucher " в Мюнхене продолжа-зт завоёвывать читательскую аудиторию при помощи сенсационных рекламных статей, в которых на каждом шагу встречаются такие характеристики, как "загадочный" и "таинственный" писатель. Более того, даются ссылки на какого-то неведомого репортёра , которому "только

1. Ланн. Е. Литературная мистификация. -М.-Л.: Гос.изд., 1930,
с.206.

2. Тгауеп В. Brzahlungen.-Ausgew.Werte in Binzelausgab,Berlin: Volk
und Welt,1968,Bd.8,S.342.

- ІЗ -іедавно удалось напасть на след Травена.."*. И это через 10 лет юслб смерти писателя!

В настоящее время наиболее убедительной представляется точка зрения Рольфа Рекнагеля о немецком периоде жизни Бруно Травена под юевдонимом Рет Марут, и мы разделяем её. Остальные сведения, представленные в данной работе, это материалы, основанные на документах , письмах самого Травена, его выступлениях в печати.

Относительно года рождения писателя существует два достойных внимания предположения. В одних источниках речь идёт о 1882 годе , в других о 1900-м. Мы считаем, что дата рождения Травена не может быть отнесена к 1900-му году, поскольку статьи и репортажи Марута в мюнхенском журнале " Ziegelbrenner " /с 1917/ свидетельствуют о большом жизненном опыте и политической зрелости их автора. Трудно поверить, что журналисту, напечатавшему их, было всего 17 лет. Родным городом Іфавбна является Чикаго в США. Об этом он неоднократно говорил сам, об этом же заявила после смерти писателя его вдова - Роса Хелена Лухан. Не так давно в США было опубликовано письмо Травена 1929 года писателю Гарри Шварцу, в котором он сообщает следующее: "Издатели моих книг в Германии с первого дня знают, что я - американец, родился в США. Почему мои книги были напечатаны сначала в Европе, а не в этой стране, к делу не отно-сится..." .

1. Traven В. Die Rebellion der Gehenkten.~Moncnen:Heyne-BUcher,
1980.

2. У Рекнагеля - 1882, у Люббэ - 1882, у Уатта - 1882, у Чайки
на - 1890, у Ганна - 1890, у Миллера - 1900.

3. Traven В.А Letter to H.W.Schwarz.-Texas Quarterly 6,1963,N4,
p.206.

- 14 ~ Травен родился в 1882году в Чикаго, в семье немецкого или емецко-скандинавского происхождения^. В семье говорили по-немецки, лагодаря чему Травен о детства владел двумя языками. Интересно, то многие исследователи, занимавшиеся текстологическими анализом роизведений Травена, отмечают то обстоятельство, что в немецких ариантах его произведений обнаруживают присутствие американизмов, в английских оригиналах - немецкие олова и идиомы. Например, Курт ухольский считал, что произведения Травена, которые он прочитал t

переведены и даже плохо переведены на немецкий язык" . При анали-е романа "Белая роза" Тухольский пишет: "Он говорит:"Bin Haus wsmobilieren ". Он говорит так, что звучит смешно... Н пишет:"In solcher Umgebung lebend,nur solche Parmer kennend, ie konnte man erwarten,daB Mr.Collins die WeiBe Rose verstand."

ричастие относится к местоимению " man ", но оно должно относить-я к Коллинзу..."0 Рольф Рекнагель, очень тонко и хорошо знающий тиль Травена, отмечает в его языке влияние двух культур - библии гатера и языка Уолта Уитмена4. Американские учёные не едины в своих зглядах на язык Травена. Хьюберт Яннах полагает, что первым для

. В 1980 году в Лондоне вышла новая работа журналиста "Би-Би-Си"

У.Уатта, в которой вновь делается попытка найти немецкие корни

происхождения Травена. /Vtyatb W. The Man Who was В.Traven.-London: Jonathan Cape,1980. /

. Tucholsky E. Traven.-In: Ohicholsky K.Panter, Tiger und andere,-

Berlin,l958,S.48.

. Там же. . .

Recknagel R.Traven.Beitrage zur Biografie.-Leipzig:Reclam, 1966,

S.255.

т Рравена был немецкий язык, а английские варианты-это переводы1.

feoH Фразер, напротив, в статье о романе "Корабль омерти", который он читал в английском варианте, пишет: "Проза "Корабля смерти" зтоль своеобразна и одновременно столь блистательна, что просто не яожет принадлежать искусству переводчика .

Некоторые произведения Травен писал по-английски с последующим переводом на немецкий, другие писал по-немецки, а потом переводил на английский. Третьи писал только по-немецки, как, например, книгу очерков "Страна весны"* Четвёртые - только по-английс-еси. Так повесть "Мост в джунглях" была переведена на немецкий /

язык Вернером Цройсером, а не самим автором . Способность Травена ае только говорить, но и писать на двух языках, его двуязычие предопределило в дальнейшем его творческую судьбу.

Анализ прозы Травена даёт интересные и весьмахарактерные для цвуязычного писателя примеры. Так,в романе "Корабль смерти" герой, американец по национальности, рассуждает: "Но даже если я в течение двадцати пяти лет не истратил бы ни одного цента і,... я не мог бы причислить себя к самой низкой прослойке среднего клас- '/ са. Того класса людей, который может сказать: "Слава богу, у меня есть липший пфеннинг на чёрный день...4 То есть герой, судя по тексту, копит центы, а в результате у него должны скопиться пфеннинги.

I.Jannach Н. The Traven-Mystery.-Books Ahroad,1961,Winter,Vol.31,

N1,P.28. 2.Praser JY Reading Traven*s The Death Ship.-The Southern Review,

1973,Winter,p.70. 3iTraven ВЛ)1е Brucke im Dschungel.-Berlin:Volk und Welt,1973. A.Traven B.Das Totenschiff.-Berlin»Volk und Welt,i970,S.11.

О жизни Травена до 1917 года известно очень мало. Из писем, оторые он прилагал к рукописям своих романов, становится ясно, [то жизнь писателя была , нелёгкой. С раннего детства ему приходи-юсь зарабатывать себе на хлеб: работать чистильщиком сапог, продавать газеты, плавать простым матросом на кораблях британского и імериканского торгового флота, работать по найму в самых разных іестах. Очевидно в этот период будущий писатель прошёл такую жиз-шнную школу, которая научила его оценивать возможности человека ї буржуазном обществе. Мы не знаем, был ли Т?раввн членом пролетарской организации "Индустриальные Рабочие Мира", которая была организована в его родном городе, но он очень долго разделял её идеалы.

До сих пор точно не установлен год прибытия Травена в Германію. Произошло это, очевидно, в канун I мировой войны, а возможно і во время войны4;. А с І9Г7 года начинается его журналистская деятельность под именем Рета Марута в журнале "?iegeibrenner " в Мюнхене. Рольф Рекнагель в своей знаменитой книге связывает деятельность " Ziegeibrenner п с революционным движением в Баварии і указывает на деятельность Марута-Травена в правительстве Баварской Советской Республики. Марут-Травен провёл в Германии около іяти лет и вынужден был спасаться от преследования после подавле-шя революции в Баварии. Затем следуют годы скитаний по Европе и Америке.

В 1925 году впервые из Мексики он присылает в Германию руко-аись своего романа "Сборщики хлопка", подписанную именем Бруно фавен, а в 1926 году - рукопись романа "Корабль смерти". Он

I. По данным Рекнагеля с 1908 года, по Лухан - во время первой мировой войны.

- 17 -звязывает свою судьбу с профсоюзным издательством " Bu'chsrgiide Gutenberg " в Берлине. Очевидно, живя в Германии, Травен был хорошо осведомлён о положении дел в демократической печати этой страны и уже точно знал, куда он будет направлять свои рукописи. В дальнейшем " SScherglide « напечатало почти все произведения Травена.

В 20-е годы " Buchergiide '* являлось прогрессивным центром профсоюзной печати Ваймарской республики, организованным с целью пропаганды в пролетарской среде достижений мировой литературы. » Buchergiide " выпускало дешёвые книги в лёгком переплёте, рекламировало их среди немецких рабочих, поэтому романы Травена завоевали популярность именно в пролетарской среде. Травен адресовал свои произведения немецким пролетариям, об этом он писал в своём письме г "Я предлагал свои рукописи только пролетарским деятелям " Buchergilde Gutenberg ", которые рады мне и любят меня, а не каким-либо другим издателъствам,,;>

" Bu'cnergiide п просуществовало в Берлине до прихода фашистов к власти, а затем большинство сотрудников этого издательства эмигрировало в Швейцарию, организовав в Цюрихе издательство с тем же названием. С 1933 года Травен порывает свои контакты с Германией, публично заявив, что не хочет иметь ничего общего с фашистскими издательствами и страной, где запретили его книги. Запрет в Германии книг Травена придал ему ещё большую уверенность в необходимости его творчества. На страницах " Das Traven-Buch. " своими впечатлениями о влиянии книг Травена на немецких читателей в годы фашизма делится Хансёрг Мартин: "Книги Травена принадлежали к литературе, которой боялись власти. Они заставили своих

I.Das Traven-Buch.-Hamburg»Rowohlt,Ro-Ro-Ro,i977tS.9«

* т

информированных фанатиков их сжечь"х. В 1936 году Травен публи-:ует в журнале "Salud " письмо, адресованное испанским республи-:анцам, в котором призывает их до конца бороться о фашизмом2.

В эти годы Травен продолжает печататься в Швейцарии, Голлан-цш, начинают издавать его книги и в американских издательствах.

Уже давно литературная критика пытается ответить на вопрос, ючему книги Травена не были сразу напечатаны в Америке, а публи-совались сначала в Европе, хотя некоторые из них имели английский зригинал. Впервые американцы познакомились с именем Травена только з 1934 году, когда в " The Daily worker « начал публиковаться корабль смерти", который затем вышел в свет в издательстве Аль-Ёреда Кнопфа^, то есть только через восемь лет после его написания . Х.Штрассер писал в 1930 году, что Травен "не нашёл для себя в США подходящего издателя, и потому /роман/ был переведён и отправлен в Германию" . Й.Видер считает, что причины следует искать в другом - в политической неблагонадёжности Травена. И это,оче- ^ видно,было действительно так.

В своей статье"Америка, хвалёная страна свободы"0 Травен указывал на то, что официальные круги американской литературы не за-

I.MartinH. Traven.-In:Das Traven-Buch.-^mburg:Rowohlt,Ro-Ro-Ro,

1977,S.9< 2.Там же, с.112 #

З.Тгауеп В. The Death Ship.-iJew-YorkjA.Eaop^l934. - . - ...-4. В настоящее время в США готовится'к изданию собрание сочинений

Травена в 18 томах. 5.StraBer Ch.Arbeiterdichtung.-Zurich:Verband des Personals der

offentlichen Dienste,1930,S.192.

6.Traven B.Amerika,das gelobte Land der iTeiheit.-Btichergilde Gutenberg, Berlin,1930,N1.

- 19 -зчали и не хотели замечать ничего, что шло вразрез с официальной олитикой. В 1926 году он написал Манфреду Георгу: "Мы, я говорю б американцах, так затравлены и замучены со стороны прессы, что ля людей, которые с ней сталкиваются, наступает трагедия. Наши рупнейшие авторы живут уединённо, как отшельники, только потому, тобы не сталкиваться с бессовестной прессой. Эптон Синклер-это еловек, которому можно позавидовать; благодаря своим произведении он добился того, что пресса его полностью игнорирует. Синклер ьюис живёт под другим именем..."^ В 1931 году в двенадцатом номе-е журнала " Buchergilde Gutenberg " появляется статья "Травен и го издатели в США", в которой говорится, что Травен принципиально е хотел отдавать свои книги в американские издательства, деятель-ость которых он рассматривал как своего рода бизнес.

Вое эти годы Травен жил в Мексике, сначала как эмигрант, а заем принял мексиканское гражданство. В 30-е годы Травен много писал » Мексике. Вышел в свет шеститомний цикл его романов о мексикански революции. Его последнее произведение было опубликовано в :960-м году в Вене. Травен умер в 1969 году в Мехико; свой прах он іросил развеять над Новым Орлеаном, над джунглями Мексики, над мор-яшми просторами, то есть там, где разворачивается действие его юманов.

Если попытаться хронологически представить картину творчества Гравена, то получается следующее:

Первый период творчества писателя охватывает с 1916 по 1925 7оды, когда Марут-Травен издавал в Мюнхене свой журнал " ziegeibren-

І.Цит.ШКьБьЬе p.Das Revolutionserlebnis im Werk von B.Traven.-

Ho stock, 1965, S. 77* 2iDas Traven-Buch.-Hamburg:HowohXt,Ro-Ro-Ro,1977,S.38.

- 20 -ier " ипечатал в отдельных журналах свои первые новеллы. Журнал Йарута-Травена издавался в Мюнхене до 1919 года, отдельные номера шторого выходили в других странах вплоть до 1921 года. Параллель-зо с журналистской деятельностью Марут-Травен обращается и к художественному творчеству, он печатается в ряда немецких журналов, та-шх как, например, "Marz ", где он помещает новеллы "Туман" /Nebei, E9I6/ и "мамаша Белеке" /Mutter веіеїш, 1916/, перу Мару та при-задлежит ещё несколько работу. По своей направленности первые новеллы Марута-Травена носят антивоенный характер, рассказывают о зтраданиях человека в окопах первой мировой войны, о его мечте о эчастье и свободе. В 26-34 номерах " Ziegelbrenner " публику-этся поэтическая легенда Травена "Щндар" /Khundar ,1920/, глубоко трагическое произведение о судьбе поэта, о его служении лю-цям, о его назначении.

Второй период творчества писателя, уже под именем Травен , ариходитоя на 1925-1930 годы. За эти пять лет он создал десять крупных произведений, большинство из которых принадлежало жанру романа. Первым романом, написанным около 1924 года, был "Корабль смерти" / Das Totenschiff А о котором пойдёт речь в данной работе. Роман подводит итоги первой мировой войны, глазами американского матроса показывает жизнь в послевоенной Европе. Однако поскольку "Корабль" первоначально был написан по-английски, то опубликован он был только после того, как Травен сделал его перевод. Первым из напечатанных романов Травена оказались "Сборщики хлопка " / Die Baumwoll-pfiSckBr /, роман, которой с продолжениями начал печататься с 21 июня 1925 года в берлинском " У or warts .._"-„в этом Р.оманв нравен показал тяжёлый труд наёмных рабочих разной национальности, попавших на хлопковые плантации на юге Мексики, об их солидарности,

I.Traven B.-Marut R. Das Eruhwerk.-Berlin:Guhl, 1977.

- 21 -id их борьбе.

В 1926 году Травен публикует "Корабль смерти". В 1927 году «ходит роман "Сокровище Сьерра Мадре" /Der schatz der sierra Madre /, который рассказывает об американских безработных, іревратившихся в золотодобытчиков»

В 1928 году выходит в свет первый сборник новелл Травена Джунгли" /Der Busch /\ Основной мотив новеллистики Травена-это escape -мотив. В центре внимания сборника новелл - безрадостное существование американских эмигрантов в глупш мексиканских цжунглей, людей, спасающихся от гнёта современной цивиллизации. В гом же 1928 году переиздаётся его роман "Сборщики хлопка", допол-аенный второй частью. " Bucnergilde Gutenberg " публикует его под V аазванием "Уоббли" /Der Wobbly /. Во второй части романа Травен сумел ознакомить читателя с деятельностью пролетарской организации IPM, с выступлениями за свои права членов этой организации, которые звались "уоббли",

В 1929 году Травен печатает несколько крупных произведений.
Это, во-первых, книга очерков о мексиканской революции и послере
волюционных преобразованиях "Страна весны " / Das Land des Pruh-
lings /t повесть "Мост в джунглях" / Die Brucbe im Dschungei /,
написанная по-английски ещё в 1925 году и печатавшаяся в номерах
» Vorwa*rfcs " в 1927 году и, наконец, роман "Белая роза" / Die we i-
Ве Hose /, ставший итогом этого периода творчества. В центре

внимания романа находится американо-мексиканский конфликт в послереволюционной Мексике,

Третий, наиболее зрелый период творчества писателя^приходится v

І. В 1930 году выходит второе, дополненное^ издание новелл Травена в том же издательстве под тем же названием.

- 22 -на 1930-1938 годы, когда Травен начинает и заканчивает свою большую работу над романами о мексиканской революции, вошедшими в литературу под названием "Каоба-ідакл". Весь цикл, состоящий из шести романов, это широкое эпическое полотно, которое можно рассматривать как одно произведение, объединённое единым авторским замыслом и едиными героями. Это история мексиканской революции от возникновения революционной ситуации до мощного революционного взрыва. В 1931 году выходят два романа: "Мексиканская арба" /Der Barren / и "Правительство" / Regierung /. В первом из них показана жизнь низов мексиканского общества накануне революции, во втором - кризис верхов.

В 1933 году выходит в свет роман "Марш в страну.Каоба" / Der larach ins Reich der caoba/, в 1936 - два романа: "Лесосплав" f Die Troza / и "Восстание повешенных" /Die Rebellion der Ge-henfcben /. Все три произведения дают картину нарастаниярево-шционного движения в Мексике, а в последнем из них Травен показы-їает сам революционный взрыв. Эти романы писатель издаёт в Цюрихе. Последнее произведение цикла, роман "Генерал выходит из джунглей" / : Der General kbmmt aus demDschungel /, Травен предлагает голландскому издательству в 1938 году. Этот роман свя-$ан с мечтой писателя о будущем Мексики. Здесь многое напоминает » революционном марше армии юга, возглавляемой национальным героем Іекоики Эмилиано Сапатой, чертами которого Травен наделяет своего лавного героя.

Последний период творчества писателя является в творческом от-:ошении самым непродуктивным, хотя и охватывает более тридцати лет изни /с 1938 по 1969 г./. В эти годы Травен занимается главным об-азом переработкой старых текстов, пишет сценарии на основе ранних роизведений, дополняет сборник новелл рядом интересных, но мелких

роизведвний. В 1950-м году он публикует новеллу "Макарио"

Macario /, в 1950 году - переработанный вариант новеллы "Ноч-ой визит в джунглях" / : Der Nachtbesucn im Dschungel /, кото-ая ранее была включена в сборник "Джунгли". Последний роман "Аслан Ьрваль" /Asian Norval / выходит в свеж в 1960-м году в Вене. Он освящён жизни в современных писателю Соединённых Штатах.

В Советском Союзе Травена знают плохо, хотя в конце 20-х го-ов переводилось почти каждое его произведение. Первым был переве-;ён на русский язык "Корабль смерти", выдержавший четыре переизда-ия. В начале 30-х годов были переведены и напечатаны "Сборщики лопка" и вплоть до 1938 года один за другим выходили романы "Као-а-цикла".

Критическая литература о творчестве Травена на руоском языке редставлена рядом мелких рецензий на издаваемые романы. Следует от-етить, что большинство из них было написано в 30-егоды с вульгар-о-социологических позиций^. Наиболее верное представление о твор-еском методе Травена даёт статья З.Іитомирской в восьмом номере Иностранной литературы" за 1961 год , которая, естественно, не моет охватить наследия Травена во всём объёме, но является единствен-ой серьёзной работой о данном авторе вплоть до настоящего вре-

. Бороздин И. Травен. Сборщики хлопка. - Красная новь, 1931, Ш 8,

с.188.

Лохвиц А. Сокровище Сьерра Мадрэ. - Литературное обозрение,

1938, 8/9, с.37-39.

Соколова А. Б.Травен. Восстание повешенных. - Интернациональная

литература, 1938, 1/3, с.368-369. . Житомирская 3. "Новый" Травен. - Иностранная литература, 1961,

$ 8, с.193-196.

- 24 -иени*. В связи с этим возникает необходимость исследования этого творчества и, насколько это возможно, возвращения из забвения этого интересного, незаслуженно забытого писателя.

Анализируя творчество Травена до 1930 года, можно довольно
чётко установить те временные границы, в пределах которых разво
рачивается действие его романов и новелл. Это период истории Аме
рики с 1918 года, то есть от президента Вильсона в послевоенное
время, до экономического кризиса 1929 года в бытность у власти
президента Гувера. В поле зрения писателя находится почти десяти
летие истории Соединённых Штатов, отрезок чрезвычайно ёмкий, отме
ченный интенсивностью развития страны во всех сферах общественной
и культурной жизни, отрезок, за который в президентском кресле по
бывало четыре человека, а страна сумела,обогатившись за счёт войны,
пройти через свой "золотой век" и оказаться на грани кризиса. Па
раллельно Травен работает и над мексиканской темой. Жизнь в после
революционной Мексике давала ему обильный материал для осмысления
истории Мексики на её "крутом повороте"
2. J

В нашей работе мы пытаемся рассмотреть наиболее интересный и важный для становления писателя период - с 1925 по 1930 годы, период утверждения социально-политической концепции творчества пи-

1. Несколько статей о Травене написано Р.Белоусовым. В них автор
. знакомит советских читателей с достижениями немецких исследо
вателей, в частности, с работами Р.Рекнагеля. Статьи Белоусо-
ва не связаны с проблемами творчества писателя.

2. Щульговский А. Мексика на крутом повроте своей истории. -
М.: Просвещение, 1967.

сателя и осмысления им роли художника в обществе. Именно в это время Травен овладевает методом критического реализма и утверждается на его позициях. Однако, чтобы получить наиболее полное представление о творчестве писателя, понять его проблематику, связать это творчество с литературной традицией, необходимо возвратиться к более раннему этапу его деятельности, а именно, к журналистской практике Марута-Травена в журнале " Ziegeibrenner "» а также в определённых границах обращаться к произведениям писателя, созданным после 1930 года, то есть к более зрелому периоду его творчества.

Исходными пунктами для исследования послужили два момента: во-первых, в творчестве Травена имел место "немецкий", наиболее ранний период, сформировавший журналиста Марута. Во-вторых, всю свою творческую жизнь Травен работал на американском континенте, в США и в Мексике, а его романы отражают сложную борьбу идей, характерных главным образом для политической и духовной жизни США после первой мировой войны. Эстетические и социальные взгляды писателя, отразившиеся на его творчестве, формировались под влиянием американских условий и в конечном счёте определялись ими.

Специфический характер творчества Бруно Травена открывает широкие возможности для самых разных, порой произвольных, толкований. Мы отдаём себе отчёт в том, что и наша работа, в частности, попытка связать творчество і писателя с американской литературной традицией, сопряжена с определённой долей риска, поскольку, пожалуй, ни один писатель в мире не был столь безжалостен к своим будущим исследователям, как Бруно Травен. И всё-таки девятитомное собрание его избранных трудов, изданные отдельными томами его произведения дают достаточно обширный материал для исследования и серьёзных обобщений.

Формирование философско-эстетических взглядов Б. Гравена после первой мировой войны и их отра жение в романе "Корабль смерти"

Практически на всё творчество Бруно Травена наложила свой отпечаток его журналистская деятельность в мюнхенском журнале "Zie-geibrenner" /I9I7-I9I9/. Марут-Травен был не просто репортёром, но тем, кого мы могли бы назвать политическим обозревателем, публицистом с большой буквы. Ранняя публицистика Марута-Травена в " Ziegeibrenner ", издателем ко.торого он сам и являлся, это пря- v мое отражение его собственных взглядов на исторический процесс, на события в мире, на задачи журналиста в обществе. Репортажи Марута-Травена стали той платформой, на которой в дальнейшем строилась социально-политическая концепция его творчества. Если сравнить эти репортажи из "Ziegeibrenner " с романами зрелого Травена, то меж-чу ними прослеживается генетическая связь. Поэтому журналистский іериод в творчестве Травена имеет для нас принципиальное значение.

В оценке социально-политической концепции,лежащей в основе творчества Травена, царит разнобой. На Западе творчество Травена іринято рассматривать как нечто необычайное. Писателя называют противником коммунистического мировоззрения, пророком будущего без соммунизма, наконец, просто человеком, не разбирающимся в политике, ї то же время, понимая, что творчество Травена немыслимо рассматривать вне вопросов революционной борьбы, буржуазная критика старавї- я выставить писателя в выгодном для неё свете.

В первую очередь следует принять во внимание то, что эволюция юциально-политических взглядов Травена происходила в чрезвычайно їложньк условиях - его мировоззрение формировалось под влиянием целого ряда факторов и исторических событий, происходивших не только і разных странах, но и на разных континентах. В юности ему пришлось пройти школу политической борьбы в среде американских пролетариев, усвоить политический опыт "уоббли". Жизнь в Европе в период мировой войны, революционные события в России, а затем в Германии и, наконец, подавление революции в этой стране заставили Травена неоднократно пересматривать свои взгляды, которые в определённый период казались ему правильными. И всё же несмотря на кризис, который писателю довелось преодолеть в собственном сознании, воля его не оказалась сломленной, именно в то время, когда в Германии, будущее которой Травен в определённый период связал с воплощением его политического идеала, царил белый террор и, как полагают некоторые критики, Травен пришёл к разочарованию в политике, он начинает свою активную писательскую деятельность и начинает её с резких критических выступлений против существующих буржуазных отношений.Вернее сказать, он продолжает верить в победу пролетариев всего мира, хотя и переживает политический кризис тяжело, порой мучительно.

Травен действительно не становится последовательным марксистом; на его социально-политической концепции сказывается и влияние американского рабочего движения и немецкой социал-демократии, но он всегда остаётся верен себе в одном - в убеждении, что капитализм был, есть и будет главным злом в мире, источником этого зла. И до тех пор, пока он существует, деятельность писателя-борца, каким он себя считал, будет оправдана.

Журнал Марута-Травена " Ziegelbrenner " начал издаваться в Мюнхене в 1917 году. По своей направленности это был орган левой демократической печати, каких было немало в предреволюционной Германии. Основным содержанием " Ziegelbrenner п были статьи и репортажи, сутью которых явилась резкая критика буржуазного общества, милитаризма, буржуазного государства, прессы, церкви. Марута-Травена волновали разные вопросы. К ним следует отнести вопрос о войне и мире, о путях и методах классовой борьбы, о возможности построения нового общества. В І9Г7 году, когда мировая война ещё не окончилась, Марут-Травен обратился к немецкому народу с воззванием: "От имени всего человечества - Довольно проливать человеческую кровь! Будь проклята мировая войнаI..." Журналист Марут считал своим долгом призвать немцев, многие из которых всё ещё были охвачены шовинистическим угаром, прекратить кровопролитие. На первый взгляд его призыв от имени всего человечества может показаться громкой фразой. Однако, если вдуматься, то Марут имел право на такое заявление. Интернационализм этого журналиста формировался под влиянием его личного общения с людьми разных националь-ностей, и он отлично понимал, кому нужна была эта война. Подобные мысли Марут-Травен высказывает и на страницах своих первых новелл, которые он печатал как в своём журнале, так и в других изданиях.

В репортажах "Ziegeibrenner " удивляет то обстоятельств о, что Марут-Травен, практические впервые выступивший в прессе, зарекомендовал себя как человек с опытом политической деятельности, хорошо осведомлённый о том, что происходит в мире.

Мексиканская тема в творчестве Траввна. Эволюция творчества писателя в период стабилизации

Практически вся писательская деятельность Травена развернулась ) эмиграции. Здесь им было написано 15 романов, несколько сборников ювелл, киносценарии.

Первое письмо, присланное Травеном в Берлин из Мексики, дати-)уется апрелем 1925 года . Все рукописи романов, вся корреспонденция, посланные писателем своим издателям за рубеж, в течение сорока $ лишним лет, вплоть до смерти Травена в 1969 году, прибывала из Іексики, с почтового номера Мехико-Сити 701 или Тампико 972. Пос-шдние годы своей жизни он постоянно жил в Мехико, в 1951 году при-ІЯЛ мексиканское гражданство . Эмиграция Травена затянулась на всю шзнь. До сих пор точно не установлен год прибытия Травена в эту )трану. Самый авторитетный источник, книга Рольфа Рекнагеля, указы-зает на 1919 год, как на год обоснования Травена в Мексике. Иоган-іес Шенхер, с которым у Травена был длительный контакт в Германии, шсал, что у него есть документальное подтверждение о жизни Травена І Мексике с І9ІІ года0. Э.Зрл отмечает, что Травен приехал в Мек-)ику во время первой мировой войны . Однако о писателе Травене, про-швающем в Мексике, в Европе впервые узнали в 1925 году, когда в Vorwarts " была получена рукопись романа Травена "Сборщики слопка".

Наиболее плодотворными в творчестве Травена были 20-е - 30-е годы. Затем последовали 20 лет молчания, объяснить которое не таксо легко. Но, может быть, дело именно в том, что писатель, нахо-1доъ в столь затянувшейся эмиграции, оказался в изоляции от единого национального организма, от родной ему среды и был в конце кондов обречён на творческое бессилие. Не секрет, что последний роман Гравена "Аслан Норвалъ" /I960/ не идёт ни в какое сравнение с его эанними произведениями, созданными под живым впечатлением от пере-китых им событий, в русле американских национальных традиций.

Вместе с тем возникает и другая проблема, связанная с мексиканским творчеством немецких писателей-антифашистов, переживавших РОДЫ второй мировой войны в Мексике. Это тем более интересно, что ответы на многие вопросы они искали и находили в творчестве Траве-на. Мы имеем в виду общую проблематику. Однако творчество Травена развивалось в совершенно ином литературном русле, и вполне естественно, что обширное исследование литературоведов ГДР1, посвя- -J щвнное проблеме немецкой эмиграции в Латинской Америке, имени Бруно Травен не упоминает.

Долгое время в немецкой литературе мексиканская тема отсутствовала как таковая. Мексика была для немецких писателей далёкой экзотической страной, в которой в XDC веке побывал Александр Гум-больдт и оставил о ней свои воспоминания. Вплоть до конца 30-х годов XX столетия в Германии эту страну знали плохо. Язык искусства Мексики был малодоотупен для европейца. Генрих Манн, например, считал, что для немцев Мексику "открыл" Эгон Эрвин Киш, напечатавший в 1945 году свои "Открытия в Мексике"."Кто её видел до его? - спрашивает Манн. Следует предполагать, что вообще никто"1. Речь идёт о том, что сама немецкая традиция изображения Мексики іачала складываться только к началу 40-х годов. Именно в это время Ї мексиканской теме обратились писатели-антифашисты, эмигрировавшие з Мексику - Бодо Узе и Анна Зегерс2.

В тот период, когда немецкие писатели впервые ступили на мек-зиканскую землю, Бруно Травен был уже признанным автором мексикан-зкой темы с почти двадцатилетним "стажем" работы.

Практически к тому моменту, когда Анна Зегерс начала свои же закончил свою творческую биографию. Последний его роман на эту рему "Генерал выходит из джунглей" был опубликован в 1938 году. Гравен "освоил" Мексику на 20 лет раньше, чем Анна Зегерс и на 25 іет раньше, чем Киш. Таким образомtобращение к Мексике в контексте немецкой литературы не явилось столь распространённым, как это Зыло у американцев. Практически немцы обратились к теме Мексики только в 40-е годы JGC века, тогда как эта тема в американской литературе восходит к ХУШзтолетию.

Роман Траввна "Белая роза" как итог философских и эстетических исканий 20-х годов

Новые произведения Травена 1928-1929 годов дают нам представление об эволюции писателя с точки зрения его социально-политической концепции В эти годы им было написано два произведения. Это роман 1928 года "Уоббли", который явился продолжением раннего романа "Сборщики хлопка" /1925/ и роман 1929 года "Белая роза". Оба произведения связаны с историческими судьбами Америки и Мексики в канун кризиса 1929 года. Писатель решается пойти по пути серьёзного, глубокого анализа той самой общественной системы, в которой герои его ранних произведений "утратили самих себя", по пути поиска того общественного идеала, который отвечал бы представлениям Травена о демократии и справедливости.

Период Кулиджевского "просперити" подходил к концу, "золотой век" американской стабилизации постепенно сменялся небывалым в истории Америки периодом острых социальных конфликтов. Очевидно в тот период, когда создавалась "Белая роза", кризис уже "носился в воздухе", и Травен почувствовал недоброе. В своих новых произведениях Травен обращается к проблемам социальной борьбы, предвосхищая тем самым деятельность писателей, обратившихся к тем же пробле-иым уже в 30-е годы. В статье "Трагическая Америка" Теодор Драйзер аисал в то время: "Факты и опыт, которыми я располагаю, убеждают меня не только в том, что капитализм находится в периоде упадка, но и в том, что никакими реформами положение не изменишь"" . Честные художники Америки искали альтернативу капитализму и искали её в социализме и марксизме. Эволюция Травена была более трудной, чем у тех писателей, которые в 30-е годы пришли к коммунизму, но тем не менее достаточно типичной для писателя Америки.

Вопрос о судьбах Соединённых Штатов и Мексики Травен исследует в исторической перспективе. Травен в этих произведениях не только критикует капитализм, хотя эта особенность наиболее характерна для его творчества, он думает о будущем, которое не мыслит без борьбы пролетариата за своё освобождение. В "Белой розе" мы не раз встречаем определение Травеном эпохи империализма как эпохи-машины, "машины, которая называется наш современный век, затравливающий нас /jagende / век"1. Столь же часто на страницах романа прослеживается мысль и о том, что эта машина как любое чудо техники не будет существовать вечно. В поисках примеров Травен продолжает в первом из названных романов обращаться к опыту борьбы американских и мексиканских "уоббли", он продолжает уже начатый разговор о методах и тактике классовой борьбы. И в романе "Уоббли" он показывает ещё раз одну из крупнейших по своим масштабам стачку в Мехико, в которой принимают участие пролетарии разных национальностей и которую организует мексиканская "ИРМ". Роман завершается в оптимистической тональности - стачка окончена победой бастующих, их экономические требования удовлетворяются; все без исключения, даже сами предпринимали, признают за бастующими их права. И вместе с тем "Уоббли"-это последнее произведение, где Травен воспевает мощь и силу "ИРМ". Проходит год, и на примере "Белой розы" мы убеждаемся, что опыт "уоббли" больше не удовлетворяет писателя. Если в "Сборщиках хлопка" и "Уоббли" Травен ещё положительно относится : экономической борьбе, показывает эту борьбу1, то в романе 1929 ода он показывает колоссальную, трагически завершившуюся забастов-:у угольщиков. Он более не идеализирует экономическую борьбу, обна- уживая в романе иные взгляды на формы и методы классовой борьбы. Іаиболее интересным для анализа мировоззренческой позиции писателя тановится так называемый "маневр Коллинза", о котором речь здёт в 4,5,6 главах романа. "Маневр Коллинза"-это конкретный при-«ер, взятый писателем из жизни, опираясь на который, он обращается к современным ему социальным проблемам Америки, опровергает, ІЄ соглашается с их тактикой, призывает рабочих к действию. В част-аости, попытаемся с учётом сказанного проанализировать одно из зтержневых высказываний писателя из романа "Белая роза". В четвёртой главе Травен пишет: "Внутри I капиталистической общественной системы они /рабочие/ будут делать то, что угодно капитализму, так как они сами - часть капитализма, так как они в период владычества капитализма связаны с ним на дальнейшее загнивание, на жизнь и на смерть. Внутри этой системы капитализм активен. Он знает, чего он хочет... Внутри этой системы всё служит капитализму. Не потому,что одни - жестокие эксплуататоры, а другие - голодающие, а третьи предают интересы рабочих, а. потому, что все они находятся внутри одной машины" . Травен конечно не прав, отводя пролетариату истоэически ограниченную роль, рассматривая его деятельность в рамках одной системы, но несмотря на всё своеобразие подхода писателя к историческим событиям, он делал в своём романе правильные выводы и, как мы увидим, прозорливые открытия. Практически все главы романа ароникнуты призывом к ломке этой старой общественной машины, ломке полной и окончательной.

Насколько близко принимал писатель к сердцу интересы рабочих Америки, мы можем судить из советов писателя пролетариям, которые он щедро даёт им на страницах романа.

Похожие диссертации на Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов)