Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Пиликина Надежда Николаевна

Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы
<
Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пиликина Надежда Николаевна. Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы : Дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 : Москва, 2004 167 c. РГБ ОД, 61:04-5/3839

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние вопроса

1.1. Существующие подходы и опенки исследования домовой резьбы

1.2. Технология художественной деревообработки.

1.3. Формообразование и технологичность изделия

1.4. Цель и задачи исследования.

Глава 2. Методология проведения экспериментальных исследований

2.1. Методика исследовательских работ (план).

2.2. Результаты исследований форм конструктивно-декоративных деталей

2.3. Определение параметров экспериментальной формы

2.4. Организация технической части эксперимента

Глава 3. Физико-механические свойства и природные качества древесины сосны, их использование в домовой резьбе

3.1. Анализ свойств древесины сосны

3.2. Методы ручной работы выполнения художественной резьбы по дереву

3.3. Композиционные приемы формирования резного декора

3.4. Условия конструирования формы изделия из древесины

Глава 4. Современные технологии художественной обработки дерева и производство элементов и деталей домовой резьбы

4.1. Требования к производству деталей домовой резьбы

4.2. Условия, определяющие процесс выполнения работ

4.3. Особенности машинной обработки крупных деталей резного декора.

Глава 5. Выбор рациональных соотношении художественных и технологических параметров

5.1. Комплексность решения как результат преобразования материала в изделие

5.2. Опенка полученных зависимостей

Глава 6. Обсуждение и рекомендации по использованию результатов исследования

Заключение.

Выводы

Список литературы

Приложения

Введение к работе

Среди многочисленных мастеров по художественной обработке материалов на Русском Севере особо отличались мастера по обработке дерева. Все северные селения по преимуществу были деревянные. Дух соперничества в новшествах и красоте своих построек никогда не оставлял северян и подвигал их на замечательные дела. Опыт деревообработки, накопленный ими за многие века в настоящее время переосмысляется, обобщается и адаптируется в современных условиях.

Пристальный анализ различных источников показывает, что множество рассматриваемых вопросов в системе технологии художественной деревообработки принадлежит как науке, так и области практического действия. Рационалистическая установка на создание информационно-стерильного окружения техномира теперь уже не кажется естественной. Стало набирать силу движение сделать окружающий мир, живым, говорящим, многоаспектным. За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки древесины. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной промышленной основе, а также

необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.

Проблемы художественной деревообработки на промышленной основе мало исследованны и весьма не просты из-за анизотропности древесины и ее влияния на психофизиологию человека. Традиционно она была связана с плотницкими и столярно-резчицкими работами. Технология художественной деревообработки имеет много оснований для ее исследования. В первую очередь сказывается недостаточная разработанность методологии изучения данного вопроса. В основном его рассматривают с позиций ручного труда. Во-вторых, требуется углубление знаний о взаимовлиянии в системе "материал - форма-технология", о соотношении машинного и ручного труда в технологии художественной деревообработки. В-третьих, вопросы данной технологии на промышленном уровне разработаны недостаточно и производители художественно-промышленных изделий из древесины испытывают острую необходимость в таких разработках.

Трудность исследования проблемы заключается еще и в том, что вопрос тяготеет как к сфере материальной так и духовной культуры, и это требует целостного взгляда на проблему, а соответственно, подхода с позиций эстетики созидания. Стремление выразить тектоническую красоту дерева как материала в системе формообразования приводит к созданию конструктивно-объемной пластики и пластики рельефа на деревянной поверхности. Эта возможность реализуется при наличии благоприятных условий, в том числе при обилии и доступности древесины как материала, богатства и разнообразия веками действующей северной традиции художественной обработки деревянных объемов и поверхностей. Очевидная устремленность архитектуры к красоте при этом не проявлялась в ущерб утилитарной полезности. Мастера плотники, столяры-резчики были ограничены законами тектонических возможностей материала, традициями, в которых они могли создавать нечто свое. Тем не менее, эти ограничения не мешали им делать выбор, основанный на знании и

5,

6.

понимании устоев и правил, на знании и понимании свойств материала, приемов и способов работы с ним, проявлять при этом технологическое "чутье" и эстетический вкус.

Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы вновь повысился интерес к строительству деревянных домов, к оригинальному внешнему их убранству, в частности к домовой резьбе. Проблеме машинного производства конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы не уделяется должного внимания, хотя в них есть немалая потребность. В этих условиях для максимальной рентабельности производства таких изделий время на освоение технологического процесса должно быть наикратчайшим, а качество их - наилучшим. При этом современный дизайн изделий предполагает оправданный компромисс между технологией, эстетикой и экономикой.

Параметры формирования деталей домовой резьбы, т.е. деталей крупной пластики из древесины в технологических исследованиях рассматриваются недостаточно. Следовательно, изучение получения крупных деталей резного декора и оценка их технологичности важны для реализации организационных проектов и технологий художественной деревообработки на уровне современного производства. В этой связи, оказываются важными как существующие наработки, так и технологические инновации.

Поиск эффективных методов и обоснование новых представлений в системе технологии художественной обработки дерева с учетом традиций деревообработки на Русском Севере является весьма актуальной проблемой и сопрягается с современными способами решения задач созидательной деятельности.

Цель исследования - разработка эффективного соотношения художественности и технологичности в формировании крупных деталей резного декора на примере домовой резьбы в деревянном зодчестве Русского Севера.

7.

Основные задачи 1. - На основе анализа специальной литературы, рисунков, чертежей, технологических карт и реальных образцов северной домовой резьбы, выявить и установить размерные показатели геометрии форм и закономерности обработки деталей резного декора; 2.- Составить классификацию деталей северной домовой резьбы по характеру форм; 3.- Обосновать использование конструктивных свойств древесины сосны в

деталях резного декора; 4- Проанализировать методы получения конструктивно-декоративных

деталей домовой резьбы на основе прогрессивных технологий; 5. - Разработать методику выбора рационального соотношения

художественности и технологичности деталей домовой резьбы, приняв за основу базовые изделия.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— обосновано рациональное использование свойств древесины сосны и
прогрессивных способов ее обработки при получении крупных деталей декора
домовой резьбы;

— установлена взаимосвязь и соотношение основных параметров
формирования декоративно-конструктивных деталей домовой резьбы;

систематизированы и определены особенности видов художественной резьбы по дереву и на этой основе разработаны требования к современному производству деталей резного декора фасадов деревянных зданий.

даны методы определения технологичности изделий художественной деревообработки.

Практическая значимость определяется тем, что:

s,

- обосновано практическое применение древесины сосны в производстве
деталей домовой резьбы по методам прогрессивных технологий;

- получены практические подтверждения различных способов
изготовления крупных деталей резного декора в условиях производственных
мастерских;

предложен перечень станков и опробированы в практической работе виды станков, дающих возможность получать качественные изделия декоративной пластики крупных размеров.

выявлена взаимозависимость художественно-технологических фак- торов формирования деталей резного декора.

1. Апробация материалов: результаты исследования докладывались

на производственном семинаре, на заседаниях и конференциях

кафедры и факультета, проверка результатов осуществлялась на

базе кабинетов и лабораторий АГТУ, ПТУ, а также путем

внедрения в практику специальных производственных

реставрационных и частных мастерских, на предприятии

«Беломорские узоры».

Основные положения диссертационного исследования использовались в

практике разработки и реализации Программ и методик по подготовке

специалистов художественной деревообработки, на областных семинарах

производителей и продавцов художественно-промышленных изделий.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается

исходными методологическими положениями, применением совокупности

взаимодополняющих методов исследования и практической деятельности,

соответствующих целям и задачам работы.

9,

Методика исследовательских работ (план).

Цель эксперимента: проанализировать получение художественных и технологических характеристик путем исследования формы и пластики базовых изделий, выявить и доказать возможность получения деталей крупной пластики из древесины сосны на типовых станках при установленных режимах ее обработки и соблюдении соответствующих параметров.

Задача эксперимента: установить зависимости между геометрией формы детали и влиянием факторов качества исходного материала, затратами рабочего времени и выбором технических приемов обработки.

Исследуя данные параметры, устанавливаем 5 соответствующих опорных показателей: Пі _ показатель функциональной пригодности формы детали, Пг - показатель соответствия конструктивных качеств материала и изделия, П3 - показатель прочности древесины, ГЦ - показатель технологической обработки древесины и Пр - показатель реализации художественно-технологических параметров.

В основу методики исследований и доказательства высокого качества формирования деталей резного декора при эффективном использовании свойств древесины и соблюдении норм технологической обработки ставим важнейший принцип процесса формообразования в дизайне объектов, согласно которому конструкция формы, технология и декор изделия подчиняются свойствам материала, из которого оно сделано. При этом в оптимальной мере должны выявляться и интерпретироваться данные свойства.

Раскрывая сущность указанного процесса, это положение можно объяснить с помощью геометрических характеристик формы и декора изделия, параметров используемого материала и его обработки, что приводит к определенным зависимостям.

Натурные обследования или обследования предметного ряда (см. приложения), соответствующие теме работы, позволяют дать классификацию видов деталей домовой резьбы согласно геометрии форм.

Обследование реальных образцов показывает, что резной декор в северном деревянном зодчестве всегда подчеркивал и фокусировал взгляд на основных визуальных элементах объекта, в точках наибольшего напряжения конструкции и работы материала. (См. приложения). При анализе форм видно, что он располагается в наиболее важных местах, в которых функциональное и эстетическое сливаются воедино. Нет отдельно декора и отдельно конструкции. Расположение резных деталей, как правило, строилось по канонам, выработанным многовековым опытом народных мастеров-зодчих и местными традициями. Формы конструктивно-декоративных деталей постоянно развивались и совершенствовались. Особо тщательно резные детали выполнялись на главном фасаде, обращенном к улице или к реке. На фронтоне обычно можно было видеть небольшое слуховое окно, или окно светелки и балкон. Нередко при этом использовали различные формы окна и соответственно рам, умело их обрамляли, применяли вставки, накладные розеты и другие элементы. Прорезным ажуром ограждений разнообразных балконов на главных фасадах зрительно достигалась поразительная легкость конструкции и нарядность во всем облике дома. Решению этой же задачи способствовала великолепно отработанная структура устройства конструктивно-декоративных узлов домовой резьбы.

Формы и функции прямолинейных и плоских деталей резьбы. На фасадах дома неоспоримо значение резных причелин и полотенец, подзоров и карнизов, которые имеют линейную конфигурацию своей формы. Наряду с ними, наиболее запоминающимся и выразительным элементом фасадов является обрамление окон — наличники. Основой для изготовления всех этих деталей резьбы является обыкновенная доска.

Внешнее художественное убранство жилого дома вбирало в себя самые разнообразные и зачастую достаточно сложные орнаменты, символические знаки и изображения, фантастические и реалистические образы. Вкусы и пристрастия мастеров деревянной архитектуры в декоративно-художественной отделке дома были довольно устойчивы. Однако, европейские стили светских дворцовых зданий - готика, барокко, классицизм тоже в какой-то мере оказали влияние на декор в народной архитектуре, и особенно это проявлялось как раз в украшении окон. Поэтому мы обнаруживаем большое разнообразие во внешнем убранстве окон деревянных построек, как в городе, так и в деревне. (См. приложения).

Выразительность форм и пластические качества окон дома, которые оформляются резными наличниками, оказывают влияние не только на фасад, где они расположены, но и на весь облик дома. Традиция украшать окна резными наличниками восходит к древним временам, это стало необходимостью в защите конструкции окна от попадания осадков и задувания ветра. Функцию защиты конструкции от влаги выполняли практически все плоские конструктивно-декоративные детали. В орнаментах художественной отделки этих деталей на Севере можно увидеть знаки, орнаментальные символы -розетки, геометрические элементы, ритмические ряды узоров, лаконичный растительной орнамент, разнообразные фигурные композиции и стилизованные изображения. Но всех их объединяет главная особенность - это соразмерность, сомасштабность и естественность пластики декора и формы. У северных мастеров-резчиков в геометрических узорах плоских деталей довольно часто использовались приемы сквозной прорезной и пропильной резьбы.

В основе композиции наличников окон у мастеров Севера лежат орнаменты, выстроенные по хорошо отработанным закономерностям. В основном это были ритмические повторы и симметрия. В резьбе наличников окон домов Русского Севера использовали и геометрические и растительные орнаменты, технологически отработанные. Технология выполнения отдельных деталей не требовала больших трудозатрат, но когда эти детали собирались в одно целое, то они представляли богатый пластический рельеф. Северные мастера более органично использовали свойства древесины сосны, например возможности скалывания, сверления и т.п., а также варьирование или иначе комбинаторные свойства самих элементов резьбы.

Анализ свойств древесины сосны

В основе анализа свойств материала и его использования мы опираемся также на принцип формообразования — конструкция формы, технология и декор изделия должны подчиняться свойствам материала, из которого оно сделано. При этом в оптимальной мере должны выявляться и интерпретироваться данные свойства.

Анализ практической стороны дела показывает, что для изготовления деталей домовой резьбы большей частью применяют древесину хвойных пород, содержащих смолу, а потому более стойкую к атмосферным и биологическим воздействиям. Как показывают полученные нами данные, древесина должна быть хорошей, без косослоя, сучковатости, тогда она не скалывается при резных работах, устойчива к трещинам и не ломается. Классическое требование при выполнении резных работ - влажность древесины должна быть от 8 до 12 % (W12). Древесина с большим процентом влажности режется легче, но высыхая, коробится и трескается.

По ходу обследований выявлено, что древесина сосны - наиболее используемая в плотницкой и столярно-резчицкой работе. Причин этому много, но самая главная состоит в том, что древесина сосны легко поддается пилению и обработке режущими инструментами. Самым распространенным видом сосны, произрастающим на европейском севере России, куда входит и Архангельская область, является сосна обыкновенная. Высота ее ствола колеблется от 20 до 40 м и древесина ее отличается наиболее выгодными конструктивными качествами.

Физические свойства. Плотность (р). Сосна, как и большинство хвойных, принадлежит к группе пород малой плотности. В нашем случае надо иметь в виду среднее значение плотности при стандартной влажности 12%, которое составляет 505 кг/куб.м., плотность абсолютно сухой древесины - 480 кг/куб.м. Древесина сосны обладает несколько большей плотностью по сравнению с елью, разница на 10%. Плотность возрастает от сердцевины к коре, достигает максимума 2/3 радиуса и затем начинает снижаться. Снижается плотность и по высоте дерева. При увеличении сбежистости ствола среднее ее значение уменьшается.

Влажность (W). Средняя влажность растущего дерева сосны составляет в заболони - 112%, а в ядре - 33%. Влажность заболони к вершине дерева возрастает, а в ядре остается практически постоянной. Наблюдаются суточные и сезонные колебания влажности. Наибольшая влажность древесины сосны наблюдается зимой (ноябрь- февраль), а наименьшая - летом (июль-август). Причем эта разница в 25-50% характерна только для заболони, влажность ядра остается практически постоянной. Влажность свежесрубленной древесины составляет в среднем 85%. (заболонь - 100-120%, ядро - 30-40%, кора — 120%).

Сушка древесины сосны связана с ее влажностью. Для плотницких и столярно-резчицких работ ведут подготовку древесины. Ее сушат двумя способами — в атмосферных условиях или в сушильных камерах. В атмосферных условиях на открытом воздухе процент влажности доводят до 15-20%, в сушильных камерах — до нормальной влажности 8-12%, в этих же камерах получают и абсолютно сухую древесину с влажностью 0%. Поэтому весьма важным параметром является процент усушки. Для сосны усушка в тангенциальном направлении (до стандартной влажности W=12%) составляет в среднем 6,7%. Однако древесина - материал гигроскопичный и при увеличении влажности окружающей атмосферы происходит поглощение влаги. Процессы сушки и водопоглощения практически можно считать взаимно обратными. По этой причине принято характеризовать изменение размеров образца древесины при изменении его влажности коэффициентом разбухания Ka (% разбухания (увеличения размеров) на процент влажности древесины). Увеличение размеров образца относят к его исходному размеру в абсолютно сухом состоянии. Коэффициент разбухания при нормальной влажности - Wi2% вычисляем, округляя результат до 0,01% на 1% влажности по формуле: Ka = amax/Wl2%, где a max - увеличение образца древесины в состоянии максимальной влажности, которую в среднем принимают W=30%. Среднее значение коэффициента разбухания для сосны обыкновенной составляет: - в радиальном направлении —0,18; - в тангенциальном направлении - 0,31; - объемный - 0,50. Влияние влажности древесины сосны для процессов резания имеет большое значение. Физико-механические свойства ее так или иначе зависят от влажности (W) и температуры окружающей среды. Подобные зависимости для древесины сосны были получены Н.Л.Леонтьевым. Так при температуре 20 градусов и изменении влажности от 0 до 30% предел прочности при сжатии вдоль волокон уменьшился с 740 до 201 кг/см, а при увеличении влажности от 30 до 100 % предел прочности уменьшился до 200 кг/см, т.е. разница составила незначительную величину. Приведенный пример показывает, что прочность древесины наиболее интенсивно убывает при увеличении W до точки насыщения волокон, т.е. до 30%. Прочность древесины, связанная с ее влажностью, в значительной степени отражается на величине усилий, необходимых для снятия стружки в процессе резания. Например, при W=20% древесина обрабатывается легче, но затем готовая деталь больше коробится и изменяется в размерах. Поэтому компромиссом в использовании свойств древесины и возможностей обработки является нормализованная влажность W=8-12%.

Древесина сосны в меньшей степени, чем лиственные породы, склонна к короблению и растрескиванию в процессе сушки. (В рассматриваемых нами работах это очень существенно). Коробление древесины - следует считать важным недостатком, затрудняющим ее использование в конструировании и декорировании формы и особенно в условиях переменной влажности, т.е. при эксплуатации изделия в атмосферных условиях. Коробление используемого материала максимально снижают путем выбора правильной сушки. Древесину для сушки складывают в штабель таким образом, чтобы создать внешние усилия и прижать нижние части штабеля верхними либо создать эти усилия при помощи специальных прижимов. При правильном выборе режима сушки и расположении сортиментов в камере можно существенно снизить процент брака. В практике традиционного деревянного строительства и столярно-резчицких работ на Севере древесину сосны сушили на открытом воздухе, уделяя особое внимание расположению бревен в штабеле.

Требования к производству деталей домовой резьбы

Долгое время выпуск изделий художественной деревообработки ограничивался в основном изделиями художественных промыслов. Производители только сейчас начинают осознавать потребность выпуска такой номенклатуры изделий, где учитывались бы многочисленные интересы потребителей с разной платежеспособностью. Такую задачу производственникам еще необходимо решить, в первую очередь за счет активной разработки новых программ выпуска изделий с новой их номенклатурой и новых форм организации производства. Отсюда встает задача и необходимость маневрировать производством и скорее реализовывать принципы модификации и индивидуализации, унификации и нормализации изделий художественной деревообработки.

Осознание потребностей преобразования материала в изделие ведет к маневрированию структурой технологии, к поиску новых возможностей. Предприятия вынуждены искать способы и средства для оптимизации своей производственной деятельности, а именно: при возможно самых низких затратах реализовывать наибольшее количество преобразований, достигать наибольшее количество целей в обработке материалов. Стратегия на развитие эффективности производства изделий в художественной деревообработке может включать в себя ряд проблемных составляющих, вокруг которых возможен поиск инженерных, организационных, производственных и управленческих решений, имеющих актуальность в настоящее время.

Первые три составляющие в приведенной таблице имеют непосредственное отношение к теме нашего исследования и берутся во внимание в ходе работы. За последние годы существенно изменились требования к предметам, окружающим человека в его повседневной жизни. Требования к функциональности и назначению изделий не приобрели существенной разницы, зато требования к стоимости и к уровню дизайна стали самые разные, они во многом расходятся и даже становятся в чем-то противоположными. Исходя из этого, изделия очевидно должны быть более разнообразными и в стоимости и в художественно-эстетическом отношении, должны иметь различные уровни дизайна.

Для оптимального выбора технологий создания деталей домовой резьбы необходимо хотя бы кратко охарактеризовать основные требования к этим деталям с позиций сегодняшнего дня, т.к. реализация требований диктует цель преобразования материала в изделие. Функциональные требования. Данные требования определяют, прежде всего, степень соответствия изделия его назначению. В процессе создания домовой резьбы учитывается весь ход функционирования ее в определенных условиях, а именно в тесной взаимосвязи с функционированием жилища и потребностью человека в комфортности среды обитания. Определяющими в этом отношении являются требования: - рациональности размеров, величины и массы форм; - обеспечение декоративной обработки поверхности стены и конструктивных узлов; - обеспечение взаимосвязи деталей и целого в общем ансамбле; - создание комфортности восприятия поверхностей и узлов. Конструктивные требования. Названные требования направлены на совершенствование конструктивных особенностей деталей домовой резьбы, которые заключаются: - в простоте конструктивного решения; - в рациональном использовании материала; - в устойчивости и прочности конструкции; - в правильности решения узловых соединений; - в сборно-разборности конструкции; - в технологичности и эксплуатационной надежности конструкции. Простота решения конструкции отдельных деталей существенно влияет на технологичность и комбинаторные свойства изделий. Выбор материала и способов обработки с учетом его свойств обеспечивает прочность и долговечность конструкции, экономичность изделий.

Технологические требования. В условиях художественной деревообработки эти требования обусловлены характером производства (уникальное, малосерийное, крупносерийное) и состоянием технологического процесса. Во всех случаях технологические требования позволяют решить: - уровень технологичности; - оптимальность перехода свойств материала в изделие; - рациональность сборки деталей в изделии; - регламент точности и чистоты механической и художественно декоративной обработки. Технико-экономические требования.

Здесь рассматриваются требования, предъявляемые к экономичности конструкции, к экономичности методов изготовления и его техническим: условиям. Вместе с тем, это и требования, предусматривающие рациональное использование материалов, рациональные способы транспортировки и хранения. К этим же требованиям относятся и вопросы снижения себестоимости изделий при их высоком качестве. Здесь надо отметить такие требования: - конструкция должна быть рациональной, такой, чтобы при высоком качестве изделия затрачивалось оптимальное количество материала; - при высокой функциональности и эстетичности изделия затрачивался бы необходимый и достаточный объем производственных средств, труда, времени. Эстетические требования. Это прежде всего требования, определяющие целесообразность, красоту, логику форм всего объема изделия и элементов его декора. Эстетические требования охватывают: - лаконичность формы изделия, - строгое соответствие формы изделия его функции, - легкость зрительного восприятия формы и декора - высокий уровень качества и исполнения работ, - стилевое единство, ансамблевость, связь с архитектурой, - изящество и четкость линейной структуры и силуэта в целом.

Комплексность решения как результат преобразования материала в изделие

Каждому отрезку времени в жизни общества присущ свой характер, образ, структура и форма объектов материальной культуры. Это связано с уровнем развития экономики, материальными возможностями, бытовым укладом населения, с уровнем развития техники и технологий и эстетическими представлениями общества.

Важной чертой эстетики деталей декора в домовой резьбе, на которую мы обратили внимание в ходе натурных обследований, - это степень необходимости и функциональности создаваемых объектов, их частей и деталей. Резной декор не был случайной формой; он содержал в себе различные смысловые значения, знаки и символы, в большой мере отражающие характер и свойства материала, логику его обработки, и целесообразность конструкции.

Основополагающим принципом в нашей работе был и остается главный принцип формообразования, который с самого начала был положен в основу наших исследований. Результатом этого явилось установление зависимости комплексного решения в художественном освоении материала и самих объектов. Они естественно и органично развертывает свое содержание в декоре домовой резьбы. Создание структуры домовой резьбы было рассчитано на человеческое восприятие. От созерцания ее, любования ею зритель переходит к активному ее восприятию и взаимодействию, к особого рода соучастию, он ощущает себя действующим лицом, актером, а при встрече с архитектурно-декоративной формой, в зависимости от своей фантазии, темперамента, творческого воображения, обыгрывает ее, интерпретирует, истолковывает ее функцию, обнаруживает заключенную в ней идею. [Р.Арнхейм].

Своей декоративной интерпретацией детали домовой резьбы подчеркивали и выявляли работу материала, основных узлов конструкции и всего объема в целом. Их располагали, прежде всего, на фронтонах, на стенах около окон, по краям крыши, у входа в дом. Такое их расположение давало возможность проследить структурное построение композиционного образа. Отсюда, можно сказать, что с помощью декора мастера-плотники ранжируют уровни значимости конструктивных узлов и их функциональность. Кроме того, все детали резного декора имеют эстетическую функцию и каждая из них -свою конкретную утилитарную функцию. По ходу исследований экспертным путем выбран показатель функциональности и целесообразности изделия, он является одним из основных показателей дизайна.

Такой алгоритм действий определяет реальные подходы в достижении поставленной цели, что и показано в нашей работе.

Анализ данных показал, что получение изделий продвинутого уровня эстетики требует специального обоснования технологической подготовки и проведения процесса материального воплощения. Чтобы соотнести теоретические и практические данные этого процесса и определить диапазон эффективного использования свойств и качеств древесины при формировании деталей резного декора, мы провели сопоставление результатов.

Исходя из поставленных задач формирования деталей домовой резьбы, проводим сравнение данных в способах их получения. Область распределения величин всех показателей измерялась в рамках трехбальной шкалы: 3 балла -максимальное значение; 2 балла - среднее значение; I балл - минимальное значение. Оценивание полученной формы изделия проходило по критериям, выведенным в табл. 3. Показатели новых изделий сравнивались с контрольными показателями базовых изделий.

В результате проведенной работы установлено, что технологичность декоративно-конструктивных изделий основывается на эффективности и оправданности затрат.

1. Образовательная практика. Авторским программам и методическим разработкам по художественной обработке дерева присуждена премия Ломоносовского фонда. (Архангельск, 1994 г.) В настоящее время материалы исследования используются в работе со студентами Архангельского государственного технического университета.

2. Методика оценки технологичности. Методика оценки апробирована в мастерских ООО «Беломорские узоры» и нужна, прежде всего, производителям изделий художественной деревообработки. Технологичность изделий художественной деревообработки оцениваем в двух направлениях: качественно и количественно. Качественная оценка обычно предшествует количественной. Она дает общую характеристику технологичности изделия на каком-либо из ниже следующих оснований или одновременно на всех: 1. - на основании существующего производственного опыта, 2. - путем проведения экспертного опроса, 3. - на основании имеющегося приоритета выбора. Оценка технологичности промышленного изделия, принятая в производстве, до последнего времени базировалась главным образом на таких затратах, которые требовалось свести к минимуму. Учитывалось при этом соответствие назначению, возможность сборки и эксплуатации. Качество изделия рассматривалось в основном только со стороны качества технологии обработки, т.е. точность и чистота. Такой подход в понимании технологичности был удобен производственникам и не учитывал дифференцированности спроса на рынке готовой продукции по ее стоимости и по уровню эстетики. Эти показатели нивелировались, либо принимались во внимание на неком крайне усредненном уровне. Но за последние годы существенно изменились требования к предметам, окружающим человека в его повседневной жизни, усредненность ушла, и нивелировать неудобные производственникам показатели стало невозможно. Требования к функциональности и назначению изделий не приобрели существенной разницы, зато требования к стоимости и к уровню дизайна стали самые разные, они во многом расходятся и даже становятся в чем-то противоположными. Исходя из этого, рекомендовано более разнообразить изделия и в стоимости, и в эстетическом отношении представлять различные уровни, что отражается на категориях выпуска продукции, приобретает серийность и дифференцированность. Отсюда, оценку технологичности выполняем в соответствии с уровнем дизайна, композиционной сложностью и качеством обработки. Это первое и весьма важное отличие данной методики оценки художественно-промышленных изделий от сложившихся способов оценки прошлых лет. Предложено. Количественную оценку технологичности выражать числовыми показателями, которые отражают степень удовлетворения предъявляемых требований.

Похожие диссертации на Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы